Мастер-класс для педагогов «игры-эксперименты с водой»

Образование льда

В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.

  1. Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.
  2. После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.

Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.

Вот такие несложные, но интересные опыты и эксперименты для дошкольников предлагаем вам провести в домашних условиях или в детском саду. Уверены, что они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Исследуем различные состояния воды. Газообразное состояние

Конечно, ребенок уже много раз видел пар и знает, что это такое. Но попробуйте спросить его, из чего пар состоит и, вполне возможно, что он так сходу вам и не ответит. Поэтому цель этого эксперимента – как раз убедиться в том, что пар состоит из воды. Ну и познакомиться с третьим состоянием воды – газообразным.

Подготовьте небольшое карманное зеркало. Налейте в кружку кипяток. Рассмотрите пар, исходящий от воды, объясните, откуда он появился. Затем подержите зеркало над кружкой. Лучше, если это будет делать взрослый, так как ребенку, скорее всего, будет горячо.

Буквально через несколько секунд можно будет увидеть, что на зеркале появились капельки воды. Пускай ребенок потрогает зеркало и убедится, что оно мокрое. Произошло это от охлаждения пара. Вывод опыта очевиден: пар – это тоже вода, только в виде газа. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды.

Опыты для детей 7 лет

Эксперименты для детей в возрасте 7 лет не отличаются от предыдущих большей сложностью, но здесь объясняются те законы физики, которых детям в 5 или 6 лет не понять. Возможно, в семь лет ваше чадо уже сможет самостоятельно делать некоторые выводы из опытов. В таком случае юного знатока стоит похвалить!

Оптика

В ходе следующего опыта вода станет своеобразным увеличительным стеклом!

Возьмите трёхлитровую банку, заполните примерно половину водой. В жидкость окуните предмет с чётко фиксированной формой (лучше всего взять яйцо). Рядом с банкой положите такой же предмет. Пускай ребёнок сравнит.

Оптические эксперименты с водой очень разнообразны

Конечно, маленьких экспериментатор сразу задаст вопрос: «Почему яйцо в банке больше чем то, что лежит на столе?»

Продемонстрируйте то же свойство с другой стороны, например, поставьте карандаш в стакан с водой. Он уже не будет прямой линией – прямое свидетельство преломления.

Плотность воды

Демонстрацию можно проводить с использованием инвентаря из прошлого эксперимента. Нужны банка с водой, яйцо и поваренная соль.

Опыт на плотность воды можно выполнять с яйцом или картофелем

Налейте чуть больше воды – примерно две трети сосуда. Поместите туда яйцо, оно опустится на дно банки. Далее попросите ребёнка досыпать несколько ложек соли в воду. По мере добавления соли в жидкость яйцо начнёт всплывать к верху.

Именно здесь родители должны рассказать ребёнку о том, что такое плотность воды и как она может меняться. Для детей 7 лет эта информация будет очень интересной.

Уже в 5-7 лет дети чувствуют жажду познания

Им важно знать, как происходят природные процессы

7-летнего ребёнка (как и детей помладше) привлекают все манипуляции, которые можно проводить с водой.

Все перечисленные выше опыты для детей помогут вашему чаду познать окружающий мир и провести увлекательное знакомство со свойствами самой распространённой жидкости на Земле. Оставить комментарий

Ход занятия

Воспитатель (с Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что дети очень мало, знают о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему докажем, что довольно много знаем о воде.

Дети: Да. Докажем.

Воспитатель: Незнайка, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды. Кому и почему она так нужна?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины и скажите, что изображено на них?

Дети: Река, море, океан. (Слайд №1)

Релаксация под шум прибоя.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать шум прибоя.

Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Лето, жара, синее море.

Воспитатель: а что объединяет все эти картины?А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Дети: Вода.

Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками?

Дети: Да.

Воспитатель: сейчас я вас посвящу в школу волшебников помощью волшебной палочки.

«Рекс, Песк, Фекс». (Воспитатель волшебной палочкой касается всех детей). Теперь вы все стали немножко волшебниками.

Воспитатель: а кто мне ответит, что такое вода?

Дети: Жидкость.

Воспитатель: правильно, ребята, вода – это жидкость,

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Ребята, чтобы доказать, что вода — это жидкость, нам необходимо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой). Попробуйте ребята повторить этот опыт.

(дети переливают воду из стакана в стакан) (Слайд №2)

Воспитатель: Вода легко переливается. А всё переливается, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, вода имеет форму?

Дети: Имеет.

Опыт 2. «Вода –не имеем форму».

Воспитатель: у меня на столе стоят емкости разной формы, ваза, стакан, банки разной формы и т. д., Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?

Дети: Форму емкости.

Воспитатель: А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) любую из фигур, которые я приготовила. (дети опускают кубики, маленькие шары и т. д. в емкости с водой.) Ребята, фигуры изменили свою форму?

Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились (слайд№3).

Воспитатель: правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости, в которую мы её нальём, а твердые предметы не меняют свою форму. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ на фланелеграфе).

Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Приготовьте ваши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Брызги в поле пуще:

Станет травка гуще!

(Повторить 2 раза)

Воспитатель: Молодцы. Продолжим наши опыты?

Дети: Да.

Опыт 5 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Ребята у меня в стакане налиты напитки, попробуйте угадать их. (В первом стакане кофе, во втором сок). (дети нюхают). Угадали?

Дети: Да. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду. Вода пахнет?

Дети: Нет.

Воспитатель: ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха (слайд №4).

Воспитатель: вот видишь, Незнайка, мы какие интересные факты мы знаем о воде

Воспитатель: Попробуйте, ребята, дома проделать такие опыты дома с мамами и папами.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что, Незнайка, ты узнал что-нибудь новое о воде?

Незнайка: да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А, ребята тебе, Незнайка, еще раз напомнят.Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

— вода — это жидкость

-вода не имеет формы

-вода не имеет запаха

Воспитатель: А, чтобы ты, Незнайка, ничего не забыл, ребята приготовили и для тебя символы.

Незнайка: Спасибо. Теперь я знаю о воде очень интересные факты.

Воспитатель: Незнайка, мы тебе ещё сказали самого главного, кому нужна вода? Ребята поможем Незнайке?

Дети: Да. (Ответы детей, закрепляющие картинками)

Воспитатель: мы сегодня, ребята, говорили о воде.

А теперь скажите, кому нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель: правильно всему живому. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.

Незнайка: спасибо, ребята. Я своим друзьям расскажу и покажу фокусы про воду. До свидания ребята!

Воспитатель: пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят (с помощью волшебной палочки воспитатель превращает детей).

Дети: Да.Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за помощь!

Ход :

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте одну из моих загадок,будьте внимательны:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит,

Что это? (вода)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня мы будем говорить с вами о воде. Где можно встретить воду? (ответы детей)

Воспитатель: Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, воданужна всему живому на земле: растения надо поливать водой, иначе они погибнут. Животным тоже нужна вода, чтобы пить, а некоторые животные в ней живут. Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, умываться, закаляться, отдыхать возле воды, плавать по ней. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому ВОДА — царица всей природы. А хотите отправиться в путешествие в мир Волшебницы Воды?

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: А что такое вода? (Ответы детей) Мы сегодня попробуем немного узнать о воде. — Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Воспитатель: Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

Опыт 1. «Вода принимает форму того сосуда, в котором находится».

Воспитатель: Подойдите к емкости, возьмите стаканчики с водой и вылейте в емкость. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные сосуды.

Вывод: вода — это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы (переливаем воду в сосуды разной формы)

Воспитатель: Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ. Давайте приклеим его на нашу карту памяти.

Воспитатель: Продолжим наши опыты в лаборатории.

Опыт 2. «Вода бесцветная».

Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим. На столе у вас стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите стакан с молоком и опустите в него палочку. Видно палочку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже опустите в него палочку. А через воду палочку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой палочку видно?

Вывод:Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. Давайте и это символ приклеим.

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет».

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? На столе у воспитателя 1 стакана с водой и марганцовка.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Какая вода стала?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Клеим ещё один символ.

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Правильно, клеим следующий символ.

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Я вам в стаканчик с водой положу вещество. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Приклеиваем символ этого свойства воды.

Воспитатель: А теперь я хочу вам предложить понюхать воду, которую я приготовила.

Опыт 6. «Вода может превратиться в лед, а лед превращается в воду»

Воспитатель: Перед тем, как идти к вам в детский сад, я налила в бутылку воды, чтобы принести ее вам. Сейчас я ее достану (достает бутылку со льдом)

Ой, что же случилось, куда подевалась вода и что это в бутылке? (ответы детей.)Неужели, вы думаете, моя вода замерзла? Надо это проверить. У меня есть ещё одна пустая бутылка. Давайте нальём в неё воды и пойдем на улицу. Вот там-то мы и проведём наш опыт с водой!

Опыт с водой для детей «Тонет – не тонет»

Заранее пройдитесь по дому и подготовьте небольшие предметы, отличающиеся по форме и плотности. Например, для этого исследования можно взять зубочистки, перышко, кусочек ваты, болтик, пуговицу, монету, декоративные камешки, пустой пузырек, кубик и т.п. Наблюдайте, как каждый предмет будет вести себя, если его бросить в миску с водой – потонет или нет?

Перед тем, как бросить что-то в воду, спрашивайте у ребенка, пойдет ли этот предмет ко дну. Объяснять маленькому ребенку физику процесса и что такое плотность, конечно, еще рано. Однако, экспериментируя с разными предметами, ребенок научится интуитивно определять, какой из них удержится на воде. Оперируйте такими понятиями, как тяжелый, легкий, пустой, плотный и т.п.

Радужная вода

Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.

  1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
  2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
  3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
  4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
  5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
  6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
  7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Ход деятельности.

1 Организационный момент.

Воспитатель. Ой, ребята, к нам кто-то стучится? К нам в гости сегодня пришел Зайка-Незнайка. Его зовут так, потому что он еще маленький и многого не знает.

-Зайка, мы сегодня поговорим о воде.

Зайка. Ой, подумаешь, вода, да кому она нужна?

Воспитатель. Зайка, без воды жить невозможно. Ребята, давайте скажем, для чего нужна нам вода? (ответы детей)

Зайка. А еще я знаю, что вода цветная и пахнет шоколадом.

Воспитатель. Это правда. А, чтобы тебе это доказать, предлагаем поиграть. Ребята, давайте с Зайкой поиграем – раз, два, три, четыре, пять будем в прятки мы играть.

Зайка, закрывай глаза, мы спрячем от тебя камешек.

2 Опыт с водой.

Воспитатель опускает камешек в стакан с прозрачной водой.

Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять – можешь глазки открывать.

Воспитатель. Зайка, найди камешек.

Зайка. Ой, да вот же он, в стакане с водой.

Воспитатель. Как ты его так быстро нашел?

Зайка. Не знаю!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему Зайка так быстро нашел камешек?

Дети. Потому, что вода прозрачная.

Воспитатель. А давайте еще раз спрячем камешек. А ты, Зайка, попробуй его найти. Дети, что нужно сделать, чтобы Зайка не нашел камешек?

Дети. Воду нужно покрасить.

Воспитатель добавляет краску воду – камешка не видно. Зайка открывает глаза и не может его найти.

Зайка. Ой, ребята, где же камешек? Не могу его найти.

Воспитатель. Почему Зайка не смог найти камешек?

Дети. Потому что мы покрасили воду, и она перестала быть прозрачной.

Воспитатель. Зайка, а ты говорил, что вода пахнет шоколадом. Понюхай ее.

Зайка. Да она совсем не пахнет.

Воспитатель. Ребята, а вы понюхайте. (Дает детям) Вода совсем не пахнет.

Воспитатель. Так что мы знаем о воде? Есть у воды запах? А какого она цвета?

Воспитатель уточняет ответы детей.

3 Игра «Речное дно»

Воспитатель. Ребята, мы уже рассказали Зайке, для чего нужна вода. Но мы еще знаем, что вода – дом для некоторых животных.

Зайка. Для кого?

Воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем тебе поиграть в игру «Речное дно».

Перед детьми лежит экологическое панно с изображением речного дна, и стоят животные речные и домашние. Дети должны выбрать животных, и поставить их на экологическое панно, в соответствии с их обитанием.

Воспитатель. Посмотри, Зайка. Синий цвет – это вода, а зеленый – земля, травка. Пусть каждый из детей возьмет по – одному животному.

Воспитатель. Маша, какого животного ты взяла? Где он живет?

Воспитатель. Посмотри, Зайка, дети всех животных поселили в свои домики. Никто не ошибся.

4 Опыт «Вода – растворитель»

Зайка шепчет на ухо воспитателю.

Воспитатель. Да, Зайка, я тоже это знаю, и у меня для этого все есть. Пойдемте все вместе, я вам покажу.

Воспитатель. Посмотрите, что у меня стоит на столе? (ответы детей)

На столе стоят два стакана с водой, песок, сахар.

Воспитатель. А что произойдет, если их положить в воду. Давайте проверим. В один стакан я положу сахар, в другой песок. Сначала размешаю сахар. Что с ним произошло? Он исчез из воды? (ответы детей)

Воспитатель. Давайте попробуем воду, — какая она стала на вкус?

Воспитатель. Вода растворила сахар, он стал невидимым, но остался в воде.

Воспитатель. А теперь посмотрим, что получилось в другом стакане, куда я бросила песок? Размешаю. Что с ним произошло? Он исчез из воды? Песчинки упали на дно. Такую воду пить нельзя.

Итог.

Зайка. Молодцы, ребята! Как много вы знаете. И я много узнал о воде, но, к сожалению, мне пора возвращаться домой.

Зайка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель. Вот как было интересно с Зайкой, а вы расскажите дома, что узнали сегодня о воде.

Смешиваем разные цвета

Этот опыт не совсем про воду и ее свойства, он скорее про цветовую палитру и смешивание цветов. Но как не включить его в эту подборку? Дочь в него прям влюбилась, и самостоятельно потом несколько раз повторяла. Конечно, любимые колбы и пипетка стали одним из важных факторов успеха этого эксперимента Но повторить опыт можно и с помощью обычных стаканов.

Объясните ребенку, что существует три основных цвета – красный, желтый, синий – из которых можно получить какой угодно цвет. И приступайте

Сначала с помощью гуаши покрасьте воду в стаканах / колбах, а затем, перемешивая их друг с другом, получайте новые цвета. В первую очередь попробуйте стандартные  цветовые миксы:

А затем, если будет интерес, то можно поэкспериментировать с получением более экзотических цветов.

Чудеса в решете

Даже малышу ясно, что ситом воду не удержать. Хотите доказать обратное? Пожалуйста:

Возьмите обычное металлическое сито. Смажьте решето любым жидким маслом. Встряхните, чтобы ячейки открылись

Осторожно, “по стеночке” наливайте воду, для подстраховки держа сито над раковиной или тазиком

Если все проделано правильно, решето начнет наполняться. Но что произошло? Неужели силу тяжести отменили? Ничего подобного: масло создает защитную пленку, которая и удерживает воду. Стоит ее слегка повредить (предложите ребенку прикоснуться пальцем ко дну сита), как вода начнет свободно вытекать в образовавшуюся брешь.

Уроки с дошкольниками и младшеклассниками

  1. Воду, в которой стоит свежесрезанный белый цветок, разукрасьте при помощи красок. Через некоторое время малыш убедится, что цветок приобретает такой же окрас, какой мы использовали для окрашивания воды.
    Вывод: вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения. А соответственно, качества жидкости передаются цветку.

  2. Продолжим по этой теме эксперименты. Возьмем два стакана. Один с водой, другой пустой. Скрутим салфетки так, чтобы они напоминали согнутую пополам полоску. Один конец полоски опустим в один стакан, другой – в другой. Всего через час пустой стакан наполнится, а тот, в котором была жидкость, опустеет. А если использовать три стакана, два из которых будут с подкрашенной водой, то в третьем стакане окажется смешанная жидкость.Вывод: мы исследовали явление впитывания твердыми телами жидкости.

  3. Давайте попытаемся удивить малышей, устроим им быстрое замораживание жидкости. Предварительно очищенную воду в пол-литровой пластиковой бутылке поместим в морозилку. Выставим температуру -19 (три звездочки). И оставим бутылку на 2-2,5 часа в горизонтальном положении. Когда достанем, нужно быть очень аккуратным, чтобы раньше времени не запустить процесс. Позовем детишек, и… стукнем дном бутылки об стол. Вода моментально превратится в лед.Вывод. Для замерзания чистой Н2О нужна более низкая температура. Зато, когда бутылка ударяется, в воде появляются пузырьки воздуха. Именно благодаря им и запускается процесс.

Поверяем, как разные материалы пропускают воду

Представьте вместе с ребенком, что вы попали под дождь, а зонтика с собой не оказалось. Зато в сумке прихвачена масса разных вещей: тетрадка, бумажные салфетки, целлофановый пакет, носовой платок, лист картона. Что из этого можно было бы использовать, чтобы защититься от дождя? Заранее подготовьте соответствующие материалы для проверки своих гипотез. Вам понадобятся:

  • целлофановый пакет,
  • кусочек ткани,
  • лист бумаги,
  • лист картона,
  • бумажная салфетка.

Потихоньку поливая на все эти материалы воду из пипетки, ребенок поймет, что ткань быстро промокает, целлофан держит воду хорошо, а на бумажную салфетку вообще нет никакой надежды.

Если у ребенка есть желание, не забудьте отобразить полученные результаты в своем научном блокноте, записав или схематично зарисовав ход эксперимента.

Опыты для детей 4-5 лет

Пятый год жизни ребёнка подходит для того, чтобы начать знакомство с физикой.

В подобном возрасте интерес у детей велик, но пропадает он достаточно быстро, да и усидчивость ребёнка испаряется с каждой секундой. Приведённые ниже опыты адаптированы специально для детей 4-5 лет.

Форма воды

«Имеет ли вода форму?» – задайте этот вопрос ребёнку, прежде чем перейти к опыту. Вряд ли 4-летний малыш сможет дать ответ. Чтобы узнать истину, предложите маленькому экспериментатору взять стакан воды и переливать жидкость по очереди в различные сосуды: чашку, бутылку, резиновую перчатку. Мягкие сосуды (вроде перчатки или целлофанового пакета) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы пакета будет меняться и «форма» воды.

Опыт о форме воды – нужны различные емкости

Контраст температур

«Можно ли определить температуру воды на ощупь?»

Для опыта понадобится три мисочки (в них должны свободно поместиться детские ручки).

  1. В первую миску налейте горячую воду (следите за температурой: она должна быть комфортной для ребёнка). Во второй миске – вода комнатной температуры. В третьей – холодная.
  2. Далее попросите вашего ребёнка погрузить одну ручку в миску с горячей водой, а вторую – в миску с холодной. По прошествии минуты дайте малышу опустить одновременно обе руки в ёмкость с водой комнатной температуры.
  3. Спросите «подопытного» о его ощущениях и задайте тот самый вопрос: «Тёплая вода или прохладная?»
  4. Руки в одной миске будут чувствовать разную температуру, что введёт ребёнка в заблуждение. В 5 лет юный учёный уже сможет самостоятельно оценить свои ощущения, поэтому опыт будет понятен каждому малышу.

Опыт с контрастными температурами в рисунках

Цветы лотоса

Вырежьте из бумаги цветки лотоса с длинными лепестками. С помощью карандаша или ножниц закрутите лепестки прямо к центру.

В широкий таз налейте воду, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивит ребёнка. Объяснить это можно тем, что, намокая, бумага тяжелеет, и тяжёлые листики сами тянутся вниз.

Пускай они сами вырезают и пускают на водную гладь цветки. Максимально вовлекайте своё чадо в ход каждого опыта – только тогда происходящее заинтересует и увлечёт малыша.

Лёд тает

Дети в 5 лет большую часть информации воспринимают визуально, поэтому привнесите в опыт больше яркости. Перед заморозкой налейте в формочку окрашенную воду (просто растворите в ней немного гуаши или акварели). Четыре разноцветных кубика льда поместите в разные условия:

  • 1 – в тень;
  • 2 – на солнышко;
  • 3 – присыпьте солью;
  • 4 – положите в пакет и заверните в полотенце.

По прошествии времени (полчаса-час) пронаблюдайте с ребёнком, где же лёд растаял быстрее.

Опыты со льдом всегда очень интересные

Подобный эксперимент можно предложить и деткам шести лет, в таком случае будет уместна «научная беседа». Поинтересуйтесь мнением ребёнка: почему лёд быстрее тает в одних условиях и остаётся практически целым в других. Расскажите про удивительное свойство соли растворять ледышки. Объясните маленькому учёному, какие процессы происходили со льдом на солнце, в тени и в полотенце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector