Занятие по методике монтессори «чудесный мешочек» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание:
- Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков
- Актуальность
- Как сделать сенсорные мешочки из воздушных шариков?
- Польза игр с крупами
- Развивающие игрушки своими руками. Сенсорные мешочки
- Схемы изготовления мешочка
- Материнство — в радость!
- Выбираем идею для подушки
- Шнуровка
- Советы родителям
- Начнем с «наперника»
- Шнуруем и нанизываем
- Игры с крупами
- Сшитые развивашки
- Сенсорная коробка с мельницей, с ситом
- Занятия и материалы от 3 до 6 лет
- Тактильные мешочки
- Игрушки своими руками
- Тактильный мешочек. игры своими руками
- Тактильный мешочек
Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков
Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.
Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.
Что потребуется:
- деревянные бусины;
- хлопковые нити;
- крючки;
- вощеный шнур/лента (основа);
- наполнитель (силиконовое волокно, вата);
- шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).
Порядок работы:
Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка — кусалка. Основой служит деревянный предмет.
Браслет — игрушка
Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину — «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.
Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров — бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.
Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.
Вариант 4. Браслет — бегемотик. Обвяжите деревянную основу — браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.
Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.
ИНТЕРЕСНО: Развивающие игрушки из фетра своими руками
Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.
Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.
Актуальность
Для развития ребенку необходимы игрушки. Они помогают ему исследовать богатый окружающий мир, познать себя и выразить свои чувства, учат общаться.
Имеющиеся в продаже развивающие игрушки и пособия очень яркие, красивые, аккуратные, но чаще всего дорогие и не всегда хорошего качества. К тому же, часто покупные игрушки надоедают малышам, они засовывают их в дальний угол или ломают. Поэтому не покупайте своему малышу слишком дорогие игрушки – он все равно еще не сможет оценить их по достоинству. Но ведь можно и нужно самим мастерить простые игрушки из подручных материалов, и чем их будет больше и разнообразнее, тем лучше!
Самодельные игрушки можно переделывать, подстраиваясь под возраст ребёнка и его интересы. Может так случиться, что игрушки, сделанные вами специально для малыша, с учётом его возможностей и увлечений, станут для него самыми любимыми.
Как сделать сенсорные мешочки из воздушных шариков?
Воздушные шарики можно использовать для изготовления сенсорных мешочков. Единственное отличие заключается в том, что из воздушных шариков сенсорные мешочки делаются быстрее и проще, а в качестве наполнителя можно использовать муку, соль.
- В качестве наполнителя для сенсорного мешочка используем муку, камешки, бисер. Все, что имеет острые грани, даже если это макаронные изделия, не подходит для развивающей игрушки.
- Вместе с мукой в шарик можно бросить 1-2 фасолины, чтобы кроха искал их пальчиками.
- Сенсорный мешочек, в качестве основы для которого используется воздушный шарик, прослужит долго. В детских центрах, например, такая недолговечная на первый взгляд игрушка, долго сохраняется в своем первоначальном виде.
Сенсорные мешочки из воздушных шариков
Сенсорный мешочек с прозрачным окошком
Наполнить сенсорный мешочек можно макаронными изделиями без острых краев
Польза игр с крупами
Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами
Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых
Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.
Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:
мелкую моторику, важную для рисования и письма;
воображение и внимание;
чувственное восприятие;
сенсорное познание веществ и предметов;
речевое развитие.
На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.
Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как нужно играть с ребенком в 3 месяца?
Развивающие игрушки своими руками. Сенсорные мешочки
22 October, 2013
Когда дома 2 ребенка разного возраста, то времени на рукоделие остается мало, значит, приходится шить универсальные развивающие игрушки своими руками. То есть такие, которые будут интересны обоим малышам. Интересуясь вопросом, я нашла подходящую идею – сенсорные мешочки с аппликацией из ткани “Цифры”. Решила сделать сразу 2 комплекта: один для себя, второй для занятий в детском клубе.
Развивающая игрушка для младшей сестры
Наполнители для сенсорных мешочков:
- макароны-ракушки
- зерна горчицы
- соль каменная
- горох
- желуди без шапочек
- фасоль
- макароны-трубочки
- макароны-спагетти (поломанные на мелкие кусочки)
- гречка
- рис
Развивающая игрушка для старшей сестры
Что понадобилось для шитья этих развивающих игрушек?
- ткань разных цветов
- плотная ткань для аппликации
- паутинка для приклеивания ткани при помощи утюга
- утюг
- нитки, иголки
- швейная машинка
- маркер для выкроек
- ножницы
- выкройки
Как пошить тактильные мешочки?
1. Скачать выкройку, вырезать, перенести на плотную ткань, вырезать цифры.
Выкройка цифр для сенсорных мешочков | pdf формат
Мелком переводим цифру на ткань
Маникюрными ножницами вырезаем серединки цифр
2. Из разных тканей вырезать прямоугольники размером 10 x 20 см, добавляя отступ на припуски.3. Наклеить цифры при помощи паутинки и утюга на заготовки сенсорных мешочков.
Вырезали паутинку по размеру цифры
Приклеили цифру
4. Прострочить цифры на швейной машинке для надежности.
Пришиваем цифры
5. Сшить тактильный мешочек, оставляя небольшое отверстие для его наполнения. Я делала двойной шов для прочности.
Сшиваем мешочек по контуру
6. Наполняем мешочек крупой, солью и другими сыпучими через лейку. Крупный наполнитель заталкиваем в мешочки вручную.
Наполняем тактильные мешочки
7. Зашиваем отверстия сенсорных мешочков.
Эти мешочки можно использовать как тактильный материал для самых маленьких, так и в качестве счётного материала для занятий со старшим малышом.
Как мы используем сенсорные мешочки со старшей дочкой?
- Раскладываю мешочки на полу, доча ходит по дорожке с цифрами. Я называю, она пытается повторять за мной.
- Мнём мешочки в руках, я называю наполнитель, она повторяет. Потом Ксюша пытается сама угадать.
- Можно брать один из мешочков во время изучения конкретной цифры для тактильного запоминания.
- Сенсорными мешочками можно кидаться, собирать вместе и разбрасывать, складывать в башенку и в ряд и т.д.
Дорожка из цифр
Пошить это детское счастье несложно, а играть с ними понравиться каждому от мала до велика.
← Карточки для детей “Цветочный алфавит” Моё интервью на “Блоги мам” →
Схемы изготовления мешочка
Не обязательно пользоваться очень сложными схемами для изготовления. Но первым делом, нужно решить какая форма будет лучше всего подходить для дальнейшей эксплуатации.
Обычно схемы для такой поделки изображают нужные части для вырезания из ткани, их параметры, места для сшивания. Указываются и места, которые необходимо подложить или обработать косой бейкой.
Косая бейка — это подогнутая полоса ткани, которой иногда обрабатывают край изделия.
Её можно сделать самостоятельно – из любой подходящей ткани вырезается полоска, загибается и проутюживается с двух сторон и посередине. Косую бейку в готовом виде можно купить в магазине. Альтернатива бейке – кружева.
На схемах показаны и места для застёжки или шнурка, который будет затягиваться и закрывать изделие, предотвращая потерю содержимого и защищая его от инородных субстанций. Указывается на схемах и ручка для подвешивания или держания.
Схему можно разработать самостоятельно. Если мешочек будет простым – прибавить к требуемому размеру по сантиметру на швы, и пару сантиметров с одной стороны, если предполагается шнурок.
Есть схемы и для вязаных мешочков. Вяжут такие изделия обычно крючком. Вязка крючком позволяет сделать ажурную с узорами вещь. Знатоки дела обходятся и без образца, а начинающим рукодельникам и рукодельницам несложно найти желаемую «картинку».
Материнство — в радость!
В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка»: встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан. У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр. Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус», является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).
Меня Татьяна Александровна покорила креативностью и изящностью решений по развитию детей в игре. Я слушала ее и понимала, что 90% всех идей, прочитанных мной в Интернете за последние годы — разные вариации ее игр, придуманных еще в 90е годы. Я исписала несколько листов, зарисовала схемы и идеи. Теперь нашла время и готова поделиться с Вами некоторыми зарисовками.
Развивающие игры своими руками
1) Коробка с дорожками для магнита. Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.
В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.
2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.
3) Простая модель термометра. Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.
4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.
5) Детская библиотека. Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».
6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки. Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.). Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.
7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш. Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам. Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.
Игра «Капризный покупатель». Официально разрешаем малышам капризничать
Выбираем идею для подушки
От предназначения подушки будет зависеть и её форма.
Подушка-валик
Хотите сделать плотный валик под спину? Вам подойдут идеи собаки–таксы, змейки или паровозика.
Выкройка подушки-игрушки в виде собаки
Подушка в дорогу
Хотите сделать подушку в дорогу? Выбирайте полукруглые формы: такую подушку можно будет подложить ребенку под шею:
Выкройка подушки-игрушки «Жирафчик»
Как сделать подушку в виде сладкого пончика смотрите в видео мастер-классе:
Подушка для сна
Если подушка предназначена для сна, то не стоит делать твердые, заметно выдающиеся глаза и нос. К такой подушке сложно прижаться лицом и уснуть. Лучше отдать предпочтение мягким тканям: флису или фланели.
Выкройка подушки-игрушки в виде овечки
Подушка-сплюшка
Существует даже отдельная категория подушек–сплюшек. Рядом с такой подушечкой, ребенок наверняка будет быстро засыпать.
Выкройка подушки-сплюшки
Хотите, чтобы на вашей подушке можно было сидеть? Старайтесь сделать её более плоской.
Подушка напольная
Если ваш ребенок обожает играть или читать, лежа на полу, то сделайте подушку побольше.
А длинную подушку вполне можно положить на окошко или на пол — от сквозняков.
Выкройки подушек в виде кота и собаки
Шнуровка
Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.
Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка — шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.
Что потребуется:
- фетр разноцветный;
- шнурки (обычные новые);
- картон — основа;
- кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
- нитки, иголка;
- ножницы;
- готовый шаблон.
Порядок работы:
Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры — сделать динозавра, нравятся кошки — кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.
Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.
Улитка — шнуровка
Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка — глаза, дополнительные детали — окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.
Сначала на ткань — основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.
Осталось пришить оставшиеся детали игрушки — туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.
Шнуровка — кеды
Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ — темный фетр, носок — полукруг белой ткани, основа — детали из зеленого фетра. Основа — квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.
Сначала пришейте черный низ. Сверху — белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего — оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.
Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.
Советы родителям
Помимо игрушек для мелкой моторики родители могут использовать и другие универсальные способы и методы речевого развития малышей.
- Стихи, прибаутки, сказки. Проговаривайте их во время игр, рассматривания и тактильного изучения предметов.
- Делайте массаж ладошек и пальчиков.
- Играйте вместе с ребенком, объясняйте принцип игры. Тогда результата добьетесь быстрее.
- Не бойтесь доверить малышу некоторую помощь маме на кухне. Во время приготовления обеда просите рассортировать крупу в миске, посыпать солью салат, помыть яблоко.
- Не давите на ребенка, не заставляете делать то, что ему не хочется. Главный принцип развивающих занятий – это создание благоприятной для психического состояния малыша обстановки. Оставьте ненужную в этот момент игру на следующий раз.
- Лепите из пластилина, теста.
Не обязательно создавать творческие шедевры
Самое важное, это процесс катания шариков, колбасок, формирование элементов пластилиновой фигуры
При покупке игрушек для развития моторики обратите внимание на качество материала, надежность креплений мелких деталей, возрастные ограничения по использованию.
Ребенку до года не давайте одновременно более 2-3 игрушек.
Развитие мелкой моторики рук для малышей должно занимать много времени среди других увлекательных занятий. Родителям не стоит забывать о том, что игры с мелкими предметами полезны, но могут быть и опасны. Следите за тем, чтобы малыши не брали в рот бусинки, шарики. Проверяйте надежность прикрепления элементов сортеров, книг, мозаик, других игрушек систематически.
Начнем с «наперника»
Начнем с самого начала:
- Для этого берем однотонную ткань и складываем ее пополам. Длина и ширина наперника в конечном варианте должна быть 60 на 60 см. Все остальное идет как припуск на шов. Получается, что ширина куска ткани будет 62 см, а длина 64 см.
- Сшиваем боковые стороны ткани. На одной из сторон оставляем отверстие для наполнителя. Выворачиваем наперник на лицевую сторону. Хорошенько проглаживаем. Набиваем подушку наполнителем. Количество наполнителя зависит от того, какой плотности подушку вы хотите. Для маленьких детей не рекомендуется делать высокие модели.
- Теперь аккуратно зашиваем отверстие.
- Приступаем к наволочке.
- Ее мы будем шить с клапаном, для удобства снятия. Для начала подшиваем края. Отутюживаем. Затем складываем отрез ткани изнанкой наружу, так, чтобы получился ровный квадрат 60 см на 60 см, и еще кусок в 22 см на клапан должен лежать поверх одной из сторон.
- Сшиваем боковые стороны наволочки с учетом того, что по 1,5 см — это припуск на швы, а 2 см — чтобы подушка легко входила в наволочку.
- Выворачиваем наволочку на лицевую стороны, вставляем подушку, заправляем клапан. Все! У нас получилась подушка 60-60 детская.
Важно! Перед тем, как начать шить детские подушки своими руками, рекомендуем постирать ткань. Так как материал для пошива подушек используется натуральный, он может дать усадку
Шнуруем и нанизываем
У маленьких детей пальчики ещё совсем неумелые, поэтому им сложно выполнять точные движения. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить собственноручно.
Если времени на подготовку совсем нет – даём ребёнку ленточку и предлагаем нанизывать нарезанные коктейльные палочки, макароны, пуговицы. Для шнуровки можно за несколько минут проделать дыроколом в картонной картинке или распечатанных заготовках отверстия, через которые кроха будет продевать ленточку, шнурок и проволоку.
Тематический материал:
- Мягкий кубик для детей своими руками
- Алфавит из фетра
Можно заранее сделать материал для игры. Катаем шарики из глины, протыкаем их зубочисткой и даём высохнуть. После этого нужно покрыть их клеем ПВА и покрасить гуашью и лаком. Бусины могут быть разной формы, цветов и размеров.
Для деток, ещё не умеющих нанизывать и шнуровать, готовим тактильные игрушки с ленточками.
Нам понадобятся: баночка с крышкой, в которой прорезаются отверстия, разнофактурные ленты или шнурки. На концах последних завязываем узелки и продеваем их через дырочки. Показываем ребёнку, как их нужно вытягивать, и наслаждаемся освободившимся временем!
Игры с крупами
Подойдут карапузам от полугода, главное, уследить, чтобы они их в ротик не тянули. Самые маленькие могут просто перебирать и пересыпать гречку, рис, горох, а для деток постарше можно придумать настоящие дидактические занятия, в ходе которых они познакомятся с понятиями «большой – маленький», «выше – ниже», названиями животных, правилами сортировки и пр.
«Собери цыплят»
Подготовьте контейнер или большую коробку, крупу, щипцы (ложку, прищепку).
Варианты игры:
- закопать маленькие предметы и попросить ребёнка их найти;
- выложить на крупу птенцов, мелкие элементы, которые можно сортировать по какому-нибудь признаку или кормить;
- если нет таких игрушек – возьмите фигурки животных, и пусть малыш найдет корову («Кто говорит «Му-у»), курицу («Кто говорит «Ко-ко-ко») и т. д.;
- также можно выводить пальчиком на крупе буквы, цифры и фигуры.
Рисование рисом
Если покрыть рис пищевыми красителями, получится необычное средство для рисования. Нанесите клей на бумагу и попросите ребенка посыпать крупу.
Такое занятие будет полезно для моторики пальчиков, цветового восприятия и воображения.
Сшитые развивашки
Мамы, которые имеют хоть какие-то способности к рукоделию, могут пошить уникальные развивающие игрушки из лоскутов ткани и швейной фурнитуры.
Это может быть коврик, панно, кукольный театр и даже объёмная книжка. Объединённые общим сюжетом аппликации, кармашки, нашивки декорируются такими полезными для развития моторики пальцев пуговичками, молниями, липучками и кнопками.
Похожий материал:
- Развивающий коврик своими руками
- Развивающие игрушки из фетра своими руками
Книжка-малышка «Колобок»
Все дети любят сказки. Но просто слушать им сложно, так как для малышей до 3 лет характерны наглядно-образный и наглядно-действенный типы мышления. Поэтому лучшим вариантом для развития крохи будет книжка, пошитая по мотивам сказки. В нашем случае это «Колобок».
Приготовьте лоскуты ткани и основу для книжки (по типу «раскладушка»). На первой страничке будут изображены домик и дерево, а на остальных – все звери, встречающиеся на пути Колобка. Прикреплять их удобнее на липучки, чтобы малыш мог их снимать и надевать. Самого Колобка ребёнок будет передвигать по дорожке (шнурку, протянутому вдоль всей книжки).
Аналогично можно обыграть и другие сказки, например «Репку»
Такие пособия развивают внимание, способствуют формированию нравственных чувств у ребёнка, учат запоминать последовательность событий в сюжете сказки
«Весёлые зверята»
Из фетра можно сшить мордочки зайчиков и медвежат. Их съёмные глазки или ушки прикрепляются при помощи пуговиц.
Собирая из деталей зверят, дети учатся узнавать цвета и формы, расстёгивать и застёгивать пуговички, стимулируя нервные окончания своих пальчиков.
Сенсорная коробка с мельницей, с ситом
Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.
Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.
При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.
Занятия и материалы от 3 до 6 лет
Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.
Любимые и нелюбимые виды деятельности
После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.
Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:
- ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
- убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).
Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).
Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.
В детской песочнице ребёнок может:
- смешивать различные оттенки;
- лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
- сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
- прятать и отыскивать клады;
- создавать из песка буквы и цифры и т.д.
Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.
Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.
Письмо и чтение
4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.
С этой задачей справятся такие занятия, как:
- штрихование;
- выведение букв на манке или кинетическом песке;
- работа в прописях;
- вырезание ножницами;
- нанизывание крупного бисера на леску.
Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:
упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.
Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.
Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.
Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.
Тактильные мешочки
Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.
Что потребуется:
- ткань;
- нитки, иголка;
- ножницы;
- содержимое — крупы, рис, бисер, бусинки.
Порядок работы:
- Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой — овсяная крупа и пр.
- Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
- Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.
Игрушки своими руками
Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.
Доска
Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.
Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.
Мягкий кубик
Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.
Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.
Мешочки с крупами
Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.
Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.
Веселая змея
Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.
Вязаные игрушки
Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры
Малышу важно ощущать неоднородность материала
Книги
Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.
На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.
Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент
Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.
Тактильный мешочек. игры своими руками
Развивающая игра своими руками на развитие памяти, мелкой моторики и тактильных ощущений. Для детей от 2-3 лет. (методика Марии Монтессори) |
Развивающая детская игра своими руками.
“Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре. У Марии Монтессори есть упражнения на сенсорику с шероховатыми табличками направленными на развитие чувства осязания, тонкой моторики и для подготовки к письму, здесь же этот принцип переведен в интересную игровую форму.
Идея с текстурными бочонками не нова, мы нашли такую игрушку в интернет магазине, но нам кажется, что стоимость игры немного завышена.
Сенсорная игра на запоминание Текстуры CAUSE Производитель: Германия Материалы: дерево, текстиль хлопок 100% Возраст от 3-х лет 32 элемента (16 пар) . Диаметр элемента 4 см Продавец: Интернет магазин Теддимаркет |
Тактильный мешочек
Наш вариант игры
Материалы для изготовления: |
Способ изготовления:
Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока.
По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала.
Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки как у нас на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.
Сшейте для игры яркий красочный мешочек.
Правила игры
- Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
- Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.
Если малыш еще не дорос до такой игры, можете играть в классическую игру “Волшебный мешочек”.
Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего, мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала — не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева… Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.
Похожие игры для детей своими руками:Пентамино — Известная логическая игра-головоломка. Именно эта игра вдохновила Алексея Пажитнова на создание популярной компьютерной игры тетриса.Алиас для детей — “Алиас или скажи иначе” — увлекательная развивающая игра для детей. В процессе игры ребенок сможет научиться доносить мысли до людей, развивает словарный запас, учится слушать и понимать окружающих. Отличная настольная игра для развития речи.Совок и ведерко из пластиковой бутылки — удобный набор своими руками для работы с песком.