Детская истерика: причины, признаки, возрастные особенности
Содержание:
- Как проявляется кризис?
- Причины истерик
- Как прекратить истерику у ребёнка?
- Чего делать нельзя
- Боль в горле у ребенка: что и как в этом случае делать родителям?
- Ночные приступы
- В чем суть расстройства
- Как нужно реагировать на истерику
- Как быстро остановить истерику
- 2 типа истерики у ребенка 3 лет
- Особенности протекания истерики
- Обструктивное апноэ во сне
- В каких случаях нужно обращаться к психологу?
- Как справиться с истерикой ребенка
- Симптомы аденовирусной инфекции
Как проявляется кризис?
- Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
- Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
- Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
- Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
- Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.
Причины истерик
Истерика не бывает абсолютно беспричинной, она всегда становится реакцией на те или иные раздражители. Не всегда сразу становится очевидно, что именно вызвало такое поведение ребенка, но задача родителей – понять это и работать с конкретными проблемами. Если истерические приступы не обусловлены неврологическими или психическими нарушениями, то в большинстве случаев можно выделить следующие причины детских истерик:
1. Недостаток родительского внимания
Ребенку необходим контакт с родителями. Он хочет общаться, проводить время вместе. Малышу нужно знать, что его любят, что он важен для родителей. Если ребенку не хватает внимания, он будет искать способы его получить любой ценой
Иногда слезы, крики и гипертрофированная реакция – это чуть ли не единственная возможность для маленького человечка напомнить о себе, попытаться добиться того, чтобы взрослые заметили его, даже если это внимание будет со знаком минус. Поэтому нередко истерики – повод задуматься, хватает ли ребенку взаимодействия с вами, не чувствует ли он себя брошенным и обделенным
2. Физический дискомфорт
Когда малыш устал, хочет есть или пить, когда ему жарко или, наоборот, слишком холодно, неприятные ощущения и переутомление могут вызвать истерику. Особенно такие реакции характерны для детей 1-2 лет, когда ребенок не всегда полностью осознает потребности своего тела. В этой ситуации сложно переоценить значение режима дня
Устоявшееся время приемов пищи, прогулок и сна, отсутствие излишней активности перед тем, как уложить ребенка спать, внимание к физическому состоянию малыша – все это может помочь укрепить нервную систему и, как следствие, значительно уменьшить количество истерик
3. Невозможность выражать мысли и чувства вербально
Это частая причина истерик в период до 3 лет. Ребенка переполняют эмоции, он хочет донести до вас что-то, жаждет понимания и ответной реакции. Малыш не знает, как высказать то, что он чувствует, и это раздражает его, вызывает вспышки гнева. Ситуация может осложняться, если в семье в принципе не принято говорить о чувствах
Очень важно, чтобы с самого раннего возраста родители обучали ребенка словесному выражению эмоций. Помогите крохе – спросите его, злится ли он, испуган или взволнован, покажите, что вы со своей стороны искренне хотите понять его чувства
4. Кризис, обусловленный возрастом
Недолгий, но бурный период истерик может быть связан с так называемым кризисом трех лет. В этом возрасте дети проходят важный этап взросления, и этот момент обычно сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок стремится к самостоятельности, упрямится, прощупывает границы, пытается «продавить» родителей. Это нормальная стадия развития, и главное в этот момент – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации ребенка. Не давайте ему манипулировать вами, иначе ребенок запомнит, что это действенный способ добиться своего и будет применять его регулярно. Не нужно игнорировать более активные, чем раньше, проявления характера или давить родительским авторитетом, но необходимо давать ребенку понять, что хорошо, а что плохо, и не раздвигать по малейшему требованию рамки дозволенного.
5. Непоследовательность родителей
Когда требования взрослых к малышу бессистемны и нелогичны, а в некоторых случаях и противоречат друг другу, его растерянность и непонимание находят выход в истерике. С самого начала вам стоит выработать четкие правила и ограничения и следовать им. Не ругайте ребенка сегодня за то, что было поводом для похвалы вчера, не допускайте несогласованных действий разных членов семьи, когда, например, мама запрещает что-то, а папа разрешает. Если обстоятельства меняются, проговаривайте их с ребенком, объясняйте, на что ему нужно ориентироваться и почему.
6. Гиперопека
На попытки тотального контроля, удушающую любовь и непрошеную чрезмерную заботу ребенок ответит истерикой, пытаясь вырваться из созданной родителями клетки и отстоять свои границы. Для малыша это практически единственный способ постараться отвоевать свое личное пространство, право на собственное мнение, заявить о себе как о личности. Уважайте вашего ребенка, считайтесь с ним, с самого рождения он – отдельный человек со своим характером и полноценный член вашей семьи.
Как прекратить истерику у ребёнка?
Если истеричный приступ ещё не зашёл слишком далеко, малыша можно отвлечь необычным предметом или внезапным поступком. Такой метод изредка срабатывает, однако следует знать и другие приёмы, позволяющие снизить накал страстей:
- Не паникуйте, не показывайте, что детская истерика вас задевает. Также необходимо следить за собственными эмоциями, поскольку мамины крики или агрессия лишь усилит накал страстей и усугубит ситуацию.
- Покажите, что слёзы и ор не влияют на ваше поведение. В самом начале истерики попросите ребёнка спокойно сказать, чего он хочет. При усилении приступа лучше покинуть помещение и обсудить детское поведение через некоторое время.
- Детские истерики иногда становятся игрой на публику. Остановить приступ можно, избавив малыша от «зрителей». Дома нужно просто оставить его в комнате, в общественных местах – постараться найти уединённый уголок.
- Что делать, если ребёнок не умеет выражать протесты другими способами? Ответ прост: нужно учить его описывать свои чувства словами. К примеру: «Я рассердился», «Я недоволен», «Мне неудобно» и пр.
- Стоит ли позволять ребёнку кататься по полу или земле? Это не очень верное решение, поскольку так он может нанести себе травму и даже увечье. Справляться с подобными ситуациями нужно, прижимая малыша к себе, даже если он отталкивается и пинается.
- Обсуждение того, как бороться с детскими истериками, не будет полным без понимания, что делать нельзя ни в коем случае. Психологи говорят о недопустимости наказаний. Шлепки во время приступа только ухудшат ситуацию и усилят негативную реакцию.
Не стоит думать, что после первого же применения одной из вышеописанных рекомендаций истерики исчезнут. Некоторые мамы думают, что как только они выйдут из комнаты, ребёнок успокоится. Такое попросту невозможно, поскольку для формирования новой привычки потребуется время.
Чего делать нельзя
- Не обращать на ребенка внимания, пускать все на самотек, занимаясь своими делами.
- Повышать голос без причины, ругаться, истерить, использовать унизительные слова и сравнения, физические методы воспитания.
- Поучать, вести себя навязчиво, читать нотации, указывать на детский возраст и на превосходство взрослых.
- Использовать в общении слова: “ ты ничего не умеешь”, “ не мешай, отойди” и тому подобные вещи.
- Закрывать глаза на явную агрессию и неадекватное поведение.
- Тянуть и откладывать в долгий ящик помощь ребенку, когда он в ней нуждается. Отложите все дела и займитесь его проблемами.
- Если не получается разговаривать с малышом в спокойном тоне, то следует обратиться к психологу.
Возьмите на заметку: Примерьте на себя роль опоры и центра вселенной . Относитесь мягко, не пренебрегайте совместными играми, от души веселитесь с малышом. Поймите его мир
Дайте понять крохе, что самое важное для вас – это ее благополучие, а не карьера и другие “взрослые” дела
Боль в горле у ребенка: что и как в этом случае делать родителям?
консультация педиатра в медицинском центре «Онни»
Боль в горле — одна из частых причин амбулаторных и неотложных обращений родителей детей к врачам за помощью. Инфекции верхних дыхательных путей очень часто наблюдаются как у детей, так и у взрослых и имеют заметные экономические последствия, связанные с частым назначением врачами антибиотиков, даже если возбудителями инфекции не являются бактерии. Около четверти детей, страдающих ангиной, болеют и бактериальным фарингитом
Выявление и адекватное лечение антибиотиками стрептококковой ангины группы А важно для первичной профилактики острой ревматической лихорадки, которая возникает в 3% случаев. Поэтому в любом случае при боли в горле, необходимо показать ребенка врачу, чтобы исключить опасные для здоровья и жизни заболевания
Ночные приступы
У некоторых детей чаще истерики возникают в ночное время. Ребенок просыпается посреди ночи, начинает кричать, но непонятно что на самом деле ему нужно. Все попытки родителей выяснить это не заканчиваются успешно. Иногда даже неясно спит малыш или находится в сознании.
Среди причин ночных истерик можно выделить несколько:
- Ночные кошмары. Карапуз просыпается весь вне себя, никого не узнает. Мечется в страхе, отталкивает маму и папу, бьет окружающих или себя. Такие истерики не несут в себе патологии и не говорят о нарушениях психики. С возрастом это обычно проходит. И, как правило, на утро малыш уже не помнит о ночных кошмарах.
- В начале посещения детского сада в первые недели, когда ребенок еще не адаптировался. В это время происходит перестройка психики, в связи с чем возникает сильный стресс.
- День был чересчур насыщен событиями и эмоциями в результате частых походов по гостям или недостатка дневного сна.
- Рождение брата или сестры. Маленькие дети очень ревнивы и не хотят делить любовь родителей еще с кем-то. Днем у них получается в большей степени сдерживать негативные эмоции, а ночью нет.
Опыт из жизни:
“Дочке 1 год и 9 месяцев. В последнее время она стала очень раздражительной, стала чаще плакать и подолгу. Ничем не могу отвлечь и успокоить. Но еще хуже становится когда ложимся спать или ночью. Когда наступает время для сна, она не выказывает недовольства и собирается без проблем.
Но перед самым засыпанием сваливается куча причин и предложений, что еще нужно сделать: попить, поиграть, читать, на горшок. Я даю стакан с водой, она протягивает руку и тут же отталкивает с раздражением, потом снова собирается спать.
Потом вдруг на горшок, садится и тут же встает. А потом писает в штанишки и сама злится от этого. Такая история может продолжаться по часу, и за ночь раза 2. Ребенок весь измучился и не может справиться с этим. Я тоже уже не знаю чем помочь, подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации?”
Консультация психолога:“Такое поведение у детей может быть по нескольким причинам:
1) Изменения в жизни (переезд в другое место, начал ходить в садик, развод родителей) 2) Заболевание. В таком случае нужно показать малютку неврологу. Необходимо выяснить первопричину и уже из этого корректировать поведение. В любом случае малыш нуждается в поддержке, ласке и любви. Если причина кроется в изменении окружения, целесообразно подстроить обстановку под крошку.”
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Как нужно реагировать на истерику
При возникновении истерики у ребенка в 4 года от родителей требуется правильная реакция
В первую очередь, важно правильно определить тип истерики. В зависимости от этого требуется от родителей соответствующее поведение
Первичная истерика
Подобные вопли по своей сути является проявлением эмоций с целью получения желаемого. У родителей есть только два пути действий, как успокоить ребенка при истерике:
- Отдать ребенку то, что он желает. Это покажет ему, что подобным способом он сможет забрать желанное всегда.
- Грамотно проигнорировать истерическое состояние, чтобы манипулятор понял, что его спектакль не имеет никакого действия.
К подобным истерическим спектаклям следует относиться очень спокойно, важно сохранять хладнокровие. Если истерики выводят вас из себя, смотрите семинар Мама, не кричи!>>>, где получите алгоритм как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается
Если истерики выводят вас из себя, смотрите семинар Мама, не кричи!>>>, где получите алгоритм как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается.
На заметку! Если один раз удовлетворить желание, требование которого проявляется криками и воплями, то он всегда будут прибегать именно к такому методу.
В подобной ситуации очень важно объяснить ребенку спокойным тоном, что по объективным причинам его просьба не может быть выполнена. Доводы должны быть весомыми и вескими
Можно действовать по такому алгоритму:
- Дать понять, что вы услышали желание ребенка.
- Резонно и ясно объяснить, почему его желание не может быть выполнено, доводы для ребенка должны быть убедительными.
- Высказать недовольство поведением малыша и объяснить, что оно просто недопустимо.
- В заключение следует пойти на компромисс – пообещать выполнить его желание, когда это станет возможно.
Настоящая истерика высшего уровня
При подобном состоянии ругать ребенка или вызвать у него чувство стыда за поведение недопустимо, а точнее просто бесполезно
Важно быстро успокоить ребенка, чтобы он в состоянии эффекта не нанес себе и окружающим вред
Важно! Просто недопустимо игнорировать подобное состояние, например, оставлять малыша одного или закрывать в комнате. Так как в этом случае слова не принесут желанного эффекта, родители должны знать, как остановить истерику у ребенка в 4 года
Так как в этом случае слова не принесут желанного эффекта, родители должны знать, как остановить истерику у ребенка в 4 года.
В первую очередь, важно обеспечить тактильный контакт, а именно взять его на руки, обнять.
На ушко можно шептать нежные слова, заверяя, что нет опасности и все уже хорошо.
При возможности следует убрать малыша из того места, где случился приступ.
После того, как будет достигнута основная цель – снят приступ, можно приступать к аккуратному выяснению причины приступа
Истерика без причины у ребенка в 4 года бывает редко, важно понять, почему малыш ведет себя неадекватно. Это не должны быть упреки с целью пристыдить или наругать
Важно понять, почему кроха оказалась в подобном состоянии и сделать все, чтобы оно не повторилось.
Как быстро остановить истерику
Истерики у ребенка 5 лет — советы, как ее унять:
Отложить плач на «попозже». Прервать плач малыша, сказав, что сейчас вы собирались поиграть, а он об этом забыл и поэтому слезы нужно отложить. То есть, объяснить ребенку, что потом он может плакать, сколько хочет, а сейчас лучше поиграть
«Потом» у детей, как правило, не наступает.
Переключить внимание ребенка. Родители, должны фантазировать: в кустах спрятался котик, бабочка красивая пролетела, собачка несет косточку и т.д
Срабатывает в 90% случаев.
Выбрать объект для выхода негативных эмоций. Это может быть все, что угодно: диванная подушка, мяч и пр. Игрушки, которые ассоциируются с живыми существами (зайцы, куклы, собаки) лучше не использовать.
Сочувствие. Показать ребенку насколько сильно вы понимаете его чувства, обязательно проговорить это. К примеру: «Я вижу, как ты расстроен, что я тебе не купила игрушку. Злишься, плачешь, обижаешься». Когда ребенок видит, что близкие люди понимают причину его слез, то плакать уже не хочется.
Обязательно играть с детьми. Не стоит забывать, что перед вами – малыш, который верит в чудеса, Бабу Ягу, фей. Сочинить на ходу сценарий, который можно будет проигрывать, когда малыш начнет плакать. «Слезы складывайте в мешочек, сушите феном, выбрасывайте в окно». Любую истерику ребенка можно превращать в игру.
Обнимайтесь. Именно тактильный контакт часто работает лучше всего. Нужно подойти к малышу, обнять и сказать, как сильно вы его любите. Ничто так не осушает слезы, как тепло и забота мамы.
Придумайте таблетки/витамины от плохого настроения и детских слез. Сладкая аскорбинка – хороший антидепрессант. Сложите «успокоительное» в коробочку и угощайте ребенка каждый раз, когда он захочет покапризничать.
2 типа истерики у ребенка 3 лет
Истерика – симуляция
Этот приступ ребенок сам организует сознательно, когда сильно чем-то недоволен или хочет что-то получить. Именно такие истерики устраивают обычно дети в магазинах, когда ходят туда вместе с родителями. Малыш кричит, громко плачет, топает ногами или вообще катается по полу.
Все это представление устраивается лишь бы получить желаемое. Ребенок себя полностью контролирует и понимает, что происходит вокруг. Как только родители выполнят его просьбу, малыш сразу успокаивается.
Как бороться с истериками подобного типа: лучший метод – это не обращать внимания, если нет зрителей, то представление устраивать уже неинтересно.
Если приступ случился дома, то можно уйти в другую комнату и оставить ребенка на время одного. Когда он поймет, что такие приемы не работают, то быстро успокоится и сам пойдет на контакт. Так же можно спокойным тоном объяснить крохе, что так вести себя очень плохо, и таким образом он ничего не добьется.
Например: «Если ты сейчас успокоишься, то я куплю тебе эту игрушку, когда появится такая возможность, если будешь продолжать свои капризы, то совсем не получишь игрушки, как наказание за ужасное поведение».
Если малыш истерит в людном месте, то важно все равно не поддаваться на его провокации и не выполнять его требований, лишь бы он поскорее успокоился. Если пойти на поводу у ребенка, то он будет применять этот прием все чаще и чаще
Истерика в состоянии аффекта
Этот тип истерики полностью противоположен первому. В результате сильного эмоционального потрясения или негативных переживаний ребенок перестает себя контролировать и мыслить, как в обычном своем состоянии. В это время малыш абсолютно не слышит родителей, поэтому бесполезно его поучать.
Методы борьбы: единственный способ снять истерику этого типа – это нейтрализовать психическое перенапряжение у малыша. Ругать, наставлять ребенка сейчас совершенно бесполезно, потому что в таком состоянии он все равно не воспринимает информацию.
Игнорировать кроху сейчас тоже нельзя. Ребенок как никогда нуждается в родительском утешении. Посадите его на колени, крепко прижмите к себе. Постарайтесь убедить его, что все уже хорошо. Ласковые объятия и поглаживания тоже хорошо могут подействовать.
Часто родители теряются и не могут отличить истерику первого типа от второго
А это очень важно, так как методы противодействия абсолютно противоположны. В таком случае выяснить тип поможет психолог на индивидуальной консультации
Отличительной чертой настоящей истерики выступает истерический мост – когда ребенок выгибается дугой от воздействия судорог.
При этом первый тип истерики может непроизвольно переходить во второй.
Особенности протекания истерики
Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя. Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело
При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли
Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.
В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.
Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.
Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.
Основные стадии истерического приступа у детей:
- Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
- Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
- Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
- Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.
Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.
Обструктивное апноэ во сне
Обструктивное апноэ характеризуется обструкцией верхних дыхательных путей, несмотря на дыхательное усилие, что нарушает нормальный режим сна и легочную вентиляцию. Заболевание может быть связано с ожирением, уменьшением размера просвета верхних дыхательных путей или недостаточностью мускулов-расширителей глотки. Однако у детей обструкция возникает в первую очередь из-за увеличенных миндалин и аденоидов. Начальные проявления обычно возникают в возрасте от двух до восьми лет, что совпадает с пиком роста миндалин, но это состояние может проявиться в любом возрасте. Общая распространенность среди детей составляет от 1% до 5%. Страдают апноэ и мальчики, и девочки, но чаще заболевание наблюдается у этнических меньшинств. Классическими симптомами апноэ являются храп и нарушения дыхания. Однако не у всех храпящих детей есть это заболевание. Распространенность ночного храпа у детей достигает 27%, что может затруднить распознавание апноэ. Другие общие симптомы включают необычное положение для сна (например, чрезмерно вытянутую шею, сон, сидя с открытым ртом), связанное со сном парадоксальное дыхание, ночное потоотделение или энурез, утренние головные боли и чрезмерную дневную сонливость. Однако дети реже, чем взрослые, проявляют дневную сонливость. Сонливость у детей чаще проявляется в виде подавленного настроения, плохой концентрации, снижения внимания или поведенческих проблем. При физикальном осмотре могут быть обнаружены увеличенные миндалины, микрогнатия и воронкоообразная грудная клетка.
Детей с подозрением на обструктивное апноэ следует направлять на полисомнографию. Кроме того, направление к специалисту сомнологу понадобится для детей из групп риска, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кардиореспираторной недостаточностью, черепными аномалиями, врожденными пороками и синдром Дауна.
Оставленное без внимания врача апноэ приводит к нейроповеденческим проблемам, снижению внимания, нарушениям эмоциональной регуляции, снижению успеваемости, ночному энурезу, нарушениям роста и, в редких случаях, к системной гипертензии, легочной гипертензии и развитию «легочного сердца».
Основным методом лечения является аденотонзиллэктомия. Послеоперационная полисомнография демонстрирует избавление от апноэ более чем у 70% детей с нормальным весом, и менее чем у половины детей с ожирением. Также может произойти послеоперационное улучшение качества жизни и поведения. После лечения всем детям необходимо пройти клиническое обследование через шесть-восемь недель после операции, а полисомнографию следует повторить для оценки остаточного апноэ у детей с ожирением. 18 По назначению полисомнографию следует проводить после полного заживления глотки, обычно не ранее, чем через шесть недель после операции.
В каких случаях нужно обращаться к психологу?
Если у ребенка 5 лет случаются частые истерики, то стоит обратиться к детскому психологу. Грамотный специалист поможет разобраться в причинах такого поведения. Возможно, за этим стоит какое-то заболевание, а истерика лишь часть его проявления.
Если истерики и капризы у ребенка возникают довольно часто, это может быть следствием болезни нервной системы, поэтому ребенка нужно показать врачу невропатологу.
Если малыш здоров и истерики при одном из родителей малыш себе не позволяет, то проблема, вероятнее всего, в семейных отношениях, т.е. в реакциях мамы/папы на его поведение.
Регулярные истерики и капризы негативно сказываются на здоровье ребенка: порождают стойкие психопатические наклонности, приводят к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику. Такому типу поведения соответствует не самая лучшая клиническая картина – требовательность, подозрительность, нетерпимость к мнению окружающих, нетерпеливость, мстительность, гневливость, обидчивость, неадекватность эмоциональных реакций.
Как справиться с истерикой ребенка
Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:
-
обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;
-
следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);
-
выделять достаточное количество свободного времени для игр;
-
давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;
-
разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;
-
обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;
-
предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;
-
отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».
Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.
Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.
После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.
Симптомы аденовирусной инфекции
Симптомы аденовирусной инфекции
Заболевание, как правило, начинается с появлением признаков интоксикации.
Для аденовирусной инфекции типичен комплекс катаральных явлений (проявления ринофарингита – ринита
и фарингита
одновременно): насморк, заложенность носа, першение в горле. Иногда поражаются нёбные миндалины (наблюдаются симптомы ангины), в таких случаях ставится диагноз ринофаринготонзиллит.
Инфекция может спускаться вниз по дыхательным путям, вызывая бронхит и даже пневмонию. Также возможны осложнения в виде отита
(воспаления среднего уха) и гайморита
(воспаления слизистой оболочки гайморовой пазухи).
Практически во всех случаях поражения аденовирусом наблюдается воспаление слизистой глаз в той или иной степени. Сочетание симптомов респираторного заболевания и конъюнктивита
образуют типичную картину аденовирусной инфекции. При ярком свете симптомы усиливаются.
Существует кишечный вариант протекания заболевания. В этом случае аденовирус поражает слизистую кишечника.
Головная боль
Головная боль – типичный признак интоксикации. Головная боль может наблюдаться при различных инфекционных заболеваниях.
Боль в мышцах
Боль в мышцах или суставах — еще один признак интоксикации. Это состояние может описана как ломота во всём теле. Обычно данный симптом предшествует подъему температуры.
Озноб
Больного знобит – это начало повышения температуры
Потеря аппетита
Организм затрачивает много сил на борьбу с инфекцией. Пищеварительные процессы при этом замедляются, аппетит пропадает.
Слабость
Интоксикация организма часто проявляется в виде слабости. Если более ребенок – а в случае с аденовирусной инфекцией обычно так и есть, он становится плаксивым и вялым.
Повышение температуры
Подъем температуры начинается несколько позднее появления признаков интоксикации. В большинстве случаев температура остается субфебрильной (до 38°C), но иногда может достигать и 39°C.
Резь в глазах
Воспаление слизистой глаз — типичный симптом аденовирусной инфекции. Обычно оно проявляется как жжение (зуд) в глазах.
Слезятся глаза
Глаза слезятся и могут гноиться.
Боль в животе
Кишечный вариант протекания аденовирусной инфекции обычно проявляется болью в животе.
Расстройство стула
Расстройство стула — еще один симптом кишечного варианта аденовирусной инфекции.