Упражнения для развития памяти у младших школьников

Способы развития фотографической памяти у детей

Существует множество специальных упражнений, которые улучшают зрительное восприятие и запоминание. Выполнять их можно дома, на перерыве в школе или в транспорте. Специалисты рекомендуют уделять тренировкам хотя бы 15 минут каждый день в течение как минимум одного месяца.

1. Таблица Шульте

Это популярное упражнение помогает расширить угол обзора, чтобы в поле зрения попадало больше информации. Таблица представляет собой квадрат 5х5 с числами от 1 до 25, расставленными случайным образом. Не отводя глаз от центрального квадрата, нужно как можно быстрее найти все числа по порядку.

2. Метод Айвазовского

Необходимо внимательно рассмотреть предмет, а затем, закрыв глаза или отведя взгляд, попробовать вспомнить его в мельчайших деталях. Вначале это может показаться сложным, но со временем получаться будет всё лучше. Когда появятся первые успехи, стоит понемногу сокращать время, отведённое на запоминание, и постепенно усложнять себе задачу, изучая более сложные объекты, картинки или тексты.

3. Спички

Возьмите от 3 до 5 спичек и бросьте их на горизонтальную поверхность. Посмотрите несколько секунд на то, как они упали, отвернитесь в другую сторону и с помощью других спичек попытайтесь как можно точнее повторить расположение. В дальнейшем увеличивайте количество спичек, если стало легко.

4. Что пропало

Выложите перед ребёнком разные предметы, попросите запомнить их. Затем, когда ребёнок отвернётся или закроет глаза, уберите 1 предмет, и предложите ему вспомнить, чего не хватает. Со временем можно увеличивать количество выложенных или спрятанных предметов, менять их расположение, использовать карты или кости домино.

Это далеко не все упражнения и способы того, как развить фотографическую память. Многие из них легко адаптировать под окружающую обстановку: во время прогулки «фотографировать» вывески магазинов, запоминать расположение деревьев в парке, фиксировать в сознании случайные тексты и числа, а потом воспроизводить эти образы. Тренировать таким методом мозг весело и очень полезно. Существуют также специальные курсы, успехи выпускников которых – наглядный пример того, как развить фотографическую память быстро и закрепить эффект навсегда. Сюда же относятся методики скоростного чтения или курс Меморика от Академии SMARTUM. Такой навык обязательно пригодится в жизни – учёбе, профессиональной деятельности и даже занятии хобби, поэтому попытаться его освоить точно стоит.

Народные средства

Для решения проблемы забывчивости и снижения процессов работы мозга в домашних условиях готовят настои и отвары. Используют травы, улучшающие мозговое кровообращение и память.

Настой клевера

Потребуются высушенные цветочные головки травы. Для приготовления:

  1. Предварительно растолочь.
  2. Набрать 2 ст. л. растительного сырья.
  3. Выложить в керамическую или фаянсовую посуду.
  4. Запарить двумя стаканами кипящей воды.
  5. После 2-часового выдерживания настой отцедить.

Принимают перед едой по 70 мл. 3-4 раза за сутки. Курс лечения для улучшения памяти составляет 3 месяца.

Отвар рябины красной

Используют кору этого дерева. Сырье должно быть высушено и измельчено:

  1. Перекладывают 1 ст. л. коры в сотейник.
  2. Вливают 250 мл. горячей воды.
  3. При слабом нагреве варят состав 10 минут.
  4. Накрывают салфеткой и оставляют на 6 часов.
  5. Фильтруют.

Употребляют отвар трижды за сутки по 1 ст. л. 3-4 недели. Курс повторяют после трехмесячного перерыва. Помогает при расстройствах памяти.

Настойка девясила

  1. Промывают корневища растения.
  2. Мелко шинкуют.
  3. Помещают 1 ст. л. сырья в стеклянную бутылку с 500 мл. водки.
  4. Держат закупоренную емкость при ежедневном взбалтывании в темном месте.
  5. Готовую настойку девясила фильтруют.

По 1 ст. л. принимают средство каждые 8 часов. Курс лечения составляет 3 недели.

Используют и другие народные средства, учитывая пропорции и дозировки. При грамотном применении они улучшают мозговые функции, укрепляют память.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Упражнения, развивающие память

Не стоит воспринимать процесс обучения как нечто скучное и неинтересное. Даже обычные игрушки можно использовать в процессе. Такие занятия определенно придутся малышу по душе.

Развитие памяти у детей начинают с простых заданий. Только после успешного выполнения их постепенно усложняют. Обычно берут столько предметов, сколько лет малышу, т.е. если ему два года, то две игрушки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо идет игра «Спрячь предмет». Для этого в разных местах раскладывают игрушки, дают ребенку время для запоминания, после чего просят его выйти. Взрослый в этот момент прячет игрушку и просит вернувшегося малыша сказать, что изменилось.

Есть простой способ развить память у детей. Достаточно каждый день расспрашивать ребенка о детском саде.

Поэтому дошкольник рассказывает о том, что он ел на завтрак и обед, во что играл, какие занятия были. Дополнительно у него формируется навык связной речи.

Тренировать память можно посредством обсуждения сказок. Как только взрослый прочитает какую-то сказку, стих или историю – ее нужно подробно разобрать. Малыш должен назвать главных героев, основные события и т.п.

Обязательно нужно улучшать не только зрительную память, но и слуховую, для этого подойдут игры с мячом. Дошкольник должен ловить его только в случае, если называется «съедобное» слово или оно начинается на звук .

Обратите внимание! С несколькими детьми можно усложнить работу. Каждый малыш называет какой-нибудь предмет из темы «Транспорт» (или любой другой), после чего ведущий должен воспроизвести все названные слова

Дополнительно можно сделать мемо-игры по любой теме. Для этого нужно сделать набор парных карточек. Например, разных овощей. Для начала можно ограничиться 10 парами.

Перед ребенком выкладывают карточки рубашками вверх. Он должен искать одинаковые, но за раз он поднимает только две штуки.

Есть готовые наборы мемо-игр из разных материалов

Не всегда родители понимают, как развить память у ребенка. В таком случае им поможет консультация у психолога. Специалист подскажет упражнения для разных периодов.

Например, в старшем дошкольном возрасте можно называть ряд слов и попросить ребенка их повторить. Нежелательно использовать зрительную опору, так как это нужно для развития слуховой памяти.

Какая бывает память у детей?

Прежде чем приступать к развитию памяти у малыша, следует понять, какие бывают виды детской памяти:

Произвольная память, при которой для запоминания используется воля. Непроизвольная память включается бессознательно.
Непосредственная (механическая) – примером можно назвать заучивание стихов в том случае, когда ребенок не знает значений каких либо слов. Опосредованная же означает предварительное осмысление ребенком информации.
Кратковременная и долговременная

У дошкольников очень часто можно наблюдать такую ситуацию, когда они помнят что-то очень важное буквально 5 минут, а затем забывают. Так, например, лучшие друзья в детском саду за день могут несколько раз поссориться и помириться, но при этом даже забыть, из-за чего же был спор

Позже, к школьному возрасту, более развитой становится долговременная память.

Память у ребенка также делится на слуховую, зрительную, тактильную, кинетическую.

Как улучшить?

Сразу стоит обозначить, что к решению проблемы плохая памяти необходимо подходить комплексно. Сегодня разработано достаточно много методик и способов, позволяющих существенно улучшить способность ребенка к запоминанию информации.

В качестве действенных методов можно обозначить следующие меры:

Систематическое выполнение с ребенком упражнений, направленных на улучшение функции запоминания и тренировку памяти. Регулярное чтение детских книг, а также заучивание не сложных стихов, песенок, скороговорок и т.д. Проведение игр с ребенком, в которых необходимо задействование памяти

Пересмотр питания школьника – важно, чтобы в рационе присутствовали все необходимые макроэлементы для полноценной работы мозга и организма в целом. Необходимо увеличить потребление таких продуктов, как: форель или лосось, капуста брокколи, морковь, шпинат и т.д

Отдельно стоит отметить, что ребенку также можно пропить курс витаминов. Однако в этом случае необходимо в обязательном порядке проконсультироваться с врачом.

Легкий способ развития слуховой памяти

Бывает такое, что кто-то говорит рядом, а вы не слышите? Или ребенок находится на уроке, а слышит только свое имя из всего потока информации, когда уже учитель заметил, что он летает и обращается к нему.

Это происходит потому, что внимание не направлено на эту информацию. А может быть так, что ребенок слушает, но информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает). Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти

Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти.

Попробуй повтори или 10 слов.

Называем вслух последовательность слов, а потом просим повторить ребенка эти слова. Можно начинать с последовательности 5 слов.

Лето, зима, корабль, стол, дверь. Потом удлиняйте последовательность слов.

Как можно помочь ребенку запомнить слова? А можно с ними проделывать удивительные фокусы: увеличивать, уменьшать, приделывать уши, нос, чтобы они стали смешными, тогда запоминание будет в радость и эффективнее.

Веселая игра «Снежный ком»

Играют как минимум вдвоем. Первый говорит слово, а второй повторяет слово и добавляет свое. Каждый игрок повторяет уже сказанные слова в той же последовательности и добавляет новое слов и так далее.

Сначала можно ограничиться 10 словами. Добавление может быть любым существительным, прилагательным, глаголом.

Самое эффективное упражнение

Самое удивительное и полезное упражнение. Развивает не только слуховую память и увеличивает ее объем, но и доставляет удовольствие. Мне интересны игры и упражнения, дающие  много пользы по всем направлениям.

Это очень важное занятие и очень, очень полезное. Это как пить чистую воду для организма

Так же необходимо делать это упражнение, а именно, учить наизусть!

Мы можем сказать, что ребенку достаточно не выучить, а понять. Однако, у нас существует два пути запомнить: проложить след (дорожку) повторениями и связать с чем-то ассоциацией.

Допустим ребенок понял определение. А с чем он его свяжет, с учителем? Это тоже вариант)

Но ребенкино понимание висит в воздухе, если у него нет базы, на которую ложится, привязывается его понимание предмета.

А вот эту базу и дает учение наизусть

Поэтому учить наизусть важно! Это говорила наш ученый Наталья Бехтерева, которая изучала головной мозг в течение 40 лет. Она сокрушалась, что мы забросили самый эффективный способ развивать память

Сейчас у учеников присутствует синдром пустой головы, потому что родители стали относится к этому действию очень неоднозначно, в школе редко просят учить наизусть.

Хорошо, что нам еще задают учить стихотворения и таблицу умножения наизусть.

Как правильно запомнить на долгое время изложено здесь (откроется в новой вкладке).

Как тренировать память у ребенка? Нужно делать самое полезное и простое упражнение

Лучше взять стихи, поэмы. Выбираете для ребенка или вместе с ним поэму и учите по одной строчке в день. Нужно повторять строчку, пока она не запомнится.

Учите до тех пор, пока он не сможет повторить строчку сначала или с конца, чтобы он знал, где стоит каждое слово.

Нужно чтобы каждое слово было понятным и образ его как бы стоял перед глазами. Пусть думает о самом слове, о его значении, можно умственно рисовать картины того, что он запоминает.

Потом учите следующую строку с тем же эффектом и т.д

И самое важное — вы повторяете при этом выученные предыдущие сроки. Каждый день по одной строчке

Когда выучите всю поэму, можно приступать к следующей.

Потом вы обнаружите, что ребенок может заучивать наизусть не одну строчку, а две, три, а потом вы удивитесь.

Эффект от этого упражнения, не только развитая слуховая память, но и увеличение объема запоминания, объема памяти, развития внимания, и самое главное интереса к словам.

Еще одно эффективное упражнение — музыкальное

Сейчас ведь дети слушаю музыку. Так вот, включите несложную мелодию, прослушайте ее вместе и ребенком, а потом попробуйте вместе в ним повторить мелодию, пропеть ее или просвистеть.

Это очень сильно развивает слух, а также внимание и интерес к звукам. Ну и, конечно, слуховую память

Если вы еще не читали про музыку, с помощью которой можно бысрее запоминать, то читайте статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти (откроется в новой вкладке).

Это не просто музыка, а музыка помогающая много и быстро запоминать!

Продукты для памяти и внимания детям

Мы рассказали о веществах, которые улучшают память и умственную деятельность ребенка, теперь расскажем о том, какие продукты содержат те или иные вещества, нужны для памяти ребенку.

Важнейшими продуктами, оказывающими благотворное влияние на улучшение и развитие памяти ребенка, являются морепродукты. Они содержат много витаминов группы B, йода, полиненасыщенных жирных кислот. Морепродукты отлично сказываются на умственной деятельности детей, подростков и взрослых людей, поддерживают память в хорошем рабочем состоянии, обеспечивают ясность мышления. Жирные сорта рыбы особенно полезны для работы мозга, а следовательно, и для памяти, мышления, концентрации ребенка. Давайте ребенку сардину, форель, селедку, лосось. Чем жирнее рыба, тем она полезней для умственной деятельности (и не только). Многие с детства знают, что морская капуста невероятно богата йодом, поэтому она обязательно должна входить в детский рацион. Особенно в период, когда нуждается в дополнительных стимуляциях умственной деятельности. Впрочем, морепродукты относятся к продуктам, полезным для памяти и для взрослых

Не менее полезны для памяти для ребенка и другие морепродукты: устрицы, крабы, креветки, икра. При приготовлении рыбы и морепродуктов желательно избегать жарки: так теряется много полиненасыщенных жирных кислот. Идеально будет запечь рыбу в духовке или приготовить на гриле. Аминокислоты, содержащиеся в рыбе, необходимы для качественного восприятия и запоминания информации. Не менее трех раз в неделю давайте ребенку рыбу вместо мяса, и удивитесь, насколько он стал внимательнее, собраннее, как у него улучшилась память. Рыбу и морепродукты можно давать школьнику на завтрак или в качестве перекуса.

Орехи – важнейший продукт для памяти и внимания для детей. Орехи – это кладезь полезных веществ для памяти. Они содержат витамины A и E, магний, цинк, полиненасыщенные жирные кислоты. Орехи стимулируют умственную деятельность организма, питают клетки головного мозга, повышают качество восприятия. Наиболее полезным считается грецкий орех, но можно давать детям и другие орешки. Микс из разных орешков особенно хорошо давать школьникам в качестве перекуса на переменках: такой полдник получится вкусным, питательным, разнообразным, полезным для мозга и организма в целом. С количеством даваемых орехов легко определиться, дневная норма: горсть орешков. Полезно для памяти ребенка в качестве дополнения к орехам давать тыквенные семечки (5 штучек). Они содержат много цинка, поэтому поспособствуют хорошему запоминанию материала.

Овощи, ягоды и фрукты тоже являются продуктами, улучшающие память и внимание ребенка. Особенно в этом помогут фиолетовые ягоды: виноград, черника, сливы, ежевика, черная смородина, голубика

Полезно давать ребенку клюквенный морс. В ягодах много витаминов, антиоксидантов, полиненасыщенных жирных кислот. Эти вещества, как мы говорили, отвечают за функции памяти, внимания и хорошую концентрацию. Очень полезны цитрусовые, особенно лимоны, ведь они очень богаты витамином C. Долька лимона в чай регулярно не только хорошо скажется на иммунитете, но и на умственной деятельности.

Чеснок тоже незаменимый для памяти продукт. Три зубчика чеснока в день улучшат память ребенка и могут повысить успеваемость его на учебе.

Питание для улучшения памяти и работы мозга у детей должно включать в себя разнообразные злаки. Наиболее полезные крупы – это гречневая и овсяная. Пшеничные отруби тоже должны входить в рацион питания школьника. Полезно готовить каши из смеси разных круп. Злаки богаты минералами, витаминами A, B, E. Каша на завтрак – отличный вариант меню.

Для памяти и внимания ребенка очень полезен мед. Он содержит глюкозу, которая питает мозг, обеспечивает ясность ума, хорошую память и мышление. Ложечка меда в кашу – и отличный завтрак для школьника готов!

Очень полезно для памяти ребенка молоко. Оно содержит много витаминов группы B, которые лучше всего усваиваются именно вместе с молоком. Оно богато еще и витаминами и аминокислотами, что делает продукт отличным напитком для хорошей памяти. Работа мозга значительно улучшится, если в день выпивать по два стакана молока.

Авторские методики

Методика Домана

Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.

Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.

Основные принципы:

  • начало занятий — с 6-месячного возраста;
  • только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
  • заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
  • занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
  • применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
  • регулярный характер занятий;
  • отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.

Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.

Методика Монтессори

Другие названия: методика раннего развития.

Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте. Основные принципы:. Основные принципы:

Основные принципы:

  • чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
  • опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
  • поэтому основная деятельность — игровая;
  • занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
  • взрослые играют роль наблюдателя;
  • мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.

В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.

Ещё целый ряд развивающих методик:

  • Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
  • Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
  • Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
  • Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
  • Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
  • Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
  • Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.

Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.

Полезные продукты питания

Мозговые процессы зависят от подобранного и сбалансированного рациона. Включают в него продукты, улучшающие память, благодаря присутствию в составе веществ, отражающихся благотворно на функциях головного мозга:

  • Каша — пшенная, гречневая, овсяная. Обеспечивают организм минеральными соединениями, углеводами, витаминами группы B.
  • Черный шоколад, в составе которого присутствует глюкоза и магний. Эти соединения стимулируют деятельность мозговых клеток.
  • Орехи, миндаль. Содержат важные для жизнедеятельности жиры, лецитин, витамин E.
  • Морепродукты. Содержат жирные кислоты, фосфор, витамины B, необходимые для улучшения памяти.
  • Помидоры. Присутствие в томатах мелатонина способствует замедлению старения клеток мозга, укреплению сосудистых стенок, нормализует сон.
  • Капуста. Восполняет дефицит витаминов B, полезных для мозговой деятельности.
  • Лесные ягоды. Содействуют повышению общего тонуса.
  • Какао. Источник флаванолов, придающих напитку антиоксидантные характеристики.
  • Чеснок. Входящие в состав продукта фитонциды укрепляют кровеносные сосуды, что благотворно отражается на улучшении памяти.
  • Морковь. Лютеолин, входящий в состав этой овощной культуры, предупреждает развитие заболеваний головного мозга, характерных для пожилого возраста.
  • Морская капуста. Высокая концентрация йода служит профилактикой депрессивных состояний и расстройства памяти.
  • Авокадо. Вхождение в состав минеральных соединений и ненасыщенных жирных кислот благотворно отражается на кровоснабжении мозга.
  • Яблоки. Способствуют улучшению памяти, сохранению мыслительных процессов, благодаря вхождению в состав антиоксидантов.
  • Мясо птицы. Благотворно отражается на укреплении нервов, способствует развитию памяти, так как в составе большое количество витаминов группы B.
  • Мед. Для мозговой деятельности необходима глюкоза, которая содержится в продуктах пчеловодства. Достаточно 1 ч. л. меда, употребляемого во время завтрака, чтобы повысить умственную работоспособность.
  • Лимон. Благодаря витамину C этот представитель цитрусовых предупреждает забывчивость.
  • Свекла. Сочные корнеплоды, богатые бетаином, помогают улучшить память, концентрацию внимания, повысить настроение.

Список полезных для мозга продуктов достаточно обширный. Входят в него бананы, яйца, зелень, печень, молочные продукты.

Почему ухудшается память

Причины, приводящие к снижению возможности запоминать и сохранять информацию,
связаны с негативным воздействием на мозг.
В основе лежит нарушение кровоснабжения, нервная ткань гибнет без кислорода за
5 минут. Это могут быть:

  1. Сосудистые нарушения. Атеросклероз артерий головного мозга или шеи, приводящий
    к ухудшению кровоснабжения. Возникает кислородное голодание, страдает память. Меняет сосудистую стенку и
    сахарный диабет.
  2. Воспалительные процессы. Менингит, энцефалит, и прочие инфекционные болезни, влияющие на работу
    мозга.
  3. Отек. Возникает вследствие травмы, опухоли, метастазов, ведет к сдавливанию мозгового вещества. 
  4. Аутоиммунные патологии. Рассеянный склероз, различные васкулиты, болезнь Паркинсона, Пика. Приводят к разрушению отдельных структур мозга.
  5. Прочие заболевания и состояния. Анемия, стресс, нехватка сна, авитаминоз, малая физическая активность.
  6. Вредные привычки. Курение, алкоголь, наркотические вещества отравляют нервную систему, вызывают гибель ее клеток. Ухудшают состояние сосудов, это снижает кровоток.
  7. Продукты питания – копченые, соленые, консервы, жирное мясо.

Какие продукты улучшают память

Питание играет отдельную роль в профилактике снижения
когнитивных функций, улучшении памяти.
Продукты, богаты витаминами, жирными полиненасыщенными кислотами,
антиоксидантами укрепляют сосуды, улучшают кровоток. Для работы мозга нужны
только кислород и глюкоза, он не способен усваивать еще какие-либо вещества.
Поэтому еда имеет косвенное воздействие.

Что нужно есть, чтобы улучшить
память:

  • грецкие орехи;
  • рыбу жирных сортов;
  • цельнозерновые продукты (хлеб, рис, ячмень, овес);
  • чернику;
  • морковь;
  • черный шоколад;
  • брокколи;
  • семечки тыквы;
  • апельсины.

Из пряностей это куркума, розмарин. Кофе в малых дозах также
оказывает положительное влияние.

С рождения до года

Уже к 3-4 месяцам младенец способен запоминать важные для него образы. А в полгода может узнавать предметы, лица людей. У него формируются первые страхи: например, малыш может заплакать при виде тетеньки в белом халате, потому что та испугал его на медосмотре.

Задание родителям:

Разговаривайте с крохой с самого рождения, рассказывайте ему об окружающем мире, пойте песенки и проговаривайте потешки.
Оказываясь в новом месте, на прогулке или в гостях, обращайте внимание ребенка на новый объект. Покажите его, расскажите, как он двигается, звучит, дайте его потрогать…  Например: «Это кошечка, она любит молочко и мяукает, вот так — мяу-мяу!»
С 7-месячным малышом можно поиграть в прятки: возьмите игрушку и покажите ему, после чего запрячьте ее под лежащий перед ним платок и попросите найти.
Уже в 8 месяцев ребенок увлеченно рассматривает книжки с картинками, а в 9 — играет в пальчиковые игры

Смело предлагайте ему подобные забавы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector