Типы уроков по фгос: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Содержание:

Технологическая карта урока

Технологические карты являются новым видом методической продукции, которые обеспечивают качественное и эффективное преподавание и дают возможность достигать планируемых результатов. Использование таких карт помогает лучше организовать учебный процесс, обеспечивая реализацию УУД в полном соответствии с требованиями ФГОС, а также сокращает время подготовки учителя к данному уроку весьма существенно. Идея создания технологических карт пришла в школу из промышленности, там это существует как вид документации с содержанием описания производственного процесса — изготовление, обработка определённого вида продукции, перечень производственных операций, а также применяемое оборудование и режим осуществления каждой операции по времени.

В дидактическом контексте технологическая карта является проектом учебного процесса, где есть полное описание его: от поставленной цели урока по ФГОС до конечного результата с обязательным использованием инновационных технологий в работе с информацией. Суть технологической карты в том, что она содержит подробный проект педагогической деятельности, описание заданий для учеников, освоение темы и оформление предполагаемых результатов.

Технологическая карта структурирована, интерактивна, алгоритмична, технологична и обладает обобщённостью при работе с информацией. В её структуре присутствуют: название темы и часы, отведённые на изучение её, цели освоения, результаты, которые планируются (отдельно УУД, информационная и интеллектуальная компетентность, метапредметность, предмет, личность), ресурсы и формы работы — метапредметные связи и организация пространства, основные понятия темы, технология изучения темы поэтапно. Завершается работа по технологической карте контрольным заданием, чтобы проверить достижение результатов, которые были запланированы.

Последовательность

Когда этап мотивации пройден, необходимо осмысление учеником новой информации, в этом процессе дети работают над заданием самостоятельно, после чего следует проверка, требующая обсуждения каждого вопроса с определением места, которое теперь занимает новый материал во всей системе знаний, а также практическое применение его. Далее — обязательный инструктаж относительно домашнего задания и рефлексия, то есть осмысление того, что происходило на уроке.

Конечно, эта структура урока весьма приблизительна. Бывают нетрадиционные виды уроков — экскурсии, презентации, путешествия, лекции, встречи, беседы и многие другие. Здесь сохраняются только основные черты композиции традиционного планирования.

Поскольку виды уроков по этому типу могут быть самыми различными, учитель составляет план по традиционной или нетрадиционной системе. Технологическая карта урока по ФГОС помогает решить самые разные задачи. Прежде всего — образовательные: познакомить, научить, проанализировать и так далее. Затем — воспитательные: разбудить творческую и познавательную активность, сформировать любовь к Родине, любознательность, настойчивость к познанию и многое другое.

Скорее всех решаются задачи развивающие, когда у ребёнка формируются умения: анализ, сопоставление, чтение схем, использование справочной литературы и тому подобное. И здесь, конечно же, основной эффект обеспечивает правильно выбранная структура урока.

Структура современного урока

Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.

Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:

  • сообщение школьникам цели занятия;
  • воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
  • выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
  • проверка уже выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
  • запись домашнего задания (при необходимости).

Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:

  • из постановки целей;
  • повторения уже сформированных знаний и навыков;
  • решения проверочных задач;
  • знакомства с новыми умениями;
  • показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
  • подведения итогов урока;
  • записи домашних заданий.

Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:

  • в организации начала урока;
  • постановке воспитательных и образовательных задач;
  • проверке домашнего задания.

На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.

Этапы урока в начальной школе

Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем — контроль оценки полученного результата.

Современный урок по ФГОС – это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

  • организации класса;
  • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
  • постановки задачи;
  • открытия новых знаний;
  • физкультминутки;
  • первичного закрепления материала;
  • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
  • физкультминутки;
  • включения нового материала в систему знаний;
  • подведения итога урока.

Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

  • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
  • ставить перед собой задачи и принимать решения;
  • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
  • осуществлять контроль над собственными действиями;
  • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Рефлексия

После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

Рефлексия – это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов

Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

Самостоятельная работа

Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.

При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:

  • в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
  • ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
  • вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
  • служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.

Систематизация и обобщение

Систематизирует и обобщает полученные знания урок рефлексии по ФГОС. В свете нововведений этому уроку придают особое значение, поскольку именно здесь в головах учащихся всё как бы раскладывается по полочкам. Мотивационный этап проходит в виде обсуждения необходимости систематизации знаний, где применяются образы кладовой, книгохранилища и тому подобные. Здесь необходимо ответить на многие вопросы относительно принципа раскладки полученного материала: какие части его будут востребованы часто, какие реже, какая информация к какой ближе.

Затем выученное повторяется ещё раз, но уже на качественно другом уровне. Ученики решают вопросы, поданные в непривычной формулировке или с необычными условиями. Далее следует контроль, а с приложением новых требований — самоконтроль, который тоже нацелен на обобщение, именно тогда урок рефлексии получится успешным.

Урок систематизации знаний имеет целью не просто учить обобщению, но и вписывать всю полученную информацию в общий контекст познания мира. Именно поэтому так тщательно прорабатывается весь этап рефлексии, с чётким обозначением принципов классификации, значения изученного материала и места его в общей системе знаний. Вид этому типу урока можно придать любой, в том числе и комбинированный: защита проектов, сочинение, конференция, викторина, конкурс, практикум, диспут, ролевая или деловая игра.

Целеполагание

В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

Работа над ошибками

Теперь это урок коррекции знаний. Работа над ошибками по-прежнему важна, поскольку показывает причины их совершения, корректирует знания и намечает направление будущей работы. Если ученик получает оценку ниже той, которую хотелось, то это непременно должно явиться стимулом к дальнейшему труду и указать нужное направление деятельности. Именно урок коррекции и должен выполнять такие задачи, в противном случае оценка просто останется обидой, а иногда даже травмой, что во всех отношениях нежелательно. Именно поэтому планировать урок коррекции нужно особо тщательно, а подготовка к такому уроку должна содержать особо продуманную мотивационную часть.

В основе ФГОС последнего поколения лежит совершенно новая идеология. Задачей образовательных учреждений является воспитание такого гражданина в современном обществе, который будет любить учиться и будет делать это всю жизнь. Ученик должен развиваться как субъект в мире познания — вот главная цель современного образования. Особенностью ФГОС второго поколения является деятельностный характер обучения, где во главе угла стоит развитие личности. Знания, умения и навыки как таковые перестали быть приоритетом образования, оно отказывается от традиции представления результатов в этом виде, но формулирует установку на реальные виды деятельности.

Структура уроков развивающего контроля

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

1 урок

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

2 урок

Локализация затруднений

Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

Реализация проекта

Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

Обобщение затруднений

Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

Включение в систему знаний

Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

Рефлексия

Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

Организация второго этапа урока

ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.

Самостоятельная работа может быть:

  • индивидуальной;
  • фронтальной;
  • групповой.

При этом подобные задания могут быть:

  1. Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
  2. Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
  3. Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
  4. Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.

На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Структура урока рефлексии по ФГОС

Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.

Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.

Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.

Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

2-й этап. Целеполагание

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Осуществляемые действия: 

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Осуществляемые действия:

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формируемые способы деятельности:

Выдвигая цели делают умозаключения

Формируемые способы деятельности:

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Формируемые способы деятельности:

Контроль за ответами одноклассников

Закрепление материала

Это теперь называется уроком комплексного применения знаний, по сути оставаясь по-прежнему закреплением изученного материала. Многие темы уроков по ФГОС требуют отведения на каждую нескольких учебных часов, почти всегда — в начальной школе. Далее — в старших — русский язык, математика и некоторые другие предметы обязательно проходят с закреплением материала. Цели урока по ФГОС преследуются те же самые, и структура построения аналогична почти во всём.

Отличие только в том, что предлагаемую задачу ученики имеют возможность решить после актуализации полученных знаний, хотя материал стандартный, а задание — нет. Урок этого типа очень хорош в нетрадиционном оформлении, где могут присутствовать самые разные виды: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-суд, урок-деловая игра, урок-конференция и так далее, главное — это создание нестандартной ситуации, чтобы разбудить мыслительные способности детей, научить фантазировать и одновременно принимать реальные решения. Это и есть цели уроков по ФГОС. Закрепление материала лучше всего происходит в нестандартной обстановке.

Программа

В основной образовательной программе общего образования содержатся три раздела: организационный, содержательный и целевой. Кроме того, существует программа УУД, направленная на развитие компетенций в использовании и овладевании ИКТ как минимум на уровне пользователя: поиск, построение и передача информации, презентация выполненной работы, основы информационной безопасности в использовании средств ИКТ, в том числе глобальной сети Интернет.

В программе содержатся:

1. Основные направления и особенности реализации проектов в учебной, исследовательской и проектной деятельности учеников (это инженерное, исследовательское, прикладное, социальное, информационное, творческое, игровое направление проектов), а также формы работы по организации такой деятельности в урочных и внеурочных рамках по каждому из направлений.

2. Содержание, виды и формы работы по организации, формированию и развитию компетенций в области ИКТ.

3. Перечень с описанием основных элементов и инструментов использования ИКТ-компетенций.

4. Результаты, которые планируется достичь в развитии компетентности учеников по использованию ИКТ, подготовке индивидуальных проектов, которые выполняются в учебном процессе (могут быть в границах одного или на межпредметной основе).

5. Условия, обеспечивающие развитие УУД, информационно-методическое обеспечение, подготовку кадров.

6. Методика, инструментарий мониторинга, чтобы проверить успешность освоения учениками УУД и их применения.

Новый материал

Одним из способов развития младших школьников является проблемное обучение, при котором значительно меняются требования к проведению уроков нового типа, другими становятся виды уроков и их структура. В связи с тем что перенесены акценты в образовании на интересы, нужды и запросы ученика, типы уроков по ФГОС в основной школе диктуют другой подход к обучению: содержание материала не предписывается учителем, а создаются условия, при которых к ученику приходит осознание необходимости усвоения предложенной программы.

Многие учителя и родители пока не поддерживают этот подход к обучению. Но тем не менее уроки по ФГОС («Школа России») нацелены именно на такое направление деятельности. При этом подходе форма проведения урока не может не измениться, поскольку он должен включить в себя само создание этой ситуации осознания, что знаний явно недостаточно. Тогда появляется мотивация для усвоения нового материала. Затем учитель создаёт учебную ситуацию, при которой ученик может почти самостоятельно искать недостающую информацию. Именно поэтому были изменены типы уроков по ФГОС в основной школе, которые подразделяются на несколько групп.

Сначала предлагается урок, на котором ученики должны знакомиться с новым материалом. Это урок усвоения новых знаний или урок открытия нового знания — приемлем любой вариант. Его построение тоже стало отличаться от прежнего в связи с изменениями требований ФГОС. Ранее в начале урока присутствовал организационный момент, теперь это называется этапом мотивации.

Повторение пройденного материала стало этапом актуализации, то есть детям предлагается проблемная задача, которую нужно попытаться решить, опираясь на уже знакомый материал, а когда это не получилось, делается вывод, что для решения нужны дополнительные знания, которые можно получить с помощью наблюдения или эксперимента. Это названо первичным усвоением материала. Новая технологическая карта урока по ФГОС представляет значительно изменённую терминологию.

Типы и виды уроков в школе

При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.

Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:

  • лекция;
  • вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
  • эксперименты, опыты.

Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:

  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • закрепление и повторение ранее изученного материала;
  • применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
  • формирование навыков и умений.
  • контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.

Виды уроков, характерные для данного типа:

  • самостоятельная устная или письменная работа;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • семинар;
  • экскурсия.

Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала. Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.

Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются  виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.

Основные методические элементы данного типа урока:

  • подготовка учащихся к предстоящему занятию;
  • выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
  • подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
  • первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
  • поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
  • выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.

Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.

Виды уроков коррекции и контроля:

  • устный или письменный опрос;
  • зачет;
  • лабораторная работа;
  • практикум;
  • самостоятельная контрольная работа;
  • экзамен и др.

Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.

Организация первого этапа школьного урока

Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».

Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.

Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:

  • проведение диагностики целей учащихся;
  • систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
  • конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.

Комбинированный урок обществознания

Комбинированное обучение основано на психологически обоснованных этапах любого обучения — законах познавательной деятельности, шестиэтапном развитии познавательных способностей: Знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. В соответствии с ними выделяются учебные модули. Модуль — это логически завершенная единица учебного процесса, которая решает доминирующую педагогическую задачу.

Модули могут быть назначены по различным причинам. В настоящее время все более актуальным становится выделение модулей, связанных с поэтапным формированием определенных универсальных учебных действий. Однако основная классификация модулей основана именно на закономерностях процесса обучения в рамках одного урока. Существуют следующие основные составные части преподавания: организационная, мотивационная, изучение нового материала, закрепление и коррекция результатов обучения, анализ и оценка результатов обучения. Давайте рассмотрим каждый из них немного подробнее.

Мы используем термин «модуль» вместо термина «этап» урока, потому что модуль должен быть логически завершен, но не обязательно находится в рамках одного временного периода урока. Особенно это касается организационного модуля. Оно будет относиться к началу урока, которое связано с подготовкой к уроку; обсуждением плана урока; инструктажем по конкретным действиям на уроке: заданием домашнего задания. Организационный модуль в начале урока служит психологическим переходом от отдыха на перемене к учебной деятельности и настраивает учащихся на конструктивную работу.

Она включает в себя вход в класс, подготовку к уроку и приветствие. Возможно, перед тем как войти в класс, учитель должен дать ученикам некоторые инструкции — чтобы они не касались проводов, порядок рассадки в комнате и т.д. Они должны входить в класс по порядку: сначала девочки, затем мальчики. Если в классе есть ученики с ограниченными возможностями, следует придерживаться наиболее благоприятного с физической и психологической точки зрения порядка входа в класс.

На этом этапе можно привести в порядок элементы внешнего вида, убрать жевательную резинку, убрать игрушки и телефоны. Во время подготовки к уроку напомните учащимся, что должно быть у них на столах, чтобы они не отвлекались в середине урока. Возможно, вы не разрешаете пользоваться учебниками и тетрадями во время проверки домашнего задания, и им пока не нужно готовиться. Возможно, вам следовало принести что-то особенное для этого конкретного урока — рисунки, Конституцию, учебник географии и т.д. Поприветствовав друг друга, участники занимают свои места, и урок можно начинать. Модуль должен длиться 3-5 минут.

Модуль заканчивается организацией домашнего задания. Новое домашнее задание может быть дано после изучения темы в конце урока, но не должно даваться после звонка. Перемена — это время для отдыха, и так и должно быть. Домашнее задание должно быть аннотированным, четким и разнообразным. Не может быть присвоения «. Должно быть четко указано, что с ним нужно делать — читать, пересказывать, отвечать на вопросы, подбирать иллюстрации и т.д. Домашнее задание может быть индивидуальным, парным, групповым или общим; на следующий урок или на более длительный период; закрепляющим или опережающим. В любом случае, он должен состоять из трех компонентов: Инвариант, который обязателен для всех, Инвариант, из которого нужно что-то выбрать, и Вариант, для тех, кто хочет сделать что-то дополнительно. Для закрепления домашнего задания можно использовать функцию фото на мобильном телефоне, электронный дневник, а также сайт учителя

Важно контролировать запись домашнего задания в дневник или тетрадь

4-й этап. Итоги занятия

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Выстраивают причинно-следственные связи

Осуществляемые действия: 

Взаимодействие в групповом коллективе

Осуществляемые действия:

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Формируемые способы деятельности:

Презентуют модель

Формируемые способы деятельности:

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Формируемые способы деятельности:

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector