Монтессори у вас дома: создание развивающего пространства и дидактических материалов своими руками
Содержание:
- Результаты и планы
- Классификация материалов Монтессори
- Ограничения метода Монтессори
- Особенности материалов Монтессори
- Игрушки для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики
- Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие
- Виды игрушек
- Спортивные игры: скакалка, мячи
- Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
- Понятие об игрушках Монтессори для детей
- Как я разделила квартиру на зоны
- Занятия и материалы от 3 до 6 лет
- Сундук с костюмами
- Вальдорфская педагогика
- Немного истории
- Свобода ребенка и роль воспитателя
Результаты и планы
Так приятно осознавать, что я своими руками создаю среду для развития своего ребёнка ещё до года. Не приглашённый специалист, а я сама со знанием дела. Чувствую удовлетворение, гордость и трепет от того, как изменилась жизнь в нашей семье. Чем глубже погружаюсь в процесс, тем больше он захватывает. Особенно когда представляю, как мой ребёнок будет прекрасно и продуктивно расти в организованной среде моими руками.
На будущее я знаю, что дети в раннем возрасте могут самостоятельно кушать, пользоваться горшком, одеваться и поддерживать порядок
Важно им это показывать, предлагать и правильно организовывать пространство. Осталось подождать, когда малышка чуть-чуть подрастёт, и я всему её научу
Что ещё изменилось за время курса:
- Я научилась правильно организовывать время ребёнка.
- Выработала новый подход к выбору игрушек и процессу одевания.
- Стала общаться с ребёнком иначе — стараюсь говорить медленно, с расстановкой, не проецируя на малышку общение со взрослыми.
- Больше времени посвящаю наблюдению за дочкой.
- Лучше понимаю её потребности и больше уважаю интересы: ведь ребёнок — это личность.
- Перестала тратить деньги на бесполезные для ребёнка вещи и направила их в нужное русло.
Этот курс нужно проходить до появления ребёнка, чтобы сразу подготовить правильную среду, а не переделывать готовое и не продавать потом те вещи, которые не подошли. Но это наш первый ребёнок, и до его рождения мы обо всём этом и не подозревали. Я очень рада, что хотя бы в рамках первых 6 месяцев нашла этот курс.
То, что рассказали педагоги — крайне полезная информация, чтобы с самого рождения развивать и воспитывать малыша правильно, не упускать драгоценного времени. Мы смогли переделать среду из не совсем правильной в почти правильную и намерены продолжать.
Я получила полезные знания, которые буду расширять с помощью книг. Пересмотрю видеоуроки, повторю главное и продолжу в том же духе. Уверена, что у нас с Евой всё получится!
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Классификация материалов Монтессори
Монтессори-материалы можно условно разделить по назначению и направленности, но это действительно лишь условная классификация, так как их используют разных целях.
- Материалы для развития речи
- Для сенсорного развития
- Для развития математических представлений
Сразу необходимо оговориться, что эффективно и полноценно использовать материалы для развития ребенка можно лишь в условиях Монтессори-группы, где специально оборудованная среда позволяет делать это правильно.
Дома дети могут играть лишь с некоторыми из них (рамки-вкладыши, шнуровки и т.д.).
Если родители действительно хотят опробовать возможности таких материалов, необходимо связаться с Монтессори-центром, где ребенка запишут на занятия в такой необычной группе.
Читайте далее – педагогические идеи Марии Монтессори кратко.
Ограничения метода Монтессори
В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей
Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план
Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.
Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.
Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку
Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.
Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.
Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.
В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.
Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Особенности материалов Монтессори
Монтессори-материалы гениально учитывают все особенности, которые присущи детям того или иного возраста, благоприятные или сензитивные периоды для обучения детей.
Материалы являются по — настоящему развивающими, потому что оптимально способствуют проявлению скрытых возможностей, задатков и дарований. Воспитываются умения быть внимательным, сдержанным, наблюдательным. У ребенка складывается определенное видение окружающего мира.
Внутренние силы растущего человека получают созидательную окраску. Личные качества соотносятся с эмоциональными потребностями. Всему этому способствуют «волшебные» Монтессори-материалы, играющие роль великого Учителя дидактики.
Игрушки для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики
Ещё одно важное умение в первые месяцы — это координация зрения, а затем и присоединение движения. То есть ребёнку необходимо научиться видеть и выбирать цель, и координировать свои движения для достижения этой цели
Вот какие игрушки помогут развитию зрительно-моторной координации до года.
Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе
Различные мобили для концентрации зрения. Первые мобили помогут малышу научиться фокусировать взгляд. Для новорождённых детей выбирайте чёрно-белые картинки, так как они пока могут различать только эти цвета. С 1–2 месяцев используйте разнообразные мобили основных или пастельных цветов. Это могут быть различные фигуры из бумаги, шарики, геометрические тела. Такие мобили просто сделать дома, не стоит покупать ярких крутящихся мобилей с музыкой.
Мобили, к которым ребёнок сможет тянуться для координации зрения с движением. С 3 месяцев мобили будут стимулировать развитие движения. Подвешивайте так, чтобы малыш имел возможность дотянуться и захватить их и притянуть к себе. Используйте деревянные фигурки пастельных или основных цветов, деревянное колечко или небольшой колокольчик, который будет звенеть при каждом касании маленьких ручек.
Развивающие игрушки для обучения захвату, предлагаем с 3 месяцев. Это должны быть предметы из натуральных материалов (в основном из дерева), сделанные так, чтобы малышу было удобно их брать в руки, учиться держать и перекладывать в последствии из руки в руку.
Классические игрушки на развитие захвата:
- два соединённых диска;
- несколько шариков, закреплённых шнурком на палочке;
- несколько шариков, скреплённых шнурком.
Корзинка с сокровищами. С 6–7 месяцев ребёнок обычно уже хорошо осваивает захват, но всё ещё стремится к изучению окружающих его предметов. Для этого можно использовать коробку или корзинку с 5–6 знакомыми ребёнку предметами из окружающей среды. Они должны быть из разных материалов, приятными на цвет и на ощупь.
Ребёнок будет изучать эти предметы, перебирать их, исследуя свойства. Предметы необходимо менять время от времени. Вы можете сделать несколько подобных корзиночек, поставив их в разных комнатах.
Игрушки для установления причинно-следственных связей. Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в то же время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.
Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. А потом открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки.
Пирамидки и вкладыши. Разницу между большим и маленьким можно показывать, собирая пирамидки, башенки, матрёшки, стаканчики: «Вот большое колечко пирамидки, а вот маленькое». Но не заставляйте, если ребёнок пока не проявляет интереса к таким занятиям, не стоит действовать его ручкой.
Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие
Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.
Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.
Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность
Увлекательное рисование
Виды игрушек
Перечень игрушек разнообразен и обширен. Разработано несколько видов игровых предметов, предназначенных для развития разных умений и навыков:
- Балансиры и шнуровки. Представляют предметы, изготовленные из натуральных материалов. Развивают мелкую моторику, усидчивость, помогают активным детям переключиться на более спокойное занятие.
- Конструкторы из дерева. Набор предметов разных форм и цветов. Позволяет детям включать фантазию, изобретать и строить новые фигуры.
- Кубики. Способствуют развитию пространственного мышления, могут тренировать навыки счета. Несмотря на кажущуюся простоту, из кубиков можно соорудить множество конструкций различной конфигурации.
- Настольные игры, пазлы, рамки-вкладыши, мозаики, детские планшеты. Дают возможность получить знания о мире.
В зависимости от того, на какую сферу развития они направлены, игрушки подразделяются на следующие виды:
- развитие речи;
- сенсорное восприятие;
- математическое представление.
Каждый малыш уникален, а желание развиваться заложено в нем природой. Развивающая среда, созданная с помощью игрушек Монтессори, воспитывает его как самостоятельную личность. Ребенок исследует мир без вмешательства взрослых, которые дают ему полную свободу для проявления инициативы. Этот процесс сопровождается развитием мышления, творчеством, отсутствием страха перед чем-то новым.
Спортивные игры: скакалка, мячи
У нас много спортивных игр.: с самого раннего детства детям нужно много двигаться. Дети постарше хотят заниматься более структурированной деятельность, поэтому всегда нужно иметь под рукой различный спортивный инвентарь для улицы и дома. Дома вы можете использовать мягкие мячи, туннели, подушки, играть в кегли, резиночки… Для улицы можно использовать различные игры с ракетками (бадминтон, теннис, ракетку с мячом на липучке для малышей), мячи, скакалки, мелки для игры в классики.
Замечательно, если родители могут выходить с детьми на прогулку с велосипедами (беговелом для малышей), самокатами, роликами и кататься на лыжах зимой.
Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.
Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.
Рамки-вкладыши
Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».
Для изготовления понадобятся:
- коробка (можно взять из под съеденных конфет);
- альбомный лист, но лучше ватман;
- разноцветный картон.
Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.
Пирамидка
Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.
Для работы потребуются:
- ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
- лента-липучка;
- материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.
Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.
Цветные ежики
Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.
Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:
- листы разноцветного картона;
- разноцветные прищепки.
Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.
Шнуровки
Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.
Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:
- деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
- отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
- пуговицы, приклеенные к основанию;
- шнурок.
Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.
Мягкие шарики
Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.
Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:
- плотный картон;
- втулка (через нее будут проходить шарики);
- бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
- мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.
Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.
Понятие об игрушках Монтессори для детей
Игрушки Монтессори представляют собой развивающие игры. Они должны быть удобными и безопасными. Предметы для детской игры обладают следующими свойствами:
- реалистичность;
- натуральность;
- многозадачность;
- эффективность в выработке основных умений.
Маленький ребенок познает мир через окружающую обстановку, поэтому важно окружить его предметами, похожими на те, которые потом он встретит на своем пути и узнает. Игрушки изготовлены из натуральных материалов, что обеспечивает безопасность для малышей с самых ранних лет
В качестве материалов используется древесина, натуральные ткани, небьющееся стекло, металл, бумага, керамика. Результат от прикосновения к таким материалам выражается в формировании у детей большого спектра тактильных ощущений.
Польза от игры состоит в развитии органов слуха и зрения, тактильных ощущений, моторики, логического мышления, самостоятельности. Во время игры ребенок соединяет в одно целое движения рук, ног, глаз, тем самым познавая собственное тело. Игрушки не только красивы внешне, но и позволяют во время игры формировать у ребенка важные качества: терпение, умение достичь намеченной цели, дисциплинированность, послушание.
Как я разделила квартиру на зоны
Мне удалось правильно организовать пространство квартиры для развития ребёнка до года. И это оказалось проще, чем я думала: удобно пользоваться и поддерживать порядок. Когда-то вся развивающая среда для ребёнка в нашей квартире была представлена ковром перед большим зеркалом шкафа и купленными развивающими игрушками.
Раньше мне казалось, что Монтессори — это специальные игрушки и развивающие упражнения
В детской убрали всё лишнее. Поменяли шторы и карниз, приступили к зонированию. В зону для игр и активных занятий мы поставили:
- стеллаж,
- подносы для игрушек, с которыми дочка играет сейчас,
- и закрытую коробку для остальных,
- две рамки, в которых будем менять картины,
- колонку для музыки,
- зеркало 90*90 с перекладиной,
- книжки.
Вот так выглядит наша зона движения сейчас
Ещё дополним треугольником Пиклер и организуем зону для чтения. Это будут отдельные полки для книг и либо удобное кресло, либо столик со стульчиком, чтобы трансформировать также в зону для творчества. Пока пополняем запасы согласно возрасту и интересам малыша.
Раньше дочь спала в обычной детской кроватке с бортиками в комнате родителей. Теперь постепенно привыкает ночевать в своей детской без мамы и папы. Сделали для Евы напольную кроватку из стандартной от IKEA — просто отпилили ножки. Позже купим кровать побольше, в виде домика.
В напольной кроватке малышка спит днём — привыкает делать это без родителей. Ночует у нас в комнате, в обычной кроватке с бортиками. Матрас мигрирует между комнатами вместе с ребёнком, поэтому на фото его нет
Для зоны кормления оказалась кстати подставка для ног к креслу. Купили растущий стульчик Tripp Trapp и набор посуды с салфеткой-трафаретом, чтобы ребёнок сам ставил предметы на контуры посуды. Думаю, что купим и облегчённый стульчик со столиком. Будем пробовать, что больше подойдёт.
Привыкаем к стульчику Tripp Trapp, который «растёт» вместе с ребёнком
Хотим купить отдельный открытый шкафчик для вещей, который будет удобен по размеру для Евы. Но конкретный вариант ещё пока выбираем. Тут же поставим маленький стульчик, чтобы ей было удобно переодеваться.
Занятия и материалы от 3 до 6 лет
Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.
Любимые и нелюбимые виды деятельности
После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.
Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:
- ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
- убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).
Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).
Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.
В детской песочнице ребёнок может:
- смешивать различные оттенки;
- лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
- сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
- прятать и отыскивать клады;
- создавать из песка буквы и цифры и т.д.
Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.
Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.
Письмо и чтение
4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.
С этой задачей справятся такие занятия, как:
- штрихование;
- выведение букв на манке или кинетическом песке;
- работа в прописях;
- вырезание ножницами;
- нанизывание крупного бисера на леску.
Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:
упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.
Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.
Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.
Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.
Сундук с костюмами
Ещё одна идея, которой я научилась в гостях у друзей, — сделать сундук с костюмами. Однажды мы пришли в гости, и дети с удовольствием доставали и надевали разные костюмы. Игра продолжалась, на удивление, долго. Это было похоже на театр, где дети примеряли на себя роли различных персонажей.
Мы наполнили наш сундук совершенно разными вещами. Настоящих карнавальных костюмов там всего несколько. Остальные вещи — старые шляпы, юбки, платки, самодельные маски; элементы костюмов: ушки, усы, парики, пиратские повязки на глаз… Такое разнообразие, в отличие от готовых костюмов, развивает воображение детей. Мои дети проводят очень много времени, придумывая наряды, особенно когда приходят друзья.
Вальдорфская педагогика
Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.
• Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.
• Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.
• Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.
Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?
Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.
1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.
2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.
3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.
4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.
5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.
Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?
Немного истории
Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.
Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.
Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями
Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.
Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.
Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.
Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.
Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми
Свобода ребенка и роль воспитателя
Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.
Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.
Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.
Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:
В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.
Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.