Как нужно писать изложение по русскому языку

«Иллюстраторы»

А теперь поработаем художниками-иллюстраторами и заодно включим в процесс запоминания нашу зрительную память.

Задача: к каждой смысловой части, которые мы определили еще в прошлом пункте нарисовать иллюстрацию. Ну как иллюстрацию… Скорее схему. То есть не нужно брать краски и прорисовывать каждый цветочек и облачко. Нужна простая примитивная схема. Рисунок, который будет понятен тому, кто собирается пересказывать.

Схемы к каждой части рисуйте на отдельном листочке.

Вот какие схемы получились у меня. Сразу предупреждаю, котенок не удался)

абзац № 1

абзац № 2

абзац № 3

абзац № 4

абзац № 5

«Колобок» в публицистическом стиле

Применяется в общественной жизни, политике, решая задачу воздействовать на массы, формирует у слушающих правильное отношение к общественно-важным делам.

Публицистический стиль отличается страстностью речи и призывным характером. Это обычно торжественное, эмоциональное высказывание.

Итак, Колобок в публицистическом стиле.

Дорогие друзья! Сегодня нам предстоит рассмотреть одну из важнейших проблем общества и ознакомиться с методами воспитания подрастающего поколения.

Беспризорное поведение детей актуально как никогда.

Ведь почему Колобок решил сбежать из дома? На лицо педагогическая запущенность в семье, отсутствие внимания со стороны родителей. Почему он остался без присмотра у открытого окна? Ведь это опасно, ребенок может выпасть с высоты подоконника, что может привести к необратимым последствиям. Об этом чуть позже.

Родителям не хватило понимания, что ребенка нужно занимать разнообразными дидактическими играми развивающего характера.

Также и к общественности есть соответствующие вопросы. Где были они, когда в семье творилось такое невнимательное отношение к только что испеченному ребенку.

Кто-то возразит, что малышу стало жарко, поэтому его оставили у окна для получения свежего воздуха. Но почему было не находиться рядом, чтобы вовремя отреагировать на его падение и укатывание?

Бытовые заботы, мелочные хозяйственные дела — все это причина того, что ребенок попал в зубы хищного животного, которое не постеснялось нанести Колобку непоправимый ущерб — лишило его не только его индивидуального достоинства, но и полностью прекратило существование.

В этой истории урок и для молодежи. Не нужно искать неизведанного и привлекательного вне домашнего очага. Познавать окружающий мир следует рядом со взрослыми, на которых лежит ответственность за воспитание детей.

Если бы не педагогическая ошибка родителей, то Колобка бы не потянуло в лес, он бы отправился в люди, где его жизнь была бы в безопасности, и он бы вернулся домой живой и здоровый.

Хочется отметить и личностные стороны Колобка. Он проявил не только непослушание, отправившись в лес, но производил на всех встречных впечатление хвастливого и самонадеянного парня, обманувшего бабушку и дедушку, зайца, волка и медведя.

Так за что был наказан Колобок? За педагогические ошибки свои родителей! Так не будем же настолько равнодушны к своим детям, будем внимательны к их нуждам!

Мне нравится2Не нравится

Пересказ полный

Выходим на финишную прямую!

Выписываем на отдельный листочек заглавия наших частей.

Поздравьте своего маленького школьника с тем, что он успешно составил план пересказа! Теперь, опираясь на составленный план, можно приступать к полному пересказу.

Получилось? Замечательно! Для того, чтобы закрепить результат в памяти, повторите пересказ перед сном.

Вот и все. Оказывается, работать с текстом можно весело и интересно. Побольше творчества, друзья, и все получится! Это умение пригодится школьникам и сейчас, на этапе начальной школы, и в будущем на уроках истории, географии да и на всех остальных уроках тоже.

Благодарю вас за внимание, надеюсь, что статья окажется полезной)

Всего вам доброго!

Евгения Климович!

Как делать пересказ текста?

  • Под пересказом подразумевается, что заданный текст будет изложен своими словами, но суть его должна быть при этом сохранена и кратко воспроизведена. Главный постулат пересказа: ни в коем случае не зазубривать заданный текст, а понимать то, что ты читаешь.
  • Постарайтесь выбросить из головы все лишние мысли, мешающие сконцентрироваться на изучаемом вами произведении. Если абстрагироваться от них полностью вам не удается, займитесь аутотренингом, мысленно, словно мантру, повторяя: «Я не буду думать ни о чем постороннем. О своих проблемах я подумаю потом» — слова могут быть другие, самое главное, чтобы они помогли вам переключиться на изучаемый вами текст.

Важно абстрагироваться от всех посторонних мыслейВникните в смысл произведения:

  • Если вы заинтересуетесь событиями, которые описывает автор, и будете думать: «А что же дальше произойдет с героями этого произведения?», то полдела уже сделано. А так и случится, если вы будете читать текст не просто механически, а вникать в него, сопереживая литературным героям. Тогда вам будет легко следить за логикой событий, которые разворачиваются на страницах произведения, и возможными мотивами поступков главных героев.
  • Тексты бывают разными, и запоминать их следует по-разному. Если вам придется заниматься неповествовательным видом текста, то в рассуждения, изложенные на бумаге, проще вникнуть, если понять, как сам автор относится к описываемым им событиям и персонажам.
  • В первую очередь следует запомнить имена персонажей, играющих в произведении главную роль. Далее – заняться выделением ключевых моментов, которые повлияли на выстроенные автором сюжетные линии. Именно они станут опорными точками для вашего пересказа – благодаря им вам легко припомнятся все те события, которые вокруг них развивались.
  • Педагоги не всегда разрешают при пересказе пользоваться конспектами. Но для лучшего запоминания стоит во время прочтения конспектировать текст.
  • До написания или устного пересказа текста на уроке «прокрутите» его в уме, особенно те моменты, с которыми у вас возникли трудности. Можно несколько раз перечитать поворотные сюжеты, препятствующие мысленному восприятию всего текста в целом. Хорошо, если вы обладаете развитым воображением. В таком случае повествование может у вас ассоциироваться с какими-то собственными образами или эмоциями, что также упростит и ускорит процесс запоминания.
  • Не стоит волноваться по поводу того, если вы перескажете текст в вольном стиле, далеком от оригинала. Как мы уже поняли, для пересказа главное — уловить суть произведения, а не заучивать из него целые куски. Наоборот, именно вольное его изложение даст понять учителю, что вы хорошо поработали над произведением.
  • Пересказ текста может быть: краткий или подробный, устный или письменный, свободной формы или близким к оригиналу. Овладев описанной выше техникой, вы сможете приобрести навыки пересказов всех этих видов. Кроме того, вы с большей уверенностью будете отвечать на уроках гуманитарной или социальной направленности, где вам приходится сталкиваться с большими объемами информации, так вы будете их с легкостью запоминать и при потребности – пересказывать.

Что нужно знать о порядке проведения экзамена

️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.

️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.

️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.

️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

«Колобок» в научном стиле

Научному стилю свойственен обобщённо-отвлечённый характер речи, строгая логичность, доказательность, точность, определённая сухость речи – основные признаки научного стиля речи.

В научном стиле излагается учебный материал, научные статьи, книги, лекции, доклады, учебники – основные виды высказываний научного стиля.

Колобок — уменьшительно-ласкательное существительное от «колоб» — скатанный шар или ком, хлебобулочное изделие в форме круга, изготавливается из пресного теста. Колобком назван один из сказочных персонажей, изготовленный из остатков муки, оставленный остывать у открытого окна.

По сюжету сказки Колобок обрел дыхание жизни и покинул место прежнего своего нахождения. На пути он встречал других сказочных персонажей и исполнял им песню, демонстрируя свои певческие способности.

Колобок был не особо разборчив в своей публике, поэтому последний персонаж, встретившийся ему на пути, без какого-либо сожаления позволил себе употребить Колобка в пищу.

Ещё один интересный пример написания сказки «Колобок» в научном стиле:

В сельской местности с небольшим числом жителей проживала супружеская чета преклонного возраста. Мужчина по причине неутолимого чувства голода и с желанием удовлетворить свою естественную потребность обратился к женщине, разделяющей с ним совместно общую жилую площадь, с просьбой приготовить ему покушать.

Женщина адекватно отреагировала на просьбу мужчины и постаралась поскорее реализовать задуманное. Результатом ее кулинарных стараний в этот день стало хлебобулочное изделие в форме шара.

Объект неожиданно для всех обнаружил в себе признаки сознания и другие жизненные процессы, такие как: речь, двигательные умения и певческие навыки.

Данные особенности объекта позволяют отнести его к разряду индивидумов.

Объект покинул жилое помещение, в котором находился некоторое время после сотворения и направился в район лесного массива. На пути перемещения индивид несколько раз вступал в вербальный контакт с лесными жителями, которые пытались проявить к нему агрессивные действия.

Хорошо развитые коммуникативные умения помогали Колобку избегать опасность всякий раз, как кто-либо пытался склонить его к болезненному для него процессу поедания со стороны встречных.

Шарообразный объект продолжал движение в заданном направлении, как неожиданно для себя встретил другого индивида, превосходящего Колобка по интеллекту и креативности.

Шарообразный объект был введен в заблуждение, что привело его к совершению необдуманных действий, результатом чего стало его преждевременное прекращение жизнедеятельности.

Мне нравится1Не нравится

Вводные фразы для пересказа текста

Даже если план готов, далеко не все сразу понимают, с чего начать пересказ, как переходить от факта к факту в самом повествовании и как завершить его так, чтобы это выглядело логично и «эстетично». Для этого существуют специальные клише для пересказа, опираться на которые не то что рекомендовано – а, возможно, и обязательно. Поговорим о них подробнее.

Вводная часть

Чтобы сходу ввести слушателей в курс дела, необходимо вкратце представить основную мысль повествования. В этом случае обычно используют следующие фразы:

This story is about… – Это рассказ (история) о (том-то и том-то)

The extract for retelling is ( taken ) from the story ( article ) by… – Пересказываемый мной отрывок взят из рассказа (статьи), написанной тем-то и тогда-то…

The story ( article ) shows ( indicates )– История (статья) описывает (демонстрирует, показывает).

The story under consideration is from the book by…– Этот рассказ взят из книги такого-то автора…

Основная часть

Здесь основной трудностью может стать переход от события к событию или факту. В логичном и последовательном изложении обычно помогают следующие клише:

The story begins with… – Рассказ (история) начинается с…

The events presented in the story are as follows… – События в данной истории разворачиваются так…

The plot centers round… – Сюжет истории строится вокруг…

The scene is laid in… – Действия в рассказе происходят в…

Further (after that) the author passes on to… – Далее автор переходит к…

The author narrates (describes) – Автор повествует (описывает) о…

Заключение

Чтобы закончить пересказ грамотно, стоит использовать следующие вводные конструкции:

Analyzing the story I would like to say that… – Анализируя эту историю, я хотел бы сказать, что…

To sum up (to conclude, to summarize) …– В заключении (хотелось бы сказать)

The story gives a good insight into… – История позволяет получить представление о…

At the end of the story the author sums it all up by saying… – В конце истории автор подводит всему этому итог, говоря о…

Надеемся, теперь вы представляете, как правильно пересказывать текст на английском. Не жалейте времени на подготовку изложения – это станет хорошей тренировкой и для языковых навыков, и для памяти в целом.

Как подготовить пересказ близко к тексту

Такой вид текста вызывает трудности из-за обилия мелких деталей. Но зато ребёнку не требуется выражать своё отношение к содержанию текста;  нужно просто изложить перечень каких-либо сведений или фактов. А это значит, что нужно просто запомнить текст и передать его содержание согласно определённому плану.

С чего начать

Нужно пробежать текст глазами для общего ознакомления (так называемое ознакомительное чтение). Цель: составить общее представление о содержании текста, определить основную мысль, идею (если это художественный текст), или смысловые куски (если это учебный текст). Большое значение имеет уровень техники чтения, так как, если ребёнок плохо читает, ознакомительное чтение не получится.

Выписываем термины и просто незнакомые слова

Этот этап необходим, потому что у детей, как правило, словарный запас не слишком богат; кроме того, в текстах  действительно встречается много незнакомых слов, в том числе терминов, которые нужно знать. Такая работа позволяет лучше понимать содержание текста, а также способствует расширению словарного запаса.

Составляем краткий конспект

Более внимательное прочтение. Читаем  абзац (или смысловую часть параграфа, они обычно озаглавлены), отвечаем на вопрос «О чем идёт речь?». Записываем в тетрадь. Подобным образом прорабатываем весь текст (или параграф).

Читаем ещё раз

На этом этапе можно использовать разные варианты работы, в зависимости от типа памяти ребёнка. Если преобладает словесно-логическая память, лучше прочитать ещё раз. Если у ребёнка хорошая образная память, а именно – зрительная, можно параллельно с чтением делать  рисунки или схемы (рядом с пунктами краткого опорного конспекта). Если у ребёнка хорошая слуховая память, можно ему помочь, читая текст вслух. То есть, используем всё, что может помочь запоминанию.

Пересказ текста

Пересказываем текст, пользуясь опорным конспектом.

Смена деятельности, отдых

Откладываем работу минут на двадцать. В это время можно заняться любыми другими делами.

Повторный пересказ

Возвращаемся к пересказу. Пользуемся только опорным конспектом, не заглядывая в текст. Отмечаем пробелы – пункты плана, которые ребёнок не смог пересказать, потому что не вспомнил, о чём шла речь в тексте. Если такие пробелы имеются, возвращаемся к ним после того, как пересказали весь текст.

Очень полезно повторный пересказ начинать с конца опорного конспекта, потому что очень часто дети хорошо запоминают начало текста, а последние его части забывают.

В идеале надо пересказать текст ещё раз часа через два. Но уговорить на это ребёнка удаётся далеко не всем.

Как избежать типичных ошибок: пояснения на примерах

Школьники часто допускают следующие ошибки:

Грамматические — ошибки в структуре слова:

  • неправильное образование формы слова;
  • неверное построение словосочетания или предложения;
  • нарушение связи между главными членами предложения;
  • смешение косвенной и прямой речи;
  • и т.д.: «без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».

Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:

  • неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
  • неправильное определение границ предложения;
  • искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.

Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:

  • отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
  • неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
  • неумение делить текст на части;
  • нарушение последовательности высказывания;
  • неправильное абзацное членение;
  • пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
  • неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).

Фактические — искажение содержания текста:

пропуск важной информации;
несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
повторное возвращение к одному и тому же факту;
неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.

Орфографические — неправильное написание слов:

  • в корнях, приставках, окончаниях;
  • нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
  • неверное слитное или раздельное написание. 

Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:

  • отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
  • неверное оформление прямой речи;
  • невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Как избежать ошибок в изложении:

следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.

Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене. 

Как пересказывать прочитанный текст

Благодаря чтению, человек не только получает необходимую информация, приятно проводит время, обучается либо работает, но и способствует развитию памяти, грамотности мышления. Для улучшения способностей пересказа, рекомендуется рассказывать кому-то о прочтенном материале. К примеру, Вы прочитали статью о природных явлениях, либо об экономической ситуации, и тут же перескажите другу. Вот несколько советов по улучшению запоминания прочтённого:

При чтении вслух, не говорите шепотом, советуется либо проговаривать ясно текст, либо мысленно

Вообще, чтение в полный голос немного утомляет нервную систему, рассеивая внимание. Не стоит злоупотреблять этим способ заучивания, периодически меняйте стиль

Если Вы читаете сложную научную или техническую статью, то без заметок не обойтись. Записывайте прочтённое, цитаты, афоризмы, или даже наиболее сложно запоминающиеся текста. Не пытайтесь вечером или ещё хуже, ночью читать и заучивать. Мозг человека так устроен, что его активность приходится на первую половину дня. Но есть и свои исключения, если Вы точно чувствуете, что прочтённое вечером лучше усваивается в памяти, то конечно, Вам это никто не запретит.

  1. С книгами, как и с фильмами, одни откладываются в нашей памяти достаточно ясно, другие, сложно даже вспомнить начало. Это объясняется тем, что вероятнее всего после прочтения, Вы обсудили книгу с кем-то, поделились впечатлениями.
  2. Перед началом чтения, ознакомьтесь с анонсом или критикой данного произведения. Это поможет составлению собственного мнения о том, что произойдёт в книге.
  3. Рекомендуется находиться в более тихом, спокойном месте, чтобы было комфортно. Позаботьтесь о хорошем освящение.

Как правильно делать пересказ текста?

Из разработанных техник можно выделить правила, которыми стоит руководствоваться при подготовке пересказа текста:

  • изучайте задаваемые тексты с 7.00 до 12.00 или с 14.00 до 18.00 – в эти часы информация лучше воспринимается мозгом, и поэтому она лучше запоминается;
  • не откладывайте изучение текста до последнего момента, лучше с ним ознакомиться заранее;
  • ознакомьтесь с общей структурой текста, чтобы в вашем мозгу сформировался единый образ вашего будущего пересказа;
  • займитесь определением идей, взаимосвязи, последовательности событий и ключевыми моментами произведения;
  • выявите сложные для вашего восприятия поворотные сюжеты и изучите их еще раз;
  • позаботьтесь о постоянном развитии своего словарного запаса – тогда ваши пересказы будут качественными и оригинальными;
  • при прочтении текста ведите для себя конспект;

Обязательно нужен конспект

  • задействуйте для запоминания два вида памяти, поэтому читайте и прослушивайте текст;
  • воспользуйтесь ассоциативной памятью – тогда материал лучше усвоится и закрепится;
  • после запоминания пересказа устройте себе отдых, а потом закрепите его в своей памяти, перечитав произведение еще раз.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Как привить ребенку любовь к чтению

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Читать дальше

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

И напоследок – несколько полезных рекомендаций по легкому запоминанию текста

Легче всего будет запоминаться то, что было прочитано прямо перед сном. На следующий день сразу после подъема стоит еще раз повторить полученную информацию.

  • Научись в голове создавать ассоциации с известными вам давно фактами. Насколько просто запоминается понятная информация, знают все полностью. Особенно, если она не содержит новых знаний
  • Придумай себе хорошую мотивацию, за то что запомните быстро прочитанное. Например в виде небольшого приза. Можно попросить окружающих сделать это для себя. Еще эффективнее это будет работать, если о призе будет сказано при нескольких людях
  • Если выбрать самые важные и основные слова, их можно регулярно вставлять в свой разговор. Делать это можно примерно раз в полчаса. Объемная статья крепче пойдет в память, если периодически говорить опорные слова. Память начинает включать подсознательный уровень и выкладывает то, о чем требуется рассказывать
  • В качестве тренировки рекомендуется делать пересказы некоторых частей, особенно если это будет слушать кто-то заинтересованный. Текст усвоится еще проще. Только пытайся дословно повторять, а старайся говорить своими словами
  • Поскольку некоторые тексты изначально могут сложно поддаваться, попробуйте выбрать самое сложное для тебя и прочти это пару раз
  • Если тебе приходится часто делать пересказы – читай как можно больше книг. Чем больше информации приходится обрабатывать мозгу, тем проще он принимает новую

Примени 2-3 из предложенных выше советов и ты прокачаешь навык запоминания информации, будь уверен!

Единственное – не пытайся сделать все в один заход, а выдели на это дело хотя бы 1 день. Со временем ты не заметишь, как следующие материалы будут даваться все легче.

«Ловец слов»

«Ловец слов» — это такое упражнение, которое рекомендуется выполнять для развития слуховой памяти. Задача ребенка поймать в тексте определенные слова.

Скажите ребенку, что сейчас вы еще раз ему почитаете, а он пусть внимательно слушает и постарается поймать имена всех героев рассказа, а также географические названия и запомнить их.

Теперь читайте. После выясните, что удалось поймать. Если ребенок что-то пропустил, скажите ему об этом.

Этот шаг ценен тем, что он аккуратно вынуждает ребенка не просто слушать, а слушать внимательно.

Теперь переходим к шагу номер три. Он самый веселый.

Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

• полнота;

• эмоциональная выразительность.

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.

«Классический»

  1. Первым делом нужно подготовить организм к скорой работе. В этом отлично поможет прогулка в парке, минут на 15-20; езда на велосипеде, прыжки через скакалку или плавание. Главное не перенапрячь себя.

Место, где предстоит запоминание текстов, не должно Вас ничем раздражать; желательно пусть оно будет тихим. Главное – иметь возможность сосредоточиться.
Далее можно приступать к прочтению текста. Читайте внимательно, понимая его смысл. Обязательно узнайте в толковом словаре значения всех неизвестных слов.
Разделите текст на 7-9 смысловых частей (именно столько может удержать наша краткосрочная память), каждую из которых нужно озаглавить цитатой из этого фрагмента, выражающей главное. Записав все заглавия, у вас получится план. Его, для надёжности, можно несколько перечитать.
Начните перечитывать первый фрагмент. Сначала пробуйте рассказать одно предложение, затем второе, третье и т.д. После соберите всё воедино и перескажите часть, не забывая опираться на цитату из плана. Повторите тоже самое с остальными частями.
Если все смысловые фрагменты запомнены хорошо, приступайте к пересказу всего текста целиком. Чаще всего, отдельные слова или фразы никак не могут запомниться и постоянно забываются. Если такое произошло, запишите их на листочке, в который изредка посматривайте, пока слова не отложатся в голове.
Теперь можно сделать небольшой отдых, старайтесь минут 30 не думать о тексте; займитесь другими делами.
Спустя время, ещё пару раз повторяем его. Ложитесь спасть пораньше, чтобы хорошо выспаться. Используя этот приём, даже сложный параграф будет казаться вам простым и понятным.

Из чего состоит итоговое собеседование?

Итоговое собеседование для ОГЭ состоит из четырех частей:

  1. Чтение — задание на выразительное, грамотное прочтение отрывка из публицистики с соблюдением интонационных и синтаксических пауз.

Время на подготовку: 2 минуты.

Время на выполнение: 2 минуты.

Вес: 2 балла.

  1. Пересказ — задание на подробное изложение сути текста, согласно его микротемам (порядок мыслей менять нельзя!) и с использованием минимум одной цитаты.

Время на подготовку: 2 минуты.

Время на выполнение: 3 минуты.

Вес: 5 баллов.

  1. Монолог — задание на составление устного рассказа по выбранной теме из предложенных (описание картинки, повествование и событии или рассуждение о проблеме). В качестве подсказки будет дана карточка с вопросами.

Время на подготовку: 1 минута.

Время на выполнение: 3 минуты.

Вес: 3 балла.

  1. Диалог — задание на поддержание беседы через подробные спонтанные ответы на вопросы по теме монолога.

Время на подготовку: 0 минут.

Время на выполнение: 2-3 минуты.

Вес: 2 балла.

Также предусмотрены 8 баллов за грамотность речи. Их можно получить, если не допускать грамматических ошибок, правильно и понятно строить предложения, верно ставить ударения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector