Индивидуальное логопедическое занятие «автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях»

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края
    языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает
    от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой
    ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по
подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук
по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы
открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного
растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает
от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый
звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий
звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что
кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя
воздуха, выходящая толчком.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при
этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения
не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных
зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук
т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края
языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно
упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу
вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко
вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет
слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.
Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо
звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий
должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние
зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены,
губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием
пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком
ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и
в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к
альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы
рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится
ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет
этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить
его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем
в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию
этого звука и звуков с и ц.

Постановка звука Ч методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Произнесение звука «Ч» нередко вызывает сложности у детей. Чтобы научить ребенка произносить его, нужно пройти несколько этапов.

Подготовительная работа

Работу над любым звуком стоит начинать с артикуляционной гимнастики. Это позволит размять язвчок и настроиться на работу. Для разминки можно выбирать любую игровую методику. Рассмотрим лишь несколько вариантов.

1. «Качели»: такое упражнение помогает укрепить мышцы языка и научить ребенка управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок поочередно касается языком верха полости рта и низа, затем верхних зубов и нижних, места за верхними зубами и нижними.

2. «Язык шагает через зубы» Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок касается языком наружной и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

Кроме того, можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «Ч». Затем следует произносить сначала просто разные звуки, потом слоги и слова. Этот прием позволит оценить, насколько хорошо малыш узнает нужный звук. Если у ребенка лучше развито наглядное мышление, стоит вместо слов предложить ему картинки, в названии которых есть «Ч».

Постановка звука «Ч»

Звук «Ч» состоит из звуков «Щ» и «ТЬ». Это значит, что ребенок, правильно произносящий последние два звука, легко справится и с произнесением «Ч». Существует два способа постановки данного звука.

1. Ребенок должен очень быстро произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ»

При этом очень важно, чтобы губы находились в широкой улыбке. 2

Ребенок очень быстро произносит звук «ТЬ», повторяя его. Сначала язык должен касаться основания зубов с внутренней стороны, затем следует постепенно отодвигать его немного глубже, к альвеолам. Если научить произносить «Ч» не удается, можно обратиться к логопеду, который поставит звук с помощью специального зонда.

Чтобы убедиться, что звук поставлен, следует проверить, как ребенок произносит его изолированно. Для этого также применяются игровые методики: малыша можно попросить имитировать ход часов с помощью звука «Ч» или успокоить кого-то («Ч-Ч-Ч»). Если всё в порядке, можно приступать к автоматизации.

Автоматизация звука «Ч»

Проводить автоматизацию нужно с учетом возраста ребенка. С малышом лучше всего использовать картинки или игрушки, с детьми постарше отлично подойдут стишки и песенки. Начинать стоит с произнесения слогов, а затем постепенно переходить к словам и предложениям. При этом нужно подбирать такой материал, чтобы звук «Ч» оказывался в разных позициях. В любом случае автоматизация должна проходить в игровой форме. Игры можно использовать самые разные.

1. «Песенки вместе с любимым персонажем». Необходимо выбрать любого сказочного или мультипликационного персонажа, который интересен ребенку, написать на карточках слоги, содержащие букву «Ч». Затем нужно предложить следующее задание: «Твой любимый герой решил помочь тебе научиться произносить «Ч» и приготовил для тебя песенки из слогов. Спой вместе с ним! Ча-ча-ча; Чо-чо-чо; Чу-чу-чу; Чи-чи-чи»

Очень важно, чтобы звук «Ч» ребенок в слоге произносил правильно, только в этом случае можно переходить к следующему слогу. 2

«Эхо». Ребенок должен повторить несколько слов, произнесенных взрослым, в том же порядке, выделяя звук «Ч». 3. «Предложение». Для этого упражнения можно написать несколько слов с буквой «Ч» на бумаге или использовать картинки. Задача ребенка — составить с каждым из них предложение. 4. «Детеныши». Следует предложить назвать детенышей различных животных и птиц (белок, зайцев, галок, волков), выделяя при этом звук «Ч». 5. «Неразбериха». Ребенку предложены наборы букв из одного слова в перемешанном порядке. Его задача — собрать слово и произнести.

Автоматизация звука [Ч] в начале слов

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––  

Повтори (прочитай) слова:                                                                   15

чай

чадо

чайка

чахотка

чан

чабан

чайник

чаепитие

чат

чаевод

чаинка

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 16

(в словах со свистящими и шипящими звуками)

час

чащоба

частник

чайница

часы

часовой

частица

частушка

чаша

чашка

частота

частокол

чаща

часть

часовня

часовщик

(в словах со звуками , , , )

чары

чалма

чарка

чародей

чалка

чадра

чардаш

чарльстон

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  17

Час чаепития.

Часовой в части.

Чалма чародея.

Чашка с чайником.

Чайница для чая.

Час от часу не легче,

Часть частушек.

Частокол у часовни.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18а

чин

чека

чемодан

чемпион

чих

чета

чекмень

чиновник

чип

чепуха

чеканка

чемпионат

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18б

, (в словах со свистящими и шипящими звуками)

чиж

чепец

число

чипсы

чибис

чешуя

чеснок

чижик

честь

чистота

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18в

, (в словах со звуками , )

чело

чилим

челнок

чилибуха

Чили

человек

чистюля

Чиполлино

чехол

читатель

чистотел

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18г

(в словах со звуками , , , )

чирок

чертог

чернила

чернослив

череда

чепрак

черемша

черепаха

четыре

чертёж

черешня

черёмуха

чинара

червяк

чехарда

черепица

черепок

чердак

Чернушка

Чебурашка

черенок

черпак

чернота

чернобурка

черешок

четверг

червонец

чернильница

чебурек

черкесы

черновик

чириканье

черта

черника

чернозём

чертополох

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  19а

Четыре чёрненьких чертёнка.

Чинить чемодан.

Чёрные чернила.

Чешуя в челноке.

Чистый черпак.

Чемпион из Чили.

Чин чиновника.

На чеканке — черепаха.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  1б

Черенок черешни.

Чертить чертёж.

Червяк в черносливе.

Четыре чижика.

Чебурек с черемшой.

Черепица на чердаке.

Чернила в чернильнице.

Читать про Чиполлино.

Чемпионат в Чехии.

Чернозём под черёмухой.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 20

(под ударением)

чек

челядь

честь

четверть

чех

череп

чешки

честность

Чехов

чернь

челюсть

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 21

чёт

четки

чёрточка

чёрствость

чёлн

чёлка

чёрканье

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  22

Чей чек?

Чешские чешки.

Чёрная чёлка.

Четвёртый чёлн.

Чётное число.

Чёткая чёрточка.

Чествовать чехов.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 23а

Чук

чума

чудак

чугунка

чудо

чуб

чуни

чубук

Чукотка

чутьё

чум

чугун

чувяки

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 23б

(в словах со свистящими и шипящими звуками)

чушь

чуваш

чушка

чужбина

чужак

чудеса

чувство

чудесник

чужой

чумиза

чуткость

чудовище

 –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 23в

(в словах со звуками , , , )

чулан

чурек

чурбан

чулок

чурка

Повтори (прочитай):                                                                   24

Чужие чуни.

Чум на Чукотке.

Чуткий Чу к.

Чурек в чугунке.

Чудесный чуб.

Чурки от чурбака.

Чулки в чулане.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Упражнения для языка

Упражнения для языка делятся на статические и динамические.

Статический комплекс:

  • “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
  • “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
  • “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.

Основные признаки недоразвития речи дошкольника

Динамический комплекс:

  • “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
  • “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
  • “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
  • “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
  • “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Автоматизация звука [Ч] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах: 

ЧА – ЧА – ЧА        

 ЧЁ – ЧЁ – ЧЁ         

ЧУ – ЧУ – ЧУ         

ЧИ – ЧИ – ЧИ        

 ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ

АЧА – АЧА – АЧА               

ОЧЁ – ОЧЁ – ОЧЁ            

УЧУ – УЧУ – УЧУ

ИЧИ – ИЧИ – ИЧИ                            

ЭЧЕ – ЭЧЕ – ЭЧЕ

Звук в словах с прямым слогом:

      Чай, чайка, чайник, чаинка, час, чад, чаша, чашка, чабан, чаепитие, чуб, чум, чудо, чудный, чувство, чугун, чудак, чулок, чудить, чудеса, чулан, Чукотка, чиж, числа, чистить, чисто, чистый, читать, чинить, читатель, чихать, чихает, чей, чек, челюсть, червяк, чердак, черпак,  чепуха, чебурек, черепаха, чемодан, чемпион, черника, чернила, четверг, чехол, чёлка, чёткий, чёрный, чёрт.

       Очаг, свеча, печать, начало, мочалка, качает, кочан, мычать, обучать, кричать, ворчать, качать, причал, печатать, внучата, зайчата, бельчата, скучать, стучать, удача, сдача, куча, туча, задача, дача, передача, бычок, плечо, бачок, пучок, значок, крючок, скачок, кабачок, светлячок, зайчонок, бочонок, учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, драчун, молчун, ворчун,  дочурка, кручу, верчу, плачу, лечу, учу, точить, учить, мочить, лечить, учитель, мячи, лучик, ключик,  точит, зайчик, плечи, качели, печенье, лечение, мучение, учебник,  ученик, печень, короче,  кочегар, почему.

Повтори словосочетания и предложения:

      Чёрный чум, могучий человек, чёрная ночь, пачка печенья, честный человек, точные часы, мальчик Чипполино, чёрная туча, прочный чехол, коричневые чулки, гремучий ручей, горячий чай, четвёртый четверг, горячий горчичник, чёрный грач.

