Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
Содержание:
- Как определить мягкий согласный?
- Ход образовательной деятельности:
- Особые случаи
- Характеристики звука и буквы
- § Как научиться различать твердые и мягкие звуки
- Звук и шум
- Ход занятия:
- Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
- Непарные звонкие согласные
- Что такое твёрдые и мягкие согласные?
- Ход занятия
- Советы родителям
- Всегда твёрдые согласные
- Сколько звуков в русском языке
- Отличительные признаки мягких и твердых звуков
- Парные и непарные
Как определить мягкий согласный?
Кроме особого звучания, мягкий согласный можно определить в письменной речи. На мягкость согласного указывают следующие признаки:
1. после мягких согласных пишутся буквы «е», «ё», «и», «ю», «я»:
- лес
- пёс
- мир
- плюшка
- мята .
Исключение составляют заимствованные слова, в которых согласные звучат твёрдо даже перед буквой «е»:
- дельта
- ателье
- теннис
- кабаре
- кафе
- энергия
2. мягкость согласных выражает особый значок, который не обозначает звука, — «ь»:
- косьба
- восемь
- якорь
- скользкий
3. согласные смягчаются перед некоторыми последующими мягкими согласными , , , , , , :
- жизнь
- после
- мостик
- зонтик
- бето́нщик
- ворчу́н .
Этот фонетический процесс передачи мягкости одного звука другому называется уподоблением, или ассимиляцией (лат. assimilatio — «уподобление»).
Имеем в виду, что эта приобретённая мягкость согласных не передаётся в письменной речи.
После букв, обозначающих мягкие согласные звуки, мягкий знак не пишется в сочетаниях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Отгадывание загадки.
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплятки)
— А как можно еще их назвать? – Цыплята.
— А один детеныш как называется? – Цыпленок.
— А как мы кричим курочек и цыпляток, когда зовем их кушать? – Цып-цып-цып.
— Какой первый звук в слове ЦЦЦыплятки, ЦЦЦыпленок, Цып-Цып? – звук Ц.
— Правильно. Сегодня на занятии мы повторим звук Ц и выучим букву Ц.
2. Пальчиковая гимнастика.
Жёлтый маленький комок
Во дворе пшено клюёт
Смотрит на него телёнок
До чего же мал цыплёнок.
(сначала каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения; затем показываем «теленка — корову» (большой палец и мизинец выставить, остальные спрятать в кулачок), затем сжимаем кулачки – показываем «цыпляток»).
Какие слова со звуком Ц встретились в этой игре?
— Цыпленок.
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на свистящие звуки.
Речевое развитие
4. Игра «Четвертый лишний».
Собака, кошка, курица, кролик — курица (это птица)
Лев, жираф, бегемот, заяц — заяц (остальные животные жарких стран)
Цапля, ворона, воробей, сорока — цапля (перелетная птица)
Блюдце, диван, кровать, стул — блюдце
Игра «Запомни – повтори» КУРИЦА, ЗАЯЦ, ЦАПЛЯ, БЛЮДЦЕ.
ЦЦЦАПЛЯ, ЗАЯЦЦЦ, КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ – какой звук я выделяю голосом. – Звук Ц.
— Какой звук Ц? – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, СВИСТЯЩИЙ.
Где спрятался звук Ц в слове ЦЦЦАПЛЯ? – в начале слова.
— А где спрятался звук Ц в словах КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ? – В середине слова.
— А где спрятался звук Ц в слове ЗАЯЦЦЦ? – в конце слова.
Поделите слова на слоги.
Произнесение звука Ц логопедом, детьми, хором, индивидуально – уточнение, что этот звук состоит из 2 звуков Т+С, произносимых друг за другом очень быстро.
Уточнение артикуляции звука Ц.
5. Выделение звука – игра «Поймай звук»:
а)из слогов: ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, аст, оцт…;
б)из слов: кольцо, колесо, пылесос, акция, цифры, циферблат, альпинист, таксист, цистерна, скалолаз…;
в) из картинок на панно – игра «Найди ошибку» (задание осложнено инструкцией: определение места звука в слове).
