Конспект занятия по обучению грамоте на тему «звуки [н], [н’]. буква н, н»
Содержание:
Буква «Н»
Веселые стихи
* * *Нос сует свой Игорек
То в варенье, то в медок. Ой, боюсь я, как бы нос К банке с медом не прирос. * * * Н – натянутая сетка. Сетку стойки держат крепко. Во дворе нам целый день В бадминтон играть не лень. * * * Там я букву Н найду, Где гамак висит в саду. В. Степанов На букве Н я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки! Е. Тарлапан |
* * *Н– натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. * * * Нина шила маме платье, Не вставала целый час. Не годится маме платье, Но… для куклы в самый раз. * * * Ниже планку ставлю я, Прыгай, доченька моя. Г. Виеру |
Пословицы и поговорки
1. Не все то золото, что блестит.
2. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
3. На ловца и зверь бежит.
4. Ни в сказке сказать, ни пером описать.
5. Нет никакого имущества дороже друга.
Игры
Игра «Назовите антонимы».
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).
Игра «Подбери слово».
Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
Игра «Волшебная цепочка».
1. Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
2. Как из ночи сделать день?
Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.
Игра «Доскажи словечко».
– Где купили вы, синьорЭтот красный помидор? | Собаки, не троньте верблюда,Для вас это кончится худо: | |
– Вот невежливый вопрос,Это собственный мой… (нос).* * *
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для… (нас). * * * Кто один имеет рог? Отгадайте! … (Носорог). |
Он ловко дерется с врагамиСвоими большими… (ногами).* * *
А петух с колючим ежиком Режут сало острым… (ножиком). |
|
Игра «Слоговой аукцион».
1. К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
2. К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).
Игра «Слоговое лото».
Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.
О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.
Игра «Анаграммы».
Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).
Игра «Отгадай слова».
н – – н –
н – – – н – –
н – – – – н – –
н – – – – – н – – – –
н – – – – – – н – – – –
н – – – – – – – н – – – – – –
О т в е т : 1. Но, нос, ноша, насос, ноготь, новости.
2. Дно, снег, жнец, знание, индеец, институт
Игра «Малышки-коротышки».
Мы – малышки-коротышки,Будем рады, если ты | Поразмыслишь и отыщешьИ начала и хвосты. |
О т в е т : поднос, носорог, носок, занос, сноска, перенос, разносить, носилки, обносчик и др.
Кроссворд
Прочитайте, что написано в таблице
О т в е т : С новым годом!
О т в е т ы : наука, Наташа, находка, надежда.
Перевертыши
На доме чемодан. Наган. На вилах ехал иван.
Нажал кабан на баклажан.
Шарады
С буквой Н,мои друзья,
Ничего не значу я, Н на С перемените – Смело в суп меня кладите. Не берите с буквой М – Я пальто у вас поем. (Ноль – соль – моль.) |
Задачу ты решишь свободно:Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца – Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон.) |
Загадки
Если хорошо заточен,Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, рыбу, мясо, Свеклу, яблоки и масло. (Нож.) Наши братья шили платье. Был царем один из братьев Он корону надевал, Но в труде не отставал. (Наперсток.) Г. Виеру |
Мы на них стоим и пляшем,Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут. Подскажи, как их зовут. (Ноги.) Он бывает самым разным: Добрым, вредным, гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.) |
Эту толстую игрушкуНе уложишь на подушку.Знать, пример взяла с лошадки:Стоя спать, а не в кроватке!
(Неваляшка.) Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос.) У кого днем один глаз, А ночью – много? (Небо.) Г. Виеру Пять ступенек – лесенка. На ступеньках – песенка. (Ноты.) Т. Белозеров |
Есть очень много рогачейВ зоопарке и в лесу.У всех рога на голове,У одного лишь на носу.
(Носорог.) Два кольца, два конца, Посередине гвоздик. (Ножницы.) Голубая простыня Весь свет покрывает. (Небо.) |
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приветствует детей.
Педагог: Сядет тот, кто назовет глазные звуки. Затем согласные.
Дети отвечают.
Педагог: Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова: слон, сон, клоун.
Варианты детей.
Педагог: Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н.
2. Звук . Артикуляция звука. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.
Ребенок. Н-н-н!
Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н», губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук?
Дети. Согласный
Педагог Как вы догадались, что это согласный звук?
Дети: Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.
Педагог: А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?
Дети: Синим кружочком
3. Игра «Поймай звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука из ряда гласных звуков, слогов
Педагог: Вам нужно поймать звук . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.
4. Игра «Определи место звука в слове»
Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука .
Нос в веснушках у Наташки.
Наша Ната – первоклашка.
Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.
П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука .
Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове.
Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук в каждом из этих слов.
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук , и определение места звука в слове: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.
Педагог: молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквой Н. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н.
Педагог Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.
Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н?
Дети: Три
Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н. Попробуйте выполнить также.
Педагог убирает контейнеры.
П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске. Одна большая, а другая маленькая.
6. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.
Педагог вывешивает картинку.,
П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н.
Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.
П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.
Д е т и. Нарциссы.
П е д а г о г С какого звука начинается это слово?
Д е т и. Со звука .
7. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.
П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.
8. Физкультурная пауза.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.
Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?
Д е т и. Это буква Н.
П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Д е т и. Синим.
Педагог Почему?
Д е т и. Это согласная буква.
П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом, а маленькую букву сначала обведите, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?
Д е т и. Мы видим нитки.
11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?
Д е т и. Со звука .
11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?
Дет и. С буквой Н.
Пе д а г о г Какая это буква?
Дети Соласная.
Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н?
Д с т и. Три палочки.
Пе д а г о г Какие слова на звук вы запомнили?
Дети
Пе д а г о г Что мы делали на занятии?
Список имен на букву Н
Женские
Наала — сердечная
Набат — леденец
Навишта — записанная
Надежда — Надежная
Надежда (стар., слав.) — «надежда»
Надежда — надежда
Наджия — наперсница
Надира — редкая
Надия — надежда
Надия (нар., от Надежда) — «надежда»
Назира — веселая, цветущая
Назифа — чистая, прямая
Наиля — добивающаяся
Наима — мир
Наима — счастливая, богатая, спокойная
Наира — свободная
Найля — получающая, достигающая своего; полезная; дар, подарок
Найрият — освещающая, сияющая, испускающая свет
Накраса — Самая красивая
Нана — нежная
Наоми — приятная
Нара — довольная
Наргиз (Наргиза) — нарцисс
Наргиза — способная преодолеть пламя
Наре — от названия древнего армянского селения Нарек
Нарима — глубокоуважаемая, изящная, красивая, прелестная
Нарине — cветлая
Нармин — мягкая
Нарспи — красивая девушка
Нарчиса — нарцисс
Нарыйаана — нежная
Насима — обаятельная, миловидная, мягкосердечная
Настасья — Статная
Настасья (нар., от Анастасия) — воскресшая
Натали — родная
Наталья / Наталия — родная
Наталья — родная
Нателла — светлячок
Нативидади — Рождество
Натия — родная. См. Наталья
Нафиса — изящная, красивая, знатная
Нафица — черноглазая
Нафын — светлая
Нацуко — летний ребенок
Наэма — поразительная
Наэр — змея
Нева — от названия реки
Невена — сербское название растения календула
Невия — родимое пятно
Негомила — Нежная и милая
Негомира — Нежная и мирная
Негослава — Нежная и славная
Нежана — Нежная
Неждана — нежданный ребенок
Неждана — Нежданная
Незвана — Незванная
Нела — правительница
Нелли — молодая
Нелли — светлая
Нельг(д)а — Счастливая
Нелюба — нелюбимая
Ненагляда — Ненаглядная
Ненила — Нянька
Неонила — принципиальная
Несмеяна — грустная
Несса — горностай
Нехир — река, течение
Ниа — целеустремленная
Нив — святая
Нигара — симпатичная, миловидная, привлекательная, красивая
Нигиг — выдра
Нигора — возлюбленная
Нигяр — красивая, верная
Низора — блеск
Ника — «богиня победы». Имя появилось от Богини победы Ники Самофракийской жившей в древней Греции.
Ники — победа
Никол — победительница народов
Николина — победительница народов
Николь — победительница народов
Нилам — сапфир
Нилуфар — лотос
Нина — правительница
Нинг — спокойствие
Нинель — “Ленин” наоборот
Нино — от имени ассирийской богини плодородия Нин
Ноа — шатающаяся
Нова — бабочка
Новелла — новая
Новожея — Новый житель
Ноган — зеленая
Ноо — четвертая
Нора — милость. См. Элеонора
Ноябрина — рожденная в ноябре
Нояна — княгиня
Нуо — изящная
Нура — известняк
Нурай — яркая луна
Нурания — светлая, освещающая
Нурия — светящаяся
Нурсида — молодой свет
Нурсия — светлая, любимая
Нэле — молодая. См. Нэлли
Нюргуяна — подснежник
Мужские
Наби — пророк
Нага — достойный
Наганигабо — стоящий впереди
Нагим — живущий в достатке
Надир — редкий
Назар — посвятивший себя Господу
Назар, Назарий — посвященный Богу
Назарий — посвященный Богу
Назим — строитель
Наиль — приобретающий
Найджел — облако
Накар — черноглазый
Нану — ребенок
Наоки — честное дерево
Наран — солнце
Нарек — от названия древнего армянского селения Нарек
Наримон — сильный духом
Насиф — справедливый
Натан — данный Богом
Наум — утешение
Нафтали — борящийся
Нахо — светлоглазый
Нейдуни — звезда
Нейт — Данный Богом
Нейтон — данный, подаренный
Нектарий — нектар
Неман — название реки
Неманя — не имеющий
Ненад — ненадобный, ненужный
Нео — подарок
Неон — блистающий
Неонил — принципиальный
Нестор — от «ностео»
Нианзу — думающий о предках
Нивен — святой
Никазий — побеждать
Никандр — победитель мужчин
Никанор — увидевший победу
Никита — побеждать
Никитас — победитель
Никифор — победоносец
Никифорос — победоносный
Никлас — победитель народов
Никодим — победа + страна
Никола — победитель народов
Николай — победа народа
Николаос — завоеватель
Николас — завоеватель
Николоз — завоеватель
Николя — победитель народов
Никон — Победоносец
Никос — завоеватель
Никхил — целый
Нил — от названия реки Нил
Нильс — победитель народов
Нифонт — разумный, рассудительный
Ноа (Ной) — умиротворяющий, успокаивающий. См. Ной
Ноам — приятный
Ноах — спокойный
Нобу — вера
Нобуо — преданный
Новомир — новый мир
Нодир — редкостный
Нолан — победитель, чемпион
Номин — изумруд
Норд — север(ный)
Нохай — собака
Ноэ — покой
Нурасыл — светлый и драгоценный
Нурдин — свет веры
Нурислам — луч ислама
Нурлан — сверкающий
Нурсил — поток лучей
Нурсултан — свет султана
Нуто — огонь
Ньургун — самый лучший
Нэф — светлый
Ня — второй
Нягоэ — нежность
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
З | И | Й | К | Л | М | Н |
О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дети стоят в кругу
— Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения
Артикуляционная гимнастика
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок-
Во рту язычок.
Язык-как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
(Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося: «дын-дын-дын»)
Сидя за столами.
— К нам в гости сегодня пришла кукла Настя и принесла с собой букву Н, она мне сказала, что она мало что знает про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ей помогли больше узнать про эту букву, поможем? Кукла Настя сядет на полочку и будет за вами наблюдать.
На стене нарисовано дерево, обращаю внимание на него. — Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным)
Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и)
— Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).
— А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).
— А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
II. Основная часть
2.1 Характеристика звука
— Произнесем вместе звук … (дети произносят)
— Что мы чувствуем при произношении звука ? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук Твердо или мягко? (твердо) А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)
— Правильно, звук согласный, твердый и звонкий.
-Но у звука есть пара, это звук , давайте его тоже проверим.
— Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
— Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.
-Как произносится звук , твердо или мягко? (мягко)
— А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)
— Правильно, звук согласный, мягкий и звонкий.
— Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука и , значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).
Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.
— Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).
— Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
— Молодцы, всё правильно выложили.
2.2. Игровое упражнение «Твердо – мягко»
-А теперь кукла Настя предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук , вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук , то поднимете карточку зеленого цвета
(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)
— Молодцы, все слушали внимательно и верно поднимали карточки нужного цвета.
2.3. «Составь и прочитай»
— Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
— Антон, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).
2.4. Графический диктант
— Ребята, я вам раздам листы и карандаши. Сегодня мы будем учиться писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.
— У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?
— 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.
— Какая буква у нас получилась? (ЭН)
— Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.
III. Заключительная часть
— Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? (, ).
— Звук какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук какой? (согласный, звонкий, мягкий)
Ход занятия
1. Разминка для ума.
Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).
Теленок – (в хлеву)
Бельчонок – (в дупле)
Зайчонок – (под кустом)
Медвежонок – (в берлоге)
Лисенок – (в норе)
Вороненок – (в гнезде).
2. Повторение пройденного.
Артикуляционная гимнастика.
Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)
Новый дом высотный строит.
Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)
Новоселы въедут в дом.
3. Новый материал.
— Дети,отгадайте загадку:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной
То он серый, то он синий,
То он ярко- голубой. (Небо)
— На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)
Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):
Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…
Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.
(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н»и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)
Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.
4. Закрепление нового материала.
У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.
Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:
Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.
Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит,сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»
Воспитатель: — Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.
Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н»и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.
Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.
Например: — Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа
(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)
После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.
(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).
Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».
Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.
Педагог задает вопросы:
— Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».
(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)
— Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».
(- Над зайчонком живет бельчонок).
Физкультминутка
А сейчас мы превратимся в зверей и птиц.Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.
— Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)
— Превратимся в воронят и. полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящих воронят.)
— А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)
— Превратились в лягушек и прыгаем, как они.
— А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)
— А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем. Знакомство с буквой
Знакомство с буквой.
У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.
— Кого можно услышать? (Звук «Н»)
— Кого можно увидеть? (Букву «Н»)
Познакомьтесь! Вот она буква «Н».
Буква «Н» как лесенка,
Все движемся вперед,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовет!
5. Заключительная часть.
Ход занятия.
Организационный момент.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Воспитатель.Отгадайте загадку:
Меж двух светил
В середине я один.
Дети. Нос.
Дыхательная гимнастика.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо —
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Воспитатель. Ребята,скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.
Дети. Звук .
— Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук .
— Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?
Дети. За верхними.
— А теперь произнесите звук .
— Губы у нас тоже разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
— А язык за нижними или за верхними зубами?
Дети. За нижними.
— Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить и . —
— Что у нас с голосовыми связками происходит?
Дети. Вибрируют.
— А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?
Дети. Кончик языка мешает.
— Ребята, звук – какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?
Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.
— Повторите звук .
— Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук ?
Дети. Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом.
— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его.
— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?
Дети. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом.
— Правильно!
— А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук , а мальчики топают на звук .
Игра «Поймай звук».
— из ряда звуков: Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.
— из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.
— из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.
— Молодцы! Справились с заданием!
Игра «Найди предмет со звуком и .
— Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком и .
— Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук или . СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.
Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят … САНКИ!
— Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.
— Составим схему слова САНИ.
— Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)
Дети. Два слога.
— Какой первый слог?
Дети. СА.
— Какой первый звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику.
Дети. Согласный, глухой, твёрдый.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается синей фишкой.
— Какой второй звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику
Дети. Гласный звук.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается красной фишкой.
— Какой второй слог в слове САНИ?
Дети. Слог НИ.
— Какой первый звук в слоге НИ?
Дети. Звук ,
— Дайте характеристику звука .
Дети. Согласный, звонкий, мягкий.
— Какой второй звук в слоге НИ?
Дети. Звук .
— Дайте характеристику звуку .
Дети. Гласный звук.
— Молодцы!
То же самое со словом НОС.
Физминутка «Собрались мы все в кружок»
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.
Темный – светлый
Короткий – … (длинный)
Холодный – … (теплый, горячий)
Пасмурный — … (ясный, солнечный)
Ветер — … (безветрие, тихая погода)
Заморозки — … (оттепель)
Зимний — … (летний).
Знакомство с буквой Н.
— Ребята, есть звуки и . Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки и , которую мы пишем и читаем.
— А на что похожа буква Н?
Дети. На гамак, лесенку и т. д.
— Из каких элементов состоит буква Н?
Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.
— Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.
— А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.
— Пропишем букву Н в тетрадях.
— Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
— А о какой букве?
— А что для вас было самым сложным?
Как правильно написать имя существительное
Чтобы не запутаться, выбирая правило, надо разобраться, от какого слова и как образовано разбираемое слово.
Имя существительное с НН
- Если образовано от существительного, корень которого заканчивается буквой Н, с помощью суффиксов, начинающихся на Н (-ник-, -ниц-), то пишем удвоенную согласную: дружиНа – дружиН-НИК, придаН-ое – беспридаН-НИЦ-а.
- Если образовано от прилагательного или причастия, в которых уже было НН: коНН-ый – коНН-иц-а, плеНН-ый – плеНН-ик, послаНН-ый – послаНН-ик.
Имя существительное с Н
Слова, образованные с помощью суффиксов –ИК-, -ИЦ-, ОСТ- от прилагательных (отыменных или отглагольных), имеющих в составе одну Н:
ветреН-ый – ветреН-ОСТь, ветреН-ИК, ветреН-ИЦа; дровяН-ой – дровяН-ИК, маслеН-ый – маслеН-ИЦа, смышлеН-ый – смышлеН-ОСТь, гостиН-ый – гостиН-ИЦа.
Как выбрать Н и НН в словах, образованных от глаголов
Чтобы разобраться с количеством Н в отглагольных словах (к ним относятся прилагательные и причастия), первым делом надо уточнить, в полной форме употреблено слово или в краткой.
Слова в полной форме с НН
Выбор двойной согласной для правильного написания отглагольных прилагательных и страдательных причастий определяется следующими условиями:
Для образования разбираемого слова был использован глагол на –евать или –овать: рискОВАТЬ – рисковаННый, корчЕВАТЬ – корчеваННый. Исключения: кованый, жеваный
Для образования разбираемого слова был использован глагол совершенного вида: бросить – брошеННый, уличить – уличенный, решить – решенный, обещать – обещанный
ВАЖНО помнить слова, исключенные из этого правила только в определенном контексте (т.е. только в указанных сочетаниях): Прощеное воскресенье, конченый человек, посаженый отец (мать), названый брат (сестра).
Требуют двойной согласной любые отглагольные прилагательные и причастия, если в контексте к ним относятся зависимые слова. Например:
мощеНая мостовая (от гл. мостить – несовершенный вид, поэтому с одной Н) – мощеННая красным булыжником мостовая (чем? булыжником – зависимое слово, поэтому НН);
стрижеНая лужайка (стричь – несовершенный вид – одна Н) – коротко стрижеННая лужайка (как? Коротко – есть зависимое слово – НН) Слова, не подчиняющиеся правилу, стоит запомнить отдельно: неслыханный, невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный и образованные от них наречия (нежданно-негаданно, нечаянно).