Логопедические распевки, упражнения, песенки для детей 2-3 лет

Содержание:

Весёлая тренировка

Во многих пособиях для логопедических мероприятий рекомендуется применять артикуляционную гимнастику. Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Нашей дочери очень нравились такие манипуляции. Особенностью зарядки служит то, что действия производятся медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены.

Упражнения для язычка

  1. Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
  2. Спиралька. Поворачивать языком то вправо, то влево, движения производить по кругу.
  3. Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади. У нас получилось не сразу, но когда урок был освоен, радости предела не было!
  4. Кто пришёл? Сорванец высовывает язычок, повторяя за взрослым, который комментирует:

Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!

Разминаем щёки и губки

Раздуваем самовар

Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.

Молчим как рыба

Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губоньками при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.

Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.

Логопедические занятия в домашних условиях

Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.

В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.

Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.

Речевое подражание

Теперь переходим к следующему этапу, пытаемся вызвать у детки любое проявление звукопроизношения. Самых простых, от мычания животных до звуков транспорта

Поэтому так важно останавливаться на обычных моментах при уличных прогулках. Только не сюсюкайте: «Ой, а ктё ето у нас проснюлся?»

Кроха ещё не знаком с речью вообще! Он будет подражать, а неправильное восприятие слов останется надолго. Говорите правильно по возможности, конечно.Контролируйте себя в общении.

Ну а чтобы выловить у наследника первые «звуковые сигналы», начинайте с простого. Сюда можно отнести игру в куклы. Ну а дальше подключить фантазию! Знакомство с любыми предметами, издающими звуки: пылесос, холодильник. Знаете, моя сестра специально демонстрировала сыну такие вещи, где требовалось произнести сложные буквы: «дрр, бррр». Зато, результат налицо! Никаких дефектов произношения в дальнейшем.

Книжный материал для занятий

Лично я порекомендовала бы читать нашего классика А.С. Пушкина. Невозможно не отметить красочную палитру данных произведений. Насколько гармонично использован подбор слов и фразеологизмов. Недаром его советуют читать и взрослым, желающим поправить правильность произношения. Так проще на начальных этапах сформировать это, нежели потом исправлять. Да и потом, это наш с Вами язык! А кто лучше классиков мог преподнести «великий и могучий» в таких красках?

Роль народного фольклора неоспорима. Это тоже будет интересно на самых ранних этапах. Но есть детки с определёнными проблемами, или предпосылками. Для таких имеются специально разработанные пособия.

  1. «Развитие лексикона: учебное пособие», автор Плотникова С.В. Тут описываются особенности лексикона крохи на каждом этапе жизни. И даётся комплекс упражнений для каждой проблемы в отдельности. Издание направлено помочь крохотуле с правильным произношением.
  2. «Альбом по развитию речи», автор В. Володина. Несложные манипуляции помогают карапузу сформировать чёткую дикцию. Рекомендуется от 3 до 5 лет. Это очень важный этап, на котором происходит активное формирование разговорного аппарата. В 3 года непоседа способен повторять массу слов. Но как он будет это делать, вопрос другой. У меня есть «Большой альбом по развитию речи», который вместил в себя 3 книги для детей (самых маленьких, 3-6 лет и дошкольников). Если кратко, то я от нее в восторге.
  3. «Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна», авторы Башинская Т.В., Пятница Т.В.В этой книге систематизированы практические навыки, направленные помочь неговорящим малышкам. Очень ярко описан метод участия мелкой моторики в формировании звукопроизношения.
  4. «Логопедическое пособие для занятий с детьми», автор Богомолова А.И. Издание вместило в себя приёмы для восстановления нарушенных звуков. Необычным тут является то, что методика основана на произведениях известных авторов. Всем в детстве читали Агнию Барто, С.Я Маршака и др.
  5. «Уроки логопеда. Игры для развития речи.» Автор Елена Косинова. Эта книга мне очень нравится. В ней есть огромное количество игр для пальчиков, артикуляционные упражнения и много скороговорок.

Игры

Вообще, уроки по логопедии должны проводиться в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка нас всегда забавляла и так. Но остановимся подробнее, тем более эти советы подойдут ко всем детям с ОНР.

  1. Использование помощи природы, времён года. Украсьте вашу квартиру в соответствии с этим временем. Лучше всего зимой, наряжать ёлку любят все детки. Подберите небьющиеся игрушки, попросите помочь Вам с мишурой, рассматривайте картинки, собирайте пазлы. Не менее интересна осень! Соберите вместе с малышом листья, расскажите о деревьях, украсьте ваше жильё. Можно сделать гербарии. Увлекательно и настроение поднимется!
  2. Собирать картинку воедино. Необязательно приобретать пазлы, возьмите любую крупную картинку и разрежьте. А карапуз пусть соберёт. Если он знаком с цифрами, пронумеруйте детали, так малютке будет проще.
  3. Совместное творчество. Лепите из мягкого пластилина или солёного теста. Просите кроху слепить глазки зверюшке, прилепить их. Пусть разминает пальчики. Отличным материалом для развития мелкой моторики будет кинетическией песок.
  4. Провоцируем разговор! Почитав интересную сказку, обсудите сюжет вместе, задавайте больше вопросов. Если у Вашего наследника проблема с каким-то отдельным словом, не навязывайте и не поправляйте принудительно. Провоцируйте произношение проблемного слова. И сами говорите чаще, но правильно. Детёнок начнёт повторять. Вообще, то что касается произношения, со стороны близких сказанное должно быть правильным. Не искажайте сюсюкая. Дитя воспроизводит интонацию!
  5. Рисуем. Просите разукрашивать, обводить, рисовать простейшие предметы. Это может быть травка, солнышко, дерево. К 4 годам ребенок с этим справится. Мы вешаем творчество на стену, так стимулируем навыки художника! Да, ещё бабушкам дарим.

Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?

Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.

Поводов для беспокойства нет, если ребенок:

  • активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
  • занимается словотворчеством;
  • составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
  • пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
  • может говорить о себе в третьем лице;
  • с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
  • выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с , , и ;
  • переставляет местами буквы и слоги в словах;
  • сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
  • знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.

Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.

Разминка: пальчиковые игры

Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано

Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:

Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

Что может вызвать проблемы с речью?

Условно причины возникновения подобных проблем можно разделить на физиологические, социальные и психологические.

В первом случае речь идет о различных проблемах с протеканием беременности (болезни матери, инфекции, гестоз, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), сложностями в родах (обвитие пуповиной, использование щипцов, стремительные роды, использование родовой стимуляции, родовые травмы ребенка).

Но не всегда причина отклонений или отставания кроется в этом. Зачастую играют роль психологический фактор и так называемая социальная запущенность. Поэтому стоит более подробно рассмотреть все аспекты, которые могут вызвать проблемы с развитием ребенка в будущем.

Физиологические причины отставания речи (как результат сложной беременности или родов):

  • гипотонус или гипертонус лицевых мышц;
  • заболевания органов слуха, тугоухость;
  • аномалии в развитии органов артикуляции (нёба, языка, губ);
  • патологии развития мозга и нервной системы — неврологические заболевания;
  • наследственные болезни;
  • психические расстройства (в частности аутизм).

Психологические причины речевых проблем ребенка:

  • сильный испуг;
  • нервная, напряженная обстановка в семье, частые сильные скандалы;
  • неполная семья;
  • неродная семья (или воспитание у бабушки с дедушкой, тети);
  • асоциальные родители (алкоголики, наркоманы, ведущие «свободный от морали» образ жизни).

Социальные причины:

недостаточное внимание к малышу (или полное его отсутствие) со стороны родителей;
постоянное времяпрепровождение ребенка за компьютером, телевизором, планшетом, игры в телефоне;
гиперопека со стороны взрослых (ребенку нет надобности что-то говорить – любой каприз понимается и выполняется «с полузвука»);
завышенные требования к малышу со стороны родителей, постоянные унизительные сравнения с более успешными детьми, попытки насильно научить говорить.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Логопедические игры — Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Публикация «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора…»
Тема: «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ». Цель: Ознакомление педагогов с инновационной технологией, с возможностями конструктора ЛЕГО в речевом развитии дошкольников. Формирование практических…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
«Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие,…

Логопедические игры с шариками Марблс
Логопедические игры с шариками марблс В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять шарики марблс и камешки-кабошонов. Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних…

Консультация учителя-логопеда «Речевые игры дома»
1 «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша — …, слива — …, персик — …, банан — … 2 «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий — …, сладкий — …, мягкий — … 3 «Назови ласково» (словообразование…

Статья «Конспект ООД в старшей логопедической группе с использованием игр В….»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «В стране геометрических фигур» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие»,…

Роль игры в логопедической работе с детьми
Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические про¬цессы. В своей работе мы успешно использовали игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей…

Игра «Что происходит осенью с червячками» на основе логоритмической песенки Екатерины Железновой «Червячки»
А у нас опять осенние приключения. На этот раз мы узнаем: а что же происходит осенью с червячками. И где они прячутся зимой? На этот раз я познакомлю вас с увлекательной игрой «Червячки». За основу я взяла логоритмическую песенку Екатерины Железновой «Червячки». Смотрите, что…

Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со звуковичками»
Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со Звуковичками». Цель НОД: — Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»; — Формирование…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Диагностика и профилактика речевых нарушений у детей в возрасте 2-3 лет

Проводя диагностику, логопед опирается на такие компоненты, как:

  • Понимание речи у ребенка.
  • Активный и пассивный словарные запасы, которыми он оперирует.
  • Связная речь.

Понимание речи проясняет слуховое восприятие малыша. В норме ребенок к трем годам умеет запоминать короткие рассказы или стихи, может воспроизводить их через некоторое время. В незначительной степени дети к завершению этапа раннего дошкольного возраста уже умеют дифференцировать высоту звука и, следовательно, способны выучить простую мелодию. Конечно, показатели развития относительны, встречаются дети развитые не по годам. Сроки формирования тех или иных признаков могут отличаться у разных детей одного и того же возраста, но они должны соответствовать нормам с минимальными погрешностями.

Сначала появляются простые короткие, состоящие из одного слова (чаще из глаголов в повелительном наклонении), например «дай», «идем». После предложения усложняются – «хочу кушать», «где мама».
Если к третьему году жизни этого не происходит, это может привести к задержке развития речи.

При обследовании речи специалисты руководствуются анамнестическими данными, благодаря которым можно проследить динамику развития ребенка от рождения. Диагностические карты включают также и задания, позволяющие определить уровень физического развития, сформированности восприятия (тактильного, зрительного, слухового), мелкой и общей моторики, внимания.

В настоящее время, по мере увеличения числа детей с нарушенными коммуникативными способностями, особенно важно уделять внимание профилактике речевого недоразвития. Многие проблемы возникают из-за плохой наследственности, повреждения центральной нервной системы во время беременности или родов. В таких случаях наиболее важно вовремя обратиться за профессиональной помощью и как можно скорее начать логопедическую работу, а, при необходимости, и медикаментозное лечение. В качестве профилактики речевых нарушений предлагаются эвристические беседы, задания на логику, мышление, память, наводящие вопросы, игры на развитие словарного запаса и многое другое

В качестве профилактики речевых нарушений предлагаются эвристические беседы, задания на логику, мышление, память, наводящие вопросы, игры на развитие словарного запаса и многое другое.

Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. консультация по развитию речи (младшая группа)

Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома.

Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их малыш отстаёт в развитии. Однако это не так, каждый ребёнок индивидуален. С неговорящими детьми можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.

Логопедические занятия в домашних условиях

Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия. В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям. Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.

Разминка: пальчиковые игры

Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано

Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:

  1. Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
  2. Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
  3. Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
  4. Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

Логопедическая артикуляционная гимнастика

Главным из органов речи является, конечно же, язык. Его гибкость и подвижность нуждаются в обязательных тренировках, иначе он не сможет качественно служить своему назначению. Хорошее звукопроизношение — одно из важнейших свойств нормально развитой речи, поэтому и язык, и губы обязаны быть сильными и достаточно гибкими.

Цели артикуляционной гимнастики — развитие языка и губ — достигаются тренировкой определённых мышц. Заниматься упражнениями следует напротив зеркала. Глядя в него, малыш наглядно видит работу собственных губ и язычка. К автоматизму в выполнении приведет лишь постоянный повтор

Внимательное отслеживание того, что делают губы и язычок, очень важно для ребенка

В результате артикуляционной гимнастики должно улучшиться произношение необходимых звуков и слов.

Причины патологий

Знаете, общаясь с логопедом, я узнала, что за последние годы услуги специалиста более востребованы. И проблема не только в заболеваниях, но и в воспитании. Крохотное существо лучше взрослых соображает в телефонах и компьютерах, даже в 3 годика. Замечали? Ну а в 5 лет, вообще становится вундеркиндом! При этих талантах какой там разговор…

Как детишки проводят время? В основном они уже владеют познаниями, как включить телевизор, подходят к ноутбукам родителей. Это новое поколение, которое двигается в ногу со временем. Печально. Так мы вообще имеем риск утратить дар звукопроизношения, если призадуматься. А ведь для нормального формирования малютки, с ним просто нужно говорить. Читать, рассказывать о том, что наблюдаете. Гулять не молча. Отвечать на вопросы… Ведь так росли мы.

Дочери одной моей знакомой крёстный папа на 3-х-летие подарил настоящий телефон. Конечно, непоседы не должны отставать от прогресса. Но мама даёт ей этот телефон за особые заслуги. И на короткое время. Пусть лучше мозг деточки будет заинтересован конструкторами, так она мотивирует.

Это приобретённые причины. Их можно и не допустить, как вы считаете? Но есть и врождённые. Тут требуется кропотливая работа. Знайте, что к задержке приведут:

  • повышенный или пониженный тонусы
  • асфиксия при рождении
  • кислородное голодание ещё в утробе матери
  • врождённые отклонения в формировании челюсти или уздечки языка

Если эти симптомы выявлены при рождении, пулей мчите к неврологу (в последнем пункте стоматолог устанавливает причину)! До года это лечится в 90% случаев. Тогда и последствий, вероятно, не будет.

Сенсорное развитие

Необходимое мероприятие для ребятишек. Помогает различать предметы между собой посредством зрения, осязания, вкуса, обоняния. Различать между собой: крупное ― мелкое, длинное ― короткое, тонкое ― толстое, узкое ― широкое, солёное ― сладкое. Кроме этого, изучение цветов. Самые основные: красный, синий, зелёный, жёлтый.

Очень хорошо осваивать такие вещи на прогулке. Примерами могут служить деревья, палочки разной длинны, трава. Мелком можно рисовать на асфальте, обязательно дав попробовать это новшество наследнику. Ну а в квартирных условиях сенсорную методику применяют на основе специальных картинок. Можно вырезать картонные полоски с нужными характеристиками, рисовать. Просто рассматривать домашние предметы.

Артикуляционная гимнастика при заикании

Проблема заикания выявляется на ранних стадиях, когда карапуз начинает говорить. Пока проблему можно поправить специальными тренировками. К таким относится артикуляционная зарядка с использованием мимики. Тут упражняем лоб, рот, язык, глаза.

  1. Напрягаем брови, сердимся. Затем расслабляем, знак удивления.
  2. Подмигивать глазками, зажмуриваться.
  3. Жуём со звуком «уоаэ».
  4. Притворяемся, что полощем рот, полоскаем.
  5. Улыбаемся, растягивая рот.
  6. Показываем то верхние, то нижние зубки.
  7. Чистим зубы, но не щёткой, а язычком с внутренней и внешней стороны.

И включаем фантазию, изображаем лицом различных персонажей. Можно рассердиться или обрадоваться, захныкать или засмеяться. Ребятишкам с заиканием можно и нужно помочь дома, выполняя ежедневно курс специальных процедур. Помните, что с маленькими проще, чем с подросшими сорванцами. В возрасте 2 ― 3 лет наши неугомонники воспринимают такие важные задания, как забаву. Поэтому совмещается сразу 2 функции.

Как помочь

Помощь при ЗПР носит в первую очередь медикаментозный характер. Но не менее эффективным будет домашняя поддержка. Самое главное ― не отчаиваться. Относитесь к крохотному существу с уважением. Играйте с ним. Пусть забавы станут полезными! Очень положительное действие окажут пальчиковые игры.

  1. Катайте шишку между ладошками, по столу. То же самое с карандашами.
  2. Месите тесто, лепите из пластилина.
  3. Рисуйте карандашами и красками. Недавно видела на прилавке одного детского магазина пальчиковые краски. Ребятки расслабляются, когда развлекаются так весело.
  4. Тренируем память. Хорошо играть коллективно, в идеале втроём. Ребятишки становятся по кругу, каждый делает разные действия по очереди. Они должны запомнить порядок выполнения.
  5. Внимательность. Делимся на 2 команды, становимся в шеренгу, первая под музыку подпрыгивает, вторая приседает. Меняемся!
  6. Снимаем напряжение. Помните давний стишок: «Шалтай-Болтай сидел на стене…». Читайте, а непоседы покачиваются в тон.

Основное правило, комментируйте происходящее!

Стройте диалог. Очень полезно читать книги. Читайте, обсуждайте прочитанное. Должен присутствовать эмоциональный фон. Находите время для таких полезных занималок. На фоне приёма лекарства это принесёт самый лучший результат!

Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?

Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.

Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:

  • темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
  • говорит неразборчиво, понимает его только мама;
  • если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
  • сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
  • постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
  • повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.

Арсенал специалистов

Комплекс занятий дефектолога с детьми включает звукоподражательные игры, логоритмику (речевые упражнения с добавлением движений), различные игры с предметами, игрушками, специальными пособиями. При этом специалист может широко пользоваться самым разнообразным материалом: карточками, тематическими картинками, детским лото, посудой, использовать разные виды деятельности.

Мелкую моторику развивают с помощью собирания пазлов, мозаики, конструкторов, пирамидок; строя башенки из кубиков, рисуя пальчиковыми красками, катая в ладошках мячики, орехи, ребристые карандаши; занимаясь лепкой.
Зрительное внимание оттачивается с помощью карточек, детских лото, ярких игрушек или картинок.
Слуховые навыки развивают всевозможные детские музыкальные инструменты или предметы, издающие разные звуки (ложка и стакан, полиэтиленовые пакеты).
При проведении дыхательных упражнений используются вата, бумажные фигурки (бабочки, птички), мыльные пузыри, вода и коктейльные трубочки.
Для развития тактильных ощущений используют предметы с поверхностями разных свойств (металл, дерево, мех, атлас), пальчиковые куклы, шипованые мячи.

О том, какие именно упражнения могут проводиться в таких случаях, мы уже рассказывали:

  • пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие фонематического слуха подробно описаны здесь (упражнения для развития речи);
  • логоритмические занятия рассматривались в данной статье;
  • артикуляционная гимнастика на развитие органов речи и дыхания разбирались тут.

8.Кто что делает?(использование фотографий)

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.Материалы: для проведения этой игры необходимо попросить родителей сделать фотографии, на которых ребенок совершает различные действия (см. словарь). Ход игры: Дети любят рассматривать фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в логопедических занятиях. Эта игра первоначально проводится индивидуально, с использованием фотографий ребенка. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, добавляйте остальные.Разложите фотографии перед ребенком. Посмотри, это твои фотографии. Вот Ванечка. И вот Ванечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься? И т.д. В дальнейшем можно проводить такую игру в группе. Для этого следует использовать выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно действие не повторялось на фотографиях дважды. Посмотрите, это ваши фотографии. Что это вы делаете? Найдите и покажите, кто спит. Правильно, Таня. А кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает. И т.д. Таким же образом можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия (см. словарь). Эта работа проводится индивидуально. Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.

Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и др.)

Младший дошкольный возраст – это активные дети, которые изображают то, что видят и слышат. Применение наглядного пособия (карточка, видео, презентация) на логопедических занятиях помогут ребенку правильно отобразить позу упражнения, а также развить фантазию.

Использование музыки поможет не только речи, но и развитию слуха, в результате чего ребенок сможет разделять звуки и передавать услышанное соответственно. Гимнастика, проведенная в форме игры, стиха или сказки, способствует развитию памяти, мышления и быстро усваивается в независимости от сложности задания.

Важно! Специалисты рекомендуют использовать вспомогательные средства не только в детском саду, но и в домашних условиях

Применение иллюстрации к упражнению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector