Умерла валентина толкунова

Муза

И все же, широко укоренившийся образ певицы не дает полного представления о ней. Чтобы до конца понять такое явление, как поющая Валентина Толкунова, нужно понимать силы, которые ею двигали, врожденные качества ее психики, ее природные желания.

Испокон веков и во все времена в человеческом обществе существуют особенные люди — те, кто своим пением объединяет людские души в одно целое и устремляет в едином направлении. Народные певуньи — женщины, которым от Бога дана способность своим голосом воздействовать на человеческую психику. Для чего? Для сохранения вида человеческого.

Человеческое сознание разрозненно, существует в отдельных головах миллионов людей, и каждый думает о своем. Но в жизни народов наступают времена, когда люди должны объединяться для выживания: стихийные бедствия, вражеские нашествия, глобальные катастрофы, после которых нужно налаживать нормальную жизнь. И во всех этих случаях человеку помогает, как это ни удивительно, песня, слова и мотив которой воспринимаются одинаково всеми.

Потому всегда в почете у людей был и будет человек, который поет. Во время войны «специальная женщина», от природы рожденная кожно-зрительной, поддерживала своим пением воинов, поднимала их боевой дух и вдохновляла на битву с врагом. А после окончания сражения она, наоборот, успокаивала возбужденных войной мужчин, убаюкивала их разгоряченное битвой сознание, исполняя протяжные заунывные песни, печальные степные напевы.

В современном мире ничего не изменилось. Меняется форма, но суть остается прежней. И потому продолжают рождаться на земле особенные женщины, наделенные природным даром народных певиц. Валентина Толкунова, бесспорно, относится к этому уникальному явлению.

Невозможно было оторвать глаз от этой кожно-зрительной красавицы, когда она пела! Как «лебедь белая» плыла эта женщина по сцене, завораживая публику. В глазах светилась любовь, каждый жест был полон ласки. Как обладательница зрительного вектора, она от природы была наделена самой большой эмоциональной амплитудой, пиком которой является любовь. И Валентина Толкунова щедро делилась этой любовью и своим природным талантом со зрителями.

Исполнение кожно-зрительной певицы всегда несет глубокий психологический смысл и, проникая глубоко в подсознание каждого, напрямую воздействует на наше коллективное бессознательное, то призывая защищать Родину, то возвращая к мирной жизни у семейного очага.

Как в дни Великой Отечественной войны заводная, с ярким блеском в глазах, певица Клавдия Шульженко своими песнями поднимала бойцов на сражения за Родину, так, спустя время, народная артистка Валентина Толкунова своим ласковым голосом и всем своим правильным видом успокаивала психику людей, напоминала им о доме, семье, детях и простых радостях мирной жизни.

Кстати, на концерте в 1972 году, где Валентина Толкунова выступала со своим первым сольным номером, обе эти женщины — великие народные певуньи — символично пересеклись на одной сцене, как бы передавая эстафету своеобразного музыкального сохранения русских людей и России.

Как это? — спросите вы. Да вот так. Однажды на одном из концертов вдруг погас свет. В полной темноте, ничего не видя и не слыша, зрители начали волноваться, это волнение грозило перейти в массовую истерику и смертельную давку. Нужно было каким-то образом успокаивать зал, и режиссер концерта принимает волевое решение: «Зовите Валентину Васильевну Толкунову, она их успокоит!»

Певица Татьяна Острягина вспоминает, как среди всеобщей суматохи из гримерки послышался спокойный голос Толкуновой: «Я сейчас иду!» При слабой подсветке свечками певица прошла на сцену и в кромешной тьме начала петь.

«В абсолютной темноте она начинает петь, — с восторгом рассказывает Татьяна Острягина. — Акапелла, без всякого сопровождения. И зал замирает. Замирает как один-единственный человек. Я такой тишины не слышала даже в Большом театре.»

Вот так это работает в жизни: развитая кожно-зрительная женщина одна может успокаивать многотысячные залы одним лишь своим пением.

Брат Валентины Толкуновой о последнях днях сестры: «Надежды не было – метастазы по всему телу»

Валентина Толкунова Фото: Persona Stars

Исполнительница песни «А годы летят» Валентина Толкунова скончалась в возрасте 63 лет. Сначала ей стало плохо во время концерта в Могилеве в 2010 году. После этого ее доставили в Боткинскую больницу, где она провела свои последние дни. Причиной смерти стала онкология.

Ее брат Сергей Васильевич считает, что его сестра могла бы быть до сих пор жива, если бы вовремя обратилась к доктору. Толкунова знала о том, что у нее онкология еще в начале 90-х. Сначала у нее обнаружили опухоль в правой груди. По словам Сергея Васильевича, его родственница тогда согласилась на операцию, но от дальнейшего лечения химиотерапией отказалась.

Последнее фото Валентины Толкуновой с мамой Евгенией Николаевной и сыном Николаем.1 января 2010 год. Фото: Личный архив

Даже из-за проблем со здоровьем Толкунова решила не отменять выступления. Однако спустя несколько лет болезнь вернулась. В 2010 году состояние больной раком Толкуновой резко ухудшилось.

«Отмечали день рождения моей жены. Сидим в ресторане за столом. Вдруг Валя мне шепчет: «Сережа, у меня с ноги туфля слетела, а я не могу ее надеть обратно. Ногу перестала чувствовать». Я нагнулся под стол, надел ей туфлю. Вале подают жюльен, она берет его и роняет. Расстроилась. Я говорю: «Валечка, ничего страшного, возьми еще один». Она берет и снова роняет – рука уже плохо слушалась. А на следующий день вроде отошло. 16 числа мы поехали на концерт в Могилеве. Валя даже слушать не хотела, чтобы что-то отменить, перенести. Поедем, и все тут! И вот после исполнения очередной песни она пошатнулась, начала падать. Я Валю подхватил и увел за кулисы. Вызвали врачей, увезли в местную больницу. Там приняли решение: нужно срочно везти в Москву», — рассказал Толкунов.

Последние несколько дней Валентина Васильевна провела в Боткинской больнице. Несмотря на то, что она никуда не выходила, она хотела выглядеть привлекательно.

«Наша Валечка» – так называли слушатели Толкунову, которые полюбили певицу за манеру исполнения и завораживающий голос. Любовь и трепетное отношение к музыке проявились у народной артистки еще в детстве. По словам младшего брата, его сестра была настоящей умницей, а учителя в музыкальной школе ставили Толкунову ему в пример.

Однако, в личной жизни Валентины не всегда все складывалось так гладко, как в ее отношениях с музыкой. Первый муж Виктор Саульский изменил певице с молодой актрисой. Во втором браке с журналистом Юрием Папоровым у Валентины родился мальчик Николай, вот только отношения с уже взрослым сыном часто были натянутыми. Долгие годы Николай был в ссоре с семьей, а помирился лишь тогда, когда узнал о тяжелой болезни Толкуновой.

Несмотря на недомолвки при жизни, сейчас Николай чтит память мамы, часто приезжает на кладбище – к могилам родителей. Его отца, Юрия Папорова, не стало через полтора месяца после смерти Толкуновой. «Они все же любили друг друга», — пояснил Сергей Васильевич «Собеседнику».

«Мне нравится, когда зрители называют меня Валечкой»

После уходя из ансамбля Толкунова старалась браться за любую работу: певица принимала участие в сборных концертах и музыкальных спектаклях, участвовала в радиоспектаклях, записывала песни для кино и даже сама снималась в эпизодических ролях. Голос Валентины Васильевны хорошо помнят те, кто вырос на советских мультфильмах, таких как «Русские напевы», «Песня волшебного камня», «В порту», «Почтовая рыбка», «Старый дом» и многие другие.

Поистине счастливым билетом для Толкуновой оказалась совместная работа с композитором Ильей Катаевым. Он предложил певице исполнить несколько своих композиций на стихи Михаила Анчарова, которые написал для телефильма «День за днем». Среди них была и «Стою на полустаночке», которая буквально в одночасье сделала Толкунову знаменитой – после выхода фильма на экраны, наивно-трогательные слова этой песни напевала вся страна. Чуть позже Толкунова исполнила ее на телевизионном конкурсе «Артлото» и заняла первое место.

Большой сольный дебют Толкуновой как самостоятельной исполнительницы состоялся в 1972 году. Поэт Лев Ошанин пригласил ее принять участие в своем юбилейном концерте и спеть песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Концерт проходил на сцене Колонного зала Дома Союзов. Специально для этого выступления певице сшили роскошное платье, украшенное жемчугом. Дополнила образ изящная жемчужная нить, которую певица вплела в свою пышную косу. С тех пор многие советские девушки начали копировать стиль Толкуновой, а жемчуг стал неотъемлемой частью ее имиджа.

Выступление на вечере Ошанина в буквальном смысле открыло талант Толкуновой всей стране. Так как концерт транслировался по телевидению, юную Валентину узнали и полюбили миллионы зрителей. Для Толкуновой – тогда еще начинающей артистки – это было удивительным событием. Тогда ей впервые довелось делить сцену с такими маститыми исполнителями, как Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс и любимая ею с детства Клавдия Шульженко.

После успешного выступления в Доме Союзов Толкунову стали приглашать на съемки в «Утренней почте» и «Голубом огоньке», начиная с 1973 года она регулярно принимала участие во всесоюзном фестивале «Песня года». Помимо ставшей знаменитой «Стою на полустаночке», большую популярность певице принесли композиции «Поговори со мною, мама» (композитор Владимир Мигуля первоначально писал ее для Людмилы Зыкиной) и «Серебряные свадьбы» Павла Аедоницкого. Кроме того, Толкунова начала сотрудничать с Микаэлом Таривердиевым, Оскаром Фельцманом, Марком Минковым и другими известными композиторами.

А вот идеологической составляющей в песнях Толкуновой совсем не было. Даже песни о войне и любви к родной земле она пела просто, искренне, по-человечески, словно в каждой песне рассказывала чью-то личную историю. Для тех времен это было редкостью.

Сольная карьера

После ухода из ансамбля Валентина Толкунова решается полностью изменить репертуар, она пробует себя в качестве исполнительницы народных песен и эстрадной певицы. Однако пробиться на большую сцену у нее получается не сразу. 1972 год становится знаковым для Толкуновой: Лев Ошанин предлагает ей выступить на большом юбилейном концерте, где Толкуновой предстоит спеть трогательную песенку «Ах, Наташа» Шаинского. Специально сшитое для нее платье, украшенное жемчугом, восхищает Валентину, и чтобы создать сценический образ, часть оставшихся жемчужных нитей она вплетает в волосы. То знаменитое выступление становится для Толкуновой настоящей путевкой в жизнь: простой, неброский, но такой милый образ навсегда покоряет сердца миллионов. У нее появляются преданные поклонники, готовые на все ради ее внимания, но певица избегает любых романов. А дальше последовали предложения спеть песню, сняться в кино, принять участие в озвучивании мультфильма:

  • Успенский, Таривердиев, Мигуля, Колмановский, Ошанин писали специально для нее песни, что в советское время было настоящим достижением для любого исполнителя. За свою певческую карьеру Толкунова исполнила более 100 песен.
  • Милая новогодняя песенка мамы из мультфильма про Простоквашино стала настоящим шлягером, а проникновенное исполнение колыбельной «Спят усталые игрушки» до сих пор радует малышей перед сном.
  • Фильм-концерт «Верю в радугу» стал ее дебютом в кино, а потом были мюзикл «Ожидание» и еще около 20 фильмов-спектаклей.

С 1973 года Толкунова работает в Москонцерте, гастролирует по всей стране, а также выступает со своими программами в США, Финляндии, Индии, Вьетнаме, Греции, Сингапуре, Израиле. За свою певческую карьеру она выпустила 13 пластинок, более 40 ее песен считаются хитами до сих пор.

В 1989 году Толкунову назначили руководителем театра «Арт», что стало для нее новым этапом в карьере. За это время было поставлено свыше 20 спектаклей, три из которых считаются лучшими постановками за последние десятилетия.

В Афганистане солдаты подарили два десятка белых роз

В 1975 году в жизни Валентины Толкуновой произошла еще одна судьбоносная встреча: она познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази. Их творческий союз продлился без малого 18 лет. Вместе они исполнили множество прекрасных романсов, среди которых особенно выделяется «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой. Большое место в репертуаре Толкуновой занимают детские песни. Так, в 1977 году композитор Борис Емельянов подарил ей песню «Носики-курносики», которую написал к рождению своего сына. Эта песня в исполнении Толкуновой сразу же обрела популярность. Также она исполнила песню «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино». Ну и, конечно, нельзя не вспомнить песню «Спят усталые игрушки», ставшую заставкой программы «Спокойной ночи, малыши!» Благодаря ей под нежный, чарующий голос Валентины Васильевны засыпало не одно поколение детей.

С 1979 года Толкунова начала давать сольные концерты, а в начале 80-х в ее творчестве зазвучала военная тематика. Ее главной песней о Великой Отечественной войне по праву считается композиция Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана «Если б не было войны». Это, пожалуй, одна из самых драматичных вещей в репертуаре певицы. Она поется от лица женщины, которая потеряла любимого на фронте и теперь представляет, как могла бы сложиться их жизнь, если б не война.

По воспоминаниям Толкуновой, «нужно было сделать не просто песню, а песню-спектакль». Валентина очень много репетировала, пытаясь прочувствовать состояние своей лирической героини, отрабатывала сценические движения. Кстати, вставок с военным маршем в песне изначально не было – их добавили по просьбе Толкуновой.

«Если б не было войны» вошла в десятку лучших послевоенных песен о войне, созданных в XX веке.

В 80-х Толкунова в основном исполняла песни о женщинах – их нелегкой судьбе, радостях и горестях, любви и верности. Большинство ее героинь пели о душевных терзаниях, но в каждой песне неизменно сквозило ощущение светлого ожидания счастья. В этот период Толкунова исполняла такие композиции, как «Я не могу иначе», «Где ты раньше был», «Диалог у Новогодней елки», «А любовь-то лебедем», «Вечер школьных друзей», «Песенка без конца», «Воспоминание о былом», «Сережа», «Жалейка» и многие другие произведения, вошедшие в золотую коллекцию советской эстрады.

Помимо сольных выступлений, Валентина Васильевна давала много концертов в поддержку советских спортсменов и военных. Так, в 1976 году она в составе советской творческой бригады выступала на Олимпийских играх в Монреале, а в 1985 году отправилась в Афганистан – петь для советских солдат. Вот как вспоминал ее концерт один из военнослужащих:

Творческая карьера

Сразу же по окончании школы в 1964 г. Валентина Толкунова поступила в Московский государственный институт культуры на дирижёрско-хоровое отделение. А спустя два года, пройдя конкурс, стала солисткой вокально-инструментального оркестра, руководимого Ю. С. Саульским, где продолжала петь до 1971 г. Совмещать гастроли с ВИО-66 и учёбу в институте культуры оказалось тяжело, и начинающая певица продолжила образование в Музыкальном училище имени Гнесиных на заочном отделении, окончив его на «отлично» в 1971 г. В дальнейшем Валентина всё же закончила МГИК, получив в 1976 г. второй диплом — дирижёра-хоровика.

Первые успехи

ВИО-66 распался в 1971 г., и молодая певица начинает сотрудничать с композитором Ильёй Катаевым. В это время он пишет музыку к телевизионному фильму «День за днём». Валентина принимает его предложение спеть песни для этого фильма, среди которых будет до сих пор популярная «Стою на полустаночке», принёсшая певице первую славу и любовь зрителей. Кроме телефильма, девушка исполняет эту песню в авторском концерте И. Катаева, побеждает с ней в телеконкурсе «Артлото».

Творческая деятельность В. Толкуновой в это время не ограничивается сотрудничеством с И. Катаевым. Она снимается как актриса в эпизодах нескольких фильмов, исполняет в них песни, играет в театральных спектаклях. Певица также делает попытку создать свой вокальный квартет, но неудачно.

В 1972 г. певица благодаря приглашению композитора Л. Ошанина, отмечавшего свой творческий юбилей, впервые выступает на одной из главных сцен страны — в Колонном Зале Дома Союзов. Здесь артистка впервые оказывается в одном концерте со знаменитыми эстрадными исполнителями, среди которых имена:

  • Майи Кристалинской;
  • Муслима Магомаева;
  • Людмилы Зыкиной;
  • Георга Отса;
  • Клавдии Шульженко.

С этого дня песни в исполнении Валентины Толкуновой стали постоянно звучать в теле- и радиопередачах. В её репертуаре появились произведения:

  • Э. Колмановского;
  • М Таривердиева;
  • О. Фельцмана;
  • М. Минкова;
  • В. Успенского и многих других.

Вторая волна славы

Настоящая звёздная слава пришла к певице после того, когда она в 1973 г. спела песню Владимира Мигули «Поговори со мною, мама». Прозвучавшая в праздничный день 8 Марта, она мгновенно стала популярна и весь год почти ежедневно звучала на радио и с экранов телевидения, попав в финал конкурса «Песня-74».

В 1975 г. Валентина Толкунова познакомилась с композитором Д. Ашкенази, сотрудничество с которым продолжалось почти девятнадцать лет.

  • женщина и война;
  • «Разговор с женщиной».

Песня М. Минкова «Если бы не было войны», которую В. Толкунова впервые исполнила в 1981 г., вошла в число десяти лучших песен на тему войны, написанных в послевоенное время. Через десять лет певицей был записан сдвоенный альбом с таким же названием, посвящённый теме войны и мира.

Сдвоенный альбом «Разговор с женщиной» выпущен певицей в 1985 г. Как и альбом на военную тему, он состоял из 22 песен. Через год выходит написанная специально для артистки композитором И. Катаевым опера «Русские женщины», которую певица в 1990 г. записывает на радио.

Выступая в концертах, певица также продолжает записывать саундтреки в кино. Ей принадлежит:

  • исполнение песни «Колыбельная» в кинофильме «Романс о влюблённых»;
  • композиция «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»;
  • запись песни «Пушинка белая» из кинокомедии «Невеста с севера».

https://youtube.com/watch?v=JkDBE3nkxiM

Театр музыкальной драмы и песни

В 1987 г. певица начинает руководить созданным ею Московским театром музыкальной драмы и песни, одновременно продолжая пробовать свои силы в новых амплуа. Так, в постановке монооперы «Ожидание» в концертном зале «Россия» она впервые не только поёт, но и читает стихи.

Пробыв на музыкальной сцене 44 года, певица становится двадцатисемикратным лауреатом телефестиваля «Песня года», участвуя в нём 25 раз (с 1973 по 2005 г.).

В. Толкунова исполняла не только песни известных композиторов, но и писала их сама. В разные годы ею были написаны и спеты песни:

  • «Моя подруга — моя Москва»;
  • «Ангел мой»;
  • «Марьюшка» и другие.

Это интересно: Биография и факты: Соня: королева Норвегии

Музыка

Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для музыкального сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню, исполненную Валентиной Толкуновой «Стою на полустаночке», напевала вся страна. Певица мгновенно стала знаменитой, а пластинка с музыкальными композициями не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта Льва Ошанина. Артистка исполнила композицию Владимира Шаинского «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, молодую певицу увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс. Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с Клавдией Шульженко, певицей, которую девушка боготворила с детства.

Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Оскара Фельцмана, Марка Минкова. А уже с 1973 года Толкунова регулярно становился участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами увидеть выступление любимой певицы вновь.

Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на творческих вечерах выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.

Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для Людмилы Зыкиной, но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.

Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политические подтексты, что для того времени было редкостью. Для Валентины каждая песня – это чья-то судьба, чья-то жизненная история.

В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене – инструменталиста, композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.

Имели огромную популярность песни «Я не могу иначе», «Серебряные свадьбы», «Вечер школьных друзей». Также голос Толкуновой звучал и в саундтреках известных кинофильмов и мультиков. Например, в мультфильме «Зима в Простоквашино» певица исполнила композицию «Кабы не было зимы», а в мелодраме «Романс о влюбленных» – «Колыбельную», в комедии «Невеста с севера» – «Пушинку белую».

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой – «Носики-курносики» – особенно полюбилась поклонникам таланта певицы.

В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом

Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». За 10 лет в репертуаре артистки появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой

Талант Толкуновой требовал новых форм, и в 1986 году из-под пера Ильи Катаева вышла опера «Русские женщины», которая создавалась в расчете на исполнение Толкуновой. Премьера оперы состоялась в концертном зале «Россия». В этом же году артистка дебютировала в полнометражной музыкальной ленте «Верю в радугу» режиссера Виталия Фетисова.

Через год певица организовала Московский театр музыкальной драмы и песни, постановки которого «Брызги шампанского», «Ожидание», «Как быть счастливой» пользовались особой любовью зрителей. Последней концертной постановкой стала сольная музыкальная программа «Я сегодня обеты молчанья нарушу», которая появилась на сцене театра в 2010 году.

В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями – «Ангел мой», «Рождественская ночь», «Спаси и сохрани», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура».

Песни

Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню «Стою на полустаночке», исполненную Валентиной, напевала вся страна. Толкунова мгновенно стала знаменитой, а пластинка не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта Льва Ошанина. Артистка исполнила композицию Владимира Шаинского «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, ее увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс. Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с Клавдией Шульженко, певицей, которую девушка боготворила с детства.

Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Оскара Фельцмана, Марка Минкова. А уже с 1973-го Толкунова регулярно становилась участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами вновь показать выступление любимой певицы.

Валентина Толкунова — «Поговори со мною, мама»

Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на трансляциях творческих вечеров выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.

Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для Людмилы Зыкиной, но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.

Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в ее репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политический подтекст, что для того времени было редкостью. Для Валентины Васильевны каждая песня была чьей-то судьбой, чьей-то жизненной историей. Исполняла она не только собственные песни, но и композиции из репертуара популярных певцов. Так появился в ее исполнении хит «Где ты раньше был?», с которым ранее выступала Майя Кристалинская.

Валентина Толкунова — «Я не могу иначе»

В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене — инструменталиста и композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.

Имели огромную популярность песни «Серебряные свадьбы», «Сережа», «Вечер школьных друзей». Хит «Я не могу иначе» и вовсе буквально возвращал людей к жизни, даря надежду на будущее, о чем Валентина Васильевна впоследствии узнавала от благодарных зрителей.

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой — «Носики-курносики» — особенно полюбилась поклонникам таланта певицы. Эту композицию подарил исполнительнице автор Борис Емельянов на рождение сына Николая.

Валентина Толкунова — «Носики-курносики»

В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом

Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». Исполнение песни далось артистке непросто: необходимо было создать небольшой моноспектакль о тяжелой женской судьбе

По просьбе Валентины Васильевны в музыкальную ткань добавили вставки с военным маршем.

За 10 лет в репертуаре исполнительницы появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой.

В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями: «Ангел мой», которую сочинила сама артистка, «Рождественская ночь», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура». Последней записанной ею песней стала композиция «Весенний май» Виктора Петрова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector