Плавание малышей в домашней ванне: теория и практика

Содержание:

Чем полезно плавание

Плавание положительно влияет практически на все системы организма. Это:

  • Сердечно-сосудистая. За счет горизонтального пребывания человека в воде, глубокого дыхания и активизации всех мышц сердце получает мощный приток крови, значительно облегчающий его работу. Постепенно ударный объем сердца увеличивается, эластичность сосудов повышается, снижается пульс, а это позволяет ему работать мощно, но «экономно».
  • Нервная. Во время плавания за счет колебаний воды слегка массируются нервные окончания кожи и мышц, что снимает лишнее напряжение, успокаивает нервную систему. Замечено, что после активного пребывания в воде даже дети, у которых есть проблемы с укладыванием, засыпают быстро и крепко.
  • Дыхательная система. Во время плавания дыхание автоматически становится более глубоким и активным. А это тренирует легкие ребенка, увеличивает их объем.
  • Иммунитет. Доказано, что регулярное плавание способствует укреплению иммунитета, повышая устойчивость к сезонным простудным заболеваниям.
  • Опорно-двигательная система. Во время водных процедур в бассейне или в открытом водоеме у ребенка в разной степени задействованы все мышцы, каждая из них получает какую-то нагрузку, что способствует гармоничному развитию мускулатуры тела. Кроме того, происходит снятие напряжение с позвоночника, в разы уменьшается вероятность появления сколиоза.

Как проходят занятия с малышами в бассейне?

Груднички быстро устают, поэтому первые занятия не должны быть слишком долгими — для ребенка младше трех месяцев достаточно и 10 минут. К шести месяцам продолжительность купания малышей в бассейне должна увеличиться до 20–30 минут. В более старшем возрасте максимальное время пребывания в бассейне ограничивается лишь желаниями ребенка. Вот основные правила грудничкового плавания:

Во время первых занятий держите ребенка так, чтобы он видел ваше лицо. Зрительный контакт и улыбка дадут ему уверенность в том, что все в порядке, и помогут расслабиться.

Зайдите с ребенком в воду, держа его в позе «колыбельки». Постоянно говорите с ним, чтобы он не боялся.

Немного отодвиньте ребенка от себя, поддерживая его руками под спину, остальные части тела будет держать вода. Через некоторое время грудничок начнет двигать ручками и ножками. Детей первых месяцев жизни можно купать только на спине, но в возрасте, когда они осваивают ползание, им часто начинает нравиться «плавание» на животе. При этом мама должна поддерживать кроху одной рукой под животик, а другой — под подбородок.

Дайте малышу привыкнуть к ощущению воды на лице, для чего смочите его лицо. Дома в ванне вы можете использовать для этого губку или лейку, во время занятий плаванием для малышей в бассейне просто окунайте свою руку в воду и поднимайте над головкой ребенка, чтобы капли стекали на лицо.

Немного опустите головку малыша, чтобы его уши оказались под водой. В первый раз подержите его так буквально пару секунд, в следующие купания время можно понемногу увеличивать. Сначала ребенок будет немного волноваться, потому что все звуки неожиданно становятся приглушенными

Однако это необходимое упражнение для достижения следующего уровня — полного погружения.

При купании малышей в бассейне важно учитывать, что терморегуляция у них еще несовершенна. Ребенок первых месяцев жизни может быстро замерзнуть, поэтому больше двигайтесь, периодически поднимайте грудничка и снова опускайте его в воду.

Играйте с ним, чтобы визиты в бассейн стали для него желанным развлечением

Немного подросшим малышам обычно очень нравится, когда их поддерживают под мышки, и они могут бить по воде ладошками. Многие дети в восторге, если посадить их на бортик бассейна, а затем вернуть обратно в воду. Еще одно интересное занятие — пускать пузыри ртом на пару с мамой.

Постепенно улучшайте умения ребенка, стремясь к тому, чтобы вода стала для него родной стихией. Учитывайте, что малыши — еще те консерваторы, и обычно воспринимают изменения без энтузиазма. Чтобы грудничок спокойно относился к ним, постоянно говорите с ним, пойте песенки. Также можно прятать освоение новых навыков внутрь любимых водных игр. Например, если ребенку нравится, когда вы поднимаете его над своей головой, а затем возвращаете в воду, в один прекрасный момент окуните его с головой — скорее всего, малыш даже не заметит, что произошло что-то необычное.

Во время первых занятий вам желательно обратиться к услугам тренера по грудничковому плаванию. Стоя в воде рядом, он будет подсказывать, что делать. Когда освоите все премудрости, можете заниматься с малышом самостоятельно.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней — 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.НА СУШЕ (вводная часть) — Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы:
Рефлекс Моро — симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).
Рефлекс Робинсона — тонический — прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).
Рефлекс Талант — дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).
Рефлекс Бауэра — феномен ползания, или брасс ногами. На груди — отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).
Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).
Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). «Двойная» ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка «челнок»). Одноручная поддержка на спине «полукольцом». Уши младенца в воде.
Двойная ручная поддержка на груди «ковшиком» под подбородок и проводка, одноручная поддержка «ковшиком», а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).
Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень — ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.
Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.НА СУШЕ (вводная часть) — Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),
Талант — выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)
Робинсона — подтягивание на «весу» (3-5 раз),
Моро — охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: «толкайся», «греби», «держи», «тянись».ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) — Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.
«Соскальзывание» (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: «плыви», «греби», «толкайся». Много игр в воде типа «буря на море», «торпеда» и др.
Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Упражнения для детей

Если у вас нет возможности или желания отдавать ребенка в общую секцию бассейна, вы можете научить его плаванию самостоятельно.

Упражнения для детей возраста от 3 до 5 лет

Специалисты говорят, что родителей не должен беспокоить вопрос, как научить ребенка плавать в 3 года. Большинство детей этого возраста еще слишком малы и от серьезного обучения не будет большого прока. Упражнения для них лучше всего свести к играм в воде, когда вы вместе весело плещетесь, кружитесь, брызгаетесь, играете в догонялки. Всё это нужно делать на мелководье, чтобы вода доходила малышу максимум до пояса.

Если ребенок совсем освоился и чувствует себя комфортно, стоит перейти к следующему этапу. Покажите ему на своем примере, как легко можно лежать на спине прямо на водной поверхности. А затем предложите крохе повторить это самому, бережно поддерживая его под спинкой и головой. Научите спокойно дышать и расслабляться, доверяя силе воды.

Уже в 3 года вы можете научить малыша правильной технике дыхания. Ее суть в том, чтобы делать короткий вдох через рот и медленный выдох носом. Сначала  разучите все движения на суше, а потом покажите ребенку, как выдыхать в воду. Советуем проводить уроки в форме игры, улыбаться и поддерживать малыша словами.

Как научить ребенка плавать в 4 года? Если вы начали своевременную подготовку и малыш владеет вышеперечисленными навыками, большой проблемы возникнуть не должно. Он уже знает, как правильно дышать и каково это, доверять свое тело воде.

Поэтому можно перейти к следующему этапу — научить ребенка держаться на воде на животе так, чтобы лицо было опущено в воду. Самые распространенные упражнения:

  • “Поплавок”. Положение тела похоже на позу эмбриона: нужно сделать вдох, опуститься под воду, прижать колени к груди, обхватить их руками и опустить голову. Воздух в легких заставит тело подняться к поверхности воды спиной вверх. В таком положении хорошо задержаться хотя бы на мгновение в первый раз, а затем постепенно увеличивать время до уровня комфорта ребенка.
  • “Звездочка”. Для этого упражнения нужно лечь животом на воду так, чтобы голова была опущена вниз (глаза могут быть закрыты), а руки и ноги расставлены в стороны. В идеале ребенок будет спокойно дрейфовать по поверхности. А чем шире расставлены его конечности, тем дольше он продержится в таком положении.
  • Если вы занимаетесь в бассейне, советуем еще одно распространенное упражнение — “стрела”. Для его выполнения нужно как следует оттолкнуться ногами от бортика и, доверившись воде, скользить по ее поверхности без каких-то дополнительных движений. Конечности вытянуты, а лицо опущено в воду.

Когда ребенок освоился на воде, то можно предложить ему ухватиться за мячик или специальную дощечку, которая будет поддерживать на плаву его руки, плечи и голову. Встав на небольшое расстояние, предложите малышу добраться до вас вплавь. Ему придется поработать ножками, чтобы достичь своей цели.

Вполне возможно, что после всех этих упражнений ребенок научится не только держаться на воде, но и передвигаться по ее поверхности.

Упражнения для детей возраста от 5 до 8 лет

Перейдем к следующей возрастной группе и поговорим, как научить ребенка плавать в 5 лет. Преподаватели считают, что в это время дети достаточно сознательные и легко поддаются обучению.

Если у ребенка уже есть определенные навыки и он умеет правильно дышать в воде — можно переходить к обучению более серьезным техникам, таким как брасс и кроль. Освоить их поможет тренер в бассейне либо один из родителей. Если выбрали второй вариант, то советуем предварительно убедиться, что вы сами не допускаете ошибок в технике выполнения и не передадите ребенку ложные знания.

В случае, если ребенок знаком с водой только по банным процедурам, вы можете начать обучение с упражнений, которые описаны в разделе выше.

Как научить ребенка плавать в 7 лет? Используя те же принципы. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к процессу, тем выше обычно уровень их дисциплины и общей физической подготовки. В остальном же нет существенной разницы между обучением пятилетки и программой для детей чуть старше. То же самое относится и к вопросу, как научить ребенка плавать в 8 лет.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:

  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.

Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос

В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Возраст ребенка Примерный объем плавания температура воды
5 дней — 2 недели 10-15 мин. 36,5°С
1 месяц 14-17 мин. 36,0°С
2 месяца 19-22 мин. 35,5°С
3 месяца 24-27 мин. 35,0°С
4 месяца 29-32 мин. 34,5°С
5 месяцев 34-37 мин. 34,0°С
6 месяцев 39-42 мин. 33,5°С
7 месяцев 44-47 мин. 33,0°С
8 месяцев 49-52 мин, 32,5°С
9 месяцев 54-57 мин. 32,0°С
10 месяцев 59-62 мин. 31,5°С
11 месяцев 64-67 мин. 31,0°С
12 месяцев 69-72 мин. 30,5°С

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Как смягчить и ускорить процесс адаптации?

Кое-что о подготовке к первому занятию мы писали раньше. Что еще можно добавить, помимо психологического настроя и привыкания к новому температурному режиму?

Начинайте дружить с водой дома. Играйте с малышом в ванной. Покажите ему, как пускать пузыри под водой. Его это развеселит. А положительные эмоции – лучший путь для снятия водобоязни.

Сходите всей семьей в бассейн. Пока один родитель побудет с ребенком, второй пусть плавает и ныряет. Покажите малышу, какое удовольствие вы получаете от этого процесса. Он обязательно захочет присоединиться.

Возьмите в бассейн любимую игрушку малыша. Это способ часто практикуют в детских садах. И с таким же эффектом он работает и в бассейне. Мягкую игрушку можно посадить рядом, чтобы она наблюдала за маленьким героем. А непромокаемую прихватить с собой прямо в воду. Привычная домашняя вещь делает окружающую обстановку не такой чужой и дает тренеру точку, вокруг которой можно строить диалог с ребенком.

У тренера по грудничковому и раннему плаванию Татьяны Гончаровой богатый опыт работы. Она умеет находить общий язык не только со здоровыми детками, но и с малышами с такими диагнозами, как ДЦП, синдром Дауна и аутизм.

Мы готовы открывать мир плавания для каждого!

Что лучше для начинающих взрослых и детей?

Плавание с доской – освоение техники ног

Взрослым рекомендуется начать либо с кроля, либо с брасса. Какой из этих стилей выбрать первым либо учить их параллельно – каждый решает для себя сам.

Тем не менее, в обоих стилях рекомендуется сначала поставить технику работы ног (плаваем с доской – учимся правильно работать ногами и выдыхать в воду), затем переходить к обучению гребкам и дыханию.

Детей, в зависимости от индивидуальных особенностей и возраста, разные тренеры обучают по-разному, но в целом подход следующий:

  • Сначала научить работать ногами в кроле;
  • Затем перейти к так называемому “прикладному брассу” (это когда руки работают брассом, ноги – кролем) либо к кролю;
  • Когда ребенок умеет плавать “прикладным брассом” и кролем – перейти к полноценному брассу и далее к баттерфляю;
  • Параллельно с самого начала занятий осваивается плавание на спине, а малышей часто именно ему учат в первую очередь.

Если наглотался воды во время плавания

В самом начале обучения плаванию, опуская лицо, ребенок может по неопытности наглотаться воды, начать захлебываться, испугаться и заплакать от этого.

Ваша задача в этот момент – отреагировать нейтрально или нейтрально-позитивно, перевести ситуацию в позитив.

Дело в том, что многие родители либо начинают ругать своё чадо, либо как минимум реагируют негативно либо испуганно. Ребенок, который уже сам получил неприятные ощущения от воды в носу и испугался, увидев ругань или испуг у родителя, сделает следующий вывод: “такого никогда не должно повториться” и его желание находиться в воде и учиться сильно понизится либо вовсе исчезнет.

Потому главное здесь – не послать в адрес ребенка еще большего негатива. Отнестись безразлично или даже позитивно (насколько это возможно и уместно).

Нужно спокойно сказать ему, чтобы он сделал сильный выдох носом и тогда вся вода уйдет.

Что нужно взять ребенку в бассейн?

Ничего особенного вам не понадобится. Только забота, терпение, понимание, что сейчас вы занимаетесь делом, очень важным для здоровья и безопасности малыша в будущем. И еще вот это:

  1. Два (три) подгузника. Когда придете в бассейн, помойте ребенка или хотя бы протрите его тело влажными салфетками, а затем наденьте подгузники для плавания. Вторые, обычные подгузы, понадобятся вам на дорогу домой. Не помешает захватить с собой еще один подгузник для плавания — на случай, если понадобится сменить его в процессе купания.

  2. Масло или детский крем. Перед плаванием желательно смазать тело крохи увлажняющим средством, чтобы дополнительно защитить нежную кожу от воздействия дезинфицирующего агента в воде.

  3. Большое мягкое полотенце. Чтобы грудничок не замерз, укутывайте его в полотенце после выхода из воды, даже если сразу собираетесь идти в раздевалку. Не забывайте о том, что голову тоже надо закрывать — с помощью того же полотенца или шапочки.

  4. Напиток. Уроки плавания для малыша проходят в теплом бассейне, поэтому он, возможно, захочет пить. Если вашему маленькому пловцу меньше полугода, покормите его после занятий в раздевалке. В возрасте 6 месяцев и старше вы можете предложить ему сок или воду, пока сидите и отдыхаете около бассейна. Можно взять и небольшой перекус — плавание забирает много энергии.

  5. Детское мыло и шампунь. После купания надо смыть с тела крохи все, что могло попасть из воды бассейна.

Что еще взять в бассейн ребенку? Вы можете купить ему купальный костюм, но это необязательно. Можете захватить с собой игрушку, с которой ребенок обычно плавает в ванне дома, чтобы он чувствовал себя более спокойно и уверенно. Все остальные аксессуары, такие как надувные нарукавники или плавательный круг, понадобятся, когда он станет старше и начнет учиться плавать самостоятельно, без помощи и поддержки мамы.

Ссылки на источники:
  1. BabySwimmingPolicy.Swimming Teachers’ Association.
  2. James T C Li, M.D., Ph.D. Infant swimming: Do indoor pools increase asthma risk? Mayo Clinic.
  3. Can my baby go swimming before or after vaccinations? NHS UK.
  4. W. Michael Panneton. The Mammalian Diving Response: An Enigmatic Reflex to Preserve Life? Physiology (Bethesda). 2013 Sep; 28(5): 284–297.
  5. Rebecca Adlington. International Olympic Committee.

Как проходит обучение плаванию

Методики и техники обучения плавания зависят от цели, которую преследуют родители, отдавая ребенка в секцию:

  • если основной задачей является оздоровление ребенка, гармоничное развитие и формирование двигательных навыков, то достаточно посещать секцию 2-3 раза в неделю, работать с тренером для формирования основ плавания.
  • при нацеленности на спортивные достижения, в дополнение к ежедневным тренировкам, должны быть занятия по вырабатыванию навыков на суше, наращивание мышечной силы на беговой дорожке и в тренажерном зале.

Посещение секции плавания должно приносить ребенку удовольствие, радость, только в этом случае получится достичь хороших результатов и не навредить здоровью ребенка.

Прежде чем начинать учить ребенка плаванию, тренер должен провести подготовительную работу. В первую очередь малыш должен научиться лежать на воде, почувствовать как можно управлять своим телом в новых условиях.

После того, как ребенок осваивает умение лежать на воде, его научат скользить по ней. В большинстве случаев для этого используют специальные доски. Опираясь на нее, ребенок отталкивается от дна бассейна и начинает интенсивно перебирать в воде ногами. Таким образом он учится передвигаться в воде.

Вместе с умением удерживать свое тело и скользить, тренер обучает детей правильно дышать. Чтобы тело хорошо удерживалось водой, в легких человека должно быть достаточно воздуха. Правильное дыхание — залог успешного плавания.

Только после полного освоения умения держать тело на воде и скользить, а также правильно дышать тренер приступает к обучению ребенка разным стилям плавания.

Обучение детей в секции плавания отличается от обучения взрослых своими подходами. Если взрослый хочет научиться плавать, то тренер в первую очередь работает над снижением страха перед водой. Обучение детей выстраивается по-другому. Цель тренера — научить правильно действовать в воде, чувствовать свое тело, не бояться воды, но не впадать в беспечность.

Чем полезно плавание для малышей в бассейне?

Преимущества раннего обучения плаванию можно перечислять очень долго. Вот лишь главные из них:

  1. Установление более тесной связи между малышом и мамой. Во время занятий вы сфокусированы друг на друге, и это способствует росту взаимного доверия.

  2. Улучшение когнитивных способностей. Двигательная активность тесно связана с работой мозга и нервной системы. Плавание в воде способствует образованию новых нейронных связей, в особенности развитию мозолистого тела, соединяющего левое и правое полушария мозга.

  3. Воспитание уверенности в себе. Приобретая новые навыки, общаясь со своими сверстниками и взрослыми в бассейне, малыш растет более уверенным и социально активным.

  4. Развитие мышц. Плавание помогает мышцам малыша обрести силу, а также полезно для здоровья сердца, легких и кровеносной системы.

  5. Совершенствование координации и баланса. Чем больше малыш двигается, тем быстрее развиваются его навыки крупной моторики.

  6. Улучшение сна. Плавание требует больших энергетических затрат. Малыш устает (в хорошем смысле этого слова), поэтому лучше спит.

  7. Улучшение обмена веществ. Еще одно следствие высоких энергетических затрат — у ребенка появляется отменный аппетит, при этом в организме не откладываются лишние калории.

Опускание лица в воду

  1. Самое-самое начало – просто омывать лицо водой или брызгаться.
  2. Приседания и прыжки в воде. Идея – в том, чтобы за счет приседаний или выпрыгиваний лицо погружалось в воду. Например, поставьте задачу присесть и посмотреть друг на друга, либо садиться и подпрыгивать. Более продвинутый вариант – показать друг другу язык или скорчить гримасу.
    В общем, веселитесь, но таким образом, чтобы голова регулярно оказывалась под водой.
  3. Сбор игрушек. Положите на дно игрушки там, где мелко (то есть не требуется сильно нырять), но рукой без погружения лица их не достать. Придумайте какую-нибудь легенду – пусть ребенок проводит “спасательную операцию” либо добывает сокровища.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector