Алалия. симптомы, диагностика и лечение

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Лечение

Лечение проводится по нескольким направлениям.

Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках
специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими,
продолжительными занятиями.

Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает
произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных
картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.

Когда достигнут
определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на
картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и
склонениями.

Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с
использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.

Успех лечения во многом зависит от
домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при
непосредственном участии родителей.

Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает
отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется
вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с
помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.

Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от
состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и
другими процедурами.

Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга
электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих
обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.

Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение
мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15

Большое внимание уделяется
сбалансированному рациону питания

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению

Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
На втором этапе формируют начальные речевые навыки

Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Врачебный прием и лечение алалии

Терапия этого непростого состояния у ребенка начинается с обращения к логопеду-дефектологу и является комплексной. Вектор врачебных усилий направлен не только на развитие речи, но и на совершенствование других важных функций головного мозга – памяти, внимания, мышления, а также на коррекцию поведения.

Фармакотерапия. Каждая клиника нашей сети предлагает лечение алалии с приемом лекарственных средств, стимулирующих созревание мозговых структур и нормализующих передачи импульсов по нервным волокнам. Назначает препараты врач-невролог индивидуально, после осмотра ребенка.

Физиотерапия. При выявлении этого заболевания в схеме терапии используются возможности рефлексотерапии (иглоукалывания), микротоковой терапии, магнитотерапии, лекарственного электрофореза и электростимуляции.

Коррекционная работа логопеда-дефектолога. Формирование речевых навыков – во многом задача именно специалиста логопеда-дефектолога, который подходит к ее решению поэтапно

Очень важно то, что врачи наших центров всегда, переходя к новому этапу, последовательно опираются на успехи предыдущего. Так, сначала решается задача по улучшению понимания речи других людей и умения говорить односложными предложениями

После этого специалист обучает ребенка строить предложения из двух слов и логично реагировать на речь окружающих. Следующий этап – воспроизведение сложных слов из 2-3 слогов и построение предложений из 2-3 слов. Завершив освоение этого этапа, логопед-дефектолог учит маленького пациента первичным навыкам связной речи (умению составить 2-3 коротких предложения) и делает акцент на правильности произношения звуков. Следующий этап – дальнейшая работа со словарным запасом ребенка, расширение объемов предложений, освоение азов пересказывания простых сказок и рассказов.

Работа с детским психологом. Этот вид терапии необходим для коррекции поведения, которое часто страдает у детей с недоразвитием речи.

Педагогические приемы

Записаться на занятия с детьми с алалией очень важно для родителей, так как логопед-дефектолог обязательно даст им индивидуальные рекомендации для самостоятельной работы с ребенком дома. Это будут рекомендации по правильной организации речевого режима

Также врач посоветует семейные игры, развивающие мелкую и общую моторику, помогающие формированию правильного диафрагмального дыхания, необходимого для постановки речи.

Если обратиться в наш центр, чтобы провести лечение алалии, не позднее чем в возрасте 2,5-3 лет, то к моменту, когда ребенок идет в школу, возможно полностью компенсировать расстройство речевой функции, предотвратив интеллектуальное отставание.

Мы гарантируем, что в любой из наших клиник вы найдете чутких специалистов, которые помогут устранить недоразвитие речи у вашего малыша!

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться

Показания к началу Заместительной почечной терапии – гемодиализу:

  • гиперкалиемия выше 6 ммоль/л, метаболичиский ацидоз, который не поддается коррекции;
  • скорость клубочковой фильтрации (СКФ) 10 мл/мин и < , или уровень мочевины крови >36ммоль/л;
  • уремический перикардит;
  • жизнеопасная гипергидратация, отек легких рефрактерный к терапии мочегонными;
  • наличие олигоанурии – выделения в сутки не более 0,5 л мочи даже при форсированном диурезе
  • прогрессирующая уремическая энцефалопатия и/или нейропатия;

В дневном стационаре – отделении гемодиализа вам помогут:

  • Определить причины возникновения почечной дисфункции;
  • Определить патологические изменения: острая или хроническая недостаточность;
  • Провести качественный медицинский осмотр;
  • Назначить диагностику почечной недостаточности;
  • Произвести лечение почечной недостаточности;
  • Составить прогноз по окончанию лечения;
  • Назначить профилактику почечной недостаточности.

Процедура проводится 3 раза в неделю. Длительность ее составляет от 240 мин до 270 мин.

В дневном стационаре проводятся:

  • определение программы или метода диализа, в том числе с учетом степени тяжести основного и сопутствующих заболеваний и наличия инфекционных и неинфекционных осложнений;
  • оценка функции доступа для диализа;
  • изменение предписания лечения методами диализа в зависимости от клинического состояния пациента, функции доступа для диализа и изменения степени тяжести, сопутствующих заболеваний;
  • динамическое наблюдение больных, получающих лечение методами диализа. Проведение антропометрии, измерение артериального давления, пульса, температуры тела, контроль функции доступа для диализа, состояния гидратации или верификация величины «сухого веса», дозы диализа, эффективного времени диализа, не восполняемой ультрафильтрации и других параметров процедуры диализа;
  • назначение и оценку лабораторного и инструментального обследования для обеспечения контроля качества лечения;
  • обеспечивает тщательное обследование больных с нарушением фосфорно-кальциевого обмена, вторичного гиперпаратиреоза, неконтролируемой артериальной гипертензией, проводится лечение интрадиализной гипертензии ежедневными сеансами гемодиализа, ГДФ- ONLINE;
  • диализная терапия Минерально — костных нарушений дополняется современной фармакотерапией, в частности кальцимиметиками, несодержащими кальций фосфат-связывающими препаратами, активаторами рецепторов витамина Д;
  • оценку риска развития осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи методами диализа;
  • выработку рекомендаций по тактике лечения и обследования;
  • обеспечивает отбор, обследование и перевод больных на трансплантацию почки, при необходимости направляет в нефрологическое отделение потенциальных реципиентов и доноров для обследования на предмет возможности выполнения трансплантации;
  • проводит обучение пациентов с хронической почечной недостаточностью и их родственников методам контроля и профилактики осложнений диализного доступа, а также осложнений хронической почечной недостаточности.

Отделение развернуто на 15 ди­ализных мест. Парк аппаратов «Искусственная почка» насчитывает 15 диализных мест, работающих в 4 смены круглосуточно. Для диализа используются диализаторы с мембраной нового поколения (из полисульфона, благодаря высокой проницаемости такой мембраны кровь проходит глубокую очистку, и выводится больший объем токсинов, чем с обычной мембраной из целлюлозы), глюкозосодержащие концентраты диализирующей жидкости, установлена высокопроизводительная система водоочистки, качество воды которой полностью соответствует мировым стандартам

Наше отделение оборудовано пандусами, поручнями, что очень важно для пациентов с ограниченными возможностями здоровья

В отделении гемодиализа пациенты могут получить консультативную помощь всех специалистов НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина –филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Подключение к аппарату искусственной почки и регулярное прохождение процедуры позволяют продлить жизнь от 15 до 25 лет. Пациенты, отказавшиеся от данной процедуры, имеют риск летального исхода намного раньше – за считанные месяцы.

Что такое сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:

  • Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
  • Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
  • Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.

Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.

Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.

По степени выраженности алалия бывает двух типов:

  1. Легкой — когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
  2. Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.

Сенсомоторной алалии присущи:

  • Скудный словарный запас;
  • Позднее формирование речи;
  • Трудности в произношении.

Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.

Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:

  • Нежелание идти на контакт с окружающими;
  • Привязанность к определенной вещи, предмету;
  • Боязнь громких звуков;
  • Беспричинный плач;
  • Навязчивые движения.

Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.

Классификации алалии:

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Домашняя терапия

Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:

  • Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
  • Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
  • Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
  • Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.

Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.

Методы лечения аутизма у детей

Лечение аутизма у детей в Москве дает неплохие результаты. Подтверждением тому являются пациенты НейроЛогопедического центра «Выше радуги». Дети не только успешно учатся в обычных школах, но и посещают спортивные секции, различные кружки по интересам, общаются, дружат.

Безусловно, очень многое зависит от родителей и их принятия уникальности малыша. Взрослые должны осознать необходимость систематической и грамотной поддержки своего ребенка, должны быть готовы всю жизнь создавать такому ребенку особые комфортные условия.

Чтобы получить результат, следует приложить определенные усилия. Во-первых, создать специальные условия для роста и развития ребенка: оградить его от громких звуков и других раздражителей, не менять распорядок дня и привычную обстановку.
Во-вторых, освоить целый ряд важных правил и специфический язык общения с особенным малышом. Да, на это нужно тратить достаточно много сил и времени, но результат того стоит! Для детей с аутичным спектром это вопрос жизни в социуме или без него! Об этом нужно обязательно помнить!

Большинство детей-аутят талантливы в определенной области, следует помочь им раскрыться. Они по-другому воспринимают и понимают окружающий мир, необходимо научить их жить и взаимодействовать в обществе.

Специалисты нашего центра разрабатывают индивидуальные коррекционные программы для каждого малыша, обучают родителей особенностям грамотной коммуникации с ребенком.
Методики лечения направлены на улучшение интеллектуального, поведенческого, социального, эмоционального, двигательного, сенсорного и речевого развития. Работа осуществляется поэтапно.
Дважды в месяц проводится консилиум специалистов (нейропсихологи, дефектологи, специалисты сенсорной интеграции, ритмотерапевты, логопеды, инструкторы нейроакустических программ), с учетом динамики состояния вносятся те или иные изменения в программу реабилитации.

Необходимо помнить, что всегда можно добиться социализации ребенка. Правильная коррекция состояния позволит улучшить взаимодействие ребенка со сверстниками и окружающим миром, самоконтроль, эмоционально-волевую сферу, учебную мотивацию, нейродинамику, концентрацию внимания. А это, в свою очередь, предотвратит задержку речевого и интеллектуального развития. При своевременном обращении к специалистам возможно минимизировать аутичные проявления, обучить ребенка самостоятельности и полностью его адаптировать к социальной жизни.

Причины возникновения

Алалия развивается как речевое нарушение неврологического характера, причинами ее возникновения являются:

  • в перинатальный период — токсикоз, гипоксия, внутриутробное инфицирование плода, падение беременной, повлекшее за собой травму плода, развитие сердечной недостаточности у матери либо у плода и др.;
  • при родах — недоношенность плода, асфиксия новорожденных, наличие у плода внутричерепной травмы, вызванной преждевременными родами, неумелое использование акушерами инструментария и др.;
  • в первые годы — длительные и частые болезни (особенно в течение первого года жизни ребенка), проведение хирургического вмешательства под общим наркозом, механический травматизм, реакция организма на прививки и др.

Алалия подразделяется на сенсорную и моторную, в зависимости от выделяемого преимущественного компонента болезни — сенсорного либо моторного.

При моторной алалии поражаются участки головного мозга, ответственные за воспроизведение речи. По этой причине у детей не происходит развития экспрессивной речи, хотя речевое понимание сохраняется. Моторная алалия нередко сопровождается неврологической симптоматикой, затрагивающей преимущественно двигательную активность ребенка, что проявляется в неловких и недостаточно скоординированных движениях, слабой моторике пальцев верхних конечностей и снижении крупной моторики.

Страдающий моторной алалией ребенок может быть как слишком подвижным и активным, так и чересчур малоподвижным и заторможенным. Большая часть таких детей имеет пониженную работоспособность, быстро утомляется, к тому же у них нарушается моторная функция всего тела.

При сенсорной алалии речь у детей часто отсутствует полностью, при этом нарушается еще и понимание речи посторонних людей. В результате дети сохраняют физический слух, но перестают воспринимать речь окружающих их людей, поскольку развитие сенсорной алалии влечет за собой поражения участков мозга, ответственных за слуховое восприятие речи и ее дальнейший анализ.

Ребенок, больной алалией с преобладающим сенсорным компонентом регулярно сталкивается с множеством повседневных проблем, поскольку нарушенная моторика наслаивается на нарушенное восприятие речи, стремительно перерастая в нарушение коммуникативного характера, в результате чего ребенку становится трудно понимать сверстников, так как их речь перестает им восприниматься. Итогом нередко является импульсивное, или же, наоборот, замкнутое поведение, быстрая утомляемость и неспособность сосредоточиться. Нередко подобный диагноз по своим симптомам напоминает аутизм, а потому большое значение придается правильной диагностике.

Наш центр разработал и запустил специальную программу по диагностике, благодаря которой диагнозы больных детей можно четко идентифицировать, разделяя алалию и аутизм.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности

У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Причины и симптомы

Одна из причин появления алалии — поражение речевых центров в коре головного мозга, происходящее в период внутриутробного развития или в младенческом возрасте. Эффективность коррекции зависит от тяжести заболевания и его формы, а также от своевременной диагностики и времени начала лечения. Например, сенсорную форму алалии тяжело выявить, а вот моторная алалия у детей в 4 года хорошо поддается лечению. В старшем возрасте коррекция тоже возможна, но протекает сложнее.

Основной причиной моторной алалии являются проблемы в работе коры головного мозга в тех участках, где замыкаются нервные пути речедвигательного анализатора. При легкой форме дети прекрасно понимают информацию, исходящую от окружающих, но испытывают проблемы со сложением знакомых звуков в слоги и слова. Вместо членораздельной речи ребенок издает мычание и простейшие примитивные звуки. Тяжелая форма моторной алалии сопровождается полным отсутствием способности к воспроизведению речи; она заменяется мимикой, интонацией и жестикуляцией. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогают при заболевании в любой стадии. Специалисты нашего Центра владеют всеми необходимыми лечебными и педагогическими приемами, включая методики собственной разработки.

Основные симптомы моторной алалии у детей проявляются приблизительно в 4 года

Главные признаки, на которые могут обратить внимание как специалисты, так и сами родители, – это:

  • неспособность построить простую фразу;
  • крайне ограниченный словарный запас;
  • проблемы с произношением — ребенок может менять местами слоги и путать похожие звуки;
  • задержка умственного развития;
  • плохо развитая мелкая моторика конечностей — неспособность удержать в руках мелкие предметы, проблемы в обращении со столовыми приборами, застегиванием пуговиц и иными подобными манипуляциями;
  • слабо развитая координация движений — частые падения, неспособность удерживать равновесие на одной ноге, отсутствие чувства ритма;
  • проблема с концентрацией на одном занятии;
  • быстрая утомляемость.

Порой при моторном типе алалии у ребенка 4 лет или старше могут присутствовать не все эти признаки. Ведущими считаются первые три, указывающие на речевые нарушения. Другие симптомы помогают уточнить диагноз в рамках общего недоразвития речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector