Как реализовать методику монтессори дома?

Суть методики Монтессори

В основе обучающей методики знаменитого итальянского доктора лежит идея о самостоятельном воспитании детей. Подчёркивает эту мысль и девиз развивающей Монтессори-школы: «Помоги мне это сделать самому».

Задача всего образовательного процесса – предоставить ребёнку свободу действий и организовать развивающую среду таким образом, чтобы малыш смог достичь наилучших результатов своими силами, без особого вмешательства взрослых.

Категорически запрещается в системе Монтессори:

  • сравнивать ребятишек друг с другом;
  • применять соревновательный метод в воспитании;
  • оценивать ребёнка в соответствии с общепринятыми стандартами;
  • использовать похвалу и наказания;
  • принуждать к выполнению чего-либо.

Все эти стандартные для других образовательных систем методы неэффективны, считала Монтессори, поскольку:

  • ребёнок сам желает вырасти, чтобы почувствовать себя взрослым;
  • овладение знаниями и получение жизненного опыта – естественная задача для малыша;
  • предоставление свободы (под присмотром педагога и родителя) дисциплинирует детей;
  • учёба – способ получить знания и стать взрослым, поэтому ребёнку не нужно принуждать к занятиям.

Именно поэтому ребёнок в школе Монтессори может самостоятельно выбирать:

  • скорость овладения знаниями;
  • продолжительность занятия;
  • характер учебных материалов;
  • ход и направления для самосовершенствования;
  • окружающую обстановку.

Что же требуется в таком случае от взрослых? Учителя и родители должны всеми силами:

  • совершенствовать и всячески пестовать детскую самостоятельность;
  • уважать детский выбор;
  • организовывать развивающую среду, которая была бы комфортной для ребёнка;
  • наблюдать и помогать по мере необходимости.

Именно в этих моментах и кроется суть метода Монтессори. Если говорить в двух словах, то педагоги и родители создают определённую упорядоченную среду, а ребёнок развивается в рамках данного уклада, но самостоятельно, в своём темпе, согласно собственным потребностям и возможностям.

Методика Марии Монтессори

Известный на весь мир итальянский педагог и врач Мария Монтессори создала оригинальную и очень эффективную методику раннего развития детей от 0 до 3 лет, и старше. Лучше всего начинать занятия с детками начиная от 8-10 месяцев.

Основой методики является свобода ребенка.

Главный принцип –самостоятельность малыша.

Педагог или родители должны установить порядок, показать, объяснить и наблюдать, не мешая при этом выполнять задания ребенку самому, в собственном темпе. Методика выделяет в процессе роста и развитии малыша возрастную чувствительность, именуемую сенситивными периодами, в соответствии с которыми и должно вестись обучение.

Система заключается в создании вокруг ребенка среды, в которой он сможет найти все необходимые предметы для саморазвития и самообучения. Ведь как раз из окружающего его мира малыш впитывает правильные способы поведения, физического взаимодействия и эмоционального реагирования. Эта методика развития детей предполагает наличие практических материалов для совершенствования имеющихся навыков и обучению новых. Материал включает в себя рамки-вкладыши, наборы для рукоделия, игрушки со шнуровками и застежками, геометрические фигурки, буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.

Сегодня во многих городах работают детские садики и группы раннего развития, где с детками занимаются по методике Монтессори. Если вы планируете отдавать своего малыша в такой садик, то узнайте, относится ли он к Ассоциации Монтессори- педагогов и как проводятся занятия с детками. Здесь создана соответствующая среда, есть все необходимые предметы, материалы и пособия. Подход к каждому ребенку индивидуальный. Такое же окружение можно создать и дома, чтобы мама имела возможность заниматься с малышом самостоятельно.

Система Монтессори помогает малышу стать более внимательным, независимым и уверенным. Развивает его моторику, сенсорику, память, воображение, образное, логическое и творческое мышление. Ребенок раскрывает свой внутренний потенциал, проявляет индивидуальные способности. При этом он становится личностью, с собственным, никем не навязанным мнением и взглядом на жизнь.

https://youtube.com/watch?v=glwswDJ6gkc

Дошкольник в Монтессори

После 2,5–3 лет образовательные потребности ребёнка сильно меняются, и им удовлетворяет класс 3–6.

С одной стороны, многие материалы для этого возраста описаны самой М. Монтессори в её книгах, которые переведены на русский язык, так что родителю в чём-то проще пытаться воссоздать эту среду дома.

С другой стороны, материалы этого возраста уже в полной мере дидактические, они узкоспециализированы, каждый из них нужен весьма непродолжительное время, так что покупать или делать их для использования одним ребёнком нецелесообразно. Кроме того, индивидуальная работа с материалом – лишь часть всего, что делает ребёнок в классе 3–6. Методика предусматривает разнообразные формы совместной работы детей в разновозрастной группе, далеко не все из которых воспроизводимы даже в многодетных семьях.

Посещение дошкольной группы является хорошей подготовкой к школе, даже если это будет не Монтессори-школа. В свете сказанного, если идеи Монтессори находят отклик в вашем мироощущении, логично привести ребёнка в класс 3–6, продолжая поддерживать и развивать самостоятельность и независимость дома.

Если же малыш пойдёт в садик с традиционной программой, вы можете организовать дома условия для его большей самостоятельности и независимости в бытовых моментах, но на серьёзную работу с языковыми, математическими, космическими материалами времени у ребёнка не будет, и к лучшему: такое параллельное изучение может запутывать.

Далее ребёнок может пойти в традиционную школу, и база, заложенная в дошкольное время, будет ему хорошим подспорьем. Если же родители в состоянии привести ребёнка с 6 до 12 лет в Монтессори-школу, то ему будет легко заниматься там, поскольку и стиль учёбы, и материалы перекликаются с теми, что он знает по дошкольному классу.

Некоторые родители выбирают вариант семейного образования, которое не может (по тем же причинам, что и 3–6) полностью реализовать Монтессори-метод, но, при грамотной организации, не уступает Монтессори-классу в субъектной позиции ученика и степени индивидуализированности. Правда, ребёнок лишён в таком случае опыта совместных проектов в процессе учёбы со сверстниками, но обычно это частично восполняется общением в кружках, спортивных секциях, клубах и т. п.

3 секрета и принципа развития детей по Монтессори

Все мечтают о том, чтобы их чадо выросло всесторонне развитым. Для достижения потребуется постоянно работать. Одной из самых эффективных методик является проект итальянского педагога.

В этой статье назовем ключевые секреты развития детей до 3 лет по Монтессори. Если учитывать их, то у вас вырастет умный и сообразительный малыш:

1

Важно придерживаться принципа сензитивности, то есть возраста. У ребенка проходит несколько стадий развития и становления личности

Задача родителей и воспитателей, на каждом этапе дать малышам необходимые навыки. Согласно методики школы Монтессори, таких стадий развития 6 штук. На каждом этапе нужно работать целенаправленно:

с 8 месяцев до 6 лет необходимо уделять внимание развитию речи;
с 2 месяцев до 5,5 лет, нужно работать над сенсорными чувствами;
до 3 лет обязательно нужно выработать привычки по установлению порядка;
с 1,5 года до 5,5 лет потребуется развивать мелкую моторику рук;
с 1 года до 4 лет необходимо освоить движения и действия;
социальные навыки потребуется вырабатывать в период от 2,5 до 6 лет.

2. Перечисляя секреты развития детей, нельзя не назвать влияние окружающей среды. Все, что будет малыша окружать на каждом этапе сензитивного воспитания, должно соответствовать его возрастным нормам, физическим возможностям. Это положительно повлияет на его самостоятельность, независимость.

3

Важное правило, которое сама Мария Монтессори называла «Помоги мне сделать это самому!». Суть в том, что родители должны вести ребенка к получению определенных знаний, навыков, но при этом не становились частью воспитательного процесса

Ребенок должен сам все делать. При этом нужно помнить: критиковать ребенка нельзя, необходимо его подбадривать, одобрять и быть снисходительными.

Самая модная педагогическая идея XX века

Врач по профессии, Мария Монтессори длительное время имела дело с юными пациентами специализированных учреждений. Условия в таких учреждениях не пестрят возможностями для игр и познания. Созданная по задумке неравнодушного доктора игровая комната помогла быстро вовлечь незанятых воспитанников в деятельность и обучение и достичь скачка в их интеллектуальном развитии.

Ряд ученых сходятся во мнении, что для растущего ребенка необязательно создавать именно такую среду, а нужно лишь быть рядом в нужный момент и направлять деятельность малыша. Автор долгое время оттачивала свою методику, и до сих пор не утихли споры о том, насколько эта система подходит здоровым, ничем не обделенным с рождения детишкам.

Но шум вокруг методики все же поднялся не только на родине автора. Выйдя за границы Европы в прошлых десятилетиях, Монтессори-педагогика буквально захватила частное дошкольное образование, в частности в России. Следует отметить также, что раннее развитие по Монтессори не требует глубокого знания педагогики – с ролью воспитателя справится любая внимательная мамочка.

Принцип

Занятия по системе Монтессори предполагают взаимодействие ребенка с предметами, окружающими его ежедневно в обычной жизни. В качестве физминуток используются музыкальные приветствия. Но вот присутствию взрослого и его участию в познании отводится роль второго плана. На первом – интерес малыша.

Один из ведущих принципов – опора на сензитивность, то есть восприимчивость малыша к тем или иным стимулам на разных возрастных этапах. Впрочем, задолго до Монтессори было доказано, что сенситивные периоды попеременно сменяются кризисными вплоть до старости.

Кто такой воспитатель

В этой системе воспитатель – лишь наблюдатель, задача которого вовремя подкинуть идею маленькому мозгу. Никаких навязанных программ обучения, нормативов освоения навыков. Только своевременная поддержка и поощрение. Причем в довольно конкретных формулировках: «Очень здорово у тебя получается поливать цветы!», «Ты так быстро справился с пазлом!»

Размытые «молодец» и «умница», а также оценки из уст Монтессори-воспитателя звучать не должны. Гиперактивный, невнимательный или незаинтересованный ребенок не должен получать порицания – ему нужно терпеливо помочь найти себя и увлечься игрой. Каждое действие воспитателя должно способствовать большему раскрытию потенциала подопечного.

Условия успеха

Полная реализация методики Монтессори возможна разве что в условиях тематического детского учреждения, где каждая деталь задумывается и шлифуется в соответствии с педагогическими целями.

В домашних условиях мама и папа могут использовать элементы методики более гибко, в сочетании с другими средствами и дидактическими приемами.

Это позволяет создать собственную уникальную развивающую среду, максимально адаптированную именно для вашего ребенка. В этом и будет заключаться основное преимущество домашнего Монтессори-клуба.

В этом небольшом видео вы узнаете историю создания методики и ее основные принципы:

Сенсорные игрушки для детей в первый год жизни

Сенсорное развитие является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребёнка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства. Для детей первых месяцев жизни не обязательно иметь сложные игрушки — достаточно дать им возможность исследовать мир с помощью всех органов чувств

Примеры занятий для сенсорного развития:

Лучшей помощью послужит сама окружающая среда. Позволяйте ребёнку изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте его из коляски, давайте возможность посидеть на травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.
Развитие слуха. C самого рождения вы можете давать слушать приятную музыку и предлагать музыкальные игрушки

Это могут быть погремушки, колокольчики и другие простые, с приятным звучанием, музыкальные инструменты. Привлекайте внимание к звукам на улице: «Слышишь? Листики шуршат».
Как только вы начали вводить первый прикорм, готовьте на виду. Покажите ему фрукт или овощ, который он будет кушать до того, как перемолоть его в пюре

Дайте его потрогать, понюхать, облизать (если это возможно).
Показывайте, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.
Разные на ощупь материалы. C самого рождения вы можете гладить малыша разными на ощупь, но приятными материалами. Обычно детки замирают и с большим удовольствием принимают такую игру.
Показывайте разницу между контрастными материалами: гладким и шершавым, мягким и твёрдым, тёплым и холодным. Для этого проводите его ручкой по таким материалам и говорите: «это гладкое, это шершавое», опускайте его ручки сначала в холодную воду, а затем в тёплую.

А вот несколько игрушек, которые можно сделать своими руками.

Сенсорные мешочки или ткани, дорожки и книжки. Сшейте 4–5 пар одинаковых мешочков: 2 одинаковых мешочка с гречкой, 2 с пшеницей, 2 с манкой, 2 с горохом и 2 с рисом. Годовалому малышу предлагайте пока только ощупывать мешочки, получая новый сенсорный опыт. Когда ребёнок подрастёт, он будет искать пары с закрытыми глазами, так что такое пособие послужит долго.

Похожий материал – различные на ощупь ткани (также парные), порезанные на одинаковые квадраты

Работают с ними как и с мешочками: ощупывают лоскутки, обращая внимание на структуру

Как только ребёнок научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, вата, песок.

Сейчас продаётся множество сенсорных книжек, но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов

Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными

Родная речь: чтение

В возрасте 4–5 лет ребёнок также начинает проявлять интерес к чтению. В Монтессори-педагогике детей всегда обучают письму раньше, чем чтению. До того, как начать обучение, необходимо убедиться, что ребёнок умеет выделать звуки в словах и складывает слова из подвижного алфавита.

Что вам потребуется?

  • Фонематические игры. До начала обучения непосредственно чтению играйте с ребёнком в различные игры на выделения звуков в словах (например, вижу что-то, что начинается со звука «А»)
  • Коробочки с мелкими фигурками и подписями к ним для первого чтения. Для первых уроков выбирайте простые слова, где буквы читаются так, как пишутся.
  • Карточки-подписи к предметам окружающей среды, которые будет подбирать ребёнок.
  • Листочки с написанными на них простыми заданиями для ребёнка. Ребёнок читает задание и выполняет его.
  • Простые книжки (сначала лучше самодельные).

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот маме и папе, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка без привязки к стандартной системе, метод, скорее всего, не подойдёт.

Детям, у которых нет проблем с общением и социализацией, будет легче, чем замкнутым. Любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.

<<Форма курс 1-4>>

В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.


‍Монтессори-группа‍

Из садика дети могут перейти в монтессори-классы, где оценки ставятся по принципу «получилось — не получилось». Такие школы — большая редкость, иногда частные учреждения берут отдельные монтессори-принципы. Но и те и другие считаются экспериментальными площадками. В школе дети встречаются не только с «хочу», но и «надо сейчас», то есть с обязательными уроками.

Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими. Например, есть ТРИЗ, вальдорф, интерактивное обучение, перевёрнутый класс, система Эльконина-Давыдова.

Рамки с застежками

Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-«липучки».

Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.

Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу
вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест — накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.
Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.

Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

Основные принципы вальдорфской педагогики

• Раскрытие способностей в благоприятной атмосфере и в той деятельности, которую на данном этапе своего индивидуального развития ребенок в состоянии освоить без внутреннего сопротивления и напряжения.

• Индивидуальный подход к ребенку на основе принципа равных возможностей: все дети имеют одинаковые шансы на реализацию своего творческого потенциала независимо от уровня интеллекта, возраста, пола, национальности или принадлежности к определенной социальной группе.

• Максимальная поддержка любых инициатив, идущих от детей, и минимальное количество запретов, если только они не связаны с угрозой жизни, здоровью и благополучию самого ребенка и других членов сообщества, а также с целостностью окружающей среды, будь то сад или территория вокруг него (рисовать можно в альбоме — зачем делать это на стене?).

• Самообучение через подражание: наблюдая за взрослым или старшим товарищем по группе, взаимодействуя с ними, ребенок получает пример и пищу для самостоятельного освоения предметов и понятий окружающего мира.

• Пространство и режим дня детского сада организованы таким образом, чтобы поддерживать развитие свободной игры и свободного выбора вида деятельности: ребенок самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в совместные занятия и игры с другими детьми.

• Игровые виды деятельности (ролевые игры, разыгрывание сценок из мифов и сказок, спектакли, песни, танцы, потешки, прибаутки, театрализованные представления, концерты) — все в рамках национальной культуры и в духе уважения к народным традициям. На этом фоне и проходит творческое и эстетическое развитие ребенка, которое является основой всей педагогической модели.

• Трудовое воспитание через занятия различными ремеслами: шитье, вышивание, лепка, рисование, резьба по дереву, конструирование, изготовление кукол для спектаклей.

• Экологическое воспитание. Цель — не только забота о саде/огороде как части общей экосистемы, но и формирование представлений о циклах жизни природы и живых существ, населяющих планету. Благодаря наблюдениям за явлениями окружающей среды и посильному участию в поддержании баланса в ближайшей микроэкосистеме, ребенок самостоятельно приобретает бесценный опыт переживания единения с природой и находит свое место в мире как человек, а не как социальная единица.

Итак, мы познакомились поближе с вальдорфской педагогикой. Учитывая, что раннее развитие эта система отвергает, никаких конкретных методик воспитания для самостоятельного использования в домашних условиях она предложить не может.

Но сам подход, который лежит в ее основе, можно взять на вооружение современному родителю, придерживающемуся спокойного и взвешенного отношения к жизни.

Общий подход к воспитанию и некоторые принципы штайнеровской педагогики, несомненно, найдут своих почитателей. Уважение личности человека с момента рождения, атмосфера непринуждения, предоставление ребенку возможности развиваться в своих индивидуальных темпах и в рамках самостоятельно определяемых интересов, творческий подход к жизни во всех ее проявлениях, почитание народных традиций и ремесел, раннее приобщение к творческому и общественно полезному труду — мало кто из родителей выскажется против этих тезисов. Главное — правильно применить их на практике, ненасильственно и с любовью.

Сравнение с другими методиками

Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:

Методика Отличия
Зайцева Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают.
Глена Домана Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет.
Никитиных В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно.
Сессиль Лупан Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный.

Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.

Что такое вальдорфский детский сад

Дети идут в вальдорфский детский сад в 3 года и переходят из него в школу в возрасте 7 лет. Считается, что до 3 лет малыш осваивает прямохождение и речь, для чего ему нужна домашняя обстановка. После появления и закрепления в личности ребенка своего «Я» и освоения им основ сюжетно-ролевой игры он готов к детскому саду.

• В вальдорфском детском саду нет занятий по освоению базовых знаний о родном языке, начал математики и письма. Большая часть дня отводится на так называемые свободные занятия: дети, придя утром в сад, сами выбирают, чем будут заниматься, все рабочие материалы всегда находятся в свободном доступе.

• Рукоделие, изобразительное и прикладное искусство, пение, эвритмия (особые танцевальные движения под музыку или чтение стихов), театрализованные представления в духе народных традиций — неполный список занятий, которые мы бы назвали общеразвивающими, имея в виду, что существуют и узкодисциплинарные (начала счета, основы родного языка). Но таких здесь нет. Только творчество, творчество и творчество. Водить детей на дополнительные занятия вне стен вальдорфского садика не принято: это идет вразрез с самой идеологией штайнеровской педагогики, имеющей изрядное количество ограничений.

• Группы разновозрастные, младшие учатся у старших и у воспитателя, который исполняет роль скорее мамы, чем преподавателя: готовит, убирает, чинит детскую одежду, шьет игрушки, вяжет.

• Взрослый не сидит без дела, всегда чем-то занят — это служит примером для детей, которые растут с ясным пониманием того, что человек создан для творчества в любом его проявлении. Время от времени воспитатель присоединяется к играм детей, читает им сказки, часто в музыкальном сопровождении: за инструментом он сам или любой проявивший к этому интерес ребенок.

Классические игрушки: куклы, машинки, конструкторы и все остальное, заполонившее полки современных детских магазинов, — здесь отсутствуют. Вместо них используют:

1. самодельные куколки,

2. поделки из глины и дерева,

3. лоскутки материи,

4. вязаные салфетки,

5. шитые одеяльца.

Много здесь и природных материалов: камней, шишек, желудей, коряг — всего, что находится во время прогулки и очаровывает детей своей естественной природной красотой, будит фантазию и подталкивает к творчеству. А прогулкам на свежем воздухе в любую погоду с подвижными и ролевыми играми здесь отдают очевидное предпочтение. Телевизора и магнитофона в вальдорфском детском саду нет.

• Экологическое воспитание — одна из важнейших особенностей этой системы, поэтому дети ухаживают за садом и огородом, сажают деревья, выращивают злаки, травы и овощи, мастерят кормушки для птиц.

• Ручной труд не только инструмент развития мелкой моторики и овладения полезными навыками, но и философия жизни, поэтому, помимо садоводства, все дети учатся вырезать по дереву, шить, вязать, вышивать, лепить, работать на гончарном круге и ткацком станке — все это уже в рамках школьной программы.

• Участвуют дети и в хозяйственной жизни — в приготовлении еды, уборке помещений, наведении порядка после игры и совместной трапезы. Все это больше похоже на жизнь большой и сплоченной семьи, чем группы детского сада.

Итак, если свести все изложенное воедино, на каких принципах стоит вальдорфская педагогика?

Развивающая среда

Правильно организованная среда – ключевой момент, без него сама образовательная система не сможет функционировать.

Именно окружающая действительность способствует самостоятельному развитию ребёнка через задействование всех органов чувств.

Тем родителям, которые решили создать аналогичную развивающую среду у себя дома, может быть полезна информация о том, как делать монтессори-материалы своими руками.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать бизиборд своими руками в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы

Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость

Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать

Развитие самостоятельности как залог успеха

Одна из главных задач системы — развитие самостоятельности. С раннего возраста дети учатся не только решать без помощи взрослых бытовые задачи, но и выражать свои мысли, желания, просьбы о помощи. Так, малыши в детском саду, устроенном по методу Монтессори, могут самостоятельно приготовить простое блюдо, постирать одежду и организовать рабочее место.


Фото: Natalia Lebedinskaia / Shutterstock

С возрастом бытовая независимость переходит к независимости интеллектуальной: повзрослевший ребёнок учится самостоятельно добывать знания, планировать дела, выбирать формат и время своего обучения и нести за него ответственность. Автор метода представляла себе обучение именно как переход на новые ступени независимости.

Что об этом говорила Монтессори: «Человек, собственными силами выполняющий все работы, необходимые для удобств и потребностей жизни, побеждает себя, тем самым умножая свои способности и совершенствуясь как личность».

Зачем это взрослым: развивать самостоятельность сегодня многим приходится уже старшем возрасте, ведь в традиционных школах знания получались пассивно, и не всех учили применять их в деле. Использование этого принципа поможет студентам научиться ответственности, развить мотивацию и решать сложные задачи.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Дать учащимся свободу выбора — предмета, времени и места занятий, возможности заниматься одному или в паре.
  • Предоставить возможность самоконтроля. Учебные материалы могут быть устроены так, чтобы студент мог увидеть и исправить свои ошибки. Этому помогут, например, прозрачные критерии результатов, шаблоны верных решений и другие инструменты.
  • Сформировать особую позицию преподавателей и кураторов. Главные их задачи — поддержка и организация самостоятельной деятельности обучающихся, поощрение экспериментов и креативности. У студентов есть право выбирать свою образовательную траекторию и работать с комфортной скоростью, педагог же выступает в этом процессе скорее в качестве коуча и фасилитатора, нежели источника знаний.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.

2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

Дети — другие.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Особенности системы Монтессори для самых маленьких

Тут возникает вопрос: Чему же уделить особое внимание, предлагая игру для малыша до года? Вспоминаем зоны развития и приступаем к выбору:

  • Отдаем преимущество активным движениям: пусть ползает по полу, преодолевая подушки, пробует сам ходить.
  • Предлагаем игру с пластилином или соленым тестом для развития мелкой моторики. Можно купить деревянную машинку с пассажирами.
  • Ставим корзинку с разными мячиками, шариками. Пусть маленький их катает, бросает, догоняет. Он отлично разовьет крупную моторику.
  • Развиваем логику, дав малышу баночки, коробочки и шарики. Пусть вкладывает, прячет и смотрит, что с ними происходит.
  • Усовершенствуем практические умения держать и стучать при помощи маленького молоточка и разделочной доски.

На самом деле, с помощью таких простых занятий в домашних условиях мы можем отлично развивать своего маленького карапуза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector