Ребенок плохо ест
Содержание:
- Как заставить есть ребенка в 1 год. Стоит ли заставлять годовалого малыша есть?
- Отказ от еды после окончания адаптационного периода
- Как и чем кормить ребёнка при «несварении» желудка?
- Когда пришла пора прикорма?
- Ошибки в питании ребенка
- Несколько советов маме
- Как наладить правильное питание ребенка?
- Нарушения глотания (дисфагии) и боль при глотании, затруднение и страх глотания у ребенка, детей
- Дисфагия — затруднение или дискомфорт при глотании у ребенка, детей
- Механическая дисфагия у ребенка, детей
- Двигательная дисфагия у ребенка, детей
- Крайней степенью выраженности дисфагии является боль (одинофагия)
- Фагофобия — страх глотания у ребенка, детей
- Диагностика дисфагии, затруднения глотания у ребенка, детей
- Что почитать и куда обратиться за помощью родителям детей — малоежек
- Обструктивное апноэ во сне
- Ребёнок плохо ест в 4 года: что делать?
Как заставить есть ребенка в 1 год. Стоит ли заставлять годовалого малыша есть?
Что делать, если ребёнок не ест? Может быть, ему просто не нравится вкус или вид конкретного блюда? Что-то предложите ему другое. А может, у него болит животик или режутся зубки, поэтому ребенок не ест кашу и другие блюда …. Разумеется, никакого аппетита в этот момент не будет. Заставить ребенка кушать не получится.
Некоторые детки не хотят кушать просто потому, что им жаль выделять время на столь скучное занятие. Ведь можно играть, ползать, бегать, рисовать и заниматься другими более увлекательными занятиями. Только в том случае, если это ваш случай, то очень многое будет зависеть от вашей фантазии и способности заинтересовать кроху в процессе еды.
Постарайтесь к кормлению ребёнка подойти творчески. Пусть прием пищи ассоциируется с продолжением игры, в которой уже участвует не только он, но и мама. Рассказывайте ему стишки — потешки, в ритм которых он будет открывать ротик и есть приготовленное блюдо.
К примеру, ребенок не ест кашу. Тогда ложечку можно превратить в космический корабль или самолет, а ее содержимое — в ценное сокровище, которое нужно спрятать от дракона. И самое надежное место — рот крохи. Ему точно будет интересно, и он сам не заметит, как все сокровище из тарелки переместится в его живот.
Некоторые блюда можно украшать, делая их привлекательными для грудничка. Например, выложите из еды забавного человечка, божью коровку, кораблик и так далее.
Также можно воспользоваться еще одной замечательной способностью детишек. Они всегда стремятся подражать во всем взрослым. Кушайте вместе с карапузом, и делайте это с аппетитом. Предложите ему поменяться тарелками. Ведь то, что у мамы, всегда вкуснее, чем то, что у него на тарелке. Даже несмотря на отсутствие аппетита!
Пусть малыш сам учится пользоваться ложкой. А некоторым интересно нырнуть с супчик и руками. Никогда не ругайте грудничка во время еды, что бы он ни делал. Пусть она у него с приятным времяпрепровождением ассоциируется. Тогда он будет с радостью усаживаться на свой стульчик, брать свою ложечку и активно открывать ротик.
Стремление отказаться от еды возникает в основном тогда, когда происходит формирование личности годовалого ребенка и его индивидуальности, именно поэтому заставить его что-либо сделать тяжело. Поэтому если насильно заставить дитя есть, можно наткнуться на стену стремления к независимости. Здоровый малыш не будет специально голодать, ему может быть вполне достаточно для насыщения печенья и яблока, которое вы дали на перекус. Существуют некоторые рекомендации, которые позволят не заставить, а облегчить этот период с наименьшим вредом для психики ребенка.
Формируя меню, учитывайте вкусы крохи. Не стоит забывать о цикличности предпочтений. Так, одну неделю он может быть без ума от бананов, а на следующей заставить его съесть их будет невозможно, и он уже будет любить совсем другой фрукт.
Таким образом, если малыш не ест отварные овощи, предложите ему свежие
Внимание! Только в том случае, если не ест свежие фрукты, сварите ему яблоко с медом. В общем, не воюйте с вновь становившейся личностью, заставить вы всегда сможете, поэтому по возможности идите на компромисс
Помните, что количество еды в одной порции должно подходить возрасту крохи. Не стоит давать ему столько, сколько съедаете вы. Выделите для него небольшую тарелочку, и кладите туда ровно столько, сколько он может съесть. Лишь в том случае, если дитя захочет еще, то всегда может попросить добавки.
Как заставить годовалого ребенка кушать?
Вопрос, заставлять ли ребенка есть, не должен у вас возникать. Заставить вы, конечно, можете, но лишь усугубите ситуацию и разовьете у карапуза отвращение к съестному. Не стоит включать мультики во время еды, долго уговаривать и петь песенки. Годовалое дитя может к этому привыкнуть и уже не сможет есть, к примеру, без включенного мультфильма. Хорошим решением будет составить распорядок дня и режим приема съестного и следить за тем, чтобы между временем приема еды не было никаких перекусов.
Очень важным является также эмоциональное состояние малыша. Не стоит звать за стол ребенка, который испытывает стресс, например, только что упал или испугался. Хорошей идеей будет его привлечение к процессу покупки и приготовлению пищи. Никто не откажется скушать то, что он только что приготовил.
С малых лет следует приучать, что к продуктам нужно бережно относиться, выкидывать их нельзя, а готовить нужно столько, сколько сможешь съесть. В случае если малыш будет знать, что приготовленная пища это мамин труд, он будет его уважать и ценить, проблем с питанием в этом случае возникнуть не должно. Растите здоровыми!
Отказ от еды после окончания адаптационного периода
Если все моменты адаптации пройдены, ребенок привык к воспитателю, режиму и детям, спокойно встает по утрам и не плачет в группе, но по-прежнему ничего не ест – причин может быть несколько:
- ребенок ждет, что после сада его накормят вкусненьким и терпит чувство голода весь день;
- у него нарушено пищеварение, проблемы с ЖКТ;
- еда не подходит ребенку или у него появились аллергические реакции;
- малыш испытывает затяжной стресс, то есть адаптация на самом деле не прошла, – он просто смирился с ситуацией.
Во всех этих случаях родителям и воспитателям необходимо принять ряд действий, которые помогут решить ситуацию.
Способы решения проблемы
Какие решения нужно принять?
- Не кормить ребенка перед садом, не давать с собой перекусы и сладости. Конфета в кармане по умолчанию вкуснее куриного супа, но приучать к здоровой правильной пище нужно, и лучше сделать это раньше.
- Отвести малыша к врачу – сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов. Возможно, у карапуза есть нарушение пищеварения, требующее лечения или особой диеты.
- Сделать аллерготест. Побеседовать с психологом – в саду, в поликлинике, частным доктором.
- Совместно помочь ребенку влиться в коллектив. Если сад откровенно плохой – сменить ДДУ или воспитателя, переведя ребенка в другую группу.
- Иногда же причина бывает банальной – ребенок сам плохо управляется со столовыми приборами или стесняется есть за одним столом со сверстниками. В этом случае дома нужно научить его кушать ложкой, детей постарше – пользоваться вилкой и столовым ножом.
Как уговорить покушать?
В саду лучшее, что может сделать воспитатель – посадить малоежку и нехочуху за стол с самыми хорошо кушающими детьми. Пример ровесников заразителен – видя уплетающих суп соседей, ребенок, скорее всего, и сам возьмет ложку.
Если малыш расстроен, капризничает – не надо заставлять его есть. Это может привить стойкое отвращение к еде и привести в будущем к расстройствам пищевого поведения. Воспитатель должен гибко подойти к желаниям малыша.
Если карапуз не ест мясо – ему можно предложить большую порцию супа или запеканки. Если не хочет первое – пусть поест котлету с овощами. Через некоторое время большинство детей начинают есть даже то, что до этого не пробовали – рыбные тефтели, запеченные овощи или молочные каши.
Как и чем кормить ребёнка при «несварении» желудка?
Есть целый ряд рекомендаций, которые могут помочь при проблемах с пищеварением у детей3,4:
- Постоянный режим дня и приёма пищи, когда организм привыкает и своевременно вырабатывает ферменты для переваривания пищи.
- Дробное питание – приём пищи маленькими порциями до 5 раз в день, чтобы не допустить переедания и соблюдать режим.
- Тщательное пережёвывание и размеренный приём пищи.
- Сбалансированный состав пищи или соблюдение рекомендаций врача при наличии таковых.
- Постепенный ввод новых продуктов.
- Достаточное количество воды.
Естественно, выполнить всё это удается далеко не всегда. Но лучше постараться следовать этим правилам, чтобы наладить пищеварение у ребёнка.
Когда пришла пора прикорма?
Вводить прикорм ранее 6-месячного возраста бессмысленно, поскольку до этого возраста в ЖКТ малыша просто отсутствуют необходимые ферменты.
Причем, если раньше искусственникам предписывалось более раннее начало прикорма, поскольку смеси не обеспечивали растущий организм всеми необходимыми ему элементами, то сегодня ситуация изменилась.
Современные молочные смеси удовлетворяют все потребности малыша и вы спокойно можете вводить прикорм лишь в 6 месяцев.
Помните! Смысла начинать более ранний прикорм нет. Маленький организм физиологически не готов к введению новых продуктов в раннем возрасте.
И, кстати, одной из причин, почему малыш в 9 месяцев не ест прикорм, может стать именно раннее введение новой пищи, что могло спровоцировать проблемы с пищеварением и естественный протест ребенка против такого положения дел.
Однако существуют и другие признаки готовности крохи к введению прикорма, по ним вы можете ориентироваться и варьировать время его введения:
- Малыш удвоил свой вес при рождении (чтобы узнать,на какие нормы стоит ориентироваться, прочитайте статью Прибавка в весе у новорожденных по месяцам>>>);
- Рефлекс выталкивания твердой пищи языком угас;
- Проявляет интерес к тому, что едят родители,
Если ребенок по каким-либо причинам не достиг состояния готовности, то начало прикорма может сдвинуться на более поздние сроки, но не тяните дольше возраста 7-ми месяцев малыша.
Прочитайте статью, чтобы узнать, что должен уметь ребенок в семь месяцев?>>>
Позднее начало прикорма тоже приводит к тому, что интерес к еде у ребенка уже угас и вы видите картину, что ребенок в 9 месяцев может не хотеть есть прикорм.
Ошибки в питании ребенка
Ребенок никогда не отказывается от новых продуктов просто так. Всегда есть причины, которые предшествовали тому что ребенок начал питаться однообразно. Давайте рассмотрим самые частые:
Раннее введение прикорма.
Когда мама начинает прикорм, а ребенок еще «недозрел» до него, не проявляет никакого пищевого интереса, то малыш не захочет знакомства с новыми продуктами. Это защитная реакция организма.
Интерес к еде появляется в районе 6-ти месяцев. Ни о каком прикорме в 3-4 месяца речи быть не может. Это, прежде всего, вред для желудка ребенка.
Как правильно вводить прикорм ребенку, с каких продуктов начинать и как познакомить малыша с кусочками, смотрите в пошаговом интернет-курсе Азбука прикорма>>>
Ребенок ест отдельно от семьи.
Часто в семьях заведена традиция кормить ребенка отдельно. Родители обедают, потом готовят пищу ребенку. Малыш при этом не понимает, что происходит, он не видит, как едят другие люди, его настораживает отдельное кормление. В этом случае он будет отказываться от новых продуктов.
Насильное кормление.
Когда мамы слышат этот термин, они представляют этот процесс в самой грубой форме. На самом деле, руки ребенку никто не связывает, но это действительно насильственное действие. Ребенок смотрит по сторонам, а мама в этот момент потихоньку ложку за ложкой скармливает ему приготовленный обед.
Продукт предлагается редко.
Можно привести такой пример: в семье практически не едят авокадо, и вдруг, родители прочитали, что авокадо – это безумно полезный продукт, они закупили авокадо и начали им кормить малыша. Ребенок это пробует (или не пробует), ему может не понравиться внешний вид данного продукта, и, предложив ребенку один-два раза, мама думает, что он не хочет есть. Для того чтобы ребенок привык к внешнему виду, вкусу продукта, необходимо до 10 встреч с этим продуктом.
Не нравится консистенция.
Как ты не хотелось маме, чтобы ребенок ел все, что она готовила, надо помнить, что малыш является отдельной личностью. Наверное, у каждого был опыт поедания «манной каши с комочками» или что-то в этом роде, вот так и у малыша могут быть свои предпочтения. Возможно, он не против самого продукта, и его можно подать в другом виде, например, заменить манную кашу манником. Маме необходимо подавать продукт в виде различных блюд, малыш выберет понравившийся вариант.
Возрастная неофобия – 1,5-2 лет.
Эта еще одна причина отказа от новых продуктов, с которой родители могут столкнуться после 1,5 лет. Ребенок, который до этого возраста не встретился с тем или иным продуктом, может отказаться пробовать его вообще. Тут и таится основная опасность для мам, которые долгий период времени кормят ребенка покупными пюрешками и кашками. Ребенок после полутора лет не захочет есть обычную еду, у него включится возрастная неофобия. Это защитный механизм, для того, чтобы ребенок, который уже активно передвигается, не наелся бы какой-то неизвестной гадости.
Вспомним эволюцию, как жили дети еще 100 лет назад, наверняка мама их брала с собой в лес по грибы по ягоды, и чтобы ребенок не наелся чего-то неизведанного, включается этот защитный механизм
Он работает и у наших детей, которым матери готовят самую вкусную еду, но ничего сделать с этой эволюционной программой невозможно, поэтому важно до 1,5-2 лет ребенку обеспечить разнообразное питание
Несколько советов маме
Все дети индивидуальны, поэтому подход по устранению причины плохого аппетита у каждого свой.
Однако есть несколько секретов, которые могут вам пригодиться:
Следите, чтобы ребенок ничего не перекусывал между приемами пищи;
Не разрешайте стучать ложкой и играть с едой;
Старайтесь концентрировать внимание малыша на приеме пищи;
Если малыш не ест какие – то продукты, то вводите их понемногу в основное блюдо, предварительно перетерев в пюре;
Не кормите насильно;
Контролируйте, как маленький человек пережевывает и глотает пищу, не засовывайте ложку ему в рот до того момента, как он успел его раскрыть для следующей порции обеда.
Более подробно каждый из этих пунктов, а также другие, важнейшие принципы здорового питания, помогающие вернуть ребенку аппетит и научить аккуратному поведению за столом, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: система возвращения здорового аппетита>>>
С какими трудностями в питании или прикорме вы столкнулись? Что беспокоит вас больше всего?
- Как научить ребенка кушать самостоятельно?
- Ребенок плохо ест, что делать?
- Почему ребенок не хочет есть?
Как наладить правильное питание ребенка?
Сколько должен съедать ребенок — дело субъективное, важно прислушиваться к желаниям вашего малыша. Забудьте про «общество чистых тарелок»
Сегодня нет никакой необходимости доедать все до последней крошки, ребенок всегда может поесть позже или добрать необходимое в следующий прием пищи.
Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.
Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание. Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.
Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.
Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.
Нарушения глотания (дисфагии) и боль при глотании, затруднение и страх глотания у ребенка, детей
Нормальный транспорт пищевого комка через глотательный канал зависит от размеров комка, диаметра канала, перистальтического сокращения и состояния глотательного центра, который обеспечивает нормальное расслабление верхнего и нижнего сфинктеров пищевода во время глотания и угнетение стойких сокращений в теле пищевода.
Дисфагия — затруднение или дискомфорт при глотании у ребенка, детей
При поражении пищевода одним из частых симптомов является дисфагия — затруднение или дискомфорт при глотании. Она воспринимается как ощущение «застревания» при прохождении пищи через полость рта, глотку или пищевод. Дисфагия, вызванная слишком большим размером пищевого комка или сужением просвета глотательного канала, называется механической, а дисфагия, обусловленная некоординированными или слабыми перистальтическими сокращениями или угнетением глотательного центра, — двигательной.
Механическая дисфагия у ребенка, детей
Механическая дисфагия может быть вызвана изменением просвета канала (внутренним сужением или наружным сдавлением). У взрослого человека пищевод может растягиваться более чем до 4 см в диаметре благодаря эластичности его стенки. В тех случаях, когда пищевод не в состоянии растянуться до диаметра просвета более 2,5 см, может развиться дисфагия, а когда пищевод не может растянуться до просвета свыше 1,3 см, дисфагия будет обязательно.
Двигательная дисфагия у ребенка, детей
Двигательная дисфагия может возникнуть вследствие затруднений при инициировании глотания или нарушения перистальтики и угнетения центра глотания, обусловленных заболеваниями гладких или скелетных мышц пищевода. Наиболее важными причинами двигательной дисфагии являются диффузный спазм пищевода и связанные с ним нарушения двигательной функции, паралич глотки, ахалазия, связанная с неосуществлением глотательной функции перстневидно-глоточной мышцей и склеродермией пищевода.
Крайней степенью выраженности дисфагии является боль (одинофагия)
Крайней степенью выраженности дисфагии является боль, возникающая при глотании (одинофагия). Часто одинофагия и дисфагия развиваются одновременно. Globus hystericus — это кажущееся ощущение того, что в горле застрял комок. Однако при реальном осуществлении акта глотания не наблюдается никаких затруднений.
Фагофобия — страх глотания у ребенка, детей
Фагофобия — страх глотания, а при заболевании истерией, столбняком (прививка от столбняка детям — поликлиника «Маркушка»), бешенством и параличом глотки может возникнуть обусловленный страхом аспирации отказ от глотания. Некоторые больные могут ощущать прохождение пищи по пищеводу, что не связано с застреванием пищи в пищеводе или с его закупоркой. Для функциональной дисфагии характерным является затруднение при глотании жидкой пищи, воды, тогда как твердая пища проходит свободно.
Диагностика дисфагии, затруднения глотания у ребенка, детей
Наличие длительно существующей изжоги и рефлюкса, предшествующих дисфагии, указывает на пептическую стриктуру. Непродолжительная преходящая дисфагия может быть обусловлена воспалительным процессом. Если у больного наблюдается одинофагия, следует предположить наличие у него кандидозного или герпетического эзофагита.
Затруднения, возникающие при глотании только твердой пищи, указывают на механическую дисфагию, застрявший комок при этом можно протолкнуть через суженный участок пищевода, выпив какую-либо жидкость. При резко выраженном уменьшении просвета глотательного канала дисфагия развивается при употреблении как твердой, так и жидкой пищи. В отличие от этого двигательная дисфагия, обусловленная ахалазией и диффузным спазмом пищевода, вызывается употреблением как твердой, так и жидкой пищи с самого начала заболевания. Регургитация в нос и трахеобронхиальная аспирация при глотании являются признаком паралича мышц глотки или наличия трахеопищеводного свища.
Что почитать и куда обратиться за помощью родителям детей — малоежек
- Начать родителям, ребенок которых не хочет есть и отказывается от еды, лучше всего с книги Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть. Как превратить кормление в наслаждение», той самой с которой начинается эта статья. Эта книга очень важная для родителей всех малышей.
- Советую почитать ответы на вопросы с подобными ситуациями на форуме АКЕВ — akev.info (Ассоциации консультантов по грудному вскармливанию), на некоторые из вопросов на этом форуме отвечаю я, Мария Геллерт. Вы можете задать на этом форуме свои вопросы.
- Можно обратится лично ко мне, написав на мою почту: maria-chelyaba@mail.ru
- Для наиболее заинтересованных есть трёхмесячный курс проекта «ПроГВ» progv.ru, который называется «Естественный прикорм. Основы и консультирование».
В статье мы говорили о самых маленьких детях — малоежках и их отказах от еды, о причинах тех случаев, когда ребенок в 1-2 года не хочет есть. Но такая проблема может быть и у детей постарше — в возрасте 3, 4, 5, 6 лет. Что делать в этих случаях? Полезное видео известного доктора Комаровского о детях -малоежках поможет вам разобраться не только в проблеме еды, но и в … самой себе!
Обструктивное апноэ во сне
Обструктивное апноэ характеризуется обструкцией верхних дыхательных путей, несмотря на дыхательное усилие, что нарушает нормальный режим сна и легочную вентиляцию. Заболевание может быть связано с ожирением, уменьшением размера просвета верхних дыхательных путей или недостаточностью мускулов-расширителей глотки. Однако у детей обструкция возникает в первую очередь из-за увеличенных миндалин и аденоидов. Начальные проявления обычно возникают в возрасте от двух до восьми лет, что совпадает с пиком роста миндалин, но это состояние может проявиться в любом возрасте. Общая распространенность среди детей составляет от 1% до 5%. Страдают апноэ и мальчики, и девочки, но чаще заболевание наблюдается у этнических меньшинств. Классическими симптомами апноэ являются храп и нарушения дыхания. Однако не у всех храпящих детей есть это заболевание. Распространенность ночного храпа у детей достигает 27%, что может затруднить распознавание апноэ. Другие общие симптомы включают необычное положение для сна (например, чрезмерно вытянутую шею, сон, сидя с открытым ртом), связанное со сном парадоксальное дыхание, ночное потоотделение или энурез, утренние головные боли и чрезмерную дневную сонливость. Однако дети реже, чем взрослые, проявляют дневную сонливость. Сонливость у детей чаще проявляется в виде подавленного настроения, плохой концентрации, снижения внимания или поведенческих проблем. При физикальном осмотре могут быть обнаружены увеличенные миндалины, микрогнатия и воронкоообразная грудная клетка.
Детей с подозрением на обструктивное апноэ следует направлять на полисомнографию. Кроме того, направление к специалисту сомнологу понадобится для детей из групп риска, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кардиореспираторной недостаточностью, черепными аномалиями, врожденными пороками и синдром Дауна.
Оставленное без внимания врача апноэ приводит к нейроповеденческим проблемам, снижению внимания, нарушениям эмоциональной регуляции, снижению успеваемости, ночному энурезу, нарушениям роста и, в редких случаях, к системной гипертензии, легочной гипертензии и развитию «легочного сердца».
Основным методом лечения является аденотонзиллэктомия. Послеоперационная полисомнография демонстрирует избавление от апноэ более чем у 70% детей с нормальным весом, и менее чем у половины детей с ожирением. Также может произойти послеоперационное улучшение качества жизни и поведения. После лечения всем детям необходимо пройти клиническое обследование через шесть-восемь недель после операции, а полисомнографию следует повторить для оценки остаточного апноэ у детей с ожирением. 18 По назначению полисомнографию следует проводить после полного заживления глотки, обычно не ранее, чем через шесть недель после операции.
Ребёнок плохо ест в 4 года: что делать?
В этом возрасте малышу свойственно стремление к самостоятельности:
он способен выразить собственное мнение;
может сосредоточивать внимание на своем самочувствии и сообщить, что его беспокоит;
часто болезненно реагирует на высказывания взрослых.
Если дошкольник отказывается от еды, для исправления ситуации мать должна решить для себя вопрос, почему это происходит. Ответы будут различными в зависимости от того, не хочет или не может кушать малыш. Отсутствие аппетита объясняется разными причинами. В первую очередь необходимо исключить заболевание (острое или хроническое):
- расстройство кишечника;
- повышенную температуру при вирусных инфекциях;
- ангину;
- отравление;
- аппендицит;
- стоматит;
- зубную боль;
- травмы ротовой полости.
Если дошкольник продолжительное время не набирает массу и отстает от нормального развития, нужно обратиться к доктору, который назначит обследование и анализы для выявления диагноза. Помимо основного лечения, он пропишет целесообразную при каждой патологии диету. Не стоит самостоятельно пичкать ребёнка едой – это вызовет только его негативное отношение.
Отсутствие аппетита у здорового малыша объясняется:
индивидуальными особенностями обмена веществ и наследственной конституцией тела;
не объемом еды, а количеством питательных веществ в ней;
скоростью деятельности эндокринных желез, важной для интенсивности выработки гормона роста;
уровнем расходования энергии.
Энергозатраты зависят от двигательной активности, поддержания постоянной теплоты туловища. Здоровому ребёнку, живущему в комфортных условиях и ведущему малоподвижный образ жизни, не требуется много пищи. Сам малыш не сможет изменить такое положение. Родителям необходимо скорректировать его режим, чтобы активизировать расход энергии, что приведет к улучшению аппетита.
Временные личные причины для отказа от еды:
- ребенок не успел проголодаться после сна;
- он захвачен игрой или просмотром мультфильма;
- чрезвычайно взбудоражен эмоционально;
- не переносит некоторые виды пищи;
- не нравится вкус или характеристика блюда (горячее, холодное, соленое, твердое).
Важно. Избирательность аппетита у 4-летних детей встречается довольно редко – только в 18 % случаев
Ребенок в 4 года ничего не ест. Что советуют врачи?
При отсутствии патологии педиатры не рекомендуют кормить малыша насильно, с применением различных хитрых тактических приемов, отвлекая его сказками, мультиками, играми, обещаниями награды, угрозами. Скорее всего, в этом случае желудок и кишечник будут не готовы к усвоению пищи, и она не переварится в полном объеме.
Врачи настаивают на том, чтобы родители:
- не драматизировали ситуацию с отсутствием аппетита;
- не сравнивали своих детей с ровесниками;
- не ориентировались на среднестатистические возрастные нормы веса.
Чтобы накормить ребенка, не стоит позволять ему манипулировать взрослыми, когда он отказывается от супа, но соглашается съесть пирожок или десерт. При реальности проблемы отсутствия аппетита нельзя в промежутках между приемами пищи подкармливать малоежку сладостями и даже фруктами.
В случае отказа от еды педиатры советуют поощрять аппетит:
- соблюдением режима питания;
- увеличением физической нагрузки и расхода энергии (занятиями спортом, прогулками);
- творческим, с фантазией, оформлением блюд с помощью фигурных терок и рельефных ножей;
- привлечением 4-годовалых детей к совместному приготовлению пищи, чтобы заинтересовать их;
- неоднократным предложением незнакомых блюд – на 10-й раз малыш преодолеет страх перед новой едой;
- уважением мнения ребенка в твердом отказе от пищи.
Ничего страшного не случится, если дошкольник пропустит один завтрак – он лучше пообедает.
В семье не должно быть культа еды, но всем взрослым следует соблюдать порядок приема пищи. Если ребенок здоров, получает достаточное количество питательных веществ, не стоит беспокоиться по поводу отсутствия у него аппетита. Без еды любой человек может обходиться несколько дней. Врачи не рекомендуют кормить детей насильно или хитростью. Родителям необходимо разобраться в причинах отказа от пищи и в соответствии с этим разумно решать проблему.
Автор-эксперт: Виктория Васильевна Киселёва, врач по гигиене детей