Как научиться играть в шахматы

Содержание:

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Новая игра в шахматы с компьютером

Новое на сайте
Попробуйте новое соревнование сайта — Турнир по решению шахматных задач!

При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции.
При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.

Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера.
Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек.
Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах.
При этом, они на всех этих сайтах одинаковые.
Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве — телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!

В качестве шахматных «мозгов» используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно.
Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.

Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером.
Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места.
Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.

Шахматы — удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами.
Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах — помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров.
Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером!
Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов.
Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника.
Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом.
И помните — ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!

Особенности игры в шахматы с компьютером

В онлайн-шахматы сейчас играют и любители, и профессионалы. Основными плюсами тут становятся развитие логического и аналитического мышления, улучшение интеллекта, памяти, внимания. Выиграть у компьютера, особенно в режиме «Мастер спорта», очень сложно. Причина проста – искусственный интеллект запоминает все удачные и неудачные шаги. Поэтому шансы на выигрыш зависят только от ваших способностей, логики и мышления.

Стоит отметить, что визуальное оформление интерфейса игры – красочное и эффектное. Это добавит еще больше удовольствия и положительных эмоций при игре. Анимация хорошо загружается, что позволяет недолго ждать ходов противника. Ежедневные тренировки в игре в шахматы с компьютером тренируют способности и навыки.

Не всегда есть возможность найти онлайн-соперника (именно человека из любой точки мира). В таком случае на помощь приходит возможность игры с компьютером в режиме «Мастер спорта». К тому же подобная игра часто становится более напряженной и насыщенной, чем схватка с реальным соперником.

Выиграть у компьютера в этом режиме может только тот человек, который действительно обладает широтой мысли и открытым сознанием. Гибкость мышления поможет одержать победу, даже у искусственного интеллекта. Чтобы оценить свои шансы, попробуйте сами сыграть с компьютером в онлайн-битве. Это поможет трезво взглянуть на свои способности, навыки и умения.

Таким образом, именно сложная игра в шахматы позволит развивать логику, ум, интеллект и внимательность. Эти качества помогут вам и в реальной жизни. Повышайте свои навыки в свободное время, чтобы увеличить свои шансы на то, чтобы обыграть компьютер в режиме «Мастер спорта». Шахматы – это полезная и интересная игра, которая способна принести целый спектр положительных эмоций любому человеку.

Chester Chess

Уроки, входящие в курсы портала Chesterchess.ru, адресованы пользователям разного возраста. Однако персонаж, который проводит уроки, понравится прежде всего юным посетителям площадки: анимированный кот Честер делает обучение веселым, разрешает пользоваться подсказками и проверяет правильность выполнения заданий на интерактивной доске.
 
Предлагаются две разноуровневые онлайн-программы: каждая включает 12 занятий, виртуально поприсутствовать на первых двух можно бесплатно. Начинающих Честер знакомит с фигурами, азами игры, базовыми комбинациями. На продвинутом уровне изучаются основные стратегии. Темп обучения не оговаривается, заниматься гимнастикой для ума можно по любому графику.
 

Шахматные задачи, тактика

Еще одно приложение, где собраны задачи. Стандартные упражнения на мат в один, два, три хода, несколько подборок заданий на тренировку комбинации двойного удара. Чтобы запустить программу, придется загрузить общую базу, потом – данные задач по группам. Немного неудобно, но при наличии интернета вопрос решается буквально за минуту. Лучше загрузить все необходимые разделы сразу. Интерфейс простой, но непривычный, кнопок в меню всего три. Тех, кто не обращает внимания на мелкие неудобства, ждут полторы тысячи задач разного уровня, на которых можно оттачивать навык. Задания, которые вы прошли, подсвечены зеленым, оставшиеся – красным. Геймплей и управление оценили на 4,4, графику – на 4,5.

Скачать для Android.
 
 

Шахматы с Жориком

Персонаж, имя которого значится в названии интернет-школы Chessmatenok.ru, — отнюдь не вымышленный. Жорик, он же Георгий Борисов, — мальчишка, который в 4-летнем возрасте с легкостью обыгрывал взрослых игроков. Многие называют юного чемпиона гением, но тренеры, дающие уроки мастерства на упомянутом ресурсе, убеждены: невероятный прогресс Жорика во многом связан с методикой обучения. В ее основе — постулаты классической советской школы, на которых базируются курсы дистанционной образовательной площадки.
 
На вебинарах последней изучается все: дебюты, гамбиты, стратегии, ловушки. За возможность получить разряд менее чем через месяц онлайн-тренировок или стать чемпионом региона придется платить, тогда как многочисленные материалы блога — от онлайн-задач до специализированной литературы — доступны без оплаты.
 
 

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Чесифай: сканер, анализ, игра

Приложение может просканировать позиции на шахматной доске с другого устройства или носителя: экрана компьютера, планшета, телефона или фотографии, книги. Для анализа игры предлагают несколько движков (в основном, они отличаются по скорости). Можно посмотреть, как отсканированную партию проигрывает компьютер – так можно увидеть возможные сильные ходы. То есть программа даст вам подсказки для реальной игры с соперником. 

Здесь можно и сразиться с компьютером, причем не только загрузить новую партию, а продолжить ту, что вы просканировали. На выбор – 5 уровней, от новичка и любителя до профессионала и гроссмейстера; цвет шахмат и счетчик времени. 

Для тех, кто хочет научиться шахматам, отличная возможность анализировать любые варианты игры, учиться видеть ходы для себя и предугадывать планы соперника. Еще тут есть шахматные часы на одного и двух игроков. База данных с отсканированными досками. 
Оценки: по 4,5 поставили за геймплей и графику, 4,4 за управление.

Скачать для Android. 
 

Как учить детей играть

Нужно быть готовыми к тому, что начинающим детям, даже знающим правила, будет крайне непросто заставить себя проявить терпение и освоить азы, чтобы впоследствии получать удовольствие от процесса.

Шахматы — это игра, которая потребует от ребёнка последовательных, систематичных действий. С первого раза большинству из начинающих игроков процесс не понравится настолько, что продолжать снова не захочется. Главное — поддержать малыша в этот момент, не оказывая на него давления и стимулируя желание продолжать дальше.

Первые шахматы для начинающих юных игроков должны быть красивыми. Лучше всего остановить выбор на классическом варианте шахмат с покрытыми лаком фигурами либо на шахматах с цветными пластиковыми фигурами для детей

Очень важно, чтобы фигуры и доска сразу увлекли ребёнка, вызывая у него желание поскорее выучить правила для начинающих и начать играть

Перед началом игры нужно объяснить ребёнку правила, помочь ему расставить фигуры, сделать акцент на целях и средствах для их достижения.

Когда ребёнок освоит правила игры, можно переходить к первым партиям для начинающих, которые позволяют искать правильные ходы и строить логические цепочки. Естественно, что в первое время начинающим игрокам стоит поддаваться для того, чтобы мотивировать их продолжать дальше. Со временем малыши освоят целые комбинации, смогут самостоятельно разрабатывать стратегии, побеждая даже опытных противников.

Шахматы для начинающих, Д. А. Бирюков

Отлично подойдёт даже для детей. Авторы кратко и простым языком рассказывают о мире шахмат. Сначала идёт интересный экскурс в историю игры, затем биографии великих игроков, все это будет полезно для ребенка и мотивировать на изучение. Затем подробно рассказывается о фигурах и тактиках, разбираются конкретные примеры. Также вы найдете шахматные головоломки и советы гроссмейстеров.

Отличительной особенностью стала глава о правилах проведения турниров. Если ваш ребёнок только начинает путь в этот удивительный мир, то обязательно приобретите ему книгу “Шахматы для начинающих”.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на «шахматном» языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и… веселиться

Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.

Шахматный турнир на Останкинской башне

Как заинтересовать ребенка игрой

Чтобы малыш с удовольствием проводил время за шахматами, он, в первую очередь, должен хотеть этого. Пробудить интерес может игра между взрослыми, хорошее настроение при проведении партии, бережное отношение к фигурам и доске. Существует ряд проверенных и эффективных методов, которые помогут разбудить у ребенка интерес к шахматам.

Хоть это и парадокс, но нельзя заставлять ребенка играть, пока он сам этого не будет требовать. Чтобы пробудить у малыша интерес к игре, можно устраивать шахматные турниры между взрослыми. Кроме того, один из родителей может играть сам с собой, осуществляя переход с одной стороны доски на другую для перемещения фигур. Ребенок обязательно будет просить поиграть в шахматы, но ему в этом следует отказать, пояснив это тем, что он пока не знает правил. Можно сказать, что в данный момент идет очень важная партия, в которой следует захватить главного короля в плен. После таких слов у ребенка обязательно появится интерес.

Сначала следует дать ребенку покрутить в руках и тщательно рассмотреть шахматные фигуры. Рассказать, какое название носит каждая из них, вместе с малышом расставить их на шахматной доске.

Подать информацию в увлекательной форме про каждую фигуру, объяснить ее значение в игровой партии.

Провести ознакомление с логикой игры – рассказать, что шахматная доска является полем сражения двух армий, каждая из которых имеет определенный цвет. Основная цель игры – защита своего короля и максимальное уничтожение фигур противника.

Далее можно показать малышу мультфильмы про шахматы. Подобные ролики не только оказывают обучающее воздействие, но и вызывают у ребенка желание поиграть на настоящей доске с реальным противником.

Можно посетить настоящую шахматную секцию. Там малыш сможет увидеть, что в шахматы играют дети его и более старшего возраста.

При ознакомлении с фигурами и правилами шахмат необходимо хвалить ребенка. Категорически запрещено повышать голос, отпускать нелестные комментарии относительно способностей малыша. Все это может негативно сказаться на обучении и надолго убрать желание играть в шахматы.

Для знакомства с шахматами необходимо уделять время каждый день. В самом начале достаточно 10-15 минут в сутки – по мере освоения уроки можно удлинить, но делать это следует постепенно. Для ребенка в возрасте 4-5 лет хватит 30 минут в день, со старшими детьми можно заниматься минимум по часу в день.

Ранние шахматы

И в 2 и в 3 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме.

Вашему малышу два года? Энтузиасты раннего развития предлагают для начала отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с двухлетками с «предшахмат». Такие «ранние шахматы» можно смастерить самим. Делают доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки крупные, берут два набора фигур, лучше всего забавных — пусть это будут зайцы и волки, и начинают осваивать понятие «съел». Учат малыша ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали. Цель — постичь саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата — на одну. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. Естественно, по этой схеме можно пробовать обучать не только двухлетку, но и малыша постарше.

После разминочных «предшахмат» приступаем к настоящей игре.

Дома любимой игрой можно заниматься хоть каждый день, главное — наблюдайте за малышом, чтобы не «перекормить» его шахматной премудростью.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной — короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» — x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Шахматная тактика для начинающих

ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.
 
Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7. 

Скачать приложение для Android. Скачать для iOS. 
 

Задача №4. Как объяснять правила игры?

РешениеТолько после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры, называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры.Не делайте это заумными словами.Условно-две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера.И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.Помните, никакого насилия!! Только живой интерес.Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы  из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией — сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

Значение шахмат для развития ребенка

Что развивают шахматы у младших детей:

Ставить цель и усердно идти к ней – нужно строить связи, логические цепочки и просчитывать верный путь к победе. Детвора этого не умеет, а шахматная игра позволяет постепенно расширять рамки, увеличивать количество задач, преображать возможные пути их выполнения.

Шахматы

Мышление, позволяющее принимать нестандартные решения в рамках системы своих действий – это также очень важно. Рамки, навязанные нам обществом, родителями, школой – это ограничитель наших возможностей

А шахматы позволяют разрушить границы, переступить через них и увидеть мир, который открывается снаружи.

Обратите внимание! Ребенок еще не имеет достаточного опыта, чтобы пользоваться стандартами. Он начинает учиться строить логические цепочки и не понимает, что где-то могут быть ограничения, поэтому его ум ищет способы решения своих задач там, где взрослый применяет стандарты

  • Сила воли и выдержка. Спортивный интерес и стремление к победе воспитывают силу воли. Малыш понимает, что если стараться и думать, то старания будут вознаграждены. Шахматы учат, что для достижения определенного результата иногда необходимо выждать время, выбрать холодный расчет, а не эмоции. Усидчивость также развивает силу воли и воспитывает характер.
  • Просчитать в шахматах все ходы и схемы, чтобы определить наиболее выгодное решение – это тренировка логического мышления и математических способностей. Методика обучения шахматам как реальная жизнь: потеря некоторых активов (шахматных фигур) в жизни (шахматной партии) при рациональном расчете обеспечивает выгодное положение.
  • Творческая жилка также развивается посредством игры в шахматы. Дети ведут партию, как спектакль: распределяют роли, игра белых и черных – как добро и зло, трагический финал для одного и триумфальный конец для другого. В любом случае, открытое занятие по шахматам в подготовительной группе будет иметь фурор, так как выступит в роли театрализованного спектакля.
  • Тренировка концентрации и внимания с помощью шахмат позволит ребенку быть более собранным. Остановка на одном объекте и сдержанность для достижения цели имеют огромное значение, но дети этого еще не понимают. Шахматы воспитывают концентрацию, поскольку учат, что временная усидчивость приведет к победе.
  • Проиграть – это не конец света, но дети зачастую именно так воспринимают поражение. Шахматные партии всегда заканчиваются либо проигрышем, либо победой – это факт. Приходит понимание, что это нормальная ситуация, когда не получается выиграть. Поэтому занятия по шахматам позволяют в детском саду принимать поражение с достоинством и не отчаиваться. А если проиграл – появляется стремление к реваншу.

Реванш

Нужно научиться смотреть неудачам в глаза и понять:

  • Почему так случилось?
  • Что сделать, чтобы это не повторилось?
  • Как стать сильнее?

Если ребенку уже 10 лет используем те же решения?

Все эти решения описаны, конечно, для деток 5 -7лет.Они, конечно, подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме. Здесь можно ставить четкие задачи ну, в общем, более по-взрослому. Хотя,десятилетние-   еще дети и так же любят играть.Самый лучший и оптимальный вариант обучения повзрослевших детей- это наглядный пример. Если в доме заведена традиция играть в шахматы,и ребенок привлекается, вначале в качестве зрителя, а потом и участника, процесс обучения будет очень органичным, как само собой разумеющееся.Когда я готовила эту статью, просто ради интереса, я спросила у своих взрослых сыновей, умеют ли   они  играть в шахматы (просто в нашей семье это был не принято). И, о боже, они оба умеют!!. На вопрос откуда – ответом было — прадед научил. Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке. Игры в шахматы,лото  с соседями  у них во дворе были заведены. Дети были непременными участниками этих посиделок, было им тогда примерно от 7-12 лет. Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение. Периодически,  играя в шахматы,  ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки

Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то, что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение  –это совершенно точно.Поэтому, дорогие родители, садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в  трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовьюи тогда у вас все получится!

Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

Некоторые правила турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн

Взялся — ходи!

Знакомство с Часами и Таймерами

В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию
, а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали… а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.

Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат — в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector