Как научить ребенка пересказывать текст, и почему это важно
Содержание:
- Почему дети не понимают прочитанное?
- Как научить ребёнка пересказывать прочитанное
- Слишком рано или слишком поздно?
- Школа чтения О. Андреева
- Причина неудач в чтении и пересказе
- Техника запоминания текста
- Как избежать типичных ошибок: пояснения на примерах
- Игры для расширения словарного запаса ребенка
- Что такое пересказ, и каким он должен быть
- Игра в театр
- Маленькие хитрости
- Первый шаг
- Хитрые приемы, как научить ребенка пересказывать?
- Пересказ по памяти
- Пересказ по картинкам
- Учим детей пересказывать
- Виды пересказа
- Маленькие хитрости
- Почему дети не умеют пересказывать текст?
- Основные правила
Почему дети не понимают прочитанное?
Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?
Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.
Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.
В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.
Как научить ребёнка пересказывать прочитанное
Если ребёнок не умеет пересказывать, то здесь важна тренировка. Первый раз будет сложно, но с каждым последующим пересказом ситуация будет выравниваться, учение и труд как говорится, всё перетрут.
- если ученик при пересказе вдруг забывает слово, и из-за этого «встаёт» вся следующая работа, то надо научить его подбирать другие слова-синонимы. Для этого надо при прочтении текста и выделении главных мыслей, эти главные мысли говорить двумя разными предложениями, т.е. то же самое, но другими словами (я увидел, что за окном моросил дождь= дождик капал, когда я выглянул в окно)
- взрослым желательно добавить в свой повседневный лексикон как можно больше разнообразных слов, а не общаться на уровне «подай соль – иди спать». Ведь наш русский язык велик и могуч. Чем больше ребёнок слышит разных слов, тем богаче его словарный запас, который и поможет быстро подбирать синонимы к забывшемуся слову. Добавьте в свою речь сравнительные обороты, говорите образами, предложения делайте максимально развёрнутыми («я налила горячий, вкусный, красный борщ в эту красивую жёлтую тарелку со слонёнком, приятного аппетита», вместо «ешь суп»)
- начните с пересказов самых простых сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, хорошо знакомые с детства персонажи, легко научат пересказывать.
- скажите ребёнку, что он режиссёр и должен снять в своём воображении кино по прочитанному сценарию. Так у него разовьётся фантазия и образное мышление, которые помогут в дальнейшем пересказе. Можно в ролях разыграть небольшую сценку по прочитанному произведению.
- спрашивайте у ребёнка, как он видит главного героя, как остальных – эти образы подскажут школьнику дальнейшее развитие сюжета.
Читайте вслух как можно больше книг, обсуждайте с ребёнком прочитанное, это сможет помочь школьнику хорошо учиться . В детских книгах большое количество иллюстраций, они также сыграют немаловажную роль в помощи при пересказе.
Расспрашивайте, как ребёнок провёл день, что ему запомнилось, что он хотел бы изменить, и вопрос «как научить ребёнка пересказывать прочитанное» отпадёт сам собой, ведь если малыш перескажет свой день, то и пересказ интересной книжки не вызовет у него затруднений.
Слишком рано или слишком поздно?
Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.
Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек. Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить. Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.
Школа чтения О. Андреева
Существует уже отработанная и зарекомендовавшая себя техника чтения Олега Андреева. В его школе быстрого чтения уже не одно десятилетие занимаются дети различного возраста, стремящиеся развить свою речь, поле зрения, образное мышление и научиться «легко учиться» в школе. По работе с любым текстом О. Андреев рекомендует такую схему выделения главного из прочитанного материала: название, автор, факты (фамилии, географические данные, различные количественные данные), действие (какие действия совершают герои прочитанных произведений, и какие события там происходят), основное содержание прочитанного (это краткий пересказ своими словами смысла, содержание текста).
Занимаясь с ребенком чтением или обсуждением прочитанного, доведите до автоматизма работу по этой схеме. Она поможет грамотно работать с текстом и не увязнуть во второстепенных деталях произведения.
Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими.
Причина неудач в чтении и пересказе
Стандартная фраза, которую озвучивают родители, когда малыш не может вникнуть в смысл прочитанного, звучит как «прочитай внимательно ещё раз». Но беда в том, что замечание взрослых заставляет детей нервничать и читать более невнимательно. Создаётся впечатление, что ребенок читает непонятный ему набор букв.
Мозг работает таким образом, что тот концентрируется исключительно на корректном произношении звуков, а смысл остаётся позади. Как итог, неспособность собрать пазл рассказала в единую картину и невозможность пересказа прочитанного. Задача родителей — переключить автоматическое прочтение на вовлеченное. Только в этом случает ребенок научится не только читать, но и будет понимать о чем и сможет пересказывать во всех подробностях. Как научить ребенка учиться.
Техника запоминания текста
Известно, что информация лучше запоминается, если её проговорить вслух. Это правило действует и в отношении младших школьников. Самый простой способ воспроизвести информацию, которую услышал или прочитал — это записать её. Ученики старших классов и студенты пишут конспекты, но как быть с первоклассником?
Очень просто — рисовать (или делать аппликации). Зарисовывать можно любой простой текст. Для обозначения используются простые картинки, с которыми ассоциируется то или иное действие. Например, зарисуем такое предложение «Папа с Вовой вышли из дома и взяли с собой собаку Кляксу, но вскоре пошёл дождь и им пришлось вернуться домой». Ряд наших рисунков будет таким: две фигурки, дорога, собака (можно нарисовать кляксу, чтобы запомнить имя), зонтик с каплями, домик. После прочтения этого предложения пусть ребёнок, глядя на рисунки, расскажет, о чём шла речь. Со временем предложения пусть превращаются в короткие рассказы.
Важно, чтобы ребёнок не просто запоминал прочитанное, а вникал в смысл и понимал, о чём речь. В этом помогут комментарии при пересказывании
Например, можно давать оценку героям сказки и их действиям: какие они — глупые, наивные, хорошие, плохие… Правильно ли они поступают? Что можно было бы ещё сделать? Комментарии к рассказу или сказке покажут, понимает ли ребёнок суть прочитанного и учит его формулировать своё мнение.
Как избежать типичных ошибок: пояснения на примерах
Школьники часто допускают следующие ошибки:
Грамматические — ошибки в структуре слова:
- неправильное образование формы слова;
- неверное построение словосочетания или предложения;
- нарушение связи между главными членами предложения;
- смешение косвенной и прямой речи;
- и т.д.: «без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».
Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
- неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
- нарушение порядка слов в предложении;
- неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
- неправильное определение границ предложения;
- искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.
Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
- отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
- неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
- неумение делить текст на части;
- нарушение последовательности высказывания;
- неправильное абзацное членение;
- пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
- неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).
Фактические — искажение содержания текста:
пропуск важной информации;
несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
повторное возвращение к одному и тому же факту;
неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.
Орфографические — неправильное написание слов:
- в корнях, приставках, окончаниях;
- нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
- неверное слитное или раздельное написание.
Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
- отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
- неверное оформление прямой речи;
- невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Как избежать ошибок в изложении:
следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.
Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.
Игры для расширения словарного запаса ребенка
Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке
Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.
1. Поводырь
На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
4. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
5. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
6. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
7. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».
9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.
10. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
11. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал, помогающий вашим занятиям – играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры. Материал для подобных игр-занятий можно найти в любом книжном магазине. Он выходит в серии «Практическое пособие по развитию речи».
12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
Полнота текста
Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
Выразительность
Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный, близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языка
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Скучность пересказа
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций
Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста
Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Игра в театр
Для развития речи и памяти малышей эффективна игра в театр. По прочитанной сказке разыгрывается спектакль. Пусть будут импровизированная ширма, персонажи, вырезанные из специального бумажного набора, игрушки, пальчиковые куклы.
Приведем несколько приемов, что помогут научить ребенка пересказывать.
Начинать с малого
Во время чтения сказки/рассказа прерваться на уважительную причину. Выйти, вернуться через 1-2 минуты и попросить ребенка напомнить вам, на чем вы остановились или что было до этого.
Наводящие вопросы
Помогать ребенку при пересказе наводящими вопросами, по сути, вместе восстанавливая сюжет по памяти.
Работу с большим текстом лучше разделить на несколько частей и пересказывать их отдельно. А если для сдачи домашнего задания в запасе есть время, то начинать готовиться к пересказу за несколько дней.
Совместная работа
Прочесть вместе вслух или «про себя» выбранный сюжет. И попросить ребенка объяснить непонятный вам момент
Например: так Детский Доктор положил в желтый чемоданчик для мальчика Пети пилюльки или конфеты? Так можно развивать внимание к мелким деталям
Если ребенок отвечает охотно и правильно, то можно попробовать что-то напутать. Часто этим приемом пользоваться не получится, лучше чередовать с другими.
Продолжи историю
Прочесть совместно вслух сказку, небольшой рассказ, историю. При необходимости 2-3 раза. Взрослый начинает предложение, предлагая закончить его ребенку.
Пример «и отправился Иван-Царевич в тридевятое царство, а навстречу ему …, и говорит он человеческим голосом …». Постепенно ребенок перехватит инициативу рассказчика, и дополнять историю уже придется маме, папе.
Работа с иллюстрациями/текстом
Для маленьких деток это могут быть рисунки в книге. Ребенок по ним может попробовать пересказать сказку или если картинки раздельные, собрать в правильной последовательности.
Для детей постарше, что умеют хорошо читать, можно предложить собрать текст из кусочков. Для этого прочитанный ранее материал распечатать на другом листе, заранее разбив на отдельные предложения (если очень короткий) или абзацы.
Пересказ от имени героев
Для малышей в «помощники» можно взять их любимые игрушки. А с детьми старшего возраста распределить роли, например, предложить ребенку озвучивать роль главного героя, а самому – слова автора.
Юному школьнику может понравиться вариант пересказа от имени одного из персонажей. Хорошо еще при этом давать оценку поступкам героя, разобраться почему он сделал так, а не иначе.
Надо понимать, что ни один из приемов не дает гарантии обучения пересказу за один день. Результат возможен лишь при ежедневной планомерной работе.
фото: depositphotos.com/scanrail
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com
Первый шаг
Для начала следует выбирать небольшие тексты. Еще один очень важный момент – отсутствие в них непонятных слов.
Первый раз текст читается целиком, чтобы ребенок смог уловить общую суть происходящего в нем. Кстати, имейте в виду, что у малышей очень хорошая память, поэтому не удивляйтесь, если они сходу смогут повторить все прочитанное слово в слово. Однако у нас другая цель.
После первого прочтения текст делится на небольшие фрагменты. Каждый зачитывается отдельно.
Затем следует вместе с ребенком разобраться, о чем шла речь, что и почему делали герои. Задавайте ребенку вопросы по отрывку. Предложите и ему спрашивать обо всем, что показалось непонятным.
Хитрые приемы, как научить ребенка пересказывать?
- Очевидно, чтобы научить ребенка пересказывать, полезно продолжать читать и показывать малышу книжки и фильмы, раз это ему по вкусу. Но пересказа требовать не всегда, а пореже.
- Самое главное — постарайтесь заставлять малыша рассказывать о виденном и прочитанном как бы невзначай, мимоходом, не сразу.
- Сделайте вид, что вы забыли, что читали; пошутите, что сынишка уже забыл, какую картину видел утром (когда вспомнит название, пошутите, что забыл еще что-нибудь, и т. д.);
- Попробуйте при ребенке начать пересказывать содержание книжки кому-то третьему, и при этом допускайте ошибки: поправит вас маленький рассказчик или нет?
- Почаще пользуйтесь случаем, чтобы рассказ о прочитанном был обращен не к вам, а к гостю, родственнику.
- Всегда живо интересуйтесь пересказом, поддерживайте маленького рассказчика забегающими вперед вопросами, вступайте с ним в спор («нет, не так было, по-моему»), а потом обращайтесь к книжке и признавайте свою неправоту.
- Одним словом, учитесь вести беседу о прочитанном (кстати, для взрослых это подчас трудней, чем для детей — рассказывать).
- И помните: никакого сухого тона, никаких приказов и поправок свысока, а побольше юмора, ласки, поощрения, подзадоривания, побольше разнообразия в подходах и приемах.
Пересказ по памяти
Если школьник освоил пересказ по плану, можно переходить к самому сложному заданию — пересказу по памяти. Для начала можно отказаться от записей, но разрешить ребёнку подглядывать в книгу. Затем, когда у него будет хорошо получаться, предложите закрыть книгу и пересказать своими словами. Обязательно подбадривайте ребёнка, можете поправить, если он сбился, но не рассказывайте за него.
И продолжайте оттачивать навык в обычной жизни, пересказывая друг другу происшествия дня, темы уроков, сюжеты фильмов и книг. Ведь ненавязчивое обучение, когда никто никого не заставляет, крайне эффективно!
Пересказ по картинкам
Когда ребёнок освоит пересказ с вашей помощью, переходите к пересказу по картинкам. Прочитайте сказку или рассказ и предложите малышу рассмотреть красивые иллюстрации, попутно вспоминая, что там произошло. Если в книге нет картинок или они недостаточно информативны, можно нарисовать их самостоятельно. Не забывайте подсказывать ребёнку слова и фразы, если у него не складывается рассказ.
Отличный вариант обучения пересказу в игровой форме — когда взрослый сам изображает героев, которые что-то делают, а малыш озвучивает всё, что происходит. Это не только полезно для развития, но и очень весело!
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл
Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения
Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему. |
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка
Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа
Особенности
Проблемы освоения
Как помочь детям
Подробный
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.
Незнание, с чего начать.
Отсутствие эмоциональной окраски.
Неиспользование лексики текста, образных выражений.
Потеря деталей или отдельных событий.
Не заучивайте отдельные фразы
При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?
Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.
Используйте метод схематизации.
Выборочный
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.
Сжатый
Краткий пересказ сути и основных событий.
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.
Творческий
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений
Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:
— Что бы ты изменил?
— Хотел бы ты жить там и почему?
— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Почему дети не умеют пересказывать текст?
У родителей бытует мнение, что неумение изложить прочитанную историю связано с недостаточной концентрацией на прочитанном. То есть, ребенок номинально читает, даже зачастую прилежно и усидчиво, но если текст ему неинтересен, то он просто не вникает в его смысл. Отчасти это справедливое наблюдение, однако, педагоги и детские психологи связывают недостаточный навык пересказа прежде всего с «недосформировавшейся» речью. В бытовом смысле ребенок хорошо социализирован, ориентируется и свободно общается в семье, но его словарный запас крайне ограничен. Ярким симптомом такой проблемы является активная жестикуляция при разговоре, если попросить малыша объяснить причины того или иного поступка. Ему не хватает лексики для выражения эмоций и сложных причин, именно это он и заменяет жестами и мимикой, тогда как простые объяснения он может дать без особого труда.
Ограниченный словарный запас связан с определенной закрытостью внутри семьи, когда малыш большинство разговоров проводит с родными людьми, соседями или гостями. Нехватка естественного общения с друзьями своего возраста в дошкольный период как бы «консервирует» неразвитость речи. Родные люди и так поймут малыша, а надобности что-то доказывать или убеждать в своей правоте, попросту нет.
Вторая по значимости причина затруднений с пересказом текста, даже просто услышанного, заключается в неумении читать. Современные дети с малых лет «юзают» интернет, играют, смотрят ролики и так далее, в этом они часто превосходят родителей. Однако собственно чтения как практики, когда малыш увлекся историей и прочитал ее целиком, пусть медленно и с трудом, катастрофически не хватает. Недостаток печатного слова значительно обедняет «стартовый» словарный запас, затрудняет понимание информации, которая выходит за бытовые и семейно-социальные рамки.
И лишь на третьем по значимости месте стоит проблема детской расконцентрации. Она тоже оказывает мощное негативное воздействие, но в подавляющем большинстве случаев в комплексе с остальными двумя проблемами
Значит, и решать их нужно системно, уделяя должное внимание каждому аспекту, чтобы развитие «пересказывательных способностей» было гармоничным. К слову, в российской образовательной системе есть строгие стандарты, согласно которым ученик 1-3 классов должен связно пересказывать минимум 50% смысла текста, а пятиклашка уже все 100%
Основные правила
Готовясь к пересказу, малышу необходимо научиться выделять основные моменты прочитанного, запомнить последовательность основных действий и событий и поведать об этом своими словами. При этом рассказ будет зависеть от того, насколько у ребенка развита речь и богат словарный запас. Об этом родители обязаны проявить заботу еще до начала школьного периода. С будущим школьником необходимо говорить, петь песни, читать вслух, разучивать стихотворения. Возможность общаться с родителями хорошо помогает ребенку в развитии речи.
Чтобы процесс воспроизведения текста своими словами не представлял для ребенка особых затруднений, следует применять некоторые методы:
- необходимо после прочитанного провести анализ, составить план пересказа, устно обсудить услышанный сюжет, перечислить главных персонажей, основную последовательность событий. Можно задавать наводящие вопросы, на которые ребенок будет давать ответы, одновременно лучше запоминая информацию. После этого пусть малыш попытается пересказать текст самостоятельно;
- пересказывать можно по своим зарисовкам. Для этого малыш с помощью взрослых рисует иллюстрации к тексту, по которым он будет воспроизводить услышанное. В таком методе удобным считается текст, имеющий цветные картинки. По ним малыш довольно быстро способен восстановить в памяти всю услышанную только что информацию. Такой пересказ можно проводить в игровых формах, чтобы еще больше увлечь ребенка.
Как не допускать ошибок взрослыми, при обучении ребенка
Более взрослым детям больше подойдет способ, который подразумевает составление письменного плана для пересказа. Для этого необходимо прочитать какой-нибудь рассказ, наводящими вопросами помочь определить главные мысли и записать их в определенной плановой последовательности. Здесь необходимо следить, чтобы пункты плана были не особо длинными, то есть не перегружались информацией.
Не советуем добиваться от ребенка положительного результата с первого раза. Приготовьтесь к тому, что после каждого пересказывания придется перечитывать текст повторно, чтобы ребенок имел возможность сравнить свой рассказ с оригиналом, выделяя при этом допущенные ошибки. Иногда случается, что чтение проводится более трех раз, прежде чем малыш уловит всю суть и будет способен воссоздать услышанное своими словами.
При этом не стоит злиться, чтобы ребенок не испугался и не замкнулся в себе с мыслью, что не в силах справиться с заданием. Ведь вполне может так случиться, что определенные слова малыш не смог понять и постеснялся уточнить, что они означают. И только в ходе доверительной беседы с вами он вполне может уточнить все неясные моменты.
В процессе чтения постарайтесь интонацией выделить основные образы, поступки и прочие факты. Для первого раза можно предложить малышу выполнить пересказ вместе. При этом можно слукавить, сделав вид, что забыли некоторые детали. И если ребенок отреагирует быстро и правильно – похвалите его за сообразительность и память.
Для пересказов необходимо подбирать тексты легкие, хорошо знакомые, со временем переходя на более сложные рассказы. Если такие упражнения будете выполнять ежедневно, очень скоро ваша помощь малышу в подобных заданиях станет не нужна.