Г) игра «Попугай»
Воспроизведение слоговых рядов:
Ац-оц-уц-ыц
Ацл-оцл-уцл-ыцл
Ца-цо-цу-цы
Цла-цло-цлу-цлы и т. д.
6. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Подрастает деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
Какие слова со звуком Ц встретились в этой физкультминутке?
— ЛИЦО, ДЕРЕВЦО
7. Составление предложений по индивидуальным картинкам, деление их на слова.
8.Составление схем слов:
а) коллективно на доске (птенцы, цветы);
б) самостоятельно по индивидуальным картинкам.
9.Обогащение лексики родственными словами:
Цветы – цвет, цветок, цветник, цветик, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик.
10. Знакомство с буквой Ц.
Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы Ц в разрезной азбуке.
Стихотворение про букву Ц:
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Буква Ц —
Смотрите сами —
Как скамейка
Вверх ногами.
11. Упражнения с разрезной азбукой.
Выкладывание из букв
а) буквы Ц;
б)слогов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, ци, цы
в)слов: ЦЫП, ЦАПЛЯ, ЦИРК, ЦВЕТЫ и др.
Речевое развитие Двигатель-ная деятельность,
12. Печатание буквы Ц, слогов и слов в тетрадях.
13. Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ц-, -ец-,-иц-:
а) игра «Поговорим о Тане и Танечке»:
о Тане о Танечке
У Тани голубое платье. У Танечки голубенькое платьице.
душистое мыло душистое мыльце
тёплое одеяло тёплое одеяльце
большое зеркало большое зеркальце
красивое покрывало красивое покрывальце
дорогое украшение дорогое украшеньице
Таня ест хлеб с маслом. Танечка ест хлебушек с маслицем.
с вареньем с вареньицем
Таня пишет письмо бабушке. Танечка пишет письмецо бабулечке.
говорит волшебное слово говорит волшебное словцо
открывает окно открывает оконце
готовит угощение готовит угощеньице
б) игра «Эхо»:
тело – тельце здание- волокно-
дело- задание- объявление-
слово- болото- объяснение-
село- упражнение- строение-
сало- расписание — мыло-
ружьё- воскресение- шило-
Домашнее задание.
Итог занятия.
— какой звук повторяли?
— какую букву выучили?
— дайте характеристику этому звуку?
— припомните картинки на Ц?
— какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?
Особые случаи
Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».
Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:
- слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
- притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
- имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
- имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
- фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
- имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
- производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.
За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».
Характеристики звука и буквы
Первое, что хочется узнать – ц твердая или мягкая. В русском языке существует правило, согласно которому мягкость и твердость определяется стоящим за ним гласным звуком. Но из правила есть исключение.
Для буквы ц какой звук определяется не гласной буквой, а незыблемой нормой русского языка. Она всегда твердая. Утверждение касается любых слов, даже таких, как «цирк» или «цыпленок». Для читателя вопрос о том, буква ц мягкая или твердая перестал стоять настолько остро. Ответ известен.
Малышам для запоминания буквы ц можно предложить ее раскрасить.
Раскрась букву ц
Впрочем, это не единственная характеристика звука ц. Попробуем определить звонкая буква или глухая. Постараемся крикнуть букву «ц». Не получится. Причина в том, что глухой звук ц, характеристика еще одна найдена.
Буква ц обозначает глухой звук ц и является согласной.
Читателю известно, что ц всегда твердая, найден ответ на вопрос звук ц твердый или мягкий. В разговорной речи разницы особой не существует между глухими и звонкими частями слова. Они произносятся почти одинаково по форме, но содержательно различаются очень сильно.
Другие характеристики буквы ц:
- Непарная. Наверное, самая интересная характеристика буквы ц. Часть букв в русском языке образует пару глухих и звонких. Например, буквы «т» и «д» или «к» и «г». Но в случае с буквой «ц» известная закономерность рушится. В чем причина? Выше мы говорили о звуке «ц». Это не совсем правильно с точки зрения русского языка. Нам с читателем пришлось пойти на небольшое упрощение, чтобы донести мысль. В русском языке не существует звука «ц». То, что таким кажется состоит из двух других «т» и «с», которые соединились вместе. Историки не знают когда это произошло.
- Встречается в славянских алфавитах. Знакомая с детства печатная буква ц встречается в украинском, белорусском, болгарском, македонском, сербском алфавите. Правда, надо знать как пишется буква ц во всех этих алфавитах. Правила написания могут незначительно меняться. Порядковый номер тоже не одинаковый. В русском языке буква «ц» занимает 24 место, но в болгарском занимает место на одну ступень повыше, а в белорусском на шаг пониже.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Звук и шум
Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.
Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.
- Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
- А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.
В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед показывает картинку с изображением цирка.
— Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)
2. Сообщение темы занятия.
— Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук — ). Все артисты в цирке любят звук . Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.
3. Артикуляция и характеристика звука (у каждого ребенка зеркало).
Дети:
— Кончик языка за нижними зубами, спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, между зубами маленькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный. Звук – глухой (проверить рукой). Звук всегда твёрдый.
4. Развитие фонематического слуха.
— Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук — хлопните в ладоши:
а)в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы.
б)в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы.
5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.
— Билет в цирк получит тот,кто правильно за мной повторит:
Ца — ца — ца — цапля, улица, пыльца. Цы — цы — цы — зайцы, мельницы, птенцы. Цо — цо — цо — деревцо, кольцо, крыльцо. Ец — ец — ец — огурец, певец, пловец. Ца — ца — ца — птица, улица, больница.
Дети получают билеты.На билетах картинки: цветы, цифры, огурец, дворец, кольцо, пуговица.
— Это вещи артистов цирка. Разложим их по сундукам. В первый сундук положите картинки, названия которых начинаются со звука , во вторую – в которых звук слышится в середине слова, в третью – картинки, в названии которых звук в конце. Дети выполняют задание.
— Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)
Мы подарим артистам много. (цветов). В сказочной стране много. (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много. (огурцов). У девочки на платье много. (пуговиц). У царевны на пальцах много. (колец). На математике мы узнали много. (цифр).
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук —
платье – платьице окно – оконце зеркало — зеркальце мыло — мыльце дерево – деревце лужа – лужица одеяло – одеяльце блюдо — блюдце
7. Динамическая пауза. Координация речи с движением. (см. Картотеку)
8. Слоговой анализ слова.
Пока звери выступали, их детеныши убежали из цирка и потерялись. Помогите малышам найти своих мам. Я отведу тигренка к тигрице.
Дети составляют аналогичные предложения со словами: медведица, волчица, львица, лисица, ослица, овца, курица, верблюдица.
Хорошо, что мы помогли родителям найти своих детей, ведь цирк уезжает на гастроли. Рассадите животных по вагонам. В слове лисица 3 слога. Лисица поедет в третьем вагоне.
Дети определяют количество слогов в словах и рассаживают животных в вагончики в соответствии с цифрой.
9. Работа над предложением.
На память о цирке клоун дарит вам веселые картинки. Рассмотрите их и составьте предложения.
Дети составляют предложения. (Дети пришли в цирк. Дрессировщица учит тигров танцевать. Фокусник достал из шляпы курицу и зайца. Цирковые собачки знают цифры. Жонглер подбрасывает вверх разноцветные блюдца. Артистам подарили много цветов)
10. Подведение итогов. Оценка работы детей.
Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.
К примеру: твердый звук был – бил; ток – тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.
Какие гласные дают твердость согласному звуку?
Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.
Например, слово – енот. Его произносят так: . Или слово – тина. Оно произносится как: . Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.
Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело. Фонетическая транскрипция: – , – , – . Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.
Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.
Гласные, которые смягчают согласный звук
Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.
Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, .
Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.
Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква
Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.
Таблица
Твердые согласные звуки | Мягкие согласные звуки | Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками |
быт – бит, быть – бить | ||
пыль – пил, пан – пьян | ||
выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь | ||
фонарь – филин, эффект – факт | ||
вода – води, дыра – динар | ||
весы – весь, сыр – сера | ||
воз – вези, заря – зеро | ||
ноша – няша, кон – конь | ||
горб – герб, нога – ноги | ||
сорок – сороки, кот – кит | ||
мол – мел, мал – мил, мат – мята | ||
бит – бить, туман – темень | ||
мол – моль, лось – лес | ||
ухо – ухи, хороший – хитрый | ||
роса – рис, рысь – ряска. |
Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними
Непарные звонкие согласные
В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.
Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».
В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.
Например, воздух проходит через нос и образует звуки и , а при смыкании губ получаются звуки и .
Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки и .
Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки и .
Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук .
Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.
Определение
Звуки , , , , , , , , — это непарные согласные.
Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:
- —
- —
- —
- —
Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:
- банка — банька;
- рад — ряд;
- мыс — миска;
- лов — лев.
А звук непарный по всем характеристикам:
- непарный звонкий;
- непарный мягкий.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками.
Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки , , , , , . Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»:
- пар
- пир .
Слово «пир» произносится несколько иначе. При произнесении первого согласного серединка языка выгибается к нёбу в виде горбатого мостика, а воздух устремляется по боковым узким проходам мимо языка. Так образуется мягкий согласный. А твёрдый согласный звук произносится более широкой струёй воздуха.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Мы с вами познакомились уже со многими звуками. Скажите дети, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
Давайте поиграем в игру «Разложи картинки».
Каким цветом обозначаем гласные звуки? Каким цветом обозначаем согласные звуки? Картинки слова, в которых начинаются с гласного звука приготовлен домик красного цвета, для картинок, слова которых начинаются с согласного звука – домик синего цвета.
— Иди Аня выбери картину и помести домик.
— Почему ты поместила в красный домик? (Потому что, слово начинается с гласного звука).
-Какой первый звук в этом слове Аня? И т. д.
Послушайте дети я расскажу вам историю. Жила одна курица. Снесла курица яйца не золотые, а простые. И вылупились из них маленькие, жёлтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят. Плачет курица «Спасите моих маленьких цыплят»
Ребята, поможем курице? Спасём её маленьких цыплят?
Дети: Да.
— Но чтобы спасти цыплят, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними.
1. Задание
Цы-цы-цы,
Зайцы, мельницы, птенцы.
Цо-цо-цо,
Деревцо, кольцо, крыльцо.
Ца-ца-ца,
цапля, улица, пыльца.
(И. Лопухина)
Педагог просит детей определить, с каким звукомсегодня они будут знакомиться:
Дети определяют, что это звук . Давайте все вместе назовём этот звук. Назови Егор. (Вика, Сева). Какой он гласный или согласный? Как произносится звук? (мягко и твёрдо).
Педагог обращает внимание на то, что звук во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других согласных звуков. Артикуляция звука
Артикуляция звука.
Дети разбирают артикуляцию звука ,смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за верхние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.
Ещё раз повторите, посмотрите друг на друга.
Характеристика звука. Звук — согласный, всегда твердый.
2 задание Дети назовите слова со звуком «ц» из истории с курицей. (Курица, яйца, цыплята, волшебница.)
Скажите сколько слогов в слове курица? а где находится звук в этом слове? (середина). Звук может находиться в начале, в середине или в конце слова. Придумайте и назовите слова в которых звук «ц» начале и в конце слова (огурец, шприц, принц и т. д.)
Физкультминутка.
Будем хлопать мы в ладоши,
Если звук услышим «ц».
На другие звуки —
Опускаем низко руки;
И пойдем по кругу
Друг за другом.
Примерный набор слов: цапля — аист, царь — король, птица — зверь, яйцо— цыпленок — курица — петух.
3 задание.
Дети, скажите из чего состоит предложение? (Из слов). Определите сколько слов в предложении «Курица снесла яйчо». (Три). Назовите первое слово в предложении (второе, третье).
Назовите слова с новым звуком.
4 задание.
Знакомство с буквой.
Звук обозначается буквой Ц.
Педагог показывает детям буквуи читает стихотворение:
Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Цыплята вышли погулять.
Посмотрели, нет ли кошки,
Поклевали зёрна, крошки.
Крылышками помахали,
И на место побежали.
Давайте напишем букву Ц на песке.
Дети пишут букву Ц на песке.
Под тарелочкой с песком, достаньте листочки, возьмите ручки из пеналов и проведите по точкам линию. Что у вас получилось? (Показать).
-Вот мы и нашли всех цыплят.
Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице. Курица очень рада что вы нашли её цыплят.
Итог занятия.
Какие задания вы выполняли?
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Трудные ли были задания?
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка
Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков
Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий
Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
Всегда твёрдые согласные
Учтем, что в фонетике русского языка не все согласные образуют пары по признаку твёрдости/мягкости.
Существуют согласные как всегда твёрдые, так и мягкие.
В русском языке всегда твёрдые согласные — это звуки , , .
Эти согласные произносятся только твёрдо, хотя после них пишутся буквы «е», «ё», «и» или мягкий знак. В звуковой записи слова (транскрипции) после этих согласных никогда не ставится апостроф.
Сравним, как звучат непарные твёрдые согласные.
Всегда твёрдый согласный :
- жаба
- жираф
- жёлтый
- за́лежь
Всегда твёрдый согласный :
- шаги
- шорты
- шёлк
- шиповник
- плешь
Всегда твёрдый согласный :
- царапина
- цокот
- цех
- цифра
При написании слов с всегда твёрдыми согласными пользуемся правилами орфографии, а не их звучанием.
Твердые согласные, обозначенные буквами «ж» и «ш», пишутся только с буквой «и».
В написании букв «и» и «ы» после «ц» обратимся к правилу.
После этих непарных согласных не пишутся буквы «ю», «я», а только в некоторых иностранных словах (парашют, жюри, брошюра, Цюрих).
Мягкий знак после твёрдых шипящих служит не для выражения их мягкости, а для обозначения форм слов:
- существительных женского рода (ложь, ветошь);
- форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (ты рисуешь, отдашь, справишься);
- форм повелительного наклонения глаголов (вырежь, утешьте).
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Сколько звуков в русском языке
Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.
Всего 33 буквы:
- 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
- 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
- знаки ь и ъ — это буквы, которые не имеют звуков.
Всего звуков — 42:
- 6 гласных: , , , , , ;
- 36 согласных: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .
Твердый и мягкий знаки
Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ | Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь | Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему. |
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Парные и непарные
Научив различать звонкие звуки, учащихся знакомят с группой парных по глухости звонкости. Дать правильную характеристику согласному, ученикам поможет приём с закрыванием ушей руками. Если при произношении звука ученик, закрыв уши, слышит его — это звонкий, не слышит — глухой.
В ленте памяти звонкие звуки как более мелодичные, принято селить на втором этаже, чтобы шум соседей им не мешал. А глухие живут внизу, так как им и так помешать трудно. Используя это шутливое объяснение, можно научить первоклассника быстро ориентироваться в ленте памяти.
Этот раздел наиболее труден для изучения, так как наполнен сразу двумя характеристиками: глухость и звонкость, твёрдость и мягкость.
На этапе знакомства с парными согласными ученики постепенно знакомятся и с гласными обозначающими мягкость впереди стоящего согласного звука.
- И.
- Я.
- Ё.
- Ю.
- Е.
Эти гласные помогают определить, как правильно будет звучать стоя́щий перед ними согласный. В слогах би, бе, бю, бё, бя би встретим мягкий согласный , обозначенный буквой Б. Совсем иная картина будет в слогах ба, бо, бу, бы, бэ. Твёрдый звонкий согласный на письме тоже обозначают буквой Б
Именно здесь важно дать понимание, что правильное чтение невозможно без знания правил фонетики.
Изобразив на доске ряд слов со скрытой буквой, можно провести знакомство с лексическим значением слова. В словах: гриб, луг, жар, гол, пар встречаются парные согласные, поэтому зная правила русского языка и умело их применяя, можно уберечь себя от ошибки.
Заканчивается букварный период изучением четвёрки глухих непарных согласных. Два из них и — всегда мягкие и не зависят от позади стоя́щей гласной. Так, в слогах ча, чи будет слышен одинаково мягкий . Противоположен им глухой и всегда твёрдый .