      Чемодан в чулане. На чемодане чехол. К чаю подали печенье. Ах, ручей, чей ты, чей? Волк учуял овечек. Ученик ничего не отвечал. Девочка и мальчик качаются на качелях. У мальчика черепаха. Калачи на печи, как огонь горячи! В новом сервизе красивые чашки. Девочки на даче устроили чаепитие. Леночке подарили черепаху. Чижик вылетел из клеточки. Чист и прозрачен осенью воздух. Всё короче и короче становятся дни. Нину лечили врачи. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий! Грачи таскают личинок и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчик ловит рыбу удочкой. Ландыш — очень пахучий цветок.

 Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук Ч

Ча – ча – ча — у меня нет ключа.                                     

Чо – чо – чо — солнце светит горячо.

Ча – ча – ча — надо вызвать врача.                                  

Чи – чи – чи — испеки мне калачи.

Ча – ча – ча — в комнате горит свеча.                             

Чок – чок – чок — стучит мамин каблучок.

Чу – чу – чу — я стихи учу.                                              

Чок – чок – чок — за печкой поёт сверчок.

Чу – чу – чу — громко в дверь постучу.                         

Чок – чок – чок — быстро вертится волчок.

Чу – чу – чу — говори, я помолчу.                                  

Чей – чей – чей — течёт лесной ручей.

Повтори скороговорки:

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Калачи на печи, как огонь, горячи.

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывёт.

Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат.

Упражнения

Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:

  • умственных способностей;
  • слуха;
  • правильного строения и развития артикуляционного аппарата.

Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.

Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.

Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:

  • «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
  • «Фокус»

    (отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.

  • «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
  • «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
  • «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.

После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».

Способы

  1. Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
  2. Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
  3. Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
  4. Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.

В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.

Варианты постановки Ч

Если в речи ребенка сформировано произношение Т, Ш, то фонему легко поставить путем подражания. Также есть два популярных способа постановки от мягкого варианта Т и сочетания этих двух звуков:

  • Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
  • Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.

Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, черенком ложки поднимают кончик языка. Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь ротовой полости. Все это делается на одном выдохе.

Закреплять правильное произношение Ч сначала нужно изолированно, потом в слогах. Но переходить к этапу автоматизации можно только тогда, когда ребенок будет четко произносить нужную фонему.

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Какое сейчас время года?

— Назовите мне, пожалуйста, по порядку времена года.

— Назови по порядку месяца.

— Какой первый весенний месяц? Последний?

— Назови соседей месяца «сентябрь».

II. Артикуляционная гимнастика.

— Звук сложный, поэтому, чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

«Улыбка»«Трубочка» — Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

«Бублик» — губы округляем и слегка вытягиваем вперед.

«Хоботок»«Бублик» — Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки.

«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

«Чашечка». Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх.

«Не разбей чашечку». Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки».

III. Дыхательная гимнастика.

Подуй с чашечки.

Произнеси звук на одном дыхании . Вдох через нос!

IV. Сообщение темы занятия.

— Внимательно посмотри на картинки, и назови только те, в названии которых слышится звук Ч.

— Какой предмет лишний? (Яйцо, кубик). Почему? (В словах нет звука «Ч»).

— Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук в словах и предложениях.

— Вспомним, как работают губы, язык при произнесении этого звука?

(описание).

— Охарактеризуй звук . (согласный, глухой, мягкий).

V. Автоматизация звука в словах.

Открыть презентацию.

— Посмотри на картинки и назови каждый предмет ласково.

Пуговица – пуговичка вилка – вилочка галка – галочка

Цветок – шапка – коса –

Сумка – лента – утка –

Река – лиса – паук –

— Повтори слова парами.

качка – кочка внучка — колючка овечка — колечко

бочка — тачка уздечка — печка тапочки — бабочка

девочка — ласточка обруч — удочка ключ — очки

— Определить позицию звука Ч в словах.

Чайник, плечо, ночь, чемодан, речка, матч, часы, чёлка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, печать.

VI. Автоматизация звука в словосочетаниях.

— Ответь на вопрос: нет чего? (нет чугунной печки).

Чугунная печка

Чистая водичка

Черная тучка

Чайные чашки

Прочный чемодан

Мамочкина шапочка

Ванечкин зайчик

Молочная начинка

Ночная бабочка

— Давай сейчас поиграем в игру «Веселый счет до 5».

Один черный мяч – два черных мяча — …

Один горячий чайник – два горячих чайника — …

Один коричневый чемодан – два коричневых чемодана — …

VII. Автоматизация звука в предложениях.

Подбери правильную картинку к предложению.

У Ванечки в коробочке спички.

Ученик читает учебник.

Мамочка чистит кабачок.

Ученик купит учебник.

Вовочка везёт тачку.

Мамочка готовит кабачок.

Девочка умеет читать.

V. Итог занятия.

— Какой звук мы сегодня тренировались произносить красиво?

— Произнеси звук на одном дыхании .

VI. Домашнее задание.

— Дома выполняй упражнения «Чашечка» и «Маляр».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector