Речевое развитие ребенка в 1–3 года

Речь ребенка от полутора до двух лет

Полтора года (18 месяцев) – это начало активного формирования речи. В этом возрасте многие дети разговаривают на «своем» языке, имитируя собственные слова. Такой эффект возникает из-за нечеткого произношения отдельных звуков или проглатывания отдельных слогов.

Словарный запас расширяется глаголами, появляются первые оценочные прилагательные «хороший», «плохой». К концу второго года жизни ребенок активно употребляет словосочетания и строит предложения из двух-трех слов, в его речи появляются предлоги. К концу второго года словарь малыша включает 50-200 слов.

В 2 года ребенок осваивает большинство звуков, в том числе и более сложных для произношения, таких как –г, -ш, -ж, -в, -й. Большинство детей еще не могут четко произносить звук –р, многие не выговаривают звук –л.

Таким образом, к двум годам ребенок умеет:

  • выполнять различные просьбы;
  • пользоваться словарным запасом из 50-200 слов;
  • использовать в речи слова в различных падежах;
  • называть предметы (животных, сказочных персонажей) на картинках;
  • произносить свое имя, имена членов семьи;
  • задавать простые вопросы;
  • пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-четырех слов;
  • выражать просьбы;
  • употреблять слова «да», «нет», «еще»;
  • согласовывать формы подлежащего и сказуемого в предложении (например, «машина поехала» «папа пришел»).

Игры, занятия по развитию речи у детей

Развивать говорение необходимо с рождения. Отличным подспорьем будут детские песенки, малыши любят пропевать их вместе с родителями. Мамы удивляются, как кроха быстро запомнил колыбельную. До двух лет ребенок слушает песню молча, но поет каждый раз с мамой про себя перед сном. Он не умеет пока говорить, но уже осмысливает происходящее, слушает, запоминает, чтобы потом воспроизвести. По такому же принципу советуют в возрасте с 2,5-3 лет включать песенки про алфавит или счет («Один чайник на столе, ножки две и ручки две, три у клевера листа, четыре лапы у кота…»). Кроха может не понимать истинное значение счета, но запомнит его количественное обозначение.

Действенный способ развить речевую деятельность крохи в 2 года − играть.

Ловкая буква Если малыш знает уже несколько букв, можно выучить новые во время игры. Мама (папа) кидают малышу мяч и произносят букву, которую ребенок еще не знает, в ответ он должен кинуть мяч и произнести уже известную ему букву.
Ладушки Эффективно дается игра в ладушки, ее любят практически все детки. Под стих «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Молоко. Молоко сладенько, бабушка добренька». Родитель играет с малышом в ладошки. Взрослый может начинать стих, ребенок заканчивать каждую строчку самостоятельно.
Одинаковые карточки Крохе необходимо найти или подобрать одинаковые картинки. Лучше использовать в игре животных, чтобы можно было спросить у ребенка, как говорит зверь.

Действенный прием развития речи у детей в 2 года − артикуляционные упражнения. Нужно приучать ребенка с рождения владеть языком, губами, щеками. Попросить надуть одну щеку, другую, уколоть их пальчиком и сдуть постепенно. Изображать трубу губами со звуком «уууу», паровоз губами «чух-чух», вытягивать и прятать язычок в домик, дуть пузыри, погасить воображаемую свечу. Упражнения способствуют лучшему овладению процессом говорения.

Эффективно помогают глупые вопросы взрослых или игра в Незнайку, как называют ее психологи. Неговорящий ребенок указывает на какой-либо предмет с целью получить его, родители спрашивают, что ему нужно, но не могут никак угадать. Пример: малыш тянется за яблоком, мама говорит: «Что тебе дать? Лопатку? Кружку? Воду?». Это будет отличным уроком для маленького крохи, придет осознание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.

Логопеды и психологи отмечают, развитие говорения проходит легко и непринужденно у детей, с которыми активно разговаривают родители еще с перинатального периода, когда кроха жил в животике у мамы. После рождения не стоит прекращать игровую деятельность, петь песенки, читать сказки и стихи. Малыш не может говорить, но ежедневный монолог родителей, пение, знакомство с окружающим миром способствуют активному говорению в дальнейшем.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины

Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:

Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи.
Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить

Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности

Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.

Развитие речи у детей 4-6-летнего возраста

В старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) ребенка нужно уже готовить к школе, увеличивать его словесный багаж. Детская поэзия позволяет тренировать память, а также развивать речевую функцию. Разучивая стихи, малыш оттачивает мастерство ораторства.

Примеры детских стихов для развития речи:

А. Барто − «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Блинчики», «Катя», «Совесть», «Мама или я», «На уроке», «Лялечка», «Королева».
К. Чуковский – «Бутерброд», «Обжора», «Радость».
С. Михалков – «Андрюшка», «Мой щенок», «Бараны», «Если».
Э

Успенский – «Маленькая школьница», «Берегите игрушки», «Тигр вышел погулять», «Что у мальчиков в карманах».
Даниил Хармс – «Буря мчится, снег летит», «Кошки», «Лиса и петух», «Удивительная кошка».
Кирилл Авдеенко – «Важное совещание», «Домовята и каша», «Капельки дождя», «Кот Маркиз», «Крот Егор», «Кряк и бряк».

Источники

  • Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol35 — N4 — p.341-345; PMID:33794634
  • Voitenkov VB., Komantsev VN., Klimkin AV., Ekusheva EV., Skripchenko NV., Bedova MA. // Adv Gerontol — 2020 — Vol33 — N5 — p.1002-1006; PMID:33550760
  • Liu X., Zhong R., Kusuma L., Li N., Tang W. Determining social power: Do Chinese preschoolers integrate verbal and nonverbal cues? // J Exp Child Psychol — 2021 — Vol204 — NNULL — p.104943; PMID:33360276
  • Ganc M., Kobosko J., Jedrzejczak WW., Kochański B., Skarzynski H. Psychomotor development of 4-year-old deaf children with cochlear implants: Three case studies. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol141 — NNULL — p.110570; PMID:33348125
  • Fordington S., Brown TH. An evaluation of the Hear Glue Ear mobile application for children aged 2-8 years old with otitis media with effusion. // Digit Health — 2020 — Vol6 — NNULL — p.2055207620966163; PMID:33194218
  • Jasińska KK., Shuai L., Lau ANL., Frost S., Landi N., Pugh KR. Functional connectivity in the developing language network in 4-year-old children predicts future reading ability. // Dev Sci — 2021 — Vol24 — N2 — p.e13041; PMID:33032375
  • Tan LT., Nathan AM., Jayanath S., Eg KP., Thavagnanam S., Lum LCS., Gan CS., de Bruyne JA. Health-related quality of life and developmental outcome of children on home mechanical ventilation in a developing country: A cross-sectional study. // Pediatr Pulmonol — 2020 — Vol55 — N12 — p.3477-3486; PMID:33002341
  • Vilela N., Sanches SGG., Carvallo RMM. Development of auditory perception in preschool children. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2020 — Vol129 — NNULL — p.109777; PMID:31756662
  • Wang J., Joanisse MF., Booth JR. Neural representations of phonology in temporal cortex scaffold longitudinal reading gains in 5- to 7-year-old children. // Neuroimage — 2020 — Vol207 — NNULL — p.116359; PMID:31733372
  • Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2019 — Vol33 — N10 — p.918-922; PMID:31623034

Главное условие развития речи ребёнка без задержек

Для малыша имеет огромное значение глубокая эмоциональная связь с близкими людьми. Чтобы он скорее заговорил, нужно обеспечить:

  • Регулярное общение со взрослым. Оно помогает поддерживать у ребёнка состояние раскованности, внутреннего комфорта, свободы. Малыш непроизвольно издаёт звуки, как бы отвечая взрослому. Со временем звуки превращаются в слова, а потом и в предложения.
  • Заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей. Наблюдение за артикуляцией (движением губ, челюсти и языка) взрослого во время говорения помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.

Для развития речи ребёнку важна эмоциональная близость и постоянное общение со взрослым

Всякая ли речь, которую слышит ребёнок, помогает ему скорее заговорить? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, выдающиеся советские психологи В. В. Ветрова и М. И. Лисина провели эксперимент. Разделили детей в возрасте 10–15 месяцев на две группы. Первой группе давали прослушивать магнитофонную запись с отрывком из детской радиопередачи, при этом с ними был взрослый — он тоже слушал запись, но не говорил с малышами. Второй группе ничего слушать не давали.

После 20–30 сеансов прослушивания записей детьми первой группы психологи отметили, что у них лепет заметно усилился и участился, а у малышей второй группы — нет. Отсюда сделали вывод, что ребёнку в раннем возрасте очень важно слышать человеческую речь, чтобы самому поскорее научиться говорить. Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?

Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?

В поисках ответа эксперимент продолжили, и детей первой группы разделили на ещё две подгруппы. Первой включали аудиозаписи с человеческой речью, при этом с ними в комнате не было взрослого. Вторая подгруппа слушала музыку, уже в присутствии взрослого.

Сеансы, когда из магнитофона звучала человеческая речь, но при этом отсутствовал взрослый, оказались бесполезными. Лепет не усилился. Дети искали взрослого, но не прислушивались к речи. Сеансы, когда в присутствии взрослого прослушивалась музыка, тоже не привели к заметным результатам. Дети главным образом искали источник звука, но их не интересовало общение.

Учёные сделали вывод: для развития речи у ребёнка необходимо присутствие взрослого, при этом обязательно, чтобы он говорил с малышом. Просто звучащей речи мало, чтобы начать говорить. Нужен взрослый — живой источник речи, который устанавливает эмоциональную связь с ребёнком и общается с ним.

Именно взрослый вводит детей в мир речи. Благодаря ему у ребёнка развивается не только умение говорить, но и умение слушать, а также навык воздействия на другого человека через речь.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр

Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Особенности развития речи детей 3 – 4 лет

В 3 года детки знают от 800 до 1000 слов, любят общаться, вести диалог. Вот что делает ребенок 3 лет:

  • говорит полными словами, редко использует упрощенные варианты слов, звукоподражания;
  • на простом уровне рассуждает о вещах, явлениях;
  • обобщает — объединяет предметы в группы;
  • знает, что такое характеристики вещей и различает по ним;
  • устанавливает связь между предметами;
  • применяет союзы, глаголы с приставками.

Вот еще какие есть особенности развития речи детей 3 – 4 года: они недостаточно четко произносят звуки, хотя твердые и мягкие даются большинству. Без помощи родителей не смогут пересказать увиденный мультфильм или прочитанную сказку — не умеют выстраивать логически повествование.У ребенка 3 лет встречаются ошибки: он неправильно использует падежные окончания, предлоги, образует множественное число существительного.

Развитие речи у ребенка 4 лет

Навыки выходят на более высокий уровень. Словарный запас увеличивается вдвое — до 2000 слов.

Вот особенности развития речи детей 3 – 4 года:

  1. Используют существительные и глаголы;
  2. Иногда употребляют наречия, местоимения, числительные;
  3. Знает притяжательные прилагательные (собачьи уши, лисий хвост);
  4. Правильно сочетают слова в предложениях;
  5. Отвечают развернутыми фразами из 3 – 4 слов;
  6. Придумывают новые слова — словотворчество;
  7. Рифмуют слова по звучанию.

Ребенок 4 лет говорит понятнее и четче. Хотя в сложных словах может опускать или заменять слоги. Шипящие и сонорные звуки даются не всем.

Появляется чуткость и интерес к языку. В этом возрасте все детки «почемучки»: их интересует происхождение слов, кто их придумал, почему предметы называются именно так.

Еще одна особенность развития речи детей 3 – 4 года — они замечают, как говорят другие люди, понимают суть сюжетных картинок.

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи

Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы

Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Возрастные нормы развития речи в 2—3 года

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость

К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша

Нормы речи у детей 2—3 лет:

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Игры с различными предметами и материалами

Дети в 2-3 года познают мир в форме игры

Важно начинать упражнения для развития речи незаметно, вовлекая ребёнка стишком, потешкой или любимой игрушкой

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц языка. Логопеды проводят занятия с детьми, используя различные инструменты для поддержания язычка. Например, если ребёнок не может прижать язык к небу, специалист поможет ему в этом специальным приспособлением.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Ребёнка учат дышать носом при закрытом рте. Затем тренируют выдох ртом, закрывая ноздри ребенка. Все упражнения хорошо проделывать под счёт или музыку, через игровые приёмы. Существует большое количество упражнений в игровой форме, наример:

«Кораблики». В емкость с водой опускаются бумажки, на которые нужно дуть, чтобы они достигли противоположного края;

Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений на различные мышцы лица: нижней челюсти, губ, щёк, мягкого нёба, языка.

Можно надувать щечки, вытягивать трубочкой губы. Языком изображать маятник, тренировать его сопротивлением, упершись им в зубы. А также учиться придавать ему форму: широкий язык вывести за зубы и сделать его в форме чашечки или, наоборот узким, как иголочка.

Сейчас есть много логопедических методик, с которыми можно ознакомиться в интернете или приобрести книги. Например, у Е. Колесниковой есть учебно-методические пособия для разных возрастных групп.

Важно! Эффект от каждого упражнения будет лучше, если сопровождать его соответствующей картинкой

Ребенок с разрисованными ладошками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector