Все об этикете и хороших манерах для детей

Правила поведения в школе и в учебном классе: инструктаж для учеников и дежурных

На уроке ученики получают знания. И стоит понимать, что каждая тема рассчитана на определенное число часов. А если пропустить одну деталь, то цепочка разорвется. Ученикам же будет сложно потом «наверстать упущенное». Поэтому учащиеся должны изменить свое отношение и соблюдать правила поведения в школе, что касаются конкретно времени урока. Это время нужно не учителю, он уже достаточно знает.

  • В класс следует заходить за 5 минут до начала урока
  • Будьте на своем назначенном месте, готовы к работе, когда зазвонит школьный звонок
  • При себе следует иметь все необходимое для урока. Приносите бумагу, карандаши, книги и все необходимые принадлежности каждый день. Если есть возможность, то некоторые вещи можно оставить в личном шкафчике.
  • Все ученики должны встать и поприветствовать учителя, когда он/она входит в класс или покидает его
  • За партой следует сидеть ровно. Руки должны лежать на парте, ноги должны быть под партой
  • Работайте усердно и позволяйте другим делать то же самое! Не разговаривайте во время урока и не забудьте отключить мобильный телефон или другой прибор! 
  • Следуйте инструкциям учителя. Если он просит дневник, ученик обязан его предоставить
  • Все задания должны быть выполнены вовремя, по указанию педагога выходите к доске или положите на стол тетрадь
  • Грубые жесты, жестокие насмешки или унижения запрещены! Причем не только во время урока, но и на территории школы
  • Никому не разрешается есть или пить в классе!
  • Прежде чем покинуть класс во время уроков, следует получить разрешение учителя. А для обращения к нему поднимите руку, но не вскакивай с места
  • Все ученики должны покинуть класс во время перемены
  • Все вентиляторы/кондиционер и освещение должны быть выключены при выходе из класса
  • Держите классную комнату аккуратной, чистой и хорошо оформленной. Это касается не только дежурных, но и каждого ученика. Ведь чистота начинается из каждого из изнутри!

Правила и обязанности дежурных по классу

Правила этикета для поведения детей в школе

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

Уважать учителя
В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
В начале урока следует приветствовать учителя стоя
Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
Во время урока запрещается есть
Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе. Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать

С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе

Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать. С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе.

Хорошее поведение в школе

Кто устанавливает школьные правила

Всегда лучшим видом дисциплины являлась самодисциплина, которая выходит изнутри человека, а не навязывается обществом. Правильно будет, если при работе с детьми учителя станут использовать средства, способствующие формированию уважения к себе и к другим. На школьном совете регулируется поведение учащегося и обсуждается школьная дисциплина. Нормы и правила поведения в школе устанавливаются школьной администрацией.

Если ученик нарушает правила школы, пренебрегает ими, не считается с их важностью, администрация напоминает ему и его родителям о необходимости соблюдения мер, дисциплинарных взысканиях и последствиях. Поэтому, прежде чем поступать в школу, родителям необходимо ознакомиться с правилами учебного заведения, ознакомить ребенка со школьным этикетом, обучить его базовым тезисам безопасности в стенах и за стенами школы.

Что такое этикет?

Для начала нужно расшифровать ребенку, что такое этикет.

Этикет – это правила общения с людьми и правила поведения в обществе. И от его изучения в дальнейшем будет очень многое зависеть. Конечно, если вы будете пытаться объяснить это двухлетнему малышу, то у вас вряд ли получится. А вот ребенку дошкольного возраста и младшего школьного возраста вполне можно рассказать так, как есть. К тому же, следует помнить о том, что к тому моменту, когда ребенок пойдет в первый класс, он уже должен обладать достаточным багажом знаний в области этикета.

Важно! Помните, что на развитие вашего ребенка очень сильное воздействие оказывают те, с кем он общается. И если вы увидели в его окружении людей (детей) с «нехорошими» манерами, постарайтесь максимально оградить его от общения с такими людьми (детьми)

Многие родители думают, что объяснять ребенку, как нужно себя вести следует где-то перед школой, другие вообще считают, что этому научат в школе. И те, и другие очень сильно заблуждаются. Приучать ребенка к хорошим манерам нужно с годовалого возраста, а идеальный вариант – с рождения. Да, не удивляйтесь, именно так рано. Ведь освоить ребенку нужно много разных правил этикета. А их, как мы знаем, не просто много, а очень много.

Совсем маленького ребенка приучать к хорошим манерам нужно интонацией, взглядом, установленными фразами. Например, перед едой желайте ребенку приятного аппетита, желайте спокойной ночи перед сном, говорите «спасибо», если он дал вам свою игрушку и т.п.

Важно! С самого раннего возраста хвалите ребенка за каждую проявленную хорошую манеру, и обязательно голосом показывайте, когда он делает что-то не правильно. Дети всё отлично понимают!. С возраста двух лет уже следует активно начинать обучать своего ребенка различным правилам и нормам поведения

Объяснять, что допустимо делать и где, а что делать не прилично или вообще нельзя

С возраста двух лет уже следует активно начинать обучать своего ребенка различным правилам и нормам поведения. Объяснять, что допустимо делать и где, а что делать не прилично или вообще нельзя.

Совет: в возрасте 2-4 лет обучения правилам хорошего тона лучше проводить в форме игры. Используйте сюжетные игры, стихи и сказки на тему этикета (их сейчас огромное множество), моделируйте различные ситуации и спрашивайте у ребенка, как нужно поступить в каждой конкретной.

Ход беседы:

Воспитатель: Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые хорошие манеры.

Воспитатель: и сегодня мы с вами отправимся в страну хороших манер.

Воспитатель: У меня в руках волшебная палочка.И что бы ей воспользоваться давайте все вместе потихоньку скажем: «Раз, два, три – в страну хороших манер перенеси!».

Воспитатель: И наша волшебная палочка переносит нас в город «Вежливых ребят»!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие вежливые слова, мы знаем,а для этого отгадаем загадки:

1. Растает ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)

4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)

6. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания)

Воспитатель:Давайте послушаем правила вежливости:

• Вежливость проявляется, прежде всего, в словах, а также в тоне, котором они сказаны.

• Со взрослыми надо здороваться первыми.

• Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». А ответ, когда тебе говорят «спасибо», отвечай «пожалуйста».

• Когда идешь спать пожелай всем «спокойной ночи».

• Выходя из-за стола, поблагодари. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.

• Если надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают, скажите «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.

• Когда просишь о чем-нибудь,не забудь также слова: «прошу вас …» или «я хочу попросить вас …».

• Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость,надо извиниться: «извините, пожалуйста», «простите меня, пожалуйста».

• Уходя,надо прощаться: «до свидания», «всего хорошего».

• Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь. Воспитатель:Ответьте мне на вопросы:

Воспитатель:Ответьте мне на вопросы:

1. что надо ответить, когда вам сказали «спасибо»?

2. В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?

3. Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

Воспитатель: Молодцы! Правила вежливости теперь вы знаете, но запомните, что волшебные слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, поэтому не отворачивайтесь от того, кому говорите, и говорите их добрым голосом и с улыбкой.

Воспитатель: А давайте взмахнем волшебной палочкой и поедем дальше. А на следующий станции мы будем с вами говорить о правилах поведения за столом.

Воспитатель: Сейчас вы наверное подумаете, но кому мешает, что я ем некультурно? И почему это некультурно?А я вам отвечу: «Представьте себе, мешает!» если подумаем, как следует, то поймем, что все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не чувствовать себя неловко от своего незнания правил поведения за столом.

Воспитатель: А вы знаете как нужно вести себя за столом?

Дети: не хлюпать, не чавкать, не кричать …

Воспитатель: Все это правильно.

• Садиться за стол нужно с чистыми руками. Сидеть прямо, не раскачиваясь, не прислоняться к спинке стула. Локти на стол не кладут.

• Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.

•Нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.

• Нельзя долго сидеть за столом, выбегать из-за стола во время еды.

• Нож надо держать в правой руке, а вилку в левой.

• Есть следует маленькими кусочками, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой.

• Выходя из-за стола. Скажи «спасибо».

Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения за столом (приглашает ребёнка).

Воспитатель: Покажи как правильно сидеть за столом (прямо, не раскачиваясь, не прислоняться, локти на стол не кладут).

Воспитатель: Возьми правильно вилку и нож.

Воспитатель: А для чего служит салфетка?

Воспитатель: Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете как правильно вести себя за столом. А сейчас давайте внимательно посмотрим видеоролик «Путешествие в страну хороших манер»

Общие правила

В каждой школе есть несложные общие требования:

  1. Приходить в школу раньше за 10-15 минут, чем начнется первый урок. Этого времени хватит, чтобы спокойно раздеться, войти в класс, подготовиться к уроку, поздороваться с одноклассниками.

  2. Верхнюю одежду оставьте в гардеробе или специально отведенном классе.

  3. Переобуйте первую обувь. Таким образом будет чище в школе, да и ногам будет легче.

  4. Дежурный ученик или класс приходит в школу раньше остальных, чтобы выполнить свои обязанности.

  5. Если опоздал на занятие, постучись, попроси разрешения войти. Если учитель спросил причину опоздания, то ответь. Если нет, то не стоит отвлекать класс, быстро садись на место и включайся в работу.

  6. Не приноси в школу игрушки, опасные для здоровья предметы, дорогие вещи.

Не забывайте предупреждать!

Всегда нужно помнить о тактичности. Предупреждение — основа правил поведения между людьми. Ведь зачастую многие делают только то, что им захочется. Это очень неприлично. Если вы собираетесь навестить кого-то, обязательно позвоните и уточните: можно ли это сделать? Ведь порой у человека могут быть другие планы на день или вовсе он не хочет вас видеть. Нужно помнить об этом всегда. В Великобритании одна дама придумала, как красиво и правильно себя вести, если пришёл неожиданный гость. Она одевалась и брала зонтик, если человек, который пришёл, был нежеланным в её доме, она тактично говорила, что ей нужно срочно выходить. А вот в противном случае, если она была рада увидеть человека в своём доме, приглашала его в дом, говорила, что только что пришла домой. Конечно, это не самый честный способ, который следует применять в жизни. Поэтому лучше каждому соблюдать правила приличия и предупреждать заранее о своём приходе.

А давайте по-другому

Вот такие совершенно реальные зарисовки из жизни тех, чьи жизни связаны со школой. А ведь всех этих комичных и не очень ситуаций легко было бы избежать, если бы мы, родители, помнили несколько самых простых правил этикета и следовали им.

Ита-а-а-а-ак… Барабанная дробь… Позвольте представить вашему вниманию плод многих лет жизни, так или иначе связанных со школой…

Правила этикета для родителей школьников:

  1. Обязательно представляться во время личной встречи или телефонного звонка (особенно звонка!) хотя бы первые полгода-год при редких встречах и не меньше месяца – при регулярных. А во время телефонного разговора лучшее представляться всегда, даже если учитель знает вас уже не первый год.

Это ведь так просто сказать: «Здравствуйте, Людмила Ивановна! Я мама Кости Васильева Екатерина Анатольевна». И всё – учитель понимает, с кем говорит, и занят только тем, что внимательно слушает вас, а не гадает, кто же его собеседник и как к нему обращаться. Родителям несложно, а для учителей – огромное облегчение понимать, с кем они имеют удовольствие беседовать. Поверьте.

  1. По возможности не звонить поздно вечером или рано утром.

Учителя тоже люди и у них есть семьи. Статья эта адресована адекватным людям, поэтому не стану писать про то, что не стоит звонить в состоянии, далёком от трезвого. Думаю, это и так всем понятно. Хотя жизнь показывает, что, увы, не всегда.

  1. Спорные вопросы (почему «три», а не «пять») решать в школе, а не по телефону или в ходе случайной встречи на улице.

Тогда учитель сможет показать вам работу ребёнка и аргументированно объяснить свою позицию (ну, или не объяснить, такое тоже бывает, ошибаются все, даже учителя).

  1. Ценить совершенно бескорыстный труд представителей родительского комитета и не перекладывать на них решение своих семейных проблем.
  1. Если родительский комитет не оплачивает телефонные разговоры учителя (родители одноклассников моего сына приняли решение выделять средства на оплату рабочего телефона классного руководителя), то или звонить самим, или не затягивать беседу.
  1. Относиться друг к другу не как к врагам. А по всем конфликтным вопросам в первую очередь обращаться не в полицию и даже не к директору, а к классному руководителю.

Учителя видят и знают многое, и могут точнее нас, родителей, оценить ситуацию, расспросить всех участников конфликта и выяснить, кто и в чём виноват.

  1. Не решать конфликты с чужими детьми лично. Только через их родителей и/или в присутствии последних.

Сцены, когда папа под два метра ростом на полном серьёзе выясняет отношения с семилетним мальчишкой, отвратительны. Даже в крайне взволнованном состоянии нельзя опускаться до этого.

  1. Не считать, что именно наш ребёнок всегда прав. Увы, это совсем не обязательно.

Поэтому даже в самой неприятной ситуации нужно уметь выдохнуть, успокоиться и попытаться разобраться объективно.

От души надеюсь, что эти правила помогут нам всем и облегчат жизнь учителям. Глядишь, и конфликтов и недопонимания станет меньше, а взаимоуважения и желания помочь – больше. А ведь ради такой радужной перспективы можно немного и постараться.

Фото — фотобанк Лори

Общие рекомендации

Подготавливая своего ребенка к первому дню в школе, многие родители дают свои наставления и рекомендации. Мамы и папы говорят о том, что в пределах учебного заведения нужно слушаться учителя (и это правильно). Для начальных классов существует свой этикет и правила общения в коллективе.

Приходить на учебу нужно за 10 минут до звонка, чтобы успеть дойти до своего класса, снять верхнюю одежду и переодеть сменную обувь, если это необходимо.

Если в школе есть гардеробная, то нужно оставить пальто или куртку там. У каждого класса есть свои места и вешалки. Следует вешать верхнюю одежду на один и тот же крючок каждый день, чтобы потом не пришлось его искать. Также стоит запомнить, что оставлять вещи в гардеробе или в шкафу класса нужно аккуратно.

В школьной раздевалке нельзя играть, а также проводить время на переменах. Для этого есть класс, школьный двор или столовая, где можно провести свободные 5-10 минут.

Никогда нельзя опаздывать на урок без уважительной на то причины. Если случилось так, что опоздание неизбежно, то нельзя ходить по коридорам в ожидании того, когда закончится один урок и начнется второй. Опоздавший должен постучать в дверь класса, поздороваться, попросить прощения за опоздание и в случае разрешения, войти в класс.

Правила поведения в школе во время перемены: инструктаж безопасности в туалете, столовой

Правила поведения в школе на перемене:

  • Уважайте друг друга. Избегайте столкновений или причинения вреда другим
  • Не забывайте, что вы ни одни в школе — уступите дорогу взрослым и младшим себя, пропустите у двери!
  • Грубые контактные виды спорта и игры не допускаются. Также табу на физическое выяснение вопроса
  • Ругань и крики не разрешены даже во время перемены на территории школы. Это неуважение в первую очередь к себе!
  • Немедленно сообщите обо всех несчастных случаях учителю!
  • Не бросайте камни, грязь или что-либо, что может причинить вред другим
  • Всегда следуйте правилам игрового оборудования
  • Не спрыгивайте с лестницы или других поверхностей
  • Нельзя залезать на чердак или в любые закрытые помещения
  • Запрещено открывать пожарные вентили или играться пожарным оборудованием
  • Нельзя открывать окна, сидеть на подоконниках, кататься на перилах
  • Трогать лампы и электроприборы, разбирать замки

ИнструкцииПравила поведения в школьной столовой:

При покупке продуктов питания все учащиеся должны стоять в очереди, локтями не проталкиваемся
Перед приемом пищи следует вымыть руки, как и после трапезы
Все продукты питания и напитки должны употребляться в школьной столовой

Столовая — это не игровая! В ней опасно бегать или толкаться
Использованная посуда должна быть возвращена в соответствующие места
Все учащиеся должны закончить прием пищи до окончания перерыва
Все ученики должны помогать поддерживать чистоту в школьной столовой
Нельзя оставлять или класть на стол учебники и другие школьные предметы

Не разговаривай с набитым ртом! Говорить, когда со рта летят крошки — это некрасиво и не очень гигиенично!
Горячие блюда несите и кушайте осторожно
Никоим образом столовыми приборами не играйтесь! Это крайне опасно!
Не нужно пересыпать/переливать другим свою порцию. Также не стоит пить со всеми с одного стакана и откусывать от общего куска
Не забывайте пользоваться салфетками!. Имейте в виду!Правила поведения в туалете школы:

Имейте в виду!Правила поведения в туалете школы:

  • В санузле нельзя бегать, прыгать и толкаться. Это место не для игр! Кафельная поверхность и небольшая квадратура травмоопасны
  • Не нужно вылазить ногами на унитаз!
  • Пользоваться туалетом нужно строго по назначению, после себя обязательно необходимо смыть воду
  • Нельзя бросать в унитаз посторонние предметы!
  • Запрещено санитарные приборы разливать, переливать и использовать не по назначению
  • После посещения обязательно мойте руки с мылом!
  • И запомните, что туалет — это не место для беседы и обсуждения прошедшего дня. Это попросту негигиенично!

Следите за собой и своей гигиеной!

Виды этикета

Видов этикета очень много, выучить их все до первого класса школы ребенку просто не реально, но некоторые он обязан знать. Я для себя разделила виды на две группы: обязательные (это те, которые ребенок обязан освоить до школы) и дополнительные (те, которые осваиваются параллельно с обучением в школе).

Итак, обязательные виды включают в себя правила:

  1. Общения с окружающими – речевой этикет.
  2. Поведения и общения за столом – столовый.
  3. Поведения на отдыхе, в кино или цирке, в общественных местах – выходной.
  4. Общения внутри семьи, как со старшими, так и с младшими членами семьи – семейный.
  5. Общения по телефону, в том числе и при переписке – телефонный.
  6. Поведения в гостях – гостевой.
  7. Поведения в любом виде транспорта, в том числе и в личном автомобиле, и на велосипеде, и даже на роликах – пассажирский.
  8. Поведения на улице и детской площадке – уличный.
  9. Общения в школе: с учителями, одноклассниками – учебный.

Дополнительные виды включают в себя:

  1. Спортивный.
  2. Свадебный.
  3. Профессиональный.
  4. Траурный.
  5. Военный.
  6. Дипломатический.
  7. Корпоративный.
  8. Религиозный этикет.

Лучшим способом обучения этикету, безусловно, будет наглядный пример со стороны родителей, родственников, старших братьев или сестер. Как говорил Александр Сергеевич Грибоедов: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». То есть, показывайте достойный пример и это будет уже половина дела. Дети же любят нам подражать, так пусть копируют хорошие манеры.

Ребенку в возрасте 4-6 лет нужно объяснить, что хорошие и правильные манеры – это его главные помощники в общении и в обретении друзей. В школе от умения вести себя, правильно говорить и общаться, напрямую зависят успешность в учебе, отношение учителей и одноклассников.

Совет: как только ваш ребенок научиться читать, предложите ему почитать книги по этикету для детей. Хорошо будет, если вы найдете книгу со всеми видами этикета. Еще лучше, если эта книга будет яркой и с наглядными примерами, чтобы ребенку легче было понять и запомнить необходимые правила.

Родители должны хоть иногда водить ребенка в театр, цирк, кино, кафе, чтобы на практике закрепить хорошие манеры. Проведите ребенку, таким образом, небольшой экзамен и проверьте, насколько хорошо он запомнил правила этикета.

Серьёзные вопросы следует решать только во время разговора.

Иногда мы совсем не думаем о чувствах других людей, поэтому считаем, что по переписке можно решить любые вопросы: о работе, о личной жизни и так далее. Мы не видим в этом ничего дурного, однако это является ошибкой по правилам современного этикета. Если вы уважаете или любите человека, то всегда звоните ему, чтобы обговорит любые детали, которые вас интересуют. Смс можно использовать только для чего-то незначительного. Иногда нам необходимо выговориться и мы снова начинаем писать о своих эмоциях близким или родным людям. Это также является грубой ошибкой. Если нам срочно нужно кому-то выговориться, нужно обязательно договориться о лично встрече. При личной встрече, взглядах и ощущении присутствия другого человека рядом мы совсем по-другому ощущаем действительность.

Зачем нужны правила и почему важно их соблюдать

Существование социума и взаимодействие людей в нем подчинено правилам. Официальные закреплены законодательно, неофициальные продиктованы нормами морали и этики. Большую часть правил поведения в общественных местах прививают родители своим детям. А остальные либо существуют негласно, либо регламентированы внутренним порядком заведений/учреждений. 

Бытовые нормы, а также общепринятые правила поведения напоминают условия игры. Они подсказывают человеку, какие действия он может совершать, а какие не стоит.

Если человек не будет «играть по правилам», то рискует столкнуться с последствиями:

  • нарушил дисциплину в школе — получит запись в дневнике;
  • не умеет вежливо общаться с людьми — узнает, что такое социальная изоляция;
  • игнорирует правила поведения в заведении — администрация может отказать в обслуживании;
  • преступил закон — отправится в суд.

Важно, чтобы правила соблюдали все люди. Тогда отношения между ними будут более упорядоченными, предсказуемыми. По аналогии с ПДД: п

1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил

По аналогии с ПДД: п. 1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил.

Хорошие манеры 

Культура поведения в общественных местах включает не только ограничения, но и желаемые действия, то есть правила этикета.

Сегодня многие из них считаются устаревшими:

  • мужчины не пропускают дам вперед;
  • женщина может оплатить свой счет в кафе;
  • люди младшего возраста могут не уступать место в транспорте старшим.

Но чтобы оставить о себе приятное впечатление и заиметь репутацию культурного человека, без хороших манер не обойтись. Как писал английский философ Ф. Бэкон, «манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию».

Что включают в себя этикет:

  • нормы вежливого общения;
  • принципы субординации;
  • способы уместной взаимопомощи;
  • присутственные правила (как вести себя в конкретном месте).

Существует и другая классификация, согласно которой, этикет может быть семейным, столовым, корпоративным и даже сетевым. Всё это многообразие правил и норм трудно изучить одномоментно. Лучше выбрать естественный путь привития манер — постепенно, начиная с раннего детства.

Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  •  Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб

Книга по этикету для детей

Этикет в гостях

Вести себя прилично в чужом доме, значит:

  • Не приходить без приглашения.
  • Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
  • Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
  • Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
  • Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
  • Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
  • Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
  • Обязательно поблагодарить за угощение и прием.

Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:

Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.

Звать в гости заранее, если предполагается семейное торжество.
Оказывать внимание всем гостям, чтобы они не скучали.
Поблагодарить за то, что пришли.

Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.

Что такое этикет и как его понимать современному человеку?

Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.

Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.

Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.

Что важно знать про этикет:

  • Основы зародились в Древней Греции, когда первые философы пытались осознать роль человека в обществе, принципы морали, нравственности, что хорошо, а что плохо.
  • Этикет — это такая же «живая» и подвижная система, как, например, наш язык. То есть правила поведения свободно и естественно изменяются и адаптируются под новые условия.
  • Свод правил не зафиксирован на государственном уровне (ни в Конституции, ни в уголовном или административном кодексах), поэтому никто не может требовать от человека неукоснительного следования этикету.
  • Конкретные правила этикета (по крайней мере, современного) никто специально не выдумывал, они формируются естественным образом, под влиянием моральных качеств общества.

Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.

Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.

Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной

Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector