Что такое шкала апгар и как расшифровать полученные младенцем баллы
Содержание:
- Как расшифровываются конкретные показатели?
- Что значат оценки
- Что это такое, суть методики
- Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар: нормы и критерии
- Расшифровка состояний по количеству баллов
- Объяснение показателей новорожденного
- Показатели, оценивающиеся по шкале
- Норма и отклонения
- Шкала Апгара в примерах
- Критерии шкалы Апгар — оценки новорождённых по шкале Апгар
- ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА
- Вирджиния Апгар, которая придумала шкалу APGAR
Как расшифровываются конкретные показатели?
Оценка состояния ребенка – волнительный момент для каждого родителя.
По завершении осмотра малыша врач сообщает результат матери. Получившееся после суммирования показателей по каждому оцениваемому критерию значение указывается через дробь, например 7/8. Это означает, что состояние малыша на первой минуте жизни было оценено в 7 баллов, а на пятой – в 8 баллов.
Чтобы уметь трактовать озвученный врачом результат, каждый родитель должен понимать, что значит то или иное число в системе Апгар.
Если малыш набрал больше 8 баллов
8 баллов по шкале Апгар – результат, который свидетельствует о том, что у младенца не выявлено патологических отклонений и ему не требуется осуществление лечебных мероприятий. Однако при этом нужно понимать, что 8 баллов – низший порог абсолютной нормы. При значениях 8/9, 9/9 и 9/10 ребенка выписывают домой. Оценка 10/10 по шкале Апгар указывает на идеальное здоровье младенца. В акушерской и неонатальной медицинской практике такой результат не встречается.
От 6 до 8 баллов
Такие оценки означают, что состояние малыша удовлетворительно, при этом явные патологии отсутствуют. Несмотря на то, что при значениях 6, 7 или 8 баллов наблюдение врачей не требуется, необходимо внимательно отслеживать дальнейшее развитие крохи. В педиатрической медицинской практике такой диапазон значений считается пограничным. В такой ситуации родителям не стоит волноваться, однако младенцы, состояние которых было оценено в 6–8 баллов, находятся в группе риска по развитию каких-либо патологий.
От 4 до 6 баллов
Эти значения в педиатрии трактуются как показатели ниже среднего. Если состояние новорожденного было оценено в 4, 5 или 6 баллов, ему необходимо наблюдение врача на протяжении минимум 5 дней. В ряде случаев малышам с такими показателями требуется медицинская помощь. Ребенка выписывают из родильного дома только после того, как угроза его здоровью исчезнет, а врач будет уверен в стабильности функционирования всех внутренних органов и систем. При этом малышу могут назначить консультацию невропатолога.
От 2 до 3 баллов
Такие результаты указывают на серьезные нарушения в развитии ребенка и требуют принятия немедленных реанимационных или других лечебных мер. При оценке в 2–3 балла у малышей нередко диагностируется гипоксия. Такие дети помещаются в кювез и дышат с помощью специального аппарата. Выписывают младенцев только после нормализации показателей работы жизненно важных органов и стойкого улучшения самочувствия.
Менее 2 баллов
Такой низкий результат возможен при:
- рождении ребенка раньше акушерского срока;
- гипоксии или асфиксии плода во время нахождения в утробе матери или при прохождении по родовым путям;
- незначительном проявлении только одного из пяти критериев оценки.
Если состояние новорожденного было оценено менее чем в 2 балла, для предотвращения его гибели проводятся следующие реанимационные процедуры:
- искусственная вентиляция легких;
- помещение ребенка под специальную согревающую лампу или в камеру с определенными температурными условиями;
- переливание крови.
Что значат оценки
В родзале женщинам обычно не сообщают точные данные по шкале Апгар. Родители видят результат в карте после выписки домой или узнают у врача. Для самостоятельной расшифровки итогов воспользуйтесь следующей расшифровкой суммы баллов.
- 0-2. Новорожденный оказывается в критической ситуации, требуется помощь реаниматолога.
-
3-4. Показатель удовлетворительный. Отклонения от нормы средние.
Такой результат часто получают недоношенные дети. После рождения малыш наблюдается педиатром, акушером, неврологом.
- 5-6. Удовлетворительный результат, отклонения от норм небольшие.
- 7-9. Показатели оптимально положительные. Отклонения имеют слабый характер.
- 10. Здоровый ребенок.
Для упрощения алгоритма оценивания результатов приведем примеры итогов тестирования новорожденных:
8/9, 9/9, 9/10
Младенец чувствует себя чудесно. Врачам и маме не нужно беспокоиться о его самочувствии, пристально наблюдать за состоянием до выписки из роддома.
8/8
Клинический результат в норме. Малыш чувствует себя хорошо, адаптировался к внешней среде быстро.
7/8, 6/7, 5/7
Возможно, ребеночек родился чуть ослабленным, но быстро реабилитировался к пятой минуте. Чувствует себя хорошо, медицинская помощь и пристальное наблюдение педиатра не требуются.
7/7
Удовлетворительный показатель. Срочная врачебная помощь не нужна.
6/6, 5/5
Состояние среднее, педиатрам необходимо наблюдать за новорожденным внимательнее.
4/5, 5/6
Результат ниже среднего, но наблюдается положительная тенденция. Ребенка наблюдают тщательнее 1–2 недели после выписки.
4/4, 3/4
Данный результат требует замера на десятой минуте после родов. Физическое состояние малыша плохое. Женщину и ребенка в этом случае помещают в стационар для дальнейших наблюдений.
2/3, 3/3
Нужна реанимация, состояние критическое.
2/2, 1/2
У ребенка фиксируются явные признаки асфиксии, существует угроза жизни новорожденного.
Педиатры должны проводить срочную реанимацию.
0/2, 0/1, 1/1
Ситуация тяжелая, малыш находится на грани жизни и смерти. Без реанимации, детального обследования обойтись невозможно.
Что это такое, суть методики
Шкала Апгара (новорожденных с ее помощью оценивают через минуту после появления на свет) считается самой быстрой комплексной системой для определения необходимости реанимационных процедур в каждом конкретном случае. Традиционно она состоит из 2, реже 3 «замеров» базовых показателей жизнедеятельности малыша (1 мин., 5 мин., реже 10 мин. после рождения).
Данная необходимость обусловлена нестабильностью состояния здоровья новорожденных, требующей тщательного наблюдения в течение первых минут жизни ребенка. Суть методики заключается в оценке основных критериев (1 или 2 балла) и дальнейшем суммировании полученных результатов.
Исследованию со стороны акушеров и неонатологов подвергаются:
- кожный покров, в частности его цвет;
- качество и количество сердечных сокращений, способных зафиксировать существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы маленького человека;
- наличие рефлексов, а также их «живость»;
- тонус мышечного корсета тела младенца, особое значение имеет активность конечностей;
- дыхательная система малыша, а именно его способность самостоятельно наполнять легкие воздухом и выдыхать его, не задерживая в организме на продолжительное время.
При наличии существенных отклонений в функционировании вышеприведенных систем и органов ребенка (балл по Апгару менее 5), медицинские специалисты, в абсолютном большинстве случаев, принимают решение о пристальном наблюдении за состоянием малыша в динамике. В подобном случае, ребенок, как правило, отправляется к матери не раньше вторых суток после появления на свет.
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар: нормы и критерии
таблица критериев и значений по шкале АпгарОценка по Апгар — это определение физического состояния новорожденного малыша с целью применения/не применения срочной медицинской помощи:
- искусственной вентиляции легких
- выхаживания в специальных камерах как, например, в случае недоношенности
- переливания крови
Вариантов экстренной помощи только родившемуся крохе намного больше. Потому медицинский персонал средней квалификации ориентируется на оценки по Апгар для принятия решений.
С 1952 г в мировой практике была принята шкала для определения физического здоровья новорожденных, разработанная американским анестезиологом Вирджинией Апгар.
Критерии, по которым ее применяют, начинаются с букв фамилии разработчика:
- Appearance — цвет кожного покрова
- Рuls — работа сердца
- Grimace — мимические сокращения
- Activity — мышечная активность и тонус
- Respiration — дыхание, рефлекторный ответ на раздражение
Доктор субъективно выставляет баллы крохе в первую и пятую минуты жизни вне утробы.
Каждый критерий может набрать максимум 2 балла. В сумме получится 10. Но максимальный балл получает редкий малыш. Данные статистики говорят, что только 10-15% новорожденных удостаиваются такой оценки.
Как же доктора выставляют баллы только родившемуся ребенку, рассмотрим детальнее.
- Работа сердца
В норме сокращения сердечной мышцы у новорожденного составляет более 100 ударов за 60 секунд. Такой показатель получает двойку.
Если пульс диагностируется на уровне 100 ударов в минуту — 1 балл.
Когда работа сердца меньше и пульс имеет меньший ритм, врачи ставят 0 и экстренно подключают ребенку кислородную маску для активизации работы сердечной мышцы - Цвет кожного покрова
Ровный розовый оттенок кожи у новорожденного — признак хорошего его здоровья и успешного течения родовой деятельности. Он оценивается в 2 балла. Отметим, что дети после кесарева сечения чаще его получают, поскольку не проходят через родовые пути и не поддаются какому-либо давлению.
Элементы синюшного оттенка и прозрачности кожи, когда наблюдаются капиллярные сетки, а также синеватые кисти ручек и стопы получают единицу.
Если в целом цвет кожного покрова больше синий, чем розовый, это 0 и срочная госпитализация крохи в камеру для медицинского выхаживания - Дыхание у новорожденного крохи достаточно частое по медицинским нормативам и составляет до 45 упражнений за 60 секунд. В этом случае малыш получает два балла по шкале Апгар, а доктор приступает к изучению сердечного ритма
Если дыхание имеет меньший ритм, сиплое, то ставят единицу и помогают ребенку дышать через установку оборудования подачи кислорода.
Когда дыхание вовсе отсутствует, медики срочно подключают аппарат искусственной вентиляции легких малыша - Мышечный тонус с оценкой в два балла — это физиологическое напряжение мышц сгибателей у новорожденного, которое обусловлено его позой в утробе. Потому максимальную оценку получает кроха, который лежит полностью сгруппирован с прижатыми ручками и ножками к телу
- Попытки доктора разогнуть ручки и ножки, локти и коленки ребенку встречают слабое сопротивление со стороны последнего — значит будет выставлена единица. Отсутствие тонуса у крохи значит 0 баллов и повод бить серьезную тревогу
- Мимика и рефлексы
Практически все движения малыша, что только родился, имеют рефлекторную природу. Его можно даже поставить на твердую поверхность и, придерживая под мышками, увидеть шажочки. Аналогично обстоит дело с ползанием. Если вы подставите ладошки под его пяточки, когда малыш лежит на животике, то он будет отталкиваться от ваших рук и ползти. Громкий крик и мимика также яркие у крохи, которому поставили максимальный балл по шкале Апгар по данному критерию.
Более слабое проявление рефлексов у ребенка, вместо крика — стон, означают единицу, а полное их отсутствие — ноль баллов и срочная тревога медикам к экстренной помощи.
Молодым родителям не стоит бить тревогу из-за первой оценки физического состояния новорожденного по Апгар. Посмотрите на показатели, которые будут собраны докторами через 5-10 минут. Если наблюдается динамика роста, значит все нормализуется.
Расшифровка состояний по количеству баллов
Максимальная оценка в первые минуты жизни присваивается редко. Чаще новорожденному ставят 8 или 9 баллов по шкале Апгар. А вот на пятой минуте жизни вполне вероятно, что малыш получит десятку. Однако не всегда показатели такие высокие, баллы могут быть значительно ниже. Но критично, только если они приближаются к нулю.
0–2 баллов
Это самые низкие показатели, которые свидетельствуют о серьезных отклонениях в состоянии здоровья. Без немедленных реанимационных мероприятий шансов на жизнь нет.
Врачам нужно добиться того, чтобы на 5-ой минуте было минимум 6 баллов. Этого достаточно для таких детей. До тех пор, пока оценка будет ниже, проводятся реанимационные мероприятия или интенсивная терапия.
Чаще 0–2 балла имеют новорожденные, которые перенесли тяжелую перинатальную гипоксию или асфиксию. Это чревато негативными последствиями в будущем. Вероятнее всего, у ребенка будут неврологические заболевания, например, эпилепсия или ДЦП.
В чем опасность кислородного голодания для ребенка →
2–4 баллов
Оценка свидетельствует о состоянии средней тяжести. Как и в предыдущем случае, чаще виной кислородное голодание во время родов. Однако вероятны и другие причины:
- гипоксия во время беременности;
- фетоплацентарная недостаточность;
- маловодие;
- вредные привычки беременной и другое.
Ребенок, получивший по шкале Апгар оценку 2–4 балла, возможно, будет иметь физические или умственные нарушения в развитии. Главная задача неонатолога и врача-реаниматолога – спасти новорожденному жизнь, поднять показатели хотя бы до 6 баллов. Проводятся мероприятия интенсивной терапии.
4–5 баллов
Это низкая оценка, то есть шансы на жизнь без реабилитационных мероприятий невысокие, однако прогнозы уже более оптимистичные. Состояние новорожденного средней тяжести, но стабильное. Малышу ставится диагноз – гипоксия второй степени, это средняя форма.
Здоровье малыша полностью зависит от скорости реанимационных мероприятий. Каждая секунда может повлиять на будущее крохи. Последствия такой низкой оценки – отставание в умственном и физическом развитии.
6–7 баллов
Если крохе присваивается 6/7 баллов по шкале Апгар, то у него есть легкие отклонения в здоровье. Это, опять же, результат кислородного голодания. Чаще речь идет о гипоксии первой степени, что является легкой формой.
Ребенок самостоятельно дышит, у него есть пульс, при этом он может родиться синим, не так громко закричать при рождении, иметь замедленное сердцебиение. В реанимационных мероприятиях кроха не нуждается, однако врачебная помощь ему нужна, чтобы избежать последствий гипоксии в будущем.
7–8 баллов
Оценку в 7–8 баллов при рождении по шкале Апгар может получить здоровый ребенок, который родился с повышенным мышечным тонусом, негромко закричал, имел синюшные ручки и ножки. Эти отклонения никоим образом не влияют на здоровье, легко корректируются.
Как правило, дети с такой оценкой на 1-й минуте достигают 8–9 баллов на 5–10 минуте.
8–9 баллов
Оценку в 8–9 баллов по шкале Апгар означает, что ребенок здоров, отклонений нет. Мамам совершенно не нужно переживать, что это не десятка, существенной разницы нет.
Большое значение имеет не только оценка по шкале Апгар, но и динамика. Если она положительная, например, на 1-й минуте баллы невысокие, но на 5–10-й они значительно увеличиваются, то это хорошо. Прогноз в таком случае оптимистичный. Если же происходит все наоборот, результаты меняются от высоких к низким, то это плохой признак.
Объяснение показателей новорожденного
В современной медицине пользуются шкалой Апгар, чтобы дать оценку состоянию здоровья ребенка сразу после его появления на свет.
Разработана данная методика была в 1952 году Вирджинией Апгар из Америки, которая по профессии была врачом-анестезиологом. Она оказалась настолько универсальной и простой в использовании, что шкалу применяют по настоящее время во всем мире, с тем лишь различием, что в некоторых странах она имеет другое название (адаптированное под местный язык).
В аббревиатуре слова APGAR каждая буква имеет свое значение:
- Appearance – цвет кожных покровов, Pulse – пульс ребенка, Grimace – гримаса, движения мимики;
- Activity – активность совершаемых движений, Respiration – дыхание.
Как правило, вторая оценка превышает на 1-2 балла первую, так как новорожденный ребенок уже успевает немного “освоиться”.
https://youtube.com/watch?v=4ZaQ-5-qP0o
Баллы присваиваются за обязательную оценку следующих критериев (где 0 – это минимальное значение, 1 балл – среднее значение, и 2 балла – высокий показатель):
- Работа сердца. Врачом-неонатологом определяется частота пульса в минуту, для этого число ударов за 6 секунд умножается на 10. Пульс у новорожденных деток более частый, чем у взрослого человека, и в норме составляет около 120-140 ударов в минуту. Наивысшая оценка в 2 балла ставится при количестве ударов от 100 в минуту и больше, 1 балл – менее 100 ударов, и 0 баллов – при отсутствии сердечной деятельности, либо при единичных сокращениях сердца (в данном случае требуется срочная реанимация).
- Дыхание. Количество вдохов у новорожденного ребенка варьируется в пределах 40-45 в минуту. Если первый вдох сопровождался громким криком, малыш получит оценку в 2 балла, если при рождении крик был слабым, больше походил на стон – 1 балл, при отсутствии крика и слабой дыхательной деятельности – 0 баллов.
- Мышечная активность. Обычно, при рождении, дети совершают активные движения своими ручками и ножками, за что получают 2 балла. Если мышечная деятельность слабая – 1 балл, отсутствует – 0 баллов.
- Наличие/отсутствие рефлексов. Уже с самого рождения у маленького человечка присутствуют такие рефлексы, как – дыхательный, сосательный, глотательный и др. Данный критерий подразумевает оценку их наличия.
- Кожные покровы, цвет. При визуальном осмотре оцениваются кожные покровы и слизистая. Их цвет должен иметь оттенок от светло-розового до “красноватого”. При наличии синюшности – 1 балл, общая бледность и выраженная синюшность – 0 баллов (это может свидетельствовать о гипоксии, либо наличии патологии).
После оценки всех критериев выводится суммарный балл, на практике он никогда не достигает 10 баллов в первые секунды жизни (не более 15% новорожденных удостаиваются такой оценки).
Через пять минут проводится повторная оценка. В случае необходимости состояние ребенка оценивают по несколько раз, каждые пять минут.
Хорошим показателем являются следующие значения: 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10. В данном случае с ребенком всё хорошо, и его передают под мамину опеку.
При показателях 5/7, 6/7, 7/8 жизни ребенка ничего не угрожает, видимых патологий нет, но новорожденному требуется усиленное внимание. При значениях 4/5, 5/6, 6/6 требуется наблюдение со стороны медицинского персонала на протяжении не менее 5 дней, в случае необходимости, оказание помощи. При значениях 4/5, 5/6, 6/6 требуется наблюдение со стороны медицинского персонала на протяжении не менее 5 дней, в случае необходимости, оказание помощи
При значениях 4/5, 5/6, 6/6 требуется наблюдение со стороны медицинского персонала на протяжении не менее 5 дней, в случае необходимости, оказание помощи.
Если оценка здоровья новорожденного “по Апгар” составила от 4/4 баллов и менее, то состояние расценивается как тяжелое, часто требует вмешательства врачей и проведения ряда процедур, реанимации.
У недоношенных детей, которые появились на свет раньше положенного срока, оценка здоровья в 5/7 уже считается хорошей.
Исходя из всего вышеперечисленного, оценка здоровья по шкале Апгар в 8/8 баллов – это хороший показатель, и повода для переживаний нет. Ведь, как известно, молодые мамы переживают по любому поводу, а им лучше поберечь свои нервы и здоровье ради ребенка.
На сегодняшний день, данная оценка в 8/8 баллов является самой распространенной. Данная система оценки здоровья новорожденного является быстрой, и была создана с целью – выявить необходимость ребенка в срочной реанимационной помощи. Она была создана для врачей, и на состояние здоровья в последующую жизнь ребенка никак не влияет.
Показатели, оценивающиеся по шкале
Цвет кожи (Appearance)
Показатель оценивается визуально и характеризует полноценность кровообращения. В идеале младенец должен быть розоватым. Такое состояние равняется 2 баллам. Многие дети появляются на свет с красной или розовой кожей и синюшными конечностями.
Такой вариант параметра оценивается в 1 балл. Бледность или синюшный оттенок всех кожных покровов часто указывает на гемолитические заболевания, связанные с разрушением эритроцитов и оценивается в 0 баллов.
Частота сердцебиения (Pulse)
120-140 ударов в минуту – это нормальный пульс новорожденного. Такое состояние равняется отметке 2. При количестве ударов менее 100 раз в минуту акушер или неонатолог ставит 1 балл. При отсутствии пульса ребенок набирает 0 пунктов.
Рефлекторная реакция на стимуляцию (Grimace)
После отсасывания специальным катетером слизи из носовых проходов доктор анализирует реакцию ребенка. Младенец должен кричать, кашлять или, например, чихать. Также ответная реакция проявляется в виде хаотичных движений. Тогда ставится оценка 2. При вялых движениях неонатолог ставит 1 балл. Отсутствие рефлексов – 0 баллов.
Мышечный тонус (Activity)
Во время пребывания в утробе матери ребенок находится в небольшом пространстве. Из-за этого после рождения малыш активно машет и дергает ручками и ножками. Этот параметр свидетельствует о повышенной активности мышц и оценивается на 2.
При сниженном тонусе, когда отмечаются слабовыраженные сгибания, ставится отметка 1. При отсутствии движений, если конечности свободно свисают вдоль туловища, присваивают 0 баллов.
Дыхание и крик (Respiration)
После контакта с новой средой ребенок должен незамедлительно сделать первый вдох, который сопровождается криком. Громкий плач указывает на высокие адаптационные возможности организма в новой среде, а также помогает интенсивнее дышать.
Частота дыхания составляет 40-45 раз в минуту. Это 2 пункта. При неравномерном и поверхностном дыхании, слабом крике ставят оценку 1 балл. Асфиксия – это 0 баллов.
Норма и отклонения
На первой минуте 10 баллов по апгар – это редкость. Такой результат встречается в 15% в мире и в 5% в нашей стране. Самое распространенное значение 7-9 баллов, и такие дети не нуждаются в специальных мероприятиях. Достаточно обычного ухода и полноценного кормления.
Если при рождении не наблюдается сердцебиение или пульс слишком медленный, отсутствуют рефлексы, тогда выставляется не более 3 б. После реанимации проводится повторное оценивание.
4-6 баллов выставляются тем детям, которые неполноценно реагируют на раздражители, пульс менее 100 ударов. При массаже и правильной медицинской помощи можно в первые пять минуть состояние восстановить и оценить в 7-8 баллов.
Только в этом случае можно надеяться на хороший прогноз.
Хотя есть и исключения, кода на 1 минуте у малыша 3 балла, а к пятой – десятой уже 7, что считается удовлетворительным или даже хорошим результатом.
Чаще всего низкие результаты связаны с кислородным голоданием, которое возникает в процессе родовой деятельности.
Новорожденного по шкале оценивает педиатр. Сам процесс занимает буквально полминуты и этого достаточно, чтобы проверить малыша на все рефлексы.
Шкала Апгара новорожденных в таблице
Балл/критерий | Кожный покров | Пульс | Гримаса | Активность | Рефлексы |
Белый или синий | Отсутствует или еле-еле пробивается | Реакции нет | Мышечный тонус очень слабый | Отсутствуют | |
1 | Розовый, здоровый, конечности немного синеватые | Меньше 100 уд/минуту | Гримасничает, кривится | Слегка сгибает ручки и ножки | Слабые, дыхание медленное |
2 | Полностью розовый цвет (чаще всего бывает у детей, которые появились при кесарево) | 100-140 уд/минуту – это считается идеальная частота СС | Гримасничает, кривится, кашляет, чихает | Активно двигает конечностями, крутит головой | Отличные рефлексы, дыхание равномерное (40-45 вдохов), здоровый детский крик |
По представленным критериям и оценивают врачи детей. Например, когда у малыша все показатели в норме, то за каждый критерий он набирает по 2 бала и в результате получает 10. Чаще всего Апгар 8 баллов на первой минуте у деток из-за синюшности кожного покрова. Цвет немного темнеет из-за того, что воды отходят намного раньше, чем малыш рождается, поэтому у него может быть недостаток кислорода. Если роды прошли хорошо и нет никаких врожденных патологий, то верхний слой эпидермиса розовеет за считанные минуты. Именно из-за этого, на 5 минуте результат всегда выше.
У недоношенных деток результаты всегда ниже, и это не считается отклонением.
Дыхание
Дыхание оценивается по шкале Апгар одним из первых, так как это один из важнейших критериев жизнедеятельности:
- Если дыхание синхронное и равномерное без всяких перебоев, тогда выставляется высокий балл и врач переходит к измерению пульса.
- Когда малыш дышит самостоятельно, но при этом возникают перебои или судороги, оценка ставится низкая, и при этом нужно незамедлительно провести вентиляцию легких.
- Если дыхание отсутствует, ребенка по Апгар оценивают в 0 баллов и начинают реанимировать. Сначала пытаются запустить работу легких с помощью кислородного мешка, если же нет результатов, тогда новорожденного перевозят в реанимацию и подключают к аппарату искусственного дыхания.
Ребенок может дышать по-разному. У него еще не развиты легкие и для полноценного дыхания нужно время. Здоровый малыш должен делать в среднем около 42 вдохов.
Оценка сердцебиения
Существует несколько методов, по которым оценивается частота сердечных сокращений у новорожденного, которыми пользуются педиатры:
- выслушивание;
- прощупывание впадины на груди;
- прощупывание пульса на артериях.
6 секунд,
Метод 6 секунд актуален только в случае, когда у ребенка ровное и полное дыхание.
Оценка верхнего слоя эпидермиса
Если кожные покровы чрезмерно синие, это говорит о недостатке кислорода. В таком случае необходимо обеспечить малыша кислородной ингаляцией до полного восстановления естественного цвета кожи.
Когда кожа розовая или с небольшой синюшностью – это нормально. В таком случае ставят от 7 баллов по шкале Апгар и прикладывают младенца к груди матери, или кладут на грудь отцу, в случае оперативного вмешательства.
Шкала Апгара в примерах
Для формирования детального представления по поводу состояния новорожденного, родителям целесообразно ознакомиться с примерами оценок по Апгар и их расшифровкам:
- 0/2, 1/2, 2/2, 2/3, 3/3 – состояние ребенка в данном случае считается критичным и требует незамедлительного оказания экстренной медицинской помощи;
- 3/4, 4/4, 4/5, 5/6, 6/6 – здоровье малыша при подобных оценках является нестабильным и требует тщательного контроля со стороны неонатологов и педиатров не только в течение первых нескольких часов жизни, но и на протяжении всего первого месяца;
- 5/7, 6/7, 7/8, 8/8 – получив такие оценки, грудничок может считаться относительно здоровым, однако чаще всего обладает общей слабостью и истощенностью организма в целом, что обуславливает необходимость со стороны медиков мониторить его состояние в течение первых суток после рождения;
- 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – показатели, свойственные абсолютно здоровым детям, не нуждающимся в специфическом уходе и наблюдении со стороны медицинского персонала.
Шкала Апгара, использующаяся для оценки состояния новорожденных уже на протяжении многих лет, является единственным, относительно объективным, методом быстрого определения необходимости проведения реанимационных мер для малыша.
Тщательно изучив вышеприведенную информацию, родители смогут понять, каким образом специалисты оценивают здоровье ребенка с помощью данной системы, а также, стоит ли волноваться из-за озвученного врачами количества баллов по Апгару.
Критерии шкалы Апгар — оценки новорождённых по шкале Апгар
Разработчик метода — Вирджиния Апгар, врач — анестезиолог, которая впервые обнародовала его в 1952 году на очередном ежегодном Конгрессе анестезиологов. Сейчас этой оценочной шкалой пользуются в родовспомогательных учреждениях всего мира. По мнению специалистов, это самый точный способ определения состояния жизнеспособности организма новорождённых на сегодняшний день.
Шкала Апгар — оценка новорождённых по шкале Апгар — включает 5 критериев:
1. Кожа.
2. Сердце.
3. Врождённые рефлексы.
4. Мышцы.
5. Дыхание.
Если точнее, критерии идут именно в таком порядке и по начальным буквам составляют в целом имя разработчика:
Appearance — цвет кожи.
Рuls — сердечная деятельность.
Grimace — мимика.
Activity — тонус мышц.
Respiration — дыхание.
Каждый из пяти представленных пунктов, как упоминалось, оценивается от 0 до 2:
0 баллов — признак отсутствует;
1 балл — слабая выраженность;
2 балла — вариант нормы: яркая выраженность.
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА
С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.
Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека.
С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов, они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
10 дней жизни — удерживает в поле зрения движущийся предмет, Вздрагивает и мигает при резком звуке
18 – 20 день жизни — Удерживает в поле зрения неподвижный предмет
1 месяц — Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета. Прислушивается к звуку, к голосу взрослого. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяц — Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м). поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Всегда отвечает улыбкой на разговор взрослого. Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.) Произносит отдельные звуки
3 месяца – длительное сосредоточение взягляда на предмете. В ответ на общение отвечает улыбкой, оживленным движением рук, ног, зввуками. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении
4 месяца – узнает маму. Захватывает и рассматривает внимательно игрушки. Более продолжительно лежит на животе опираясь на предплечья. Появляется длительное гуление. Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. Первыйф переворот со спины на живот
5 месяцев – отличает чужих от близких. Узнает голос родного человека. Берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке. Певучее гуление. Ест из ложки. Переворачивается с живота на спину и со спины жа живот
6 месяцев – активно переворачивается со спины на живот и с живота на спину, приподнимает таз. Может ползать по пластунски. Начало лепета.
7 месяцев – игрушки перекладывает из руки в руку. Хорошо ползает в разных направлениях, на вопрос где взглядом находит предемет о котором спрашивают. Подолгк лепечет. Появляются первые слоги.
8 месяцев – сам садится, сидит, ложится, встает у опоры, может передвигаться вдоль опоры. Повторяет заранее заученные простые действия («ладушки, дай ручку»). Произносит отчетливо отдельные слоги
9 месяцев – подрожает взрослому, повторяет за ним слоги, активное ходит вдоль опоры. Осознанно ишрает с игрушками
10 месяцев – может выполнять простые просьбы (возьми игрушку)
11 месяцев – может складывать пирамидку, стоит без опоры. Произносит первые простые слова.
12 месяцев – ребенок пытается самостоятельно ходить. Знает 5-10 простых слов
Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога
Вирджиния Апгар, которая придумала шкалу APGAR
Что такое шкала Апгар? Это простой, признанный во всем мире способ быстро оценить по десятибалльной шкале состояние новорожденного, чтобы понять, насколько малыш нуждается в экстренной помощи и, если новорожденных несколько, кому уделять первоочередное внимание и выявить необходимость реанимационных процедур. Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар. Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно “мужской территорией”
Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно “мужской территорией”
Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар. Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно “мужской территорией”.
Уважаемая врач-анестезиолог, долго работавшая в акушерстве, и не думала вносить свою фамилию в анналы истории. Однако через 11 лет венгерский педиатр Йозеф Буттерфилд придумал удобное мнемоническое правило, привязав к каждой букве фамилии Apgar один из критериев оценки состояния новорожденного.
Фамилия Вирджинии оказалась удачным акронимом и для других европейских языков. В немецком это Atmung, Puls, Grundtonus, Aussehen, Reflexe, в испанском – Apariencia, Pulso, Gesticulación, Actividad, Respiración. На русском языке удачного мнемонического правила не существует, так что нашим акушерам пришлось заучить пять критериев без всяких подсказок.