Самостоятельное обучение скорочтению, тренировка, развитие быстрого чтения детей и школьников 7, 8, 9, 10 лет в домашних условиях: упражнения для скорости чтения
Содержание:
- С какого возраста можно обучать скорочтению детей?
- Упражнения для обучения
- Быстрое чтение. Концентрация
- Урок по таблицам Шульта
- Видеоинструкция
- Тренировка работы с таблицами
- Советы как научиться читать быстро
- Новый взгляд на книгу
- Главное от Питера Кампа
- Важные правила чтения книг
- Личный опыт
- Скорочтение в домашних условиях: эффективный курс
- Развитие навыков и качеств
- Упражнения для развития навыка скорочтения
- Фундамент быстрого чтения
- Что такое скорочтение и кому оно нужно?
- Проблемы при неправильном обучении чтению
- Методические основы обучения чтению по слогам
- Методики осмысленного чтения для детей
- Полезные упражнения
- Как научить ребенка читать — рекомендации:
- Развитие анципации
- Для чего обучаться скорочтению
- Преимущества
- Упражнение 2. «Шторка»
- Упражнения на внимание
- Онлайн-школы
- Пять принципов быстрого чтения
- Полезная литература для родителей
С какого возраста можно обучать скорочтению детей?
Прежде, чем начать обучаться скорочтению, ребенок должен научиться правильно читать. Человек вначале учится медленно ходить, а только затем бегает, медленно ездить, а лишь потом, когда навык будет отточен до идеала, — участвует в соревнованиях.
То же самое и с чтением: прежде, чем учиться читать быстро, необходимо научиться читать качественно, осознанно воспринимая информацию. Кроме того, должен полностью сформироваться речевой аппарат.
В противном случае ребенок, стараясь прочитать быстрее, будет попросту «проглатывать» части слов, и эта привычка так и останется на всю жизнь. В общем, скорочтению рекомендуют начинать учиться не ранее достижения возрастной планки в 14 лет.
Упражнения для обучения
Упражнения будут полезны и для взрослых людей
Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
Быстрое чтение. Концентрация
Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения.
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.
Урок по таблицам Шульта
Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.
Видеоинструкция
Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
Тренировка работы с таблицами
Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.
Советы как научиться читать быстро
Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
Новый взгляд на книгу
Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.
Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
Главное от Питера Кампа
Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.
Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр.
Важные правила чтения книг
В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.
Личный опыт
Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.
Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
Скорочтение в домашних условиях: эффективный курс
Мой день
Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.
Во сколько раз можно повысить скорость чтения? В одном случае это может быть повышение в 2 раза, в другом – в 5-10 раз. Все зависит от следующих вещей:
- Как часто будете заниматься, сколько сил вложите?
- Какой способ изберете для чтения?
Cегодня обсудим, как освоить скорочтение в домашних условиях. Можно ли повысить скорость чтения дома, своими силами, не прибегая к участию в дорогостоящих семинарах?
Оглавление
- 1 Что выбрать?
- 2 Содержание занятий
- 3 Особенности методики
Что выбрать?
Повышать скорость чтения лучше, безусловно, под руководством тренера, дабы избежать обидных ошибок. А как быть, если посещать семинары возможности нет, допустим, из-за нехватки времени? В этом случае также можно освоить скорочтение. Обучение дома можно сделать успешным используя современный вариант онлайн тренинга.
В современном мире на суд аудитории предлагаются самые разнообразные методики О.Андреева, А.Сподина, Е.Васильевой и многих других
Из всего этого обилия я советую обратить внимание на курс Татьяны Бадя, который называется «Секреты скорочтения»
Почему именно он? Отвечаю:
Легкость и простота изложения теоретической части;
Яркий позитивный настрой;
Индивидуальный подход к каждому, консультации в скайпе;
Хорошо выстроенная и обкатанная авторская методика с большим количеством интересных заданий, которые подходят как для взрослых, так и для детей;
Скромность автора и осторожность в прогнозах по части роста техники чтения (златых гор вам здесь обещать не будут, скажут более реальные цифры).
На сегодняшний день курс «Секреты скорочтения» пользуется государственной поддержкой, применяется при обучении сотрудников Министерства экономического развития РФ. За весь период работы курса здесь обучилось порядка 15 000 человек.
Содержание занятий
Вам не нужно искать ответ на вопрос — «Как научиться приемам скорочтения?» Эту работу уже сделали профессиональные тренеры.
Основной курс состоит из 10 занятий по 15 минут. Каждый урок содержит теоретическую часть и практические упражнения. Занимающиеся знакомятся сразу с несколькими методами чтения, а затем выбирают для себя подходящий и развивают его.
Уделяется внимание таким понятиям, как:
- Регрессия;
- Артикуляция;
- «Вода» в тексте, умение ее отжать;
- Улучшение памяти и внимания;
- Развитие образности мышления для повышения качества усвоения;
- Анципация;
- Расширение поля зрения;
- Чтение по вертикали.
Особенности методики
На курсе Татьяны Бадя хорошо прорабатывается техника скорочтения, упражнения даются логичные и понятные, без мистических примесей. Тренинг проходит в живой, ускоренной форме, местами переходя в игру, что придает дополнительную привлекательность методике.
Качественный рост техники чтения достигается за счет:
- Увеличения скорости сканирования;
- Роста скорости восприятия (распознания) информации;
- Улучшения качества запоминания.
Большое значение Т.Бадя придает рабочему месту, где проходит чтение: поза, освещение, расстояние до глаз, а также настройке монитора или…книги. Да-да. Оказывается, бумажную книгу тоже можно настроить, чтобы чтение приносило максимальную пользу.
Интересен сам подход к упражнениям. Например, для расширения поля зрения используются не стандартные таблицы Шульте, а несколько усложненные (цветные), причем одними таблицами тренировка поля зрения не ограничивается – есть и другие задания.
Вот такая методика. На мой взгляд, идеальный вариант для освоения упражнений по развитию техники чтения в домашних условиях, подходящий для всей семьи. Подробней познакомится с автором и методикой можно здесь.
Если я вас не убедил, и вы по-прежнему решаете вопрос: как научиться скорочтению самостоятельно, не прибегая к онлайн-курсам, читайте статью «Скорочтение упражнения».
До скорого! Ваш Юрий Окунев.
Развитие навыков и качеств
Чтобы развить умение ориентироваться в тексте, используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.
Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств:
Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.
Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.
Упражнения для развития навыка скорочтения
Для того, чтобы научиться
читать с высокой скоростью, предусмотрен ряд занятий и упражнений, которые
направлены на развитие способностей в различных сферах:
расширение угла зрительного обзора;
улучшение памяти;
развитие образного мышления;
умение выделять нужную информацию с восприятием смыслового значения, и пропускать мимо внимания второстепенную;
способность концентрации внимания на одном предмете, в данном случае – чтении книги.
Ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения
Есть такие ошибки в
освоении навыком быстрочтения, которые не только снижают эффективность занятий,
но и очень вредны своими последствиями. С их исправлением потом приходится
долго бороться педагогам, логопедам и детским психологам. Было выявлено несколько
самых распространенных и вредных ошибок.
Попытка прочитывать слово при чтении «про себя». При этом шевелятся губы и язык. Такая проблема встречается у 4/5 взрослого населения, глаза подолгу остается на одном месте. Скорость чтения при этом сильно снижается из-за артикуляции.
Самопроизвольные движения головой, шеей во время чтения
Все это также снижает темп, и отвлекает внимание
Многие привыкли воспринимать информацию на слух. Для них непонятен тот факт, что при чтении с помощью только зрения можно овладевать информацией в десятки раз быстрее и больше.
Недостаточно развитый угол зрительного обзора.
Привычка возвращаться в ранее прочитанный фрагмент текста, чтобы прочитать его снова.
Почти все методики помогают справиться с этими ошибками и полностью их устраняют.
Фундамент быстрого чтения
У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.
Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.
Скорость достигается благодаря умениям:
- Распознавание слов без проговаривания.
- Отказ от механического повторения.
- Увеличение зрительного восприятия.
- Концентрация внимания.
- Сканирование читаемого текста.
Что такое скорочтение и кому оно нужно?
Скорочтение (быстрое чтение) – это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза.
Мы считаем, что умение быстро читать полезно каждому человеку, но все же есть несколько категорий людей, которым оно необходимо априори:
Дети. Любой навык лучше изначально осваивать правильно, и скорочтение помогает родителям научить своих детей читать быстрее и легче. Подспудно у ребенка будет развиваться навык концентрации и снижаться уровень отвлекаемости. | |
Школьники и студенты. В процессе обучения человек сталкивается с необходимостью обрабатывать большое количество информации. Скорочтение позволяет делать это быстрее и эффективнее. | |
Люди, работающие с информацией. Если вы работаете с большими объемами данных, с помощью скорочтения вы сможете быстрее обрабатывать и анализировать прочитанное, а значит, лучше выполнять свои функции и быть более продуктивным специалистом. | |
Люди, занимающиеся самообразованием. Книги и статьи – основной источник сведений по любой теме, и каждому, кто желает развиваться, приходится читать. Делая это быстро, вы не только узнаете больше, но и быстрее достигнете поставленных целей. | |
Люди, читающие медленно. Медленное чтение – это результат неправильной техники и неумения надолго концентрироваться. Поэтому тут можно сразу достичь нескольких целей – быстрее читать, лучше фокусироваться, больше понимать и надолго запоминать. |
В остальном же быстрое чтение, как мы уже говорили, будет полезно каждому человеку вне зависимости от возраста, пола и сферы занятости. Этот «мягкий» навык позволяет многократно повысить личную эффективность и достигать более высоких результатов во всем.
Проблемы при неправильном обучении чтению
Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.
Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.
Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.
Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.
Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух
Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове
А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.
Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».
Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.
Методические основы обучения чтению по слогам
В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.
Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.
Методики осмысленного чтения для детей
- Ролевое чтение. Подойдут тексты, в которых присутствуют диалоги между двумя персонажами. Предложите ребенку читать прямую речь того героя, который ему больше всего понравился. Вы озвучивайте реплики его оппонента.
- Чтение веселых скороговорок. Можно вспомнить те, которые вы читали в детстве. Самое главное, чтобы они были интересны для ребенка. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». Данная техника также отвечает на вопрос, как научиться быстро читать вслух.
- «Таблица Шульте». Представляет из себя расчерченный квадрат, рассчитанный на 25-30 ячеек. В каждую клетку записывается цифра от 1 до 30. Ребенка просят молча находить числа в процессе возрастания. Данное упражнение улучшает объем оперативного зрения.
- Регулярность занятий. Один из важнейших пунктов. Каким бы простым или сложным методикам быстрого чтения не обучался ребенок, толк будет только от регулярных занятий.
- Не забыть похвалить ребенка. По окончании занятия нужно сказать малышу, что он делает успехи, а все приобретенные навыки будут очень помогать ему в дальнейшей жизни.
Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.
И помните: умение быстро читать и ориентироваться в изученном материале — важнейший навык для современного человека.
Полезные упражнения
Чтобы изучить скорочтение для детей упражнения стоит выполнять каждый день.
Слова-половинки
Здесь нужно по части слова догадаться, какое это слово. Для того, чтобы выполнить упражнение, нужно написать несколько слов большими буквами на карточках. Затем эти слова разрезать на 2 половинки. Малыш должен сложить их правильно.
На буксире
В данном упражнении взрослый и ребёнок должны читать вместе. Выбирается страница из книги и отмечается начало текста. Взрослому нужно читать про себя, но при этом вести пальцем там, где он читает. Ребёнок же должен читать параллельно, следя за пальцем родителя. Таким образом, взрослый будет выступать в роли буксира, а ребёнку нужно будет его догонять.
Чтение на время
При этом упражнении у ребёнка начинает работать внутренняя мотивация, так как он может проследить за своими успехами.
Для этого понадобится несложный текст и секундомер. Ученик должен прочитать отрывок за минуту. После чего нужно отметить то место, где малыш закончил. Затем ребёнку нужно прочитать этот текст за минуту ещё раз. Скорее всего второй раз он прочитает немного больше, чем в начале. На этом останавливаться не стоит. Так читать можно до 10 раз. Важным фактором является то, что родитель подбадривает ребёнка после каждого прочтения. Таким образом, малыш понимает, что с каждым разом его чтение становится лучше.
Прыжок-остановка
Здесь тренируется зрительная память
Важность этого упражнения заключается в том, что данный вид памяти может быть использован не только для текстов, но и в жизни вообще
Перед ребёнком кладётся текст для чтения. По команде «Прыжок!» он начинает читать текст. Чтение должно продлиться около минуты. После чего взрослый должен произнести команду «Стоп, остановка». Далее ребёнок, не смотря в книгу должен закрыть глаза и отдохнуть несколько минут. После чего опять взрослый произносит «Прыжок!». Ребёнок должен найти то самое место, где остановился и продолжить чтение до следующей команды. Такое упражнение можно повторять много раз. Важным деталью является то, что ребёнок не может следить за текстом пальцем. Руки лучше всего положить на колени.
Таблица Шульте №1
Как научить ребенка читать — рекомендации:
-
Очень важен пример читающих взрослых рядом. Причем читающих увлеченно и с интересом. У детей наглядно-действенное мышление, и они склонны повторять то, что делают вокруг взрослые. Делают родители зарядку — малыш будет вам подражать. Вы с упоением читаете книги — ваш кроха будет стремиться к этому.
-
Очень хорошо, если вы сможете сделать процесс вечернего чтения с малышом регулярным и превратите в некий волшебный ритуал. Малыш в эти минуты должен быть только с мамой. Предупредите своих близких, чтобы вас не отвлекали, не перебивали и не звали к телефону. Все это время посвящено ребенку.
-
Самый важный момент — о нем нам поведала еще царица Шахерезада: завершайте всегда на самом интересном месте, но всегда на позитивном и светлом. При этом даже грустные моменты истории можно эмоционально показать светлыми и счастливыми.
-
Читайте медленно, тихим голосом и очень чувственно. Если ваш кроха заснул счастливый под сказки мамы, значит, все сделано правильно.
Эмоциональное вовлечение взрослых в процесс чтения с ребенком создает самую прочную эмоциональную связь, которую мы несем сквозь годы. Пережитые вместе эмоции объединяют, делая нас по-настоящему близкими людьми. Ассоциативные ряды, чувства и переживания, которые возникли при чтении детских книжек, становятся фундаментом ваших будущих отношений. Когда ребенок подрастет, у вас всегда будет «запасная волшебная палочка» в виде этих эмоций. Вы уже не будете читать ребенку нотаций и поучать его, а просто обратитесь к образу героя детской книжки.
Как научить ребенка состраданию?
Психика человека формируется от впечатлений при взаимодействии с другими людьми. Впечатления от героев книг такие же настоящие для ребенка. А зрительный ребенок оживляет всех персонажей и сопереживает им.
Когда вы вместе с ним читаете классическую литературу, вовлечено, интонируя, вы пробуждаете у ребенка чувства сопереживания и сострадания.
Ребенок должен плакать, сострадать, сопереживать героям
Развитие анципации
При чтении книги, боковым зрением ребенок должен видеть очертания следующего слова и догадаться, что это такое. Для этого придуманы упражнения.
Линейка. Закрывать текст на 10-15 символов, ребенок при этом должен читать на привычной скорости.
Читаем кувырком. Текст сначала читается в обычном режиме, затем в перевернутом виде, то есть наоборот
Это упражнение влияет на память и внимание. Можно также повернуть книгу на 90 градусов.
Половинки. Листом закрыть строчку текста, которую читает ученик. Закрыть нужно только верх или низ букв, ребенок должен догадаться, какие буквы написаны.
Закрыть нужно только верх или низ букв, ребенок должен догадаться, какие буквы написаны.
Для чего обучаться скорочтению
В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.
Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе. Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков
Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых
Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.
Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.
Прежде чем говорить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами
Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.
Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом
хорошей успеваемости в школе
способности логически мыслить
воспринимать различную информацию
развивать память и внимание
уметь концентрироваться на главном.
Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.
Преимущества
К числу достоинств методики скорочтения относят следующие:
- при регулярных занятиях удается избавиться от большинства ошибок, свойственных ученикам начальной школы (перестановка слогов в словах, замена букв, запинки);
- высокая скорость чтения напрямую связана с высокой успеваемостью.
- занятия позволяют улучшить память, способствуют развитию мышления.
Вот почему тренировки должны проводиться на регулярной основе. Однако не стоит заставлять ребенка заниматься, ругать его, если что-то не получается, в противном случае велик риск, что книга будет восприниматься им в негативном свете. Для детей младшего школьного возраста следует активно использовать игровые технологии, визуализировать прочитанное. Для этого родители могут подобрать иллюстрации к тексту, показывать их ребенку. Это поможет ему понять смысл.
Упражнение 2. «Шторка»
На что направлено: развитие периферического зрения, устранение эффекта возврата взгляда к уже прочитанному ранее.
В чём суть: Берем плотный лист бумаги и кладем на страницу книги над текстом. Эффект будет сильнее, если «шторка» окажется уже текста (так, чтобы и справа и слева от неё были видны 1-2 слова). Вы начинаете читать текст, передвигая «шторку» сверху вниз так, чтобы прочитанный текст исчезал под ней.
Глаза будут привыкать видеть только область под «шторкой», а слова по краям вашего листа бумаги помогут расширить угол зрения. После прочтения первых тренировочных страниц начните передвигать «шторку» быстрее комфортной скорости чтения. Так вы постепенно начнете увеличивать и собственный темп.
Упражнения на внимание
Занимаясь с младшим школьником в домашних условиях, можно предложить ему выполнить несколько усложненных заданий, которые помогут не только увеличить скорость осмысленного чтения, но и развить память и мышление.
- Расшифровка анаграмм. Родитель составляет анаграммы, меняя в словах буквы местами, задача ребенка – разобраться, какое слово зашифровано, и назвать его правильно. На первых этапах слова должны быть самыми простыми, знакомыми школьнику. Например, можно выбрать тематическую группу «Овощи»: орецгу, тоамт, карштока, лку.
- Чтение текста, в котором содержатся перестановки букв (например, не математика, а матемакита). Задача ребенка не исправить ошибку, а понять общий смысл прочитанного, как можно быстрее прочесть фрагмент, не обращая внимания на перестановки. Это поможет школьнику увидеть, что чтение по слогам является нерезультативным, поэтому от него необходимо постепенно отказываться.
- Чтение перевернутого текста. Это достаточно сложное задание даже для взрослых. Поэтому надо внимательно подобрать фрагмент, он должен быть понятен младшему школьнику. Суть упражнения – прочесть слова, а затем и предложения «задом наперед».
- Поиск слов. Родитель подбирает текст, находит в нем слова, которые ребенок будет разыскивать взглядом, далее предлагает малышу выполнить задание на время. Задача школьника – не просто прочесть текст, но и как можно быстрее обнаружить в нем данные слова.
- «Шмель». Считается одним из самых эффективных упражнений для развития скорочтения. Ребенку предлагается прочесть фрагмент текста про себя, одновременно жужжа, словно насекомое. Постоянное выполнение позволит ребенку быстро избавиться от артикуляции – научится не произносить вслух текст, читаемый про себя.
При регулярных тренировках скорость чтения будет постепенно увеличиваться.
Онлайн-школы
Викиум
Курс «Скорочтение» от онлайн-платформы для развития когнитивных функций мозга Викиум актуален, в том числе, для детей, школьников и подростков. Этот курс поможет не только успешнее сдавать зачеты и экзамены. С ним можно развить интеллект, память и способность концентрироваться у взрослых. Курс «Скорочтение» — выгодное вложение в себя и приемлемая стоимость.
Курс включает:
Тренажеры для развития скорости чтения
Тексты на определение скорости и уровня понимания прочитанного
Упражнения на развитие внимания
Упражнения на развитие объема памяти
Кому полезны тренажеры?
-
Младший возраст
Улучшить обучаемость в учебных заведениях
Профилактика синдрома дефицита внимания -
Средний возраст
Повысить личную продуктивность, эффективность
Делать меньше ошибок и недочетов на работе
Держать мозг в тонусе в течение дня -
Пожилой возраст
Дольше сохранять остроту и ясность ума
Профилактика возрастных заболеваний, вызванных снижением интеллектуальной нагрузки
Пять принципов быстрого чтения
Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.
Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:
Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником
Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами
Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.
Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.
Полезная литература для родителей
Если перед родителями стоит задача не просто научить ребенка быстро читать, а читать осмысленно, то можно обратиться к методическим разработкам по теме (они подойдут для школьников среднего и старшего звена):
- Марат Зиганов «Скорочтение». Книга содержит множество полезных рекомендаций и упражнений, тренировочных текстов и тестов, оригинальные разработки специалистов (психологов, лингвистов, педагогов) по развитию навыков рационального чтения.
- Питер Камп «Скорочтение». Инновационный подход автора позволяет в три раза увеличить скорость чтения.
- Эбби Маркс-Бил «Быстрое чтение за 10 дней». Автор методики уверяет, что, просто просматривая большие объемы текста, можно легко их запоминать. Закрепят навыки специальные упражнения в конце каждой главы.
Развитие быстрого и осмысленного чтения – задача непростая, но потраченное время и усилия окупят себя лучшей успеваемостью и развитием интеллекта школьника. Родители не всегда справляются с поставленной перед собой задачей: не хватает навыков или знаний, терпения, сами не любят читать. В этом случае можно записать ребенка на курсы скорочтения, результат будет заметен уже через несколько недель.