Техника скорочтения: упражнения для детей разных возрастов

Содержание:

Расширяем угол зрения

В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.

Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.

Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.

Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:

  • ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
  • запоминаем наибольшее количество элементов,
  • смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.

Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для развития памяти тоже.

Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.

Можно её перевернуть:

Памятка родителям

1

Очень важно проверять понимание прочитанного, особенно после выполнения упражнений на подавление артикуляции. Задавайте ребенку вопросы по прочитанному, обсуждайте, просите пересказать

2. Обязательно отмечайте даже небольшие успехи и делайте акцент на положительных моментах обучения.

3. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими школьниками, единственным критерием для сравнения должны быть достижения самого ребенка. К примеру, сегодня он прочитал быстрее, чем вчера, а завтра его ждут новые рекорды!

4. Не ограничивайтесь только занятиями по скорочтению. Читайте книги, детские журналы, ходите в библиотеку.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Память: как она связана с быстрым чтением и как ее развивать для улучшения скорости чтения

Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства – всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.

А как же выглядит детская память? Что есть память – это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?

У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого – научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.

Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:

  • Нарисуй животное, которое от вех прячется, поэтому его никто не видел.
  • Спой, какие песни поют облака.
  • Какого цвета запах маминых духов?
  • Что будет, если потрогать синий цвет на радуге?

Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его – пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.

Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.

Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.

О технике быстрого чтения

Чтобы получить полное представление о технике чтения, запишитесь на очные
курсы, однако, вы можете научиться читать быстрее и самостоятельно.

Типы быстрого чтения

  • Неторопливое чтение — к примеру, чтение художественного произведения.
  • Скорочтение.
  • Предварительное чтение — когда нужно составить представление о прочитанном
    тексте.
  • Внимательное чтение. Например, чтение юридических документов.

Действуя в соответствии с предложенной схемой, вы сократите усилия
на поиск нужной информации.

Прочтите предметный указатель. Определите тезаурус книги и те понятия,
которые используются в документе. Подумайте, на сколько содержание текста
копирует содержанию ранее изученных текстов.
Пробегите глазами по фрагментам текста, которые вам показались важными.
Напишите отзыв автору текста.
Изучите введение к каждой главе, а так же прочитайте последнюю страницу
каждой главы.
Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы

Обращайте
внимание на примеры и выделения в книге.
Изучите внимательно введение книги. Изучите примеры автора

Подумайте, на сколько примеры избиты? Не
создается ли у вас впечатление, что автор книги украл содержание текста
у других авторов
Прочтите оглавление. Составьте представление о содержании текста
до изучения.

Как читать документы

Во первых, просмотрите места в тексте, где определены выводы. И, потом,
читайте весь документ. Не теряйте время на мелочи.

  • Изучите вводную часть.
  • Просмотрите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Просмотрите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Зигзагообразное скорочтение. Использование подсознания
во время чтения

Когда человек читает достаточно быстро, то он уясняет не отдельные слова,
а целые фразы. Зигзагообразным движением глаз сканируйте страницу. Как только
почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на вдумчивое чтение.

Записи на полях

В процессе изучения текста отмечайте карандашом важные места, подчеркивайте
ключевые слова. Делайте записи во время чтения. Формулируйте вопросы автору
документа. Благодаря записям и вопросам, прочитанный текст лучше закрепляется
в сознании.

Пишите вопросы автору книги. Составление письма требует составление мнение
о тексте, а это значит, что после придумывания письма, вы будете знать гораздо
больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение к документу.

Используйте альтернативы чтению

Не всегда следует читать текст. Иногда, можно задать вопрос в интернете.
И еще, можно попробовать переформулировать вопрос и спросить его у своих
знакомых.

Тренируем концентрацию

Отработанная концентрация внимания даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте

Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

И ещё пару советов

Многие проговаривают текст про себя или же шёпотом. Эта привычка из начальной школы, где детей учат читать вслух. Однако от этого нужно избавиться, так как проговаривание очень замедляет темп чтения. Можешь ставить на фон ритмичные звуки (например, метроном), чтобы не отвлекаться на мысли.

«Тормозом» в быстром чтении является и перечитывание незнакомых слов. Чтобы этого избежать, нужно расширять свой словарный запас. Если в обычной жизни тебе встречается незнакомое слово — не ленись, загугли, что оно значит (вдруг именно его ты встретишь в книге).

Старайся думать образами. Когда ты читаешь, визуализируй, как это выглядит (даже если литература нехудожественная). Это поможет тебе запоминать информацию лучше.

Выделяй специальное время на чтение. Это может быть раннее утро или поздний вечер, когда отвлекающие факторы сведены к минимуму. И да, поставь телефон на беззвучный режим и отложи его как можно дальше во время чтения.

Что такое скорочтение?

Скорочтение – это специальная методика, позволяющая человеку максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это минимум времени. Основан метод на особой технике чтения.

Еще в позапрошлом веке французский офтальмолог Эмиль Жаваль, наблюдая за своими пациентами, увидел закономерность: глаза человека, бегая по строчке печатного текста, меняют короткие скачки на короткие остановки. Выяснилось, что мы останавливаемся не на печатных знаках по отдельности, а в целом на каждой строке 3-4 раза. И он сделал вывод: поле зрения человека для охвата текстового блока значительно шире, чем представляли раньше. Именно эту особенность стали использовать для приобретения навыков скорочтения.

Развитие анципации

При чтении книги, боковым зрением ребенок должен видеть очертания следующего слова и догадаться, что это такое. Для этого придуманы упражнения.

Линейка. Закрывать текст на 10-15 символов, ребенок при этом должен читать на привычной скорости.
Читаем кувырком. Текст сначала читается в обычном режиме, затем в перевернутом виде, то есть наоборот

Это упражнение влияет на память и внимание. Можно также повернуть книгу на 90 градусов.
Половинки. Листом закрыть строчку текста, которую читает ученик. Закрыть нужно только верх или низ букв, ребенок должен догадаться, какие буквы написаны.

Закрыть нужно только верх или низ букв, ребенок должен догадаться, какие буквы написаны.

Так зачем нужно скорочтение?

Скорочтение — это навык, который позволяет быстро воспринимать текстовую информацию. Но речь идет именно о восприятии текста, а не автоматическом проглатывании. Феноменальная скорость без понимания прочитанного не только не поможет в учебе, а скорее навредит.

Педагоги понимают под скорочтением сформированный навык обработки учебного материала. Это значит, что школьник, владеющий таким навыком, может быстро изучать и усваивать параграфы учебников, научные статьи и другую образовательную информацию. Если ребенок читает медленно, у него остается мало времени для анализа информации и выполнения задания (например, при написании ВПР). Для того, чтобы ученик чувствовал себя уверенно на контрольных и проверочных работах, успешно осваивал программу, ему необходимо владеть навыком быстрого чтения.

Помимо этого, можно выделить еще несколько плюсов в освоении школьником техники скорочтения.

Тренируется память. Ребенок может не только запомнить, но и пересказать большие объемы информации.

Повышается интерес к учебе, возрастает уверенность в своих силах.
Ребенок значительно быстрее справляется с домашними заданиями, что освобождает время на хобби, интересные занятия, отдых.

С помощью упражнений по скорочтению развивается зрительное внимание и концентрация .

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Скорочтение для детей, Как читать быстрее, запоминать и понимать больше, Абдулова Г.Ф., 2017

Книги и учебники — Книги по русскому языку

Скорочтение для детей, Как читать быстрее, запоминать и понимать больше, Абдулова Г.Ф., 2017.Эффективное чтение — именно такая компетенция необходима вашему малышу для быстрого и успешного старта в жизни! Увеличить скорость чтения минимум в 2–3 раза, а также лучше понимать прочитанное поможет система упражнений, которая более 25 лет с успехом применяется в центре интеллектуальных технологий «ЭЙДОС». В этой книге руководитель центра, опытный методист Гюзель Абдулова делится своим богатым опытом решения многих проблем, которые стоят перед ребёнком на пути к вершинам скорочтения. Уникальная авторская комплексная методика, более 60 простых и увлекательных развивающих заданий, которые с удовольствием будет выполнять ваш ребёнок, индивидуальная система занятий, дневник успеха для мотивации и мониторинга — всё это сделает процесс формирования навыка чтения лёгким и максимально результативным.

Преимущества

К числу достоинств методики скорочтения относят следующие:

  • при регулярных занятиях удается избавиться от большинства ошибок, свойственных ученикам начальной школы (перестановка слогов в словах, замена букв, запинки);
  • высокая скорость чтения напрямую связана с высокой успеваемостью.
  • занятия позволяют улучшить память, способствуют развитию мышления.

Вот почему тренировки должны проводиться на регулярной основе. Однако не стоит заставлять ребенка заниматься, ругать его, если что-то не получается, в противном случае велик риск, что книга будет восприниматься им в негативном свете. Для детей младшего школьного возраста следует активно использовать игровые технологии, визуализировать прочитанное. Для этого родители могут подобрать иллюстрации к тексту, показывать их ребенку. Это поможет ему понять смысл.

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Виды скорочтения

Скорочтение делится на несколько типов. Они используют разные методы и преследуют разные цели.

Аналитическое

Самый сложный и медленный тип скорочтения. Используется для усвоения незнакомой информации. Для таких знаний в нашем мозге еще нет готовой структуры, ее нужно будет создавать с нуля в процессе чтения. Средняя скорость – 3 000 знаков в минуту.

Ознакомительное

Более простой вариант. В отличие от предыдущего типа здесь уже есть структура для систематизации знаний, нужно лишь заполнить ее новой информацией. Например, когда вы узнаете что-то новое в той области, с которой уже знакомы. Скорость примерно 4 800 знаков в минуту.

Поисковое

Самый быстрый тип скорочтения. Скорость может достигать 15 000 знаков в минуту. Используется для поиска в тексте нужной информации.

Упражнения на концентрацию внимания

Тренировка на внимание – обязательный элемент скорочтения. Не стоит проводить такие занятия во время ответственных занятий. Не стоит также совмещать их с другими упражнениями

В центре внимания этого комплекса стоит «луч внимания». Он должен быть направлен на что-то одно, а не рассеиваться. Чтобы этого добиться, и созданы упражнения

Не стоит также совмещать их с другими упражнениями. В центре внимания этого комплекса стоит «луч внимания». Он должен быть направлен на что-то одно, а не рассеиваться. Чтобы этого добиться, и созданы упражнения.

Упражнение «Линия»

На лист бумага медленным беспрерывным движением руки наносится рисунок. Это может что угодно, например цветок лилии. Ребенок концентрируется на этом занятии. Как только ребенок задумается о чем-либо или отвлечется, линия прервется. После того, как рисунок готов, взрослые считает сколько раз ребенок отвлекся от занятия.

Дальтоник

При чтении нужно называть цвета, а не читать их названия. С первого раза получается не у всех, но с тренировками, ребенок сможет назвать все цвета, не допустив ошибок.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.

Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.​

 Концентрация на пальцах

Ученик садится на стул, держит шею прямо, голова поднята. Указательными пальцами обеих рук совершают вращательные движения. Пальцы не должны соприкасаться друг с другом, амплитуда максимально медленная.

Стрелка часов

Внимание конецентриется на кончике минутной стрелки и в течении 3 минут глазами считается сколько раз двинулась эта стрелка

Советы великих людей

Многие известные деятели владели навыком скорочтения. Иосиф Сталин имел огромную библиотеку и за один вечер прочитывал по 500 страниц. Теодор Рузвельт мог без проблем за один присест прочесть целую книгу. Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер, Джон Кеннеди, Карл Маркс — эти имена на слуху у каждого, все они были высокообразованными людьми, оставили после себя глубокий след в истории и огромное количество трудов.

Все эти личности обладали навыком быстрого чтения. Каждый пользовался своими методами, которые нам стоит взять на вооружение.

  • Максим Горький: чтение по диагонали. Писатель будто не читал, а скользил по страницам, ведя взгляд из верхнего левого угла в нижний правый. Это позволяло ему выхватывать ключевые слова и составлять из них целостную картину. Научиться этой методике можно упорными тренировками, но результат превзойдет все ожидания.
  • Оноре де Бальзак: из слова в целую фразу. Бальзак развил скорость постигать смысл до скорости, соответствующей скорости глаза. Одновременно он мог охватить 7-8 строчек и понять их суть в прямом смысле “в мгновние ока”. Часто одно-единственное слово позволяло усвоить смысл целой фразы.
  • Адольф Гитлер: избирательность. Политический деятель имел свою систему скорочтения. Знакомство с книгой он начинал с самого конца, оценивая, стоит ли этот труд его внимания. Книги должны были содержать факты, которые он должен был иметь наготове в качестве доказательства и собственной защиты. Если книга представляла для него интерес, то каждый день рано утром или поздно вечером он ее прорабатывал.

Помните, что лучший метод не тот, который пользуется популярностью, а тот, которые помогает именно Вам. Вы вполне можете самостоятельно разработать собственную методику скорочтения и использовать ее в качестве проверенной схемы.

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Зачем читать быстро?

«Странный вопрос», – подумает кто-то. Мы, вроде как, с того и начали, что осознали преимущества скорочтения и решили его освоить. Совершенно верно, однако быстрое чтение решает не только ваши задачи, связанные с освоением информации. Оно открывает вам путь к научной карьере, карьере журналиста и обозревателя, политолога, социолога и литературного критика, а также ко многим другим сферам деятельности, где быстрое чтение – это залог своевременного выполнения работы, и никак иначе.

Кроме того, скорочтение повышает качество работы с материалом. Читая быстро, вы обучаетесь вычленять суть, чтобы не тратить время впустую на малозначимые подробности

Этот навык весьма пригодится в бизнесе, маркетинге, PR-технологиях, где объем входящих предложений стремится к бесконечности, и вовремя отсеять ненужное ничуть не менее важно, чем не пропустить значимое

Итак, давайте теперь подытожим всю пользу, которую приносит нам скорочтение:

Воспринимаем и понимаем больше информации за единицу времени.
Умеем отсортировывать важное и неважное, системообразующее и второстепенное.
Всегда помним основную суть прочитанного текста, даже если где-то упустили детали.
Способны обрабатывать любые массивы входящей информации, не уставая и не снижая качество восприятия.
Обучаемся концентрировать внимание, что полезно для многих видов занятий, а не только для чтения.
Обучаемся не отвлекаться, что тоже полезно для многих видов деятельности.
Экономим свое время, которым можем распорядиться с большей пользой, нежели многократное чтение одного и того же материала с целью что-то запомнить.
Обретаем конкурентное преимущество во всех сферах деятельности, так или иначе связанных с обработкой информации (наука, журналистика, бизнес, прочее).
Становимся более знающими и эрудированными людьми, способными подержать любой разговор, что повышает наше конкурентное преимущество не только в работе, но и в личной жизни.

К слову, исследования, проведенные в свое время в Харьковском педагогическом институте, убедительно доказали, что между быстротой чтения и успеваемостью наблюдается причинно-следственная связь. Если среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично», то среди читающих медленно хорошей успеваемостью отличается лишь 4% учащихся .

Итак, вы разобрались, зачем и для чего вам нужно скорочтение. И, как хорошие родители, наверняка уже задумались, как приобщить к этому полезному занятию своих детей. Если ваши дети относятся к обучению хоть сколько-то сознательно и обладают известной долей любознательности и тяги ко всему новому, можем посоветовать книгу «77 упражнений для увеличения скорости чтения» . Эту работу про скорочтение скачать можно бесплатно.

Если же пока что за вашими детьми нужен глаз да глаз, а заниматься самостоятельно им даже не приходит в голову, вас выручит методика развития скорочтения Ахмадулина, описанная в книге «Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» . Сначала с книгой нужно ознакомиться вам, чтобы подготовить все необходимое для занятий с ребенком. И только после этого можно привлекать к занятиям свое чадо.

Будем честны: не все отзывы на эту книгу исключительно положительные и не все дети достигли каких-то мегарезультатов по увеличению скорости чтения. Однако большинство родителей утверждает, что у детей однозначно вырос интерес собственно к процессу чтения, а это уже залог будущего успеха. Да и факт, что ее рекомендуют 96% прочитавших, уже говорит сам за себя .

В принципе, скорочтение для детей – это всегда полезная тренировка, даже если с ходу не будет каких-то впечатляющих результатов. Вы всегда можете провести ее в формате игры и сами вместе с ребенком выполнить упражнения из книги. Это объединяет, укрепляет атмосферу доверия в семье, что гораздо важнее, чем собственно скорость чтения для ребенка прямо сейчас.

И еще раз напоминаем, что мы вас ждем на курсе «Скорочтение» и программе «Быстрое чтение», и о том, что сейчас самое время остановить секундомер или любой другой часовой прибор, по которому вы засекали время чтения этой статьи. Теперь пришла пора опробовать на практике одну из рекомендованных методик развития навыков скорочтения (а именно методику обратного чтения) и снова засечь время, за которое вы прочтете эту статью в обратном порядке. Эти данные вам понадобятся для ответа на вопрос по теме статьи.

Мы желаем вам исключительно интересного и познавательного чтения, и не забудьте записать точное время, за которое вы прочитали эту статью!

Упражнение 2. «Шторка»

На что направлено: развитие периферического зрения, устранение эффекта возврата взгляда к уже прочитанному ранее.

В чём суть: Берем плотный лист бумаги и кладем на страницу книги над текстом. Эффект будет сильнее, если «шторка» окажется уже текста (так, чтобы и справа и слева от неё были видны 1-2 слова). Вы начинаете читать текст, передвигая «шторку» сверху вниз так, чтобы прочитанный текст исчезал под ней.

Глаза будут привыкать видеть только область под «шторкой», а слова по краям вашего листа бумаги помогут расширить угол зрения. После прочтения первых тренировочных страниц начните передвигать «шторку» быстрее комфортной скорости чтения. Так вы постепенно начнете увеличивать и собственный темп.

Упражнения на концентрацию внимания

Тренировка на внимание – обязательный элемент скорочтения. Не стоит проводить такие занятия во время ответственных занятий

Не стоит также совмещать их с другими упражнениями. В центре внимания этого комплекса стоит «луч внимания». Он должен быть направлен на что-то одно, а не рассеиваться. Чтобы этого добиться, и созданы упражнения.

Упражнение «Линия»

На лист бумага медленным беспрерывным движением руки наносится рисунок. Это может что угодно, например цветок лилии. Ребенок концентрируется на этом занятии. Как только ребенок задумается о чем-либо или отвлечется, линия прервется. После того, как рисунок готов, взрослые считает сколько раз ребенок отвлекся от занятия.

Дальтоник

При чтении нужно называть цвета, а не читать их названия. С первого раза получается не у всех, но с тренировками, ребенок сможет назвать все цвета, не допустив ошибок.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.

Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.​

 Концентрация на пальцах

Ученик садится на стул, держит шею прямо, голова поднята. Указательными пальцами обеих рук совершают вращательные движения. Пальцы не должны соприкасаться друг с другом, амплитуда максимально медленная.

Стрелка часов

Внимание конецентриется на кончике минутной стрелки и в течении 3 минут глазами считается сколько раз двинулась эта стрелка

Зачем и кому нужна техника быстрого чтения?

Первое и главное, на что наводит идея быстрого чтения, так это на колоссальную экономию времени. Особенно для тех, кто в силу своей деятельности вынужден обрабатывать большие массивы печатной информации. Если в вашем распоряжении будет техника быстрого чтения с высоким уровнем понимания и запоминания, в совокупности с навыками тайм-менеджмента это даст потрясающий результат.

Преимущества быстрого чтения:

  • Экономия рабочего времени, необходимого для изучения обязательного объема информации.
  • Возможность прочитать больше в условиях ограниченного ресурса времени.
  • Ускоренная и более эффективная подготовка к экзаменам в школе, вузе и на всевозможных обучающих курсах.
  • Возможность расширять кругозор без дополнительных и избыточных затрат времени на чтение.
  • Улучшение когнитивных навыков мышления, понимания и запоминания.
  • Усиление концентрации внимания.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Возможность раскрыть свой внутренний потенциал.

Предполагаем, что последняя опция и бонус быстрого чтения – возможность раскрыть свой внутренний потенциал – требует пояснения. Понятие внутреннего потенциала достаточно многоаспектно. Это и багаж знаний человека, и его различные способности, и его умение распределять силы и энергию для выполнения различных задач.

Таким образом, научившись читать быстро, вы более быстрыми темпами пополняете багаж знаний, шлифуете умение собраться с мыслями и запомнить нужную информацию, обучаетесь правильно распределять силы и внимание, берясь за какую-либо новую задачу. Любая новая книга или статья, которую вы решили прочитать, это и есть новая для вас задача

Или, как вариант, подзадача для достижения более крупной и важной цели, нежели просто эрудиция и начитанность. Так или иначе, способность быстрее переработать заданный массив информации или же освоить больше за короткий промежуток времени пригодится во многих сферах жизни

А есть и такие виды деятельности, где без навыков скорочтения либо никак, либо очень трудно.

Кому нужно читать быстро:

  • Студенты и школьники – более половины умеющих читать учатся на «хорошо» и «отлично», тогда как среди читающих медленно «хорошистов» и «отличников» всего 4% .
  • Бизнесмены и предприниматели – поток документов, обзоры рынка, постоянные нововведения в области законодательства требуют умения быстро оценивать полезность информации, что невозможно, если читать медленно.
  • Юристы, финансисты, бухгалтера – работа с документами составляет основную суть их деятельности, поэтому техники быстрого чтения с высокой степенью понимания написанного являются насущной необходимостью.
  • Филологи, литературные обозреватели и критики – поток книжных новинок с необходимостью написать внятную рецензию на каждую из них предполагает высокую скорость чтения, иначе задача перейдет в разряд невыполнимых.
  • Политологи, социологи, журналисты – в процессе подготовки рабочих материалов возникает необходимость ознакомиться с большим массивом данных и при этом «вписаться» в отведенный отрезок времени до начала эфира, выхода газеты и т.д.
  • Ученые и исследователи – проведение научных изысканий требует большой подготовительной работы по изучению данных, наработанных ранее изучавшими ту или иную проблематику учеными, и при этом нужно успевать следить за новинками в мире науки.
  • Инженеры, строители, дизайнеры, специалисты IT-сферы – объемные технические задания с множеством нюансов и подробностей, обязательных к исполнению, требуют освоения техники быстрого чтения с высоким уровнем запоминания, чтобы не возвращаться постоянно к ТЗ во время работы.

Итак, мы разобрались, кому и зачем нужно уметь читать быстро. Теперь осталось понять, как же этому научиться. Про наш короткий курс «Скорочтение» и расширенную программу «Быстрое чтение» вы уже знаете, однако первый шаг в направлении освоения техники быстрого чтения книг, статей и прочих материалов вы можете сделать самостоятельно. Для этого обязательно дочитайте нашу статью до конца, даже если это пока не получается сделать быстро.

Упражнения в домашних условиях


По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

Целые слова

Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к прочитыванию целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.

Если он будет обращать внимание на ударение, читать по слогам не получится.

Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».

Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ученик точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.

Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector