Автоматизация звука рь

Автоматизация мягкого звука “Р”

Ря-ря-ря – мы поедем за моря.Ри-ри-ри – горели фонари.Рю-рю-рю – я вам правду говорю.Ре-ре-ре – мы проснулись на заре.Ря-ря-ря – мы работали не зря.Рю-рю-рю – репу я варю.Ря-ря-ря – реки и моря.Ре-ре-ре – терем на горе.Арь-арь-арь – под рябиною глухарь.Орь-орь-орь – на хоря напала хворь.урь-урь-урь – брови Варенька не хмурь.Ирь-ирь-ирь – широка земля Сибирь.Эрь-эрь-эрь – на картине страшный зверь.Арь-арь-арь – в речке плавает пескарь.Эрь-эрь-эрь – посмотри какая дверь.Урь-урь-урь – в январе не мало бурь.Арь-арь-арь – Рита ест сухарь.Орь-орь-орь – у Бориса корь.Ирь-ирь-ирь – на снегу снегирь.Рюм-рюм-рюм – опускаюсь в трюм.Рех-рех-рех – грецкий ем орех.Рёк-рёк-рёк – слышу твой упрек.Рес-рес-рес – на коре надрез.Рят-рят-рят – сяду в третий ряд.Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.

ЗАРЯРя-ря-ря – поднялась заря.Ре-ре-ре – встану на заре.Рю-рю-рю – все окна отварю.Ри-ра-ри – солнышко дари.Ре-ре-ре – свет свой на заре.

ХОРЬРя-ря-ря – мы нашли в норе хоря.Ерь-ерь-ерь – хорь упрямый зверь.Орь-орь-орь – выходи к нам хорь.Арь-арь-арь – дадим тебе сухарь.Орь-орь-орь – не выходит хорь.Рём-рём-рём – еще встретимся с хорем.

ФОНАРЬАрь-арь-арь – на столе стоит фонарь.Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.Арь -арь-арь – со стола свалил фонарь.Арь-арь-арь – разбитый на полу фонарь.Рей-рей-рей – подмети полы скорей.

ХОРЬОрь-ор-орь – в норе сердитый хорь.Урь-урь-урь – хорь, глаза свои зажмурь.Арь-арь-арь – мы дадим тебе сухарь.Орь-орь-орь – сгрыз сухарь сердитый хорь.Ря-ря-ря – вот и нету сухаря.Ре-ре-ре – добрый хорь сидит в норе.Ря-ря-ря – у меня нет букваря.Арь-арь-арь подари мне, хорь букварь!

Тридцать три старушки в рядТараторят, тарахтят.

Боря Ире даст ириску,Ира Боре – барбариску.

Варя варит, Боря жарит,Рита песенки поет.

Тренируются терьерыПерепрыгивать барьеры.Через разные преградыВсе терьеры прыгать рады.

Варит повар макароныДля сестры своей МатреныИ для братика СережиМакароны варит тоже.

Во дворе, на тротуаре,Три подружки рисовали.Замерла ворона: “Кар!Разрисован тротуар!”

Предложили кобреПоиграть на домре.Кобра поиграла И добрее стала.

Кряква крякает: “Кря-кря!”Кряква крякает не зря.Рядом с кряквой ряска есть.Приплывайте ряску есть.

За забором БорисПосадил барбарис.Кустик барбарисаПерерос Бориса.

Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1

https://abvgdee.ru

  1. Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
  2. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  3. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  4. На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
  5. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
  6. На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
  7. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  8. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  9. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  10. Клара-краля кралась к Ларе.
  11. Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
  12. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  13. Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  14. Город Нерль на Нерли-реке.
  15. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  16. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  17. РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  18. Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  19. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  20. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  21. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  22. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  23. Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
  24. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  25. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
  26. Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
  27. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
  28. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  29. Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
  30. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  31. Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
  32. Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
  33. Дробью по перепелам да по тетеревам.
  34. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  35. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
  36. Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
  37. Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  38. Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
  39. Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
  40. Кириллу на рынке купили крынку.
  41. Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
  42. Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  43. Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
  44. Пойду в лес по рябую корову.
  45. Пришёл Панкрат с домкратом.
  46. Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
  47. Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
  48. Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
  49. Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
  50. Люди — с базара, Назар — на базар.
  51. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  52. Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
  53. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  54. По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
  55. Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
  56. Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
  57. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
  58. Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
  59. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
  60. Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.

Чистоговорки на д

Да-да-да — буду строить города.
Да-да-да – в колодце вода.
Да-да-да — горяча вода.
Да-да-да – пойду сюда.
Да-да-да — у меня вода.
Да-да-да, да-да-да — не ходи, малыш, туда!
Да-да-да, да-да-да — Ой! Холодная вода!
Де-де-де – ведра мои где?
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Де-де-де – я не знаю где.
Де-де-де, де-де-де — вот беда! Малыш, ты где?
Де-де-де, де-де-де — ботинки все в воде!
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!
Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты в ботинках, не ходи!
До-до-до – над колодцем гнездо.
До-до-до — там на дереве гнездо.
Ду-до-да – гудят провода.
Ду-ду-ду — в зоопарк иду.
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Ду-ду-ду — я по лугу иду.
Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
Ду-ду-ду — рыбу я найду в пруду.
Ды-ды-ды — на снегу следы.
Ды-ды-ды — нет воды.
Ды-ды-ды – попей воды.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды — быстро выйди из воды!

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Чистоговорки для детей 6-7 лет:

  • Вчерашний град повредил виноград
  • Редиску в окрошку режет Сережка.
  • А в подарке у Марины три огромных мандарина
  • Тигр и рысь — родня для киски, репа, редька — для редиски
  • Артур на портрете в бордовом берете
  • У крысы в норке сырные корки
  • Тридцать три огромных рака, все в нарядных красных фраках
  • Рожь яровая — культура зерновая
  • У принцессы у Арины на кровати три перины
  • Поздравили мы Иру по радиоэфиру
  • Папиросы, сигареты для ребят всех под запретом
  • Прорубь в пруду — рыбачить приду
  • Борька наш нырнул бобром, а вот Ромка — топором
  • Шофер спозаранку крутит «баранку»
  • Кудрявый рыжий Юра гордится шевелюрой
  • Радиоконструктор придумал репродуктор
  • Горячий призыв к народу — берегите родную природу!
  • На праздник придем нарядными, опрятными и аккуратными
  • Кроссворды и шарады разгадывать мы рады
  • Корректировать я рад речевой свой аппарат
  • Приобрел Артур в Европу тур
  • Прохор и Варвара — прекрасная пара
  • Гарантировал повар в трактире макароны на гарнир Ире
  • А в руках у детворы разноцветные шары
  • Стар ворон репертуар: утром, вечером — все КАРРР!
  • В нашем озере Андрей тридцать выловил угрей
  • Жарь, копти их и вари — очень вкусные угри
  • Чтобы ядро из ореха добыть, нужно его скорлупу раскусить
  • Березы бобр грызет зубами, как будто острыми резцами
  • Ананасы на сосне Света видела во сне
  • Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»
  • Гусь искупался, но сух остался
  • В саду средь ветвей свистит соловей
  • Я старалась, я старалась — за посылку расписалась
  • Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Все правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.
    Мы будем разговаривать
    И будем выговаривать
    Так правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

Причины нарушения

Недостаточность произносительной стороны речи, обусловленная неправильным звукопроизношением, может быть вызвана социальными (по меньшей мере) или физиологическими причинами (в большинстве случаев):

  • Наиболее распространенная причина, по которой может быть выявлена проблема в произношении Рь, – укороченная уздечка (это та самая связка, расположенная под языком у его корня). В этом случае специалисты, как правило, предлагают врачебное вмешательство: уздечку подрезают.
  • Слабая иннервация мышц языка часто приводит к затруднениям при произнесении ряда звуков, в том числе Р и Рь.
  • Недоразвитие фонематического слуха и восприятия: чаще всего эта причина является второстепенной, так как в ее основе может лежать первичное нарушение, связанное с ЗПРР (задержкой психологического и речевого развития), ОНР (общим недоразвитием речи), ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) и т. д.
  • Педагогическая запущенность, как причина нарушения звукопроизношения, может проявляться в отсутствии общения с ребенком, в неправильном примере для подражания в сенситивный период развития речи. Если в семье один из родителей или другой близкий родственник имеет дефект речи (дизартрический компонент), ребенок будет принимать искаженную модель произношения взрослых за правильную.

Чистоговорки на звук г

Га-га-га – дай мне мама пирога.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – у козы рога.
Га-га-га – у меня болит нога.
Га-га-га, га-га-га — где же оба пирога?
Ге-ге-ге — болит палец на ноге.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Ги-ги-ги — за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ги-ги-ги — снять ботинок помоги.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги — не нужны мне пироги.
Го-го-го – стоит вагон.
Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Гу-гу-гу — хорошо на берегу.
Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — есть их больше не могу.

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:

  • СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
  • СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
  • РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
  • ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
  • РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
  • ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
  • ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
  • ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
  • СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
  • СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
  • НА-НА-НА — высокая сосна
  • СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
  • НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
  • БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
  • ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
  • ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
  • РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
  • УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
  • ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
  • СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
  • СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
  • БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
  • ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
  • ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
  • ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
  • ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
  • ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
  • АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
  • РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
  • АНА – АНА – АНА – листики каштана
  • ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
  • ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
  • ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
  • РА – РА – РА – на стволе кора
  • ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
  • ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
  • ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
  • ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
  • ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
  • ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
  • ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
  • ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
  • БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
  • ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
  • ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
  • АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
  • ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
  • РА – РА – РА — для волчат нора
  • СА – СА – СА — рыжая лиса
  • ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
  • СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
  • СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
  • ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
  • ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
  • ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
  • БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
  • АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
  • ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
  • СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
  • РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
  • ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
  • ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
  • ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
  • ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
  • ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
  • ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
  • ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
  • СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
  • ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
  • ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
  • ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
  • НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
  • ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
  • СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
  • РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
  • РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
  • РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
  • ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
  • СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы

Чистоговорки на звук рь

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ре-ре-ре — игры во дворе.
Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — чисто говори.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — рисую я зарю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ря-ря-ря — алая заря.
Ря-ря-ря – синие моря.

Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

ПравдаПравыйПраздникПравильныйПравоПрадедПрактикаПрачка ПробкаПробаПродуктыПросоПростойПроводПродатьПроход ПрутПрутикПрудПружинаПрыгатьПрыжокПрыгунПрыгунья
ГрадГрачГрафГраммГранатГранатаГрамота ГраблиГрачатаГрафинГрафиняГрадусникГрадусыГраница ГромГрозаГрохотГромкийГрозныйГрузГрузить ГрубыйГрустныйГрузитьГрушаГруппаГрузовикГруздь ГрызунГрызтьОградаНаградаИграФотографияИгрушка
КраскаКрабКрапиваКранКрайКрасотаКрасный КротКровКровьКронаКрохаКроссКролик КругКрупаКрутитьКружитьКружокКрутоКрутой КрышкаКрытьКрысаКрышаКрышкаКрыльяКрым

Чистоговорки на п

Ап-ап-ап — раздается храп.
Ап-ап-ап — часто слышу ночью храп.
Ип-ип-ип — где-то слышен хрип.
Ип-ип-ип — где-то скрипка: «Скрип» да «Скрип».
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Оп-оп-оп — нажимаем стоп.
Оп-оп-оп — очень вкусный был сироп
Оп-оп-оп — очень толстый поп.
Оп-оп-оп — землю роет землекоп.
Па-па-па – нам нужна крупа.
Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
По-по-по – есть крупа в «Сельпо».
По-по-по — наш трамвай идет в депо.
По-по-по – песню пой.
Пу-пу-пу – летит пух.
Пы-пы-пы – в доме нет крупы.
Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Уп-уп-уп — варю вкусный суп.
Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в чистоговорках

  • СА – СА – СА  — длинная коса;
  • СА – СА – СА — хитрая лиса;
  • СА – СА – СА  — вот летит оса;
  • СА – СА – СА  — укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  лисёнок у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  заведи часы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ —  воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ —  дом стоит в лесу;
  • СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО —  у Сони колесо;
  • СО – СО – СО —  стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС — дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС — дети пили квас;
  • АС – АС – АС — свет у нас погас;
  • АС – АС – АС — я корову пас;
  • АС – АС – АС — вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
  • ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
  • УС – УС – УС — я несу арбуз;
  • УС – УС – УС — у Сони много бус;
  • ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
  • УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
  • ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА —  вкусная капуста;
  • УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ —  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  — у Сони два листа;
  • СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА — сели на места;
  • СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
  • СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
  • СКА – СКА – СКА — длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА — на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Тексты для автоматизации звука Р:

На стройке

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

В огороде

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.  Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы.  Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке

Покормили птиц

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Юра и Рая

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.

Мечта таракана

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана

Чистоговорки на звук х

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.
Ах-ах-ах – я пишу о петухах.
Их-их-их – ветерок затих.
Их-их-их — дождик наконец затих.
Ох-ох-ох – во дворе переполох.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Ох-ох-ох — под ногами мягкий мох.
Ух-ух-ух – летит пух.
Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.
Ух-ух-ух — развалилась башня — бух!
Ух-ух-ух — ходит по двору петух.
Ха-ха-ха – два подрались петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе — соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Хи-хи-хи – драться любят петухи.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — дай попробовать ухи.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — не хочу такой ухи!
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Ху-ху-ху – двор в пуху.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ху-ху-ху — наварили мы уху.
Эх-эх-эх — в скорлупе лежит орех.

Чистоговорки на звук с

Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Аска-аска – у Сони маска.
Ась-ась-ась – плывет карась.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Иска-иска – у Сони ириска.
Оска-оска – у Сони соска.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.
Са-са-са — будку сделали для пса.
Са-са-са — в клетке спит лиса.
Са-са-са — в норе живет лиса.
Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са — в сказке были чудеса.
Са-са-са – вот коса.
Са-са-са – испугалась нас лиса.
Са-са-са – на дворе роса.
Са-са-са – острая коса.
Са-са-са – у кого лиса?
Са-са-са — у меня лиса.
Са-са-са — у Саши длинная коса.
Са-са-са – улетела оса.
Са-са-са, са-са-са — у сосны стоит лиса,
Се-се-се – еду на гусе.
Се-се-се — кисель дадим осе.
Се-се-се – рыбу дали мы лисе.
Си-си-си – лиса, больше не проси!
Си-си-си – лучше ноги уноси.
Си-си-си – сено принеси.
Си-си-си – ты сырочек откуси.
Си-си-си, си-си-си — мы едем мимо на такси.
Сов-сов-сов – есть стрелки у часов.
Сой-сой – траву косили мы косой.
Со-со-со — едет быстро колесо.
Со-со-со – мы сменили колесо.
Со-со-со – спряталась за колесо.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – были с папой мы в лесу.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Су-су-су – в лесу видели лису.
Су-су-су — заплету косу.
Су-су-су – мы видели осу.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Су-су-су — наточу косу.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су — тихо осенью в лесу.
Су-су-су — я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – еще дали колбасы.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Сы-сы-сы — у меня две косы.
Сы-сы-сы – у Семена нет косы.
Сы-сы-сы — у сома усы.
Сы-сы-сы — хвост пушистый у лисы.
Сы-чи-сы – вот часы.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Чистоговорки для малышей

***

Лы-Лу-Ла Лы-лы-лы – забивали мы голы, Лу-лу-лу – возле окон на полу, Ла-ла-ла – не заметили стекла. Лу-лу-лу – мы не били по стеклу, Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.

***

Ба-Бо-Бы Ба-ба-ба – бежит кабан. Ба-ба-ба – во дворе изба Ба-ба-ба – на крыше труба. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бе-бе-бе – кот сидит на трубе. Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе. Би-би-би – сидят под крышей голуби. Бо-бо-бо – большой забор. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу. Бу-бу-бу – сидит муха на лбу. Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу! Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – в лесу грибы. Бы-бы-бы – за двором дубы. Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы. Бы-бы-бы – на пеньке грибы. Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы. Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

***

Да-Де-Ди Да-да-да – буду строить города. Да-да-да – в колодце вода. Да-да-да – горяча вода. Да-да-да – пойду сюда. Да-да-да – у меня вода. Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда! Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода! Де-де-де – ведра мои где? Де-де-де – птенцы в гнезде. Де-де-де – я не знаю где. Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где? Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде! Ди-ди-ди – птенцов не буди. Ди-ди-ди – спокойно посиди. Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи! Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи! До-до-до – над колодцем гнездо. До-до-до – там на дереве гнездо. Ду-до-да – гудят провода. Ду-ду-ду – в зоопарк иду. Ду-ду-ду – ведра я найду. Ду-ду-ду – домой пойду. Ду-ду-ду – за водой пойду. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Ду-ду-ду – я по лугу иду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду. Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду. Ды-ды-ды – на снегу следы. Ды-ды-ды – нет воды. Ды-ды-ды – попей воды. Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!

***

Зе-Зи-Зя Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе. Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе. Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зи-зи-зи – нас теперь домой вези! Зи-зи-зи – резину привези. Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези! Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези. Зя-зя-зя – без козы домой нельзя. Зя-зя-зя – мы видели язя. Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.

***

Ал-Ил-Ол Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал. Ал-ал-ал – сказку дедушка читал. Ал-ал-ал – темный подвал. Алка-алка – у Володи палка. Ил-ил-ил – в барабан я бил. Ил-ил-ил – я полы помыл. Илка-илка – у Володи вилка. Ла-ла-ла – Маша папе помогла. Ла-ла-ла – видишь, кружится юла? Ла-ла-ла – лопата и пила. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Ла-ла-ла – Маша в доме убрала. Ла-ла-ла – наша Маша весела. Ла-ла-ла – не забьете мне гола. Ла-ла-ла – отвесная скала. Ла-ла-ла – я малинник нашла. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ло-ло-ло – стало в комнате светло. Ло-ло-ло – у меня весло. Лу-лу-лу – дочка принесла пилу. Лу-лу-лу – заведу юлу. Лу-лу-лу – купили пилу. Лу-лу-лу – обойдем скалу. Лу-лу-лу – папа насорил в углу. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу. Лы-лы-лы – в доме новые котлы. Лы-лы-лы – Маша вымыла полы. Лы-лы-лы – сели слева от скалы. Олка-олка – у Володи иголка. Ол-ол-ол – вымыли пол. Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол. Улка-улка – у Володи булка. Ул-ул-ул – ветерок подул. Ул-ул-ул – зимний лес уснул. Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.

Автоматизация звука Рь в слогах, словах и предложениях.

Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук рь обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука р. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.

Если поставить звук по подражанию не удалось, посмотрите рекомендации здесь.

Произносить слоги со звуком рь.

Звук рь произносится раскатисто.

арь — орь — урь
арь — орь — ырь
ёрь — ырь — ирь
юрь — урь — ерь
ря — ре — рё
рю — ря — ри

Произносить слова.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.

Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.

Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.

Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.

Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.

Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения.

У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецикие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря. В мае цветут сирень и черемиуха. Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты.

Загадки.Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед — только задом наперед. (Рак)

***Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику — бросит корочки в корзинку.

Небылицы.Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки. (К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Желаю удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector