Анализ средств выразительности
Содержание:
- Классификация тропов
- Языковые средства и тип речи
- Грамматические средства выразительности
- Синтаксические средства
- Русский язык: средства выразительности
- Эпитет и относительное прилагательное
- Фразеологические обороты
- Тест «Средства художественной выразительности»
- Художественные средства выразительности
- Таблица
- Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»
- Метафора
- Тропы
Классификация тропов
Для того чтобы понять и четко выяснить, какие слова и выражения, в каком контексте относят к изобразительно-выразительным средствам языка, обратимся к следующей таблице.
Тропы | Определение | Примеры |
Эпитет | Призван определять нечто художественно (предмет, действие), чаще всего выражен прилагательным или наречием | Бирюзовые глаза, чудовищный характер, равнодушное небо |
Метафора | По сути, это сравнение, но скрытое за счет переноса свойств одного предмета или явления на другой | Душа поет, сознание уплывает, голова гудит, ледяной взгляд, острое слово |
Метонимия | Переименование. Это перенос свойств одного предмета, явления на другой на основе смежности | Заварить ромашку (а не чай из ромашки), школа вышла на субботник (замена слова»учащиеся» на название учреждения), читал Маяковского (замена произведения на имя автора) |
Синекдоха (является разновидностью метонимии) | Перенос наименования предмета с части на целое и наоборот | Копейку сберечь (вместо деньги), ягода в этом году вызрела (вместо ягоды), покупатель сейчас требовательный (вместо покупатели) |
Гипербола | Троп, основанный на чрезмерном преувеличении (свойств, размеров, событий, значения и др.) | Я сто раз тебе говорила, весь день простояла в очереди, напугал до смерти |
Перифраза | Неделимое в семантическом плане выражение, которое в образной форме описывает какое-либо явление, предмет, указывая на его особенность (с негативным или положительным смыслом) | Не верблюд, а корабль пустыни, не Париж, а столица моды, не чиновник, а канцелярская крыса, не собака, а друг человека |
Аллегория | Иносказание, выражение абстрактного понятия при помощи конкретного образа | Лиса — хитрость, муравей — трудолюбие, слон — неуклюжесть, стрекоза — беззаботность |
Литота | То же, что и гипербола, только наоборот. Преуменьшение чего-либо с целью придания выразительности | Как кот наплакал, я свою копейку зарабатываю, тоненькая, как тростиночка |
Оксюморон | Сочетание несовместимого, контрастного, противоречивого | Громкая тишина, назад в будущее, горячий холод, любимый враг |
Ирония | Употребление слова в смысле полностью противоположном его значению с целью насмешки |
Заходите в мои хоромы (о маленькой квартире), это тебе обойдется в копеечку (большие деньги) |
Олицетворение | Перенесение свойств и качеств живых существ на неодушевленные предметы и понятия, которым они не присущи | Плачет дождь, шепчется листва, воет вьюга, напала грусть |
Антитеза | Троп, основанный на резком противопоставлении каких-либо образов или понятий | |
Эвфемизм | Нейтральное в эмоциональном и смысловом плане слово или сочетание слов, используемое вместо неприятных, грубых, неприличных выражений | Места не столь отдаленные (вместо тюрьма), у него своеобразный характер (вместо плохой, тяжелый) |
Из примеров становится понятно, что изобразительно-выразительные средства языка, а именно тропы, используются не только в художественных произведениях, но и в живой разговорной речи. Необязательно быть поэтом, чтобы иметь грамотную, сочную, выразительную речь. Достаточно иметь хороший словарный запас и умение выражать мысли нестандартно. Насыщайте свои лексические кладовые чтением качественной литературы, это крайне полезно.
Языковые средства и тип речи
В русском языке существует три типа речи. Для каждого из них можно сформулировать ориентировочный набор языковых средств различных уровней.
Повествование
Повествование — один из трех типов речи в русском языке
Это лексические единицы, представляющие тематические группы «Действие», «Место», «Предметы» и другие, слова для передачи последовательности событий (сейчас, сначала, затем и др.).
А также морфологические средства: глаголы восприятия, действия, движения, разные формы глаголов, существительные.
И, наконец, синтаксические единицы: конструкции, отображающие развитие событий, последовательность.
Описание
Еще один из типов речи — рассуждение
Это лексические единицы: тропы, лексика различных тематических групп, обозначающая названия предметов, фразеологизмы.
Морфологические средства: представлены все части речи, но особую роль играют существительные и прилагательные, глаголы в текстах-описаниях стоят в одной часовой форме.
А также синтаксические единицы: конструкции, позволяющие сделать перечисления (предложения с однородными членами, сложные предложения), конструкции с параллельным видом связи.
Рассуждения
- Лексические средства: главная особенность – изобилие абстрактных слов.
- Морфологические единицы: вводно-модальные слова, союзы, позволяющие сформировать рассуждение, объяснение (так как, потому что, таким образом).
- Синтаксические средства: сложноподчиненные предложения, выражающие причинно-следственные отношения.
В этих наборах учтены лишь самые примечательные языковые единицы типов речи, но это не значит, что другие средства не употребляются. Списки можно и нужно расширять, главное – делать это грамотно.
Грамматические средства выразительности
Многие литературные фигуры речи используют именно переносные значения слов. Это явление можно заметить не только в стихотворении Пушкина или тексте для выступления, но и в каждодневном общении.
Метафора. Другими словами, это переносное значение слова, которое имеет определенное сходство с другим действием или вещью. Метафора так плотно вошла в нашу жизнь, что мы попросту ее не замечаем. Вовремя вставленные метафоры позволяют сделать текст оратора ярким и запоминающимся, однако, злоупотребление или использование заезженных словосочетаний может попросту свести всю выразительность к нулю. Богатство словарного запаса может сыграть решающую роль.
Пример метафор:
Льется дождь.
Стальные нервы.
Тяжелое время и так далее.
Метонимия. Если метафора использует схожие по значению слова, то метонимия означает слова, которые тесно связаны. Применение метонимии разнообразно, и вот некоторые стилистические примеры:
Злато (металл или богатство).
Класс (группа людей или школьный класс).
Переход (подземный или процесс).
Синекдоха. Это литературный прием переносного значения в речи, который обозначает количественный смысл слова. Например:
Орудие выстрелило (любое оружие).
В роте осталось десять штыков (штыки подразумевает человек).
Белый воротничок (обозначает профессию интеллектуального труда).
Аллегория. Такие стилистические приемы можно встретить в тексте стихотворения Пушкина или другого писателя. В основном эти фигуры речи используют для насмешек над недостатками людей.
Примеры:
Весы – правосудие.
Крест – вера.
Якорь – надежда.
Сравнение. Используется для привлечения большого внимания к некоторым вещам или действиям. Многие ораторы в своей речи, основные моменты переводят в сравнение, чтобы придать более яркий образ сказанному.
Но вставлять в свое выступление такие банальные фигуры, как «храбрый, как лев» только испортит впечатление. Богатство сложного русского языка позволяет составлять предложения, в которых сравнения заиграют разными красками. Правда, не стоит употреблять эти фигуры речи слишком часто, иначе можно потерять основные мысли, которые надо донести до слушателя.
Примеры:
Легкий, как пух.
Красивая, как цветок.
Оскалился, как волк
Эпитеты. Выразительные средства языка, которые помогают описать вещь или действие красивыми и запоминающимися выражениями. В правильном обращении эпитеты в тексте позволяют выразить отношение к той или иной вещи, показать истинные эмоции.
Проведите анализ средств выразительности и оцените, насколько часто вы используете эти стилистические приемы в построении сложного предложения. Эпитеты нужны в стихотворении или произведении, тем самым показывая богатство речи, но чрезмерное употребление может привести к бессмыслице предложения. Поэтому стоит быть осторожнее.
Синтаксические средства
Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.
Однородные члены предложения
Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.
В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.
Вводные слова
Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.
К счастью, выпал снег.
К сожалению, выпал снег.
Наверно, выпал снег.
По словам друга, выпал снег.
Итак, выпал снег.
В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).
Диалог
Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда…
Вопросно-ответная форма изложения
Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»
Обособленные члены предложения
Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.
Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям(предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).
Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).
Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).
Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA
https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4
Эпитет и относительное прилагательное
Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:
- предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
- место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
- функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
- принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
- принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
- время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
- численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:
- каменный стол — каменное лицо;
- золотая медаль — золотой век;
- спортивный снаряд — спортивная осанка;
- столетняя война — столетний дом.
Фразеологические обороты
Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:
- Образным значением фразеологизмов, иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
- Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки — нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка — оттенок пренебрежительного отношения к человеку).
Фразеологизмы употребляют, чтобы:
- сделать ударение на наглядности и образности текста,
- выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста,
- выразить авторское отношение к сообщаемой информации.
Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую.
Особая группа это афоризмы (крылатые выражения). Например, счастливые часов не наблюдают.
К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.
Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.
Внимание! Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.Пушкин
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
https://youtube.com/watch?v=cbcpG8TOczk
Художественные средства выразительности
Художественные средства — это специальные приемы языка, придающие речи выразительность и усиливающие ее эмоциональное воздействие на адресата.
Они применяются в публицистической, разговорной, научной и других сферах, но наибольшее значение приобретают в написании литературных произведений.
По языковому уровню средства выразительности делятся на:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
Фонетические — это средства выразительности языка, использование которых вызывает определенные ассоциации, создавая выразительные и запоминающиеся образы, способствующие точной передаче смысла.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Применение фоники характеризуется благозвучием речи или художественного произведения. К фонетическим средствам относятся повторяемость звуков, интонационное акцентирование, звуковой символизм и т. д.
Лексические — это выразительные средства, придающие языку как в устной, так и в письменной форме эмоциональность и красочность для яркого воздействия на слушателя или читателя. К лексическим средствам относится употребление фразеологизмов, синонимов, устаревших слов, иноязычной лексики и т. д.
Синтаксические — это средства выразительности, определяющие связь между словами и словосочетаниями, указывающие на цельность и законченность предложения и его интонационные особенности. К синтаксическим средствам относятся стилистические речевые фигуры, синонимичные стилистические единицы, однородные члены, вводные слова и т. д.
Таблица
Многомудрый Литрекон объединил все языковые средства художественной выразительности в таблицу:
Название | Пример | Простое определение |
Фонетические: | ||
Аллитерация | Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила, Говорила им горилла, Приговаривала. (К. Чуковский) |
Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении. |
Ассонанс | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Лермонтов) | Повторение однородных гласных звуков в стихотворении. |
Звукоподражение | Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников) |
Имитация акустических эффектов звуками. |
Лексические: | ||
Метафора | Сонное озеро города (А.Блок). | Переносное значение слова, основанное на сходстве. |
Синекдоха | «Отсель грозить мы будем шведу» (А. Пушкин) — не одному шведу, а всем шведам — то есть замена множественного числа на единственное. | Замена количественных и материальных отношений, использование единственного числа вместо множественного, материала изготовления вместо предмета и т.д. |
Метонимия | Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Представители всех стран приравнены к флагам по принципу смежности этих понятий — представительской функции. |
Перенос значения по принципу смежности. |
Эпитет | «Весна золотая» (Н. Некрасов) | Образное определение, характеризующее свойство предмета. |
Олицетворение | «Отговорила роща золотая» (С. Есенин) | Перенесение человеческих свойств на неодушевленный предмет или явление |
Сравнение | Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, по общему признаку. |
Гипербола | И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) | Художественное преувеличение. |
Оксюморон | Туристы в родном городе. (Тэффи) | Сочетание противоположных по значению слов. |
Литота | «Мальчик с пальчик» (Г. Андерсен) | Художественное преуменьшение |
Перифраз | «Люблю тебя, Петра творенье!» (А. Пушкин) | Замена слова описательным оборотом. |
Аллегория | «Вагоны шли
привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели». (А. Блок) |
Описание отвлеченной идеи через конкретный образ. |
Фразеологизм | Дама приятная во всех отношениях (Н. Гоголь) | Устойчивый оборот в речи. |
Ирония | «Ты все пела? Это — дело…» (И. Крылов) | Скрытая насмешка, когда слова употребляются в противоположном значении. |
Символ | Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман: То слезы горькие льет молодец На свой бархатный кафтан. (А.Дельвиг) |
Слово, условно выражающее суть какого-либо явления. |
Синтаксические: | ||
Анафора | Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел… (А. Пушкин) |
Повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов. |
Эпифора | «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. Гоголь) | Повторение сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов. |
Инверсия | «стояла зима», «дул ветер из степи» (Б. Пастернак) | Нарушение обычного порядка слов в предложении. |
Градация | «Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.» (Б. Пастернак) |
Стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим. |
Парцелляция | «Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает» (С. Есенин). | Разделение одного предложения на несколько самостоятельных с целью усиления выразительности текста. |
Синтаксический параллелизм | «Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов) |
Сходное построение смежных фраз. |
Эллипсис | «нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный» (Б. Пастернак) | Намеренный пропуск слов. |
Риторический вопрос | «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин). | Вопрос-утверждение, не требующий ответа. |
Риторическое обращение | Meчты, мeчты! Гдe вaшa cлaдocть? (Пyшкин). | Высказывание в адрес неодушевленного предмета. |
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»
В Основном Государственном экзамене есть задание 7, которое предусматривает анализ средств выразительности. Разберем все нюансы его выполнения.
Особенности задания 7 ОГЭ 2020. Суть задания
Перед учеником представлены несколько предложений, которые содержат всевозможные тропы. Они могут быть совершенно из разных категорий, но их нужно уметь различать. В самом задании просят найти только один определенный вид. Чтобы это сделать, следует расписать каждое предложение и определить средство выразительности.
Это поможет не запутаться и выбрать правильный вариант ответа
Важно напомнить, что в данном задании их может быть несколько – в этом и заключается его сложность
Метафора
Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
Обычно выражается через существительное или глагол.
Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.
Функции метафоры
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
---|
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи:концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик) |
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |