Жил за мамин счет. что стало с сыном толкуновой после ее смерти
Содержание:
- В Афганистане солдаты подарили два десятка белых роз
- Песни
- Детство, семья
- Последние годы жизни
- Фото Валентины Толкуновой в журнале «Максим»
- Толкунова Валентина: биография, ее любовь всей жизни — памятные моменты
- Семья Валентины Толкуновой
- Сценический образ
- Муза
- Дети Валентины Толкуновой
- Поговори со мною, мама
- Биография Валентины Толкуновой
- Творческая карьера
В Афганистане солдаты подарили два десятка белых роз
В 1975 году в жизни Валентины Толкуновой произошла еще одна судьбоносная встреча: она познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази. Их творческий союз продлился без малого 18 лет. Вместе они исполнили множество прекрасных романсов, среди которых особенно выделяется «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой. Большое место в репертуаре Толкуновой занимают детские песни. Так, в 1977 году композитор Борис Емельянов подарил ей песню «Носики-курносики», которую написал к рождению своего сына. Эта песня в исполнении Толкуновой сразу же обрела популярность. Также она исполнила песню «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино». Ну и, конечно, нельзя не вспомнить песню «Спят усталые игрушки», ставшую заставкой программы «Спокойной ночи, малыши!» Благодаря ей под нежный, чарующий голос Валентины Васильевны засыпало не одно поколение детей.
С 1979 года Толкунова начала давать сольные концерты, а в начале 80-х в ее творчестве зазвучала военная тематика. Ее главной песней о Великой Отечественной войне по праву считается композиция Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана «Если б не было войны». Это, пожалуй, одна из самых драматичных вещей в репертуаре певицы. Она поется от лица женщины, которая потеряла любимого на фронте и теперь представляет, как могла бы сложиться их жизнь, если б не война.
По воспоминаниям Толкуновой, «нужно было сделать не просто песню, а песню-спектакль». Валентина очень много репетировала, пытаясь прочувствовать состояние своей лирической героини, отрабатывала сценические движения. Кстати, вставок с военным маршем в песне изначально не было – их добавили по просьбе Толкуновой.
«Если б не было войны» вошла в десятку лучших послевоенных песен о войне, созданных в XX веке.
В 80-х Толкунова в основном исполняла песни о женщинах – их нелегкой судьбе, радостях и горестях, любви и верности. Большинство ее героинь пели о душевных терзаниях, но в каждой песне неизменно сквозило ощущение светлого ожидания счастья. В этот период Толкунова исполняла такие композиции, как «Я не могу иначе», «Где ты раньше был», «Диалог у Новогодней елки», «А любовь-то лебедем», «Вечер школьных друзей», «Песенка без конца», «Воспоминание о былом», «Сережа», «Жалейка» и многие другие произведения, вошедшие в золотую коллекцию советской эстрады.
Помимо сольных выступлений, Валентина Васильевна давала много концертов в поддержку советских спортсменов и военных. Так, в 1976 году она в составе советской творческой бригады выступала на Олимпийских играх в Монреале, а в 1985 году отправилась в Афганистан – петь для советских солдат. Вот как вспоминал ее концерт один из военнослужащих:
Песни
Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню «Стою на полустаночке», исполненную Валентиной, напевала вся страна. Толкунова мгновенно стала знаменитой, а пластинка не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.
Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта Льва Ошанина. Артистка исполнила композицию Владимира Шаинского «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, ее увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс. Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с Клавдией Шульженко, певицей, которую девушка боготворила с детства.
Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Оскара Фельцмана, Марка Минкова. А уже с 1973-го Толкунова регулярно становилась участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами вновь показать выступление любимой певицы.
Валентина Толкунова — «Поговори со мною, мама»
Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на трансляциях творческих вечеров выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.
Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для Людмилы Зыкиной, но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.
Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в ее репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политический подтекст, что для того времени было редкостью. Для Валентины Васильевны каждая песня была чьей-то судьбой, чьей-то жизненной историей. Исполняла она не только собственные песни, но и композиции из репертуара популярных певцов. Так появился в ее исполнении хит «Где ты раньше был?», с которым ранее выступала Майя Кристалинская.
Валентина Толкунова — «Я не могу иначе»
В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене — инструменталиста и композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.
Имели огромную популярность песни «Серебряные свадьбы», «Сережа», «Вечер школьных друзей». Хит «Я не могу иначе» и вовсе буквально возвращал людей к жизни, даря надежду на будущее, о чем Валентина Васильевна впоследствии узнавала от благодарных зрителей.
И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой — «Носики-курносики» — особенно полюбилась поклонникам таланта певицы. Эту композицию подарил исполнительнице автор Борис Емельянов на рождение сына Николая.
Валентина Толкунова — «Носики-курносики»
В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом
Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». Исполнение песни далось артистке непросто: необходимо было создать небольшой моноспектакль о тяжелой женской судьбе
По просьбе Валентины Васильевны в музыкальную ткань добавили вставки с военным маршем.
За 10 лет в репертуаре исполнительницы появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой.
В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями: «Ангел мой», которую сочинила сама артистка, «Рождественская ночь», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура». Последней записанной ею песней стала композиция «Весенний май» Виктора Петрова.
Детство, семья
Родилась Валентина Толкунова 12 июля 1946 г. в Армавире Краснодарского края в семье железнодорожников. Отец Василий Андреевич работал военным железнодорожником. Мать Евгения Николаевна работала на станции. Валя с детства любила петь.
Проигрыватель и комплект грампластинок с записями Шульженко, Утесова, Руслановой были самой большой ценностью в семье Валентины Толкуновой. В этом доме подчас не хватало денег на самое необходимое, но музыка звучала постоянно. Мама девочки, всегда что-то напевала: стоя у плиты, сидя за швейной машинкой, затевая стирку. Маленькая Валюша, подражая маме, тоже включала проигрыватель, когда ей поручали заняться уборкой. Правда, в отличие от мамы, она постоянно забывала о деле, увлекшись пением. Родители, работники железной дороги, переехали на окраину Москвы из Краснодарского края с годовалой Валюшей на руках. Семья получила скромное жилье, а вскоре, В 49-м году на свет появился братик Сережка, который тоже свяжет свою деятельность со сценой и станет Заслуженным артистом РФ. Евгения Николаевна постепенно приходила в себя после всего, что ей пришлось пережить. В 1938 году ее отца репрессировали, а она стала дочерью врага народа. В те времена молодой девушке с таким клеймом жилось непросто, но теперь, кажется, все налаживалось…
Однажды Валентина прибежала домой из школы радостная и возбужденная, и прямо с порога поделилась она с мамой новостью. Мама, мама, меня взяли в хор!
Оказывается, в школу приезжала комиссия, отбиравшая перспективных детей в хор Центрального дома железнодорожников. Из всей школы взяли всего семь человек, и Валентина Толкунова оказалась в их числе. Хором руководил сам Семен Дунаевский, брат известного композитора, и попасть к нему было огромной честью. Девочка просто летала на крыльях от счастья. Она будет петь на настоящей сцене, ей будут хлопать зрители… Ее мечта сбылась!
Уже через несколько месяцев Толкунову, как способную исполнительницу перевели из младшей группы хора в старшую. А через два года Валентина впервые выступила в роли солистки. Как она волновалась тогда! Перед выходом на сцену Валя несколько раз перевязывала пионерский галстук и бесконечно спрашивала подружку, не растрепался ли ее белый бант.
На сцену Валентина вышла на трясущихся ногах: стоять впереди всех — совсем не то же самое, что петь в третьем ряду справа. Обнаружила, что на нее устремлены сотни внимательных глаз, и испугалась еще больше. Успокоилась, лишь когда увидела ободряющую улыбку своей учительницы, Татьяны Николаевны. Конечно, у нее все получится! Она столько раз пела эту песню и прекрасно с ней справлялась. Девочка еще раз взглянула на преподавательницу, глубоко вздохнула и приготовилась…
Последние годы жизни
В 2006 и 2009 годах во время проведенных Толкуновой операций медики удалили ей метастазы и посоветовали отправиться на лечение в США. Когда артистка узнала, во сколько ей это обойдется, то передумала. У Валентины было бедное детство. К деньгам она относилась очень бережно. Свои заработки Толкунова тратила на близких людей – стареющую мать и сына.
Валентина Толкунова с сыном и матерью
Практически до самой смерти певица работала в студии над записью новых песен и выступала с концертами.
Она выпустила свой последний в творческой биографии альбом с духовными песнями.
В 2009 году ей снова стало плохо. Валентина даже отменила концерт, что делала крайне редко. Близкие услышали от нее тревожные слова:
В начале февраля 2010 года врачи предупредили Толкунову, что ей срочно нужно сделать химиотерапию, но у певицы были другие планы. Она собиралась проехаться по Белоруссии с концертами, которые в итоге стали последними в ее биографии.
Валентина Толкунова на сцене
Три часа во время каждого выступления больная Толкунова пела для любимых зрителей, стоя на каблуках. Рядом с артисткой неизменно находилась ее концертный директор Любовь Майорова.
16 февраля Толкунова приехала с гастролями в Могилев. На сцене она чуть не потеряла сознание. Ее госпитализировали в реанимацию городской клиники, а затем она попала в московскую больницу имени Боткина.
Валентина Толкунова
К концу зимы врачи оценили ее состояние, как средней степени тяжести. Они разрешили посещать Валентину только ее маме.
Друзья певицы нашли целителя, заявившего, что квартира звезды советской эстрады заговорена на смерть тремя предметами. После проведения в жилье Валентины очищающего ритуала Толкунова почувствовала улучшение своего состояния.
Недавно сын певицы переехал в Болгарию, где у него была квартира, накануне купленная матерью. Коля приехал к маме в Москву и привез с собой любимую девушку Диану.
Сын Валентины Толкуновой Николай и его девушка Диана
У тяжело больной Толкуновой были грандиозные планы на будущее. Она даже планировала выступить на концерте ко Дню Победы и попросила Александру Пахмутову сочинить для нее песню.
Валентина не собиралась умирать, поэтому не позаботилась о своем завещании.
21 марта Толкунова снова оказалась в реанимации. Перед этим она попросила маму не переживать и была уверена, что все обойдется. Но к вечеру ей стало хуже. Валентина попросила пригласить к ней в палату священника. Обряд соборования Толкуновой был проведен протоиереем Артемием Владимировым.
На следующий день в 6:00 Валентина вошла в кому. Врачи начали выполнять искусственную вентиляцию легких. В 8:00 63-летней звезды отечественной эстрады не стало. Сына рядом с матерью в этот момент не было, о чем он сильно жалеет.
СМИ сообщили, что перед смертью певица находилась в предынфарктном состоянии, возникшем из-за сильного переутомления. Согласно официальной версии, причина смерти Валентины Толкуновой – сердечно-сосудистая недостаточность.
Фото Валентины Толкуновой в журнале «Максим»
Разумеется, никаких фото Валентины Толкуновой в журнале «Максим» вы не найдете. Их просто не существует. Это же касается тех снимков, где знаменитая исполнительница запечатлена голая или в купальнике.
Если подобные кадры и встретятся вам в интернете, то их достоверность будет под огромным сомнением. Откровенные фото Валентины Толкуновой никогда нигде не публиковались. В особенности, если учесть нравы советского времени. Таким образом, если увидите подобные снимки, что маловероятно, не сомневайтесь – это фотошоп.
Толкунова Валентина: биография, ее любовь всей жизни — памятные моменты
Закончим портрет народной артистки. Одной из популярных и самых востребованных певиц советского времени была Валентина Толкунова. Сын Николай, биография и жизнь которого не слишком наполнены творчеством, был для певицы смыслом жизни и самым важным мужчиной. Два брака и возможный роман не принесли ей длительного женского счастья. Но певица навсегда оставила свой след в душах многих женщин и мужчин, влюбленных в ее творчество.
Валентина Васильевна пела всегда с улыбкой на лице, грациозно пританцовывая.
Ее запомнили не только современники, но и последующие поколения. Ведь она вкладывала в свои песни душу, и потому они вечны.
Семья Валентины Толкуновой
Семья Валентины Толкуновой никоим образом не относились к искусству и творчеству профессионально. Отец девочки строил карьеру военного, именно поэтому они редко задерживались долго на одном месте. Мама Валентины была сотрудницей железнодорожной службы.
Но все они очень любили музыку. В их доме всегда звучали песни популярных исполнителей. По большей части народные, потому маленькая Валечка еще в детстве поняла всю их красоту. Качества певицы начали проявляться в ней еще в совсем юном возрасте. Многие песни она помнила наизусть и нередко проводила для друзей и гостей домашние концерты.
Ее брат – Сергей Толкунов – вслед за сестрой посвятил свою жизнь эстраде, стал заслуженным артистом России. Нередко он выступал на сцене вместе с Валентиной.
Сценический образ
Нить жемчуга в косе и царственные платья. В интервью мать Толкуновой вспоминала, что дочь любила надевать ее туфли на высоком каблуке и огромную бабушкину юбку. Черевички смотрелись на ней, как калоши, а в короткие волосы юная певица вплетала веревочки, имитируя косы. В это сложно поверить, глядя на ее фотографии. В 17 лет будущая росинка-россиянка придет в парикмахерскую — подстричь длинную косу по веяниям моды. Женщина-мастер выгнала ее, заявив, что без разрешения матери волосы трогать не станет. Впоследствии Толкунова будет вспоминать это со смехом и благодарностью.
С годами появится добрая коса, женственный, прямой стан, а платья в пол будут отличительной особенностью артистки. Кстати, из-за одежды, удлиняющей силуэт и каблуков, в народе считалось, что Валентина Толкунова высокая. Это не так. Ее рост всего 163 сантиметра.
Певица сторонилась даже капли пошлости во внешнем виде. Предпочитала жемчужные бусы и серьги. Сама неоднократно подчеркивала: косметики должен быть минимум, дабы выделить все необходимое. Она не делала пластические операции и относилась к возрастным изменениям со спокойствием, веря, что человек рожден не для вечной молодости и красоты.
Певица верила, что люди должны жить ради вечных ценностей: любви, дружбы, взаимопомощи, продолжения рода. Толкунова никогда не позволяла себе оскорбительных высказываний в чей-либо адрес. Отличительными ее чертами было отсутствие скандальности и поиска дешевой славы, женственность, благородство и великодушие к слабостям других.
Муза
И все же, широко укоренившийся образ певицы не дает полного представления о ней. Чтобы до конца понять такое явление, как поющая Валентина Толкунова, нужно понимать силы, которые ею двигали, врожденные качества ее психики, ее природные желания.
Испокон веков и во все времена в человеческом обществе существуют особенные люди — те, кто своим пением объединяет людские души в одно целое и устремляет в едином направлении. Народные певуньи — женщины, которым от Бога дана способность своим голосом воздействовать на человеческую психику. Для чего? Для сохранения вида человеческого.
Человеческое сознание разрозненно, существует в отдельных головах миллионов людей, и каждый думает о своем. Но в жизни народов наступают времена, когда люди должны объединяться для выживания: стихийные бедствия, вражеские нашествия, глобальные катастрофы, после которых нужно налаживать нормальную жизнь. И во всех этих случаях человеку помогает, как это ни удивительно, песня, слова и мотив которой воспринимаются одинаково всеми.
Потому всегда в почете у людей был и будет человек, который поет. Во время войны «специальная женщина», от природы рожденная кожно-зрительной, поддерживала своим пением воинов, поднимала их боевой дух и вдохновляла на битву с врагом. А после окончания сражения она, наоборот, успокаивала возбужденных войной мужчин, убаюкивала их разгоряченное битвой сознание, исполняя протяжные заунывные песни, печальные степные напевы.
В современном мире ничего не изменилось. Меняется форма, но суть остается прежней. И потому продолжают рождаться на земле особенные женщины, наделенные природным даром народных певиц. Валентина Толкунова, бесспорно, относится к этому уникальному явлению.
Невозможно было оторвать глаз от этой кожно-зрительной красавицы, когда она пела! Как «лебедь белая» плыла эта женщина по сцене, завораживая публику. В глазах светилась любовь, каждый жест был полон ласки. Как обладательница зрительного вектора, она от природы была наделена самой большой эмоциональной амплитудой, пиком которой является любовь. И Валентина Толкунова щедро делилась этой любовью и своим природным талантом со зрителями.
Исполнение кожно-зрительной певицы всегда несет глубокий психологический смысл и, проникая глубоко в подсознание каждого, напрямую воздействует на наше коллективное бессознательное, то призывая защищать Родину, то возвращая к мирной жизни у семейного очага.
Как в дни Великой Отечественной войны заводная, с ярким блеском в глазах, певица Клавдия Шульженко своими песнями поднимала бойцов на сражения за Родину, так, спустя время, народная артистка Валентина Толкунова своим ласковым голосом и всем своим правильным видом успокаивала психику людей, напоминала им о доме, семье, детях и простых радостях мирной жизни.
Кстати, на концерте в 1972 году, где Валентина Толкунова выступала со своим первым сольным номером, обе эти женщины — великие народные певуньи — символично пересеклись на одной сцене, как бы передавая эстафету своеобразного музыкального сохранения русских людей и России.
Как это? — спросите вы. Да вот так. Однажды на одном из концертов вдруг погас свет. В полной темноте, ничего не видя и не слыша, зрители начали волноваться, это волнение грозило перейти в массовую истерику и смертельную давку. Нужно было каким-то образом успокаивать зал, и режиссер концерта принимает волевое решение: «Зовите Валентину Васильевну Толкунову, она их успокоит!»
Певица Татьяна Острягина вспоминает, как среди всеобщей суматохи из гримерки послышался спокойный голос Толкуновой: «Я сейчас иду!» При слабой подсветке свечками певица прошла на сцену и в кромешной тьме начала петь.
«В абсолютной темноте она начинает петь, — с восторгом рассказывает Татьяна Острягина. — Акапелла, без всякого сопровождения. И зал замирает. Замирает как один-единственный человек. Я такой тишины не слышала даже в Большом театре.»
Вот так это работает в жизни: развитая кожно-зрительная женщина одна может успокаивать многотысячные залы одним лишь своим пением.
Дети Валентины Толкуновой
Дети Валентины Толкуновой, а вернее, ее сынок – это ее невероятная боль, которая не давала жить спокойно. Парень не пошел по стопам знаменитой матери, не стал певцом или музыкантом.
Валентина и не пыталась скрыть, что не была счастливой матерью, поскольку ее единственный сын часто обижал ее и не интересовался жизнью. Ему было все-равно, что мама болела неизлечимой болезнью.
Парень постоянно ударялся в крайности, он злоупотреблял алкоголем, а потом пристрастился к тяжелым наркотикам. Из-за наркотиков сын Толкуновой мог оказаться за решеткой надолго, однако, слава матери спасла его от подобной участи.
Даже после похорон знаменитой мамы парень пытался выжить из семейной квартиры бабушку и устраивал скандалы из-за пустяков.
Поговори со мною, мама
Песня Владимира Мигули “Поговори со мною, мама” появилась в репертуаре Толкуновой в 1973 году (впервые прозвучала по радио 8 марта) и сразу стала хитом. С тех пор и до последних дней она была одной из визитных карточек певицы.
Гастроли, концерты, работа в студии, запись на телевидении, встречи, встречи, встречи… Работа отнимала практически все время. Помня о своем тяжелом детстве, Толкунова стремилась сделать все, чтобы ее сын, ее любимый Коленька ни в чем не нуждался.
Валентина Толкунова с сыном.
Валентина Толкунова с сыном.
Валентина Толкунова с сыном.
Валентина Толкунова с сыном.
Пока мама зарабатывала деньги, воспитанием мальчика занималась бабушка. Отец, затерявшийся в далекой Мексике, не принимал в его жизни никакого участия, в том числе и материального.
Возможно, это обстоятельство заставляло Валентину Васильевну работать еще больше – чтобы иметь возможность исполнить любое желание единственного сына, обеспечить достойное будущее главного мужчины ее жизни.
Она покупала ему лучшие игрушки, регулярно отправляла с бабушкой на отдых в самые красивые места. Когда он не пожелал ехать один в “Артек”, обеспечила путевку и для его друга.
Но никакие подарки не могли заменить мальчишке материнского присутствия, тепла и душевной близости. Ему, как и каждому ребенку, хотелось, чтобы мама была рядом. Чтобы мама была только с ним, только его. “Поговори со мною, мама!” – но она была со своими многочисленными слушателями…
Когда сын вырос, Толкунова попыталась сблизиться с ним. Но было уже поздно. Он не желал учиться, не хотел работать. В “Москонцерте”, куда его устроила мама, он числился формально: руководство терпело вечно отсутствующего сотрудника только из уважения к популярной родительнице.
Яростный протест вылился в увлечение спиртным и наркотиками. Пытаясь вытащить сына из этой ямы, Толкунова столкнулась с его настойчивым сопротивлением. Сохраняя детскую привязанность к бабушке, юноша грубо отталкивал мать.
В 2000 году его задержали с героином, завели уголовное дело. Историю удалось замять – правоохранители пошли навстречу любимой артистке. Однако информация о том, что Николай широко известен в криминальных кругах, появлялась в СМИ еще не раз. Горьких слез по этому поводу мать пролила немало.
Николай Папоров на похоронах Валентины Толкуновой.
Биография Валентины Толкуновой
Валентина Толкунова – это легендарная советская певица, чье творчество уже давно стало синонимом русской народной песни. За свою карьеру эта яркая певица исполнила не один десяток неподражаемых композиций, а потому сегодня ее творчество представляется настоящим культурным феноменом – музыкой целого поколения. Именно поэтому Валентину Толкунову редко называют «звездой», а чаще называют «легендой». Ведь ее творчество существует вне границ пространства и времени. Именно поэтому разговор о жизненном и карьерном пути великой советской певицы представляется настолько интересным.
Творческая карьера
Сразу же по окончании школы в 1964 г. Валентина Толкунова поступила в Московский государственный институт культуры на дирижёрско-хоровое отделение. А спустя два года, пройдя конкурс, стала солисткой вокально-инструментального оркестра, руководимого Ю. С. Саульским, где продолжала петь до 1971 г. Совмещать гастроли с ВИО-66 и учёбу в институте культуры оказалось тяжело, и начинающая певица продолжила образование в Музыкальном училище имени Гнесиных на заочном отделении, окончив его на «отлично» в 1971 г. В дальнейшем Валентина всё же закончила МГИК, получив в 1976 г. второй диплом — дирижёра-хоровика.
Первые успехи
ВИО-66 распался в 1971 г., и молодая певица начинает сотрудничать с композитором Ильёй Катаевым. В это время он пишет музыку к телевизионному фильму «День за днём». Валентина принимает его предложение спеть песни для этого фильма, среди которых будет до сих пор популярная «Стою на полустаночке», принёсшая певице первую славу и любовь зрителей. Кроме телефильма, девушка исполняет эту песню в авторском концерте И. Катаева, побеждает с ней в телеконкурсе «Артлото».
Творческая деятельность В. Толкуновой в это время не ограничивается сотрудничеством с И. Катаевым. Она снимается как актриса в эпизодах нескольких фильмов, исполняет в них песни, играет в театральных спектаклях. Певица также делает попытку создать свой вокальный квартет, но неудачно.
В 1972 г. певица благодаря приглашению композитора Л. Ошанина, отмечавшего свой творческий юбилей, впервые выступает на одной из главных сцен страны — в Колонном Зале Дома Союзов. Здесь артистка впервые оказывается в одном концерте со знаменитыми эстрадными исполнителями, среди которых имена:
- Майи Кристалинской;
- Муслима Магомаева;
- Людмилы Зыкиной;
- Георга Отса;
- Клавдии Шульженко.
С этого дня песни в исполнении Валентины Толкуновой стали постоянно звучать в теле- и радиопередачах. В её репертуаре появились произведения:
- Э. Колмановского;
- М Таривердиева;
- О. Фельцмана;
- М. Минкова;
- В. Успенского и многих других.
Вторая волна славы
Настоящая звёздная слава пришла к певице после того, когда она в 1973 г. спела песню Владимира Мигули «Поговори со мною, мама». Прозвучавшая в праздничный день 8 Марта, она мгновенно стала популярна и весь год почти ежедневно звучала на радио и с экранов телевидения, попав в финал конкурса «Песня-74».
В 1975 г. Валентина Толкунова познакомилась с композитором Д. Ашкенази, сотрудничество с которым продолжалось почти девятнадцать лет.
- женщина и война;
- «Разговор с женщиной».
Песня М. Минкова «Если бы не было войны», которую В. Толкунова впервые исполнила в 1981 г., вошла в число десяти лучших песен на тему войны, написанных в послевоенное время. Через десять лет певицей был записан сдвоенный альбом с таким же названием, посвящённый теме войны и мира.
Сдвоенный альбом «Разговор с женщиной» выпущен певицей в 1985 г. Как и альбом на военную тему, он состоял из 22 песен. Через год выходит написанная специально для артистки композитором И. Катаевым опера «Русские женщины», которую певица в 1990 г. записывает на радио.
Выступая в концертах, певица также продолжает записывать саундтреки в кино. Ей принадлежит:
- исполнение песни «Колыбельная» в кинофильме «Романс о влюблённых»;
- композиция «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»;
- запись песни «Пушинка белая» из кинокомедии «Невеста с севера».
https://youtube.com/watch?v=JkDBE3nkxiM
Театр музыкальной драмы и песни
В 1987 г. певица начинает руководить созданным ею Московским театром музыкальной драмы и песни, одновременно продолжая пробовать свои силы в новых амплуа. Так, в постановке монооперы «Ожидание» в концертном зале «Россия» она впервые не только поёт, но и читает стихи.
Пробыв на музыкальной сцене 44 года, певица становится двадцатисемикратным лауреатом телефестиваля «Песня года», участвуя в нём 25 раз (с 1973 по 2005 г.).
В. Толкунова исполняла не только песни известных композиторов, но и писала их сама. В разные годы ею были написаны и спеты песни:
- «Моя подруга — моя Москва»;
- «Ангел мой»;
- «Марьюшка» и другие.