Алалия в 4 года. признаки и лечение

Почему тысячи пациентов выбирают Центр АКМЕ

Центр АКМЕ более 10 лет помогает детям и их родителям побороть алалию и стать полноценными членами общества. Коррекция алалии зависит от формы заболевания и назначается индивидуально для каждого маленького пациента.

В процессе лечения глобальную работу проводит логопед и другие смежные специалисты, составляя схемы коррекции и реабилитации в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка. Курсы с логопедом призваны развить речевые навыки ребенка, научить правильному произношению слов и построению фраз, расширению словарного запаса.

Все занятия проводятся в игровой форме: ребенок расслаблен и заинтересован в процессе

Игра помогает развить память, внимание и понимание сути предметов, их функций и назначения

Логопедический массаж нацелен на расслабление мышц лица, тонизированию мышечной ткани. Это позволяет уменьшить проявление части симптомов.

Особую роль в коррекции играет физиотерапия — воздействие электрическими импульсами на определенные зоны мозга. Это абсолютно безопасно и безболезненно.

Центр «АКМЕ» работает по безмедикаментозным методикам. Только в крайних случаях пациенту прописываются те или иные препараты.

Вовремя привлеченные грамотные специалисты, владеющие современными методиками лечения алалии помогут ребенку избавится от заболевания, полноценно влиться в жизнь общества, а главное — обучаться в простой школе наравне с другими сверстниками.

За 10 лет работы Центр «АКМЕ» помог более 1578 пациентам, которые после прохождения курса реабилитации радуются жизни полной красок и эмоций.

Чтобы ваш ребенок как можно раньше подарил вам и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных)

При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию

Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Лучшие врачи по лечению алалии

8.4

Логопед
Дефектолог
Врач второй категории

Лысова Олеся Дмитриевна

Стаж 7
лет

Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр

г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3

Медведково
740 м

8 (495) 185-01-01

8.1

Логопед
Дефектолог
Врач второй категории

Матева Елена Михайловна

Стаж 9
лет

Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр

г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3

Медведково
740 м

8 (495) 185-01-01

8.4

Логопед
Дефектолог
Врач второй категории

Агафонова Алина Олеговна

Стаж 2
года

Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр

г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3

Медведково
740 м

8 (495) 185-01-01

8.9

Логопед
Нейропсихолог

Ильичева Алина Николаевна

Стаж 14
лет

Ильичева Алина Николаевна

г. Москва, Новослободская, д. 18

Менделеевская
60 м

Деловой центр
120 м

Выставочная
590 м

8 (495) 185-01-01

8.2

Логопед

Гернец Анастасия Александровна

Стаж 13
лет

Медцентр ПреАмбула Кузьминки

г. Москва, ул. Окская, д. 3, корп. 1

Кузьминки
1.5 км

8 (499) 969-27-90

8.2

Логопед

Суворкина Евгения Григорьевна

Стаж 2
года

Центр восстановительного лечения БиАТи

г. Москва, Циолковского, д. 7

Тушинская
2.2 км

8 (495) 185-01-01

Как помочь ребенку с алалией

Несмотря на тот факт, что нарушение речи в данном случае связано с поражением определенных зон мозга, коррекционные меры вполне могут улучшить положение. Самое главное — не ждать «у моря погоды», надеясь, что ситуация образуется сама.

Дело в том, что при алалии происходит довольно обширное нарушение, при котором мозг не в состоянии сам его компенсировать.
Коррекция алалии должна быть комплексной при сочетании медикаментозных и психолого-педагогических мероприятий.
При необходимости невролог назначает лекарственные препараты, способствующие стимулировать созревание мозговых функций. Кроме того, детям-алаликам показаны физиотерапевтические процедуры.

Основную роль в работе над коррекцией данного состояния, несомненно, принимают на себя логопеды-дефектологи. Именно им достается самый сложная задача — научить ребенка говорить.

Занятия у дефектолога строятся с обязательным учетом индивидуального состояния ребенка и уровня недоразвития речи. В ходе коррекции проводится работа по:

  • Формированию понятийного аппарата.
  • Расширению активного и пассивного словарного запаса.
  • Улучшению звукопроизношения.
  • Развитию общей и мелкой моторики.
  • Правильному словообразованию и формированию связной речи.
  • Развитию слухового внимания и фонематической речи. Подробнее о фонематическом недоразвитии речи.
  • Воспитанию устойчивого внимания, развитию памяти и мышления.

В чем опасность травмирования головы?

Если травма тяжелая, последствия будут обязательно. Они зависят от поврежденного участка мозга, проявляются в том, что нарушаются определенные функции организма. Наиболее опасными считают проблемы, связанные с дыханием либо глотанием. В таких случаях лечение будет проводиться в реанимации с подключением к аппарату искусственного дыхания. Питание в это время через зонд либо внутривенно. В особо тяжелых случаях даже такие меры не помогут, и пациент может умереть.

После перенесения тяжелой черепно-мозговой травмы у ребенка могут диагностировать посттравматическую энцефалопатию. Проявления заболевания зависят от степени его тяжести, в частности, проблемы со сном, судороги, психозы, снижение интеллекта и др. Нередко развивается эпилепсия. При таких состояниях назначается противосудорожное лечение, которое будет проводиться постоянно.

Вследствие менее тяжелых травм могут нарушиться двигательные или когнитивные функции. Ребенок может перестать говорить, снижаются интеллектуальные способности. Успех выздоровления во многом зависит от правильности выбора реабилитационных мероприятий.

Иногда последствия травмирования головы проявляются даже через несколько лет. Учитывая то, что лобные доли головного мозга развиваются до 16-летнего возраста, когда в раннем возрасте ребенок получает ЧМТ, через достаточно большой промежуток времени могут появиться проблемы с функциями речи и мелкой моторикой.

Независимо от того, какими будут последствия полученной травмы головы, нельзя отказываться от наблюдения у невролога, который должен контролировать, как развивается ребенок, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы

Это очень важно, чтобы своевременно подобрать корректирующие методы

Симптомы алалии

Если ребенку уже исполнилось 3 и более лет, а его речь все еще плохо развита или вовсе отсутствует, то необходимо немедленно обратиться к врачу и пройти обследование, так как возможно, что речь идет об алалии.

Клиническая картина зависит от вида алалии. У детей с моторной алалией навыки речи развиваются очень медленно. Малыш плохо формулирует мысли и произносит слова, но прекрасно понимает, что ему говорят другие люди.

Основными клиническими признаками данного вида алалии являются:

  • позднее начало речи, ребенок может начать говорить только в 4 года;
  • малыш путает слова, которые звучат похоже, нелогично строит предложения;
  • часто ребенок видя, что у него не получается, отказывается разговаривать, замыкаясь в себе;
  • ребенок становится невнимательным, заторможенным или, наоборот, гиперактивным.

Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы ребенка на выздоровление. Отсутствие своевременной терапии заболевания может привести к развитию целого ряда тяжелых последствий, вплоть до умственной отсталости.

При сенсорной форме заболевания происходит поражение части мозга, которая отвечает за восприятие речи. В результате ребенок алалик не может сопоставить зрительный образ предмета с его звуковым обозначением, то есть он все прекрасно слышит, но не понимает, о чем идет речь.

Основные клинические признаки сенсорной алалии:

  • ребенок много и с удовольствием болтает, но окружающие не могут понять, о чем идет речь;
  • замена букв;
  • отсутствие пауз между словами, в результате чего на слух несколько слов, произнесенных ребенком, воспринимаются как одно;
  • плохое восприятие человеческой речи на слух;
  • развитие умственной недоразвитости;
  • сочетание замкнутости с приступами повышенной эмоциональной и физической активности.

Существует также смешанная форма алалии, при которой поражается большая часть мозга. Клинически данная форма проявляется тем, что дети не могут разговаривать сами и не понимают, что им говорят другие люди. Смешанная форма болезни с трудом поддается терапии и имеет самый неблагоприятный прогноз.

Следует помнить, что заболевание может проявляться не сразу. Если ребенок плохо говорит в 3-4 года или речь у него вообще отсутствует, то необходимо немедленно обратиться к доктору. Чем раньше будет начата терапия, тем более эффективной она будет.

Причины алалии

Так как заболевание может возникать на разных этапах жизни ребенка, начиная с внутриутробного развития, то и причины развития алалии могут быть самыми различными.

Во время внутриутробного развития причинами данной патологии могут стать:

  • сильный токсикоз у будущей матери;
  • кислородное голодание плода;
  • инфекция;
  • некоторые инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • наличие у будущей матери ряда хронических патологий;
  • травмы плода.

Повреждение мозга может произойти и во время родов под воздействием следующих причин:

  • асфиксия;
  • человеческий фактор (например, малыша после родов случайно уронили);
  • недоношенность младенца;
  • неаккуратное применение акушерских инструментов;
  • повреждение черепа.

Развитие алалии может произойти и после родов, в результате воздействия следующих причин:

  • неблагоприятные условия проживания ребенка;
  • механические травмы головы;
  • перенесенный ребенком менингит, энцефалит;
  • ЧМТ;
  • детские заболевания, которые могут давать осложнения на мозг;
  • операции с использованием анестезии;
  • рахит;
  • некоторые вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и ряд других).

Профилактика алалии

Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.

Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.

Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами

Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры

При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование. При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков

При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.

Как лечить алалию, избавиться от алалии, как лечить моторную и сенсорную алалию?

Сарклиник знает, как лечить алалию, как вылечить недоразвитие речи, алалию у детей раннего, дошкольного, школьного возраста, как избавиться от алалии в Саратове! Опытный врач подскажет выход из тяжелой алалии! Эффективные методы лечения помогли избавиться от алалии многим нашим пациентам. Эффективное лечение алалии, занятия дают отличные результаты, развивают познавательную деятельность, формируют звуковой и морфологический анализ, восстанавливают смысловую стороны речи. Специальные рефлексотерапевтические методики активизируют речевые центры головного мозга Вернике и Брока, ассоциативные речевые зоны, что позволяет улучшить понимание речи, звукопроизношение и дикцию, увеличить словарный запас. 

На сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно задать вопрос доктору и получить краткий ответ по лечению алалии.

На первой консультации в сарклиник Вы можете получить информацию по лечению болезни алалия и следующим вопросам. Что такое экспрессивная алалия у детей? Нужна ли логопедическая работа при алалии (логопед, логопедия)? Что такое психологическая оптическая сенсорно моторная (сенсомоторная) алалия? Чем опасна афферентная эксперссивная или экспрессивная алалия? Какие особенности и прогноз детей с речевыми расстройствами и нарушениями? Что такое афазия, онр, дизартрия, аутизм, дислалия?

Информация о лечении в Сарклиник:

Что делать, если ребенок не говорит?

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: Stephaniefrey | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Массаж при алалии

Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.

Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение

Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам

Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности

У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Моторная алалия у ребенка

Моторная алалия у детей

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.

Явление выражается в следующем:

У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге

Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться

Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.

Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».

Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.

Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.

Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни

Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь.  На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия симптомы может иметь различные — как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).

Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).

Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.

При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.

Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.

Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.

Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.

При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться

Симптомы

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок). В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях

Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга

Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы

Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector