Гимнастика для детей. утренняя, оздоровительная, зарядка в младшей группе
Содержание:
- Зарядка под музыку в подготовительной группе
- Методы выполнения зарядки в детсаду
- Зарядка под музыку в старшей группе
- Что делать, если болят мышцы после гимнастики
- Упражнения для разминки
- Другие виды зарядки для детей в детском саду
- Другие рекомендации для укрепления здоровья дошкольников
- Зарядка под музыку в первой младшей группе
- Зарядка под музыку во второй младшей группе
- Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
- Вводная часть
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка — Консультация «Сокольская гимнастика. Что это?»
- Тренировка для мышц плечевого пояса
Зарядка под музыку в подготовительной группе
В последний год пребывания в ДОУ возрастает умственная нагрузка, оказываемая на воспитанников. Это влияние не столько детского сада, как дополнительных занятий во второй половине дня: развивающих секций и курсов подготовки к школе. Поэтому актуальность зарядки для детей 6–7 лет возрастает: утренняя гимнастика сберегает здоровье будущих школьников и повышает работоспособность организма. Хронометраж зарядки в подготовительной группе — 10–12 минут.
Будущим школьникам зарядка помогает настроиться на рабочий лад и привить навыки здоровьесбережения
Видео: утренняя гимнастика в подготовительной группе
Watch this video on YouTube
Эта зарядка является классической утренней гимнастикой. Занятие грамотно организовано в соответствии со всеми методическими рекомендациями: длительность по нормативу, чётко выделяются 3 части зарядки, под каждый подобран отдельный музыкальный трек. Методическая находка зарядки — в сочетании спортивных и танцевальных движений в комплексе ОРУ. Упражнения выполняются под аранжировку народной песенки, в двигательном рисунки заметны элементы присядки, камаринской пляски.
Таблица: комплексы основных упражнений для детей 6–7 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Зарядка космонавтов» |
|
Музыкальная тема из к/ф «Гостья из будущего». |
«Мы друзья» |
|
«Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками», «У друзей нет выходных» детского коллектива «Барбарики». |
«Олимпийская зарядка» | Упражнения с обручами (цвета как у олимпийских колец):
|
Инструментальная композиция «Токката» Поля Мориа. |
Зарядка под музыку — проверенная многими поколениями здоровьесберегающая и развивающая методика. Ежедневные утренние упражнения заряжают ребят энергией, бодростью, хорошим настроением. Это должно быть полезной привычкой, усвоенной с садика и закреплённой в постоянном образе жизни, — после сна необходимо хорошенько размяться и потренировать мышцы под ритмичную музыку.
Методы выполнения зарядки в детсаду
Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.
Занятие с обручем
Рекомендации по длительности
УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:
- Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
- В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
- У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
- УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.
Как организовать детей для утренней гимнастики
Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.
Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.
В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.
Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки
Зарядка под музыку в старшей группе
Продолжительность утренней музыкальной гимнастики в старшей группе увеличивается до 8–10 минут. Зарядка с детьми 5–6 лет направлена на повышение работоспособности и выносливости организма. Старшие дошкольники выполняют большее количество повторений знакомых упражнений, чаще добавляются элементы ритмики, танца, партерной хореографии.
Если зарядка выполняется на улице, педагог заранее готовит необходимое музыкальное оборудование
Видео: утренняя гимнастика в старшей группе ДОУ
Воспитанники старшей группы на видео выполняют знакомую зарядку без участия воспитателя. Комплекс упражнений, подходящий и для детей 4–5 лет, усложняется использованием гимнастических ковриков.
Таблица: комплексы основных упражнений для детей 5–6 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Дружба» (зарядка с элементами ритмопластики) |
|
Песня «Неразлучные друзья» группы «Барбарики». |
«Если добрый ты» |
|
Композиция «В добрый путь» из музыкального альбома «220 песен для детей». |
«Обезьянки, вперёд!» |
|
Песня «В каждом маленьком ребёнке» из м/ф «Обезьянки, вперёд!», песня-игра «Мы весёлые мартышки». |
«Чебурашка» |
|
«Песня Чебурашки» из м/ф «Крокодил Гена» (в исполнении К. Румяновой с инструментальным ансамблем «Мелодия»). |
Что делать, если болят мышцы после гимнастики
Обычно боль в мышцах появляется как реакция на чрезмерную нагрузку. Однако, детская гимнастика не предусматривает обилия силовых упражнений, поэтому и боли в мышцах быть не должно. Если же нагрузка соответствует возрасту ребенка, а болевые ощущения все же появились, то, возможно, причина в следующем:
- недостаток воды увеличивает вероятность мышечных спазмов, поэтому следите, чтобы перед зарядкой ребенок выпил воды, и чтобы в помещении не было слишком жарко;
- возможно, проблема в недостатке калия и магния, поэтому пересмотрите детский рацион и добавьте в него продукты, содержащие эти микроэлементы: фасоль, курагу, гречку, картофель, шпинат, тыкву, апельсины;
- боль в мышцах и суставах может появиться как предвестник вирусной инфекции.
Не нужно прекращать занятия, так как физические упражнения ускоряют обмен веществ и улучшают состояние мышц. Нужно только снизить интенсивность нагрузки. А снять излишнее напряжение в мышцах помогут массаж и теплый душ.
Важно! Причиной боли может стать не просто перенапряжение, а разрыв мышцы. Тогда любое движение в этой области будет вызывать острую боль
Если такое случилось, нужно обязательно обратиться к врачу.
Чтобы зарядка приносила только положительный результат придерживайтесь простых советов:
Помните, что занятия должны быть регулярными, так как мышечные боли возникают, если после длительного безделья начать интенсивно заниматься.
Обращайте внимание на хронические заболевания и на состояние здоровья: при любом хроническом заболевании обсудите планируемые упражнения с врачом. Если ребенок вялый, болит горло, голова или появились другие признаки надвигающейся инфекции, отложите занятия до выздоровления.
Не принуждайте
Зарядка делается, в том числе, и для создания позитивного эмоционального фона. И если в какой-то день маленький человечек отказывается делать упражнения, то не давите. Проанализируйте причины: возможно, движения слишком трудные, возможно, ребенок устал и не может собраться с силами или просто надоело делать одно и то же. Поговорите о причинах отказа, внесите коррективы и попробуйте снова.
Соблюдайте порядок упражнений: сначала легкие разминочные движения, а затем – основная часть.
Упражнения для разминки
Если ребенок только учится ходить
Стоя на полу, малыш держится за опору. Взрослый манит к себе ребенка яркой игрушкой. Меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, стимулируя развитие ориентации в пространстве.
Ходьба по «узкой дорожке»
Сперва обозначьте на полу (дома при помощи веревочек, лент, шарфов, деталей конструктора) или асфальте (на улице мелом или палочками) дорожку шириной около 30 см. Задача ребенка — сохраняя равновесие, самостоятельно пройти по дорожке. В дальнейшем задание можно усложнять: предлагать пробежать, попрыгать на двух или на одной ноге или сделать дорожку уже (20 см, потом 10 см). Можно также ходить, наступая на узкую палку или скрученный в колбаску вытянутый шарф.
Ходьба боком
Предложите ребенку пройти боком между двумя диванными подушками или стульями, поставленными спинками друг к другу. Тренируйте умение ходить приставными шагами одинаково хорошо в обе стороны.
Ходьба и бег в различном темпе
Вместе с ребенком, приговаривая стишок, топайте ногами в различном темпе.
«Так бегают мышки: маленькие ножки бежали по дорожке!» (Быстро переставляете ноги на месте или бегаете.)
«А так бегают слонята: большие ноги шли по дороге!» (Медленно тяжело топаете.).
Перешагивание через препятствия
Расставьте по полу предметы различной высоты — плоские и высотой 10–15см. Под стихотворение перешагивайте через препятствия:
«До чего трава высока, То крапива, то осока, Поднимай повыше ноги, Ведь идешь не по дороге!»
Лазанье
Чтобы проводить упражнения для детей дошкольного возраста, желательно установить дома шведскую стенку или обзавестись лесенкой. Но если такой возможности нет, можно воспользоваться лестницами на детских игровых площадках. Скамейки и бортики песочницы тоже станут неплохим тренажером: ребенок встает боком к скамейке, опирается на нее руками и перелезает. Проделывайте это в обе стороны.
Прятки-лазалки
Взрослый прячет игрушку ребенка на небольшой высоте, например на спинке дивана, таким образом, чтобы ее было непросто заметить. Когда после ваших подсказок ребенок найдет игрушку, он должен залезть на диван, чтобы достать ее. Если это для него еще очень сложно, соорудите горку из подушек, чтобы ребенок смог сам вскарабкаться на диван.
Лев-циркач
Взрослый держит обруч, через который ребенок должен проползти или пролезть, как лев, прыгающий через огненный обруч в цирке.
Другие виды зарядки для детей в детском саду
Комплекс утренней гимнастики может включать в себя дополнительные упражнения профилактического характера. Очень полезна дыхательная зарядка, способствующая насыщению тела кислородом, восстановлению дыхания после физических нагрузок, укреплению дыхательной мускулатуры, очищению дыхательных путей.
Пальчиковая гимнастика развивает моторику пальцев рук, а пальчиковые игры развивают фантазии и воображение ребенка. Также упражнения помогают детскому организму управлять своим телом, сопротивляться с простудными заболеваниями, предотвращают возникновение детских неврозов.
Гимнастика для ног помогает корректировать ходьбу, является профилактикой плоскостопия. Для укрепления иммунитета и предотвращения различных заболеваний, проводится самомассаж биологически активных точек.
Дети растирают ноги, руки, ступни, ладошки, точки возле носа и за ушами. Увлекательной станет имитационная зарядка, упражнения которой отображают всевозможные движения животных, растений, предметов, людей разных профессий.
Наиболее интересна детям утренняя гимнастика в игровой форме. Например, образно-игровая зарядка нацелена на умение ребенка ориентироваться в пространстве и согласовывать свои движения с ритмом и темпом музыки.
Другие рекомендации для укрепления здоровья дошкольников
Наряду с физическими упражнениями, следует проводить мероприятия, направленные на закаливание ребенка. Адаптированный к температурному перепаду организм, сможет сопротивляться болезням.
питание
Дети младшего дошкольного возраста должны соблюдать режим дня. В течение дня должны чередоваться умственные и физические нагрузки. Также не стоит забывать о здоровом и качественном сне.
Для здорового роста и развития ребенка, нужно создать необходимые психологические условия. Дети учатся устанавливать взаимоотношения внутри детского коллектива. Психологический комфорт влияет на формирование личности и адаптации ребенка в обществе.
Зарядка под музыку в первой младшей группе
Как и все физкультурные мероприятия, зарядка под музыку в первой младшей (ясельной) группе имеет свои организационные особенности в соответствии с ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом):
- длительность утренней гимнастики составляет 4–5 минут;
- рекомендуется использовать фольклорные тексты: заклички, запевки, частушки;
- в течение учебного года осваиваются и закрепляются различные виды зарядки;
- зарядка с детьми 1,5–3 лет проводится под музыку и весёлые песенки, выполняются в основном движения-имитации и называемые в песне действия (подражательные движения).
Педагог обязательно демонстрирует малышам выполнение упражнения на своём примере
Видео: зарядка под музыку «Головами покиваем» в ясельной группе
Утренняя гимнастика «Головами покиваем» является традиционной зарядкой под музыку. Воспитатель показывает движения, о которых поётся в композиции, малыши стараются повторить: кивки головой, повороты головы, стук зубами, круговые движения руками и плечами, разминка пальчиков, приседания, приставной шаг. Комплекс упражнений повторяется в ускоренном темпе
Обратите внимание: во время гимнастики два воспитанника группы не выполняют зарядку, педагог не привлекает их. Это правильная педагогическая тактика: не принуждать, дать возможность самостоятельно заняться чем-нибудь, выяснить причину плохого настроения/поведения/самочувствия после занятия
Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 1,5–3 лет
Комплекс | Список ОРУ (общеразвивающих упражнений) | Вариант музыкального сопровождения |
«Барабан» |
|
Песня «Весёлый барабанщик» (слова Б. Окуджавы, музыка Л. Шварца). |
«Барбарики» |
|
Песня «Барбарики» («Что такое доброта?») одноимённой детской группы. |
«Весёлая погремушка» |
|
Песня «Погремушка» (авторы Е. и С. Железновы). |
«Огородники» |
|
Песня «Огородная-хороводная» (слова А. Пассовой, музыка Б. Можжевелова). |
Источники
- https://littleone.com/publication/5424-bodroe-utro-pyat-variantov-razminki-dlya-pervoklassnika
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/zaryadka-v-detskom-sadu-pod-muzyiku.html
Зарядка под музыку во второй младшей группе
Длительность утренней гимнастики для детей 3–4 лет составляет 5–6 минут. Содержание гимнастических комплексов слегка усложняется по сравнению с первой младшей группой: движения носят подражательный характер, но в одном упражнении может сочетаться несколько различных имитаций («Кошка крадётся, мышонок шуршит»). Добавляются новые атрибуты.
Для зарядки с младшими дошкольниками подойдут весёлые песенки, частушки, потешки
Видео: утренняя зарядка с музыкальным сопровождением во второй младшей группе
На видео представлено грамотно подготовленное занятие: использование мотивирующего начала (персонаж Солнышко приходит в гости к ребятам), музыкальное сопровождение ритмичное и мажорное. Минус в показанной зарядке один — воспитатель и некоторые из детей не в спортивной одежде. Согласитесь, педагогу выполнять гимнастические движения в узкой юбке и на каблуках как минимум неудобно
А внимание одной девочки часто было занято сарафанчиком, который приходилось держать за подол во время зарядки
Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 3–4 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Осень» |
|
Песни «Я с листочками хожу» и «Дождик, дождик на дорожке». |
«Игрушки» |
|
Песенка «Уборка игрушек», музыкальная композиция «Танец с мячиками». |
«Солнышко лучистое» |
|
Аудиозапись утренней зарядки «Солнышко лучистое» («Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»). |
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект утренней гимнастики «Весёлая гимнастика» с детьми 3–4 лет дошкольного возраста
Цель: — укрепление здоровья детей и пробуждение организма для нормальной жизнедеятельности. Задачи: — формировать двигательные умения (ходьба, бег, прыжки); — воспитывать у детей потребность в каждодневных занятиях физическими упражнениями; — закреплять двигательные навыки,…
Конспект утренней гимнастики в раннем возрасте «Путешествие в осенний лес»
«Путешествие в осенний лес» Утренняя гимнастика в раннем возрасте с предметами (осенние листики) Цель: Обеспечение гармоничного физического развития. Задачи: Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Продолжать совершенствовать умения и навыки в основных видах…
Вводная часть
Утренняя зарядка для ребенка такого возраста вмещает в себя от пяти до шести упражнений. Они рассчитаны исключительно на малыша, и каждое из них он сможет выполнить. Упражнения тренируют конкретные группы мышц:1. Плечи и руки.2. Мышцы туловища.3. Ножки.4. Стопы.Зарядку принято проводить постепенно. Сначала нужно начать с подготовки к упражнениям. Затем, после небольшой разминки, ребенок переходит к выполнению заданий. И после этого постепенно прекращает упражнения – это происходит на заключительном этапе.Перед тем, как начать проводить ребенку зарядку, вы должны максимально продумать ее. Запомните, ваша задача – сделать так, чтобы малышу не было скучно. Для этого утреннюю гимнастику нужно проводить, играючи.Также, рекомендуем вам подбирать только те упражнения, которые будут действительно интересны малышу. Максимальная длительность утренней гимнастики должна варьироваться от пяти до семи минут.Чтобы заинтересовать ребенка в тренировках, первые занятия рекомендуем начать с упражнений, которые ему нравятся. Например, если ребенок часто хлопает в ладоши и топает, включите эти телодвижения в свою программу. Ребенок будет с радостью повторять их. И не заметит, что, при этом, его заставили тренироваться.Всегда поощряйте ребенка во время занятий. Если у него получается правильно выполнять упражнения, и он, при этом, не филонит, то хвалите его. Говорите, что он – молодец. Так ребенок будет понимать, что мамочка ценит его усердие и труд.Каждое движение, которое совершается вами, должно сопровождаться звуками. К примеру, если вы говорите ребенку хлопать в ладоши, то сопровождайте это соответствующими «хлоп-хлоп». Если одним из упражнений является потягивание, то рекомендуем сказать во время него что-то вроде «потягуси, потягуси». Подкреплять действия ребенка можно любыми звуками. Главное, чтобы он слышал вас. И понимал, что с ним взаимодействуют.Также просите ребенка повторять за вами. С помощью этого он сможет развить органы дыхания.
Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка — Консультация «Сокольская гимнастика. Что это?»
Публикация «Консультация «Сокольская гимнастика. Что…»
Сокольская гимнастическая система была первой славянской системой физического воспитания, получившей широкое признание в России в конце ХIХ века. В отечественной литературе до сих пор отсутствуют исследования, освещающие формы и методы работы сокольских организаций, как…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Утренняя гимнастика для дошкольников
Утренняя гимнастика для дошкольников. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем. Выполнение физических упражнений с утра помогает решить несколько…
Мастер-класс для родителей младших и средних групп «Развитие двигательной активности средствами ритмической гимнастики»
Место проведения: спортивная площадка на улице. Участники: родители, дети и воспитатели. Цель: знакомство родителей с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной активности. Задачи: 1. Формирование правильной осанки. 2….
Конспект занятия по корригирующей гимнастике с родителями
Конспект занятия по корригирующей гимнастике с родителями Задачи: 1. Образовательные: обогатить представления детей о необходимости формирования правильной осанки, способствовать применению знаний на практике, разучивание комплекса упражнений на укрепление мышц спины. 2….
Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка — Оздоровительная гимнастика
Статья «Оздоровительная…»
Гимнастика имеет большое оздоровительные значение при условии систематически её выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна, во второй половине дня на прогулке и в помещении. Комплексы оздоровительный гимнастики должны строиться на основных…
Комплексы утренней гимнастики для второй младшей группы в осенний период
Комплекс утренней гимнастики № 1 Сентябрь (1-2 неделя) «Овощи» Оборудование. Игрушечные зайка и морковка, шапочка зайца. Водная часть. Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто пришел к нам на утреннюю гимнастику. Это зайка! Зайка любит морковку, вы же знаете, какая она полезная! В…
Семинар-практикум для педагогов «Мимическая гимнастика как средство вербального и невербального общения»
Цель: развитие способностей к вербальному и невербальному общению. Задачи: ознакомить педагогов с упражнениями для развития мимики, способствующей выражению эмоционального состояния; совершенствовать артикуляционную речь посредством мимических упражнений. Здравствуйте! Тема…
Комплекс утренней гимнастики
1 часть(вводная): «Бегут ручьи, кричат грачи» 1. Ходьба и бег в колонне по одному; «змейкой» — ручейки. 2 часть(основанная) Комплекс ОРУ: 1. «Солнце поднимается, день прибавляется». И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3- руки вверх через стороны. Подняться на носки; 2,4 –…
Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка — перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
2 …
Тренировка для мышц плечевого пояса
С помощью этих упражнений малыш сможет сделать грудную клетку крепче. А также развить дыхательную систему. Более того, с помощью этого он научится правильно держать спину, и не сутулиться.
- Обнимашки. На это упражнение отводится пять-шесть выполнений. Малышу нужно сделать следующее. Отвести свои ручки в бок. Вдохнуть воздух. А затем обнять себя за плечи. И выдохнуть.
- Пароход. Скажите ребенку, чтобы опустил руки вниз. И начал совершать ими круговые движения. Так, чтобы руки «проворачивались» вокруг его плеч.
- Часики. На выполнение этого упражнения отводится полминуты. Ребенку нужно попеременно делать наклоны головы. Вправо-влево, и наоборот. Параллельно с этим, рекомендуем вам говорить «тик так, тик так», чтобы ребенок думал, что он действительно выполняет роль часиков.Руки нужно разместить по бокам. А ноги поставить на уровне плеч.Упражнения для туловищаМельница. Наверняка на физкультуре вас заставляли делать это упражнение. Ребенку нужно расставить ноги на ширине плеч. Наклониться так, чтобы туловище было параллельно полу. И начать двигать руками влево-вправо. Так, как это делает мельница. На выполнение упражнения отводится от десяти до пятнадцати секунд.Тук-тук. Сначала ребенку нужно выпрямиться. И расставить ноги параллельно плечам. Когда вы дадите команду, ребенку необходимо сделать резкий наклон. И начать стучать по коленям. На выполнение этого упражнения нужно отвести 20 секунд. Количество повторений, при этом, должно быть от пяти до шести раз.Качеля. В ходе этого упражнения, вы сможете развить вестибулярный аппарат малыша. Ребенку нужно встать на пол, и начать качаться в разные стороны.Потягивания. Ребенку нужно начать делать наклоны в разные стороны. Не только вправо-влево. Но и вперед-назад. Когда дите будет перемещаться вперед, то вам нужно будет всего лишь протянуть руку. Рекомендуем ребенку делать не меньше трех повторений.