Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «звук и буква ш»

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Причины нарушения

Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук Ш.

  • Боковой сигматизм проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей присутствует дизартрия, мышцы языка плохо развиты.
  • Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
  • При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
  • Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
  • При зубной парасигматизм заменяет в словах звук «ш» на глухой «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
  • Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».

Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно. При плохой артикуляции http://rechudetey.ru/logopediya/artikulyaciya.htmlпроисходит снижение качества произношения звуков

Также при короткой уздечке возникают проблемы с сосательным рефлексом

При плохой артикуляции http://rechudetey.ru/logopediya/artikulyaciya.htmlпроисходит снижение качества произношения звуков. Также при короткой уздечке возникают проблемы с сосательным рефлексом.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

— Скажи, между кем ты стоишь?

2. Сообщение темы занятия.

— В гостях у нас сегодня Художник Карандаш.

Логопед выделяет голосом звуки , .

— Какие звуки я выделила голосом? Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.

Логопед демонстрирует Художника Карандаша.

Я — Художник Карандаш,

В детский сад зашел я ваш.

Будем мы шипеть, жужжать,

Звуки эти различать.

3. Сравнение звуков —

— Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке .

— Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке .

— Художник Карандаш предлагает сравнить звуки — . Чем они похожи? А чем отличаются?

4. Дифференциация звуков — в произношении.

а) Дифференциация изолированных звуков.

— Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков и . Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.

б) Дифференциация звуков в слогах и словах.

Посадите на правую ладошку звук , на левую звук , соедините ладошки, какой слог получился? Теперь посадите на правую ладошку звук , на левую , какой слог получился?

А сейчас повернитесь друг к другу, приготовьте ладошки – девочкам я дарю слог Лу, мальчикам Ша, соединяем ладошки, какое слово получилось? ЛУША. Девочкам слог Лу, мальчикам слог Жа, что получилось? ЛУЖА. А теперь вместе повторите слова, которые у нас получились ЛУША – ЛУЖА.

в) Усовершенствование фонематических процессов.

Ребята, а давайте нам наши пальчики помогут назвать все звуки по порядку в словах. (Дети с помощью пальчиков, соединяя поочередно пальцы с большим пальцем, называют звуки в словах).

— Сколько звуков всего в слове?

— Сколько гласных и какие они?

— Сколько согласных и какие они?

— Какие звуки одинаковые в этих словах, а какие разные?

Молодцы, хорошо поработали, а теперь надо бы и отдохнуть.

5. Физкультминутка.

Зарядка с тетушкой совой.

6. Дифференциация звуков — в словах.

Наш Художник-Карандаш очень любит рисовать, вот он нарисовал много разных картинок и просит нашей помощи, так как не знает, кому какую подарить. Мы с вами должны посмотреть на картинки и выбрать для ШАРИКА картинки со звуком , для ЖУКА – картинки со звуком , и разместить их на соответствующий карандаш.

Дети называют картинки, выделяя голосом звуки и и определяют кому какую картинку подарить. На интерактивной доске соединяют картинку с соответствующим карандашом.

Молодцы, вот мы и помогли нашему Художнику.

7. Бука Ш, буква Ж

Давайте, ребята, вспомним, какими же буквами обозначаются наши звуки?

Ш Ж

ША ЖА

ШО ЖО

ШУ ЖУ

Прочитайте слоги.

8. Составление предложений.

Художник Карандаш очень любит рисовать, и пока мы тут с вами читали слоги, он нарисовал картины и просит вас посмотреть и составить предложения.

Дети рассматривают картинки и составляют предложения: Кошка сидит на дереве. Ежик пьет молоко. Лошадь пасется на лугу. Жирафы жуют листики. Мышка любит сыр. Жаба сидит на кочке.

9. Итог занятия.

— Ребята, о каких звуках мы с вами говорили?

— Художнику понравились все ваши ответы, ему с вами было весело, вы ему во многом помогли и он вам на память нарисовал картинки-невидимки (контурные, в названии которых есть звуки и (мишка, машина, лошадь, ежик, жук, жираф). Но Художник столько рисовал, что у него закончились краски и он вам предлагает дома разукрасит его картинки.

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу. Начинается занятие с игры «Цепочка слов».Дети подбирают слова на последний звук заданного слова.

2. Сели за столы.

«Какая буква лишняя»

-Возьмите листочки и напишите в ряд буквы, с которых начинаются эти слова (Картинки:ключ, морковь, игла, замок, душ, рыба)

-Назовите буквы, которые вы написали.

-Как считаете, какая буква лишняя и почему.

-Чем отличаются гласные от согласных?

3. Знакомство со звуком «ш»

-Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш

-Что вы слышите?

-Какой звук слышится в шуме листьев?

-С чем еще можно сравнить звук «ш»

4. Артикуляция звука.

Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

-Как высчитаете, звук «ш» гласный или согласный и почему?

-Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

-Звук «ш» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает только твердый?

Определить звук «ш» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ш» — согласный, твердый, глухой, шипящий.

-Поиграем язычком. Ша-ша-ша-ай да каша хороша.

Шу-шу-шу-шубу я уже ношу.

Закрепление.

-найдите картинку, в которой есть звук «ш» и расскажите все о нем.

5. Знакомство с буквой.

-Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».

Физминутка «Кузнечики».

6. Звуковой анализ слова «шапка».

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях.

-Сколько звуков?

-Сколько согласных?

-Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете? Произнесите слово так, чтобы был слышен ударный звук.

7. «Буквы заблудились»

-Что можно составить из букв? (слово)

-Давайте из этих букв составим слово. А Р Ш Ф.

8. Составление предложений.

-А что можно составить из слов?

-Давайте составим предложение по схеме, но чтобы в этом предложении было слово «шарф».

-А теперь вы запишите схему к моему предложению. «Девочка Саша любит кашу».

Один ребенок работает у доски, все проверяют.

9. Знакомство с правилом. Звук «ш» всегда остается твердым. Мы видим при чтении и пишем букву «и», а произносим звук «ы». Давайте попробуем почитать слова с этим сочетанием.

-А какое еще словосочетание пишется через «и»? (жи)

Чтение слов.

-Вставьте вместо точек букву «ша» и прочтите слова.

10. Игра «Что лишнее»?

(Ветка, лиса, роза, лейка). (Шнурок,штора, сани, шторм).

11. Игра «Найди вторую половину слова»

-Найдите вторую половину слова и соедините их линиями.

12. Чтение текста.

Один, два ребенка читают, остальные пересказывают.

Итог занятия.

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»? Какое правило запомнили?

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Буквы. Знакомимся с буквами и звуками — Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки и буквы мои друзья»

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки и буквы мои…»
Подготовка к обучению грамоте ЧТ (9.00 -9.30) Тема: «Звуки и буквы мои друзья» Задачи образовательных областей: «Речевое развитие»: 1. Познакомить детей с понятием «звук», буква». 2.Формировать умение правильно использовать их в практической деятельности. «Познавательное…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук . Буква «С»
Цель: познакомить с новым звуком , и буквой «С». Оборудование: Демонстрационный материал: презентация Раздаточный материал: пластилин, прописи, цветные карандаши, ручки. I. Организационный момент -Ребята! К нам в гости пришли сегодня две подружки — Соня и Сима. (Показывает…

Фотоотчет о занятии «Знакомство с буквой и звуком »
Знакомство дошкольников с буквами и звуками должно быть интересным и увлекательным. Наша знакомство с буквой и звуком «А», в группе «Ягодка» было красочным и запоминающимся. В гости к детям приходил ёжик с волшебными яблоками. Для того чтобы секрет яблока разгадать, необходимо…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква М»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 «Городок» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте на тему: «Звук и буква М» для детей старшего дошкольного возраста. учитель-логопед Топоркова Ю.В. г….

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша. 2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

—Сядет тот, кто продолжит цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова :Логопед — зебрА, дети продолжают — Апельсин,.

2. Знакомство со звуком .

Загадка.

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал. (Шар)

Шар воздушный, шаловливый

Залетел под колесо,

Лопнул, хлопнул — вот и все.

—Шар лопнул,послышалось: ш-ш-ш-ш.

3. Анализ артикуляции звука .

—Произнесите звук , наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается. Звук глухой.

—Расскажите, какой это звук?Звук Ш всегда только твердый! Обозначается синим цветом!

4. Упражнение в произношении звука .

а)Звуковые дорожки.

«Змея шипит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш, длительное произношение звука шшш.

б)Повтори, не ошибись.

«Гусь шипит»:ша — ша— ша, шо — шо — шо, шу — ша — шо, ши — шу — ша.

5. Закрепление звука .

— Сегодня к нам пришла в гости девочка Маша из знакомого вам мультфильма. Она хочет поиграть с вами.

а) Игра «Фонарики».

— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук . Какого цвета фонарик вы возьмете? Синий!:

— шар,воздушный,хвостик,шипит, лопнувший,выпускает,синий,шаловливый.

б) Ребус — отгадай слово по первый звукам названий картинок.

— У Маши есть дружок пес, она хочет вас с ним познакомить. Посмотрите на доску. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)

в) Послушайте стишок. Скажите, с кем еще дружит Маша?

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку

И накормила кошку. (картинка с изображением кошки)

Назовите слова из стихотворения со звуком .

—Отгадайте, кто еще есть в друзьях у Маши.

Под полом таится,

Кошки боится. (картинка с изображением мыши)

6. Физминутка.

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

7. Звуковой анализ.

а)Выделение звука из состава слова.

— Определите место звука в словах: мышь, кошка, Шарик.

Мышь, кошка и Шарик дарят Маше подарки. У каждого из вас картинка с изображением подарка. Определите место звука в этих словах. По месту звука в названии гостей и подарков определите, кто что принес.

б)Составление схемы слова.

Доскажите словечко, узнаете, кто самый близкий друг у Маши.

Пыхтит, как пышка,

Косолапый. (мишка)

—Составьте схему слова МИШКА

8. Знакомство с буквами Ш, ш.

—Посмотрите на буквы на доске. Они служат для обозначения звука . Прочитайте эти буквы.

Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ш? Сколько палочек понадобится,чтобы составить букву Ш?

а) Построим букву.

9. Закрепление графического образа буквы Ш. Упражнение «Потерявшиеся буквы».

Маша и медведь любят гулять. Однажды оказались они на волшебной полянке с буквами.Им нужна ваша помощь : найдите все буквы Ш и обведите в кружок. А Мышь вам в этом поможет.

10. Итог занятия.

—Какой звук мы изучали? Что особенного узнали о нем?

Почему Маша дружит с мышью, кошкой, Шариком и мишкой?

Ход занятия:

1. Игровое упражнение «Один — много»

Педагог показывает детям картинки:

— Это … шар, а это (шары). Здесь много (шаров). Какого цвета шары? (Красные, синие, зеленые). Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные).

— Это … мак, а это (маки). В букете много (маков). Какие они? (красные).

— Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение «красная девица»? Где вы встречали это выражение? В каких сказках?

— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это …лук. Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный). В корзине много чего? (Лука).

— Подберите слова,сходные по звучанию со словами:

Шар (пар, дар); мак (лак, рак); лук (жук, бук).

— С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? (Ш, М, Л)

— Сколько слогов в этих словах? (1)

Педагог показывает картинку с ложками.

— Что это? Чего здесь много?

2. Фонетическая зарядка

1. Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

2. Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)

3. Как зовут смешного человека из английской народной песенки, который похож на яйцо? (Шалтай — Болтай).

4. Что надеваем мы зимой, чтобы не замерзнуть? Какие теплые вещи? (Шубу, шапку, шарф).

5. Какой звук вы слышите в начале этих слов (звук Ш). Какой это звук?

Ш – согласный звук, шипящий (так шипят гуси). Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко.

3. Артикуляционная гимнастика

Учим скороговорку: Шустрым мышонком шуршит тишина.

Дети определяют местоположение звука Ш в каждом слове скороговорки.

4. Физминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем.

Тише, тише. Высоко,

Прыгай на носках легко.

5. Игровое упражнение «Доскажи словечко»

6. Д/у «Волшебное заклинание».

ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше

ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша

шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша

ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш

7. Знакомство с буквой Ш.

а) показ буквы – Ш.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

— Звук на письме обозначается буквой Ш.

8. Игровое задание «Чудесные палочки».

Выкладывание буквы Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

— На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

б)работа в тетрадях: — печатание букв Ш ш;- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка; — звукобуквенныйи слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

9. Анализ занятия в форме беседы — диалога по содержанию занятия.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой. Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Ход занятия:

1. Оргмомент-назови первый звук в имени.

2

Игра на внимание «Четвертый лишний»

Выставляются четыре картинки, из которых «лишняя» со звуком , который находится в разных позициях («шина», «машина», «ковш»)

Логопед: «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»

Предполагаемый ответ: «Звук «ш»

3. Логопед: «Ребята, давайте потренируемся произносить звук правильно. Возьмите, пожалуйста, свои зеркала».

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье»

Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик».

4. Характеристика звука.

-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

Завели машину — Ш-Ш-Ш!

Накачали шину – Ш-Ш-Ш!

Улыбнулись веселей

И поехали скорей!

Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.

5. Задание по автоматизации звука

Логопед: «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».

(дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук )

6. Воспроизведение слоговых рядов:

А) ша-шо-шу

Ше-шу-шо

Б) аш-ош-уш-ыш

Ёш-аш-ош-уш

В)аша-оша-иша

Аши-еши-иши

Г) шма-шмо-шму

Шло-шла-шли

Чистоговорка:

Ши-ши-ши – притихли малыши.

Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

7.Задание: выделение заданного звука на слух (фонарики).

Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.

Маша: «Ребята, вы меня звали?»

Логопед: «Ребята знакомятся со звуком . Хотите помочь нам?»

Дети выделяют звук с помощью фонариков в:

А) в слогах

Б) в словах

В) в стихотворении

Мышка.

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили,

Кушали ватрушки,

Лепешки да пышки.

Мышка играла

На губной гармошке,

От души плясала,

Весело ей стало.

Логопед: «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить. Место звука в слове искать и четко его называть».

8. Игра «Найди звук в слове» — с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.

9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша»)

10. Игра «Я-ты-он-они-мы»: (изменение слов по образцу).

А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.

Я шью и ты…

Я штопаю и ты…

Я пишу и ты…

Я спешу и ты…

Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.

11. Игра «Подели слова на слоги»

Логопед: «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги».

Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…

Логопед: «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в «звуковой домик»)

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

Я ворота открываю,

В гости в домик приглашаю,

Слова по слогам скажи

И в ворота поспеши.

12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»

13. Знакомство с буквой.

a) Логопед: «Чем отличается звук от буквы?»

b) Показ буквы

c) Название буквы и звука.

d) Объяснение правописания имен собственных

14. Дети печатают букву, слоги, слова (Маша, Миша)

15. Пальчиковая гимнастика

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

16. Итог занятия

Маша:

«Ох, спасибо, ребятишки!

Угощу вас всех коврижкой!»

Миша:

«Ох, спасибо вам, детишки!

Угощу всех вкусной шишкой!»

Раскраски на определение позиции звука Ш в слове (начало, середина, конец):

Звуки в словах могут стоять в начале слова, в конце слова, в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ШАПКА. В этом слове звук «Ш» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ШШШШапка.

  • шаль, карандаш, каша, лошадка, шаман, ландыш;
  • мышь, шапка, капюшон, шило, мышата, камыш;
  • лягушата, финиш, шар, малыш, шахтер, крыша;
  • шахматы, ковш, мешок, мышонок, шах, душ;
  • шофер, карандаш, лягушка, машина, шоколад, финиш;
  • шуба, душ, ошейник, кошелек, малыш, шина;
  • шиповник, камыш, каштан, Золушка, ландыш, шинель;
  • пушка, шорты, мышь, шатер, карандаш, ромашка;
  • шарф, малыш, чашка, башня, душ, шлем;

Изучение азбуки тактильно и в действии

Детям легче принимать новую информацию, когда она демонстрируется наглядно и в действии. Эффективное запоминание литер происходит в тактильных упражнениях и в заданиях образного их изображения. Юный ученик быстро вовлечется в процесс обучения, для него это будет интересная и посильная игра. Упражнения могут дополняться любыми творческими интерпретациями в соответствии с педагогической задачей и индивидуальными особенностями ребенка.

Тактильные упражнения

Запоминание устного материала может стать для дошкольника трудным испытанием, если опираться только на слуховую или зрительную информацию. Если задействовать в изучении азбуки еще и тактильные ощущения, то можно получить дополнительный канал восприятия информации. Ребенку проще получать и усваивать информацию о предмете, если он его ощущает, изучает пальчиками.

Ориентировочный список тактильных упражнений:

  1. «шершавые согласные и бархатные гласные»: вырезанные из шершавой и бархатной бумаги буквы, которые на ощупь с закрытыми глазами малыш будет узнавать, различать, называть;
  2. рисование пальцами на песке или манке;
  3. объемные буквы: тканевые (из фетра), мягкие пазлы, деревянные вкладыши;
  4. тактильная проекция: взрослый рисует контур буквы на ладони малыша или спине, а он угадывает и воспроизводит на бумаге№
  5. обведение пальцами букв на карточках.

Образное изображение

Азбука успешно запоминается в процессе непосредственных игровых действий с ней. Развивающим и обучающим эффектом в этом возрасте обладают изобразительные методы конструирования и воссоздания образов реального мира своими руками. Образное изображение литеры позволяет запоминать элементы, из которых она состоит, их пространственное расположение.

Упражнения на изображение графического образа «Ы»:

  1. пластилиновый конструктор – лепка по образцу из пластилиновых линий, кружков, полукругов, других деталей;
  2. изображение счетными палочками, маленькими кубиками или другими мелкими предметами (пуговицами, фасолью);
  3. штриховка;
  4. рисование пальчиковыми красками;
  5. выкладывание гвоздков или кнопочек на полотне мозаики;
  6. приклеивание ниточек по контуру;
  7. ассоциации: сравнение и рисование образов букв в виде предметов окружающего мира.

Такое «прощупывание» литеры, практическое создание всех ее графических деталей, складывающихся в цельный облик, позволяет легко выучить и запомнить ее визуальную конструкцию и особенности написания.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята.

Беседа о сегодняшнем дне.

— Какое время года?

— Какой месяц?

— Какая сегодня погода?

Вот мы все повторили с вами приступим к нашим урокам.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Урок начнем с разминки. Разминка губ и языка.

«Улыбка»

Чтоб понравиться лягушкам,

Губки тянем прямо к ушкам.

«Хоботок»

Чтоб понравиться слону,

Губки хоботом тяну.

«Часики»

Вращение язычком влево – вправо.

«Надувание шарика.

3. Речевая зарядка.

— Послушайте предложение и четко его повторите.

У Сени и Сани в гостях сом с усами.

— Молодцы, все старались.

Говорите так же четко и правильно.

1. Актуализация опорных знаний.

— Ребята послушайте песню. После прослушивания вы скажите о ком она.

(Песня «О зайчиках»)

— О ком эта песня? (О зайчиках).

— Заяц– это дикое или домашнее животное?

— А почему это дикое животное?

— А что больше всего любит заяц?

(картинка морковь)

— Хорошо, много знаете о зайцах.

— Зайчик сегодня пришел к нам на урок. Он хочет узнать буквы и научиться читать.

— Назовите все изученные буквы (чтение с доски)

— А как произносится гласный звук?

-Что происходит при произнесении согласного звука?

— Молодцы, ребята.

Игра «я называю букву, а вы назовите звук»

(А, У,О).

— Чем отличается звук от буквы?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим).

— Отлично.

Изучаем букву А, О, У с помощью пазл

Игра: “Узнай звук”.

Учитель- Я буду произносить беззвучно различные звуки, а вы попытаетесь узнать и назвать их (а, о, у)

— теперь посмотрим что за буква у нас на картинке, поиграем в игру «СОБЕРИ БУКВУ ИЗ КАРТИНОК!»

Запомните, как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова, которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе.

-Вы должен собрать пазл и получить загаданную букву

-ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ

ПРАВИЛА:

1. СОБЕРИ БУКВУ ПО ОБРАЗЦУ НАЗОВИ КАРТИНКУ В БУКВЕ И С КАКОЙ БУКВЫ ОНИ НАЧИНАЮТСЯ

2. ВЗЯТЬ БУКВЫ, НАЙТИ КАРТИНКИ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОГО ЖЕ ЗВУКА, НАЗВАТЬ ЕЕ

3 ЗАДАНИЕ МОЖНО УСЛОЖНИТЬ ПЕРЕМЕШАВ ЭЛЕМЕНТЫ НЕСКОЛЬКИХ БУКВ.

ПАЗЛЫ РАЗВИВАЮТ: ЛОГИКУ, ФАНТАЗИЮ, ПАМЯТЬ, МОТОРИКУ РУК, ПРОСТРАНСТВЕННОЕ И АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Задание:

Учитель говорит сейчас ты будешь художник. Возьми красный карандаш раскрась букву А,О,У. (дает картинки с буквами для раскраски)

Итог урока:

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня позанимались. Научились собирать буквы по образцу, нашли картинки, начинающиеся с одного же звука и назвали их.

Учитель: Спасибо за работу, урок окончен.

Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):

Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.

Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.

Шрам, шрапнель, шрифт.

Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector