Михайловский театр оперы и балета
Содержание:
Как выбрать удобные места в театре
Приведённая схема актуальна для больших зрительных залов, особенно в старых театрах с историей. А вот в современных театрах залы могут быть совершенно разными, например, состоять только из партера или партера с несколькими ложами на уровне балкона.
Перед покупкой билета рекомендуем внимательно изучить информацию на официальном сайте театра. Многие из них предлагают виртуальные туры, которые наглядно показывают масштаб зала, его устройство — проходы, расстояние между рядами и разными частями зала, близость первого ряда к сцене и другие нюансы.
Как выглядят залы самых известных театров в Петербурге
Фото: mikhailovsky.ru
Фото: alexandrinsky.ru, vk.com/alexandrinskytheater
Фото: afisha.ru
Фото: culture.ru
Фото: baltic-house.ru
Фото: mdt-dodin.ru
Фото: afisha.ru
Фото: mironov-theatre.ru
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Фото обложки: «В театре», художник — Жорж Барбье
Исторические сведения
Открылся театр по Указу императора Николая I в помещении бывшей резиденции сына Павла I князя Михаила. С тех пор его и называют Михайловским. Построено здание на площади, созданной великим архитектором К. Росси, так что Александру Брюллову пришлось постараться, чтобы проект здания театра соответствовал общему ансамблю. Ему это удалось в полной мере, так что театр органично смотрится с рядом стоящими домами. Снаружи очень скромное и ничем не примечательное здание восхищает посетителей внутренней роскошью.
Первое представление увидел Петербург в далеком 1833 году. Сперва его хотели сделать императорским, чтобы представления смотрели только члены великой семьи и приближенных гостей, но он настолько полюбился всем дворянам, что сюда стали съезжаться со всего Петербурга для светских встреч.
С тех пор популярность данной площадки не стихает. На этих подмостках выступали знаменитый Иоганн Штраус и Федор Шаляпин, великолепные дирижеры Самуил Самосуд и Эдуард Грикуров, режиссер Всеволод Мейерхольд и хореографы Олег Виноградов и Федор Лопухов. Сейчас главным балетмейстером театра является приглашенная звезда из Испании Начо Дуато.
Новая схема зала (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Михайловский театр к новому сезону подготовил для любителей искусства перепланировку посадочных мест в зрительном зале. Полностью произошла замена кресел в партере, бенуаре и бельэтаже. Новые модели гораздо комфортнее предыдущих. Они имеют удобные подлокотники, высокие мягкие спинки и даже подставку под ноги. Также поменяли расположение кресел в партере. Если раньше посередине располагался проход в левые и правые ряды партера, то сейчас его полностью убрали, сместив все кресла в центральную часть театра. Проходы освобождены с двух сторон. Это сделано для лучшего восприятия спектакля. Также авторы проекта обновленной схемы зрительного зала Михайловского театра посчитали, что так откроется взору посетителей красивая лепнина лож бенуара, которая раньше закрывалась сидящими рядом людьми.
Еще изменения затронут кресла вторых рядов в ложах бенуара и бельэтажа. Если раньше кресла были одного размера и спереди, и сзади, а зрителям второго ряда приходилось выглядывать из-за плеча соседа спереди, то сейчас кресла второго ряда будут значительно выше. А чтобы зрителям было комфортно сидеть на высоких сиденьях, на них имеются подставки для ног.
Все изменения продуманы до мелочей, так что в будущем сезоне зрителям будет намного удобнее и рассаживаться на места и видеть происходящее на сцене.
Цари и царицы, стоявшие у истоков театра
В России театральная культурная жизнь связана с дочерью Петра I-го Елизаветой, которая с детства неплохо знала французский язык, одевалась по французской моде, любила французскую драматургию (Мольер, Расин, Корнель). Не случайно появление первой французской драматической труппы в России осуществилось именно благодаря ей. В 1742 году не без участия Елизаветы были приглашены французские артисты во главе с директором труппы Шарлем де Сериньи, которая играла в Санкт-Петербурге до 1758 года.
Царствование Екатерины Великой (1762-1796) усилило влияние французской культуры в России, разговаривать по-французски в светском обществе становится нормой.
Еще при одном любителе театрального искусства императоре Николае I-м начинается строительство в 1831 году императорского театра в Санкт – Петербурге — Михайловского театра (ныне Санкт-Петербургский Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Современные жители Петербурга о нем знают совсем мало. Это как исчезнувшая цивилизация, но ее дух живет и поныне в этом же, но реконструированном здании на площади Искусств.
Лучшие места
В Михайловском театре расположение сидений классическое, и как во всех подобных оперных театрах, есть места с лучшей видимостью и слышимостью, а есть кресла, на которых не слишком комфортно воспринимать происходящее на сцене действо. Прекрасно видно в первом и втором ряду партера.
Хвалят зрители и боковые ложи бенуара. Хорошо все видно и слышно в первом ряду середины бенуара. Ну, о «царской» ложе, конечно, мы не говорим, ведь и так понятно, что это самые лучшие места. В первых рядах бельэтажа слышимость хорошая, но, по мнению зрителей, понадобится бинокль, так как видимость нечеткая.
История театра
Малый театр оперы и балета (или Михайловский) является одним из старейших в стране. Носит имя великого князя Михаила, брата Николая I. Его открытие (8 ноября 1833 года) было приурочено ко дню тезоименитства Михаила Павловича. Деятельность театра началась с постановки балета «Амур в деревне» (Алексис Бланш) и водевиля «Знакомые незнакомцы» (Петр Картыгин). Премьеры посетила семья великого императора, а также известные деятели культуры тех времен, в том числе поэт В. Жуковский.
Строительство здания будущего театра продолжалось два года (1831–1833). Разработкой проекта занимался Александр Брюллов, именитый российский художник и архитектор. Он создал не только внешний облик постройки, но и его внутреннюю планировку. К работе над фасадом приложил руку Карл Росси, отвечавший также и за все остальные здания на площади Искусств. Спустя четверть века после открытия театра, в 1859 году, его перестроили в соответствии с проектом Альберта Кавоса. В ходе реновации изменились как планировка, так и внутренняя отделка, а в зрительном зале появился новый ярус.
Михайловский театр является третьим по значимости, после Мариинского и Александринского, однако, в отличие от двух лидеров театрального искусства Петербурга, у него первое время отсутствовала собственная труппа. Сразу после открытия на его сцене показывали преимущественно концертные программы, а в 1870–1917 годах спектакли давали труппы из Франции и Германии. В репертуар входили преимущественно модные постановки Парижа.
XX век принес театру значительные перемены. В 20-е годы его трижды переименовывали — сначала в Государственный академический театр комической оперы, потом — в Малый академический театр и наконец — в Ленинградский академический Малый оперный театр.
Владимир Шалаев
Список имен лиц, работавших в театре, весьма внушителен: среди дирижеров выделялись Самуил Самосуд и Борис Хайкин, в режиссерских креслах сидели Всеволод Мейерхольд и Николай Смолич, хореографией занимались Федор Лопухов, Олег Виноградов. На сцене театра впервые были показаны такие знаковые оперы ХХ века, как «Нос» Шостоковича, «Война и мир» Прокофьева и так далее.
1989 год театр встретил с новым именем — в честь Мусоргского. Тогда в репертуаре начали главенствовать классические русские постановки: «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Золотой петушок» Римского-Корсакова и другие.
С 2007 года генеральным директором театра назначен Владимир Кехман. Фарух Рузиматов в тот же год возглавил балетную труппу, а оперную — Елена Образцова. В 2009 место Рузиматова занял Михаил Мессерер, а два года спустя у руля оказался прославленный хореограф из Испании Начо Дуато. В 2013 пост художественного руководителя оперы занял Василий Бархатов, ранее занимавшийся постановками в Мариинском и Большом театрах.
Сейчас главным руководителем и дирижером хора является Владимир Столповских. Ежегодно на сцене Михайловского театра показывают по 220 спектаклей. Кроме этого, с 2008 здесь проводят конкурс «Гран-при Михайловского театра», победители которого получают денежные награды.
Владимир Шалаев
Как добраться
Добраться до Михайловского театра можно на общественном транспорте или такси. На метро нужно доехать до станций «Невский проспект» (синяя ветка) или «Гостиный двор»(зеленая ветка), затем пройти по Михайловской улице вдоль здания гостиницы «Европейская» и перейти площадь Искусств по диагонали. На площади Искусств также останавливается наземный транспорт.
- 107 (ГМА им. Мечникова — Площадь Искусств)
- 287 (пр. Маршала Блюхера — Площадь Искусств)
Расписание и маршруты
Такси
До Михайловского театра можно также добраться на такси, используя приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber, Maxim.
Видео о Михайловском театре
Схема зала
Михайловский театр имеет обычное расположение кресел в зале, свойственное большинству оперных театров мира. Снизу напротив оркестровой ямы размещаются стулья партера. Некоторые театралы не очень довольны расположением этих кресел, так как пологий подъем пола в партере очень незначительный. Сиденья находятся почти на одном уровне. Первые десять рядов располагаются ровно. С 11-го по 14-й ряды партера имеют закругленную форму.
Остальные кресла — в ложах. Первый их ряд – бенуар – находится на уровне партера. Это самый первый этаж лож. Кресла стоят в два ряда, по четыре в каждой. На схеме зала Михайловского театра видно, что слева и справа находятся по 7 лож бенуара. По центру расположены места полукругом в три ряда.
С двух сторон от сцены помещаются ложи А и Б. Там могут находиться 8 человек: четыре спереди и четыре во втором ряду. Зрители там сидят почти над сценой и спектакль смотрят как бы сверху.
Следующий этаж занимают ложи бельэтажа. Размещаются зрители аналогично, по четыре человека в каждой. Два кресла спереди, возле перил и два сзади. В центре два ряда стульев слева и справа примыкают к центральной «царской» ложе. Она красиво украшена драпировками и к тому же самая удобная для просмотра спектаклей.
Следующие три этажа имеют сходное строение на схеме зала Михайловского театра. Это первый, второй и третий ярусы. На каждом этаже имеются и ложи, и ряды стульев для зрителей по центру. Давайте теперь посмотрим, какие изменения в расположении мест в зрительном зале произошли после недавней реконструкции, познакомимся с нововведениями.
Строительство и интерьеры Михайловского театра
Молодой архитектор Александр Павлович Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова (французы по происхождению по фамилии Брюлло), спроектировал здание театра таким образом, чтобы оно вписалось в архитектурный облик Михайловской площади. Но стилистическое единство осуществил главный архитектор Петербурга Карл Росси.
По замыслу Александра Брюллова, фасад театра должен был соответствовать облику жилого дома, но элементам фасадной части здания уделялось особенное внимание: сандрики в виде малых фронтонов над окнами второго этажа с классическим рисунком, балясины под этими окнами поражали своим великолепием. Особенно впечатляющими были зрительный зал, сцена, фойе и подсобное помещение для артистов.
Театр располагался перед дворцом великого князя Михаила Павловича, и Николай I–й повелевает именовать его Михайловским. В ноябре 1833 года, в день рождения великого князя, театр был открыт, давали балет «Амур в деревне, или крылатое дитя» (музыка Луи Сонне, балетмейстер Алексис Бланш) и водевиль «Знакомые незнакомцы» Н. А. Каратыгина. На первом представлении присутствовали не только августейшие государственные лица, но и самый цвет русской культуры того времени: Василий Андреевич Жуковский и Петр Андреевич Вяземский. Предполагается, что и Александр Сергеевич Пушкин также бывал в этом театре.
Гости наслаждались не только происходящим на сцене, но и любовались интерьерами здания. Фойе поражало своими просторами. В зал вела широкая лестница, огражденная чугунными узорными перилами. Пол в зрительном зале был устлан ковровыми дорожками. При этом отделка зала была беловато-малиновая, скромная, без излишней позолоты. Над сценой висели часы в золотой оправе. Кресла в зале были изготовлены из березы и обиты тканью из полубархата оранжевого цвета с позолотой.
В зале насчитывалось 116 кресел, 111 стульев, 22 ложи первого яруса, 25 — второго. Третий ярус представлял собой балкон и две галереи вместимостью 216 человек, четвертый ярус состоял из 8 лож. А всего в зрительном зале насчитывалось 900 мест
Отдельное внимание уделялось освещению зала, для этого разжигалось вручную до 600 масляных ламп
В 1860-е годы масляные фитили заменили на газовые рожки, и интерьеры становятся уже совсем другими. В 1886 году с появлением электричества вновь была проведена реставрация сцены, в результате которой обивка стала абрикосового цвета, а позолоченные украшения преобразовались в серебряные.
Также Михайловский театр называли Французским, потому что артистов приглашали из Франции и заключали с ними контракт, предлагали высокое жалование (до 10 тысяч рублей в год), длительные отпуска и за определенную выслугу лет (от 10 до 15 лет) — пожизненную пенсию.
Но не только французские актеры выступали на сцене театра, но и немецкие, а также петербургские труппы. В разные годы театр предоставлял сцену Александринке, принимал гастроли Московского Художественного театра, на его подмостки театра выходили Станиславский, Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Ермолова, Комиссаржевская и другие — все звезды МХТ. Кроме того, на сцене шли оперы и балеты артистов Мариинки, танцевала Ксешинская, звучали оперы в исполнении Федора Шаляпина.
И сегодня театральная жизнь ныне уже Академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского, где соединились прошлое и настоящее, успешно продолжается.
Места в зрительном зале
Классический зрительный зал в театре делится на несколько частей.
Партер — места перед сценой на нижнем уровне, одни из самых удобных в зале: отсюда открывается равномерный обзор на сцену, особенно с центральных мест в ряду. Многие опытные поклонники театра считают, что идеальные места в партере — середина 5-7 рядов.
Амфитеатр — места за партером. Как правило, расположены полукругом и могут иметь несколько ярусов. Сцена видна хорошо, но так как места находятся в самом конце зала, рекомендуем воспользоваться театральным биноклем — он непременно пригодится, чтобы внимательно рассмотреть декорации, тончайшие нюансы мимики и игры актёров.
Ложи бенуара находятся на одном уровне со сценой по сторонам от партера. Между собой ложи разделены перегородками. В некоторых залах в бенуаре расположены не только ложи, но и классические ряды.
Бельэтаж — ярус над бенуаром. В переводе с французского «bel étage» звучит как «красивый этаж», а само слово пришло из архитектуры: в богатых домах именно второй этаж, расположенный над цоколем, было принято нарядно украшать. В театре бельэтаж также очень удобен для просмотра спектаклей и относится к дорогим местам в зрительном зале.
Кстати, именно по центру бельэтажа обычно располагаются так называемые царские ложи: в прежние времена в них были вхожи монаршие особы, а сегодня такие ложи открыты для знаменитых и почётных гостей. В свободной продаже места в царские ложи появляются редко.
Балкон — места над бельэтажем. В зависимости от размера зала балкон может состоять из одного или нескольких ярусов. Места на верхнем ярусе балкона называют галёркой: отсюда сцена видна значительно хуже, чем, например, из партера, но и стоимость билетов заметно ниже.