Курсы монтессори педагогов

Монтессори у вас дома

С учетом вышеизложенного многие мамочки и сегодня решают развивать своих малышей по этой системе. Не имея возможности оплатить занятия в специализированном центре, они ищут способы делать это в домашних условиях. Конечно, полностью все требования методики дома воссоздать не удастся, но развивать своего малыша в духе Монтессори вполне можно у себя дома. Можно подобрать множество занятий для самых маленьких деток, которые помогут им стать самостоятельными и умелыми.

Например:

  • переливание воды (можно с пеной для ванн) из одной емкости в другую, полив цветов с помощью лейки;
  • застегивание и расстегивание – пусть малыш своими руками «расправляется» с кнопками, пуговицами, молниями, шнурками.
  • просеивание крупяной смеси через дуршлаг;
  • вылавливание из воды пластиковых шариков ложкой (например, во время купания);
  • вытирание воды с помощью губки;
  • совместные с мамой готовка, стирка, мытье полов;
  • перекладывание мелких предметов, например, салатными щипцами;
  • ходьба по обозначенной линии (можно с колокольчиком в руке или с ложкой, наполненной водой).

Можно дать малышу понюхать разные специи, травы, фрукты, предложить ему порисовать пальчиками, на ощупь опознать предметы в мешочке или определить звук на слух.

Для детей от 1 года до 3 лет полезно строить башни из кубиков – сначала простые, затем все более высокие и сложные. В 2,5 года – 5 лет можно развивать навыки сортировки предметов по какому-либо принципу: размер, цвет, материал, форма, текстура и т. д. Это могут быть кубики, бусины, лоскутки разных тканей, прищепки, крекеры, носки – вариантов множество.

Итак, к методике Монтессори можно относиться по-разному. Кто-то ее приемлет, кто-то отвергает. Но если ребенку не хватает самостоятельности и уверенности в себе, такие занятия могут ему помочь обрести нужные качества. Особенно если проводить их регулярно.

Дидактический материал Монтессори — на что направлен

В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:

  • цветные катушки;
  • штанги красного цвета;
  • башня;
  • коричневая лестница.

Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:

  1. выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
  2. ученик готовит место, где он будет заниматься;
  3. происходит работа с материалом;
  4. коррекция ошибок;
  5. после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.

Дидактический материал

Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:

  • Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
  • Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
  • Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
  • Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
  • Во время занятий материалы не передаются между детьми.
  • Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.

Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому

Ребенок собирает башню

Дидактический материал служи двум целям:

Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню

Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.

Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть

Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:

  • все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
  • предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
  • материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.

Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья

Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.

Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.

Вальдорфская педагогика

Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

• Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.

• Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.

• Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

Новый формат Монтессори-курсов

Мы дополняем наши очные курсы совершенно фантастическим форматом!

Дистанционный курс 3-6 на сайте Montessori-online.ru — это 164 урока разделенные на 6 блоков
(Теория, Упражнения в практической жизни, Сенсорика, Математика, Русский язык, Космос)
Уроки из раздела «теория» — это погружение в мир идей и возможностей которые открыла для нас Мария Монтессори. В лекциях, слайдах, фильмах, которые там представлены, раскрываются философские и психологические основы метода.
В практических уроках Вы найдете подробные и точные показы всех презентаций, показ упражнений, комментарии, разбор сложных моментов и многое другое, в том числе есть возможность задавать свои вопросы педагогам курса. Практические уроки подразумевают отработку с Монтессори-материалом, это значит, что для успешного прохождения курса Вам нужно повторить работу педагога и иногда по многу-многу раз. Но теперь вы не ограничены в месте, сроках и графике курса… он ваш НАВСЕГДА.

Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь — двух одинаковых жизней не бывает. 

Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.

Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор

Этим занимаются и дети в Монтессори группе. Каждый выбор имеет свои последствия, это — неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться и что является мотивом для следующего выбора. Строго говоря, мотивов всего два — страх и любовь.

Выбор, организуемый любовью, продуктивен, именно он ведет к самореализации и развитию ребенка. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру… Выбор, продиктованный страхом — разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх — страх оценки, ошибки, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты каких-либо материальных благ…Монтессори-педагогика предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе.

Умение делать выбор, продиктованный любовью — прямой путь к свободе. К самой большой свободе — свободе внутренней. Выбор без страха — всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Дети учатся этому, свободно выбирая работу с Монтессори-материалом.

Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям. Чем мы занимаемся, используя методику Монтессори? Передаем им свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? И возможно ли первое вообще? На что мы «толкаем» своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли ребенок рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даем ли мы возможность ребенку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим способности ребенка к саморазвитию и самообучению — именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными, умеющими делать самостоятельный выбор, детьми?

Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребенке — маленькое слабое тело, или огромные внутренние силы, руководящие развитием человека. Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.

Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против природы человека, а наоборот — следовать ей, помогая ребенку стать самим собой.Мария Монтессори нашла способ, как это сделать, и оставила его нам в наследство.

Лариса Климанова
Директор АНО «Монтессори-система»,
Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России

Достоинства и недостатки системы

У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

Недостатки:

  • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
  • педагогов нужно готовить очень долго;
  • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
  • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
  • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
  • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
  • практически не используются обычные игрушки.

Достоинства:

  • система мотивирует детей к учебе;
  • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
  • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
  • учит ответственности и взаимопомощи;
  • дает основы знаний об окружающем мире;
  • помогает развивать логические и аналитические возможности;
  • развивает речь и интеллект.

Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, ,. Искренне ваша, Яна Разначенко

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Методика Монтессори

ДевизМонтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зонепо развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применятьметодику раннего развития Марии Монтессори.Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать. В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

Ребенок-учитель.Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.

Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 летмогут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые

В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.

Разделение на зоны.Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
Главная задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

ВАЖНО!Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.

Личная жизнь

Свою любовь Мария Монтессори встретила еще во время учебы в университете. Это был коллега — врач Джузеппе Монтессано. Семья вовремя не дала разрешения на брак, но 31 марта 1898 года у них родился сын Марио. Мария хотела сохранить отношения в тайне с условием, что никто из них не создаст семью с другим человеком. Джузеппе не сдержал обещания и вскоре женился. Мария, в свою очередь, покинула университетскую клинику и погрузилась в работу.

Мария Монтессори и Джузеппе Монтессано / Nationaal Archief

Марию порой осуждают за то, что, занимаясь развитием чужих детей, сына она отдала. Однако младенец был незаконнорожденным, мать попала в сложную ситуацию. У дальних родственников по отцовской линии ее сын провел только первые годы. Потом Мария забрала его, и путешествовала семья уже вместе. К тому же никаких обид к матери у Марио Монтессори не осталось, он поддерживал ее при жизни и продолжил дело после ее смерти.

Педагогическая система Монтессори

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Математическое развитие по системе Монтессори

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
малыши учатся уважать личное пространство других;
нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Основные виды уроков в монтессори-классах

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

В своей системе автор выделяет три основных типа занятий:

  1. Индивидуальные. Первый тип характеризуется тем, что воспитатель взаимодействует лишь с одним ребёнком, обучая его работать с дидактическим материалом. Как только малыш проявит интерес к пособию, поймёт смысл его устройства, необходимо переходить к самостоятельной деятельности.

  2. Групповые. Воспитатели занимаются с детьми, которые находятся примерно на одном уровне развития. Другие же ребятишки не мешают группе, работая в индивидуальном порядке. Цель занятия остаётся прежней – обучение работе с пособиями.
  3. Общие. Воспитатель занимается сразу со всей группой. Занятий достаточно короткие. Как только дети получат информацию, они либо переходят к самостоятельной работе с дидактическим материалом по данной теме, либо занимаются другими делами.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?

Правда. Ученикам Монтессори-школ предлагается взять ответственность за обучение на себя. Это важный шаг в развитии естественного внутреннего стремления впитывать знания.

Почему такой подход? Потому что дети с внутренней мотивацией гораздо чаще становятся ответственными, самодисциплинированными, уверенными в себе, инициативными, обладающими высокими академическими знаниями и неугасаемой тягой к знаниям. Это ключ к образованию в том виде, в каком оно должно существовать. Так дети будут действительно получать знания.

Учебники ограничивают. Учебники не вписываются в эту систему, потому что они ограничивают ребёнка. Представьте, когда для поиска ответа есть только учебник. А теперь заберите его. Что произойдёт? Ученики не смогут найти необходимую информацию.

Например, дети заполняют рабочие тетради, содержание которых точно соответствует порядку информации в учебнике. Зачастую ответы даже выделены жирным шрифтом или курсивом. Дети учатся лишь копировать то, что видят перед собой. Это способ не учит их добывать информацию.

В подходе Монтессори используются практические уроки, различные формы движения, манипулирование объектами, сбор информации и другие способы. Они позволяют детям научиться мыслить и быть независимыми.

Ещё один ограничивающий фактор учебников в том, что все присутствующие в классе должны следовать одному направлению. Но каждому ребёнку свойственно учиться в своём темпе и в разном возрасте он проявляет интерес к различным вещам.

Сензитивные периоды, в течение которых дети наделены особой восприимчивостью к конкретной информации, определяют их интересы. Педагогика Монтессори использует их по максимуму. Так дети беспрепятственно и своевременно получают доступ к необходимой им информации.

Проблемы, связанные с домашней работой. Домашняя работа — довольно редкое явление для ученика класса Монтессори. Не нужно озадачивать ребёнка работой в школе, или дома. Дома родителям рекомендуется поддерживать идеи детей.

Это не означает, что у вас дома не должно быть правил или границ, или что вы должны позволять делать всё, что детям заблагорассудится. Родители могут обеспечить безопасную, богатую и способствующую новым открытиями среду, которая отвечает естественным интересам ребёнка. В этом случае он может продолжить свою «работу» дома по собственному желанию.

Не следует забывать, что существует множество повседневных домашних дел, которые сами по себе могут быть домашней работой. Такие практические занятия, как помощь в сервировке стола или складывание белья, способствуют математическим и/или языковым навыкам, увеличивают ловкость и повышают уверенность в себе. Ежедневное чтение с детьми — это ещё одно увлекательное занятие и приятный способ общения и отдыха для всей семьи.

Оценочные листы. Вместо оценок монтессорианцы концентрируются на «мастерстве». Они работают над полным и всесторонним пониманием сути вещей. Что совсем не то, что запоминание информации для прохождения теста.

Чтобы проиллюстрировать разницу, позвольте мне спросить: сколько раз вы сдавали экзамен, получали хорошую оценку и вскоре всё забывали? Большинство из нас заучивали материал, чтобы закончить учебный год и двигаться дальше. Но насколько всё выглядело бы иначе, если бы всё ваше время и усилия были направлены на получение знаний, которые бы обогатили вашу жизнь? И представьте, что вы бы наслаждались процессом обучения и хотели узнать ещё больше? И в этом разница между образованием, ориентированным на тесты, и педагогикой Марии Монтессори.

Благодаря методу Монтессори дети развиваются более всесторонне, получают радость от естественного процесса познания, делая это без учебников, домашних заданий или оценок.

Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?

В двух словах: изучение педагогики М. Монтессори улучшает жизнь родителей. Это больше, чем просто стиль обучения, это естественный и радостный способ воспитания. Вы начинаете понимать, как работает ум вашего ребёнка и как он на самом деле учится. Вы узнаёте, как подготовить среду по потребностям своего малыша и используете по максимуму все сензитивные периоды. Так вы помогаете ему раскрыть весь потенциал, заложенный природой.

Статья написана экспертами 

Перевод: Светлана Соловьёва

Фото предоставлены ММЦ «Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector