Как научить ребенка различать цвета

Особенности зрения грудничка

Интересно, что развитие глаз у плода начинается уже на 18 день беременности, а к седьмому месяцу структура глаз уже практически сформирована. В это время у малыша открываются веки. Сразу после рождения ребенок видит очень слабо, так как мышцы глаз плохо развиты. Новорожденный не различает цвета и не отличает объемные фигуры.

В первый месяц новорожденный различает только крупные и яркие предметы, он слабо или вообще не реагирует на наличие или отсутствие света. Кроме того, бывает так, что малыш косит глазами. В этом нет ничего страшного! С развитием глазные мышцы укрепятся, и новорожденный будет видеть нормально.

В первые 7-10 дней после рождения малыш не может останавливать взгляд на человеке или на предмете более, чем на 2-4 секунды. Ко второму месяцу новорожденный фокусирует взгляд, но все равно еще не может останавливать его на объекте долго. Взгляд просто скользит по предмету. В это время грудничок может различать только белый и черный цвета.

В три-четыре месяца малыш может видеть и слышать лучше, развитие зрения и слуха заметно прогрессирует. Он уже узнает знакомые лица и голоса, игрушки и предметы, умеет фокусировать взгляд. Грудничок в этом возрасте воспринимает сначала желтый и красный цвета, затем – зеленый и синий. Он различает яркие цвета и чистые цвета, уже следит взглядом за передвигающимися предметами.

В шесть месяцев ребенок видит мелкие объекты и наблюдает за предметами, узнает и выделяет любимые игрушки. В возрасте полугода дети должны уметь переводить взгляд на игрушку и выделять вещь из обстановки. Что еще умеет малыш в этот период, читайте в статье “Развитие грудничка в 6 месяцев”.

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Изучение цветов по возрасту

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был самым умным и самым успешным. Это относится и к вопросу о том, как научить ребенка различать цвета. Но некоторые родители слишком торопят события и обучают свое чадо по «программе» старших деток. Это в результате приводит к обратному эффекту, мама огорчается и злится, а ребенок вообще не понимает, что от него требуется. Поэтому стоит помнить, что для каждого возраста существует своя программа обучения.

  1. До года – показывая игрушки малышу, называйте их цвета. Многие родители считают это бесполезным занятием. На самом же деле, развитие детей в этом возрасте идет весьма стремительными темпами, а вся информация непременно откладывается у крохи в голове.
  2. С года и до двух лет – в этом возрасте можно не просто изучать цвета, но и учиться сортировать предметы по цветам. Для этого можно строить башни из конструктора красного цвета, дорогу из желтого и т.д. Поскольку интеллектуальное развитие в 1,5 года уже находится на должном уровне, ребенок может и сам выполнять несложные требования по сортировке цветов. Для этого положите в разные коробки по кубику определенного цвета и попросите кроху положить такие же кубики. Если даже малыш называет зеленый кубик красным, но кладет его к зеленому, значит, он уже добился определенного успеха, и ругать его за это не стоит.
  3. От трех лет и старше – в этом возрасте малыш уже весьма образован и самостоятелен. Поэтому родителям стоит лишь между делом во время развивающих игр напоминать ему о существовании разных цветов. Например, попросите слепить вам белый шарик, нарисовать зеленые глазки, наклеить синюю наклейку и пр. В это же время вы можете задавать малышу наводящие вопросы относительно цветов – какая во дворе трава, каким цветом волк и т.д.

О том, как научить ребенка различать цвета, подробно расскажет видео:

Этапы развития зрения ребенка до года

Возраст Развитие и навыки
Новорожденный до 1 месяца Новорожденный еще не умеет смотреть двумя глазами и фокусировать взгляд, глаза иногда разбегаются и косят, характерна слабая световая чувствительность
2-3 месяца Начинает различать яркие объекты и следить за движущимся предметом, видит красный, оранжевый и желтый цвета, воспринимает отсутствие и наличие цвета
4 месяца Чувствует и оценивает расстояние, начинает воспринимать синий, зеленый и фиолетовый цвета, фокусирует взгляд на предметах и следит за передвигающимся объектом, реагирует на лица людей, которые появляются рядом
5-8 месяцев Различает предметы, даже самые мелкие, следит за движущимися объектами, узнает знакомые лица и вещи, распознает некоторые геометрические формы (шар, куб, конус), осваивает дальние пространства
9-12 месяцев Хорошо видит на любом расстоянии, различает многие цвета и узоры. Кстати, к году окончательно формируется цвет глаз малыша

Функции глаза

Глаз – это уникальный орган зрения, который выполняет важные функции. Выделяют следующие:

  • светоощущение;
  • цветоощущение;
  • центральное зрение;
  • периферическое зрение;
  • стереоскопическое зрение.

Нарушение цветоощущения называется дальтонизмом. В органе зрения присутствует сетчатка, которая состоит из палочек и колбочек. Она имеет цветочувствительные рецепторы, которые различают три основных спектра – красный, синий и зеленый. Если человек не различает один или два из трех спектров, это называют дальтонизмом.

Проблема заключается в нарушении функционирования цветочувствительных рецепторов, которое не поддается коррекции и лечению.

С появлением современной техники заболевание стало носить приобретенный характер, что в последующем ведет к полной потере зрения. Причинами является постоянное сидение за мониторами. Дальтонизм воздействует негативным образом на развитие ребенка: элементарно, дети могут путать цвета светофора.

Выделяют следующие виды дальтонизма:

  • невозможность различать зеленый и синий цвет (носит название дихромия);
  • когда карапуз не видит только зеленые оттенки (называется дейтанопия);
  • если малыш не может определиться, зеленый или красный перед ним цвет, это означает, что у него нарушение красных рецепторов;
  • наиболее редко встречаются случаи, когда дети могут различать только белый и черный цвета.

Под защитой самой природы

Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.

После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…

Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.

По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.

Причины, по которым дети могут не называть цвета

Очевидно, что малыш не овладеет определенными знаниями, если родители не помогут ему в этом.

Отсутствие развивающих занятий может привести к отставанию ребенка от сверстников.

Именно поэтому взрослым необходимо крайне ответственно подойти к вопросу, как научить ребенка цветам. Кроме того, дети обладают разными темпами познания мира. Некоторые довольно рано начинают облачать свои познания в слова, доставляя неимоверную радость родителям. Другие же накапливают информацию постепенно. Они все прекрасно запоминают и усваивают, но при этом упорно молчат. Такое поведение может быть связано со страхом совершить ошибку и вызвать недовольство взрослых. Другой причиной выступает излишний напор родителей, взывающий у ребенка внутренний протест. Зачастую детки хитрят специально, наслаждаясь забавной реакцией взрослых на неправильные ответы.

Мама трехлетней Киры: «Бьемся с цветами уже почти год. Регулярно покупаем новые учебники, пособия и занимаемся по ним. Ни разу за это время дочка не попала в правильный цвет. Вчера собираю ее на прогулку, надеваю вещи сиреневого и розового оттенков. А из чистых перчаток у нас остались только желтые, которые явно выбиваются из общей цветовой гаммы. Думаю, ладно, главное, чтобы руки не замерзли. На что дочка мне выдает: «эти не надо, давай розовые». И тут я понимаю, что ребенок все прекрасно знает и просто целенаправленно треплет мне нервы».

Таким образом, существует множество причин, по которым дети могут не называть цвета. Однако если способность определять оттенки не пришла и в 4 года, родителям пора начать беспокоится. Подобное отставание может быть связано с дальтонизмом. Но, стоит оговориться, что у родителей с нормальным цветоощущением не рождаются дети, страдающие отклонениями данного характера. Кроме того, дальтонизм встречается только у мальчиков. В целом же, специалисты заявляют, что до семилетнего возраста ребенок имеет полное право не различать оттенки. Если к моменту посещения школы данное умение так и не пришло, необходимо провести специальную диагностику малыша на предмет нарушения цветовосприятия.

В каком возрасте ребенок должен знать цвета

Каждый родитель должен понимать, что ребенок уже может начать различать цвета с того момента, как он только начал говорить. Потому не стоит медлить, а сразу, как научили говорить свое чадо, нужно приступать с ним к изучению оттенков. Это важный аспект, на который стоит обращать родителям еще в дошкольном возрасте. Ведь если поздно учить ребенка различать цвета, то он может их путать очень долго и даже теряться в пространстве.

2 года. В этом возрасте ему знакомы цвета и фигуры. Если ваш малыш запоминает медленнее, чем его сверстники, не стоит впадать в депрессию, ведь всему свое время. Самое главное, чтобы он различал формы основных фигур, тогда и с цветами будет легче. Он должен сначала научиться отличать ромбы, квадраты, треугольники и круги. Итак, какие цвета должны знать в два года? Дети должны уметь отличать и распознавать следующие цвета:

  • красный;
  • желтый;
  • зеленый;
  • белый;
  • синий.

Если все отлично получается, то можно показать розовый, оранжевый и фиолетовый.

Учим, играя

Очень важный момент в период, когда ребенок начинает различать цвета — нельзя изучать подряд цвета, которые похожи. Например, голубой и синий, цвет молодой листвы и зеленый. Необходимо рассматривать абсолютно разные оттенки. Например, в таком порядке: розовый, синий, зеленый, белый, красный.

Пожалуй, многие мамочки знают, что лучше всего малыши воспринимают новую информация в виде игры. Поэтому и занятия, во время которых кроха должен запомнить, где и какой цвет, надо проводить в игровой форме. Прекрасными помощниками послужат разноцветные фломастеры, краски и карандаши.

Перед тем как предложить ребенку карандаш, надо вслух сказать, какого именно он цвета и обратить внимание на то, какой итоге будет предмет, который малыш нарисует. Например: «Давай возьмем желтый карандаш и нарисуем желтую пчелу»

Если в игре присутствуют фломастеры с цветными колпачками, ребенок научится подбирать для каждого из них свою «шапочку».

Можно дать в ручки ребенка карандаш и спросить, какие именно предметы можно этим цветом раскрасить. Полезны будут и развивающие мультики, песенки про цвета.

Что такое дальтонизм?

Дальтонизм — это заболевание, для которого характерно снижение или полная утрата способности различать цвета. Очень часто люди, которые страдают этой патологией, не могут различать красный и синий цвета. Каждый фоторецептор сетчатой оболочки глаза «отвечает» за определенный оттенок. Всего существуют три вида пигментов:

  • красный;
  • синий;
  • желтый.

Они являются основой спектра. Только с их использованием можно получить другие оттенки, например, оранжевый, голубой или бардовый. Кстати, дальтонизмом страдали и многие художники, среди которых: Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Илья Репин.Фоторецепторы располагаются в центре сетчатки, который называется «желтым пятном». Внутри каждого из них содержится специальный пигмент. От количества пигмента зависит, как сетчатая оболочка глаза будет различать цвета. Если содержание пигмента нарушается или какой-то из них отсутствует полностью, то изменяется и восприятие цвета. Дальтонизм может развиться до абсолютной цветовой слепоты, когда человек утрачивает способность воспринимать все оттенки и цвета.

Развитие мальчика и девочки в 2 года: сходства и различия. Развитие моторики у детей 2 года: норма

Уже давно педиатры и родители сошлись на одном мнении, что мальчики и девочки различны в развитии. Об этом свидетельствуют не только многочисленные медицинские исследования, но и психологические тесты. Конечно же, всегда могут существовать исключения и некоторые малыши преуспевают в развитии своих сверстников, в то время как другие явно отстают.

Говоря о развитии, стоит отметить, что мальчики быстрее обретают навыки крупной моторики: учатся бегать и прыгать, держать равновесие и балансировать. Но девочки более умело овладевают мелкой моторикой и более уверенно держат карандаш, учатся писать и рисовать. Многие девочки с раннего возраста увлекаются творчеством и познают искусство, постигая живопись, мозаику, лепку.

Мальчикам искусство не интересно потому как они более импульсивные, не редко у них мелькает агрессия, что обусловлено природой и доказано исследованиями. Изучение работы нервной системы мальчиков показало, что они сильнее реагируют на риск, являются более активными, чем девочки.

Сравнивая детей в 2 года, стоит отметить, что девочки лучше и раньше учатся разговаривать, у них больше словарный запас, они тянутся к знаниям и любят читать. Кроме того, девочки быстрее мальчиков осваивают умения регулировать тон голоса, что улучшает их коммуникативные навыки, ведь они более ярко умеют выражать свои чувства. Еще одна особенность девочек – они раньше приучаются ходить на горшок и перестают писаться в постель уже в 2-х летнем возрасте.

Мальчики и девочки в возрасте 2 лет

О цветах начистоту.

Самыми «древними» цветами, которые первыми появились в человеческой культуре, считаются белый, красный и черный. Именно эти цвета вскоре после рождения узнает малыш.

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета? Среди детей четырех месяцев от роду проводили исследования, по результатам которых стало понятно, что среди хроматических цветов малыши отлично различают четыре группы (красный, зеленый, желтый и синий), но по оттенкам их не дифференцируют. Надо отметить, что в первые два-три месяца жизни детки узнают красный и желтый, а чуть позже — зеленый и синий.

Каждый ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. Это тесно связано с тем, как протекают иные психические процессы и формируются различные особенности. Процесс восприятия можно рассматривать в тесной связи с развитием и особенностями мышления, воображения и так далее.

Дошкольный возраст

Во сколько лет ребенок должен знать цвета? Как правило, дошкольный возраст приходится примерно на период от 5 до 7 лет. Кто-то идет в школу уже в 5, а кто-то только в 7. Но уже даже в 5 лет дошкольник способен различить 2-3 оттенка знакомых ему цветов. Например, темно-зеленый или светло-зеленый.

В 6 лет дошкольник еще больше прогрессирует и с легкостью отличает оттенки, а также может и предметы. Например, темно-красная вишня и светло-синяя футболка.

Перечень названий цветов, которые должен знать дошкольник, выглядит следующим образом:

  • салатный;
  • малиновый;
  • бирюзовый;
  • лимонный;
  • сиреневый.

Дошкольник в 6 лет уже знает холодные и теплые цвета, а также их оттенки.

Многих родителей волнует важный вопрос о том, какие цвета должны знать дети в 7 лет. Ответ очевиден: они должны знать и различать все цвета радуги, а также другие основные цвета и их оттенки. Кроме того, их нужно научить различать холодные и теплые цвета (о чем указано в предыдущем пункте). Также должны уметь получать путем смешивания красок новые тона. Например, после смешивания зеленого и красного должен получиться синий.

Стимуляция зрения у детей

Стимуляция зрения у ребенка должна поддерживаться с первых недель его жизни, и развивающие игрушки являются отличным инструментом, который можно использовать для этой цели. Они предназначены для стимулирования развития зрения, а также его интеграции с другими чувствами, слухом, чувством или балансом. Таким образом, они содержат элементы, которые шумят или издают другие звуки.

Они также имеют характерные цвета, составленные в строгом соответствии с научными исследованиями. В отличие от обычных игрушек, обычно в пастельных синих тонах, хорошие сенсорные развивающие игрушки бывают трехцветными, черный, красный и белый.

Именно эти три цвета младенец видит в возрасте 1 или 2 месяца

Благодаря этому эти игрушки способны эффективно привлекать внимание малыша

Кроме того, эти цвета расположены в геометрических узорах, чрезвычайно легко воспринимаются. Известно, что в первые месяцы жизни мозг ребенка все еще не способен обрабатывать более сложные изображения, регистрируемые глазами. Вот почему стоит вводить различные типы фигур животных, цветочные мотивы и другие формы только после того, как ребенку исполнится шесть месяцев.

Хорошим примером является красная, черно-белая карусель, которую производитель сконструировал таким образом, чтобы заменять контрастные элементы с геометрическими узорами на новые интересные формы после нескольких месяцев использования. Это полностью соответствует последовательным этапам развития ребенка.

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать. Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос. Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет. К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном

Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр. Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии. Специально для — Ксения Бойко

Специально для — Ксения Бойко

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector