Шахматы для детей
Содержание:
- Немного истории
- Вступление
- Лучшие самоучители по шахматам
- Как правильно играть в шахматы?
- Основы шахматной игры
- Как играть в начале партии
- Лучшие дебюты
- Изучаем ловушки в дебюте
- Как играть в миттельшпиле
- Правила игры в эндшпиле. Советы
- Учимся играть в блиц-шахматы
- Ставим детский и дурацкий маты
- Поэтапное обучение
- Как заинтересовать ребёнка шахматами
- Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля
- Основы стратегии
- Шахматные нотации
- «Шахматная тактика для начинающих»
- Бесплатное приложение 8-Queen
- Играйте в интернете с сильными соперниками
- Как занятия шахматами помогут в будущем
- Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?
Немного истории
Неспроста мы сразу же начали сравнивать настольную игру с военной стратегией. Это нам сейчас сложно представить, что конь, ладья или слон (вовсе, кстати, на слона не похожий) могут иметь какое-то отношение к военным действиям. Где же танки, спросишь ты? Где авиация? Ладно, если мы решили обойтись пехотой — пусть будет пехота… Но почему тогда пешки скорее похожи не на суровых пехотинцев, а на девочек в бальных платьицах?
На все эти вопросы нетрудно дать ответы, если вспомнить, что история игры шахматы берёт своё начало в Древней Индии: учёные сходятся на том, что появилась игра никак не позже 6 века нашей эры. Поскольку в то время человечество представляло собой уже достаточно цивилизованное и организованное общество, битвы мало походили на первобытные схватки. На передний план в военном искусстве стала выходить не личная выносливость и сила воинов, а способность их полководца к построению тактики и планированию стратегии боя.
Отрабатывать различные тактические схемы на живых людях даже в те времена было несколько накладно, а потому древние правители решили придумать что-то, что позволило бы им моделировать течение сражения. И придумали шахматы — не столько игру, сколько тренировочную площадку для полководцев, инструмент планирования и отработки возможных тактических приёмов. На доске оказались именно те войска, которыми в то время располагали тогдашние генералы. Да и для самих полководцев местечко нашлось: в роли короля, который приносит мало толку как обычный воин, но без которого сражение оказывается проигранным моментально.
Конечно, никаких танков в те времена в помине не существовало — поэтому и до сих пор мы играем ладьями (колесницами), слонами (собственно, слоны — и есть слоны) и конницей. Ну и пехота — куда ж без неё? Пешки имеют самый короткий ход, но их всегда много, и начинают бой именно они. Ну как, у тебя всё ещё есть сомнения, что игра в шахматы отлично отображает картину боевых действий?
Вступление
Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность.
Играя в шахматы, малыш учится логически рассуждать, контролировать действия, предугадывать реакцию соперника, сравнивать. Многие из детей, умеющих с раннего возраста играть в шахматы, в дальнейшем становятся уважаемыми и успешными людьми.
Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?
С какого возраста начинать обучение?
Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки игры. достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.
Помните, что ваша главная цель – не воспитать будущего чемпиона, а привить интерес к полезной для развития игре. Организуйте занятия в доброжелательной атмосфере, не требуйте лишнего. Каждые полчаса предоставьте малышу отдых, активную разминку. Чтобы научить ребенка играть в шахматы, следует твердо уяснить, тематику ознакомительных занятий.
Урок первый
- Разъясните ребенку. что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть ребенок потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
- Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
- Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.
- Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
- Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
- Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
- Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал. Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
- По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет. Если ребенок уяснит все про него и ладью, ферзя он сможет освоить очень оперативно.
- Расположите все фигуры, попытайтесь разыграть настоящую партию. При этом не забывайте напоминать малышу, как ходит та или иная фигура, если ребенок проявляет порой неуверенность. Играйте по возможности часто, старайтесь все допущенные ошибки разобрать и проанализировать.
https://youtube.com/watch?v=6PljdkByKmw
Лучшие самоучители по шахматам
В настоящий момент существует большое количество самоучителей и пособий для игры в шахматы. Мы решили выбрать для вас достойные материалы, которые в самом деле принесут пользу, позволят овладеть теорией и необходимыми навыками, помогут решать типовые задачи на шахматной доске. Вот лучшие самоучители по шахматам по мнению редакции (переходите по ссылкам в описании, чтобы скачивать книги):
Авербах, Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство»
Хорошо структурированное пособие для начинающих, которое особенно понравится детям. Материал изложен просто и доступно. Помогает быстро овладеть теорией и необходимыми знаниями, чтобы сразу их применить на практике. Есть раздел, посвященный истории шахмат. Самоучитель подойдет для самостоятельного овладения искусством шахматной игры.
Василий Панов. «Первая книга шахматиста»
Эта книга является одним из лучших пособий для новичков и игроков среднего уровня. Удобство изучения материала дополняется наглядными графиками и диаграммами. У постигающего искусство игры формируется правильное понимание логики. Попеременное сочетание текста с рисунками делает усвоение материала удобным, эффективным и увлекательным.
Фишер, Гуфельд. «Бобби Фишер учит играть в шахматы»
Эта книга состоит из двух частей. Первая посвящена самому знаменитому шахматисту, игра которого вызывает восхищение, а вторая погружает в саму суть и правила шахмат. Пособие написано в соавторстве. Его можно использовать в качестве учебника для начинающих.
Александр Котов. «Как стать гроссмейстером»
Когда игрок овладеет игрой в шахматы на начальном уровне и решит продвинуться дальше, ему стоит познакомиться с книгой Александра Котова «Как стать гроссмейстером». Автор книги сам выдающийся шахматист середины XX века и талантливый писатель. Он был очень неординарной личностью, и это нашло отражение в пособии. Данный самоучитель формирует у читателя особый взгляд на игру, как на определенную систему, где происходит взаимодействие ее элементов.
Как правильно играть в шахматы?
Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.
Давайте рассмотрим пример:
В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.
Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной — короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» — x.
Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:
- Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
- Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.
При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.
Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.
Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .
Основы шахматной игры
Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.
Как играть в начале партии
После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
Лучшие дебюты
Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях.
Изучаем ловушки в дебюте
В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.
Как играть в миттельшпиле
По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.
Правила игры в эндшпиле. Советы
Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию
Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.
Учимся играть в блиц-шахматы
Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.
Ставим детский и дурацкий маты
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
— Бесплатные приложения для обучения шахматам
— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
- могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
- при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
- если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
- белая ходит первой.
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Как заинтересовать ребёнка шахматами
Есть старый добрый беспроигрышный приём, многократно испробованный разными поколениями. Основан он на ещё более старой истине, которая гласит: «запретный плод сладок». Работает он так. До того, как начать обучение ребёнка правилам шахматной игры, нужно периодически в его присутствии доставать шахматную доску, расставлять фигуры, играть с другими членами семьи и гостями дома.
На все его вопросы следует отвечать: да, это очень интересная и увлекательная игра, и он тоже сможет поиграть в неё, но попозже, когда немного повзрослеет. После каждой партии нужно убирать игру повыше, чтобы ребёнок не имел возможности её достать
Важно непреклонно «держать паузу», не идя навстречу просьбам ребёнка дать ему эту игру
А через небольшое время (2-4 недели) можно торжественно сказать ребёнку, что он немного подрос и готов приобщиться к этой замечательной игре. Первое занятие лучше сделать совсем коротким – минут десять. Можно и нужно познакомить ребёнка с доской – игровым полем, с фигурами и их названиями, но объяснять правила игры следует начинать со следующего занятия, на другой день.
Следующие занятия, кстати, также нужно делать непродолжительными, порядка пятнадцати минут. Тогда ребёнок будет с нетерпением ожидать знакомства с шахматами и его занимательного продолжения. И маленькие, и взрослые люди больше всего ценят то, что не само идёт к ним в руки, а достаётся с трудом и находится «в дефиците».
Дополнительно простимулировать интерес детей к старинной мудрой игре помогут развивающие мультфильмы про шахматы, которые несложно будет найти в интернете. Удачный пример – фильм из сериала «Фиксики».
Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля
Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:
- балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
- установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
- демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
- обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
- хвалите достижения крохи;
- купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
- не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.
Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.
Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.
Основы стратегии
После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:
- король — это главная фигура и ее нужно защищать;
- захватить контроль над большей частью доски;
- не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
- прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.
Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:
- Пешка — 1 очко;
- Конь – 3 очка;
- Слон – 3 очка;
- Ладья — 5 очков;
- Ферзь — 9 очков;
- Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.
Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки
Контроль центра доски.
Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.
Все фигуры должны быть задействованы.
Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.
Шахматные нотации
Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.
На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.
Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:
Фигура |
Русское сокращение |
Английское сокращение |
Король |
Кр |
K (king) |
Ферзь |
Ф |
Q (queen) |
Ладья |
Л |
R (rook) |
Конь |
К |
N (kNight) |
Слон |
С |
B (bishop) |
Пешка |
п или ничего |
p (pawn) или ничего |
Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):
- Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
- Координаты стартового поля.
- Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
- Координаты поля на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
- Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
- Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
- Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.
Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.
«Шахматная тактика для начинающих»
Рекомендуемый уровень подготовки: начальный, вы должны знать правила игры и её основы.
Программа создана на основе учебника Сергея Иващенко, по которому занимались шахматисты ещё во времена СССР. В ней более 1 200 упражнений из книги. Можно изучать темы по порядку или отрабатывать какой-то конкретный навык, например учиться делать двойной шах, мат ферзём, съедать коня и т. д.
Очень полезной функцией станет пошаговый анализ вашей игры искусственным интеллектом. Пользователи отмечают простой ненавязчивый интерфейс, удобство управления.
Материал по теме
Топ «прожорливых» игр, в которые теперь можно играть даже на простеньком ноутбуке
Бесплатное приложение 8-Queen
8 ферзей шахматисты считают полезной площадкой для обучения, понимания геометрии шахматной доски. Правила такие: на доску расставляют все ферзи так, чтобы они не нападали друг на друга. На первый взгляд просто, но новичку придется внимательно расставлять каждую фигуру, чтобы она не пересекалась по позициям с предыдущими и оставляла свободные клетки для следующих. Сложнее всего найти место оставшимся ферзям. Это учит просчитывать ходы. Еще такая тренировка поможет игроку в будущем видеть длинные ходы, понимать, где шахматам может угрожать опасность. В программе работает счетчик времени, неправильные ходы подсвечивают красным.
Скачать для Android. Скачать для iOS (немного другая версия игры).
Играйте в интернете с сильными соперниками
Начать практиковаться можно даже без шахматной доски, если вы еще не приобрели комплект, сыграть партию можно в интернете. Чтобы играть с реальными соперниками, конечно, необходимо понимать как ходят фигуры и знать правила.
Если онлайн-сервис позволяет выбирать соперника по сложности, начните с малого и по мере роста ваших навыков будете состязаться с более сильными. Если сразу поставите сложность на максимум, то вас будут обыгрывать и вы ничего не будете понимать, соответственно ничему не научитесь. Начинайте с малого – сперва простые ходы, затем несложные комбинации, контроль обороны и планирование наступления на 2-3-5 ходов наперед и т.д.
Научиться хорошо играть в шахматы можно только с сильным соперником, играя без напряжения вы не будете приобретать необходимых навыков, только сильный оппонент будет заставлять вас думать на пределе возможностей.
В интернете есть множество сервисов, вот некоторые из них:
- Chess.com.
- Шахматная планета.
- Шахматы онлайн.
Не нужно расстраиваться, если поначалу ничего не получается – это нормально, нужна практика. В идеале, практиковаться с настоящей шахматной доской со знакомым или родственником, который сможет терпеливо объяснить что да как
Если же первое касание с шахматами происходит онлайн, пробуйте играть с компьютером, выставляя минимальную сложность и без ограничения по времени, но не слишком увлекайтесь, в шахматах нет очков и часов опыта, важно, то что вы думаете
Как занятия шахматами помогут в будущем
Большинство родителей зачастую и не ждут больших результатов от занятий ребенком шахматами. Для них это сродни отдать ребенка на рисование. «Учится? Занят? Интересно? Ну и хорошо». Так это еще и полезно!
У большинства детей проблемы с усидчивостью. Меня родители часто и всерьез просят: «Нам главное, чтобы он к школе мог хотя бы 45 минут спокойно сидеть». Шахматы с этим помогают, развивают и усидчивость, и внимательность. Кроме этого, родители часто в качестве запроса к тренеру озвучивают не «сделайте из моего ребенка чемпиона по шахматам», а «научите его строить планы и мыслить масштабно».
Шахматы определенно учат детей концентрироваться, принимать решения, анализировать, планировать, принимать и переживать поражение и продолжать бой. Шахматы повышают успеваемость по математике, улучшают память.
Когда у Сергея Галицкого (основателя сети «Магнит») спросили, что, по его мнению, самое важное в бизнесе, он ответил:
«Логично и быстро мыслить. Это две фундаментальные вещи. И этому отлично учат шахматы. Могу подтвердить собственным примером. Надо быстрее других считать, поэтому я совершенно четко рекомендую лет пять поиграть в шахматы любому, кто видит себя бизнесменом».
Галицкий ввел в своей детской Академии ФК «Краснодар» шахматы как обязательную дисциплину среди воспитанников. Хотя он не готовит из них намеренно профессиональных шахматистов.
Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?
Необязательно привлекать специалистов для того, чтобы обучить детей игре, вполне можно самостоятельно сделать это в домашних условиях, вооружившись доской с фигурами и некоторыми методическими знаниями, а также терпением.
Психологическая мотивация
Несмотря на то что по своей сути шахматы – серьезная тактическая игра, ее следует преподносить как вариант развлечения, ведь мотивация и настрой сыграют немаловажную роль в процессе обучения. Для того чтобы заинтересовать свое чадо можно использовать следующие приемы:
- личный пример, поскольку желание подражать и копировать – естественная манера развития детей;
- рассказ об истории шахмат и известных гроссмейстерах в доступной форме;
- увлечение в игру посредством семейного турнира или приглашения для этого друзей малыша, которые уже знакомы с ней;
- посещение шахматного кружка, где есть дети разного возраста, и царит атмосфера радости и интереса познания, дух соперничества.
На заметку!При обучении стоит иногда проигрывать, чтобы малыш чувствовал азарт и получал удовольствие, но не надо переусердствовать и давать ему побеждать постоянно.
Как объяснить, что такое шахматная доска и правила игры
Лучше всего для данной цели подойдет увлекательный рассказ, который можно найти на просторах интернета или придумать самому. Например, можно рассказать, что доска – это поле сражения двух королей, которые никак не могут поладить (причину ссоры желательно придумать самому)
Акцентировать внимание на двух цветах клеток и их принадлежности к каждому из соперников, а также озвучить основную цель – защитить короля, уничтожить всех соперников
На данном этапе главное – донести, что игра проходит между двумя соперниками и каждый имеет равные условия, не увлекаться деталями, которые перегружают восприятие и отвлекают.
Фигуры и их функции
Дальше следует обучать детей фигурам и специфике их использования. Желательно сначала просто выучить названия фигур, чтобы ребенок мог уверенно отличать их друг от друга и не путать. На помощь придут простые игры типа «Найди фигуру …», «Выбери … из 3-4 фигур» и т.п.
Лучше всего изучать по 1 шахматной фигуре в день и присваивать каждой из них ассоциативный ярлык, который поможет в будущем вспомнить и воспроизвести роль фигуры на доске. Специфику ходов также следует объяснять по одному и демонстрировать сразу, повторять и играть, не нарушая последовательность ходов и добавляя каждый раз новые фигуры.
Фигуры в шахматах
Необычные ходы и стимуляция интереса
Хорошо использовать нестандартные ходы и их комбинации в процессе обучения, чтобы показать малышу, какими разными и интересными могут быть шахматы, если подходить к ним обдуманно. Популярными вариантами доступных для детей ходов являются:
- мат ферзем;
- мат в три хода;
- сицилианская защита.
Обучение таким приемам пробудит познавательный интерес у малыша и даст ему толчок к усовершенствованию собственного стиля игры.