Логоритмика для детей 4-5 лет картотека по логопедии (средняя группа)
Содержание:
- Методики Железновых
- Что это
- Где пройти обучение?
- Что это такое
- Логоритмика для детей 4 лет
- Виды заданий по логоритмике
- Логоритмика для детей 2-3 лет
- Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР
- 8 правил проведения занятий
- Что входит в логоритмику
- Комплексы для детей 2-3 лет
- Составление рабочей программы по логоритмике в ДОУ
- Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет
Методики Железновых
Пальчиковые упражнения Железновой — один из способов проведения пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики в игровой форме. Такие игры идеально подойдут для детей от двух до пяти лет. Все игры сопровождаются веселыми песенками и стишками.
Играя в пальчиковые игры Екатерины Железновой, дети получают различные сенсорные впечатления, учатся сосредотачиваться на каком-либо конкретном занятии, тренируют внимательность. Герои таких игр — дождик и солнышко, бабочка и паук, козочка и заяц — приводят в восторг малышей 1,5—2 лет. Эти персонажи помогают научить детей счету, понять значение слов «выше», «ниже», «право», «лево», «сверху», «снизу». Насколько крохе придется по душе игра, зависит от презентации ее взрослым
Для самых маленьких большое значение имеет спокойствие, ласка, бережность и осторожность прикосновений
Для трех-пятилетних детей важна речь и выразительность мимики взрослого, поэтому, чтобы рассказать стишок выразительно, потребуется выучить его наизусть.
С играми, где необходимо действовать пальчиками по очереди, к примеру, «2 рыжих таракана» или «2 толстеньких поросенка» самостоятельно могут справиться только малыши, которым уже исполнилось четыре-пять лет. Ребенок младше этого возраста выполняет упражнения только с помощью взрослого.
Что это
Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.
По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов
Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль
Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.
Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.
Где пройти обучение?
В АНО ДПО ««Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» можно пройти программу повышения квалификации:
Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
108 часов (1 мес.)
6900 руб. 4108 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Она подходит логопедам-дефектологам, воспитателям и педагогам дошкольного образования, родителям, которые хотят помочь своим детям в развитии речи. Слушатели курсов знакомятся с методами логоритмики и особенностями их применения для коррекции разных форм речевых нарушений: задержки развития речи, заикания, дизартрии, алалии и т. д.
Программ реализуется дистанционно* – вам не нужно посещать учебный центр. Вы читаете лекции, смотрите вебинары, получаете консультации преподавателей в личном кабинете на сайте. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Занятия логоритмикой со специалистом позволяют скорректировать проблемы в развитии речи ребенка в игровой форме, без стресса. Курсы по логоритмике будут интересны не только специалистам, желающим повысить квалификацию, но и родителям, которые хотят лучше понимать своего ребенка и помогать ему преодолевать трудности.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Что это такое
В учреждениях дошкольного образования логоритмика для малышей и детей 2-3 лет применяется в качестве одного из средств коррекционной педагогики. Интегрированная методика, название которой состоит из двух слов – логопедия и ритмика, необходима для улучшения речи, развития музыкального слуха и координации.
Метод успешно применяется российскими специалистами по коррекционной педагогике, особую роль сыграла в его популяризации Екатерина Железнова. Полный комплекс занятий, использующий различные типы игр и тренировок, включает в себя:
- ходьбу со сменой направления;
- упражнения на развитие дыхания;
- гимнастику, улучшающую тонус мышц;
- артикуляцию стихов;
- пение.
На каждом уроке малыш сталкивается с музыкой, словом и движением, регулярные тренировки приучают его к режиму, они благотворно влияют на формирование опорно-двигательной, речевой и других систем организма.
Логоритмика для детей 4 лет
Для 4-летнего ребенка первостепенную важность имеет физическое развитие, совершенствование двигательных навыков. Также важно учить дошкольников правильному общению, красивому произношению, четкому проговариванию звуков
Делай, как животные
Предложите воспитанникам имитировать движения и звуки разных животных. Например, как ходит и рычит медведь – дети отвечают «р-р-р», при этом двигаются вразвалочку косолапыми шагами. Или, как летит и кричит гусь – игроки отвечают «га-га-га», при этом широко размахивают руками.
Иду-плыву-лечу
Услышав слово «земля», дети топают по полу. При слове «вода» они делают движения руками, словно плывут. А при слове «воздух» взмахивают руками, как птицы при полете.
Овощи
Показывайте воспитаннику иллюстрации овощей, при этом произносите их названия четко по слогам: по-ми-дор, ка-ба-чок, ре-дис, ку-ку-ру-за. Ребенок должен хлопать в ладоши после каждого услышанного слога.
Покорми птиц
Для игры по логоритмике нужно подготовить зерно, горох и небольшие камушки, а также 6 емкостей. Предложите воспитаннику покормить птиц, прилетевших к кормушке. Для этого он должен переложить зерно, горошины и камушки в другую тару. Сначала малыш делает это одной рукой, затем другой, потом двумя. Далее использует только пальцы: большой с указательным, затем со средним, с безымянным и, наконец, с мизинцем.
Поезд
Дошкольники имитируют вагоны поезда: становятся друг за другом, сгибают руки в локтевом суставе, прижимают к бокам, ладони сжимают в кулаки. Начинают двигаться под музыку в соответствующем ритме, топая ногами и одновременно совершая круговые движения руками. Темп музыки меняется, вслед за ним дети меняют скорость движений.
Автомобиль
Дети отвечают на вопросы, сопровождая ответы соответствующими действиями:
- как гудит автомобиль – «би-би-би» – дети давят кулаком о раскрытую ладонь другой руки;
- как шумит мотор – «ж-ж-ж» – делают круговые движения руками, словно управляют рулем;
- как мы быстро едем – «р-р-р» – громко и быстро стучат ногами о пол;
- как шины шуршат об асфальт – «ш-ш-ш» – дети трут ладони одну о другую;
- как вертятся колеса – «та-та-та» – делают круговые движения руками в одну сторону.
Виды заданий по логоритмике
Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.
Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.
Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.
Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.
Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.
Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.
Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.
Загадки
Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.
Стихотворения
С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.
Группа наглядных приемов
Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.
Практические приемы
Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.
Игровые приемы
Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.
Как индивидуализировать задания
Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.
Логоритмика для детей 2-3 лет
На раннем этапе развития образовательное учреждение возьмет на себя организацию обучения. Игровая форма и общество других воспитанников, помогающих друг другу, ускорят усвоение речевых навыков. Но родители не должны полностью перекладывать ответственность на педагогов, чтобы не потерять темп и закрепить достигнутый результат. Игры и упражнения не займут много времени и доставят радость всей семье. Система призвана достичь таких целей, как:
- тренировка речевых навыков или их коррекция;
- оздоровление организма;
- развитие дыхания;
- совершенствование координации;
- эстетическое воспитание;
- улучшение чувства ритма.
В домашних занятиях комплекс базовых упражнений окажется несложен для семьи, игры и скороговорки легко выучить и повторить. Два наиболее популярных цикла занятий основаны на знакомых образов растений и животных, они усилят вовлеченность в процесс и сделают каждый урок не только полезным, но и занимательным.
Дома можно выбирать время и наиболее понравившиеся песни и стихи, настраиваться на внутренние ритмы малыша. Для более старшего возраста добавляются дыхательная гимнастика, пальчиковые упражнения. Занятия следует проводить 2 раза в неделю, ближе к вечернему времени. Родителям придется выделить время на подготовку.
Овощи и фрукты
Фауна и флора традиционно используется в обучении. Упражнения и правила, как заниматься с ребенком, предложены в пособиях и видеоуроках. Они основаны на подражании действиям, происходящим в процессе взаимодействия с пришедшими из сада и огорода растениями.
Малыш вслед за родителями повторяет стихи и выполняет шаги, жесты, приседания, танцевальные элементы. Предлагаются различные задания. Например, во время «соления капусты» малыш читает текст и выполняет движения, имитирующие сбор и рубку кочана, трение моркови, смешивание и посол.
При путешествии в сад или на ферму используются визуальные изображение даров природы, педагог рассказывает о том, как растут фрукты, ягоды, корнеплоды. Далее за родителем или преподавателем повторяются движения, имитирующие сбор фруктов. Допускается прятать в комнате схожие игрушки. Каждое действие сопровождается артикулированным произношением текста.
Животные
Путешествие в мир фауны совмещает стихи и подражательные движения. Ребята танцуют, держа руки на поясе, как жуки, тянут руки вверх, топают. Встретив медведя, начинают косолапить и ходить, переваливаясь с ноги на ногу. Имитируя зайца, начинают вытягивать уши или приседать.
Упражнения наиболее эффективны в группе, когда дети видят движения друг друга. Но в домашних условиях родители могут стать наглядным примером, заранее разучив стихи и движения по видеоурокам. Комплекс быстр и энергичен, хорошо развивает двигательные навыки и умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать в группе.
Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР
При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:
Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)
Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)
Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)
Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)
Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:
Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.
Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются подвижные игры
Важно развивать память, воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры
В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:
Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.
пять друзей все время рядом
Назовем их все, ребята:
Сбоку, словно часовой
Этот палец звать «Большой».
Указательный с ним рядом
Всем покажет то что надо.
Лучший друг его соседний
Называется он «средний».
У него есть постоянный
Друг с названием «безымянный»
А мизинчик меньше ростом,
Отыскать его так просто.
(М. А. Мордвин)
После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:
- Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
- Поочередное дыхание животом-грудью.
- Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)
Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.
8 правил проведения занятий
Методика логоритмики основана на подражании. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослым. Не нужно специально заучивать текстовый материал. Пусть ребенок запоминает его от занятия к занятию, постепенно. На первых занятиях взрослый читает текст и побуждает малыша повторить его. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Как только он начинает повторять все фразы без ошибок и в правильном ритме, ему позволяют проявлять инициативу.
Результаты занятий приходят не сразу. Логоритмикой занимаются 2 раза в неделю примерно по 30 минут, а если ребенок заикается – около 4 раз. Эффект от регулярных упражнений можно заметить минимум через 6-12 месяцев.
Логоритмику проводят увлекательно и весело. Ребенок должен получать от каждого занятия удовольствие. Во время упражнений обязательно нужно использовать игрушки, картинки, яркие костюмы, которые не сковывают свободу движений.
Упражнения нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет ими в совершенстве. Если малыш не может справиться с каким-то движением или текстом, этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, но потом обязательно возвращают
Важно внимательно относиться к подбору музыки. Для логоритмики подходят и детские песенки, и фрагменты классических произведений, и записи звуков природы
Программа должна подстраиваться под ребенка. Можно и нужно менять продолжительность занятий, состав упражнений с учетом индивидуальных особенностей малыша. Фантазия педагога не ограничивается ничем, кроме требования соблюдать единство речи, музыки, и движения.
Речевые упражнения выполняются с максимальной тщательностью. Стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук, туловища под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности действий: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе с наставником и только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.
Педагог должен быть терпеливым. Не нужно расстраиваться или сердиться, если у малыша что-то не выходит – он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Не нужно бросать начатое, как бы сложно не приходилось поначалу. Это правило важно учитывать и родителям – не стоит требовать от ребенка и от специалиста мгновенных результатов.
Что входит в логоритмику
Занятия по логоритмике в дошкольном учреждении включают:
- разные виды двигательной активности – шаг, приседания, прыжки, танцы, хлопанья в ладоши, размахивания руками – такие упражнения обычно применяют как разминку;
- методы коррекции речи;
- артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения;
- пение, зачитывание стихов, произнесение скороговорок;
- пальчиковую гимнастику;
- игры для развития концентрации внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти;
- упражнения для совершенствования мимики, укрепления лицевой и челюстной мускулатуры;
- расслабляющие упражнения, которыми обычно завершаются занятия.
Комплексы для детей 2-3 лет
Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.
Животные
- Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
- Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
- Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
- В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
- Можно использовать историю с медведем и шишкой:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…
Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.
Овощи и фрукты
- Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
- Для урока используются следующие упражнения:
Солим капусту.
Читается стихотворение:
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…
Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.
Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
И морковочки натрем.
Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.
Идем в огород
Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.
Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.
Методика Екатерины Железновой
Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.
Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.
Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:
Автобус
Я еду-еду-еду
Ну-ка повторяйте
Тук-ток
Мишка пляшет
Паучок
Ослик
Составление рабочей программы по логоритмике в ДОУ
Для любого образовательного курса в ДОУ необходимо составление рабочей программы. И логоритмика не является исключением. При этом композиция документа остаётся стандартной:
- целевой раздел;
- содержательный блок;
- организационные компоненты;
- список литературы;
- приложения.
Посмотреть пример составления рабочей программы по логоримтике можно здесь.
Становление речевой функции является одним из определяющих факторов развития ребёнка. Однако у многих детей дошкольного возраста наблюдаются те или иные расстройства речевой функции. При этом логопедическая практика показывает, что выполнение дошкольниками правильно подобранных упражнений помогает исправить часть этих нарушений. Эффективным комплексом таких занятий является логоритмика, сочетающая в себе слово, музыку и движение.
Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет
В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).
Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)
Прошла ее пора. (растирают ладони)
Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)
И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)
Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.
Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:
Все снежинки ветер кружит, (кружатся)
Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)
Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)
Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)
Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.