10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых
Содержание:
- Разноцветное молоко, которое движется
- Эксперименты
- Для детей 3 лет: живая спираль
- Химические опыты с углекислым газом, содой
- Яйцо с хрустальными жеодами
- Опыты для детей «Невидимые чернила»
- Для детей 10 лет: опреснение воды
- Интересные эксперименты с водой
- Посуда для проведения химических опытов
- Для детей 8 лет: «Фараонова змея»
- Ход занятия
- Химические опыты для школьников с кислотами
- Занимательные
- Поверяем, как разные материалы пропускают воду
- С водой
- Безопасный светильник-лава
- Занимательные опыты для детей 10 лет в домашних условиях
Разноцветное молоко, которое движется
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
- Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
- С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
- Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
- Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
- Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут
Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%
Не особо увлекается экспериментами 20%
Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 30%
Эксперименты
В чем разница между экспериментом и опытом? Это методы исследования. Обычно опыт проводится с заранее известным результатом, демонстрируя уже понятную аксиому. Эксперимент же призван подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Для детей разница между этими понятиями практически неощутима, любое действие производится впервые, без научной базы.
Однако часто проснувшийся интерес толкает ребят на новые эксперименты, вытекающие из уже известных свойств материалов. Такую самостоятельность нужно поощрять.
Замораживание жидкостей
Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.
Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть
Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.
- Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина – температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.
- Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.
Работа с магнитом
Большой интерес у младших школьников вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Занимательная физика предлагает проверить эти свойства.
Варианты экспериментов (понадобятся магниты):
Проверка способности притягиваться различных предметов
Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал – железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.
Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы.
Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.
Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться.
Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант – прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.
Для детей 3 лет: живая спираль
Бумага, ножницы, источник тепла.
Этот эксперимент всегда удивляет малышей, но чтобы он был более интересен двухлеткам, совместите его с творчеством. Из бумаги вырежьте спираль, вместе с ребёнком раскрасьте её, чтобы она была похожа на змейку, а затем приступайте к «оживлению». Делается это очень просто: внизу разместите источник тепла, например, горящую свечу, электрическую плиту (или варочную поверхность), утюг вверх подошвой, лампу накаливания, разогретую сухую сковороду.
Над источником тепла на верёвочке или проволоке поместите спираль-змейку. Через несколько секунд она «оживёт»: начнёт вращаться под воздействием тёплого воздуха.
Химические опыты с углекислым газом, содой
Химические опыты с углекислым газом основаны на взаимодействии соды и уксуса. При помощи этих двух простых веществ, которые имеются в арсенале любой домохозяйки, можно сделать несколько интересных, необычных опытов.
Химические опыты с содой и углекислым газом:
- Шарики. Необходимо взять несколько бутылок и срезать с них верхушки, примерно на 5 см. В результате у вас получится своеобразная воронка. На горлышко бутылки необходимо надеть шарик и проделать это с остальными горлышками. В получившуюся воронку необходимо всыпать по чайной ложке обычного гидрокарбоната натрия. То есть пищевой соды. В бутылки необходимо набрать немного воды и добавить примерно столовую ложку уксуса. Также желательно добавить красителей. Это сделает опыт более ярким. Теперь необходимо очень аккуратно, зажимая соду в шарике, надеть воронки на бутылки. Плавными движениями необходимо засыпать соду в бутылку. Не забывайте плотно прижимать воронку к бутылке, чтобы углекислый газ не выходил через щели. В результате химической реакции соды и уксуса выделяется большое количество углекислого газа, который заполняет шарики, надувая их.
- Ракета. Для этого вам понадобится пластиковая бутылка на 2 л, три карандаша, примерно 50 г пищевой соды, стакан уксуса, скотч, винная пробка, бумажные полотенца. Необходимо, чтобы пробка очень плотно прилегала к бутылке. Необходимо скотчем приклеить карандаши к верхушке бутылки, чтобы она смогла стоять. Далее, необходимо добавить в бутылку уксус. Необходимо завернуть соду в бумажное полотенце и скрутить концы, чтобы она не высыпалась. В результате у вас получится что-то похожее на конфету с содой внутри. Далее, необходимо ввести конфету с содой в емкость, и закупорить пробкой, закрывая отверстие в горлышке другим свертком. Необходимо перевернуть ракету и поставить на землю. Желательно опыт проводить на улице, так как взрыв очень мощный и наблюдается через несколько секунд после начала эксперимента. Желательно отбежать от места происшествия примерно на 20 м. В результате сильной химической реакции крепкого уксуса и соды, в бутылке скапливается большое количество углекислого газа. Пробка снизу открывается, а сама бутылка взлетает.
Шары
Яйцо с хрустальными жеодами
Молекулярная связь и химия.
Этот эксперимент позволяет выращивать кристаллы внутри яичной скорлупы. Обязательно нужен порошок квасцов, который содержит калий, иначе вы не получите никакого кристаллического роста. Добавьте несколько капель пищевого красителя для цвета. Прекрасно сформированная жеода потребует 12-15 часов, чтобы вырасти, это большой проект на выходные.
Вот что вам нужно:
- пластиковый контейнер
- клей
- горячая вода (почти кипящая)
- краситель
- яичная оболочка, скорлупа яйца
- квасцы (вы можете найти их в интернете или магазине здорового питания)
- перчатки
Убедитесь, что скорлупа яйца чистая и сухая, а затем покрасьте её клеем внутри. После нанесения клея на яйцо посыпьте его квасцами и дайте высохнуть в течение ночи или нескольких часов.
Квасцы не стоит оставлять без присмотра: приём внутрь больших количеств квасцов опасен.
На 2 чашки воды берём до 3/4 чашки квасцов, однако квасцы могут быть дорогими, поэтому берите 1 чашку воды и 3/8 чашки квасцов. Итак, берём 1 стакан горячей воды, краситель, перемешиваем до получения однородной массы, а затем добавляем квасцы. Перемешайте снова, пока все квасцы не растворятся, а затем поместите яйцо в эту воду, открытой стороной вверх.
Позвольте яйцу сидеть в этом растворе 12-15 часов. Если вы хотите большие кристаллы, держите их в растворе ещё дольше.
После того, как вы достанете яйцо из раствора, поместите его на сушилку, дайте высохнуть в течение нескольких часов. Кристалл всё ещё будет хрупким, но уже не таким хрупким, как сразу после раствора. Кристаллам нужно затвердеть на воздухе, а потом при желании из можно вынуть из скорлупы.
Опыты для детей «Невидимые чернила»
Для создания этого волшебного опыта для детей, потребуются компоненты:
- Сок лимона – 1 чайная ложка;
- Вода питьевая – 0,5 столовой ложки;
- Стакан;
- Ватная двусторонняя палочка;
- Чистый лист бумаги.
Действия по совершению секретного послания проводить в следующем порядке:
- В стакан выливается сок выжатого лимона и вода. Все тщательно перемешивается.
- Одну из сторон ватной палочки надлежит использовать в качестве пишущего инструмента. Ее обмакивают в лимонный раствор воды и наносят им необходимый текст на чистый лист бумаги.
- После полного высыхания секретной информации, листок с посланием необходимо нагреть. Для опыта потребуется включенная настольная лампа.
- Под воздействием осветительного прибора, зашифрованные буквы начнут проявляться, вот такой опыт в домашних условиях для вашего ребенка станет удивительным познанием химических законов.
Для детей 10 лет: опреснение воды
Соль, вода, полиэтиленовая плёнка, стаканчик, камушки, таз.
Это исследование лучше всего подойдёт тем, кто любит путешествия и приключенческие книги и фильмы. Ведь в путешествии может произойти ситуация, когда герой окажется в открытом море без питьевой воды. Если путешественнику уже 10 и он научится проделывать этот трюк – он не пропадёт.
Для эксперимента сначала приготовьте солёную воду, то есть просто налейте в глубокий таз воды и посолите её «на глаз» (соль должна полностью раствориться). Теперь в наше «море» поставьте стакан, так, чтобы края стаканчика находились чуть выше поверхности солёной воды, но были ниже, чем края таза, а в стакан положите чистый камушек или стеклянный шарик, который не даст стакану всплыть.
Накройте таз пищевой или парниковой плёнкой и завяжите её края вокруг таза. Натягивать её нужно не слишком сильно, чтобы была возможность сделать углубление (это углубление тоже фиксируется камнем или стеклянным шариком). Оно должно оказаться как раз над стаканчиком.
Теперь осталось поставить таз на солнце. Вода испарится, осядет на пленке и стечет по наклону в стаканчик – это будет обычная питьевая вода, вся соль останется в тазу. Прелесть этого опыта в том, что ребёнок может сделать его совершенно самостоятельно.
Интересные эксперименты с водой
Вода – универсальное средство, при помощи которого можно создавать многие фокусы и удивлять маленьких исследователей. Дополнительно могут потребоваться материалы, присутствующие в каждом доме – бинт, сахар, масло.
Перевернутый стакан
Физика – очень интересная наука. С ее помощью можно показать необычные и удивительные свойства обычной питьевой воды. Например, можно доказать, что вода из емкости не прольется, если прикрыть ее горлышко обычной бумагой. Для этого понадобится стакан, вода и кусок плотной бумаги. Наливаем жидкость в стакан, прикрываем его небольшим куском бумаги и переворачиваем.
Вода не проливается, поскольку бумага прилипла к стакану и не выпускает жидкость.
Фокус с бинтом
Если прикрыть стакан бинтом и перевернуть его, то жидкость будет проливаться. Но можно сделать так, что бинт не будет пропускать воду наружу, не используя при этом дополнительных приемов. Для этого достаточно обернуть стакан или бокал куском бинта полностью.
Так создается пленка поверхностного натяжения, которая из-за небольшого размера отверстий в бинте не рвется под тяжестью жидкости.
Водолазный колокол
Как сделать так, чтобы бумага, помещенная в стакан, который опускают в воду, не промокла? Кажется невозможным. Но это не так. Следует создать водолазный колокол. Для этого в стакан помещают свернутый листок бумаги, чтобы он плотно прилегал к его стенкам. После стакан переворачивают и так опускают его на дно большой емкости с водой.
Вода не сможет пробраться в стакан, поскольку там находится воздух, поэтому бумага останется сухой.
Вода и лед
Вода может находиться в 3 состояниях – жидком, твердом (лед) и парообразном. Чтобы показать детям разные свойства жидкого и твердого состояния воды, можно показать им простой фокус. Для этого нужно заморозить несколько кубиков льда и бросить их в емкость с водой.
Лед не утонет, поскольку он легче воды.
Вода + масло
Постное или растительное масло значительно легче воды. Чтобы это показать и одновременно удивить малыша, можно проделать опыт. Для него потребуются:
- жидкость;
- сахар;
- масло;
- краситель.
Сначала готовят сахарный сироп и выливают его на дно стакана. Далее краситель растворяют в теплой воде и также аккуратно по стеночке выливают в стакан. Последний слой – растительное масло.
Запомните!При правильном выполнении должна получиться 3-цветная жидкость.
Опыт с сахаром
Используя сахар, можно создать интересное явление – радугу. Для этого потребуются самые простые ингредиенты – сахар, пищевой краситель и вода. Фокус получается при правильном создании сахарного сиропа разной консистенции. Для этого в несколько стаканов помещают разное количество сахара – в первый 1 ложку, во второй 2, в третий 3 и так далее. Воду в каждый стакан с сахаром добавляют в одном и том же количестве – по 3 столовые ложки.
Получившиеся сиропы нужно окрасить в разные цвета – синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.
Приступаем к созданию радуги. Для этого в отдельный прозрачный стакан или другую емкость вливаем аккуратно сиропы по принципу – от более насыщенного к менее концентрированному. Чтобы цвета не смешивались нужно вливать каждый новый слой медленно по ложечке. В результате должна получиться разноцветная радуга.
Посуда для проведения химических опытов
Обратите внимание, что для проведения опытов необходимо использовать специальную посуду. Конечно, лучше всего, если это будут химические стаканы и колбы, однако их нет на руках у обычных жителей нашей страны
Кроме того, такая посуда стоит приличных денег, поэтому придется использовать емкости, которые есть в свободном доступе.
Посуда для проведения химических опытов:
- Лучше всего для проведения опытов с красителями брать ненужную посуду на случай, если она окрасится. Ее будет достаточно сложно отмыть. Для этих целей обычно используют трехлитровые банки, ненужные стаканы. Лучше всего не использовать эмалированную посуду, так как на стенках остается слой красителя, который не отмывается.
- Не используйте для проведения химических реакций с кислотами алюминиевую, а также чугунную посуду. На поверхности нет защитной пленки, поэтому химические вещества могут вступать в реакцию со стенками посуды, окисляя ее.
- Кроме того, опыт может не получиться из-за прохождения дополнительных химических реакций. Довольно хорошо показал себя пластик. Очень часто проводят опыты в пластиковых бутылках. Они инертные по отношению к большинству химических соединений, которые применяются для проведения детских опытов.
Химическая посуда
Для детей 8 лет: «Фараонова змея»
Глюконат кальция, сухое горючее, спички или зажигалка.
Способов получить «фараоновых змей» множество. Мы расскажем о том, который под силу восьмилетнему ребёнку. Самых маленьких и безопасных, но довольно эффектных «змеек» получают из обычных таблеток глюконата кальция, их продают в аптеке. Чтобы они превратились в змей, подожгите таблетки. Самый простой и безопасный способ сделать это – положить несколько кружков глюконата кальция на таблетку «сухого горючего», которое продают в туристических магазинах. При горении таблетки начнут резко увеличиваться и двигаться, как живые рептилии, из-за выделения углекислого газа, так что с точки зрения науки опыт объясняется довольно просто.
Кстати, если «змеи» из глюконата показались вам не очень страшными, попробуйте сделать их из сахара и соды. В этом варианте горка просеянного речного песка пропитывается спиртом, а сахар и сода закладываются в углубление на её вершине, затем песок поджигается.
Не лишним будет напомнить, что все манипуляции с огнём проводятся вдалеке от легковоспламеняющихся предметов, строго под контролем взрослого и очень внимательно.
Ход занятия
Воспитатель (с Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что дети очень мало, знают о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему докажем, что довольно много знаем о воде.
Дети: Да. Докажем.
Воспитатель: Незнайка, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды. Кому и почему она так нужна?
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины и скажите, что изображено на них?
Дети: Река, море, океан. (Слайд №1)
Релаксация под шум прибоя.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать шум прибоя.
Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Лето, жара, синее море.
Воспитатель: а что объединяет все эти картины?А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками?
Дети: Да.
Воспитатель: сейчас я вас посвящу в школу волшебников помощью волшебной палочки.
«Рекс, Песк, Фекс». (Воспитатель волшебной палочкой касается всех детей). Теперь вы все стали немножко волшебниками.
Воспитатель: а кто мне ответит, что такое вода?
Дети: Жидкость.
Воспитатель: правильно, ребята, вода – это жидкость,
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Ребята, чтобы доказать, что вода — это жидкость, нам необходимо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой). Попробуйте ребята повторить этот опыт.
(дети переливают воду из стакана в стакан) (Слайд №2)
Воспитатель: Вода легко переливается. А всё переливается, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, вода имеет форму?
Дети: Имеет.
Опыт 2. «Вода –не имеем форму».
Воспитатель: у меня на столе стоят емкости разной формы, ваза, стакан, банки разной формы и т. д., Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?
Дети: Форму емкости.
Воспитатель: А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) любую из фигур, которые я приготовила. (дети опускают кубики, маленькие шары и т. д. в емкости с водой.) Ребята, фигуры изменили свою форму?
Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились (слайд№3).
Воспитатель: правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости, в которую мы её нальём, а твердые предметы не меняют свою форму. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ на фланелеграфе).
Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Приготовьте ваши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызги в поле пуще:
Станет травка гуще!
(Повторить 2 раза)
Воспитатель: Молодцы. Продолжим наши опыты?
Дети: Да.
Опыт 5 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Ребята у меня в стакане налиты напитки, попробуйте угадать их. (В первом стакане кофе, во втором сок). (дети нюхают). Угадали?
Дети: Да. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду. Вода пахнет?
Дети: Нет.
Воспитатель: ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха (слайд №4).
Воспитатель: вот видишь, Незнайка, мы какие интересные факты мы знаем о воде
Воспитатель: Попробуйте, ребята, дома проделать такие опыты дома с мамами и папами.
Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что, Незнайка, ты узнал что-нибудь новое о воде?
Незнайка: да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А, ребята тебе, Незнайка, еще раз напомнят.Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
— вода — это жидкость
-вода не имеет формы
-вода не имеет запаха
Воспитатель: А, чтобы ты, Незнайка, ничего не забыл, ребята приготовили и для тебя символы.
Незнайка: Спасибо. Теперь я знаю о воде очень интересные факты.
Воспитатель: Незнайка, мы тебе ещё сказали самого главного, кому нужна вода? Ребята поможем Незнайке?
Дети: Да. (Ответы детей, закрепляющие картинками)
Воспитатель: мы сегодня, ребята, говорили о воде.
А теперь скажите, кому нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: правильно всему живому. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.
Незнайка: спасибо, ребята. Я своим друзьям расскажу и покажу фокусы про воду. До свидания ребята!
Воспитатель: пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят (с помощью волшебной палочки воспитатель превращает детей).
Дети: Да.Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за помощь!
Химические опыты для школьников с кислотами
Отличным вариантом заинтересовать школьников на уроках химии, является проведение простых химических опытов, которые объясняют взаимодействие некоторых веществ друг с другом, характеризуя их физические и химические свойства. Ниже представляем несколько химических опытов с кислотами для школьников.
Химические опыты для школьников:
Густой дым. Опыт проводится с выделением большого количества дыма. Необходимо карбонат калия насыпать в небольшую емкость на дно, чтобы он равномерно его покрыл. Необходимо влить 25% раствор аммиака. Дальше, необходимо тонкой струйкой добавить концентрированную соляную кислоту. В результате химической реакции, выходит большое количество белого дыма
Обратите внимание, что этот опыт проводится исключительно в условиях химической лаборатории. Дома проводить опыт нельзя, ведь для его осуществления используются опасные химические вещества.
Пожар из денег
Необходимо взять небольшую купюру, спирт, пинцет, спички. Деньги поместить в раствор со спиртом, чтобы они равномерно пропитались. После этого необходимо зажать купюру пинцетом и поджечь ее. Стоит дождаться, когда огонь погаснет. В результате такого опыта купюра останется целой. Это происходит по той причине, что температура горения спирта гораздо ниже температуры горения бумаги, поэтому купюра не пострадает.
Пожар
Занимательные
Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.
- На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
- Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
- Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.
После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.
Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:
- Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
- Попросить кроху причесаться.
- Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.
Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.
Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.
Поверяем, как разные материалы пропускают воду
Представьте вместе с ребенком, что вы попали под дождь, а зонтика с собой не оказалось. Зато в сумке прихвачена масса разных вещей: тетрадка, бумажные салфетки, целлофановый пакет, носовой платок, лист картона. Что из этого можно было бы использовать, чтобы защититься от дождя? Заранее подготовьте соответствующие материалы для проверки своих гипотез. Вам понадобятся:
- целлофановый пакет,
- кусочек ткани,
- лист бумаги,
- лист картона,
-
бумажная салфетка.
Потихоньку поливая на все эти материалы воду из пипетки, ребенок поймет, что ткань быстро промокает, целлофан держит воду хорошо, а на бумажную салфетку вообще нет никакой надежды.
Если у ребенка есть желание, не забудьте отобразить полученные результаты в своем научном блокноте, записав или схематично зарисовав ход эксперимента.
С водой
Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.
Пропавший рубль
В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.
Изогнутая ложка
Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.
Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.
Безопасный светильник-лава
Плотность и межмолекулярная полярность.
Понадобятся соль, вода, пищевые красители, растительное масло, стеклянная банка. Ёмкость на 2/3 наполнить водой, добавить стакан растительного масла, краситель, всыпать 1 чайную ложку соли. Масло легче воды, но под тяжестью соли оно начинает опускаться на дно банки, но когда соль распадается, то отпускает масло и оно снова всплывает. Это повторяется без конца. Можно добавить лёгкий бисер, блеск.
Вода и масло не будут смешиваться, потому что у них разный “вес”, это разные вещества (так же, как не смешаются в единую массу глина и кубики Лего). Теперь добавьте каплю пищевой краски (которая тяжелее масла) и смотрите, как пузыри воздуха поднимают краску на вершину.
Оригинальная лавовая лампа представляет собой прозрачную ёмкость, содержащую парафин, плавающий в маслянистой жидкости, конструкция подсвечивается лампочкой, при этом возникает движение причудливых форм капель и фигур, на которые можно смотреть бесконечно.
Занимательные опыты для детей 10 лет в домашних условиях
Красный гвоздь
Самые простые эксперименты на окисление. Для этого и делать ничего не надо. Достаточно опустить гвоздь в раствор медного купороса. И гвоздь станет красным. А вода зеленой.
Синие кристаллы
Налить воды. На водяной бане нагреть воду до 50 градусов и добавить медный купорос. Не забывая помешивать раствор. Когда купорос уже не сможет растворяться в воде, значит пора профильтровать раствор и перелить его в новую посуду, нагретую, чтобы кристалы росли постепенно.
Зеленая яичница
Съедобная и вкусная, но необычная яичница получится, если разбить яйцо, отделить желток от белки и белок смешать с соком краснокочанной капусты. Вылить содержимое на разогретую сковороду. В середине поместить желток и поджарить блюдо.
Помидор-фонарик
Нам понадобится:
— Сера (соскребаем ее со спичек); — Белизна (бытовая химия); — Шприц; — Помидор; — Перекись.
Соединяем серу и белизну. Когда раствор постоит, образуются 2 слоя. Набираем немного раствора в шприц и обкалываем томат со всех сторон. В самом конце набираем в шприц перекись и делаем укол помидору глубоко внутрь его. Выключаем свет и наслаждаемся.
Вулкан
Химия предоставляет возможность сделать более правдоподобные «вулканы» для деток постарше. Проводить эксперимент стоит на термостойкой поверхности. Дихромат аммония насыпать горкой. В «кратер» наверху горки поместить смоченную в спирте ватку. Поджечь!
Вот и все! Творите, и удивляйте деток! Позаботьтесь о безопасности. И еще, заходите за новой порцией чуда к нам на сайт! А потому приглашаю подписаться и оформит подписку для своих друзей! Пусть и они участвуют в наших беседах!
Все! Пока и до новых встреч!