Сфинксы санкт-петербурга: самые страшные тайны

Сколько всего изваяний в городе и где они находятся

Самыми старыми являются сфинксы, установленные в Санкт-Петербурге на Университетской набережной. Однако появились они далеко не в числе первых. Статуи находятся во многих частях города, если смотреть по карте, но никто не скажет точно, сколько их всего.

Во дворе Горного университета

Самыми женственными петербургскими сфинксами являются те, что установлены во дворе Горного университета с 1826 года.

Адрес Горного института: 21-я линия Васильевского острова, 2.

Во дворе Строгановского дворца

Первые скульптуры были произведены для Строгановской дачи в 1796 году. Здесь они простояли до 1908 года, пока их не перенесли во двор одноименного дворца, расположенного на Невском проспекте, 17.

Обратите внимание! Сфинксы Петербурга изготовлены с женскими лицами, а вокруг их голов повязаны платки. С древних времен все украшения, располагающиеся на голове, в том числе и платки, являются символами власти

Строгановский дворец расположен по адресу: Невский проспект 17/Набережная Мойки 4.

На Свердловской набережной

Эти сфинксы похожи на те, что были установлены для украшения на Строгановской даче. Через несколько лет они бесследно пропали. В 1985 году были проведены ремонтные работы набережной, ее презентация, и статуи заняли свои законные места.

Статуи на Свердловской набережной

Свердловская набережная — одна из основных магистралей вдоль правого берега реки Невы. Чтобы до нее добраться, требуется ориентироваться на Финляндский вокзал.

На Египетском мосту

Свое название Египетский мост получил из-за того, что выполнен в стиле, характерном для этой страны. На каждой стороне расположены чугунные фигуры, спроектированные Павлом Соколовым. Однако они больше похожи на греческие изваяния, чем на египетские, так как статуи имеют женское обличье.

Египетский — это мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий между собой Покровский и Безымянный острова.

На набережной Малой Невки

Специалисты утверждают, что эти изваяния являются прототипами сооружений, украшающих Египетский мост. Связано это предположение с тем, что статуи сходны друг с другом.

Обратите внимание! До 1917 года эти сфинксы были спрятаны, затем их установили после прихода советской власти. В начале 21 века статуи были отреставрированы на денежные средства, выделенные одной крупной строительной компанией

Набережная реки Малой Невки — набережная по правому берегу реки Малой Невки на Каменном острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга.

Набережная реки Малой Невки

На Воскресенской набережной

В середине 90-х годов напротив самой знаменитой тюрьмы Северной столицы водрузили сфинксов, произведенных из бронзы. Если человек находится на набережной, видит у статуй обычные женские лица, однако, те, кто сидит в тюрьме или совершает прогулку по реке, — видят изъеденные черепа.

Воскресенская набережная — левая набережная Невы от Водопроводного переулка до Литейного моста.

Это далеко не полный список сфинксов, однако, здесь представлены основные. Ознакомиться с их расположением можно только при самостоятельной прогулке.

История создания Египетского моста

Первоначально по своей конструкции это был цепной мост, появившийся один из первых в своем роде в Санкт-Петербурге. В то время, а именно в конце XVIII – в начале XIX веков, только зарождалась идея создания таких конструкций, причем одновременно сразу в нескольких развитых странах.

Тогда только начинали использовать металл в строительстве, учитывая большую гибкость металлических сплавов по сравнению с чугуном. Таким образом, конструкторы XVIII века задумали новый формат переправы через реку – подвесное полотно на железных цепях.

Пионером в Санкт-Петербурге, а также одной из первых конструкций подобного типа был мост под названием Екатерингофский, который, к сожалению, уже не существует. В 1823 году начали строить второй, аналогичный мост – Патнелемоновский, и сразу же приступили к созданию Египетского моста, соединяющего два берега Фонтанки.

В начале XIX века во всем мире пользовалась большой популярностью тема изучения востока, и, в первую очередь, Древнего Египта. В архитектуре Петербурга это увлечение отразилось в виде фонтанов возле Пулковской горы, украшенных сфинксами. В Царском селе имеются ворота в Египетском стиле, а прямо напротив Академии художеств стоят известные всем сфинксы.

К сожалению, точной даты начала конструирования Египетского моста в Спб не сохранилось. Известно только, что в начале 1825 года уже был указ от главнокомандующего путей сообщений Питера, герцога герцог А. Вюртембергского, о необходимости срочного завершения процесса проектирования.

Вниманию герцога были предложены два варианта конструкций с разными сметами, однако оба не подошли из-за показавшейся начальству дороговизны проекта. В итоге к исполнению взяли третий вариант, самый упрощенный, по которому переправа строилась по минимальному расстоянию между берегами Фонтанки, не учитывая географию прилегающих улиц.

Работы велись не так быстро, как хотелось бы. Задержку в основном вызывали постоянные отсрочки каменных работ. В итоге для гранитных устоев моста был использован тот же гранит, что и для облицовки Михайловского замка. Проект предусматривал окончание работ до декабря 1825 года, но итоговые сроки сдачи были перенесены почти на год.

Так как мост не был самым первым в Питере, и у конструкторов уже имелся некоторый опыт, его конструкция представляла собой более легкую конструкцию Пантелеймоновского моста его улучшенный вариант. Поддерживали его три цепи, а порталы были украшены египетскими иероглифами. Также в украшении использовалась позолота.

Трудами П.П. Соколова были созданы чугунные фигуры сфинксов, установленные на пьедесталах возле мостовых устоев. Первоначально создали пару тестовых фигур, которые оставались долгое время в запасе. Уже во второй половине XX века они нашли свое применение на пристани возле Каменноостровского моста.

Восстановление Египетского моста в Санкт-Петербурге

В любом случае конструкторы пришли к выводу о необходимости дополнительных проверок с целью не допустить больше таких аварий. Цепи в подобных конструкциях было решено заменить гибкими многопроволочными канатами, которые способны выдержать огромную нагрузку. Такая тактика строительства подвесных мостов начала внедряться уже в первые годы XX века.

Мост обвалился полностью. Единственным, что уцелело, были мостовые устои, выполненные из гранита, и стоящие на пьедесталах сфинксы. Его не спешили восстанавливать, но требовался проезд через реку.

Для того, чтобы попасть на этот мост было необходимо выезжать с широкого Лермонтовского проспекта на очень узкую набережную. Проект нового Египетского моста никак не получить одобрение властей города. По одной из версий, за период с 1905 по 1913 год было разработано и предложено 17 вариантов, однако ни один не был реализован. Наступили сложные времена – началась Первая мировая война, по окончании которой разразилась Революция.

В 1989 году в результате ДТП одна из фигур сфинксов оказалась в реке. Ее достали и вернули на прежнее место. В дальнейшем скульптуры реставрировались повторно в 2004 году.  Новый мост получился 44 метра длиной и 27 метров шириной.

Watch this video on YouTube

Египетский дом на Захарьевской улице, 23

Доходный дом Нежинской, известный сейчас как Египетский, построили в 1913 году. Его фасад напоминает главный вход в храм богини любви и красоты Хатхор в Египте. Пилястры на входе в виде фараонов, которых можно назвать лучшей имитацией египетских скульптур в Петербурге. Лица богинь на колоннах отличаются от оригиналов, но напоминают портреты финикийского искусства.

Во втором десятилетии XX века в здании находились посольства Бельгии и Румынии, а после — редакция журнала «Искусство Ленинграда». Сейчас здесь мини-отель, салон красоты и магазины. Фасад дома сильно не изменился, а вот в цокольном этаже сделали окна.

Сфинкс с Университетской набережной

Самые известные из петербургских сфинксов, одна из икон города, находятся на набережной около университета на Васильевском острове. Они также являются единственными оригинальными античными скульптурами в городе прямо из Египта!

Сфинксы в Санкт-Петербурге происходят из Фив и были найдены рядом с храмом (наиболее распространенная версия говорит о гробнице) фараона Аменхотепа III. На постаментах, на которых они стоят, вырезаны в честь этого правителя Верхнего и Нижнего Египта, скульптуры также имеют свои особенности.

Сфинксы в СПБ, которым более 3500 лет, были обнаружены греческим искателем древних сокровищ в 1820-х годах в Александрии во время путешествия Андреем Муравьевым — русским дипломатом и камергером при царском дворе, который после консультации с царем Николаем, выкупил сфинксов и отправил их в столицу на борту корабля «Добра Надежда».

По-видимому, они оказывают чрезвычайно сильное негативное влияние на окружающую среду. Местные жители утверждают, что долгое время глядя в их каменистые лица и даже оставаясь по соседству, вы в лучшем случае можете чувствовать себя хуже. В худшем — даже сойти с ума! История фиксирует множество случаев внезапных атак безудержной агрессии и потери самоконтроля, происходящих в непосредственной близости от древних скульптур.

Наиболее известный случай такой истерии, кроме того, в массовом масштабе, произошел в феврале 1899 года. Большая демонстрация студентов прошла по петербургским улицам. Первоначально демонстрация прошла гладко, но дело приняло драматический оборот, когда марширующие Невские моряки достигли высоты сфинксов.

В этот момент как студенты, так и солдаты, казалось, что обладали — без всякой видимой причины они внезапно бросились друг на друга. Армия открыла огонь, было много убитых и раненых.

В 1938 году, в свою очередь, комсомолец, вооруженный палкой, преследовал членов своей бригады, выкрикивая «богохульство» против Сталина, за что ему тогда пришлось многое объяснить НКВД. Самое интересное в этой истории — именно перевод преступника, который утверждал, что действовал под влиянием сфинкса, который навязал ему свою волю!

Тайны сфинксов

Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.

Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.

По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.

Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.

Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.

Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.

Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.

Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.

После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»

Описание

Сфинксы Аменхотепа III

Две скульптуры антропо-зооморфных существ с телом льва и головою человека воплощают мифических чудовищ Древнего Египта — сфинксов. Они созданы в XIV веке до н. э. во времена правления фараона XVIII династии Аменхотепа III. Этот период ознаменовался расцветом древнеегипетского искусства и сфинксы являются значимым памятником данной эпохи.

Скульптуры выполнены из розового асуанского гранита и отличаются высоким качеством работы художника. Они также выделяются колоссальными размерами: каждая из них весит 23 тонны и имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

Моделировка лиц сфинксов мягкая, глаза и губы проработаны. Лица сфинксов юны, их глаза имеют миндалевидную форму, а губы сложены в загадочную, едва уловимую улыбку.

На головах сфинксов надеты царские платки-клафты, на лбу к ним крепятся уреи, сверху их венчают двойные короны па-схемти. На подбородках ритуальные бороды, которые «крепятся» к ушам искусно вырезанными ленточками. На груди и плечах сфинкса расположено широкое ожерелье усех, внешний край которого отделан бусинами. На лопатках спину и переднюю поверхность груди, плеч и предплечий покрывает имитация попоны из плиссированной ткани. Черты львиных тел гибки и изящны. Массивный хвост загнут вокруг правого бедра.

На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.

Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона.

Исследователями петербургские сфинксы считаются одними из лучших портретов Аменхотепа III. Они, вероятно, сделаны тем же мастером, что и колоссальная голова из розового гранита, найденная в Ком-эль-Хеттан в 1957 году и хранящаяся в Луксорском музее. Петербургских сфинксов сравнивают с другими сфинксами Аменхотепа III: фаянсовой крылатой статуэткой из Каирского музея, голубой статуэткой из Метрополитен-музея, головой из Археологического музея в Загребе, сфинксом из глазурованного стеатита из Музея Виктории и Альберта, сфинксами из Египетского музея в Турине и двореца Диоклетиана.

Пристань

Пристань имеет длину 42 метра и частично врезана внутрь набережной. Она имеет 14 ступенек к воде. При этом через 6 ступенек от набережной расположена площадка, по краям которой помещены две скамьи полукруглой формы, торцы которых украшены бронзовыми фигурами крылатых львов (грифонов). Спуск с набережной предваряют по краям колонны бронзовых светильников-жирандолей, которые благодаря своему папирусовидному облику органично воспринимаются как дополнение к египетской пристани. Сфинксы установлены на двух мощных гранитных постаментах по краям от лестницы. На их обращённой к Академии художеств стороне высечена надпись: «СФИНКСЪ / ИЗЪ ДРЕВНИХ ѲИВЪ ВЪ ЕГИПТѢ. / ПЕРЕВЕЗЕНЪ ВЪ ГРАДЪ СВЯТАГО ПЕТРА / ВЪ 1832 ГОДУ».

Выбор и цена котенка

Отметим, что петерболды включены в топ-20 самых дорогостоящих пород кошек в мире. Исключительная особь породы с родословной может обойтись будущему владельцу в 1500$. Более упрощенный вариант и без права разведения будет стоить около 500$. Наименее затратный вариант – это прямошерстный сфинкс (вариетта) за 150$.

Уход за пометом – основной показатель добропорядочности заводчика

  1. Перед покупкой котенка рекомендуется досконально изучить особенности и характерные черты породы.
  2. Убедитесь в том, что обращаетесь с профессиональным заводчиком.
  3. Осмотрите родителей котенка и помет, условия содержания должны быть хорошими и чистыми.
  4. Котята породы приобретают устойчивые внешние черты только к двум годам. Вместо флока вам может достаться колорпойнт и другие неожиданности.
  5. Хвост котенка должен быть прямым и ровным, на кончике не должно быть пустоты при ощупывании.
  6. Кожа, глазки, нос и ушки котенка должны быть чистыми.
  7. Понаблюдайте за тем, как выглядит котенок в положении сидя: у него не должен выпирать киль, такая особенность оценивается как дефект.

Как сфинксы попали в Россию?

Если говорить о самых известных гранитных сфинксах, то без сомнения можно сказать, что это изваяния, созданные приблизительно в 14 столетии до нашей эры. Их установили они на Университетской набережной (именно они имеют самую важную историческую ценность), а нашли их во время археологических раскопок. Но об этом подробнее… В период французской революции (в 1830 году), новой власти было не до архитектурных памятников, поэтому они решили продать сфинксов. Покупатель быстро нашелся – Россия, которая купила египетские мифические создания за 64 000 рублей. Сфинксы были погружены на зафрактованное итальянское судно и отправлены в Северную Столицу. Их последнее пристанище – Петербургская пристань (установили в 1832 году). Оформление пристани в качестве своеобразных фигурных колонн в те годы вызвало ажиотаж, всем жителям и гостям города Петра стала очень интересна архитектура Египта. Хотя до этого заинтересованность была утрачена со дня последнего нашествия Наполеона на Египет.

Композиция каменного спуска к Неве дополнена гранитными лавками и бронзовыми светильниками в античном стиле. Светильники из бронзы и четыре грифона мастера по металлу отливали по деревянным моделям. Отливал мастер П.П.Геде в 1834 году. Он отлил сфинксов из прочнейшего розового гранитного камня. Египтяне отливали и бронзовые изваяния.

Изначально каменная глыба сфинкса была отесана, скульптор сделал прямоугольными. После по воде глыбищу доставили к необходимому месту и установили. Поверх гранита предварительно расчертили на клетки, потом рисовали части лица мифического существа, его вид сзади, и только потом невольники трудились над скалыванием камня. После того, как изваяние было высечено и полностью завершено, его отшлифовали.

Об этих найденных сфинксах ходят различные поверья. Поговаривают, что на протяжении дня на их лицах меняется выражение. С утра лики кажутся идиллическими, остаются такими спокойными только до обеда, потому что ближе к сумеркам лики изваяний меняются и приобретают злобный и устрашающий вид. Нередко горожане определенными целями ходят к этим памятникам перед закатом солнца, чтобы подловить момент, когда лик истуканов начнет меняться. Но такой зрелищности лучше избегать, в особенности, если речь идет о впечатлительных натурах, которые при виде меняющегося лица статуи могут лишиться разума или скончаться от инфаркта. Конечно, официально таких случаев не зарегистрировано, но впечатлительные люди стараются не ходить к истуканам вечером во время захода солнца.

История появления

Самые древние памятники Санкт-Петербурга — сфинксы увидеть которых можно на Университетской набережной. Величественные фигуры, с загадочными лицами.

Они были найдены в Египте археологом Яном Аноназис, в прекрасном состоянии.

Все историческое сообщество того времени удивлялось их сохранности. Раскопки проводились на средства английского консула в Египте, по фамилии Сольт. Большинство находок, по договору принадлежало ему.

Сфинксов отправили в Александрию на платах. По удивительному стечению обстоятельств в это время там же находился Муравьев. Величие памятников древнейшей архитектуры настолько поразили его, что он тут же написал письмо и приложил рисунок, на имя русского посла в Константинополе Рибопьера.

Посол, конечно, не уполномочен был принимать такие решения самостоятельно, и написал прошение Николаю I. Император, обсудив ценность покупки с членами Академии художеств, дал свое согласие на их приобретение.

Несмотря на это, сделка чуть не сорвалась. Сфинксов хотело приобрести и французское правительство. Но начавшаяся во Франции революция отвлекла его, от археологических находок.

В 1831 году сфинксы были проданы России за 62 000 рублей, покупка была довольно дорогой. До Петербурга они добирались еще год. Во время перевозки одна из статуй пострадала, шрам на лице сфинкса можно видеть до сих пор.

В апреле 1834 года статуи установили на пристани реки Невы, перед Академией художеств. На созданном специально для них постаменте сделал надпись архитектор К. Тон: «Сфинкс из древних Фив в Египте, перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Возраст скульптур Петербурга — около трех с половиной тысяч лет. Когда-то они возвышались на аллее сфинксов, ведущей к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 гг. до нашей эры.

Головы загадочных существ, созданных неизвестным египетским скульптором, похожи на самого Аменхотепа III. Их украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа.

Если перевести надпись украшающую памятник на русский язык, можно узнать один из его титулов: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».

Высечены фигуры из розового гранита (сиенита) Асуанских ломок, который когда-то добывали в южном Египте. В 2002 году была проведена полная реставрация и мероприятия по консервации этих удивительных памятников.

Добраться до сфинксов нетрудно. От станции метро «Василеостровская» через пешеходную зону выти на Большой проспект, перейти на другую сторону, и пройти прямо еще немного, до Университетской набережной. Оказавшись там, вы сразу увидите эти великолепные фигуры.

Сфинксы — загадочные существа, их всегда окружает ореол таинственности. Со скульптурами на Университетской набережной связывают несколько легенд.

Считается, что у них меняется выражение лица в течение дня. С самого утра лик древних изваяний спокойный и уравновешенный, но как солнце начинает стремиться к закату, выражение их лиц становится злым и угрожающим.

Говорят, сфинксы волшебные и исполняют желания. Если взяться за клык грифона, который охраняет покой сфинкса, и смотреть в глаза древнему существу, загадывая желание, то он его исполнит.

Тысячи лет существуют сфинксы, их грустные глаза наполнены тайнами, которые никогда не разгадать.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 775 times, 1 visits today)

Пристань у Академии художеств — история

Создание Университетской набережной началось в 1805 году. По проекту архитектора Ж. Тома де Томона и инженера Ф.И. Герарда, каменотёс С.К. Суханов создаёт архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова служащий началом будущей Университетской набережной. Тогда же гранитная стенка доводится до временных устоев Исаакиевского наплавного моста. Работы завершаются в 1810 году, а в 1819-1821 годах инженеры А.А. Бетанкур и В.К. Треттер создают гранитные спуски моста. В 1831-1834 годах гранитная стенка набережной была продолжена до существовавшей у Императорской Академии художеств пристани. В 1830 году инженер Е.А. Адам создаёт проект продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста. В то время разрабатывался план комплекса работ по благоустройству невских берегов. Как раз в те времена началась воплощаться строительная программа по устройству Академии художеств, по проекту президента оной А.Н. Оленина. А он видел неотъемлемой её частью создание «великолепной из гранита пристани для судов противу дома Академии художеств с украшением в лучшем греческом вкусе». Проектирование пристани было поручено арх. К.А. Тону. Проект гранитной пристани архитектор Константин Андреевич Тон разработал в 1831 году (утверждён 4 октября 1831). По плану пристань должна была быть выступающей по отношению к набережной, но работы в русле реки Невы были очень трудны в техническом плане. Тогда, после консультации с инженером-мостостроителем П.П. Базеном, архитектор Тон врезает пристань в массив набережной. По окончательному плану пристань заняла 42 метра береговой линии. Прямо из воды поднимаются две ступени большей ширины чем остальные. Они ведут на боковые площадки с двумя симметричными полукруглыми каменными скамьями. Всего к реке ведут 14 ступеней, разделённых площадкой, по краям которой устроены полукруглые ниши со скамьями. Торцы скамей завершают Грифоны туловищами утопленными в гранитной плите — 4 бронзовых Грифона стоят попарно по сторонам скамей. По краям лестницы, на мощных гранитных постаментах, установлены египетские сфинксы. В композицию включены цилиндрические жирандоли, (бронзовые светильники) стилизованные под античные жертвенники по рисунку арх. К.А. Тона), украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезан растительный орнамент в виде листьев и стеблей. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильники. Жирандоли были отлиты на Колпинском заводе мастером П.П. Геде. Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. Разрабатывался проект под коней Петра Карловича Клодта, но, как говорилось, финансовые неувязки не позволили воплотить этот замысел. В это же время в Санкт-Петербург приходит известие о покупке Россией двух гранитных сфинксов из города Фивы. У авторов проекта возникает мысль украсить этими древними изваяниями создаваемую пристань. В декабре 1831 г. К.А. Тон изменяет проект причала, включив в его композицию эти фигуры. Новый вариант не сводился к простой замене скульптур. Архитектор изменяет пропорции пристани, уменьшает просвет спуска к Неве. Для размещения скульптур создаются два высоких, массивных пьедестала. Когда сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург, то первые два года они находятся во дворе Академии художеств. За это время, собственно выполняется создание пристани у её стен. Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году. Тогда же известный архитектурный проходимец Огюст Монферран, заканчивавшим в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагает усилить связь этого места с Древним Египтом, соорудив здесь гигантскую статую бога Осириса. Но, Николай I, давно уставший от бредовых идея Монферрана, отклоняет его прожект.

Описание Сфинксов на набережной

Оба изваяния сфинкса имеют свои условные названия. Правый, если смотреть с набережной, со стороны Репы Академии художеств им. Репина именуется «Западный Сфинкс», а левый — «Восточный Сфинкс». Это именно та фигура у которой сколота борода фараона с частью лица. Но, тем не менее, памятник прекрасно сохранился и отличается прекрасной тщательностью отделки. Сколы на лице (на правой части клафта), не мешают восприятию общего облика сфинкса. Скорее всего, именно о них писал исследовавший скульптуры академик В.В Струве, упоминая о проблемах при погрузке памятника в Александрии; практически сколота борода; отдельные фрагменты отколоты от передней части плинта; утерян фрагмент задней части сфинкса и часть хвоста. Не сохранилась голова урея. Достаточно сильно пострадала корона сфинкса; высокая часть короны дешрет состоит из нескольких частей, отдельные повреждения имеются и на передней части короны хеджет. Длина надписей на плинте сфинкса со стороны набережной — 5,85 м, со стороны Невы — 5,40 м. С задней части плинта сфинкса отколот фрагмент длиной около 60 см, который нёс на себе часть текста, который может быть восстановлен по аналогии. Западный сфинкс создан из менее качественного гранита, хуже сохранился, и, возможно, изготовлен раньше: на нём сохранились следы исправления ошибок скульптора, которые отсутствуют на восточном сфинксе. Мелкие сколы имеются на правой части клафта, утеряны бородка, голова урея. Отдельные небольшие сколы видны на короне дешрет. Сильные повреждения имеются на передней части плинта; правая часть плинта сильнее всего пострадала от разрушения слабых составляющих гранита. Лицо проработано менее тщательно; на месте зрачков присутствуют скопления тёмных частиц гранита, создающих иллюзию «взгляда» сфинкса. В надписи на плинте сфинкса, в целом, сохранившейся несколько лучше, пострадала передняя часть, которая легко восстанавливается по следам иероглифов, как предполагал ещё В.В. Струве. Длина надписи на плинте сфинкса со стороны берега — 6,47 м, со стороны реки — 6,45 м. Первая работа, и, по сути, единственная печатная работа, посвящённая сфинксам и их истории, была выпущена В.В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года», с тех пор ни разу не переиздавалась. Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая и самого Струве и М.Э. Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищённое от климатических перепадов, загрязнений и влаги; эта проблема является самой насущной в деле сохранения этих памятников и сегодня. В этом свете любопытно содержание документа, обнаруженного И.А. Лапис в архиве Эрмитажа: «в конце дела о коллекции Кастильоне (Ф.1, оп. № 1, 1826, № 29), имеется никем не подписанная записка на французском языке, в которой предлагается перевезти в Эрмитаж сфинксы Аменхотепа III с набережной Невы и египетские саркофаги из Царскосельской Руины, причем для сфинксов даже указаны места, где их следует поставить, а именно — два зала по сторонам того, в котором была установлена знаменитая ваза из ревдинской яшмы и в котором автор записки предлагал разместить все остальные древнеегипетские памятники. Однако этот проект не был принят».

Утопленники и наводнения

Еще одна питерская легенда гласит, что египетские сфинксы указывают место утопленников. Рядом с ними действительно частенько обнаруживают тела, но ученые объясняют этот факт гидрологическими особенностями течений Невы.
Считается, что сфинксы на Университетской набережной защищают город от наводнений. До 1832 года уровень Невы сильно поднимался в среднем раз в 10 лет, но после появления египетских стражей в 1834 первое крупное наводнение случилось лишь через 39 лет (в 1863 г.), а затем спустя еще 31 год.
Ну а следующая катастрофа произошла уже после переименования города в Петроград. Потоп 23 сентября 1924 года сопровождался предзнаменованием – редким явлением северного сияния, которое отчасти приписывалось магическому воздействию то ли самих сфинксов, то ли магии их фараона. Разгул стихии власть восприняла как очередной вызов революции, а в народе говорили про кару за переименование города.
Среди официально погибших значилось 16 человек, 15 тысяч семей лишились жилья, два миллиона «квадратов» питерских мостовых были завалены обломками и уничтожены, из 47 разрушенных мостов 19 снесены потоком. Пока пролетарские газеты пестрили призывами объединяться против «слепого врага», люди молили пощады и у небесного покровителя Святого Петра, и у верных защитников-сфинксов. Позднее возник стереотип, что статуи сделали Неву более благосклонной к жителям (Неву сравнивали с Нилом, который благоволил и кормил древних египтян).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector