По каким программам учатся в начальной школе и что подойдёт вашему ребёнку
Содержание:
Содержание программы
Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников, которые приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:
<<Форма демодоступа>>
Изучение иностранных языков:
Английский язык
«Английский в фокусе» («Spotlight») 1-4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.«Звёздный английский» («Starlight») 1-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.Английский язык. 2-4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Хайн Э. и другие.Английский язык. 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.
Немецкий язык
Немецкий язык. 2-4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». 2-4 классы: базовое и углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.
Французский язык
«Твой друг французский язык». 2-4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.«Французский в перспективе». 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.
Испанский язык. 2-4- классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.
В методический комплекс также входят рабочие и творческие тетради, дидактические материалы, книги для чтения и мультимедийные приложения (презентации, видео, материалы на дисковых носителях и прочее).
Набор учебных материалов для первого класса
Школа XXI века
Информация по предметам дана так, чтобы научить детей логически мыслить.
УМК «Школа 21 века»
У программы следующие плюсы:
- по «Математике» есть простые и сложные задания;
- подойдет Школа XXI века детям, которые быстро воспринимают новую информацию;
- каждый урок – это новая тема;
- задания для первоклассников хорошо продуманы;
- программа помогает поднять самооценку и сделать самостоятельным;
- в «Литературном чтении» хорошо подобраны все произведения;
- по всем предметам есть материалы не только для начальной, но и средней школы.
Но есть и ряд минусов:
- нет четкой подачи материалов по «Русскому языку» и «Математике»;
- мало практических заданий с устным счетом;
- таблицу умножения изучают уже в конце 1 класса;
- в предмете «Окружающий мир» нет заданий на развитие ребенка;
- программа не подходит для медлительных детей;
- в «Литературном чтении» много больших текстов.
Если почитать отзывы мам и учителей о программе, то большинство из них отрицательные. Не нравится подача материала, уровень сложности заданий.
Н.А., 30 лет, мама: «В учебниках мало теории. Программа не подойдет для неподготовленных детей к школе. Если ребенок заболеет, то родителям будет сложно объяснить материал. В учебнике по «Русскому языку» нет четких правил. Во втором классе ребенок должен практически каждое занятие по «Окружающему миру» проводить опыты. В «Литературном чтении» много кроссвордов, с которыми без помощи родителей будет сложно справиться. Самостоятельно понять программу без мамы или учителя ребенок не сможет».
Встречаются и положительные. В.С., 28 лет, мама: «Программа Школа «XXI века» понравилась. Ребенок стал более самостоятельным. Научился рассуждать и находить свои ошибки. С программой скучно не будет, придется уделять много времени урокам. Ребенок получит много знаний не только из начальной школы, но и средней».
Основные сведения
«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования.
Научный руководитель проекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.
УМК «Школа России» действует с 2001 года. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования об эффективности данной системы и соответствии требованиям ФГОС. Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки Российской академии наук и Российской академии образования.
Резюме
Организовать домашнее обучение в первом классе не так сложно, как может показаться. В первую очередь рекомендуем определиться с программой и учебным планом — для первоклассников базовыми предметами являются чтение, письмо, математика и окружающий мир
Важно грамотно составить расписание, чтобы не перегружать ребёнка и давать ему время для отдыха и игр. Уделите время обустройству учебного пространства — правильно подобранная мебель и аксессуары влияют на мотивацию и продуктивность школьника
Используйте онлайн-ресурсы — сайты и приложения. А если хочется, чтобы ребёнок комплексно осваивал необходимую программу под руководством опытных педагогов, — приходите в начальную онлайн-школу «Фоксфорда»!
Планета знаний
Программа подразумевает, что ребенок уже умеет читать и считать (подготавливают к «Планете знаний» с детского сада). Учебники интересно и красочно оформлены. Есть дополнительные рабочие тетради. Всё это сделано для того, чтобы повысить интерес к учебе (чтобы ребенок хотел учиться).
Программа для начальной школы «Планета знаний»
Плюсы программы:
- в «Математике» есть обязательные задания и с повышенным уровнем сложности;
- в учебнике «Литературное чтение» много красочных изображений, хорошо подобраны произведения;
- к комплекту учебников прилагаются прописи, которые помогают выработать красивый почерк;
- рабочая тетрадь по «Окружающему миру» отлично дополняет учебник.
Минусы:
- складывают и вычитают по «Математике» при помощи числового луча;
- первоклассники должны уже читать слова полностью, а не по слогам;
- иллюстрации в учебнике «Окружающего мира» преимущественно черно-белые.
Отзывы о программе «Планета знаний» разделились пополам: есть и положительные, и отрицательные.
Ф.С., 26 лет, папа: «Сын учится в 3 классе. Изучает предметы по программе «Планета знаний». В первом классе уроки делали вместе, теперь ребенок домашние задания выполняет самостоятельно. Программа учит логическому мышлению и самостоятельности. Но есть все же пара замечаний. Правила в учебнике «Русского языка» расплывчатые. Приходится много времени уделять заданиям в рабочих тетрадях, помимо выполнения стандартных упражнений«.
М.В., 29 лет, мама: «Ребенок в этом году переходит во второй класс. Учится по программе «Планета знаний». Уроки учим всей семьей. Даже бабушки подключаются, когда приходят в гостях. Много задают на самостоятельное изучение. Нет должного внимания к письму. В правилах «Русского языка» может запутаться и взрослый человек. На черно-белых изображениях в «Окружающем мире» ничего не понятно«.
Практические организационные советы по обучению первоклассников
Определитесь с программой домашнего обучения для 1 класса
В начальной школе закладываются основы образования ребёнка, базовая грамотность по основным предметам и отношение к учёбе
Важно сделать программу интересной, чтобы малышу по-настоящему нравилось осваивать что-то новое. Но необходимо включить и базовые предметы: чтение, письмо, математику, окружающий мир, желательно — английский.
<<Форма демодоступа>>
Не переусердствуйте
При составлении учебного плана и расписания помните о том, что первоклассникам нужно много отдыха и физической активности. Не стоит сразу перегружать ребёнка пятью уроками по 45 минут, как это принято в массовой школе. Семейное обучение — гибкое. Всегда можно корректировать планы и вносить изменения уже на ходу, ориентируясь по ситуации. Сегодня позаниматься чуть меньше, а завтра — побольше. Следите за собственным состоянием и настроением ребёнка, когда занимаетесь дома с первоклассником.
Обустройте рабочее место
Важно с юного возраста приучить ребёнка заниматься в комфортной и здоровой окружающей обстановке. Конечно, дома учиться можно и на диване, но позвоночник вряд ли скажет спасибо
Вместе с первоклассником приобретите правильный стол и стул. Но помните, что своё учебное место первоклассник должен создать сам — от вас требуется лишь некоторая помощь. Осознанный выбор сразу сформирует положительное отношение к новым обязанностям.
Помогите первокласснику настроить компьютер так, чтобы он легко им пользовался. Подключите высокоскоростной интернет, установите последнюю версию браузера и антивирус, приобретите гарнитуру. При организации домашнего обучения первоклассника учтите, что рекомендуемое расстояние от глаз до экрана компьютера — не менее 50 см.
Добавьте интерактива
Домашнее обучение в первом классе должно увлекать ребёнка, а не убивать его природный интерес к познанию, как это случается в массовой школе. Сегодня у школьников есть уникальная возможность — учиться не только с помощью книг, но и задействуя различные интерактивные ресурсы в интернете. Используйте сайты и приложения для первоклассников, чтобы сделать процесс обучения интересней.
Подумайте о социализации
Родители часто боятся, что на семейном обучении ребёнку будет не с кем дружить и общаться. Конечно, это миф, первоклассник не будет изолирован от внешнего мира в четырёх стенах. Наоборот, появляется больше свободного времени и, соответственно, возможностей — выбирайте кружки и секции, какие душе угодно.
Будьте наставником
Дети любознательны от природы и стремятся узнавать новое. Старайтесь направлять первоклассника, а не поучать и навязывать своё мнение. Создайте ему комфортную для обучения среду и предоставьте все возможности для учёбы ребёнка в первом классе.
Подключите помощников
Организовывая семейное обучение первоклассника, присмотритесь к онлайн-школам. Они берут хлопоты по составлению расписания, учебного плана и подбора педагогов на себя, а вам остаётся наслаждаться результатами. Особенно удобно, если у вас несколько детей на семейном обучении — координировать школьников самостоятельно не всегда легко.
<<Форма семейного образования>>
В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» дети могут освоить программу по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру. А в качестве бонуса изучать алгоритмику и английский язык. Здесь преподают кандидаты наук, авторы учебных пособий, составители олимпиадных заданий, чей средний педагогический стаж — 15 лет. Они знают, как найти подход к юным школьникам и не отбить желание учиться. Расписание — гибкое и удобное, можно заниматься без усталости и стресса.
<<Форма с консультацией>>
Программа на основе методики Занкова
Учит ребенка развивать мышление, силу волю и разбираться в своих эмоциях. Много заданий дано на самостоятельное изучение. В 2020-2021 учебном году не использовалась (пока неизвестно, вернется ли).
УМК по системе Занкова
Плюсы программы:
- упор делается на отношения между учеником и учителем;
- учит ребенка анализировать полученную информацию;
- развивает творческие навыки детей;
- много времени уделяется обсуждению полученных знаний;
- учит ребят принимать нестандартные решения.
Минусы:
- программа не всем подходит;
- у ребенка должна быть хорошая подготовка к школе;
- мало теории в учебниках, а практических заданий много;
- специфичная образовательная система.
Отзывы о программе не однозначные. Одни родители в восторге, а другие переводят детей в другие школы.
И.П., 40 лет, мама: «Вторая дочка учится в первом классе по методике Занкова. Иногда бывает сложно решить задачу по математике. Приходится подключать папу, дедушку. Программа рассчитана на самостоятельное изучение. Много практических заданий. Педагог не имеет право решать задачи за ученика, только подсказывать и советовать. Учителей интересует мнение детей по всем предметам«.
А.М., 45 лет, учительница начальных классов: «Нравится программа по методике Знакова, но нет продолжения для средней школы. Детям сложно перестроится. В начальной школе учитываются любые мнения детей. В средних классах ученики просто выполняют домашние задания. Отличается нагрузка. Дети, которые обучались по программе Занкова, привыкают к расслабленной обстановке«.
Особенности программы
Основные принципы программы:
- обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
- формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
- создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
- ориентирование работы на результат,
- духовно-нравственное развитие учащихся,
- привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
- воспитание бережного отношения к природе,
- формирование целостной картины мира.
Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.
Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России
Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.
<<Форма курс 1-4>>
«Перспективная начальная школа»
Традиционная программа обучения для начальных классов
Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году вместе с первыми ФГОС. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно.
<<Форма курс 1-4>>
В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией.
Отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации.
Причины домашнего обучения для первоклассника
Семейное обучение (синоним — домашнее) — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»), которая подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. При этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.
Вот основные причины, почему семьи предпочитают не отдавать детей в традиционную массовую школу, а учить дома:
- Родители недовольны общим уровнем образования в бесплатных государственных школах и не хотят записывать туда детей.
- Родители часто путешествуют и не могут быть привязаны к одной локации, а постоянно менять школу и привыкать к новому коллективу — дополнительный стресс для маленького ребёнка.
- Сын или дочь уже в юном возрасте профессионально занимаются спортом, музыкой или творчеством. Плотные графики репетиций или тренировок будет нелегко совмещать с расписанием общеобразовательной школы.
- Ребёнок часто болеет или имеет проблемы со здоровьем.
Домашнее обучение первоклассника станет отличным выходом — можно самим выбирать, как, что и когда учить, путешествовать и планировать своё расписание.
<<Блок перелинковки>>
Перспектива (Петерсон)
Цель программы: всесторонне раскрыть личность ребенка, сформировать универсальные навыки. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности. Для программы «Перспектива» разработана особая система навигации. Учебные материалы (хрестоматиями, словарями, тетрадями для самостоятельных, контрольных и проверочных работ, интернет-ресурсы) построены так, чтобы врожденное любопытство трансформировалось в жажду знаний.
«Перспектива» — программа для начальной школы
Автор «Перспективы» — Людмила Петерсон — также разработала популярный в России непрерывный курс математики для дошкольного и школьного возраста.
Плюсы:
- большое количество учебных материалов;
- для учителей, обучающих по программе «Перспектива» придумана своя система повышения квалификации;
- программа позволяет адаптироваться к дальнейшему обучению, к средней школе, старшим классам (даже по другим программам).
Минусы:
слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать.
Отзывы неоднозначны. Материалы подготовлены так, чтобы справился каждый ученик, не зависимо от уровня подготовки. Подготовка к урокам занимает мало времени. Но некоторые задания ребенок не может выполнить без помощи родителей.
Критике подвергаются учебники серии, например, оформление прописей и непривычная последовательность тем. Возможно, эти недоработки программы рано или поздно устранят.