Методика раннего развития семьи никитиных
Содержание:
- Вместо заключения
- Алгоритм вовлечения ребенка в игру
- Методика Никитина плюсы и минусы
- Основные постулаты методики
- В чем суть системы воспитания?
- «Сложи узор»
- Описание основных интеллектуальных игр Никитиных:
- Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?
- Вальдорфская педагогика
- Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?
- Система Марии Монтессори
- Физическое и трудовое развитие ребенка
- Ошибки Никитиных и минусы системы
- Принципы игры
- Недостатки методики Никитиных
- Принципы воспитания Никитиных
- Методика воспитания Никитиных: интеллектуальные игры
Вместо заключения
Воспитывая детей по данной системе, можно добиться опережения в развитии по сравнению со сверстниками. Дети приобретают сильный иммунитет, благодаря физическим упражнениям и закаливаниям, легче справляются с болезнями. Дети становятся любознательными, интересуются всем новым. Лучше справляются с возможными трудностями, не боятся действовать. Дети, воспитанные по системе Никитиных, интеллектуально развиты, самостоятельны. Благодаря совместной деятельности с родителями у таких детей образуется тесный контакт. Однако в такой системе можно найти большой подвох. Он заключается в том, что родители, взяв за основу воспитания своего ребенка систему Никитиных, ждут от него сверхвыдающихся способностей. Сами Борис и Елена не ставили целью воспитать супердетей. Их система направлена, прежде всего, на воспитание самостоятельных целенаправленных людей, развитых физически и интеллектуально.
Алгоритм вовлечения ребенка в игру
- Полная добровольность.
- Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим.
- Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам.
- Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. Исключаются подсказки.
- При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается.
- При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается.
- При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Ребенок должен к ней вернуться самостоятельно.
- Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.
У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие.
Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логике. Способности к синтезу и анализу, подготовки к черчению, стереометрии и начертательной геометрии. Эти игры требуют дополнительных предметов и пособий.
Методика Никитина плюсы и минусы
Итак, система Никитина — это замечательный практический опыт, доказавший важность и жизненность принципов такого воспитания
Недостатки
Никитин считал, что установленное обучение в детском саду и школе убивает на корню творческую искру в маленьком человечке. Поэтому его дети перескакивали через 2-3 класса. Но им это не всем нравилось, так как затруднялась социализация.
Основное направление системы на развитие логического мышления и укрепление здоровья. Если хочется еще чего-то, то стоит дополнить методику другими полезными занятиями.
Преимущества
- Раннее развитие, хорошая память и логика всегда положительно отражаются на дальнейшей жизни. Домашний багаж знаний позволит в дальнейшем легко обучаться.
- Превосходное восприятие действительности, многочисленные навыки всегда пригодятся.
- Самообслуживание, самостоятельность и стремление доводить начатое до конца большой жирный плюс в биографии.
- Крепкое здоровье, отличное физическое развитие и психологическая устойчивость даже не обговариваются.
- Умение ценить близких людей, забота о других, отношение к работе не как к каторге, а как к обычной жизненной необходимости.
Что еще сказать? Жизнь многообразна и этим прекрасна.
Предлагаю хорошенько задуматься. Может и вправду методика Никитина для детей имеет огромную силу. И возвращение к природе, к ее истокам и законам – наше спасение от безумств нынешнего мира. Менять стереотипы очень трудно, особенно если не знаешь дальнейшего направления в пути. Верю, советы замечательных педагогов прекрасная альтернатива развития ребенка в домашних условиях.
Основные постулаты методики
Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении.
Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.
Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.
По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:
- чрезмерная забота и уход;
- непрерывные занятия с ребенком;
- лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
- навязывать свои идеи, правила, занятия.
По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.
Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
Вторая ошибка – это заброшенность
При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет
При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.
Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.
В чем суть системы воспитания?
В конце 50-х годов в русской семье Никитиных была сформирована уникальная методика воспитания малышей. Она была направлена на развитие самостоятельности у деток. При правильном подходе, малыш может начать писать, читать, делать сравнения и проводить аналогию уже в 4 года.
Такая система воспитания вызвала много дискуссий. Несмотря на это, Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины являются классиками педагогической науки, и многие родители прислушиваются к рекомендациям, требованиям и правилам, разработанные этой семьей.
Если заинтересовала такая методика, то нужно внимательно изучить процесс воспитания. Следует помнить, начать применять систему нужно в маленьком возрасте, а не с 3 или 4 лет, когда ребенок уже должен быть самостоятельным и инициативным:
1. У малыша обязана быть полная свобода движения. Ничто не должно его ограничивать: ни манеж, ни ходунки.
2. Физическое развитие необходимо начать в раннем детстве. Нужно разрешать рано начинать ползать, ходить, плавать, а потом и выполнять гимнастику.
3. Необходимо закалять детский организм. Разрешать ходить босиком по полу, оставлять на ночь открытые окна, поддерживать прохладную температуру в помещении и проводить обливание водой.
4. Ребенку нужно дать полную свободу в творчестве. Родители должны полностью поддерживать малыша во всех его начинаниях.
5. Система воспитания детей до 3 лет предполагает уже знакомство с буквами и цифрами. Дидактический материал с их изображением должен присутствовать в комнате малыша. Помимо этого, в доме обязаны быть книги, газеты, конструкторы, кубики.
6. Главный принцип системы развития – малыш все должен делать самостоятельно, будь то одеться или же сложить в нужной последовательности дидактический материал.
7. Надо приучать малыша к самообслуживаю и ведению хозяйства с малых лет. Согласно системе воспитания девочки должны помогать по хозяйству маме, а мальчике – папе.
8. Нужно радоваться каждому успеху ребенка и хвалить его проделанную самостоятельную работу.
«Сложи узор»
Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.
Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:
- У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
- В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
- Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
- Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
- Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.
Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.
«Сложи квадрат»
Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.
Набор «Дроби»
Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.
«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:
- целые круги;
- разделенные на сегменты – «дольки».
В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:
- разложить кусочки по цветам;
- составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
- разложить в ряд детали от меньшей к большей;
- разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.
Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.
Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.
Описание основных интеллектуальных игр Никитиных:
Сложи узор — от 1,5 лет, математическое мышление.
Сложи квадрат — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
Дроби — от 3 -5лет, математическое мышление.
Кубики для всех — с 3 лет, пространственное воображение, объемные фигуры (для черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
Уникуб — с 2-15 лет, пространственное воображение, внимание, четкость (для черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
Точечки — с 5 лет, математическое мышление, изучение двузначных чисел (на основании этой игры созданы математические таблицы Зайцева).
Рамки и вкладыши — от 10 мес., сенсорное развитие.
Творческие игры не требуют дополнительного оборудования, а используют подручные средства (Внимание — угадай-ка, Обезьянка, КБ САМ). Обыгрывающие игры используют модели известных предметов для получения практических прикладных навыков (часы без начинки, модель градусника, рамки с узелками)
Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?
Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным
Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие
Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.
Вальдорфская педагогика
Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.
• Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.
• Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.
• Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.
Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?
Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.
1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.
2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.
3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.
4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.
5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.
Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?
Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?
В «Московском комсомольце» №49 за 3 марта 2000 г так громогласно утверждается об отрыве от семьи самого старшего сына Алексея Никитина, что просто приходишь в замешательство. Однако, читая строки из книг Никитиных можно понять, как сложно было воспитывать родителям своего первого сына Алексея под неусыпным оком бабушек. Возникает вопрос: могло ли отразиться такое окружение (противоборство старых и новых взглядов, перепалки и баталии) на ребенке?
Но ведь Никитины и не утверждали, что все их дети станут Энштейнами и олигархами. По моему мнению, главное состоит в том, чтобы остаться настоящими хорошими людьми. А что еще нужно?
Система Марии Монтессори
Пожалуй, имя, с которым в первую очередь ассоциируется понятие раннего развития, — это Мария Монтессори. Ее методика, основанная на принципе «помоги мне сделать это самому», пробуждает в детях естественное желание удовлетворять природный познавательный интерес через действие и манипуляции с предметами среды в атмосфере свободного выбора и самоопределения.
• Мария Монтессори — ученый, детский врач, педагог и мыслитель-гуманист XX века итальянского происхождения. Начав свою педагогическую деятельность с работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, и получив феноменальные результаты (ее воспитанники научились читать, считать и писать раньше своих сверстников без когнитивных нарушений), Мария Монтессори решается внедрить свои наработки в общепедагогическую практику.
• Вскоре система обучения Марии Монтессори получила всемирное признание и является широко востребованной педагогами и родителями уже более ста лет. Принципы этой концепции лежат в основе педагогической деятельности детских учреждений — садиков, школ, образовательных центров — по всему миру, в том числе и в нашей стране.
• Методика Марии Монтессори строится на понимании природы ребенка как любознательного исследователя, имеющего свои индивидуальные особенности в том, что касается предмета интереса и темпов познания окружающей действительности, осуществляющего свободный выбор и несущего за свои слова и поступки личную ответственность.
• Ребенок, осваивая окружающую его предметную среду, приобретает навыки социального взаимодействия, самообслуживания, поддержания порядка и чистоты, овладевает конкретными видами деятельности (приготовление еды, глажка белья, стирка), развивает такие качества, как терпение, настойчивость, получает базовые представления о месте и функции предметов в быту, учится сопоставлять их по различным параметрам, тренирует память, внимание, мелкую моторику, речь. Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует
Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними
Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует. Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними.
В качестве методических пособий и инструментов выступают Монтессори-материалы:
• комплекты кубиков, цилиндров и других объемных геометрических фигур;
• лабиринты;
• рамки-вкладыши;
• шнуровки;
• наборы для пальчиковых игр и творческих занятий.
Все выполнено из экологически чистых материалов, по возможности из дерева. Сконструированы они так, что ошибки при манипуляциях с предметами видны ребенку сразу. Самоконтроль — один из важнейших развивающих элементов системы.
Монтессори-материалом могут становиться и любые подручные средства: банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, природный материал (шишки, камешки, песок), небьющаяся посуда, бытовые мелочи, продукты (крупы, макароны, бобы).
На каких принципах строится работа с ребенком и самого малыша — с Монтессори-средой?
Физическое и трудовое развитие ребенка
Никитины рассматривали тело ребенка, как инструмент познания, который требует тщательного ухода: закаливание, спорт, физкультура, отсутствие перегрузки одеждой и едой, предоставление спортивных снарядов.
Физическое развитие ребенка тесно связано с трудовым.
Труд — важный компонент воспитания. Организовывают его родители через игру и совместные действия:
- домашние мастерские;
- детские инструменты;
- общие домашние дела;
- походы, поездки, путешествия;
- замена карманных денег на трудовые.
Раннее вовлечение в труд усиливало физические нагрузки, укрепляя организм и иммунитет. Труд предлагался по возрасту, но был обязательным для всех.
Ошибки Никитиных и минусы системы
Система Никитиных, хотя и была основана на глубоких исследованиях, создавалась динамически. Конечно, ошибок было не избежать. Видимые промахи оперативно исправлялись авторами. Но время выявило ряд непредвиденных, заранее невидимых ошибок воспитания по-никитински:
- Большая сосредоточенность на детях.
- Семейный изолированный от социума мир, как следствие — неумение вписаться в школу, отсутствие друзей.
- Подмена жизни игрой.
- Чрезмерная увлеченность развитием интеллектуальных, творческих способностей, физических возможностей, трудовых навыков.
- Отсутствие эстетического и нравственного воспитания.
- Неготовность к преодолению трудностей и самостоятельной добыче знаний.
Жизнь нивелировала эти промахи, но переработке система не подвергалась, поскольку авторов уже нет, а продолжателей еще нет.
Принципы игры
Отрывок из книги «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П.Никитин
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: <Ах, ты дурачок!>, <Какой ты несообразительный!> и т. п. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4.Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
5. обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры <Сложи узор> или <Рамки и вкладыши Монтессори>. Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило — наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр <включать>. Это творческая задача папе и маме.
9.Увлечения детей приходят <волнами>, поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, <забывайте> об игре на месяц-два и даже больше, а потом <случайно> (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из <волн> увлечения игрой.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте <имена> (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увле-кать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому — побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. <Не интересоваться игрой> ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или… взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двига-тельную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.
14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.
15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.
16 и т. д. — это те правила, которые вы… найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее
Недостатки методики Никитиных
Методы воспитания и развития детей Никитиных имеют не только последователей, но и ярых критиков. Среди основных недостатков этой методики называют:
- отсутствие эмоциональной составляющей – ровное и гармоничное развитие исключает яркие эмоции, оставляющие сентиментальные воспоминания о детстве;
- некоторая экстремальность физической закалки – окунание новорожденных в ледяную воду и жизнь при температуре не выше 18 градусов может вызвать у детей психологический дискомфорт;
- сложности с социальной адаптацией – спартанские условия жизни и непривычная для общества одежда (большую часть времени дети должны проводить только в трусиках) усложняет детям контакты с окружающим миром.
Принципы воспитания Никитиных
- Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
- Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
- Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
- Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
- Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.
Методика воспитания Никитиных: интеллектуальные игры
Важную роль в развитии ребёнка Борис Павлович Никитин отводит играм. В своей книге «Интеллектуальные игры» педагог предлагает родителям множество самых разных игровых занятий для развития творческих способностей малышей
Сайт sympaty.net предлагает родителям обратить внимание на следующие варианты:
Игры с кубиками
В методике раннего развития Никитиных таким играм придаётся немалое значение.
- «Кубики для всех». В комплект игры входит набор деталей и книжка-инструкция со схемами различных фигур. Суть игры состоит в том, что взрослый предлагает ребёнку выбрать любую модель из книжки и построить по ней фигуру. В процессе занятия у малыша будет развиваться пространственное мышление, он сможет научиться понимать чертежи и планы.
- «Уникуб». Игровой комплект представляет собой набор из книжки-инструкции и кубиков с гранями, окрашенными в разные цвета. Взрослому нужно давать малышу задания, связанные с кубиками, например, построить «дом» или выложить «площадку» с рисунком шахматной доски. Можно также выбрать задание из книжки-инструкции с иллюстрациями. Справляться с этим заданием ребёнок должен самостоятельно, маме или папе можно лишь наблюдать за ним со стороны, хвалить его за успехи и подбадривать, если у него что-то не получается. В процессе такой игры малыш учится быть внимательным, аккуратным, чётким.
- «Сложи узор». В игровой набор входит 16 кубиков, все они совершенно одинаковые, а вот грани их окрашены в 4 цвета по-разному. Благодаря этому из кубиков можно складывать многоцветные узоры, напоминающие контуры различных картин и предметов. В наборе также есть книжка-инструкция со схемами узоров, которыми можно воспользоваться при работе с кубиками. Игра «Сложи узор» помогает развивать у малышей способности к синтезу и анализу, пространственное мышление, умение создавать из деталей целые формы.
Дроби
В методике раннего развития Никитина есть игровой набор, которая состоит из 12 кругов разных цветов. Из них только один круг является целым, а остальные делятся на «дольки». С такими кругами, разделенными на части, можно придумывать для ребёнка самые разные задания, благодаря которым малыш получит первые знания о дробях.
Опытные родители с каждым из упомянутых игровых наборов смогут придумать для своего малыша развивающие занятия, соответствующие его возрасту и способностям. Ещё одним плюсом игр методики Никитина для детей является возможность самостоятельного изготовления пособий для них. Например, цветные круги для знакомства с дробями сам автор методики рекомендует изготавливать из листов фанеры.
Для изготовления кубиков можно использовать пенопласт.