Мнемотехника: упражнения для дошкольников, техники запоминания

Как работает мнемотехника?

Под этим термином понимают совокупность приемов, используемых на практике для лучшего восприятия информации. Большая часть методик основана на последовательности:

  • кодирование объекта как образ, при этом учитываются его значимые характеристики;
  • связывание образа (образов) в последовательность;
  • запоминание последовательности;
  • фиксация в памяти.

При этом используются приемы, основанные на задействовании зрительной или слуховой памяти, ассоциации, рифмизация, созвучие слов и прочее. Правильное использование мнемотехники позволяет запомнить большие объемы структурированной и неструктурированной информации (последовательностей чисел, иностранных слов, правил грамматики, других сложных для «укладывания в памяти» данных).

Основа мнемотехники – создание яркого образа, основанного на зрительных, слуховых, тактильных, запаховых ощущениях. Чем ярче образ, чем точнее и полнее его связь с объектом, тем проще запоминание.

В чем секрет их использования

Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка. И это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания. Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти. Суть метода в том, что:

  1. Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.
  2. При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.
  3. Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  4. Достаточно человеку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

Самым популярным средством такой методики являются мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи. Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом.

Особенно действенным этот метод считается для детей младшего возраста, чья память характеризуется, как наглядно-образная, а запоминание – непроизвольное. Это означает, что лучше усваивается информация, опирающаяся на жизненный опыт ребенка или на яркие и конкретные образы. Ведь не зря великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что запомнить пять непонятных слов – это мучение для ребенка. Но если связать двадцать таких слов с картинками – он усвоит все на лету. Кроме того, использование мнемотаблиц во время занятий развивает:

внимание,
усидчивость,
живой интерес к обучению,
воображение,
логическое мышление,
мелкую моторику,
умение выполнять операции анализа и синтеза.

Как правильно заниматься с ребёнком? ↑

Заниматься по мнемотехнике с малышом можно и даже нужно не только в детском саду, но и дома. Для того, чтобы ваши занятия были успешными следует придерживаться определённых рекомендаций:

  • все должно происходить в форме игры, ни в коем случае не заставляйте ребенка, его нужно заинтересовать, тогда процесс станет увлекательным и пойдет быстрее;
  • последовательность, не нужно сразу начинать с таблиц, начните с мнемоквадратов, потом дорожек и лишь после освоения этого материала переходите к более сложным задачам;
  • все изображения должны быть красочными, яркими, чёткими и понятными для малыша;
  • обязательно заведите тетрадь для конспектов и записывайте ход каждого урока, это поможет вам не забыть какой материал вы уже прошли, а какой нет;
  • максимально допустимое число квадратов для дошкольника — девять штук, большее количество запомнить ему будет сложно;
  • на одном уроке рассматривайте не более двух мнемотаблиц;
  • каждый день меняйте тему занятия, охватывая разные виды памяти, мышления и логики;
  • для дошкольников старших групп усложняйте задачу, предлагая детям самим нарисовать мнемотаблицу.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала

Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома

Мнемотехнические приемы

  1. Эйдотехника (эйдо ― образ) — представление предмета вне зоны восприятия, т.е. применение образного мышления. Упражнение направлено на формирование образов, предметов, явлений природы.
  2. Техника ассоциативных цепочек. Слова связываются по порядку, одно за другим, не перескакивая. В результате получается рассказ или сказка. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  3. Метод «Цицерона» ― это размещение информации в пространстве. Суть метода в воображаемом размещение образов в конкретном месте.
  4. Метод трансформации (превращения). Упражнение способствует развитию памяти и логического мышления. Слова как будто вытекают одно из другого, их что-то объединяет.
  5. Метод опор (численно-буквенный метод). Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр.
  6. Техника «крокирования» (от фр. слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит в перекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.

Мнемотаблица, мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж ― это обучающие инструменты метода крокирования.

Мнемотаблицы ― изображения, содержащие информацию

Сокращают время обучения и одновременно развивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовывать абстрактные образы в конкретные предметы

Мнемоквадрат ― карточка с изображением закодированной информации.

Мнемодорожка ― последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляет рассказ.

Коллажи – это пособия, выполняющие следующие задачи:

  • обучать (тематические коллажи);
  • запоминать;
  • формируют навык распределения внимания.

От карточки к таблице

Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы.

  1. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»).
  2. В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений.
  3. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится?
  4. После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».

Сначала текст произносит педагог, затем – дети.

По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем.

Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.

Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).

Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

  1. Для начала рассматривают каждую картинку отдельно. Взрослый задает наводящие вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т. д.).
  2. Расшифровывают информацию, скрытую в условных знаках и символах. Ребенок должен понимать, о чем речь.
  3. К каждому квадрату предлагают составить определяющую фразу (не просто назвать слово, как было в 3 года).
  4. Фразы объединяют в рассказ и произносят полученный текст вслух.
  5. Таблица убирается, а дети должны восстановить ее на бумаге по памяти.
  6. Теперь они сами составляют рассказ по таблице.

Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать?

Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:

  • алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
  • история, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
  • разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
  • быстрое запоминание стихотворений.

Суть методики

У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем:

  • неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения;
  • отсутствие навыка формулировать мысли;
  • бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений;
  • неумение формулировать вопросы и ответы;
  • плохая дикция;
  • неумение строить утверждения и делать выводы.

Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:

  • слуховой и зрительной памяти;
  • воображения;
  • усидчивости;
  • интереса к учебе;
  • зрительного восприятия;
  • ассоциативного мышления;
  • логического мышления;
  • навыков анализа и синтеза.

В современной логопедии использование мнемотехники начинается уже с 4, иногда даже с 3 лет. При этом для устранения дефектов произношения используются также приемы артикуляционной гимнастики (о них можно прочитать здесь).

Мнемотехника, или техника запоминания, представляет собой цельную систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений (подробнее об этом – здесь).

При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.

При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.

Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.

Что такое мнемотаблица

Мнемотаблицы ‒ эффективная технология формирования связной речи.

Вместе с классическими методиками развития речи в дошкольной практике активно используется мнемотехника. 

Мнемотехника — это методы и приёмы, воздействующие на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Такая система основывается на создании определённых ассоциаций-образов, способствующих развитию памяти и связной речи, проявляющихся в высказываниях дошколят в виде описания, повествования и рассуждения.

Для детей это сложная речевая деятельность, поэтому приёмы работы должны быть доступны и понятны, вызывать у них интерес. Для этого взрослые сами должны хорошо владеть мнемотехникой, чтобы использовать её в развитии связной речи дошкольников.

Учитывая психологические особенности малышей: наглядно-образное мышление, непроизвольность процессов памяти и внимания, творческое воображение, педагоги применяют для правильного построения речи у дошколят мнемотехнические приёмы

Важное место среди них занимают мнемотаблицы, или схемы с кодовой информацией. Так как в дошкольном возрасте ведущим пока остаётся наглядно-образное мышление, поэтому восприятие и переработка информации будет лучше всего строиться при опоре на зрительные образы. 

Использование мнемотаблиц доступно не только педагогам, но и родителям. Все знают, что дошколята очень любят рисовать, и отображают в своих рисунках все предметы окружающего мира, явления природы, людей, которые рядом с ними, сюжеты любимых сказок и т. д. На этом детском стремлении к творчеству надо проводить работу по обучению детей мнемотаблицам, не забывая, что эта деятельность предполагает наличие определённого уровня мышления и творческих навыков ребёнка.

Начинать лучше всего с цветных таблиц, так как образы в сознании малышей строятся на конкретных свойствах предметов: если небо ‒ обязательно голубое, снег — белый, апельсин — оранжевый. Старшим дошкольникам, у которых уже формируется логическое мышление, лучше перейти к черно-белой картинке, чтобы цвет не отвлекал ребёнка от схематичного изображения. Так дети обучаются понятию «закодировать слово». Родителей не должно это пугать, каждый в жизни сталкивается с кодированием информации: дорожные знаки, школьные ребусы, алгоритмы и т. д.

Речь как средство общения и мышления

Язык имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Он выполняет несколько функций:

  • выражение психологии человека;
  • носитель данных памяти и сознания;
  • средство мышления;
  • средство управления другими людьми.

Мнемотехника

Основная функция языка — инструмент мышления. Данная взаимосвязь доказана научными исследованиями участия голоса в решении мозговых заданий. В наиболее сложных ситуациях мышления у человека наблюдается высокая активность голосовых связок.

Речь как средство общения и мышления выполняет функцию коммуникации. Развитие речи развивают мышление и интеллект. Мышление проходит путь от мысли к предложениям, фразам и звукам. Для разговора должны быть присуще структурированность доступность и выразительность.

Основным средством между людьми является речь. Без слов невозможно было бы передавать информацию. Для речи, как средства общения, характерны такие качества как:

  • альтернативность;
  • конструктивность;
  • рефлексивность.

Развитие словарного запаса осуществляется на протяжении трех периодов:

  • фонетический до 2 лет: усваиваются звуки;
  • грамматический до 3 лет: усваиваются закономерности высказывания;
  • семантический до 17 лет: усваивается понятийная отнесенность.

Обратите внимание! Для педагогов детских садов в учебных классах проводятся различные выступления, мастер —классы, консультации и презентации на тему развития речи и мышления детей

Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе

Развитость словарного запаса ребенка является подготовительным этапом к обучению. Речь позволит ребенку усваивать знания. Делится на устную и письменную. До 6-7 лет дети осваивают устную речь. Успешное овладение чтение и письмом зависит от развития устной речи

До того, как ребенок поступит в школу необходимо обратить внимание:

  • верное произношение звуков;
  • способность различать звуки;
  • развитость словарного запаса;
  • развитость связанной речи и речевой коммуникации;
  • развитость памяти, внимания и мышления.

Обратите внимание! Наиболее важна связная речь компонент речевой готовности к школе. К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:

К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:

  • умения пересказывать рассказы и сказки;
  • умение составлять рассказы по картинке и картинкам;
  • отвечать на вопросы по тексту.

Как сделать пособие своими руками

Приемы мнемоники сегодня широко используются педагогами и родителями для развития памяти, речи, а также абстрактного и логического мышления детей во время занятий по математике и окружающему миру. Готовые таблицы, как средства популярной методики, можно без проблем купить в любом книжном магазине. Но если вы сделаете их своими руками и привлечете к творческому процессу детей, то эффективность развивающих занятий намного увеличится. Как же создать мнемотаблицу?

Перечитываем и делим на части текст, акцентируя внимание на важных моментах.
Расчерчиваем таблицу. Количество квадратов будет зависеть от объема текста и возраста ребенка.
Фиксируем основные смысловые акценты, используя точные либо условные изображения: геометрические фигуры, силуэты, знаки, пиктограммы.
Выделяем непонятные слова, которые впоследствии объясняем малышу.. Картинки в таблице можно нарисовать от руки, распечатать на принтере или наклеить в форме коллажа

В любом случае взрослые должны проявить творческую фантазию, внимание и настойчивость, чтобы развить у дошкольников как можно больше навыков и умений, столь необходимых в период формирования речевых центров головного мозга

Картинки в таблице можно нарисовать от руки, распечатать на принтере или наклеить в форме коллажа

В любом случае взрослые должны проявить творческую фантазию, внимание и настойчивость, чтобы развить у дошкольников как можно больше навыков и умений, столь необходимых в период формирования речевых центров головного мозга

Как при помощи мнемотаблиц работать над текстом

В настоящее время разработано много видов мнемотаблиц, которые педагоги берут за основу, формируя связную речь дошкольников при помощи литературных произведений или составленных рассказов. Чаще всего на занятиях по развитию речи пользуются готовыми дидактическими материалами к тем произведениям, которые предлагаются в перечне для каждой возрастной группы.

Родители, в домашней обстановке занимаясь с детьми, также могут пользоваться готовыми схемами, но лучше, если они в совместной деятельности со своим ребёнком сделают такие мнемотаблицы самостоятельно.

Главное понимать, что для малышей кодирование информации, т. е. переход от текста к картинке-схеме, а затем перекодирование, т. е. возвращение к тексту ‒ достаточно сложный процесс, поэтому не надо оставлять малыша наедине с трудным заданием, иначе у него потеряется интерес. Работа должна идти вместе со взрослым, на первых порах схема рассматривается и обсуждается совместно, только много позже малыш может выполнять её самостоятельно. Этот творческий процесс увлекателен для детей, поэтому взрослым при обучении связной речи можно опираться на эту особенность малышей и при помощи мнемотаблицы формировать связную речь.

При работе над текстом соблюдается алгоритм:

  1. Сначала взрослый читает текст и объясняет незнакомые слова, которые там встречаются. При чтении, если есть возможность, используются иллюстрации.
  2. Затем ведется беседа по содержанию. Вопросы к беседе подготавливаются заранее. Они должны быть доступны детям, в то же время заставлять задуматься дошкольника, искать ответ с опорой на свой небольшой опыт.
  3. Взрослый вновь читает текст и даёт установку на пересказ.
  4. Предлагается для рассматривания мнемотаблица. Происходит преобразование рисунков-схем в образы. После перекодировки детям предлагается пересказывать текст с опорой на схему.

Родителям можно составлять мнемотаблицу вместе с малышом по ходу повторного чтения, а в дошкольном учреждении на начальном этапе схема составляется педагогом, а потом дети учатся работать самостоятельно.

Старшим дошкольникам, помимо уже предложенных форм работы по развитию связной речи, предлагается составление и отгадывание загадок, описательных рассказов, пересказ больших по объёму сказок и на их основе составление мнемотаблиц. Если родители учили ребёнка использовать мнемотаблицы, то у дошкольника не будет возникать трудностей, наоборот, он сам будет проявлять инициативу в составлении такого рода схем.

Родители должны помнить, что не только дошкольное учреждение заинтересовано в развитии речи детей. Домашние занятия вместе с родителями будут прекрасным дополнением к этому. Чем раньше начнется работа по развитию речи детей, тем успешнее будет ребёнок в школе.

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы — Пересказ рассказов с помощью мнемотаблиц

Публикация «Пересказ рассказов с помощью…»
Предлагаю вам две мнемотаблицы, составленные мною к рассказам «Зоопарк» и «Первая рыбка», которые облегчат пересказ дошкольникам. Рассказ «Зоопарк» «Солнце спряталось за тучи. Пошел сильный дождь. Гулять идти нельзя. Дети взяли карандаши, краски, клей, ножницы и стали рисовать….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Использование мнемотехники в образовательной деятельности с дошкольниками
На начальных этапах по обучению пересказыванию, я использую мнемодорожку или серию сюжетных картинок, которые облегчают ребенку последовательно передать содержание сказки или рассказа. Пример: Пересказ рассказа Кошка (Е. Чарушин) в старшей группе. . Кошка Маруська. в чулане мышь…

Развитие речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с помощью мнемотаблиц
Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с помощью мнемотаблиц. Цель: дети научаться пересказывать текст с наглядной опорой , отображающих последовательность событий: Задачи: 1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения: 2) развивать навык…

Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников
Консультацию подготовила воспитатель МБДОУ д/с №14 Плохоцкая С.В. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток…

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы — «Песня по мнемотаблице» с детьми 4-х лет

Статья ««Песня по мнемотаблице» с детьми 4-х…»
Все Вы работаете с мнемотаблицами со своими воспитанниками. Это очень популярный и эффективный прием, который можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольников информации, развития мышления и речи. Еще попутно развивает мелкую моторику,…

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники: Рассказ Е. Чарушина «Лисята»
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Цель:продолжать обучать детей последовательному пересказу литературного текста, используя приемы мнемотехники

Развивать слуховое внимание, память, связную речь посредством мнемотаблицы. Обогащать и активизировать словарь детей..

Проект «Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста посредством технологии мнемотехники»
Автор проекта: Муженникова Светлана Александровна. Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №14». Место реализации проекта: МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №14». Тема проекта: Организация речевого развития связной речи детей дошкольного возраста через…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Вот и осень к нам пришла» с использованием мнемотаблицы
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Вот и осень к нам пришла» с использованием мнемотаблицы. Цель. Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации . Расширение…

Страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector