Ребенок плохо говорит в 2 года. как ему помочь?

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание

А его преодолеть трудно

Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Функциональная дислалия

Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.

Причины функциональной дислалии:

  • Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
    буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
    закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится.
  • Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
    речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
    даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
    правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
    закреплением правильного произношения;
  • У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
    смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам;
  • «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
    его речи

Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.

Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Маленькие молчуны

Но если ребенок в 2 года не разговаривает – почему это происходит и является ли отклонением от нормы? Ведь все детки индивидуальны, к каждому нужен отдельный подход. Все верно

Но в любом случае причина отставания должна быть, и ее важно выявить как можно раньше. Ведь если дождаться возраста 5–6 лет и затем пойти к логопеду, исправить удастся уже мало что – время будет безнадежно упущено

Для начала следует определиться, что родители понимают под словом «не говорит»:

  • совсем молчит;
  • не говорит и не понимает обращений к нему;
  • понимает все, но не говорит;
  • говорит меньше, чем хотелось бы взрослым;
  • говорит непонятные звуки, не похожие на слова;
  • не соединяет слова в предложения;
  • болтает на своем «тарабарском» языке.

В каждом случае степень отставания и перспективы коррекции будут разными. Но первоисточник проблем выяснить нужно обязательно. Ведь зачастую отставание в речевом плане обусловлено другими, возможно, пока скрытыми факторами.

Причин существует множество. За речевым отставанием часто могут скрываться куда более серьезные проблемы. Правда, факторов, не связанных с физическими патологиями, тоже может быть предостаточно.

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно

Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Что надо знать родителям: этапы развития речи

В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.

Ребенок плохо разговаривает

К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.

Малыш учится в домашней обстановке

Развитие речи ребенка от рождения до школы

Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:

  1. Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
  2. Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
  3. Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».

Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.

На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.

Разговор о событиях

Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?

Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:

Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени

Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».

Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса

Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.

С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте

Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:

  • Новые звуки.
  • Попытку повтора слов.
  • Знание названий определенных предметов.

Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.

На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.

Читаем книги, стихи и песенки

Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).

Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку

Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки

На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

  1. Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.
  2. Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.
  3. Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.
  4. Гипоксия.
  5. Травмы (в т. ч. и родовые).
  6. Сильная интоксикация.
  7. Испуг.
  8. Перенесенная операция.
  9. Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).
  10. Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит

Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова

Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Заикание у левши

В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.

Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.

Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.

Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.

Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.

Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.

Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.

Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.

Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.

В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.

Тревожные сигналы

Итак, ждать, когда малыш заговорит сам, нельзя. Ждать определенного возраста, чтобы пойти к логопеду, – тоже. Ведь зачастую помогать должен не только он, и не в 5 лет, а намного раньше.

Как же своевременно обнаружить возможные проблемы? Существует целый перечень признаков, которые должны стать поводом для консультации со специалистами:

  • в 4 месяца младенец не гулит, не улыбается, когда видит родных людей, вообще не реагирует на их появление;
  • в 6–7 месяцев отсутствуют лепет, повторяющиеся слоги;
  • в 18 месяцев ребенок только мычит, не говорит ни одного нормального слова (мама, папа), не понимает и не выполняет самых простых просьб (подойди, подай, принеси);
  • к 2 годам произносит мало слов – только несколько простейших;
  • двухлетний ребенок плохо понимает окружающую речь, ему тяжело на слух воспринимать слова, он часто путает простые бытовые слова;
  • к полутора годам у ребенка не появился указательный жест;
  • малыш этого возраста не умеет просить — вместо этого подходит к желаемому предмету и громко кричит;
  • у ребенка плохая мелкая моторика, он неуклюж;
  • плохо, если кроха не может поделиться с мамой радостью, принеся ей что-то интересное, не смотрит на ее реакцию, когда происходит что-то для него необычное;
  • малыш точно повторяет длинные заученные слова или даже фразы, но бесцельно, не для общения, не используя речь в жизни;
  • стереотипные движения и игры (ходит по кругу, открывает-закрывает дверь перед глазами много раз);
  • не умеет поддерживать простейших ролевых игр (покормить или покачать куклу);
  • не отзывается на свое имя;
  • неврологические проявления (ходьба на носочках, тремор подбородка и рук, раскачивания, взмахи руками, словно крылышками, при выражении эмоций).

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.

Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.

Как научить ребенка разговаривать в домашних условиях

Стимулировать и развивать речь ребенка можно не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях. Делать это нужно ненавязчиво и в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание общаться.

Если к году ваше чадо еще не заговорило, то не стоит паниковать. Просто почитайте наши советы «как научить ребенка говорить в домашних условиях».

Итак, в первую очередь возьмите за правило постоянно разговаривать с малышом. Делайте это дома, в гостях и на прогулке — везде. Задавайте ему вопросы и делайте паузы, чтобы кроха тоже мог вставить в разговор пару звуков. Это будет значить, что он понимает вас и готов к общению.

Описывайте малышу все, что вы делаете, любые свои действия сопровождайте комментариями. Если вы занимаетесь мытьем посуды, к примеру, то опишите сам процесс в подробностях, назовите цвета тарелок и кружек, расскажите о том, чем вы их моете и так далее. Со временем пассивный словарный запас ребенка заметно обогатится, и он почувствует желание самому начать разговор. Обязательно читайте малышу детские книжки, причем делать это нужно несколько раз в день. Почаще включайте ему развивающие мультфильмы и передачи. Сегодня их довольно много в интернете, поэтому единственной проблемой будет проблема выбора. Также почаще произносите с малышом различные звуки, повторяйте буквы алфавита (что дети делают с огромным удовольствием в игровой форме) и подбирайте для сложных слов и звуков смешные стишки.

При обучении ребенка контролируйте правильно произношение слов с участием тех букв, которые он умеет хорошо произносить. Не позволяйте ребенку коверкать слова. Сам научится, когда время придет — совершенно не верная позиция, поэтому не ленитесь поправлять ребенка, когда он коверкает слова. Выговаривайте слова четко и правильно и также приучайте малыша к правильному произношению слов. Даже если ваше чадо и сокращает слова, то от вас малыш должен слышать только правильную речь.

Иногда проблемы с речью длятся до двух и даже трех лет. И если малыш не говорит или плохо говорит в три года, то вам необходимо вплотную заняться развитием ребенка. Но для начала надо выяснить, не является ли задержка психоречевого развития у ребенка причиной каких-либо патологий — неврологических проблем или, к примеру, аутизма.
Если с психоневрологической стороны ребенок здоров, то успех его речевого развития зависит только от вас.

К кому обращаться?

Что делать, если у ребенка обнаружены подобные признаки (не обязательно все)? Самое главное – не паниковать. Современная медицина может сделать очень многое для детей с задержкой речи. Главное условие при этом – не упустить сроки. Поэтому как только появятся тревожные симптомы, нужно пройти комплексное обследование. Кого посетить? Специалистов, в чьей компетенции могут находиться те или иные отклонения:

  • невролога;
  • психиатра;
  • оториноларинголога (лора);
  • сурдолога (если будут обнаружены проблемы со слухом);
  • психолога;
  • логопеда;
  • дефектолога.

Каждый из них может помочь ребенку в конкретном случае. Психолог, например, поможет справиться с психологическими травмами или барьерами, сурдолог – с врожденными или приобретенными проблемами со слухом, оториноларинголог – с проблемами органов артикуляции, невролог и психиатр разберутся с проблемами развития психических процессов и нервной системы малыша. Они могут назначить целый ряд всевозможных исследований (например, энцефалограмму, аудиограмму, эхограмму).

Все это поможет установить точную картину происходящего с ребенком и назначить адекватное лечение.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что могут понадобиться не только коррекционные занятия, но и медикаментозная, и даже, возможно, хирургическая помощь (для исправления проблем со слухом или органами ротовой полости).

Ведь если в 2 года малышу могут поставить диагноз ЗРР – задержка речевого развития, в два с половиной – три года к нему может присоединиться ЗПР – задержка психического развития, то к 5 годам это почти всегда уже ЗПРР – задержка психоречевого развития.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года

В возрасте от 2 до 4 лет речь ребенка развивается очень быстро. Совсем недавно для достижения речевых целей малыш использовал мимику, жесты, действия. Теперь он переходит к собственному речевому общению. Главным средством общения с окружающими, выражения мыслей становится язык.

Конечно, любого родителя интересует: правильно ли развивается ребенок и сколько слов он должен говорить в 2 года. Необходимо понимать, что фазы развития речи проходят в определенном порядке, но их ритм может сильно различаться.

В этом возрасте большинство детей понимают все, что им говорят. Они составляют фразы из 3-4 слов и говорят о себе в третьем лице. К концу 2 года используют в речи не только имена существительные, но прилагательные, числительные. Они все чаще подхватывают слова от взрослых, смысл которых не всегда понимают. Подсказка с повторением составляют любимую игру в этом возрасте. Малыши уже знают названия различных животных, имена людей из своего окружения.

Сколько же слов должен знать ребенок в 2 года? Словарный запас в этом возрасте составляет от 50 до 200 слов, опять же все индивидуально. Большинство девочек заговаривает раньше мальчиков.

Критерии правильного речевого развития в возрасте 24 месяцев:

  • ребенок понимает, что ему говорят, и знает имена членов семьи;
  • повторяет, что ему подсказывают;
  • образует фразы из 3-4 слов;
  • применяет глаголы;
  • знает слово «нет» и его значение, часто его применяет;
  • просит хлеб, воды или другое, ему нужное;
  • разговаривает сам с собой и подражает взрослым.

Для лучшего развития речи необходимо больше разговаривать с ребенком, спрашивать его обо всем и подбадривать, когда он отвечает.

Если ребенок не говорит в 2 года больше 30 слов, его словарный запас не пополняется в течение полугода-это признак нарушений, которые требуют консультации у логопеда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector