Психологический тренинг для подростков «навыки общения»
Содержание:
- Почему именно тренинги КУБ?
- Тренинг для подростков «Как стать самим собой».
- Ход эксперимента:
- Психологические игры для детей 10–12 лет
- Психологические игры для детей младшего школьного возраста
- Треннинги для подростков — Мини-тренинг для подростков «Я — Маска»
- Наша группа
- Конспекты треннингов для педагогов-психологов
- Психологические игры для детей дошкольного возраста
- Чем отличаются тренинги для взрослых и тренинги для подростков
- Психологические игры для подростков и детей младшего школьного возраста
- Тренинг для подростка: по психологии выполняют такие функции
- Тренинговые упражнения
- Психологические игры: основные правила
- Основные концепции тренинговой работы с подростками
- Экономия времени
Почему именно тренинги КУБ?
Посмотрите короткое видео о тренингах КУБ:
Тренинг — это обучение в игровой форме с внимательными и доброжелательными ведущими — опытными детскими психологами. В отличие от традиционного теоретического школьного обучения, на тренинге с помощью игр дети учатся с удовольствием и легко усваивают новые умения.
Именно в детском и подростковом возрасте активно формируются навыки общения и развивается мышление. Именно сейчас развивающие тренинги могут принести ребенку максимальную пользу.
Это время психологи называют«окном возможностей». С возрастом эти «окна возможностей» закрываются.
Успейте дать ребенку максимум сейчас!
1. Тренинги для детей и подростков КУБ — это развитие Уверенности, Самостоятельности, Умения Учиться, Навыков Общения, Планирования времени.
2. Учебный процесс организован так, чтобы привить ребятам интерес к обучению. Наши тренинги — это не только огромная польза для вашего ребенка, это увлекательно и весело!
3. Тренинги для подростков помогут старшеклассникам понять себя, лучше узнать свои сильные и слабые стороны, и пройти грамотную профориентацию и правильно выбрать будущую профессию.
4
Ваш ребенок разовьет память, внимание, мышление и творческие способности. . 5
Тренинги научат вашего ребенка строить хорошие отношения со сверстниками и взрослыми
5. Тренинги научат вашего ребенка строить хорошие отношения со сверстниками и взрослыми.
6. Ваш ребенок станет увереннее в своих силах, самостоятельнее и ответственнее.
7. Подростковые тренинги помогут вам уберечь ребенка от дурной компании и вредных привычек.
8. Курсы для детей «Управление Будущим» помогут ребенку освоить важные и нужные навыки с интересом и удовольствием.
К нашему курсу ребенок может присоединиться в любом возрасте от 7 до 18 лет и заниматься со своей возрастной группой 7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет и 15-18 лет.
В каждой возрастной группе в течение 2 лет ребенок может пройти 18 разных тренингов. А затем перейдет в следующую возрастную группу.
Курсы «Управление Будущим» (КУБ) — это коллектив квалифицированных психологов. Мы проводим психологические тренинги уже 20 лет и провели больше 2 тысяч тренингов для детей и подростков.
За это время мы помогли 6 тысячам школьникам стать увереннее в своих силах, легче учиться, налаживать хорошие отношения с людьми, легче справляться со стрессом, планировать свое время.
Узнайте больше о том, чем полезны для вашего ребенка Курсы «Управление Будущим»:
- 7 причин, почему тренинги КУБ — это правильный выбор
- Какие результаты видят родители
- Что дадут ребенку тренинги КУБ
- Когда тренинги КУБ наиболе полезны
- Как проходят тренинги КУБ
Тренинг для подростков «Как стать самим собой».
Цель:
- Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны.
- Развить чувство собственного достоинства, поднять самооценку,
преодолеть тревожность и страх. - Обучение умению более эффективно строить отношения с
ровесниками, близкими и преподавателями. - Реализация себя в поведении и деятельности.
- Развитие самоконтроля, воли, ответственности за себя и свои
действия. - Управления своим временем.
- Умение ставить себе цели и достигать их.
- Формирование нового окружения, которое бы развивало Вашего
ребенка.
Задачи
- Побуждение подростков к проявлению эмоциональных реакций,
проявлению отношений и установок и к их дальнейшему обсуждению и
анализу. - Создание в группе атмосферы взаимного принятия, безопасности
и защиты для полного раскрытия и отработки детьми своих эмоций и
проблем. - Разработки и поддержание определенных норм в тренинговой
группе, проявление гибкости в выборе техник воздействия.
Формат
- Тренинг включает в себя 15 занятий по 3 часа.
- Занятия проходят 1 раз в неделю в выходной день.
- Продолжительность базового курса – 3, 5 месяца.
С учетом возрастных особенностей детей тренинги проводятся для
двух групп – 11-13 лет и 14-17 лет.
На каждом занятии с ребятами в форме тренинга отрабатываются
различные качества и умения. Затем им дается домашнее задание.
Участники ведут дневник, в которых прорабатываются задания и
результаты, что позволяет систематизировать всю деятельность и
повысить эффективность результатов.
Необходимым условием является присутствие на каждом занятии. В
случае уважительной причины, по которой участник не может
посетить занятие, он будет переведен в следующую группу для
непрерывности прохождения тренинга.
Программа подростковых тренингов
1 этап – ориентировочный ( 2-3 занятия.)
Цель этапа: эмоциональное объединение подростков. Достигается
путем психотехнических упражнений, направленных на снятие
напряжения, на сплочение группы. Закладываются основы
самоопределения и самосознания.
2 этап – развивающий (9-12 занятий).
Цель этапа: активация процесса познания себя. Повышение
самооценки. Формирование самовоспитания и саморазвития.
3 этап – закрепляющий (1 -2 занятия).
Цель этапа: закрепление приобретенных навыков.
Дата тренинга назначается по мере формирования группы.
Варианты оплаты:
- Оплата за каждое занятие.
- Если пропустили какое-то занятие, то вы сможете пройти
это занятие с любой следующей группой. -
Стоимость одного занятия – 350 руб.
Ход эксперимента:
I. Сесть за стол — вы по одну сторону, напарник — по другую. Поставить блокнот или картонку в качестве перегородки. Взять себе один набор деталей и отдать другой напарнику.
2. Так, чтобы не видел напарник, построить из деталей какое-нибудь сооружение или выложить плоский орнамент. Теперь объясните напарнику, что вы (а не он) на космическом корабле облетаете планету Зуг, обитатели которой настроены к вам дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправности, и вам нужна посадка, но прежде чем вы ее совершите, зуггианский лоцман (ваш напарник) должен понять, как выглядит ваш пульт управления. К счастью, вы можете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.
Но, к несчастью, зуттианцы не могут отвечать вам или задавать вам вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут вас видеть, и вы не можете объясниться с ними жестами.
У вашего напарника есть такой же, как у вас, набор деталей. Вы описываете свой пульт управления, а он или она пытается сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. А под конец уберите перегородку и проверьте, насколько точно напарнику удалось воспроизвести ваше сооружение. Сможете ли вы совершить посадку на планете Зуг?
Обсуждение результатов.
Возможно ли взаимопонимание при одностороннем общении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?
Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?
Насколько важен при общении язык жестов?
1. Заполнение схемы «Круг поддержки» (приложение 7).
2. Разминка рук. Общий рисунок (молча, на тему предварительно выбранную группой сообща, можно общаться с помощью жестов.
3. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».
Д/З: Напиши письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информацию, по которой «инопланетянин» смог бы найти автора письма среди миллионов жителей Земли.
Занятие 5. Могущество.
Цели и задачи: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон; актуализация их личностных ресурсов.
1. Разминка.
2. Упражнение «Могущество».
3. Закончите предложение «Я могу ….» (не менее 20 предложений).
4. Подчеркните то, что можете только Вы и некоторые ваши знакомые.
5. Зачитайте ваши «Могушки».
6. Ведущий. Как вы думаете, что такое могущество? Правильно, — это умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный человек – это сильный человек и совсем не обязательно физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и обязательно сумейте довести каждое дело до конца.
7. Закончите предложение «Я смогу …» – 5 минут.
8. Обсуждение рисунков «Таким я хочу стать»
9. Упражнение «Моя Вселенная». Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей; много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Участники заполняют готовую «звездную карту». Предлагается по желанию добавить звезды и планеты с собственными характеристиками.
10. Разминка рук. Рисунок «Мандала».Инструкция: «Нарисуйте круг, размером с голову и разрисуй его. Можно рисовать только в круге. Не имеет значения от центра или с края ты начнешь рисовать».
Обсуждение.Вопросы: «Как ты назовешь свой круг?», «Если бы круг мог говорить, чтобы он тебе сказал?»
1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».
Д/З: Напишите оду Лени, восхваляйте ее, пишите о ней только хорошее и как можно больше.
Занятие 6. Перекрестки.
Цели и задачи: осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя; помощь в определении личностных ценностей; помощь в определении своих личностных, индивидуальных особенностей.
1. Разминка
2. Зачитывание и обсуждение «Писем к инопланетянину»
3. Эксперимент
Можно ли влиять на чужое поведение?
Психологические игры для детей 10–12 лет
Скованные одной цепью
Для того чтобы выполнить упражнение, необходим реквизит в виде тонкой длинной веревки и обыкновенного замочного ключа, который крепится на одном из концов веревки. Участники располагаются по кругу и по очереди пропускают импровизированную цепь таким образом, чтобы она была продета сверху через воротник и выходила внизу ниже уровня пояса. Когда все члены группы оказываются связанными друг с другом, ведущий предлагает им выполнить небольшую физическую нагрузку в виде приседаний, наклонов и других простейших упражнений.
Веселые пантомимы
Перечисляя психологические ролевые игры для детей в возрасте 10–12 лет нельзя обойти вниманием «Веселые пантомимы». Организатор заранее подготавливает реквизит в виде разных предметов вроде детского синтезатора, барабанных палочек, гитары, деревянной лошади, сапогов-скороходов и прочего
Каждому участнику случайным образом выпадает номер предмета, с которым он и обязан исполнить пантомиму с музыкальным сопровождением либо без него.
Правда или ложь
Группа устраивается в удобной обстановке, после чего организатор оглашает условия игры: он зачитывает детям различные занимательные факты, затем они решают, является сказанное правдой или же чистой воды вымыслом. Ребенок, ответивший на вопрос верно, получает 1 балл. За неверный ответ снимается также 1 балл, свою версию предлагает тот, кто первым поднял руку. Выигрывает ребенок, набравший к окончанию игры наибольшее количество баллов.
Психологические игры для детей младшего школьного возраста
Психологические игры для младших школьников должны быть направлены на проработку внутренних проблем и обучение шагам по их самостоятельному преодолению. В психологические тренинги для детей в возрасте от 6 до 9 лет стоит включать следующие элементы:
- Ролевые игры. Для полного погружения в сюжет необходим соответствующий реквизит. К примеру, для ролевой игры в строителей детям потребуются пластиковые лопатки, совки, ведерки, рулетки и прочий инвентарь, купленный в магазине игрушек.
- Упражнения для релаксации и достижения умиротворенного психологического состояния.
- Ряд актерских техник.
- Арт-терапию. Подобная терапия наилучшим образом подходит для гиперактивных детей и ребят, склонных к депрессивным расстройствам и испытывающим психологический дискомфорт в рамках детского коллектива.
Арт-терапия представляет собой комплекс различных методик. Изотерапия предназначена для детей, испытывающих определенные сложности с самовыражением и пытающихся донести до окружающих людей собственные переживания, чувства и мысли. Хореографические практики подходят для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, склонных к гиперактивности и агрессивному поведению. Музыкотерапия является наиболее универсальной методикой, и охватывает практически все возрастные группы. Психологические игры для детей 6–9 лет базируются на моделировании различных ситуаций и обыгрывании возможных вариантов поведения в них.
Что ты любишь делать?
Данная игра подходит для знакомства с новой группой, где большинство ее участников фактически ничего не знает друг о друге. Необходимо поочередно вызывать из числа юных зрителей по одному человеку, которому будет поставлена следующая задача: не используя слова, а только движения, мимику и жесты, рассказать собравшимся ребятам о собственном увлечении. К примеру, вышедший ребенок демонстрирует в свободной форме окружающим свое хобби, после чего те обязаны его угадать. Малыш, успевший сделать это первым, выходит на импровизированную сцену и продолжает игру.
Рассмеши царевну Несмеяну
В центр помещения выставляют стул, на который садят одного участника этого необычного состязания. Вышедшему вручают титул «Царевны Несмеяны», который он обязан оправдать на все 100% и удержать как можно дольше. Окружающие начинают всячески провоцировать невозмутимого участника, и как только на его лице проступит улыбка, на пост «Несмеяны» заступает следующий участник. Победителем объявляется ребенок, дольше всех сумевший продержаться, не засмеявшись.
Расскажи о том, что тебе нравится
Дети образуют круг, удобно рассевшись на заранее подготовленных стульях или табуретах. Посредством голосования или жеребьевки определяют, кто начинает игру первым. Стартующий разворачивается к ребенку по левую сторону от себя и говорит во всеуслышанье о тех чертах, которые ему более всего нравятся в соседе. Комплимент может касаться красивого цвета глаз, изящного профиля или любой другой черты, вызывающей симпатию. Единственное условие – нельзя кривить душой и подчеркивать те особенности внешнего вида или характера, которые на самом деле не приходятся по нраву.
Гонки с шариками
Упражнение подходит как для гиперактивных, так и для спокойных детей младшего возраста. Организаторы формируют команды, состоящие из парного количества ребят. Каждый участник должен, удерживая с напарником вместе воздушный шарик, добежать до финишной черты, после чего коснуться контрольной точки и таким же образом вернуться обратно, передав шарик следующей паре. Победу одерживает команда, первой завершившая эстафету. Касаться шара во время гонок запрещается.
Треннинги для подростков — Мини-тренинг для подростков «Я — Маска»
Публикация «Мини-тренинг для подростков «Я —…»
Цель: Развитие самоинтереса и повышение самооценки подростков. 1. Организационный момент: Упражнение «Общий признак» — Подростки рассаживаются по кругу, психолог предлагает пересесть тем, кто обладает каким то общим признаком (например голубые глаза, серая кофта и т.д) Разминка:…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Занятий по социальной адаптации подростков с элементами тренинга «Я в социуме»
Цели: формирование представлений о факторах социализации. Углубление процессов раскрытия личностных качеств. Упражнение «Впечатление» В начале занятия участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем занятии. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения…
Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, АГАПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими» Автор-составитель:…
Семинар-тренинг и мастер-класс для родителей детей старших групп «Отдых = здоровье»
Цель: Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников. Задачи: • Расширить представления родителей о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, с целью их использования в семейном воспитании. •…
Треннинги для подростков — Тренинг «Развитие толерантности в подростковом возрасте»
Статья «Тренинг «Развитие толерантности в подростковом…»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г.Томск Педагог-психолог Сухушина Анна Александровна Сценарий: Тренинг: «Развитие толерантности в младшем подростковом возрасте» Подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он…
Тренинг для подростков «Семейные ценности» ко Дню семьи
Тема: «Семейные ценности». (Открытое занятие с элементами тренинга ко дню семьи. Подготовила педагог – психолог: Какоткина И. А. Цель: 1. Формирование нравственной позиции по отношению к семье. 2. Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей. 3. Обучение…
Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»
Цель: развитие положительного восприятия окружающих; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся. Ход занятия. 1. Упражнение «Настроение в цвете». Цель: определение детьми своего настроения на момент начала занятия. Материал: геометрические…
Страницы:
Наша группа
Психологический тренинг «Наша группа» проводится для сбора информации о внутреннем отношении каждого подростка к членам группы, в которой они находятся.
Цели и задачи
Цель выполнения упражнения «Наша группа» заключается в установке атмосферы взаимопонимания и дружбы, обучении сглаживать острые углы в условиях взаимной антипатии.
Необходимое оборудование
Проведение занятия «Наша группа» требует наличия следующего инвентаря:
- ватман для каждого участника группы;
- наборы фломастеров разных цветов;
- доска, на которую будут крепиться рисунки;
- кнопки, скотч или любой другой материал для фиксации ва src=»https://healthperfect.ru/wp-content/uploads/2021/02/psihologicheskie-uprazhneniya-dlya-podrostkov-3.jpg» class=»aligncenter» width=»578″ height=»369″
Участники группы рассаживаются на стулья, которые расставлены возле письменных столов. Во время проведения данного тренинга каждый подросток должен сидеть отдельно.
Пошаговое описание
Психологическое упражнение «Наша группа» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Преподаватель просит детей взять фломастеры, а затем нарисовать на ватмане группу, в которой они сейчас находятся.
- В течение последующих 20 мин. каждый подросток рисует свою группу так, как он ее видит в настоящее время.
- По истечению указанного периода времени все ватманы подписываются фамилией ребенка, который создал рисунок, а затем крепятся на доску.
- Начинается стадия обсуждения каждого рисунка.
Во время разбора изображений группы, нанесенных на поверхность ватмана, преподаватель задает каждому подростку наводящие вопросы. Например, «Почему он изобразил этого человека именно с такой мимикой лица?», «Во время выполнения рисунка ребенок старался или относится к заданию без проявления серьезного подхода?», «На ватмане есть люди, к которым подросток испытывает чувство антипатии или симпатии?».
Конспекты треннингов для педагогов-психологов
Содержится в разделах:
Психология подростка 143
Показаны публикации 1-10 из 43. Все разделы | Треннинги для подростков
Новое
Фото
Лучшее
Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций» Чувства и эмоции играют важнейшую роль в процессе познания мира с самых первых дней жизни ребёнка. Каждое прожитое событие ребёнок подкрепляет особыми эмоциональными проявлениями. Посредством самовыражения в определённых ситуациях ребёнок получает новые знания об окружающем…
Тренинг личностного роста и жизнестойкости для подростков 14–16 лет Цель: развитие положительной Я-концепции, жизнестойкости. Задачи: 1.Стимулировать к самопознанию и саморазвитию, способствовать осознанию своих личностных качеств 2.Формировать более реальную оценку способностей, через возможность увидеть собственные ошибки и недостатки…
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Тренинги в игровой форме для детей дошкольного возраста должны быть непродолжительными по времени, поскольку внимание ребятишек рассеивается очень быстро. Предпочтительней всего проводить от трех игр и больше в рамках одного занятия с перерывами по 5–15 минут между ними
Дракончик, кусающий себя за хвост
Предназначением данной игры является избавление от навязчивых неврозов и укоренившихся страхов. Необходимо заранее подобрать музыкальное сопровождение, причем playlist должен состоять преимущественно из веселых мажорных песен и мелодий. Проводится игра следующим образом: дети выстраиваются друг за другом в виде живой цепочки. Каждый из ребят должен держаться за плечи своего товарища спереди. Задача первого малыша, олицетворяющего голову дракона, как можно быстрей поймать замыкающего цепочку ребенка.
Упражнения для улучшения самоконтроля
Для детей важными являются психологические тренировки, которые помогают им бороться с негативными эмоциями. Ребятам дошкольного возраста стоит как можно чаще напоминать о деструктивной природе злости, и если их охватывает гнев, нужно выдержать паузу, после чего сделать глубокий вдох и выдох. Затем, выпрямившись прямо, потребуется досчитать в уме до 10 и улыбнуться во весь рот. Озлобленность и раздражительность не выносят спокойствия и доброжелательности. При этом необходимо напоминать ребенку, что только научившись направлять собственные эмоции в конструктивное русло, он сумеет стать взрослым и самостоятельным человеком.
Чем отличаются тренинги для взрослых и тренинги для подростков
Во-первых, целью. Большинство взрослых, уже работающих людей, записываются на бизнес-тренинги или тренинги личностного роста. Работодатели сами часто организовывают корпоративные тренинги, чтобы улучшить общую производительность компании, разрешить конфликты или сплотить коллектив.
В отличие от бизнес-тренингов, подростковые тренинги решают подростковые же задачи. Обычно дети в 13-16 лет испытывают трудности в социальном взаимодействии и эмоциональной сфере. Для подобных проблем психологи уже более 50 лет разрабатывают психологические тренинги специально для подростков. Тренинги помогают повысить самооценку, научиться общаться со сверстниками, научиться брать ответственность на себя – то есть приобрести социальные и волевые soft skills, необходимые подростку сейчас и в будущем.
Какую профессию мне выбрать? Тесты для подростков >> Тренинги для взрослых и тренинги для подростков отличаются форматом. Взрослым удобно работать в формате дискуссий, разбора кейсов или семинаров. Для школьников больше подходят психологические игры или творческие упражнения в команде. Например, в нашем тренинге«Хочу учиться» , который помогает ребенку найти вдохновение для учебы, для расстановки жизненных приоритетов используется игра «Зоркий глаз». Каждый участник бросает мячик в стену с целью попасть в отметку на шкале. И перед броском он самостоятельно ставит себе цель на попадание. После броска сверяем цель и результат. Это помогает ребенку осознать, что цель достижима, если много пробовать и тренироваться.
В тренинге «Психологический театр»
, который помогает понять других людей и научиться коммуницировать, все участники превращаются в учеников обычного класса и наделяются определенными, непривычными ролями. Доброволец становится «новичком». Классу и новичку необходимо найти точки соприкосновения для успешного общения.
Психологические игры для подростков и детей младшего школьного возраста
То, что игра позволяет с высокой степенью эффективности сформировать в ребенке ряд позитивных изменений психических свойств, а также способность к коммуникации и эмпатии к окружающим — доказанный в теории и подтвержденный практическим опытом факт. Базовыми функциями игровой деятельности считаются:
- поднятие настроения, развлечение;
- выявление отклонений в развитии и поведении ребенка;
- раскрытие талантов и приобретение полезных навыков;
- положительное преобразование личности на структурном уровне;
- социализация ребенка, упрощающая его дальнейшую жизнь в обществе.
Существует огромное количество различных психологических игр: организационно-обучающие, направленные на развитие мыслительной деятельности, инновационные, позиционные и множество других. Игры-проживания позволяют осмыслить основополагающие личностные ценности, повысить самооценку и умение уважительно относиться к точке зрения собеседника. Проектные игры формируют личностную критичность, а также умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их путем грамотной работы по планировке и систематизации.
Тренинг для подростка: по психологии выполняют такие функции
- помогают расширить представление о себе;
- осознать трудности и проблемы, узнать пути их преодоления;
- учат правильно выражать свои мысли и чувства, чтобы быть понятым;
- учат слышать и слушать людей;
- дают возможность увидеть себя глазами других людей;
- не стесняться просить о помощи и поддержке, когда это необходимо;
- повышают уверенность в себе;
- учат правильно выходить из конфликтов и противостоять издевательствам со стороны сверстников;
- помогают обрести новых друзей.
Темы психологических тренингов есть абсолютно разные. Можно подобрать любой тренинг для детей и подростков в зависимости от актуальности вопроса, который нужно решить.
К примеру:
«Я и Мы — общение», рассчитан на детей от 7 до 10 лет.
2. «Самопрезентация». Программа этого психологического тренинга включает расширение образа своего «Я», опыт самопрезентации, возможность увидеть себя глазами сверстников и раскрыть свои сильные стороны. Кроме того, этот тренинг учит находить и выделять в людях положительные качества.
3. «Как говорить: «Нет» и не терять друзей».
4. «Конфликтам – нет». В программе обсуждаются вопросы доверия, техники выхода из конфликтов, сравнение понятий «уверенность» и «агрессивность».
5. «В мире с родителями». В ходе тренинга дети научатся понимать чувства родителей, просить и предлагать помощь, выражать чувства и эмоции, осознать ценность родителей в своей жизни.
6. Тренинги «Хозяин эмоций», «Искусство управлять собой», «Секреты общения» и многие другие.
Также есть тренинги по саморазвитию и личностному росту. К примеру, на развитие памяти и внимания, развитие мышления, воображения, образного мышления. Особое значение имеет метод «арт-терапии», который широко используется в психологических тренингах.
Тренинговые упражнения
Варианты тренинговых упражнений, применяемых в работе с подростками:
«Учимся решать проблемы»
Каждому ребенку ведущий тренинга раздает лист бумаги ручку и предлагает выписать все существующие в жизни проблемы по степени убывания их значимости.
То есть первая проблема — самая существенная и требующая разрешения в первую очередь. Когда все участники тренинга напишут свои проблемы, ведущий рассказывает о том, что любая проблема может быть решена.
Главное — правильно подойти к ее решению и никогда не считать любую критическую ситуацию безвыходной.
Затем ведущий на доске или на листе ватмана пишет этапы решения любой проблемы и предлагает детям переписать и сохранить данную информацию для дальнейшего применения ее на практике. Этапы решения проблемы следующие:
- определить реальность существования проблемы;
- проанализировать ситуацию;
- определить существующие преграды;
- поставить цель;
- написать на бумаге все возможные варианта решения вопроса;
- принять решение;
- проанализировать последствия.
«Эмоции и поступки»
Ведущий раздает детям листы бумаги, на которых написаны следующие неоконченные предложения:
- Я грущу, когда…
- Я счастливь, когда…
- Мне плохо, когда…
- Мне хорошо, когда…
- Я спокоен, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда…
Сначала детям дается задание закончить предложение в соответствии с собственными представлениями и опытом. Когда эту часть все присутствующие выполнят, ведущий предлагает рядом с каждой фразой написать, что подросток делает для решения сложившейся ситуации.
Например: «Я грущу, когда родители на меня кричат из-за моего плохого поведения. В этом случае я стараюсь извиниться за свое поведение и исправиться».
Далее ведущий объясняет детям, что каждый поступок приводит к каким-либо последствиям. И прежде чем что-либо делать и говорить, нужно всегда проанализировать, что будет дальше.
До участников тренинга необходимо донести следующее: сначала идет мысль, а потом действие.
«Заверши фразу»
Ведущий задает каждому присутствующему хотя бы по одному вопросу, на который он должен ответить.
Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы по ответам на них можно было сделать выводы об уровне социальной адаптации, о понимании основ межличностного взаимодействия, о существующих проблемах.
Примерный перечень вопросов, которые можно задать детям:
- Какими качествами обладает настоящий друг?
- Какой друг ты?
- Чего тебе не хватает в общении с другими людьми?
- Какие положительные черты в своем характере ты можешь назвать?
Психологические игры: основные правила
Занятия психолога с подростками и детьми обладают наибольшей эффективностью в том случае, если они подаются юной аудитории в формате игры, в которую вовлечены все собравшиеся участники. Игра позволяет осмыслить определенные аспекты человеческой психологии и наиболее эффективным образом адаптироваться в рамках социума. Организатор подобных мероприятий должен обладать практическим опытом и придерживаться следующих базовых правил по работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста:
Доступным языком разъяснять правила и цели каждого психологического тренинга
Хорошим подспорьем будут примеры реальных жизненных ситуаций с аналогичным психологическим механизмом действий.
Важно осуществлять постоянный контроль за эмоциональным состоянием всех участников группы. Для этого рекомендуется поддерживать динамику процесса на должном уровне, не допуская затягивания и скучной атмосферы.
Участникам игрового процесса необходима мотивация
Организатор должен суметь не только заинтересовать ребят, но и продемонстрировать им преимущества психологических тренингов на примере конкретных ситуаций.
Важно объяснить детям, что коллективный труд строится на принципах взаимоуважения, душевной теплоты и терпимости к недостаткам окружающих.
После каждой психологической игры нужно устраивать коллективное обсуждение, в которое должны быть вовлечены все участники тренинга. Подобные шаги позволяют выстроить оптимальный алгоритм занятий, интересных наибольшему числу детей и подростков. Организатору не стоит позиционировать собственную персону в качестве сурового взрослого, способного наказать за определенные проступки. Напротив, самой действенной является модель доброго и терпеливого помощника, готового прийти на помощь в любой затруднительной либо конфликтной ситуации.
Психологические игры для детей дают возможность ребенку преодолеть скопившиеся страхи и комплексы, а также обладают следующим положительным потенциалом:
- позволяют ребенку ощутить чувство единства с коллективом ровесников;
- повышают самооценку и укрепляют чувство собственного достоинства;
- помогают детям научиться уважению к себе и окружающим людям;
- учат ребенка эффективно преодолевать трудности и препятствия;
- обучают детей слаженной групповой работе;
- развивают в ребенке эмпатию и способность сопереживать окружающим.
Ведущему психологических тренингов для детей дошкольного и подросткового возраста очень важно научиться создавать уютную и дружественную атмосферу, в которой даже замкнутый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Когда собирается новая группа детей, друг с другом незнакомых, они могут ощущать некую скованность, задача преодоления которой и лежит перед организатором психологических игр
Основные концепции тренинговой работы с подростками
Тренинг общения для подростков
В данном подходе занятия для подростков представляют собой систему передачи знаний и отработки навыков, полученных на основе этих знаний. В таком виде тренинг общения представляет собой чисто навыковый инструмент обучения. Например, ведущий тренинга общения для подростков рассказывает участникам о правилах эффективного и бесконфликтного общения, приемах и методах ведения дискуссии: техника «я-высказывание», открытые и закрытые вопросы, приемы активного слушания и т.д. После этого участникам предлагается перевести полученные знания — в навыки, путем отработки с использованием различных заданий: моделирование типичных ситуаций, отработка в парах и т.д. Благодаря такому подходу у подростка появляется возможность тренировки полезных психологических навыков в безопасной среде.
Основными темами тренинга общения для подростков могут быть:
- Вербальное и невербальное общение
- Признаки уверенного поведения
- Отличия уверенного, неуверенного и агрессивного стилей поведения
- Как правильно вести дискуссию
- Как эффективно выражать свои эмоции
- Как говорить комплименты
- Конфликт и способы его предотвращения
- Как знакомиться
- О чем говорить со сверстниками
- Элементы ораторского мастерства
Особенность такого подхода заключается в том, что у подростка УЖЕ должен быть определенный уровень общительности и уверенности. Иначе все техники и приемы просто не будут работать, так как подросток сам по себе не уверен и просто не сможет применить полученные знания на практике. Это может приводить к ситуации, когда неуверенный подросток с низкой самооценкой идет на такой тренинг развития навыков, а результата нет или он даже отрицательный. Если же подросток уже имеет базовый уровень общительности, в целом уверен в себе — то такие навыки будут ему очень полезны.
Тренинг уверенности для подростков
Развитие уверенности у подростков – это не просто навык, это набор качеств, которые формируются в результате комплекса факторов: формирование соответствующей среды общения, поддержка родителей и родственников, хорошие отношения со сверстниками, друзьями, отсутствие опыта буллинга, травли, развитые навыки коммуникации. Поэтому тренинг уверенности для подростков включает в себя не только элементы тренинговой работы по отработке коммуникативных навыков, но и элементы самопознания. Также большую значимость приобретает взаимодействие с родителями, изменение контекста общения вне тренинга.
Занятия для подростков на уверенность могут быть эффективны именно при длительной психологической работе. В идеале такая работа может сочетать групповой формат (тренинг) и индивидуальный формат (консультации психолога).
Экономия времени
Если на других занятиях ребенок занимается по 1,5 часа раз в неделю, то вы теряете время на дорогу и ожидание ребенка.
Мы экономим ваше время — 3 рабочих дня в месяц, которые вы не потратите на стояние в пробках и ожидание. Считайте сами:
На дорогу туда и обратно уходит около 2 часов, в месяц это 8 часов вашего времени и столько же детского, в сумме 16 человеко-часов на дорогу.
Затем вы ждете ребенка в коридоре 4 раза по 1,5 часа, это 6 часов в месяц.
Итого 22 часа вашего времени бессмысленно теряется. Это же суммарно 3 рабочих дня пробок и ожиданий в месяц!
С тренингами КУБ вы тратите время на дорогу только 1 раз в месяц. И вы свободны целый день, пока ребенок занимается. Расписание здесь.