Почему грудничок плачет?

Причины плача ребенка

Все причины расстройства младенца сложно воспринимать в первые недели и месяцы. Со временем ребенок будет четче проявлять эмоции, а мама лучше его понимать, устраняя беспокойство.

Чувство голода

Часто ребенок кричит громко и не может успокоиться даже на руках. Пытается взять свой кулачок в ротик, во время истерики не сразу берет грудь или бутылочку.

Истинная причина в голоде. Чуть успокоившись, он с удовольствием начнет принимать еду.

Требуется контакт с мамой и грудь для успокоения

В этом случае ребенок нуждается в тесном контакте с мамой. Для ребенка требуется создать условия, максимально приближенные к жизни в животе. Тесное пространство, тепло и грудь. Спасает в такой ситуации тугое пеленание. Ребенок быстро успокаивается и засыпает.

Скорее вы услышите назойливые жалобные крики. Просто проверьте подгузник или смените пеленку.

Болит животик – метеоризм

Эти крики резкие, пронзительные, с большой тревогой. Заставляют впечатлительных родителей сопереживать малышу. Главное, не поддаться панике и решить проблему.

До трех месяцев такой плач может заставить поволноваться родителей. Все из-за незрелой пищеварительной системы. Считается, что мальчики страдают коликами чаще девочек.

Жарко или холодно

Следите за температурой и влажностью. Если вам холодно или жарко —  это не значит, что ребенок чувствует то же самое. Определите комфортную для него температуру и правильно подбирайте одежду как дома, так и на прогулке.

Необходимость опорожнить кишечник

Плачущего ребенка вы застанете с поджатыми ножками. Скорее всего, ему нужно освободить животик. Вы можете помочь массажем или легко похлопать по попке. Рецепторы передают сигнал в мозг и скоро ребенок легко опорожнится.

Сонливость

Плач прерывистый. Успокоить новорожденного можно, качая на руках, лежа на кровати, в слинге, в коляске — любым привычным способом мамы.

Как успокоить плачущего малыша?

Для успокоения ребенка в первую очередь нужно устранить провоцирующий фактор – накормить, сменить подгузник или переодеть

При этом важно сохранять самоконтроль и не проявлять никаких негативных эмоций, это только усугубит ситуацию

Ряд советов, которые помогут успокоить здорового, сытого ребенка:

  • Возьмите грудничка на руки, немного плавно покачайте или походите с ним по комнате.
  • Запеленайте или, наоборот, распеленайте малыша.
  • Поговорите с плачущим ребенком тихим, спокойным голосом или спойте ему песню.
  • При возможности – отправьтесь на прогулку на свежем воздухе.
  • Берите передышки. Если возникает ощущение потери самоконтроля – передайте ребенка супругу или супруге или оставьте его в кроватке и уйдите на некоторое время в другую комнату.
  • Не бойтесь просить о помощи. Плачущий ребенок – ужасно изматывающая и, часто, дезориентирующая ситуация. При невозможности справиться самостоятельно обратитесь за помощью к друзьям, родственникам или профессиональным няням.
  • Используйте «белый шум». Считается, что он помогает изолировать другие внешние шумы и успокаивает ребенка. Также можно использовать шум дождя, морского прибоя или журчание ручейка.

Важно! Никогда не трясите ребенка! Мышцы шеи у младенцев довольно слабые, вследствие чего резкая встряска или неосторожное движение при укладывании в кроватку может привести к повреждениям спинного мозга и тяжелым последствиям – парезам, параличам или даже смерти

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

О детском плаче

Детский плач многогранен и может свидетельствовать о множестве различных изменений в самочувствии. Маленькие дети не могут выразить свои ощущения из-за того, что они их часто попросту не понимают, а младенцы вовсе еще не научились говорить. Плач – это своеобразный язык ребенка, при помощи которого он дает понять родителям о каких-либо проблемах или потребностях. Поэтому не стоит его игнорировать.

Зачастую детский плач сопровождается другими проявлениями того или иного состояния, распознав которые, можно среагировать и быстро успокоить ребенка. По мере того, как родители присматриваются к младенцу, к ним приходит навык предугадывания состояний, вызывающих у него беспокойство.

Какой плач называют фиолетовым?

Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:

  • P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам.
  • U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается.
  • R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка.
  • P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью.
  • L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов.
  • E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.

С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис. 1).

Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Но при появлении первых признаков заболеваний или функциональных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к доктору.

Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник

Правила для приучения к самостоятельному засыпанию

Родители, чьи чада спят с ними в одной кровати, очень переживают, что не смогут приучить деток к отдельной постельке, и они так и останутся спать с ними до самой школы. Не стоит слишком переживать по этому поводу. Большинство детей в возрасте 3-5 лет стремится обособиться и с радостью примут предложение засыпать отдельно. Часто даже те крохи, которые никак не могли спать без мамы, уже не прижимаются к родителям, а спокойно и крепко спят всю ночь отдельно. Первые попытки мы советуем начать примерно в 2,5 года.

Как приучить ребенка засыпать самостоятельно? Обсудим шаги, способствующие тому, чтобы переложить ребенка в отдельную кровать.

  • Для начала малышу нужно освоить технику самостоятельного засыпания. Если была привычка засыпать с грудью, то нужно начать отлучение. Ребенок должен понять, что сначала идет еда, потом сон, а не все вместе. Чтобы помочь сыну или дочке научиться засыпать без мамы, нужно заменить прикладывание к груди легким массажем или нежными объятьями.
  • Важный шаг – соблюдение ритуалов. Если родители не ввели такие ритуалы ранее, то пришло время это исправить. Последовательные действия перед сном (купание, переодевание, сказка) помогут научить кроху засыпать самостоятельно.
  • Психологический настрой малыша очень важен при обучении самостоятельному сну. Можно придумать простую, но интересную сказочную историю про маленького мальчика или девочку, которые в награду за самостоятельность получили свою собственную кроватку, а теперь этот малыш-герой спит совсем как взрослый. Следующие несколько дней поощряйте и подбадривайте ребенка за «взрослые» дела и скажите, что скоро и он сможет спать в своей личной постельке.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить грудного ребенка засыпать на груди?

Таким образом, у ребенка должно создаться ощущение игры, в которой он стремится преуспеть и получить долгожданный приз. Подобный способ будет актуален для деток постарше, но и малышам можно рассказывать о «подарках», готовя их психологически к новому месту сна.

Какие признаки заболевания оцениваются врачом?

При сборе анамнеза осмотре ребенка врач уделит внимание следующим симптомам:

  • Начало и продолжительность болей в горле
  • Выраженность лихорадки
  • Сопутствующий кашель, насморк, конъюнктивит, головная боль, миалгия (боль в мышцах)
  • Любое затруднение дыхания, особенно появление храпа ночью или стридор
  • Сыпь, диарея или аллергия в анамнезе
  • Регургитация (заброс желудочного содержимого в пищевод), боль в эпигастральной или загрудинной области.
  • Анамнез боли в горле в семье за ​​последние 2 недели.
  • Подобные жалобы в прошлом,
  • История вакцинаций

При осмотре горла врач может выявить:

  • Белые или серые налеты на поверхности миндалин или глотки, которые легко стираются без кровотечения.
  • Изъязвления
  • Налеты в виде пленок, характерные для инфекционного мононуклеоза, дифтерии и иногда стрептококковой инфекции. Также редкой причиной таких налетов может быть туляремия.
  • Пленки серого или черного цвета, простирающиеся за пределы миндалин, при нарушениях глотания и отсутствии выраженной лихорадки характерны для дифтерии.
  • Молочница полости рта, которая нередко наблюдается у новорожденных и младенцев, может иметь псевдомембрану (творожистые бляшки), удаление которой может вызвать легкое точечное кровотечение.
  • Выпуклость ротоглотки или смещение язычка в сторону указывают на парафарингеальный или перитонзиллярный абсцесс.
  • Для герпетической ангины характерны болезненные везикулярные (пузырьчатые) образования на глотке и миндалинах. При простом герпесе образуются болезненные пузырьки, ограниченные передней частью рта, которые иногда могут распространяться на передние части миндалин.
  • Лимфаденопатия (увеличенные и болезненные передние и задние шейные лимфатические узлы характерны для бактериальной ангины или инфекции вирусом Эпштейна-Барра.
  • Для стрептококкового фарингита характерна боль в горле, температура ≥38,3°C, налеты на миндалинах и глотке и шейная лимфаденопатия.
  • Кашель, насморк и диарея чаще встречаются при вирусном фарингите.

Остались вопросы?
Получите онлайн-консультацию у ведущих педиатров
Санкт-Петербурга!
На ваши вопросы ответит профессиональный и опытный детский врач.
Медицинская помощь для ребенка не выходя из дома в удобное время.

Консультация по Skype длится 45 минут.

Атопический дерматит

Заболевание начинается в раннем детстве, обычно имеет хроническое течение. Болезнь имеет наследственный характер. К главным симптомам, помимо сильного зуда, относятся:

  • появление красных пятен;
  • узелковые высыпания (папулы);
  • шелушение и припухлость кожи;
  • образование участков с мокнущей кожей и корочками;
  • ослабление и поредение волос на затылке;
  • пигментация кожи век.

Обычно заболевание поражает детей до 1,5 лет, рецидивы повторяются до периода полового созревания, иногда сохраняясь и во взрослом возрасте. Атопический дерматит опасен осложнениями: постоянное расчесывание кожи приводит к нарушению целостности кожи и созданию благоприятной среды для присоединения микробной или грибковой инфекции.

Если малыш рыдает

Первым делом проверьте, все ли с ним хорошо. Ребенок может плакать, если:

  • Он голоден
  • Ему холодно (жарко)
  • Его подгузник мокрый (грязный)
  • Он хочет срыгнуть
  • Он перевозбудился (много разных лиц, событий, эмоций, звуков, запахов и т.п.)
  • Ему скучно
  • Он заболел
  • Он переедает

Увы, иногда малыши плачут без понятного нам повода. Если все возможные причины беспокойства устранены, попробуйте следующие способы:

  • Предложите грудь (если ребенок на ГВ)
  • Запеленайте или заверните ребенка в тонкое одеялко
  • Поносите на руках, покачайте
  • Включите успокаивающие звуки (белый шум, запись биения сердца, фен, душ, пылесос и т.п.)
  • Поносите в слинге или эргорюкзаке (подходящем по возрасту)
  • Предложите соску (если пользуетесь)

Как успокоить ребенка старше 3-х месяцев

После того, как малыш перерастает так называемый “четвертый триместр”, способы, которые были эффективны ранее, часто перестают работать. Сложно запеленать подросшего грудничка, да и спасительный белый шум теперь помогает через раз.

Несколько советов для детей постарше:

Попробуйте переключить внимание малыша. Позвените погремушкой, достаньте “из ниоткуда” любимую игрушку крохи, загадочно пошуршите пакетом и удивленно спросите: “Ой, а где это у нас мышка скребется?” Переключать внимание можно и на птичек за окном, на падающие снежинки, проезжающие машины
Все зависит от вашего воображения и интересов ребенка.
Если простые укачивания не помогают, можно использовать слегка измененный вариант. Возьмите малыша на руки и потанцуйте вместе с ним. Плавные движения и успокаивающая музыка помогают малышу почувствовать себя в безопасности. Вы можете напевать какую-то знакомую мелодию или использовать аудиозаписи на телефоне/планшете.
Напомните ребенку о каком-то неотложном деле, которое его заинтересует. Это может быть прогулка, построение пирамидки или игра в куклы

Важно не запрещать малышу страдать, а предложить ему перенести это несомненно важное дело на потом. “Давай ты попозже поплачешь, а то нас там ждут птички на улице

Они могут не найти нас и улететь”.
Вариант для деток постарше. Попросите малыша плакать тихим голосом (“чтобы у бабушки голова не болела”) или низким голосом (“чтобы не разбудить сестренку”). Важно, чтобы ребенок вас услышал и начал выполнять просьбу. Тогда его внимание переключится на правильность исполнения и рыдания вскоре прекратятся.
Подключите фантазию и задумайтесь над необычными способами, как успокоить кроху. Как только ребенок начинает плакать, доставайте фен со словами: “Сейчас мы высушим эти слезы”. Также можно использовать пылесос (“чтобы вычистить все печали и горести”) или вентилятор (“он унесет боль/обиду далеко-далеко”). Можно сделать бумажный самолетик, который улетит и заберет с собой горести. Вариантов масса, выбирайте тот, который подходит вашей семье и соответствует моменту.
Помните, что не стоит использовать бытовую технику, если малыш боится звуков, которые она издает.
Часто ребенку нужна просто поддержка и осознание факта, что родители понимают его горести. В таких ситуациях важно проговаривать вслух происходящее, показывая: вы воспринимаете малыша всерьез. Например: “Понимаю, ты расстроился, потому что я забрала планшет, и ты не можешь больше смотреть мультики”.

Бывает так, что самым эффективным и легким способом успокоить ребенка становятся нежные объятия родителей. Не стесняйтесь лишний раз поцеловать малыша, сказать, как вы его любите

Даже в таком юном возрасте крохе важно быть услышанным и принятым.

Педикулез

Заражение вшами – это одно из наиболее часто встречающихся заболеваний у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Зуд волосистой части головы – это главный симптом заражения, по которому родители могут заподозрить заражение у своего ребенка. Из других признаков заболевания следует выделить – наличие гнид (яиц) на волосах, ранки и язвочки на местах расчесов, повышенная раздражительность и нервозность ребенка.

Существуют и другие паразитарные заболевания, сопровождающиеся сильным зудом кожи. Среди них – чесотка, возникающая при инфицировании подкожным клещом. Заражение происходит при контактах с больным человеком, а также через дверные ручки или перила.

Сильный зуд при чесотке усиливается в вечернее и ночное время, нарушая нормальный сон ребенка. Чаще всего поражается кожа в области запястий, пальцев рук, живота, подмышек. На теле хорошо видны чесоточные ходы в виде изогнутых линий.

Для того, чтобы устранить зуд, вызванный паразитарными заболеваниями, необходима обработка кожи специальными препаратами, которые назначаются врачом. Чтобы успокоить кожу после зуда и ускорить заживление повреждений, применяют дополнительные средства с мягким действием.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.
Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут «отработал», «отпахал», как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы…

Что делать, чтобы ребенок перестал плакать?

Итак, что можно порекомендовать родителям, которые решили твердо сделать своего ребенка счастливым? Поскольку основные причины, по которым ваш ребенок может разразиться слезами, мы уже обозначены, то единственное, что от вас теперь требуется — это «пройтись» по всем перечисленным пунктам программы-максимум.

Прежде всего, следует взять малыша на руки и дать грудь. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь — выяснить причину плача. К примеру, поменять ребенку пеленки, если он сходил по-большому или по-маленькому. Или попробовать покачать и уложить спать, предварительно проверив пеленки и кожу малыша. Ребенок может реагировать на раздражение мамы или общую недоброжелательную обстановку в семье. Маме и окружающим надо успокоиться и по возможности устранить источник раздражения.

Эти меры не дают результата? В этом случае малыш, вероятно, испытывает недомогание – и тогда надо вызвать врача. В ожидании специалистов носите ребенка на руках, часто прикладывайте к груди, меняйте пеленки и следите за кожей — эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

Крапивница

Зуд у ребенка часто вызывают аллергические реакции организма. К таким заболеваниям относится крапивница. Спровоцировать болезнь могут различные аллергены, часто причину установить не удается.

На коже и слизистых образуются множественные волдыри, напоминающие ожоги крапивы или укусы комаров. Пораженные участки сильно зудят, отекают и краснеют. Высыпания могут возникать на любой части тела. В тяжелых случаях возможно повышение температуры тела, головная боль, общее недомогание. У детей до трех лет могут возникать диспепсические расстройства: тошнота, рвота, нарушения стула.

Хроническое вялотекущее течение крапивницы нарушает сон и аппетит ребенка, дети становятся капризными и вялыми. Тяжелым осложнением является отек Квинке, при котором показана срочная госпитализация.

Памятка по подготовке и проведению ЭЭГ сна

Подготовка к ЭЭГ сна:

1. Ребенка, особенно маленького, желательно подготовить к проведению ЭЭГ. Можно рассказать, что скоро он окажется в гостях, в комнате с детскими игрушками, и будет играть с тетей доктором в космонавта, летчика или водолаза. Инсценируйте подобную игру дома, не забудьте одеть шапочку на голову ребенка.

2. Для более плотного контакта датчиков с кожей головы желательно вымыть голову за день или в день исследования.

3. Поверхность головы должна быть чистая и гладкая: без косичек, хвостиков, заколок.

4. Исследование проводится во время физиологического сна, поэтому необходимо, чтобы ребенок хотел спать. Для этого желательно приурочить время исследования к физиологическому сну Вашего ребенка. Постарайтесь не заснуть в дороге, так как даже пятиминутная дремота помешает ему снова погрузиться в сон. Если ребенок не спит днем, разбудите его утром пораньше.

Проведение ЭЭГ сна

1. На голову ребенка одевается шлем (похожий на шапочку для плавания) со встроенными электродами. Затем, для контакта электродов с кожей, под каждый электрод, заливается небольшое количество ультразвукового геля.

2. Это можно сделать как в состоянии бодрствования, так и вовремя сна малыша. Чтобы процедура одевания шлема и процесс засыпания проходили спокойнее, можно покормить ребенка, взять его любимые игрушки, книжки, планшет.

3. Ребенок может находиться на руках у родителей или на кушетке. Подушка и плед в кабинете имеются, но вы можете принести с собой свои любимые вещи. Кушетка широкая, так что, при желании, можно заснуть вместе с ребенком.

4. Запись бодрствования и функциональные пробы (открывание и закрывание глаз, фотостимуляция и гипервентиляция) проводятся либо в начале, либо в конце исследования, то есть до или после сна.

5. По окончании исследования, происходит распечатка графиков биоэлектрической активности и формируется заключение.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Для эффективной подготовки к исследованию рекомендуем получить специальную очную консультацию специалиста.

Запишитесь на исследование по телефону контакт-центра в Москве  +7 (495) 775 75 66 через форму онлайн-записи или в регистратуре клиники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector