Чистоговорки

Содержание:

Чистоговорки на звук щ

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.
Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ!
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.
Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — дождь идет – я без плаща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нет капусты для борща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща.
Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.
Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще — нет дождя, а я в плаще.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.
Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щу-щу-щу — васильки ищу.
Щу-щу-щу – полотенце поищу.
Щу-щу-щу — я сома тащу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я тебя не отыщу.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического большей длительностью на выходе, поэтому нужно детей обучать длинному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием игрушек: легких вертушек, надувных шариков, губной гармошки. Можно играть с пушинкой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Интересное упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, язык высовывается вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.

Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:

Скажи, как:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

Мышонок смеется – и-и-и-и;

Волк завет другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Чистоговорки на звук ш

Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.
Аш-аш-аш — это котик наш.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.
Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Ушка-ушка – мягкая подушка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.
Ушку-ушку – на кровать кладу подушку.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ша-ша- ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.
Ша-ша-ша – заберем мы малыша.
Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — и пишу я не спеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — мама нянчит малыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — наша Саша хороша.
Шей-шей-шей – я боюсь мышей.
Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — забочусь о малыше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Ши-ши-ши – любят песни малыши.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — «Ешьте кашу», — напиши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — помогаю с малышом.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — у меня все хорошо.
Шо-шо-шо-шо — поёт хорошо.
Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Шу-шу-шу — я траву кошу.
Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу — все, что хочешь, напишу.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.
Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да – гудят провода. Да-да-да – теплая вода. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Де-де-де – я не знаю где. Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду. Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи! Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода! Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил. Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни. День у Дины, два — у Димы.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2—3 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению, будет не только улучшаться проговаривание скороговорки, но и тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Чистоговорки на звук рь

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ре-ре-ре — игры во дворе.
Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — чисто говори.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — рисую я зарю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ря-ря-ря — алая заря.
Ря-ря-ря – синие моря.

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Чистоговорки для детей 6-7 лет:

  • Вчерашний град повредил виноград
  • Редиску в окрошку режет Сережка.
  • А в подарке у Марины три огромных мандарина
  • Тигр и рысь — родня для киски, репа, редька — для редиски
  • Артур на портрете в бордовом берете
  • У крысы в норке сырные корки
  • Тридцать три огромных рака, все в нарядных красных фраках
  • Рожь яровая — культура зерновая
  • У принцессы у Арины на кровати три перины
  • Поздравили мы Иру по радиоэфиру
  • Папиросы, сигареты для ребят всех под запретом
  • Прорубь в пруду — рыбачить приду
  • Борька наш нырнул бобром, а вот Ромка — топором
  • Шофер спозаранку крутит «баранку»
  • Кудрявый рыжий Юра гордится шевелюрой
  • Радиоконструктор придумал репродуктор
  • Горячий призыв к народу — берегите родную природу!
  • На праздник придем нарядными, опрятными и аккуратными
  • Кроссворды и шарады разгадывать мы рады
  • Корректировать я рад речевой свой аппарат
  • Приобрел Артур в Европу тур
  • Прохор и Варвара — прекрасная пара
  • Гарантировал повар в трактире макароны на гарнир Ире
  • А в руках у детворы разноцветные шары
  • Стар ворон репертуар: утром, вечером — все КАРРР!
  • В нашем озере Андрей тридцать выловил угрей
  • Жарь, копти их и вари — очень вкусные угри
  • Чтобы ядро из ореха добыть, нужно его скорлупу раскусить
  • Березы бобр грызет зубами, как будто острыми резцами
  • Ананасы на сосне Света видела во сне
  • Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»
  • Гусь искупался, но сух остался
  • В саду средь ветвей свистит соловей
  • Я старалась, я старалась — за посылку расписалась
  • Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Все правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.
    Мы будем разговаривать
    И будем выговаривать
    Так правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорка на букву Ч

  1. У четырех черепашек четыре черепашонка.
  2. Четыре чертенка
  3. Четыре черненьких, чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

  1. На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  2. Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  4. В шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  5. Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!

Скороговорки на буквы Щ и С

  1. Два щенка, щека к щеке,
  2. Щиплют щетку в уголке.
  3. Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу.
  4. Волки рыщут, пищу ищут.
  5. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
  6. У осы не усищи, а усики.
  7. У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.
  8. Мама, нас ты не ищи,Щиплем щавель мы на щи.
  9. В роще щебечут стрижи,Чечетки, щеглы и чижи.
  10. Чащи чаще в нашей пуще.В нашей пуще чащи гуще.
  11. Щебетал щегол и щелкал,Раздувал, как шарик, щеки.Из пруда глядела щука,Удивлялась, что за штука.

Чистоговорки для детей 2-3 лет

Чистоговорки для детей 2-3 летЧистоговорки для детей 2-3 лет:

  • Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение) Мышонок смеется – и-и-и-и; Волк завет другого волка – у-у-у-у; Лось трубит в лесу – о-о-о-о; Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа; Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.
  • Куры крыльями махали: Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Куры клювами стучали: Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Дай нам, Петя, крошек, Крошек не жалей,
  • Дай еще немножко, Будет веселей!
  • Тюшки-тютюшки, На горе пичужки, Там Ванюшка бывал, Пичужку поймал.
  • Тень-тень, потетень, Выше города плетень.
  • Белый снег, белый мел, Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была.
  • Гусь смеется: га-га-га
  • Вдаль несет его река. Справа, слева берега – Вот гусиная тропа. Га-га-га, га-га-га – Выходить ему пора.
  • Дождик, капай веселей, не жалей водички. Чтобы травка подросла, чтоб запели птички.
  • Мишка, мишка — шалунишка, Разодрал на части книжку! Я тебя за это, мишка, Угощать не стану пышкой.
  • Ты лети, сорока, Далеко – далеко, Принеси конфетки Для маленькой детки.
  • Раз — подскок! Два — подскок! Высоко потолок! Я скачу, я лечу, Стать высоким хочу!
  • Ладушки, ладушки, Испечем оладушки. На окно поставим. Остывать заставим. А остынут — поедим, И воробышкам дадим.

Смешные скороговорки

Про­стые смеш­ные ско­ро­го­ворки — риф­мо­ван­ные стишки для малень­ких детей для раз­ви­тия речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку, Чтобы под крыш­кой сгрызть крошку, Мышке, навер­ное, крышка – Мышка забыла про кошку!

Сорок сорок

Хит­рую сороку пой­мать морока, А сорок сорок – сорок морок.

Попу­гай

Гово­рил попу­гай попугаю: Я тебя, попу­гай, попугаю. Отве­чает ему попугай: Попу­гай, попу­гай, попугай!

Кара­сё­нок

Кара­сёнку раз карась Пода­рил раскраску. И ска­зал Карась: «Рас­крась, Кара­сё­нок, сказку!» На рас­краске Карасёнка – Три весё­лых поросёнка: Кара­сё­нок поро­сят пере­кра­сил в карасят!

Часть 6

  1. Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?
  2. Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
  3. Груша – девочка мала грушу-дерево трясла. С груши груши градом, Груша грушам рада.
  4. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
  5. Гули-голуби гуляли, голубику собирали.
  6. У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд.
  7. Отлежал бочок бычок.
  8. Вылили мыло в ванну и вымыли мылом Ваню.
  9. Варвара варила, варила, да не выварила.
  10. Подарили Валеньке маленькие валенки.
  11. Лёня лез по лесенке,Срывал Лёня персики.С песенками, с персикамискатился Лёня с лесенки.
  12. Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,Мишку мылом не домыла.
  13. У филина Фили два филинёнка – Филька и Филимонка.
  14. Эй, поскорей-ка меня догоняй!Ай, но за хвостик меня не поймай!Ой, лучше спрячусь за шкаф у стены.Игры с котами для мышек вредны.
  15. Крысы быстро рыли ход,Чтоб не знал об этом кот,Чтобы мыши из буфетаСыр таскали и конфеты.
  16. В печи калачи, как огонь, горячи для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.
  17. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
  18. Не найду я ушки у нашей лягушки.

Чистоговорки для детей: простые звуки

Некоторые малыши не могут произносить такие буквы, как Л, Н, Т. С них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей в детском саду учатся как коллективно, так и индивидуально.

Всё зависит от ребёнка, от того, как он усваивает материал. Первая чистоговорка учит не только произносить звуки, но и делиться с друзьями.

1. Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол – там морковку он нашёл,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

Ал-ал-ал – и он морковку другу дал.

2. Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,

Ян-ян-ян – принесли нам баян,

На-на-на – музыка написана,

Та-та-та – она играет тра-та-та.

3. То-то-то – скоро наступит лето,

Ти-ти-ти – весело гуляют дети,

Ту-ту-ту – мы возьмём монету,

Ту-ту-ту – купим большую конфету.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соотвествии с рифмой стихотворения.

Примеры загадок «Доскажи словечко»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это (Мышка)

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

Тˈ, Л

Тили-тили-тили-бом –

Загорелся кошкин дом!

Тˈ

Тюшки-тютюшки,

На горе пичужки,

Там Ванюшка бывал,

Пичужку поймал.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Т

Аты-быты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – самовар.

Л

Люли-люли-люли,

Прилетели гули.

К маленькой Ганнуле.

Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.

Игра «Обгони»

Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.

Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать успела.

После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.

Игра «Дождик, дождик»

Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот, кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий – победитель.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки

Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.

Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу

Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.

Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.

Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.

Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.

Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если ребёнок не хочет учиться, не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки – это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка

Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух

1. Са-са-са – вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками

Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить

Советы психологов

Интересны чистоговорки для детей 3-4 лет. Младшая группа только познаёт основные звуки и буквы, поэтому педагог не должен торопиться при обучении. Нужно детям медленно и чётко проговаривать каждое слово и останавливаться на отдельном, более сложном звуке.

Если малыши не хотят заниматься именно сейчас, не заставляйте их. Ведь в противном случае у многих детей пропадёт желание учиться и развиваться. Поэтому занимайтесь с малышами только тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание.

Когда играете с детьми, не забывайте проводить небольшие перерывы, чтобы отдохнуть, набраться сил и усидчивости.

Если у детей не получается определённый звук, не ругайте их и не наказывайте. Помните, что каждый ребёнок индивидуален и к нему нужно подходить соответственно. Все дети нуждаются в поддержке, понимании, ласке. Проявляйте терпение тогда, когда занимаетесь с маленькими детками.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Сложные скороговорки для детей — самая занимательная игра

Скороговорки — это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.

Важно:

  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом — четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!

Чем сложнее скороговорка, тем интереснее ее выучить

Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук ! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком для разминки

Чистоговорки со звуком

  • Ре-ре-ре — все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре — хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря — взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю — я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь — скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра — (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро — на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры — кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор — подмели мы двор

Чистоговорки со звуком Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется — выучите с ребенком логопедические стишки

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий — брат Георгия
  • Кобры — в террариуме, а карпы — в аквариуме
  • Рыбы в пруду — пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы

Скороговорки со звуком

Чистоговорки на Л

Ля-ля-ля,ля-ля-ля но от них в пуху земля.

Ля-ля-ля,ля-ля-ля все мы любим тополя.

Лю-лю-лю,лю-лю-лю тополя и я люблю.

***

Ли-ли-ли,ли-ли-ли тополя видны вдали.

Ле-ле-ле,ле-ле-ле много их у нас в селе.

Ле-ле-ле,ле-ле-ле веселей от них в селе.

***

Лы-лы-лы-,лы-лы-лы забивали мы голы.

Лу-лу-лу,лу-лу-лу возле окон на полу.

Ла-ла-ла,ла-ла-ла не заметили стекла.

Лу-лу-лу,лу-лу-лу мы не били по стеклу.

ла-ла-ла,ла-ла-ла только нет в окне стекла.

***

-Здесь ведь лужа,видишь, Луша?

Ты иди туда,где суша.

Перейди, где лужа уже!

Знай шагает Луша в лужу.

***

На лугу под лопухом

У лягушки летний дом.

А в болоте лягушачьем

У неё большая дача.

***
Лы-лы-лы — стоят в комнате столы,

Ла-ла-ла — стоит Мила у стола,

Лу-лу-лу — идет Мила к столу,

Скороговорки на букву «л» для детей

Звук , наравне со звуком , — самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков — 5 лет

Правильная артикуляция выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука Разминка — важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе

Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул — наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол — (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло — нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл — я машину мыл
  • Ла-ла-ла — отвесная скала
  • Лу-лу-лу — обойдем скалу
  • Ле-ле-ле — гнезда на скале
  • Лю-лю-лю — (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки

Стихи-скороговорки на букву «Л» для детей
Стихи-скороговорки на букву «Л» для детей

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание — скороговорки на звук

Скороговорки на букву «Л» для детей

  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва — мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка — на лавке. У лайки лапки. На лапках — лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол

Скороговорки на букву «Л» для детей

Современные скороговорки

Дет­ские наи­бо­лее совре­мен­ные ско­ро­го­ворки для общего раз­ви­тия речи. Пред­по­ла­гают не только заучи­ва­ние наизусть, но и про­из­но­ше­ние на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать, Тот дол­жен выговаривать Все пра­вильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так пра­вильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Кокос

Коко­со­вары варят в ско­ро­ко­ко­со­вар­ках коко­со­вый сок.

Газель

На бобра из-за ели гла­зеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото, а гра­финя Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что гра­финя Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото нико­гда бы в жизни не играл бы в лото.

Развитие речи у малышей 3−4 лет

У детей этого возраста уже накоплен довольно большой словарный запас, и обычно они как раз начинают его реализовывать. То есть очень много разговаривать, что может вызывать некоторые неудобства для взрослых. Самое время начинать разгадывать загадки и учить стихи, направляя энергию ребенка в продуктивное русло.

Загадки прекрасно помогают расширить словарный запас. Особенно те, в которых идет перечисление свойств предмета:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки.

(Мыши)

Или же перечисление функциональных признаков:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

А для развития фонетического слуха и навыка правильно строить фразы отлично подойдет прекрасно знакомая всем игра «Доскажи словечко»:

Три мудреца в одном тазу.

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз.

Длиннее был бы мой (рассказ).

Для того чтобы ребенок овладевал связной речью, нужно просить его пересказывать сказки, которые были ему накануне прочитаны. Каждый выученный стих тоже можно превратить в представление. Уделяя немного времени на прослушивание такого мини-спектакля, можно быть спокойными не только за речь ребенка, но еще и за его психическое здоровье и творческие способности.

https://youtube.com/watch?v=PC1Slxn4tcQ

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в чистоговорках

  • СА – СА – СА  — длинная коса;
  • СА – СА – СА — хитрая лиса;
  • СА – СА – СА  — вот летит оса;
  • СА – СА – СА  — укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  лисёнок у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  заведи часы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ —  воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ —  дом стоит в лесу;
  • СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО —  у Сони колесо;
  • СО – СО – СО —  стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС — дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС — дети пили квас;
  • АС – АС – АС — свет у нас погас;
  • АС – АС – АС — я корову пас;
  • АС – АС – АС — вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
  • ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
  • УС – УС – УС — я несу арбуз;
  • УС – УС – УС — у Сони много бус;
  • ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
  • УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
  • ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА —  вкусная капуста;
  • УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ —  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  — у Сони два листа;
  • СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА — сели на места;
  • СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
  • СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
  • СКА – СКА – СКА — длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА — на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Чистоговорки на м

Ма — ма — ма — на дворе зима.
Ма — ма — ма — я поймал сома.
Ма-ма-ма — буду строить я дома.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Ма-ма-ма — уходи скорей, зима.
Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.
Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Му-му-му — молоко налить кому?
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы — вот и дождались зимы.
Ом-ом-ом — мы гулять идем.
Ом-ом-ом — слепим снежный дом.
Ом-ом-ом — это снежный ком.
Ом-ом-ом — мы построим новый дом.
Ум-ум-ум — вот аквариум.

Скороговорки на буквы В, П, Г, К, Т, Д, В, Ф

  1. Дима дарит Дине дыни,Дыни Дима дарит Дине.
  2. У бабы бобы, у деда дубы.
  3. До города дорога в гору,От города — с горы.
  4. У Бобы винт, У Вити бинт.
  5. Фаня в гостях у Вани.У Вани в гостях Фаня.
  6. От топота копыт пыль по полю летит.
  7. У пеньков опять пять опят стоят.
  8. Стоит поп на копне, колпак на попе,Копна под попом, поп под колпаком.
  9. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
  10. Ткет ткач ткани на платки Тане.
  11. Булку, баранку, батон и буханкуПекарь испек спозаранку.
  12. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
  13. Бык тупогуб, у быка губа тупа.По дороге топал тополь.Тополь топал в Севастополь,Ну а рядом топал Сева.Тополь справа, Сева слева.Где же Сева с тополем?Уж под Севастополем.

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей, которые ходят в среднюю или подготовительную группу, правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу не в 6 лет, а на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. При садиках есть специальные логопедические группы. У специалистов обычно имеются картотеки игр, которые способствуют развитию речи. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими. В похвале нуждается каждый ребёнок, и в годик, и в 6 лет, и в более старшем возрасте.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector