Конспект занятия в старшей группе «сложение и вычитание»
Содержание:
- Каким должно быть занятие по математике для дошкольников
- Задания на развитие памяти
- Ход НОД
- Виды задач по математике в ДОУ
- Ход НОД
- Математика для дошкольников 5-6 лет – Задания на счет до 10:
- Развивающие задания по математике для дошкольников
- Математические игры своими руками.
- Со скольки лет знакомить дошкольника с математикой
- Интересные и развивающие математические задачи
- Ход занятия:
- Как подготовиться педагогу к занятиям
Каким должно быть занятие по математике для дошкольников
При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.
Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.
Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.
Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.
Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию
Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.
Задания на развитие памяти
Задание 1. «Запомни и повтори». Взрослый произносит любые слова и просит их повторить. Ряд слов постепенно увеличивается.
Задание 2. Ребенку предлагают запомнить, что изображено на картинке. Далее картинку переворачивают и задают вопросы: «Сколько человек изображено на картинке? Чем играют дети? Что делает бабушка? Что висит на стене? Что держит мама? У папы усы или борода?»
Задание 3. Игра с предметами. Игрушки и предметы разложить в хаотичном порядке. После того, как ребенок запомнит их расположение, попросить отвернуться. В этот момент что-нибудь убрать и спросить: «Что изменилось?»
В этой игре задействована не только память, но и внимание
Мелкая моторика. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, закрашивать предметы, не выезжая за контуры, пользоваться ножницами и делать аппликации. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления.
Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику. Ребенка просят повторять действия за взрослым. Родитель ставит на стол кулаки, большие пальцы отводит в стороны.
«Встретились два друга у старого колодца» – большие пальцы «обнимают» друг друга по очереди.
«Вдруг где-то грохот раздается» – пальцы стучат по столу.
«Разбежались друзья по своим домам» – пальцы спрятались в кулак.
«Не станут гулять больше по горам» – большим пальцем одной руки нужно нажать на суставы другой руки.
Такая зарядка для рук в основном направлена на большой палец, а как известно его массаж положительно влияет на работу мозга. Поэтому эту гимнастику можно выполнять перед занятиями.
Речь. Ребенок должен составлять предложения из предложенных слов и рассказ по картинке, различать звуки и буквы.
Задания на развитие речи.
Задание 1. Игра «Противоположности». Родитель называет слова, ребенку нужно придумать противоположное по смыслу слово, например, хороший – плохой, открыть – закрыть, высоко – низко.
Задание 2. Игра «Если б мы были художниками». Родитель с ребенком рисует небольшой деревенский домик. Затем предлагает ему дорисовать предметы, имеющие в слове звуки «р» или «рь».
Окружающий мир. Ребенку нужно знать основные факты об окружающих предметах и явлениях. Например, знать цвета, животных, птиц, времена года, имена и место работы родителей, адрес. Такие знания дети получают при чтении книг, во время прогулок, во время занятий с родителями и в детском саду.
Перед тем, как начать занятия, нужно запомнить несколько правил. Во-первых, не стоит ребенка заставлять учиться, нужно его заинтересовать и тогда он сам позовет вас за стол
Во-вторых, занятия не должны длиться долго, так как ребенок 6-7 лет не может удерживать внимание дольше 25 минут. И, в-третьих, в таком возрасте основным видом деятельности все еще является игра
Ребенок учиться играя. Поэтому большинство заданий должны преподноситься в игровой форме.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла к вам и на встречу мне шел почтальон, нёс письмо. Письмо прислали для вас. Давайте прочтём и узнаем, что в нем написано. В конверте письмо и лист на котором изображён цветок семицветика но без лепесточков. Это письмо отправили гномики из сказочного леса, они решили сделать подарок Белоснежке — волшебный цветик-семицветик. Но злая колдунья, наложила на цветок математическое заклятье, которое смогут снять только настоящие знатоки математики. Гномы узнали, что вы хорошо разбираетесь в математике, поэтому решили попросить вас о помощи. За каждое правильно выполненное задание в шкатулке будет появляться лепесток семицветика.
1. Математическая разминка (опрос)
Будьте внимательны, первое задание —это математические вопросы:
Счёт от 1 до 20.
Счёт от 20 до 1.
Какое сейчас время года?
3. Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Сколько выходных дней в неделе? Перечисли их.
Сколько будних дней в неделе? Перечисли их.
2. Составление и решение задач
Воспитатель: Следующее задание — решение задач.
Воспитатель по очереди вывешивает картинки на доску.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, сколько частей в задаче? Какие? (ответы детей).
Первая картина:На картине две девочки с воздушными шарами: у Кати 6 шаров, а у Ани 5 шаров.
Кто может, используя картинку, придумать условие к первой задаче?
Какой вопрос можно задать? (ответы детей)
Воспитатель: Пожалуйста, выложите решение задачи у себя на столе, а потом проверим на доске. Что нам понадобится для решения задачи? (ответы детей) Нам понадобятся цифры и математические знаки.
После того, как все дети выполнят решение самостоятельно, один ребёнок выходит и решает на доске, другие проверяют.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, проверьте, правильное решение записано на доске? Все согласны? (ответы детей) Какой ответ мы получили?
Аналогичным образом дети решают вторую задачу.
Вторая картина: «Мама купила 13 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?» (9)
3. Ориентировка на листе бумаги
Гномы испугались злую колдунью и спрятались от нее в волшебном лесу. Давайте поможем Белоснежке их найти. У вас на листе бумаги изображен волшебный лес. В середине леса растут два дерева, Назовите их. Это — ель и береза. Спрячьте первого гнома с левой стороны березы, обозначив его красным квадратом. Спрячьте второго гома справой стороны елки, обозначьте его черным треугольником. В правом верхнем углу спрячьте третьего гнома и обозначьте его красным кругом. В нижнем левом углу спрячьте четвертого гнома и обозначьте его зеленым ромбиком. В левом вернем углу спрячьте пятого гнома и обозначьте его синим прямоугольником. В нижнем правом углу спрячьте шестого гнома и обозначьте его синим овалом. Между деревьями спрячьте седьмого гнома и обозначьте его трапецией.
4. Физкультминутка
«Мы решали, мы решали».
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
(Шаги на мести под счет учителя.)
Ручками похлопаем.
(Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,
(Приседание.)
Быстро встанем,
(Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Улыбнёмся
Тихо сядем.
5. Моделирование геометрических фигур
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Это необычные загадки, а математические — в них загаданы геометрические фигуры. Дети подходят к столу где лежат геометрические фигуры, и поочерёдно после каждой загадки берёт ту геометрическую фигуру, которая соответствует ответу.
У него углы прямые И четыре стороны.
Те, которые напротив, Параллельны и равны.
(Прямоугольник.)
Все четыре стороны
У него всегда равны.
Прямоугольнику он брат, Называется.. .
(Квадрат.)
Вот фигура крыша дома,
Она каждому знакома.
Три угла, три стороны,
И вершин всего лишь три.
Скажет вам любой дошкольник:
Та фигура. (Треугольник.)
Я фигуру начертил,
А название забыл.
Ту фигуру каждый знает
Юбочку напоминает.
В ней четыре стороны,
Не всегда они равны, (Трапеция.)
Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые — Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат: «Кто-то сплюснул тебя, брат!»
(Ромб.)
А для следующего задания вам понадобятся геометрические фигуры, с помощью картинки вы выполните задание. Делимся на 2 команды.
Воспитатель раздает двум командам наборы геометрических фигур и картинку на которой изображен рисунок ракеты, и замка. Дети под музыку собирают эту картину из геометрических фигур.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята вы помогли гномикам, молодцы!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
Какие задания мы выполняли, чтобы помочь гномикам? (ответы детей)
Какие задания вам понравились? Какие показались вам сложными? (ответы детей)
А какие легкими? (ответы детей)
Виды задач по математике в ДОУ
В дошкольных учреждениях дети учатся решать задания в одно действие. Их подразделяют на три группы:
Первая группа включает в себя задания, во время решения которых изучаются значения арифметических действий.
Во вторую группу входят основанные на понимании взаимосвязей частей и результата вычислений.
Виды заданий на поиск неизвестных частей:
- найти первое слагаемое;
- найти второе слагаемое;
- найти уменьшаемое;
- найти вычитаемое;
Третья группа состоит из простых задач, основанных на определении разности отношений:
- увеличить число на несколько единиц;
- уменьшить число на несколько единиц;
Аналогично задания делят еще на два вида: задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. Тип задач определяется исходя из используемого наглядного материала. У каждого вида есть свои отличительные особенности, они помогают развивать умение подбирать для сюжета жизненный и игровой материал, логически мыслить.
В сюжете задачи-драматизации содержится жизнь самих детей, то, чем они занимаются или только что делали. В таком типе заданий наглядно представлен их смысл. Благодаря решению таких задач дети начинают осознавать, что в них всегда отражена реальная жизнь людей.
Во время решения задачи-драматизации важно научить детей замечать многообразие связей и количественных отношений
Обратите внимание! Очень важно решать подобные задания на начальном моменте обучения. Потому что дети пробуют придумывать задачи о себе, а также описывать деятельность друг друга и учатся формулировать вопрос
Задачи-иллюстрации – важный вид заданий в системе наглядных пособий. Большое разнообразие сценариев создается при помощи игрушек. Они помогают фантазировать, тренировать память, учат детей придумывать задачи и подводят тем самым к составлению и решению устных задач.
Наглядные материалы довольно часто используют для иллюстрирования задач. Легкость сюжета, динамичность содержания и очевидные количественные отношения между предметами – главные требования к материалу.
Наглядный материал для счета
Создать задачу-картинку воспитатель вполне может самостоятельно. Наглядные пособия помогают легче усвоить смысл арифметических заданий и их структуру.
Ход НОД
Организационный момент.
Дети стоят полукругом на ковре, приветствуют друг друга улыбкой и пожатием руки.
Iчасть: Дидактическая игра «Стройся в ряд».
1 вариант: воспитатель детям раздаёт карточки с изображением кругов и строятся в ряд в соответствии с количеством кругов на них (от1 до 20). Воспитатель уточняет, сколько детей построилось в ряд и сколько кругов у них на карточках. Дети проверяют правильность выполнения задания, затем меняются карточками и вновь выстраиваются в ряд.
2 вариант игры: выбирается 1 ведущий. Он раздает карточки случайным образом детям. Командует «Стройся в ряд!» и дети строятся в ряд по числу кругов, которые им попались. Затем ведущий проверяет правильность выполнения задания.
IIчасть: Игровое упражнение «Олимпийские игры».
На панно 8 картинок спортсменов (лыжников). Воспитатель добавляет ещё 2 картинки (лыжников) и предлагает детям составить задачу, предварительно уточняя ее структуру.
Воспитатель выслушивает задачи детей и уточняет: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?» Затем просит повторить задачу ещё раз.
Дети, сидя на месте перед собой выкладывают кружочки из счётных наборов. 1 ребенок делает это на доске.
Воспитатель уточняет: «Больше или меньше стало лыжников, после того как приехали ещё 2 лыжника? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?» (Сложение).
Теперь под кружками выложите пример цифрами из набора и решите его.
1 человек это же делает у доски. Дети решают задачу и отвечают на вопросы.Воспитатель выясняет: «Какое арифметическое действие выполнили? Какие числа сложили? Почему складывали эти числа? Что сделали, чтобы решить задачу? Какой ответ в задаче?»
Воспитатель обобщает ответы детей: «К восьми прибавили два, получилось десять. Десять лыжников приехало на соревнования».
Физминутка:
На коньках стоять умеем,
И на ноги их оденем,
(шагаем на месте, одеваем коньки)
Приготовимся – Вперед!
Совершаем мы полет.
(согнули спину, присели на полусогнутых)
Плавно ноги мы разводим,
Быстро двигаемся, сводим,
(нога и рука вправо)
Руки тоже за ногами
Быстро двигаются сами.
(нога и рука влево)
Мы на льду быстрее всех,
Впереди нас ждет успех!
(маршируем, хлопки перед грудью)
2 ЗАДАЧА:
Вызываются 2 ребенка. Им дается задание, которое они должны показать, а дети составить задачу. У 1 ребенка 5 конфет, у 2 ни одной конфеты. Первый ребёнок отдаёт 2 конфеты второму ребёнку. Все дети на это смотрят и должны составить задачу. Воспитатель выслушивает ответы детей. Вместе с детьми составляют задачу. Условие и вопрос. Дети в соответствии с условиями задачи выполняют действия со счётными палочками. Затем выкладывают пример из цифр на столе, а 1 ребёнок на доске. Воспитатель разбирает структуру и решение задачи, делая акцент на определении действия «вычитания».
IIIчасть: К кукле Кати пришли в гости друзья – животные. Воспитатель показывает всех животных по очереди и предлагает назвать их. Потом предлагает назвать, как в общем можно назвать (домашние животные). Вызывает к доске 1 ребенка, который считает, сколько всего животных пришло к Кате в гости. Воспитатель раздает каждому ребенку по 1 кругу и говорит. Этот круг будет торт которым Катя хочет угостить своих гостей. Нам надо разрезать торт на столько равных частей, сколько гостей пришло к Кате. Выясняем с помощью счёта, сколько гостей пришло к Кате (8гостей). Значит, нам надо разделить торт, т. е наш круг из бумаги на 8 частей.
Сначала воспитатель вызывает 1 человека к доске и чертит на доске круг. Надо начертить линии и разрезать так, чтобы разделить круг на равные части. Сначала на 2, потом на 4 и т. д. Затем дети на месте берут ножницы и разрезают круг на 8 равных частей. Воспитатель проверяет выполнения задания.
Если мы возьмем 1 часть торта по отношению к целому торту, какая это будет часть? (1/8, 2 часть по отношению к целой части? (2/8, и так несколько примеров…
IV. РЕФЛЕКСИЯ
Математика для дошкольников 5-6 лет – Задания на счет до 10:
Здесь представлена для скачивания и распечатки на компьютере математика для дошкольников 5-6 лет – Задания на счет до 10. После распечатки дайте ребенку лист с картинками-задачками и прочитайте ему условие (если он сам не умеет читать):
- “В первом задании тебе нужно посчитать, сколько в каждой клеточке персонажей (героев мультиков). Впиши нужную цифру в уголке.
- Во втором задании ты должен помочь мишке собрать и сосчитать все предметы, которые начинаются на букву “К” – обведи каждый такой предмет цветным карандашом или фломастером.
- В третьем задании – помоги девочке решить примеры, только ответы пиши не цифрами, а нарисуй.”
Развивающие задания по математике для дошкольников
Задания для детей старшей — подготовительной группы. Математическое развитие
Задание 1
СЧИТАЛОЧКА НА КУХНЕ
Сколько предметов в каждом прямоугольнике?
Ответ напиши словами.
Задание 2
СЧИТАЛОЧКА
Сколько картинок в каждой рамке?
Соедини линиями рамки и соответствующие флажки
Задание 3
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ
Реши примеры
Задание 4
ФРУКТОВЫЙ СЧЁТ
Раскрась пары фруктов, сумма чисел на которых равна 9
Задание 5
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры.
Задание 6
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры
Задание 7
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
В каждом ряду пронумеруй картинки от самой маленькой до самой большой
Задание 8
ВКУСНАЯ СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры, используя подсказки в рамках.
Задание 9
СЧИТАЛОЧКА
Соедини кружочек с цифрой и картинку, на которой написана такая же цифра.
Задание 10
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры и соедини линиями стрекоз и лягушек.
Задание 11
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры.
Соедини ответы с соответствующим количеством картинок
Задание 12
КРОССОВКИ
Реши примеры и найди Мишины кроссовки.
Подсказка: ему нужна пара кроссовок, на каждой из которых в сумме получается 6
Задание 13
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ
Реши примеры и соедини их с ответами.
Задание 14
СЧИТАЛОЧКА
На каждом цветке раскрась красным цветом лепесток с самым большим числом и жёлтым – с самым маленьким.
Задание 15
ОБЛАКА
Сосчитай картинки в облаках.
Ответы впиши в окошки.
Задание 16
НА ДНЕ ОКЕАНА
Сколько здесь морских звёзд и сколько осьминогов?
Задание 17
СЧИТАЛОЧКА
Сосчитай картинки в каждом прямоугольнике и соедини их линиями с соответствующими цифрами.
Задание 18
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
Раскрась больших животных и обведи маленьких
Задание 19
ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ
Сколько воздушных шариков в каждой связке?
Задание 20
ФРУКТОВАЯ СЧИТАЛОЧКА
Сколько здесь фруктов каждого вида?
Задание 21
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры на яблоках и на морских звёздах.
Соедини линиями яблоки и звёзды, на которых получились одинаковые ответы.
Задание 22
СЧИТАЛОЧКА
Угадай последовательности и впиши пропущенные цифры
Задание 23
МОРКОВКА НА ТАРЕЛКАХ
Нарисуй на каждой тарелке столько морковок, сколько не хватает до десяти.
Задание 24
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры и впиши ответы в окошки
Задание 25
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ
Раскрась три яблока так, чтобы сумма, написанная на них цифр равнялась 8.
Задание 26
СЧИТАЛОЧКА
Соедини линиями прямоугольники с одинаковым количеством предметов на картинках.
Задание 27
СЧИТАЛОЧКА
Сколько картинок в каждом прямоугольнике?
Соедини их с соответствующими цифрами.
Задание 28
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Сколько здесь мыльных пузырей?
Задание 29
СЧИТАЕМ ПАЛОЧКИ
Сколько палочек в каждом стаканчике с мороженым?
Ответы впиши в окошки.
Задание 30
СЧИТАЛОЧКА
Сосчитай жёлуди. Ответы впиши в окошки.
Задание 31
ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ
Реши примеры на катушках и соедини их со змеями.
Задание 32
РАКЕТЫ
Впиши пропущенные числа.
Задание 33
ПЯТНИСТАЯ ЛЯГУШКА
Сколько пятнышек разного размера на лягушке?
Задание 34
ОЛЕНЁНОК ПОТЕРЯЛСЯ
Помоги оленёнку попасть к маме.
Он может идти только мимо тех листиков, на которых сумма равняется 10.
Математические игры своими руками.
Содержится в разделах:
- Дидактические игры 30847
- Математика. Математические представления, ФЭМП 32332
Включает в себя разделы:
- Блоки Дьенеша 871
- Величина. Игры, дидактические пособия 115
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия 943
- Головоломки для детей 94
- Графические диктанты 97
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд 176
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина 106
- Палочки Кюизенера 454
- Палочки счетные, цветные. Игры с палочками 237
- Продолжи ряд. Игры по ФЭМП для детей 22
- Сложение и вычитание. Игры, дидактические пособия 19
- Состав числа. Игры, дидактические пособия 82
- Счеты, счетные устройства 32
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия 228
- Фрёбель. Дары Фребеля 260
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 4873.Все разделы
| Математические игры и дидактические пособия по ФЭМП
Новое
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование учебно-игровых пособий
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование учебно-игровых пособий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша» Воспитатель: КучуковаКашифаРауфовна Тема: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…
Дидактические игры по ФЭМП для старшего дошкольного возраста
Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура» Цель: Воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать знание о геометрических фигурах и форме предметов. — Ребята , к вам пришла посылка (приносят коробку) — Ой, ребята,..
Со скольки лет знакомить дошкольника с математикой
Когда ребенок развивается, он получает от взрослых готовые знания, которые он старательно усваивает
Однако важно воспитать в нем интерес к самому процессу мышления, к познанию, к стремлению самостоятельно получать ответ на возникающие у него вопросы
Дети учатся
На практике знакомство с тем, что такое величина или форма у детей начинается с самого раннего возраста. На первых порах ребёнку интуитивно понятно, что один предмет больше другого по величине или то, что два других похожи между собой по форме.
Постепенно малыш учится ориентироваться в пространстве, учитывать в своей жизни форму и величину предметов. При обучении дошкольников большое значение имеет воспитание интереса у малыша к математике.
Важно! Необходимо подкреплять получение сведений, решения задач постоянными наблюдениями окружающего мира и выделением свойств, относящихся к числам, форме или величине. При этом очень важно участие родителей в процессе обучения дошкольников
Общаясь с детьми важно обращать их внимание на количество предметов или их размеры, учить определять сходство или различие между предметами
Например, разговаривая с детьми младшего дошкольного возраста, можно задавать им следующие вопросы:
Купив домой фрукты, можно спросить малыша о том, чего больше, яблок или груш. Если он испытывает затруднения при ответе, можно показать, как это можно сделать без использования счета
Для этого достаточно расположить их парами и сделать подсчёт при ребёнке.
Накрывая на стол, можно спросить у малыша о том, сколько чашек нужно поставить на стол, перечислив людей, которые должны будут сидеть за столом.
Нужно обращать внимание детей на форму предметов в окружающем мире. Например, указать на то, что тарелки круглые, а кубики квадратные, или привести другие примеры.
У ребенка можно спросить о том, чего у него по два и показать это
Ответом будет указание на руки, ноги или уши, глаза.
Когда хозяйка варит суп, она может спросить стоящего рядом малыша о том, сколько и каких продуктов она положила в кастрюлю, какую форму имели куски овощей.
Ребенка нужно с самого раннего возраста обучать ориентированию в пространстве и времени. Например, во время прогулки можно обращаться к нему с вопросом, о том, что расположено слева или справа.
Надо не только сказать ему о том, какой сейчас день недели, но и спросить, как называется предыдущий или последующий.
Дети изучают цифры
Понимание основных математических величин и отношений на самом простом уровне, воспитание интереса к математической сфере — это основа для математического образования в более старшем возрасте.
Когда возникает вопрос о том, когда начинать освоение этой сферы знаний, то ответ — практическое освоение начинается почти с самого рождения ребенка. Сначала его интерес привлекают к определенным особенностям окружающего мира, постепенно вовлекают в разговоры или игры на такие темы. По мере вырастания, у малыша начинают образовываться абстрактные понятия чисел, отношений и фигур, которые в 7 лет и старше станут базой для освоения математических знаний.
Интересные и развивающие математические задачи
У дошкольников формируются основные знания, необходимые им для последующего обучения в школе. Часто возникает вопрос: как научить ребенка решать задачи по математике перед поступлением в 1 класс. Есть несколько основных приемов, которые позволят детям легко решать математические задания:
- Внимательно прочитать условие и выделить несколько этапов: условие, вопрос, решение, ответ.
- Составить план-схему для нахождения неизвестного. Маленьким детям проще использовать рисунки и схемы, примеры из жизни.
- Сделать акцент на вопросе задания: что именно нужно найти и что уже известно.
- Для успешного освоения арифметических действий приучите ребенка постоянно практиковать навык решения задач.
Схемы решения задач
Математика – сложная наука, она может привести к некоторым трудностям в период обучения в школе
Не каждый ребенок характеризуется математическим складом ума, и очень важно в период подготовки детей к школе развить интерес к этому предмету и заложить базовые математические представления
Для занятий с дошкольниками предпочтительнее использовать интересные и развивающие задания, способные пробудить тягу к предмету.
Задания для малышей по математике
Счет до 5. Детям раздаются карточки с изображением предметов и последовательностью чисел от 1 до 5. Необходимо посчитать, например, птиц и обвести получившееся число в кружок.
Птицы и последовательность чисел от 1 до 5
Закрашиваем клетки. Детям предлагаются карточки с заданием. На них изображены клеточки и указано количество, которое необходимо закрасить. Например, изображено пять клеток, а требуется закрасить три.
Количественное сравнение предметов. На карточках изображены предметы, например, чашки. Справа три, а слева одна. В задании просят указать, где больше чашек.
Задания по математике для старшей группы
Задание на сравнение. Детям раздаются листы с рисунками и соответствующие им числовые примеры. Они должны подобрать к каждой картинке правильный пример.
Складывание фигур. Детям в группе раздаются палочки и бланки с изображением предметов, к примеру, гриб, очки, качели и т.п. Ребенку необходимо собрать эти фигуры из палочек, ориентируясь на образец.
Изображение предметов для складывания палочками
Посчитай фигуры. На бланке изображены геометрические фигуры и детям предлагается сосчитать, сколько на картинке квадратов, треугольников или иных фигур, из которых состоит предложенное задание.
Геометрические фигуры для счета
Обучающие задачи в детском саду по ФГОС
Обучающие задания для детей по математике направлены на актуализацию знаний и самостоятельное закрепление изученного материала.
Отлично подойдут детские задачки по математике:
Сложи игрушки. Дети должны сложить определенное количество игрушек, которое назвал воспитатель. Таким образом тренируются навыки предметного счета, развивается способность сохранять в памяти нужное число и находить к нему требуемое количество предметов.
Определи фигуру. Малышам раздается наглядный печатный материал с изображением различных фигур разных цветов. Воспитатель называет фигуру и просит детей обвести ее пальчиком и произнести название.
Образовательные задачи в детском саду по ФГОС также направлены на закрепление ранее изученного материала. Например, закрепление состава чисел.
Состав чисел
Ход занятия:
Организационный момент:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся.
Улыбнемся, подмигнем
И работать мы начнем.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в группу пришли гости, давайте их по приветствуем, скажем здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами радостный день, я вас приглашаю совершить не большое путешествие в страну математики. Вы согласны
Дети: Да.
Воспитатель: Дети давайте вспомним на чем можно путешествовать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А теперь, послушайте мою загадку и отгадайте на чем я вам предлагаю совершить путешествие.
Загадка:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
Дети: Это корабль.
Воспитатель: Я предлагаю сконструировать его из геометрических фигур.
(дети изготавливают корабль)
Воспитатель: Корабль готов, прошу войти на палубу и занять свои места. А знаете ребята, чтобы корабль поплыл надо завести мотор.
Берем старт, делаем отсчет от 1-до -10.
Воспитатель: Мы поплыли. А пока мы с вами плывем, чтобы не было скучно я загадаю вам загадки.Слушайте внимательно:
1. У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
2.На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
3. 9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?»
Физкультминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник- рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, мы не заметили как мы с вами быстро доплыли.
Воспитатель: Ребята у вас на столах математический набор, разложите цифры от 1 до 10. Кто помнит, что мы с вами делали на прошлом занятии?
Дети: Учились решать задачи.
Воспитатель: Обратите внимания на полке стоит 5 книг (скажите сколько книг на полке)
Дети: На полке 5 книг.
Воспитатель: Яна поставь на полку еще одну книгу. (книг стало больше или меньше)
Дети: Книг стало больше.
Воспитатель: Дети какое действие надо произвести? Сложение или вычитание?
Дети: Надо произвести действие сложение.
Воспитатель: Сколько книг поставила Яна?
Дети: Яна поставила 1 книгу.
Воспитатель: Какой вопрос мы поставим в задаче?
Дети: В задаче поставим вопрос сколько книг на полочке?
Воспитатель: Мы должны число 5 увеличить на 1. И сколько книг теперь на полочке?
Дети: На полочке 6 книг.
Воспитатель: Что показывает ответ задачи?
Дети: Сколько книг на полочке.
Воспитатель: Давайте запишем решение задачи.
Дети выполняют задание воспитателя
5+1 = 6
Воспитатель: Ребята давайте решим еще одну задачу на вычитание.
Дети на столе стоят чашки, посчитайте сколько их? Выложите цифру, которая покажет, сколько чашек на столе.
Одну чашку я убрала. Придумайте задачу о том, что я сделала. (На столе стояло четыре чашки, одну чашку убрали. Сколько чашек осталось на столе)
Одну чашку я убрала, значит их количество уменьшилось на единицу. Какой знак надо поставить, если мы уменьшаем число? (-). Поставьте его около цифры 4.
Перед детьми запись: 4-
Сколько чашек убрали?. (1). Поставьте цифру 1. Какой знак надо поставить чтобы получить ответ?. (знак равенства). Поставьте его. Решите задачу. Сколько чашек осталось?
Перед детьми запись: 4-1=3
Воспитатель: Кто расскажет решение задачи?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А теперь ребята давайте отдохнем.
«Игра с яблоками».
На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат обручи, в каждом из них –цифра.
На подносе лежат яблоки трех цветов.
Задания детям:
Встать около цифры, которая покажет число на единицу больше, чем количество семечек в яблоке.
Встать около цифры, которая покажет число на единицу меньше, чем количество семечек в яблоке.
Воспитатель: Ой ребята нам пора возвращаться в детский сад
Берем старт, делаем обратный отсчет от 10 до 0. Пуск мотора и мы поплыли.
А пока мы с вами плывем – небольшая «Умственная разминка»
1. В какое время суток началось наше занятие?
2. Какое сейчас время года?
3. Сегодня среда, а завтра?
4. Какие арифметические знаки вы знаете?
5. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
6. Если стол выше стула, то стул?
7. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
8. Сколько месяцев в году?
9. Назовите зимние месяца?
Воспитатель: вот мы и возвратились в детский сад!
Подведение итогов.
Как подготовиться педагогу к занятиям
При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.
Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни
Занятие по математике