Что такое фгос и почему на них все равняются
Содержание:
- Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
- 1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
- Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
- Структура урока рефлексии по ФГОС
- Анализ комбинированного урока
- «…И виждь, и внемли!»: организационный момент
- Структура урока по ФГОС
- Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- Тип №4. Урок развивающего контроля
- Что такое комбинированный урок?
- Обновление ФГОС
- Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Типы и виды уроков в школе
- Работа над ошибками
- Структура ФГОС
- Новости
- Программа
- Структура уроков развивающего контроля
- Тип №2. Урок рефлексии
- 2-й этап. Целеполагание
- Уроки общеметодологической направленности
- Технологическая карта урока
- Последовательность
- Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- 4-й этап. Итоги занятия
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.
Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
- Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
- Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
- Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
- Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
- Урок контроля и коррекции ЗУН.
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Деятельность учителя:
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы |
Осуществляемые действия: Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп |
Осуществляемые действия: Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью |
Формируемые способы деятельности: Работа с ресурсами |
Формируемые способы деятельности: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения |
Формируемые способы деятельности: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Структура урока рефлексии по ФГОС
Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.
Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.
Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.
Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».
Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.
Анализ комбинированного урока
При анализе комбинированного урока следует обратить внимание на то же, что и при разборе любого другого урока. Указав вид урока — комбинированный — отдельно анализируются его этапы
Характеристика комбинированного урока включает в себя разбор как отдельных приемов, так и урока в целом.
Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
«…И виждь, и внемли!»: организационный момент
Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.
Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу
Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место
Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание
В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.
Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя
Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать
Варианты начала урока:
- сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
- загадка или необычный факт в форме новости;
- отрывок из литературного произведения или афоризм;
- общий комплимент классу и т.п.
Структура урока по ФГОС
Этапы урока |
Краткое содержание, действия учеников |
Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений |
Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач |
Консультирует |
Решение проблемы |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения |
Консультирует |
Коррекция |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения |
Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону |
Консультирует |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
Консультирует, направляет |
|
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности |
Разъясняет, предлагает задания на выбор |
|
Оценивание |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) |
Консультирует, обосновывает оценки |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
Благодарит учеников за урок |
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- Фиксирование локальных затруднений.
- Создание плана по решению проблемы.
- Реализация на практике выбранного плана.
- Обобщение видов затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия деятельности.
Что такое комбинированный урок?
Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:
- проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме;
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация;
- объяснение домашнего задания.
План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса.
Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:
- Загадка, намекающая на тему урока.
- Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение изученного на прошлых уроках.
- Усвоение нового материала.
- Отработка.
- Контроль.
- Объяснение домашнего задания.
- Рефлексия.
Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п.
Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.
Обновление ФГОС
Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.
Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье».
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи
Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Типы и виды уроков в школе
При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.
Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:
- лекция;
- вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
- эвристическая беседа;
- самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
- эксперименты, опыты.
Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- закрепление и повторение ранее изученного материала;
- применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
- формирование навыков и умений.
- контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.
Виды уроков, характерные для данного типа:
- самостоятельная устная или письменная работа;
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- семинар;
- экскурсия.
Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала. Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.
Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.
Основные методические элементы данного типа урока:
- подготовка учащихся к предстоящему занятию;
- выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
- подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
- первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
- поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
- выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.
Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.
Виды уроков коррекции и контроля:
- устный или письменный опрос;
- зачет;
- лабораторная работа;
- практикум;
- самостоятельная контрольная работа;
- экзамен и др.
Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.
Работа над ошибками
Теперь это урок коррекции знаний. Работа над ошибками по-прежнему важна, поскольку показывает причины их совершения, корректирует знания и намечает направление будущей работы. Если ученик получает оценку ниже той, которую хотелось, то это непременно должно явиться стимулом к дальнейшему труду и указать нужное направление деятельности. Именно урок коррекции и должен выполнять такие задачи, в противном случае оценка просто останется обидой, а иногда даже травмой, что во всех отношениях нежелательно. Именно поэтому планировать урок коррекции нужно особо тщательно, а подготовка к такому уроку должна содержать особо продуманную мотивационную часть.
В основе ФГОС последнего поколения лежит совершенно новая идеология. Задачей образовательных учреждений является воспитание такого гражданина в современном обществе, который будет любить учиться и будет делать это всю жизнь. Ученик должен развиваться как субъект в мире познания — вот главная цель современного образования. Особенностью ФГОС второго поколения является деятельностный характер обучения, где во главе угла стоит развитие личности. Знания, умения и навыки как таковые перестали быть приоритетом образования, оно отказывается от традиции представления результатов в этом виде, но формулирует установку на реальные виды деятельности.
Структура ФГОС
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований. Эти нормы определяют общую структуру ФГОС и относятся ко всем видам стандартов образования.
- Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
- Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.
Новости
Новые образовательные коллекции!
Узнайте о новых интерактивных образовательных ресурсах в электронной библиотеке.
…
1 сентября
Начните учебный год вместе с 1С:Урок!
…
Коллекция «Окружающий мир. Лаборатории, тренажёры, практикумы»
На портале появилась новая коллекция для начальной школы!
…
Как использовать интерактивные технологии на уроке?
Узнайте больше о том, как использовать интерактивные технологии на уроке.
…
Новая коллекция для начальной школы «История и культура»
На портале 1С:Урок появились новые ресурсы по окружающему миру!
…
Обратная связь о работе сервиса 1С:Урок
Оставьте свой отзыв о работе с нашей электронной библиотекой.
…
Как пользоваться порталом «1С:Урок»
Узнайте о всех возможностях сайта.
…
Раздел «Физика». Новые ресурсы для 7-11 классов
1С:Урок растет! Доступны новые электронные материалы по физике.
…
Программа
В основной образовательной программе общего образования содержатся три раздела: организационный, содержательный и целевой. Кроме того, существует программа УУД, направленная на развитие компетенций в использовании и овладевании ИКТ как минимум на уровне пользователя: поиск, построение и передача информации, презентация выполненной работы, основы информационной безопасности в использовании средств ИКТ, в том числе глобальной сети Интернет.
В программе содержатся:
1. Основные направления и особенности реализации проектов в учебной, исследовательской и проектной деятельности учеников (это инженерное, исследовательское, прикладное, социальное, информационное, творческое, игровое направление проектов), а также формы работы по организации такой деятельности в урочных и внеурочных рамках по каждому из направлений.
2. Содержание, виды и формы работы по организации, формированию и развитию компетенций в области ИКТ.
3. Перечень с описанием основных элементов и инструментов использования ИКТ-компетенций.
4. Результаты, которые планируется достичь в развитии компетентности учеников по использованию ИКТ, подготовке индивидуальных проектов, которые выполняются в учебном процессе (могут быть в границах одного или на межпредметной основе).
5. Условия, обеспечивающие развитие УУД, информационно-методическое обеспечение, подготовку кадров.
6. Методика, инструментарий мониторинга, чтобы проверить успешность освоения учениками УУД и их применения.
Структура уроков развивающего контроля
Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.
Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.
1 урок |
Мотивация к контрольно-коррекционным действиям |
Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно. |
Актуализация и пробное действие |
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. |
|
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки. |
||
2 урок |
Локализация затруднений |
Ученики определяют свои ошибки и затруднения. |
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений |
Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений. |
|
Реализация проекта |
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах. |
|
Обобщение затруднений |
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь. |
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки. |
|
Включение в систему знаний |
Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие. |
|
Рефлексия |
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание. |
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- Обобщение выявленных затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- Включение в систему знаний и умений.
- Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
2-й этап. Целеполагание
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. |
Осуществляемые действия: Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе |
Осуществляемые действия: Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Формируемые способы деятельности: Выдвигая цели делают умозаключения |
Формируемые способы деятельности: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение |
Формируемые способы деятельности: Контроль за ответами одноклассников |
Уроки общеметодологической направленности
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Универсальные учебные действия |
---|---|---|---|
1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. |
Настрой на работу. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия |
Обсуждают что им уже известно по данной теме |
Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию |
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические –формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения; |
Дети предлагают свои способы переводапрактической ситуации на математический язык |
Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной |
Регулятивные:целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения; |
Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты. |
Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении |
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5. этап реализации построенного проекта |
|||
6. этап обобщения затруднений во внешней речи; |
|||
7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Технологическая карта урока
Технологические карты являются новым видом методической продукции, которые обеспечивают качественное и эффективное преподавание и дают возможность достигать планируемых результатов. Использование таких карт помогает лучше организовать учебный процесс, обеспечивая реализацию УУД в полном соответствии с требованиями ФГОС, а также сокращает время подготовки учителя к данному уроку весьма существенно. Идея создания технологических карт пришла в школу из промышленности, там это существует как вид документации с содержанием описания производственного процесса — изготовление, обработка определённого вида продукции, перечень производственных операций, а также применяемое оборудование и режим осуществления каждой операции по времени.
В дидактическом контексте технологическая карта является проектом учебного процесса, где есть полное описание его: от поставленной цели урока по ФГОС до конечного результата с обязательным использованием инновационных технологий в работе с информацией. Суть технологической карты в том, что она содержит подробный проект педагогической деятельности, описание заданий для учеников, освоение темы и оформление предполагаемых результатов.
Технологическая карта структурирована, интерактивна, алгоритмична, технологична и обладает обобщённостью при работе с информацией. В её структуре присутствуют: название темы и часы, отведённые на изучение её, цели освоения, результаты, которые планируются (отдельно УУД, информационная и интеллектуальная компетентность, метапредметность, предмет, личность), ресурсы и формы работы — метапредметные связи и организация пространства, основные понятия темы, технология изучения темы поэтапно. Завершается работа по технологической карте контрольным заданием, чтобы проверить достижение результатов, которые были запланированы.
Последовательность
Когда этап мотивации пройден, необходимо осмысление учеником новой информации, в этом процессе дети работают над заданием самостоятельно, после чего следует проверка, требующая обсуждения каждого вопроса с определением места, которое теперь занимает новый материал во всей системе знаний, а также практическое применение его. Далее — обязательный инструктаж относительно домашнего задания и рефлексия, то есть осмысление того, что происходило на уроке.
Конечно, эта структура урока весьма приблизительна. Бывают нетрадиционные виды уроков — экскурсии, презентации, путешествия, лекции, встречи, беседы и многие другие. Здесь сохраняются только основные черты композиции традиционного планирования.
Поскольку виды уроков по этому типу могут быть самыми различными, учитель составляет план по традиционной или нетрадиционной системе. Технологическая карта урока по ФГОС помогает решить самые разные задачи. Прежде всего — образовательные: познакомить, научить, проанализировать и так далее. Затем — воспитательные: разбудить творческую и познавательную активность, сформировать любовь к Родине, любознательность, настойчивость к познанию и многое другое.
Скорее всех решаются задачи развивающие, когда у ребёнка формируются умения: анализ, сопоставление, чтение схем, использование справочной литературы и тому подобное. И здесь, конечно же, основной эффект обеспечивает правильно выбранная структура урока.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
4-й этап. Итоги занятия
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Выстраивают причинно-следственные связи |
Осуществляемые действия: Взаимодействие в групповом коллективе |
Осуществляемые действия: Прогнозируют развитие процессов в живых организмах |
Формируемые способы деятельности: Презентуют модель |
Формируемые способы деятельности: Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику |
Формируемые способы деятельности: Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |