Как рисовать гуашью
Содержание:
- Изготовление гуаши в домашних условиях
- Какие бывают техники гуаши
- Чем отличается гуашь от акварели?
- Гуашь. Инструкция по применению
- Набор художника – составляющие
- Хорошая гуашь – наименее капризный материал в мастерской художника
- Особенности работы с гуашью
- Гуашь – основные сведения
- Восстановление засохшей гуаши
- Особенности гуаши и полезные советы
- Бумага для рисования: основные характеристики
- LiveInternetLiveInternet
- Разница между гуашью и акварелью
Изготовление гуаши в домашних условиях
Этот материал для творчества в магазине стоит не очень дорого. Поэтому изготавливать его в домашних условиях не всегда является мудрым решением. Но иногда нужно срочно что-то нарисовать гуашью, а магазин уже закрыт. Например, ваш малыш вдруг очень захотел создать картину. Тогда-то и потребуется знание, как сделать гуашь своими руками.
Существует вариант меловой краски. Для нее потребуется обычный мел, вода и красящий пигмент.
- Мел мелко толкут.
- Порошок ссыпают в баночку.
- Добавляют пигмент.
- Разбавляют смесь водой.
Второй способ более простой. Вместо мела берут белую зубную пасту. В нее добавляют пигмент и размешивают.
Можно дополнительно добавить клей ПВА, чтобы сделать краску ярче.
Третий способ идентичен второму, но зубную пасту заменяют пеной для бритья.
В четвертом рецепте используют муку (полкило), соль (2 столовых ложек), растительное масло (2 столовые ложки) и воду. Все это перемешивают миксером. Воду добавляют понемногу, пока смесь не приобретет нужную консистенцию.
Основу разливают по баночкам. В них уже добавляют пигмент. Затем самодельную гуашь тщательно перемешивают.
В качестве пигмента можно использовать пищевые красители, плакатную тушь, краску для принтера, чернила. Подойдет и измельченная в порошок акварель.
Какие бывают техники гуаши
Существуют несколько техник работы с гуашью, дающих различные художественные эффекты. Популярная классификация — по методу нанесения мазков и работы с красочными слоями:
пастозная техника, при которой мазки ложатся практически так же, как в масляной живописи.
лессировка, требующая сильного разбавления краски водой. В этом случае удастся сделать прозрачные мазки поверх основного фона.
сграффито — приём, заключающийся в «гравировке» рисунка. Сначала наносят светлый слой, после его высыхания — тёмный
А потом, дав подсохнуть, рисуют по нему инструментом с тонким острием, осторожно процарапывая верхний слой и обнажая нижний.
Существует классификация и по влажности кисти (но не такая обширная, как у акварели):
- Мокрым по сухому. Используется влажная или полувлажная кисть, при этом предыдущий слой обязательно должен быть сухим. Этот метод позволяет перекрывать предыдущие цвета новыми.
- Мокрым по мокрому. Метод применяется редко и на ограниченной площади, поскольку плохо подходит для гуашевых произведений.
- Сухим по сухому. Кисть тщательно отжимается. Приём хорош для проработки деталей.
Чаще всего художники работают с помощью хорошо отжатой кисти. Поэтому используют синтетическую — она слабее удерживает воду, позволяя наносить более густой красочный слой.
Кроме того, художники используют специальные методы для достижения тех или иных визуальных эффектов. Например, если хорошенько разбавить гуашь водой, можно рисовать красивые туманы.
Выделяется также обширное семейство смешанных техник. Гуашь можно встретить в комбинации с акварелью, пастелью, темперой, карандашом, графитом, углём, пером. Чтобы добиться максимальной выразительности, часто сочетают несколько художественных инструментов.
Так, например, Поль Синьяк (Paul Signac), создавая «Набережную Сены», дополнительно использовал акварель, карандаш и уголь. Уинслоу Хомер (Winslow Homer), работая над «Лунным светом», сочетал акварель, гуашь и графит.
А Валентин Серов во многих гуашевых работах применял темперу.
Чем отличается гуашь от акварели?
Родители школьников часто задают вопрос учителю рисования: «Что принести завтра на урок? Краски или акварель?».
Конечно же, акварель тоже является краской, но каждый школьник по личному опыту знает: ярче и сочнее красит гуашь. Акварель требует к себе более деликатного подхода.
В чем же разница этих красок, которые сопровождают нас с детства в школьном рюкзаке?
Цвет рисунка гуашью и акварелью
Акварель имеет прозрачные и светопроницаемые цвета. При правильном хранении рисунок может сохраняться годами, особенно если убрать работу под стекло и не выставлять на открытый солнечный свет.
Акварельные краски обильно смешиваются с водой, и для достижения яркого цвета надо уметь рисовать слоями. Поэтому достичь желаемой гаммы цветов акварельными красками более трудно, чем гуашью.
Белила в акварели используются не так часто, как в гуаши, в основном для прорисовки деталей, бликов света.
В чем же еще разница в составах двух красок?
Особенности состава акварели:
— тончайший помол красящих пигментов;Для чего? — обеспечивает прозрачность;
— полихромность, в наборе от 16 цветов;Для чего? — для прорисовки слоев;
— cвязующее вещество: мед (для оформительских и школьных красок), гуммиарабик, декстрин, камедь (вишневая или терновая), для художественных красок.Для чего? Для разнесения красок по листу, без скатывания в капли;
— контейнеры акварели небольшие по размеру;Для чего? — для обильного разбавления водой.
Особенности состава гуаши:
— в состав входят белила;Для чего? – для фирменной матовой бархатистости гуаши;
— клей (вишневый, гуммиарабик), при использовании художник может добавить дополнительно столярный клей или наполнитель Aquapasto;Для чего? – для техники Импасто, наложения краски толстыми слоями;
— в наборе для профессионалов имеются оригинальные и флуоресцирующие цвета;Для чего? – для плакатной живописи, создания рекламных баннеров. Например, используются цвета «газовая сажа», «краплак».
Наложение мазков и слоев, различие акварели и гуаши
Гуашь обычно считают плакатной краской, более легкой в применении. Действительно, даже в фильме «12 стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов рисовали плакаты в качестве горе-художников. Гуашью можно рисовать крупными кистями из щетины, тогда как в акварели применяют деликатные беличьи и колонковые кисти.
Гуашью можно наносить пастозные, непрозрачные, массивные мазки. На бумаге виден рельеф мазков. При наложении цветов один слой перекрывает другой и не смешивается. Художник может изменить цвет белилами поверх темных слоев. Ошибиться при работе с гуашью не страшно, всегда можно исправить, закрасить неудачный элемент.
С акварелью такие фокусы не пройдут. Мастер акварели работает почти всегда с палитрой, тогда как в гуаши можно наносить краски на бумагу прямо из банки. Мазки надо стараться делать легкими, летящими, отточенными. Рельеф мазков не виден, краску впитывает в себя и размывает вода. Слои смешиваются друг с другом, создавая оттенки, часто непредсказуемые для художника.
Различия в жанрах
Самое основное различие акварели и гуаши в жанрах. Акварель, требующая большего мастерства, особенно в многослойной технике (лессировке), относится к живописи, рисование гуашью к графическим работам.
Разные рецепты сохранения акварельного и гуашевого рисунка, секреты мастеров
Итак, рисунок гуашью или акварелью готов, и выполнен на славу (в отличие от халтуры горе-художников Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова). Какие различия в сохранении рисунка, выполненного этими красками?
Чего боится акварель: солнечного света. Рисунок лучше убрать под стекло. Старайтесь, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на вашу работу.
Чего боится гуашь: выцветания. Рисунок лучше оформить в паспарту. Перед этим неплохо распылить на работу сахарный раствор. Это придаст некоторую стойкость цветам гуаши.
Гуашь. Инструкция по применению
Если до сих пор вы относились к гуаши как к исключительно «детской» краске, то были правы только отчасти. Эта краска популярна в детском творчестве — рисовать ею удобно, работа с ней не требует специально подготовленных поверхностей, растворителей и закрепителей, а в рисунке довольно легко можно что-то исправить. Но при этом гуашью писали картины именитые художники, используя особенности этой краски. К технике гуаши обращались Анри Матисс, Пикассо, Марк Шагал, Жорж Руо. Технике создания гуаши уже много веков — она использовалась в Европе еще в средние века.
Обнаженная 2. 1952 г. Анри Матисс.
Пабло Пикассо. Мальчик с собакой. 1905 г. Картон, гуашь, пастель.
Гуашь — универсальный художественный материал, подходит как начинающим художникам, так и профи, и позволяет осваивать художественные техники, свойственные другим материалам. Сильно разбавленная гуашь похожа на акварель, а густые мазки гуашевой краски напоминают масло. Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, для детского творчества и акриловая.
- Художественная гуашь — это растертые пигменты, с добавлением дистиллированной воды, белил и гуммиарабика (смолы из высохшего сока различных видов акаций). У этой гуаши отличная кроющая способность, она матовая, бархатистая. Первый слой художественной гуаши впитывается в поверхность, таким образом получается что-то, похожее на грунт, и краска лучше держится.
- В плакатной гуаши вместо белил используется каолин — глина белого цвета из минерала каолинита. Это делает краску более яркой и плотной.
- В гуашь для детского творчества вместо дорогого гуммиарабика добавляют более дешевый клей ПВА. Краска благодаря этому быстрее высыхает, она более стойкая к осыпанию, хорошо ложится на самые разные поверхности. ПВА играет роль закрепителя, и детские рисунки долго не теряют вида и яркости.
- Акриловая гуашь подходит для росписи практически любой поверхности, а после полного высыхания даже не смывается водой.
Для работы с гуашью стоит знать несколько особенностей краски и техники рисования ею. Гуашь — краска непрозрачная, содержит белила, а потому рисовать нужно начиная с более темных тонов, переходя к светлым. Имея перед глазами цветовой круг Иттена, легко разобраться, как смешивать цвета и получать новые оттенки. Цвета-соседи — те, что находятся в соседних секторах круга — смешиваются хорошо. Для создания теней лучше брать цвет из противоположного сектора и добавлять в основной тон. Для тени чаще используют синий, зеленый или фиолетовый цвета, но только не черный. Не используют черный и для получения более темного тона — получится грязь.
Гуашь довольно быстро сохнет, исправления в рисунок можно, когда краска полностью просохла. А затем останется лишь смочить кисть в теплой и чистой воде, немного отжать ее и стереть краску в месте ошибки. Тем же способом можно, например, растушёвывать контуры. Влажная гуашь более яркая, высыхая, она выбеляется из-за содержащегося в ней в ней мела. Это нужно учитывать при выборе цвета. Чересчур мягкие кисти для гуаши не подойдут, лучше взять колонок, козу и синтетику — такие кисти подходят для работы влажной кистью. Рисовать гуашью можно не только при помощи кистей. Поролоновая губка, специальные валики, смятая бумажная салфетка или туго сложенная ткань — все это подходит для гуаши и позволяет добиться интересных текстур. Имейте в виду, что со временем гуашь густеет. Вернуть первоначальную консистенцию можно, добавив в баночку (если мы говорим о баночке стандартного размера) половину чайной ложки теплой кипяченой воды. Затем нужно закрыть краску, отставить на полчаса, а потом очень хорошо перемешать.
Желаем вам творческих успехов в работе с гуашью!
Набор художника – составляющие
Чтобы научиться рисовать, не обойтись без красок. Покупать лучше сразу качественные краски, ведь слишком дешевые хуже ложатся, следовательно, процесс обучения будет менее продуктивным. Новичку не стоит тратиться на профессиональный набор: чтобы начать рисовать с нуля, достаточно иметь основные цвета:
- белила титановые,
- желтый (лимонный, средне-желтый, охра желтая),
- красный (кармин, кадмий),
- синий,
- изумрудный и светло-зеленый,
- черный.
Проще всего работать с гуашью, но взрослый или школьник вполне может справиться с акварелью. Идеальный вариант – не обычная детская, а акварель для художников, которая имеет лучшее качество. Бюджетные наборы из 24 цветов стоят 400-500 рублей. В принципе, для художника достаточно и пяти тонов (красный, синий, желтый, белый, черный), а остальные можно создать путем смешивания. Для соединения красок нужно сразу купить палитру. Форма, материал могут быть любыми. В продаже есть круглые, овальные, квадратные палитры, изделия из дерева, пластика. Размер палитры тоже остается на выбор пользователя.
Не менее важно выбрать хорошую кисть. Начинающим достаточно трех кистей, разных по размеру
Также можно дополнительно купить тонкую кисточку для выполнения точечных рисунков, мелких деталей. Популярнее всего беличьи кисточки – они отлично вбирают воду, дольше отдают ее, потому рисуют без пятен, полос. Такая кисть хороша для лессировки или создания четких контуров.
Подойдет художнику-новичку и колонковая кисть – круглая, с острым кончиком. Ею тоже удобно прорабатывать тонкие контуры, изящные детали в технике рисования акварелью. Обязательно в наборе должна быть плоская широкая кисточка для заливки. Ею выполняют фон или полосы по большой площади холста, листа бумаги. Со временем в коллекцию кистей обычно добавляют веерные, линейные, ретушные
Важно осмотреть кисти на предмет надежности соединения ворса и ручки – оно должно быть очень крепким
Прочие принадлежности в наборе художника:
- Бумага. Для акварельных красок следует покупать специальную бумагу с низким впитыванием, которая не позволит воде промочить лист до его полного высыхания. На простой бумаге для принтера акварель обычно расползается. Лучший вариант – бумага горячего прессования, она дополнительно имеет очень гладкую поверхность.
- Разбавители. Специальные растворители потребуются для разведения масляных красок. Обычно для этого используется льняное масло или терпентин. Органические растворители применять не рекомендуется – они портят структуру масляной краски, убирают красивый блеск. Тем не менее, для очистки кистей от краски нужно купить скипидар, уайт-спирит.
- Холст. Обычно используется для рисования маслом или акриловыми красками. В магазинах есть готовые холсты в подрамниках изо льна, хлопка, синтетики. Натуральные ткани плотные, мало провисают, рисунки выглядят на них более красиво. Самостоятельно сделать холст тоже можно. Для этого надо купить подрамник, обтянуть тканью, после ее прогрунтовать. По мере высыхания грунтовки холст перетянуть немного плотнее.
- Мольберт. Рекомендуется приобретать его, если рисованием планируется заняться всерьез. Мольберт ставится на уровне глаз, что дает отличный обзор картины, помогает правильно работать и быстро искать недочеты. Для малых холстов в продаже есть мини-мольберты.
- Защитный лак. Желательно покрыть картину лаком, это поможет предохранить ее от ультрафиолета, сделает краски насыщенными.
Также для составления набора художника нужно купить баночки для кистей, влажные салфетки, хлопковые тряпочки. Для работы с маслом потребуется мастихин – лопатка для густой краски, удаления засохшего материала и нанесения красивых мазков. Еще стоит купить масленки с зажимами (простые или двойные), которые содержат краску и легко крепятся к палитре.
Хорошая гуашь – наименее капризный материал в мастерской художника
Гуашь – благодатный материал для цветов, пейзажей, натюрмортов, иллюстрации детских книг и сказок. Цветки гуашью получаются как живые за счёт ее матовости, бархатистости, яркости. Пейзажи гуашью также хороши – художнику удается передать свежесть и чистоту красок природы, разнообразие и призрачность ее оттенков в утреннюю и вечернюю пору. Это во многом объясняется тем, что гуашь – водорастворимая краска, она размывается и разбавляется водой до получения нужного оттенка. Назначение гуаши «для декоративно-оформительских работ» делает ее незаменимой для ярких и забавных иллюстраций.
Особенности работы с гуашью
Гуашь — водорастворимая краска, поэтому чтобы получить нужный оттенок, её можно разбавить водой. Если же с водой оказался перебор, то сильно разбавленной гуашью можно рисовать как акварелью.
В случае если на рисунке была допущена ошибка, ее можно исправить. Либо подождать, пока краска высохнет, и смыть влажной кисточкой неудачный мазок, либо наложить один слой на другой (при этом верхний слой может намочить и размыть предыдущий слой, а при чрезмерной густоте получится неровная поверхность). Высокая укрывистость удобна как для прорисовки мелких элементов, так и нанесения обобщенного наброска с последующей детальной живописной проработкой. После высыхания гуашь светлеет из-за присутствия белил в своем составе. Также, не стоит добавлять много белого или черного цвета, это значительно снизит яркость цвета, и сделает оттенки «холоднее». Прежде, чем начать большую работу, поэкспериментируйте с оттенками, сделайте выкраски (тестовые образцы на используемом материале).
Для закрепления работ используют лаки, которые можно наносить кистью или аэрографом. Лаки для работы с гуашью чаще выпускают глянцевыми, и их использование придает законченным работам лёгкий блеск.
Густая консистенция позволяет работать гуашью в различных техниках, в том числе в технике импасто. Способность к растворению делает возможным использовать гуашь в лессировке. Специальные технические приемы помогают гуаши имитировать на холсте различные фактуры. Гуашь часто используется в смешанных полотнах, например ее сочетают с акрилом и пастелью. Поклонники временных тату любят рисовать на себе узоры хорошей профессиональной гуашью, так как она хорошо наносится, быстро сохнет и достаточно легко смывается. Правда, гуашь не предназначена для рисунков на теле: нанести этой краской непоправимый вред своему здоровью вряд ли возможно — но все-таки лучше пользоваться специальной краской с натуральными ингредиентами, так как некоторые виды гуаши, в которых есть вредные химические примиси (напр. фенол) могут вызывать аллергические реакции и ими можно отравиться. Будьте аккуратны.
Гуашь – основные сведения
Гуашь – это разновидность водяных красок, она состоит из растертых пигментов, белил и водно-клеевых связующих веществ. К последним относятся крахмал, гуммиарабик, декстрин. Также в составе некоторых типов краски содержатся фруктовая камедь, глицерин, мед, масло, акрил.
Основное отличие ее от акварели – в непрозрачности. Гуашь была создана на основе акварели путем введения в нее титановой белой краски для увеличения плотности, частичного высветления тонов, их приглушенности. Для детского творчества используется краска, дополнительно содержащая ПВА.
Работа с гуашью довольно проста, рисунки наносятся на разные виды материалов (бумага, стекло, ткань, камни и т.д.). С помощью такой краски можно претворять в жизнь и нетрадиционные идеи: гуашью рисуют на коже лица, тела, на руках, ногтях. Колеры реализуются в баночках по 10-30 мл, но есть и профессиональные упаковки по 500-1000 мл.
Достоинства гуаши очевидны:
- отличная кроющая способность, возможность закрывать темные пятна светлыми красками;
- умеренная стоимость, экономичность расхода;
- быстрое высыхание;
- хорошая растворимость в воде;
- легкость исправления ошибок;
- возможность разбавить засохшую краску водой.
Все указанные свойства позволяют проводить уроки творчества с детьми с применением гуаши. Она поможет научиться рисовать красиво и правильно, при этом техника может быть абсолютно разной. Готовый рисунок не пачкается, покрывать лаком его не надо, разве что, при выполнении на стекле, ткани или керамике.
Восстановление засохшей гуаши
Вам будет интересно:Иванов Сергей Васильевич и его картины
Часто краска становится твердой, как камень. Естественно, рисовать ею невозможно. Но не стоит сразу же выбрасывать баночку с засохшей гуашью.
Для восстановления свойств краски нужно воспользоваться горячей водой. Немного кипятка наливают в гуашь и пытаются размешать содержимое. Можно работать ножом, аккуратно разрезая краску на кусочки, раздавливая их.
Можно на какое-то время поставить закрытую баночку около батареи отопления, если она горячая. Затем содержимое еще раз тщательно размешивают. По необходимости добавляют горячую воду.
Когда состав станет однородным, по консистенции напоминающим сметану, он готов к использованию.
Особенности гуаши и полезные советы
Поэтому художнику во время рисования сложно следить за правильным соотношением цветов и тона. Как правило, светлыми становятся: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, золотистая и изумрудно-зеленая. Темнеют, а затем снова высветляются: краплаки, ультрамарин, сиена натуральная и жженая. Более темного оттенка приобретают: ганза желтая и оранжевая.
Высветляющиеся и темнеющие краски зачастую разводят цинковыми либо серебристыми белилами, которые есть в ассортименте гуашевых красок. Такого «разбеливания» требуют лессировочные, а также полулессировочные краски. Благодаря этому повышается их укрывистость.
Чтобы определить цвет высохшей гуаши, следует воспользоваться заранее подготовленными палитрами. Это значительно упростит процесс рисования начинающему художнику. Вообще работа с гуашью предполагает наличие определенных навыков. Сохранять краски нужно в плотно закрытых баночках в условиях комнатной температуры, не допуская ее понижения до нуля.
С этой целью ее следует заливать водой или однопроцентным раствором столярного или желатинового клея. Краска растворяется в течение нескольких суток, затем нужно ее тщательно размешать до образования однородной консистенции.
Сберегать работы, написанные гуашью, рекомендуется в папках. Их нельзя сворачивать в трубки из-за хрупкости слоя краски. Помимо того, не стоит допускать, чтобы картины терлись друг о друга. Для этого можно использовать прокладки, выполненные из папиросной бумаги. Если же краска была нанесена чрезмерно толстым слоем, то она может растрескиваться или осыпаться.
Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Гуашь: инструкция по применению
5 (100%) 2 голос(ов)
Бумага для рисования: основные характеристики
Если вы уже освоили технику нанесения гуаши, приступайте к написанию картин на специальной основе – ватмане. Такая бумага для рисования гуашью имеет следующие характеристики:
- шероховатая поверхность: это главное условие, чтобы краска лучше «сцепилась» с основой, не растекалась во время нанесения и не осыпалась после высыхания. От полотен с идеально гладкой поверхностью лучше сразу отказаться, поскольку итог разочарует: мало того, что краска ляжет неровно, так она еще может «сбиться» в сгустки;
- толщина не менее двух миллиметров: используя плотную бумагу для рисования гуашью, вы будете уверены в том, что пигмент не пропечатается на обратной стороне, сохранит форму и первоначальный оттенок;
- плотная текстура: это важный показатель, от которого зависит равномерность нанесения краски и качество вашего рисунка – четкость линий и насыщенность оттенков.
Требований к бумаге для рисования гуашью не так много, но все они предельно важные.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения tinary
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Гуашь. Для первых живописных работ обычно выбирают гуашь (кстати, гуашью называются не только сами краски, но и живописные работы, выполненные этими красками). Техника гуаши кажется наиболее простой для начинающего художника, но у этой техники есть некоторые особенности, которые нужно обязательно учитывать. Эти особенности тесно связаны с физическими свойствами краски.
Итак, что же собой представляет гуашь?
Гуашь — это клеевая краска на водной основе. Она растворяется водой и быстро высыхает, за что ее так любят новички и учителя рисования в школах. Но в то же время, эти ее достоинства являются и недостатками. Попробую объяснить.
В гуаши содержится значительное, по сравнению с другими красками, количество пигмента, связанного гуммиарабиком. И если клеевая составляющая растворяется в воде, то цветные пигменты — нет. Кроме того, при производстве, в краски может добавляться мел, который тоже разбавить водой, как вы догадываетесь, трудно. В результате, растворяется гуашь не равномерно, жидко разведенная краска не будет однородной, может появиться цветной осадок. А смесь нескольких сильно разбавленных цветов выглядит совсем непривлекательно.
Отсюда вывод: гуашь — не должна быть прозрачной! Это кроющая краска, и она должна быть достаточно густой, настолько, чтобы бумага и ранее сделанные мазки не просвечивали из-под верхнего слоя.
Однако, многие в начале работы делают подмалевок именно жидкой гуашью. Дело в том, что густая краска не слишком хорошо ложится на бумагу, особенно, если эта бумага имеет глубокую фактуру. Это вполне допустимо, при условии, что мазки верхнего слоя будут достаточно плотными. Еще я встречала такой совет: до начала работы прогрунтовать лист разведенной краской или акриловой грунтовкой.
Хотя сама по себе гуашь не требует специального грунта, на подготовленной основе рисовать может быть легче.
Вот как выглядит тот же фрагмент, прописанный более густой краской:
Поскольку гуашь в разбавленном виде выглядит неважно, она не годится для лессировки. Лессировка — живописный прием, при котором полупрозрачные слои краски наносятся поверх основного цвета
Лессировка — живописный прием, при котором полупрозрачные слои краски наносятся поверх основного цвета.
То есть, гуашью можно только перекрашивать работу, писать так, чтобы просвечивали более глубокие мазки, не получится.
Другой недостаток гуаши заключается в том, что при высыхании она заметно светлеет. Дело в том, что для лучшей укрывистости, при изготовлении гуаши, в нее добавляют белила. Это же придает гуашевой живописи особую мягкость и бархатистость — в случае, если вы не забываете об этом свойстве красок.
На палитре гуашь выглядит совсем не так, как после высыхания, и даже капля белил, добавленная в краску, может буквально убить цвет. Поэтому я советую использовать белила очень аккуратно, только для выявления света и в бликах. Если в замес для теней попали белила, то когда работа высохнет, вы можете обнаружить, что тени пропали вообще.
Высыхает гуашь очень быстро. С одной стороны, это удобно для внесения правок в уже готовую работу. С другой стороны, практически теряется возможность менять или дополнять цвет прямо на бумаге, пока слой краски еще влажный. Кроме того, на готовой работе видны все мазки, а если в гуаши воды больше, чем требуется, то эти мазки будут высыхать в виде не слишком красивых полосок.
Итак, подведем итоги:
Плюсы гуаши:
- Цена. Гуашь дешевле масла или акрила, но и самую дешевую покупать я бы не советовала. Лучше выбрать краску, предназначенную для художественных работ, чем для ученических. Разница между дешевой и более дорогой гуашью может быть огромной.
- Плотность. Хотя я гуашь не слишком люблю, начинать, наверное, лучше все же с нее. Просто, чтобы привыкнуть к работе густой краской. Вернуться к разбавленной почему-то оказывается легче.
- Простота и универсальность. Гуашь не требует специальной подготовки холстов, грунтов и растворителей. Ею можно писать на бумаге, картоне, холсте, дереве.
- Гуашь быстро высыхает — это удобно для правки, а также в плане экономии времени.
Минусы:
- Плохо растворяется водой — если писать сильно разведенной гуашью, останется впечатление грязи в работе.
- Светлеет при высыхании — иногда очень заметно.
Плюсов, как видите, получилось больше. Минусов в гуаши для меня только 2, но значительных. Художники уже несколько веков используют гуашь в работе, правда, в основном, для эскизов. Но для того, чтобы попробовать свои силы, почувствовать цвет, для каких-то декоративных работ, гуашь подходит просто идеально.
Разница между гуашью и акварелью
И гуашь, и акварель – весьма популярные виды красок, которыми пользуются как профессиональные художники, так и любители изредка, в минуты творческого вдохновения, поводить кистью по бумаге.
Как при беглом взгляде на картину безошибочно определить, что именно участвовало в ее создании – гуашь или акварель? И чем вообще отличаются эти, казалось бы, столь знакомые нам краски друг от друга? Попробуем разобраться.
- Гуашь – легко растворяющаяся в воде краска на клеевой основе, плотная и матовая, а также название произведения, выполненного с помощью этой краски.
- Акварель – мягкие и прозрачные краски на водной основе, а также техника живописи или же отдельное произведение, выполненное такими красками.
Сравнение
Если говорить о гуаши и акварели как виде красок, то в первую очередь стоит отметить, что основой и для той, и для другой служит растительный клей, который легко растворяется в воде. Но в гуаши этой клеевой основы, как и красящего пигмента, содержится намного больше, чем в акварели.
Гуашь предназначена для так называемого пастозного нанесения, это кроющая (то есть практически непрозрачная) краска: она позволяет легко исправить недочеты в рисунке. Благодаря такой своей особенности гуашь прекрасно закрывает темными тонами светлые участки, и наоборот.
Гуашь настолько плотная, что при накладывании нескольких слоев будет хорошо виден только один, самый верхний. Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга.
Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость.
Гуашь
Цветную гуашь очень часто смешивают с белой, также присутствующей в наборе, для достижения различных эффектов. Белая гуашь очень интересно смотрится на тонированной бумаге. Акварелью же работают преимущественно только на белой бумаге. В наборах акварели обычно не бывает белого цвета: то место на рисунке, где требуется белый, просто оставляют незакрашенным.
Акварель требует быстроты в работе, поскольку из-за высокой водянистости красок они практически моментально перетекают и смешиваются между собой. Такое качество акварели, как прозрачность, делает эту краску незаменимой для достижения световых эффектов. Гуашь же, особенно наложенная в несколько слоев, великолепно передает фактуру изображаемых предметов.
По сравнению с акварелью она, пожалуй, более универсальна: ее можно наносить как совсем тонкими, так и довольно толстыми слоями, быстро размывать водой, закрашивая невольные ошибки. Поскольку гуашь плотная и непрозрачная, матовая и светонепроницаемая, для нее подходит намного больше основ: это и бумага, и картон, и ткань, и холст, и фанера, и кость, и даже стекло.
Основой для акварели служит только бумага, причем особого качества.
Гуашь дарит рисунку яркость, глубину, насыщенность, фактуру, энергичность. Акварель придает блики, сияние, изысканность, тонкость, нежность, легкость, воздушность.
Акварель
Контейнеры для акварели обычно небольшого объема, ведь акварель все равно придется во время работы сильно разводить водой, в то время как гуашь из объемных баночек можно использовать не разбавляя, особенно если краски достаточно свежие.
Выводы
- Основные свойства акварели – мягкость и прозрачность красочного слоя, что позволяет подчеркнуть естественность цветовых переходов, воспользоваться всем разнообразием оттенков и полутонов. Гуашь отличается плотностью, матовостью и непрозрачностью, отлично подходит для ярких, сочных, насыщенных цветом рисунков.
- Гуашь не растекается по бумаге, ею можно делать четкие рисунки. Акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость.
- Акварель накладывают в несколько слоев, перетекающих друг в друга. При рисовании гуашью виден только самый верхний слой.
- Гуашь отлично подчеркивает фактуру, акварель незаменима при передаче световых бликов.