Педагогика монтессори: что это и кому подойдёт
Содержание:
- Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:
- Не следует говорить детям, что им делать или не делать, верно?
- Это может быть интересным
- Отношение к обществу и сами себе
- Существует ли Монтессори-школы для детей младшего школьного возраста?
- Как оформить уголок Монтессори в детском саду
- Как организовать зону творчества дома
- Дидактический материал Монтессори — на что направлен
- Роль педагога в обучающем процессе
- Распространение и популярность методики Монтессори
- Основные принципы подхода Монтессори
Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:
Статьи М. Монтессори и современных педагогов.
Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.
2. Мой метод: начальное обучение.
Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.
Дом ребенка. Метод научной педагогики.
Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.
Дети — другие.
Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.
Впитывающий разум ребенка.
Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.
Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.
В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.
Самовоспитание и самообучение в начальной школе.
Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.
Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет
Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.
Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.
Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:
«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.
Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.
Не следует говорить детям, что им делать или не делать, верно?
Весьма распространённым является неверное представление о том, что детям, воспитывающимся по системе Марии Монтессори, разрешено делать «всё, что вздумается». На самом деле окончательная цель — научить их самодисциплине. Но она не возникает в одночасье.
Свобода и дисциплина — две стороны одной монеты. В классе детям предоставлена свобода выбора той деятельности, которая в данный момент наиболее интересна для них. Это делается для того, чтобы в максимальной степени использовать сензитивные периоды (периоды особого интереса) для развития тех или иных способностей. Ученики выбирают деятельность, находясь в тщательно подготовленной среде. И это является ключевым моментом. Без подготовленной среды мы не можем предоставить ребёнку истинную свободу выбора.
Благодаря внимательному наблюдению за детьми учителя (и родители) могут предложить им ту деятельность, которая необходима для развития в данный момент, и которая в результате приведёт к спонтанной деятельности. Спонтанная деятельность способствует концентрации, которая, в свою очередь, приводит к нормализации.
Что такое нормализация. Оказавшись в правильно организованной среде, имея свободу выбора занятий и собственного темпа, даже самые энергичные дети становятся спокойным и невероятно сосредоточенными. Это перемена называется нормализацией, и это основополагающий принцип Монтессори. Смысл заключается в том, чтобы помочь детям обрести внутреннее спокойствие, концентрацию, а природная жажда познания является врождённой характеристикой.
Мария обнаружила, что все дети от природы имеют стремление учиться. Они будут усердно трудиться над решением задач, которые отвечают потребностям и соответствуют уровню их развития. Ребёнок, потребности которого неудовлетворены, становится импульсивным, беспокойным, и «непослушным».
В подходящей среде дети сами выбирают занятие. А родители и учителя помогают им двигаться в направлении развития концентрации и самодисциплины.
Самодисциплина — это «жизненно важная компетенция, которая является центральным элементом всяческого успеха. Это способность выявлять и регулировать эмоции, сдерживать порывы, откладывать момент удовольствия, делать взвешенный и осознанный выбор и добиваться поставленных целей». Это не конечный пункт в детском развитии, а путешествие; один из важнейших жизненных навыков, помогающий стать успешным в обучении и в жизни.
Это может быть интересным
24.09.2021
Кембриджская школа в Москве
Время чтения: 7 минут
Приблизить Кембридж, и получить качественное начальное и среднее образование по кембриджской программе можно не выезжая из Москвы! Частные международные школы – это качественное британское образование.
читать подробнее
09.09.2021
Как выбрать частную школу
Время чтения: 8 минут
Выбор частной школы – сложный процесс, где важна стратегия
На что обратить внимание, какие параметры можно считать критическими и от какой школы лучше отказаться – читайте в новой статье Mrs. Britain!
читать подробнее
25.08.2021
Школьная форма в Англии
Время чтения: 7 минут
Попробуйте представить ученика английской школы
Получилось? Наверное, 100% читателей сразу же увидели образ юного Гарри Поттера. Все верно! Форменный пуловер, классические брюки и сорочка – так выглядит типичный школьник в Англии. Только вот мантии сейчас не носят! Традиции и современность в одежде английских школьников в статье Mrs. Britain!
читать подробнее
Отношение к обществу и сами себе
Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир».
Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей» педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит.
Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же всепоглощающей системы в виде традиционной педагогики, которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более 300 лет. Безусловно, Монтессори — педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает, что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей — заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных «методов интеллектуального развития ребенка», корректирующая «Монтессори — педагогика» превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а «всего — навсего» на сто лет:
«Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир.» – в этом абзаце руководитель Московского Монтессори – центра вполне исчерпывающе раскрывает планы Монтессори — экспансии.
Существует ли Монтессори-школы для детей младшего школьного возраста?
Самая первая Монтессори-школа была создана для детей до семи лет, но Мария на протяжении всей своей жизни продолжала разрабатывать метод для всех возрастов.
Одним из фундаментальных открытий доктора Монтессори было то, что она назвала «стадиями развития». Она заметила, что все дети проходят шестилетние циклы. В них развитие сначала резко ускоряется в первые три года, а затем вступает в более спокойный трёхлетний период. Каждая из этих стадий имеет свои цели, уникальные характеристики и сензитивные периоды.
От рождения до 6 лет — впитывающий разум. Дети, находящиеся на этом этапе, «впитывают» информацию, как губка впитывает воду: спонтанно и без сознательных усилий.
От 6 до 12 лет — рассуждающий разум. На этом этапе развитие происходит совсем по-другому. Дети становятся менее склонны к подражанию и повторению, но более склонны к абстрактному мышлению. Они приобретают важные социальные навыки — растёт интерес во взаимодействии с окружающими.
Эти дети переходят от работы (и игры), выполняемой рядом со сверстниками, к работе, выполняемой совместно или групповой работе. Они также интересуются отношениями в своём сообществе и стремятся к познанию мира.
В этом возрасте дети проявляют особый интерес к вопросам морали. Они стремятся научиться отличать хорошее от плохого, понять, что есть справедливость и беспристрастность
Важно, чтобы ребёнок имел в своём окружении ролевую модель, обладающую высокими моральными ценностями. Нужно рассказывать ему истории о доброте, честности, мужестве и чести
Значимые взрослые должны проявлять по отношению к детям уважение, любовь и понимание.
Период обучения в начальной школе — это период развития воображения. Ребёнок, который ранее получал опыт через ощущения, теперь может вообразить идеи без установления физического контакта. Захваченный воображением, он стремится к познанию науки, истории, географии, поскольку эти предметы об окружающем мире и Вселенной.
Программа начальной школы Монтессори предоставляет ученикам широкий круг возможностей для изучения окружающего мира — через исследование различных культур, языка, истории, географии и науки.
Как оформить уголок Монтессори в детском саду
Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.
Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона
Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.
Материалы Монтессори своими руками
Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:
- развивающие рамки и доски с застёжками;
- фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
- цветовые таблички из картона или плотного фетра;
- контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
- доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
- игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).
Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:
- Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
- Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
- Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
- В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
- Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.
Видео: упражнения М. Монтессори своими руками
Watch this video on YouTube
Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.
Как организовать зону творчества дома
Занятия творчеством по Монтессори достаточно сильно отличаются от традиционных. Вот несколько принципов, которых мы рекомендуем придерживаться при организации пространства и наборов для творчества.
Размещайте материалы для творчества в свободном доступе ребёнка. Расставляйте их аккуратно и удобно для малыша. Каждому набору нужно отвести его место, расположить на отдельном подносе или в корзинке, карандаши поставить в стаканчики.
На подносе должно быть всё необходимое, чтобы выполнить процесс от начала и до конца
Если вы не решаетесь дать ребёнку краски или клей, то храните их вне доступа — например, на верхних полках. Чтобы ребёнок сам мог выбрать активность и попросить вас. Но постепенно двигайтесь к максимальной автономии.
Выбирайте по возможности натуральные и качественные материалы для творчества. Отдавайте предпочтение солёному тесту, глине, природным материалам. Лучше купить несколько дорогих карандашей, чем много дешёвых, которые будут ломаться и давать блёклый цвет.
Выбирайте такие материалы, чтобы вам было спокойно, если ребёнок их лизнёт. Поощрять поедание краски горстями не нужно, а чуток попробовать — дело житейское. Тесто можно сделать самим из муки и соли, краски — тоже можно использовать специальные, более «съедобные». Но ими, как правило, хуже рисовать кисточкой и они надушены какими-то подозрительно вкусными запахами. Поэтому мы предпочитаем всё-таки гуашь. Она не ядовита в небольших количествах, хоть и несъедобна. И не вкусная — попробовав раз, ребёнок не захочет повторить.
Размещайте наборы для творчества на отдельной полке, отдельном стеллаже или на части полки рядом с игрушками. Достаточно будет двух-трёх материалов, которые можно менять раз в пару недель, в зависимости от интереса малыша. Также пригодится мольберт, под ним можно подстелить клеёнку или моющийся коврик. Главное, чтобы он был по росту малыша. Если мольберт слишком высокий — подпилите ножки. Хорошо, если будет низкий стол и стул, чтобы ребёнок мог сесть и полепить или порисовать.
Проводите презентацию материалов для творчества. Ребёнок должен знать, где и как взять материал, куда поставить, ход работы с материалом и способ уборки после завершения работы. В самом начале мы проводим краткий инструктаж: «Это кисточка. Можно вот так ею набрать краску и рисовать (проводится линия). Рисуем на бумаге, на стене не рисуем». Потом кисточка отдаётся ребёнку. А в конце занятия мы показываем, куда и как убрать материалы.
Если ребёнок начинает использовать материал не по назначению (есть краски или кидаться глиной), то лучше убрать его на несколько недель и предложить позже.
Перед началом занятий предлагайте ребёнку надевать фартук. Кроме практических целей — не заляпать одежду краской, клеем или тестом, — этот ритуал как бы говорит малышу, что сейчас будет происходить что-то особенное. Выбирайте простой фартук: с одной лентой, которую ребёнок сможет закрепить липучкой.
Избегайте шаблонов и заранее заданных тем. Творчество для ребёнка до 3 лет — это прежде всего самопознание, исследование своих возможностей и материала. Здесь процесс важнее результата, поэтому ребёнок выбирает сам тему для творчества, не нужно никаких шаблонов и образцов.
Не стоит пытаться «нарисовать домик» или научить делать ёжика из пластилина. Это приводит к тому, что дети перестают исследовать, убеждаются, что они так ещё не могут и либо совсем теряют интерес, либо переключаются с рисования кисточкой на рисование взрослым. Поэтому когда показываете, как пользоваться материалом, делайте простые действия — например, завиток или линию вместо цветочка.
Существуют материалы для творчества в рамках проектов, где тема творчества достаточно ограничена, например, вырезание снежинок к Новому году или рисунки бабочек весной. Но и тут следует давать ребёнку возможность самому выбирать цвета и узоры.
Мы не критикуем работу ребёнка, но и не хвалим чрезмерно. Лучше предоставить ребёнку самому решать, нравится ли ему созданное им. Мы можем давать обратную связь, описывая, что видим на рисунке: «Я вижу, ты нарисовал жёлтую линию», «Красная линия получилась ярче синей».
Каждая работа подписывается самим ребёнком или взрослым, если ребёнок не умеет писать. И помещается на специальную стену или доску. Можно натянуть вдоль стены верёвку и прикреплять к ней работы прищепками.
Дидактический материал Монтессори — на что направлен
В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:
- цветные катушки;
- штанги красного цвета;
- башня;
- коричневая лестница.
Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:
- выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
- ученик готовит место, где он будет заниматься;
- происходит работа с материалом;
- коррекция ошибок;
- после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.
Дидактический материал
Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:
- Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
- Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
- Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
- Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
- Во время занятий материалы не передаются между детьми.
- Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.
Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому
Ребенок собирает башню
Дидактический материал служи двум целям:
Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню
Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.
Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть
Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:
- все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
- предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
- материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.
Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья
Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.
Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.
Роль педагога в обучающем процессе
Многие ошибочно считают, что Монтессори педагог – это ненужное звено в учебном процессе, предложенном системой, а его функции сводятся к контролю безопасности детей. На самом деле, от воспитателя многое зависит, поэтому в его качестве не может выступать любой взрослый, нужно специальное образование. Монтессори педагог показывает детям, как пользоваться пособиями и материалами, объясняет суть упражнений. Он подает пример своими действиями в течение всего дня, читая, рукодельничая, готовя еду, делая уборку. Если воспитатель будет просто сидеть, малыши через какое-то время тоже перестанут работать.
Взрослый должен научиться «читать» интересы детей. Если он замечает, что у малыша проснулся интерес к счету, он должен ненавязчиво создать вокруг него математическую среду, научить использовать нужные материалы. В обязанности воспитателя входит направление энергии детей в нужное русло, а не выполнение за них каких-то действий. Взрослому человеку часто сложно сдержаться, видя, что ребенок с чем-то не справляется. Ему проще самостоятельно закончить работу, а не организовать процесс так, чтобы малыш сам все доделал.
Распространение и популярность методики Монтессори
Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).
С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.
Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:
- Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
- Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
- Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу «Монтессори и новое воспитание».
- Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
- Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.
После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.
Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.
В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.
Их сайт http://www.montessori-center.ru/
Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.
С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.
Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.
Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.
Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.
В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:
- Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
- Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
- Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
- Джордж Клуни — актер;
- Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
- Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.
Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.
Основные принципы подхода Монтессори
• Развивающая предметная среда (Монтессори-среда);
• зоны интереса в обучающем пространстве;
• свобода доступа к рабочему материалу;
• разновозрастные группы;
• отсутствие «уроков»;
• недопустимость насилия над ребенком;
• индивидуальный подход;
• взрослый — не учитель, а проводник в окружающий мир;
• свобода выбора и действий в реализации познавательного интереса;
• самостоятельная игра ребенка;
• отсутствие соревновательности;
• запрет на «нельзя» и «молодец»;
• уважение к свободе и правам других;
• ответственность за себя и свои поступки.
Поскольку в системе предполагается свобода познания и действий, ребенок исследует предметную среду самостоятельно, без руководства со стороны старших и в тех объемах, к которым он интеллектуально и психоэмоционально готов. Вмешательство взрослого может быть разным, но ненавязчивым, в виде косвенных подсказок и создания условий для того, чтобы юный исследователь самостоятельно обучался и познавал окружающий мир.
Что нужно делать родителям в рамках подхода
Отсюда и главные задачи родителя или воспитателя, занимающегося с ребенком по системе Марии Монтессори:
• создавать развивающую предметную и социальную среду — ребенка учит то, что его окружает;
• не мешать свободному познавательному самовыражению малыша, уважать его выбор, промахи и победы;
• в случае необходимости помогать сосредоточиться на задаче, проявлять последовательность и настойчивость в достижении цели, подбадривать, хвалить.
Во взаимодействии с ребенком взрослому следует воздерживаться от выдачи готовых решений и прямого режиссирования игры: ведущий здесь всегда воспитанник и его познавательный интерес.
Существуют обязательные для исполнения нормы взаимодействия детей друг с другом: нужно учиться договариваться не только о правилах совместной игры, но и об очередности обладания игрушкой, если дети одновременно претендуют на один и тот же предмет и хотят играть с ним в одиночку.
Есть и дисциплинарные ритуалы: привести место игры в порядок и убрать рабочий материал на полку, не вмешиваться в игры других, при необходимости спокойно просить о помощи и обязательно благодарить за нее впоследствии.
Перенеся в домашний быт принципы педагогики Марии Монтессори, родители включают ребенка в хозяйственную жизнь семьи, предоставляя ему право убираться в детской комнате, поддерживать в порядке свои вещи и игрушки, помогать наводить чистоту во всем доме, готовить еду, мыть и вытирать посуду, стирать и развешивать белье, следить за домашними животными, ухаживать за растениями.