Первые шаги к интеллекту (2-3 года)

Содержание:

Суть методики Домана

Человек познает окружающий мир с самого рождения. Благодаря такой особенности, можно начинать обучение малыша уже с трех месяцев. Карточки Домана являются основой дальнейшего интеллектуального развития ребенка, облегчая обучение в школе и других заведениях.

Методика предполагает использование особых карточек, которые содержат картинку предмета и его название. Эти карточки объединены в тематические наборы – «цветы», «фрукты», «животные и их детеныши» и так далее. Ребенку показывают их несколько раз в день на небольшой промежуток времени. Отработанные карточки со временем заменяются новыми. Считается, что методика Домана позволяет активизировать внутренний потенциал малыша и расширить его врожденные способности.

Карточки с буквами английского алфавита

Здесь Вы можете скачать карточки с буквами английского алфавита, по которым будет интересно и приятно заниматься Вашему малышу. На каждой карточке с буквой изображена картинка начинающаяся на эту букву,  есть вариант карточек с транскрипцией, а также карточки с изображением забавных животных.  С помощью этих карточек можно выучить буквы английского алфавита, а также новые слова. Так как карточки есть разного формата, их можно использовать как дома, так и в дороге — просто показывайте карточки с буквами и играйте с малышом. Вместе с карточками для изучения английского алфавита можно использовать раскраски с буквами английского алфавита.

Картинки на бытовую тематику

Развивающие картинки для детей и раскраски, которые рассказывают о нашем быте («Дом», «Семья»), можно использовать в детском саду, чтобы дать детям толчок к беседе на уроке развития речи. Основываясь на изображениях, предложите им рассказать, какой у них дом, семья, что находится в доме: мебель, посуда, игрушки, цветы на окнах. Возможно, у детей есть домашние животные: о них тоже можно рассказать много интересного.

Цветные карточки на тему:

  1. «Дом»,
  2. «Семья и «Человек«»,
  3. «Посуда»,
  4. «Мебель»,
  5. «Игрушки»

чрезвычайно полезны, так как расширяют кругозор ребенка о том, в чем, по сути, он живет.

Предложите детям раскраски и попросите разукрасить дом и все, что в нем находится: мебель, посуда, игрушки, цветы и т.д. Интересной темой бывает для ребенка «Посуда»: он и его семья каждый день ею пользуются, она буквально заполняет наш дом, но многие названия предметов малыш не знает.

Чрезвычайно актуальна для малыша тема «Игрушки». И хотя она не несет в себе большого познавательного потенциала, именно игрушки могу стать трамплином, позволяющим воспитателю разговорить молчаливого ребенка.

Тема «Семья. Дом» чрезвычайно важная. Малыш должен знать, из кого состоит его семья, называть по имени близких родственников; интересно будет спросить о его отце, матери. С детства семья должна восприниматься как поддержка и основа будущего. Развивающие карточки на указанные темы можно распечатать на сайте.

Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»

Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»:

Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»
Развивающие задания для детей «Найти отличия на картинках»

Окружающая природа

Это очень богатая и плодотворная тема для ребенка. Сюда включаются следующие разделы:

  1. — времена года (зима, осень, весна, лето);
  2. — цветы, листья и деревья;
  3. — птицы, бабочки, рыбки;
  4. — дикие и домашние животные;
  5. — грибы, овощи и фрукты.

В 3-4 года ребенок уже может определять времена года (зима, осень, лето, весна). На основе картинок можно построить целый рассказ о природе.

Например, покажите, малышу цветные карточки на тему «Времена года. Зима». Спросите, что происходит зимой: куда улетают птицы, как ведут себя рыбки, бабочки, дикие и домашние животные. Покажите детям раскраски, где нарисованы домашние и дикие животные, попросите разграничить представителей фауны по этим двум видам. Прекрасно подойдут и картинки этих животных для детей.

Зима – удивительное время года для ребят. Спросите, какие они знают зимние игры, какие праздники нам приносит зима. Веселые карточки «Времена года. Зима» помогут представить это время в полном объеме.

Также поступаем с карточками «Времена года. Осень». Спросите, чем богата осень (овощи, фрукты, грибы). Осень приносит холода, опадают листья с деревьев. Попросите ребенка назвать, какие овощи и грибы, растущие осенью, он знает. Веселые карточки «Времена года (зима, осень, весна, лето)» можно успешно применять на уроках в детском саду и школе.

У родителей многих ребят есть огороды и дачные участки. Спросите, какие овощи у них растут, какие они знают съедобные грибы. Кстати, дети часто путают овощи и корнеплоды. Многие родители также выращивают цветы на приусадебных участках. Это может стать еще одной темой для разговора. Попросите ребят назвать цветы, которые им известны, а также какие у них самые любимые цветы.

На школьных уроках природоведения в начальных классах успешно будут действовать красочные картинки и веселые раскраски «Птицы», «Рыбки», «Бабочки», «Цветы», «Грибы», «Овощи» и др. Они подойдут как материал для открытого урока. Их легко можно скачать на нашем сайте.

У многих детей дома есть домашние питомцы, рыбки или птицы, некоторые увлекаются собранием картинок, где нарисованы бабочки. Попросите их рассказать о своих питомцах или коллекции: какие рыбки живут в аквариуме, какие птицы могут жить дома, какие бабочки самые красивые или большие. Наверняка птицы, бабочки и рыбки живо заинтересуют ребят.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)

и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Головоломки лабиринты для детей

Головоломки лабиринты очень просты в исполнении, все что требуется от ребенка, просто провести линию, соединяющую определенные заданием точки. Единственное, что вы должны учитывать, что в более сложных головоломках на одной картинке надо будет проводить и 2, и 3 линии. И чтобы они не сливались, предложите малышу прорисовывать их разными цветами.

Головоломки лабиринты для детей:

Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей
Головоломки лабиринты для детей

Критика методики Домана

Стоит ли говорить, что начиная с 60-ых годов, все исследования проведенные Доманом были опровергнуты. Никакого эффекта для здоровых детей никогда не было доказано. И все продажи данных карточек, построены только на рекламных заявлениях. Некоторые российские компании (в том числе связанные с государством и Министерством образования), все еще выпускают и продвигают данные карточки, заведомо зная всю их бессмысленность и вредность для детского развития.

В США данную методику специалисты и ученые опровергали сотни раз. Организация созданная Доманом и продолженная его детьми, была обвинена в том, что дает пустые надежды родителям больных детей, выкачивая из них последние деньги, при этом не принося пользы. Прошло уже 50 лет с первого доклада-опровержения от Американской Академии Педиатров ( данный доклад опубликовали повторно уже 4 раза), в котором было доказано, что методы Домана основываются на устаревшей и упрощенной теории развития мозга. Что современная наука не поддерживает его взгляды и методы, что они являются необоснованными и неподтвержденными.

Как вы думаете дорогой читатель, если за 70 лет жизни данной методики, не было ни одного положительного исследования (не считая исследований самого Домана), и которая была признана вредной, достойна ли данная методика существования? Ответ Progressio — нет. Если вы хотите применять уже купленные карточки или вам интересна подобная форма занятий, лучше обратиться к методу Сесиль Лупан, которая также разочаровалась в методах Домана, и придумала своим карточках более полезное применение.

Методика Домана для здоровых детей абсолютно бесполезна и вредна. Она способна не только замедлять развитие, но и оказывать негативный эффект на физиологию и мозг ребенка. Когда происходит помешательство родителей на методиках вредных для ребенка, мы как психологи детского развития не можем молчать. Мы призываем родителей отказаться от данной методики, как это уже давно сделали родители в западных странах.

Данная методика не просто не помогает в развитии ребенка, она его затормаживает, и особенно сильно навыки 21 века:

Суть методики

Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.

Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.

В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:

1. Стимуляция физического развития с рождения

Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.

2. Развитие чувства баланса, равновесия

Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.

3. Интеллектуальные занятия с рождения

Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.

4. Уроки по чтению и счету

Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.

Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.

Как сделать карточки для запоминания

Карточки могут быть бумажными и электронными.

В первом случае лучше делать их на плотной бумаге, обязательно с цветными вставками и иллюстрациями. Белые бумажки с однообразными чёрными буквами нагоняют тоску — такие карточки не способствуют запоминанию.

Бумажные карточки могут быть целиком хендмейд-производства, а можно сделать их Word или Power Point и распечатать. Электронные карточки для запоминания удобно создавать в Quizlet, The Mnemosyne Project, Anki, Supermemo и других сервисах.

Общие правила составления карточек для запоминания слов, дат, фактов и тому подобного.

  • Краткость. Одна карточка — один факт, слово или дата. Не пытайтесь уместить на неё целую главу учебника.
  • Ясность. Не злоупотребляйте заумными словами. Пишите пояснения на карточках так, как будет понятно именно вам.
  • Наглядность. Используйте схемы, графики, картинки, цветной текст.
  • Контекст. Добавляйте на определительную сторону карточки примеры.

<<Форма демодоступа>>

Карточки Домана для получения энциклопедических знаний

С помощью методики Домана ребенок может получить начальные энциклопедические знания. Сам Доман говорил, что обширные объяснения малышу ни к чему, достаточно лишь кратко изложить доступную информацию.

Правила работы с карточками для получения энциклопедических знаний:

  1. Занятие включает в себя демонстрацию 10 карточек 3 раза в день. Картинка четкая, без посторонних изображений. Со временем количество изучаемых за день карточек увеличивается до 120.
  2. Показывая карточку, взрослый четко и внятно проговаривает название предмета.
  3. Со временем изученные карточки откладываются, заменяясь новыми. Показывать ребенку уже известные предметы не следует.

Методика Домана: плюсы и минусы

Раннее развитие ребёнка по системе Глена Домана пользуется популярностью у отечественных мам. Обычно родители высказывают положительные мнения о результатах регулярных занятий, поскольку малыш активно интересуется яркими изображениями, словами и точками.

Карточки Глена Домана привлекает детское внимание, поэтому ребёнок запоминает множество фактов и информации, которую ему предлагают родители

Однако многие специалисты не столь оптимистично относятся к этой методике, выделяя несколько серьёзных минусов:

  1. Система основывается лишь на визуальном и звуковом восприятии. Малыш пассивно получает информацию, не анализирует её и часто не способен применить на практике.
  2. Уроки не предусматривает развитие творческих способностей. Например, без формирования тонкой моторики невозможно совершенствование интеллекта малыша. Однако при работе с картами ребёнок не рисует, не лепит из пластилина, не играет.
  3. Согласно методу, текст сопровождается демонстрацией карточек. В будущем ребёнок с трудом читает тексты без изображений и не всегда понимает прочитанный материал. Подобное обучение чревато отсутствием желания у детей заниматься неинтересной деятельностью.
  4. Всякий малыш – это яркая личность со своими предпочтениями. Один хочет лепить из пластилина, другой стремится к собиранию пазлов, третий – к активным видам деятельности. Не каждый ребёнок станет изучать карточки Домана, ничего не делая при этом.

Повышенная нагрузка на нервную систему нередко приводит к нежелательным последствиям – психическим нарушениям, перепадам эмоционального фона, проблемам с аппетитом, коммуникабельностью, высокой тревожности, плаксивости.

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Методика Домана словами автора

Американский физиотерапевт сравнивал детский мозг с совершенным компьютером, который собирает и анализирует «биты интеллекта». Автор считал, что для детей до 1 года не свойственно воспринимать чрезмерно умные мысли.

Ребёнку следует предъявлять конкретную, чёткую и максимально доступную информацию

В качестве примера Доман предлагает обратить внимание на знакомства малыша с собакой.. Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

  • сослаться на занятость и отказаться объяснять;
  • сказать ребёнку: «Это тяв-тяв»;
  • рассказать просто, что это собака;
  • объяснить, что это собака породы пудель;
  • показать изображения с собаками;
  • продемонстрировать карточки с разными породами собак и показать, где изображён сенбернар, овчарка, такса, сеттер и пр.

Последнее объяснение наиболее полное, поскольку без дополнительных объяснений ребёнок может понять, что у всех собачек имеются общие черты – четыре лапы, хвостик, шерсть. Однако домашние питомцы отличаются по размерам, окрасу и т.д.

То есть за короткое время малыш самостоятельно совершает большую интеллектуальную работу и ускоряет мозговую деятельность.

Популярные книги автора

Глен Доман — автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах известный американский нейрофизиолог Глен Доман дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома

Советуем обратить внимание на следующие издания

Гармоничное развитие ребенка

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее

В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере

В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников. С помощью говорилок можно положительно влиять на развитие речи.

Как научить вашего ребенка читать, или Тихая нежная революция

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

Далее Доман подробно рассказывает о своем методе обучения чтению грудничков. Книга будет полезна всем родителям, даже если вы не собираетесь заниматься по авторской методике со своим малышом с пеленок.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок — гений)

«Первые несколько лет жизни — критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается. Используя карточки-бормоталки, можно более успешно развивать речь. Они способствуют правильному произношению звуков и позволяют быстрее научиться говорить.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми

Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить

Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги американского нейрофизиолога Глена Домана Вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

Как правильно организовать занятие?

Настроение малыша перед занятием – положительное, он готов к обучению

Родитель привлекает его внимание и показывает карточки. Слова следует произносить ровным тоном, внятно и четко

Учебный материал предварительно делят по темам.

Совсем маленьким детям достаточно просто показать карточку и сказать, что на ней изображено. Дополнительная информация не требуется – она лишь нагрузит мозг ребенка. С возрастом добавляют характеристики предмета, просят классифицировать картинку и найти ее среди других. Уже к пятому дню занятий детям показывают около 25 карточек.

Занятия по системе Домана подходят как для детей с нормальным развитием, так и для детей с патологиями развития головного мозга или нервной системы. Главное – определить оптимальную «дозировку» карточек, время демонстрации, а также уметь заинтересовать ребенка и понять, когда урок лучше окончить.

Плюсы и минусы методики

Методика обучения ребенка с помощью карточек Домана, как и любая другая методика раннего развития, имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому, прежде чем создавать учебные материалы и приступать к занятиям по методу Домана, следует узнать о всех ее плюсах и минусах.

Плюсы

К преимуществам данного метода можно отнести следующее:

  1. Чтобы заниматься с ребенком, используя карточки Домана «Посуда» или «Сад», не требуется обладать специальными знаниями или же тратить много времени. В связи с этим, обучать его можно самостоятельно.
  2. Чтобы развивать ребенка не нужно ходить в специальные развивающие центры. Обучение может происходить как дома, так и на отдыхе.
  3. Обучающие материалы можно изготовить своими руками, и тем самым сэкономить средства из семейного бюджета.
  4. Физические упражнение по Доману развивают не только физические, но и умственные способности.
  5. С помощью карточек можно стимулировать мозговую активность у ребенка до 6 лет. Чем раньше вы начнете занятия, тем больше знаний он сможет получить.
  6. С помощью данной методики развивается скорость мышления, фотографическая память мозга и образное мышление.
  7. На освоение огромного количества информации уходит сравнительно мало времени.
  8. Энциклопедические карточки и дальнейшая программа знаний обеспечивает всестороннее развитие малыша.

Минусы

У данной методики раннего развития есть и противники. В качестве ее недостатков они называют следующие аспекты:

  1. При таком обучении ребенок занимает пассивную роль. По сути, пока вы показываете и рассказываете, он не делает ничего. Просто смотрит и случает.
  2. Тактильные, осязательные и обонятельные каналы познания окружающего мира маленьким ребенком важны ничуть не меньше слуховых и зрительных. Однако в данной методике они никак не задействованы.
  3. Все обучение по Доману сводится к запоминанию. Какой бы то ни было творческой составляющей или же другого типа мозговой деятельности при этом не наблюдается.
  4. Если ребенка учить читать, считать и заниматься с энциклопедическими карточками одновременно, то можно его перегрузить.

Программа знаний новая жизнь старых карточек

При постоянном использовании данной методики, очень быстро собирается огромное количество уже изученных карточек для развития. Если их немного доработать и добавить описание, то можно получить материалы для так называемой «программы знаний».

Программа знаний – одна из частей методики Домана. Она заключается в том, что вы не только показываете ребенку карточку, на которой изображен тот или иной фрукт или овощ, но рассказываете о различных фактах, связанных с изображенными на них деревьями, предметами личной гигиены, продуктами питания и т.д.

Делать это можно 3 способами:

  • Просто озвучивать;
  • Зачитывать их, показывая карточку, на которой они напечатаны крупными буквами;
  • Рассказывать о них, показывая изображение того, к чему они относятся.

Факты для карточек программы знаний

Какой именно факт указать по карточке, на которой изображено что-либо из категории «транспорт» или же «мебель», решать только вам. Главное чтобы они были расположены в порядке от самого простого до самого сложного. Например, для  ежа можно указать следующие факты:

  1. Еж – дикое животное, но может жить и в доме;
  2. Ежи не способны носить на своих колючках грибы или яблоки;
  3. Зимой ежи впадают в спячку, которая длится чуть больше 4 месяцев;
  4. У ежа больше 10 000 иголок;
  5. Первые ежи появились 15 миллионов лет тому назад;
  6. У ежей есть маленький хвостик длиной в 3 сантиметра;
  7. У ежей острый нюх и слух, но видят они плохо.

Количество фактов и их порядок зависят только от ваших предпочтений и доступной вам информации. При этом желательно чтобы они были расположены в порядке сложности: первый факт – самый простой, а последний – самый сложный. Найти их не так уж сложно, достаточно зайти на Википедию или же почитать подборку интересных фактов.

То, что вы будете изучать, можно написать на обратной стороне карточки или же напечатать крупным шрифтом на еще одной карточке и прикрепить ее сзади. Таким способом обычно пользуются те, кто решили не только зачитывать факты, но и показывать их в виде текста.

Создавая свой набор фактов, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • Достоверность. Не стоит брать факты, в которых вы не уверенны;
  • Точность. Например, «Ноутбук – это портативный компьютер» — хороший факт, а «Ноутбук удобней компьютера» — это уже оценочное суждение;
  • Ясность и недвусмысленность.

Желательно, чтобы эти факты затрагивали и другие категории

При этом важно чтобы информация была не только простой и понятной ребенку, но и интересной, а по возможности, еще и веселой. Таким образом, вы сможете повысить заинтересованность вашего малыша

Схема занятий по программе знаний

Начинать занятия можно сразу после того, как вы подготовите все необходимые материалы и соберете достаточное количество интересных фактов.

Показом карточек из программы знаний нужно заниматься не менее 3 раз в день. При этом для начала вам хватит 5 категорий, в каждой из которых будет по 5 картинок.

Проводится занятие следующим образом. Вы показываете картинку и зачитывайте собранные вами факты. В данном случае скорость абсолютно неважна. Главное – это громкость и четкость вашей речи.

Показывая изображение, зачитывайте только один, самый простой факт. Через несколько дней, когда маленький ребенок хорошо изучит весь предоставленный материал, вы можете заменить карточки с фактами на другие. Категории при этом менять не нужно. Связано это с тем, что на изучение фактов уходит больше времени, а из-за их ступенчатости можно запутаться с тем, что вы уже учили, а что еще нет.

Когда будут пройдены все уровни сложности собранной вами информации по картинкам в выбранных вами категориях, можете заменить их на 5 новых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector