Как успокоить ребенка во время истерики

Последствия стресса у детей и подростков

  • Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25%.
  • Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.

В чем причина истерик?

Спровоцировать такое поведение ребенка способны несколько факторов:

  • Физическое состояние, если малыш переутомлен, устал, чувствует голод или боль. До 4-5 лет дети не понимают, что хотят есть и  спать и начинают истерить. Поэтому задача родителей держать такие моменты под контролем.
  • Эмоциональное состояние — перегруз эмоций (внутренние переживания). Недостаток внимания или эмоциональной связи с ребенком тоже способствует частым истерикам.
  • Психологическая незрелость — ребенок пока еще не в состоянии остановить себя физически и психологически и не реагировать на определенные события бурно. 

Истерика учит малыша контролировать свои импульсы и свои эмоции. 

Накопленные эмоции в истерике дети могут выразить только слезами. Поэтому родители должны разрешить ребенку выпустить свои сложные эмоции и принять их.

Какая среда нужна ребенку 2-3 лет?

В идеале, по ходу всего периода взросления ребенок должен находиться в заботливом лоне, расширяющемся вокруг него с течением лет. Сначала это — материнская утроба, а после рождения мать превращается для него во внешнее «прибежище». Затем лоном становится комната, квартира, семья, микрорайон, город, страна… Если бы мы только умели сохранять это обволакивающее ощущение теплоты, если бы оно не исчезало, а ширилось с годами, то наши дети чувствовали бы себя в безопасности. Окруженные любовью, они пропускали бы весь мир через себя, чтобы проникаться всё более сильным ответным чувством. Тогда вся их жизнь была бы естественна, приятна и прекрасна.

А потому для поддержки в ребенке чувства любящего окружения матери стоит как можно больше контактировать с ним в первые два-три года, держать его на руках или в слинге — по мере сил и возможностей. Не стоит опасаться привыкания: ведь связь с мамой — самая естественная для малыша вещь. Он должен чувствовать себя так, как будто все еще находится в материнской утробе, ловить ее запах, чувствовать ее прикосновения, нежиться в ее объятиях…

Что же, теперь и из дома не выйти? По правде говоря, несмотря на всю сложность, по крайней мере вначале желательно выходить как можно меньше…

В первые три года стоит всеми силами оберегать ребенка от постороннего окружения и тем более от среды, которая может выглядеть для него враждебной. Он должен по возможности ощущать себя вблизи матери, под ее опекой и защитой. Только в районе трехлетнего возраста он созревает для более широкого «поля деятельности» и начинает прокладывать настоящую связь с внешней средой, развиваясь в социальном плане и по-иному формируя взаимоотношения с матерью.

Луис Сандер, известный исследователь в области психологии развития, пишет, что успешные возвращения к матери после отдалений от нее имеют важные психологические последствия. Когда малыш знает, что у него всегда есть возможность восстановить прежнюю близость в случае необходимости, он свободно раскрепощает весь свой потенциал.

Истерика у ребенка в 2 года

В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?

В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства.  Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому. 

Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:

  • Вы его не поняли и не дали,что он хотел
  • Он не хочет ждать своей очереди
  • Ребенок не смог налить молоко/сок в стакан или поймать мяч, но очень хотел
  • Малыш также может начать плакать, потому что бутерброд не целый, хотя он его только откусил 
  • Сегодня он ненавидит макароны, хотя вчера еще обожал
  •  Мама заговорила в неподходящее время или не так во время игры…

Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи. 

Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет

Поэтому тут очень важно поведение и реакция  взрослых на истерику

Как успокоить ребенка во время истерики

Лучший способ побороть истерику – постараться предупредить ее. Как ранее говорилось, очень часто детские истерики возникают совершенно спонтанно. Однако иногда, с течением времени, родители начинают замечать некоторые закономерности появления капризов. Зная их, вы по первым словам и действиям ребенка сможете предугадать наступление беды и предпринять соответствующие действия
Тут лучше всего будет отвлечь внимание ребенка на что-то другое. Если вы дома, попросите ребенка нарисовать что-нибудь, начните с ним интересную игру или скажите, что вам срочно нужна его помощь в каком-либо деле
Чем младше ребенок, тем лучше действует такой метод.
Попробуйте игнорировать истерику. Иногда это бывает довольно сложно, ведь часто ребенок закатывает истерики в общественных местах. Это, в свою очередь, привлекает огромное внимание у людей со стороны и может вызывать у матери или отца злость или раздражение в отношении ребенка. Если же родители будут вести себя как ни в чем не бывало и не станут обращать внимание на крик и слезы, ребенок поймет, что его «методы» не действуют и, вероятнее всего, успокоится.
Постарайтесь описать ребенку его эмоциональное состояние. Для этого дайте как можно более точные названия его эмоциям, ведь зачастую ребенку самому сложно осознать то, что он чувствует. Когда малыш будет знать, что он испытывает, например, разочарование, ему самому будет несколько проще с этим справиться.
Напомните своему чаду о возможных последствиях такого поведения. Зная, что в следующий раз его не возьмут в магазин или в парк развлечений, ребенок, вполне вероятно, не захочет «закатывать сцен». При этом не забывайте каждый раз превращать свои слова в действия

Очень важно также проявить спокойствие и сдержанность. Ваш уверенный голос поможет малышу более трезво оценить ситуацию и понять, стоит ли того причина истерики.
Придумайте в доме специальное место для истерики

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, отправляйте его туда. Желательно, чтобы это была изолированная комната, где никого нет. Ведь известно, что для истерики ребенку непременно необходим «зритель». Если же его не будет, то и само «представление» утратит какой-либо смысл. Однако тут надо помнить, что темные ванна или чулан не подойдут для таких целей. Ребенок может сильно испугаться и начать плакать уже от страха. Когда истерика случается, например, в магазине, попробуйте лишить героя своей «публики» просто выведя его оттуда.
Выразите ребенку свое сопереживание и сочувствие. Скажите о том, что прекрасно понимаете его чувства, поскольку он остался без новой игрушки. Можно даже пожаловаться ему на то, что вы уже давно хотите новые туфли, а вам их тоже никто не покупает. Таким образом, вы сможете превратить себя в глазах ребенка в «собрата по несчастью», которому тоже требуется поддержка.
Вовлеките самого малыша в борьбу с истерикой. Объясните, что самой вам никак не справиться с «Тетей-Злюкой», которая пришла в гости. Скажите, например, как хорошо помогает ее прогнать улыбка маленького мальчика или девочки. Такой подход сделает вас союзниками в борьбе с общим врагом.

Фобии и стресс у детей причины

фобии и стресс у детей причины

  • Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
  • Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
  • Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
  • Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
  • Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.

Истерики у ребенка 2-3 года – видео от детского доктора Комаровского

На этих видео – записи программ известного доктора, в которых он рассказывает, что такое истерика, и как с этим бороться.

В истерику впадают все дети – и хорошие, и плохие. Если у родителей достаточно силы воли и терпения, малыш после 2-3 концерта прекращает безуспешные попытки манипулировать взрослыми. Ну, как минимум теми, кто на это «не ведется».

Иногда истерика – это просто капризы, иногда – серьезная патология. Задача мам и пап, в первую очередь, выяснить причину такого поведения и либо идти к врачу, либо пересмотреть свои методы воспитания.

Почему ребенок боится воспитателя в садике?

Если практически каждое утро малыш отказывается идти в детский сад, плачет и рассказывает о том, что он боится воспитателя, необходимо постараться выяснить причины данной фобии. Возможно, кроха слишком рано попал в такое учреждение и оказался не готов к новому коллективу. Бывают и более сложные случаи, когда малыш с опаской относится именно к педагогам. Попытаться разобраться со сложившейся ситуацией и выяснить причины возникающего страха можно следующими способами:

  • забирая малыша из садика, расспросите, как прошел его день, чем он занимался;

  • постарайтесь выяснить, реагирует ли малыш подобным способом на всех педагогов или на кого-то одного из них;

  • поговорите с другими родителями и узнайте, как ведут себя их дети;

  • обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателями;

  • попросите малыша нарисовать детский сад и проанализируйте получившийся рисунок (яркая и радостная картинка говорит о хороших эмоциях и впечатлениях, а темные и мрачные тона свидетельствуют о негативном восприятии окружающего. Такие тревожные сигналы требуют особого внимания взрослых);

  • поиграйте дома в детский сад. Пусть роль педагога достанется малышу, а мама/папа выступят в качестве воспитанника дошкольного учебного заведения. Присмотритесь, как себя ведет и что говорит сын или дочь: они неосознанно скопируют взрослого, вызвавшего у них яркие эмоции.

Что делать, если ребенок боится воспитателя?

Выяснить причину возникновения фобии – сделать половину дела для разрешения проблемной ситуации. Перед родителями становится новая задача: что делать дальше?

Если педагог не виноват

В случае если страх – это форма адаптации или предлог, чтобы не ходить в сад и быть поближе к маме, стоит уделить внимание формированию положительного имиджа воспитателя в глазах малыша. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью найти в руководителе группы что-то хорошее, отметить его заботу, доброту, улыбчивость и дать ребенку понять, что его очень любят. Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику

Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику.

Если ребенок боится воспитателя в детском саду, не оставляйте его наедине с негативными эмоциями. Постоянно разговаривайте со своим чадом, расспрашивайте обо всем, что его тревожит, интересуйтесь мыслями и переживаниями. Дети – эмоциональные и открытые маленькие человечки, которым необходима помощь и поддержка.

Также обратите внимание на собственное поведение. Если мама или папа ругаются с воспитателем, кричат или грубят ему, плохо говорят о нем за глаза, то ждать хорошего отношения к педагогу абсолютно наивно: даже самые маленькие дети очень четко считывают, как родители ведут себя с человеком, и копируют эту манеру либо начинают бояться. Если есть вина педагога

Если есть вина педагога

Если конфликт возник из-за манеры поведения воспитателя (громко разговаривает, кричит, пугает физической расправой, наказывает несоразмерно поступку, надолго ставит в угол или даже шлепает), то ситуацию нужно решать уже не с малышом. Попробуйте поговорить с наставником группы. Если другие дети ведут себя аналогично, отказываются ходить в детский сад и при этом воспитатель не желает менять свое отношение к воспитанникам – стоит обратиться к заведующей. 

Помните, что физическое и психоэмоциональное состояние крохи – важнее всего. Не получается решить проблему? Попробуйте сделать небольшой перерыв или переведите малыша в другую группу. 

Мама – главное слово в детской судьбе

Одно из важнейших открытий системно-векторной психологии Юрия Бурлана заключается в том, что ребенок очень тесно психологически связан с мамой, которая дает ему чувство защищенности и безопасности.

Для состояния детей очень важно внутреннее состояние мамы. К сознанию детей мы еще не можем обращаться, объяснять что-то

Дети реагируют бессознательно – кто истерикой, кто упрямством или непослушанием. Если мама сосредоточена на себе, когда ей самой нехорошо, она просто не может дать ощущение безопасности ребенку. Он это чувствует и на прямые указания «успокойся», разумеется, никак не отреагирует. Получим истерику. Ведь это естественная реакция ребенка на подобное в столь раннем возрасте, в 2 года.

Обнимашечки, спокойный, тихий голос и уравновешенное состояние мамочки – лучшее лекарство от истерик.

Как только происходит взаимодействие согласно векторам, ребенок меняется на глазах. Истерики уходят, потому что для них просто нет почвы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана – это практическое знание, оно позволяет решать проблемы в отношениях с детьми очень быстро. Вот многочисленные отзывы родителей, которые навсегда забыли, что такое истерика у ребенка:

Узнать секреты бессознательных детских желаний, а значит, помочь самому родному человечку избавиться от истерик можно уже на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана.

Избавиться от истерик можно! Практические советы

Можно перелопатить множество советов психологов об истериках у детей 2 или 3 лет. Обращаться к Комаровскому и другим. Однако без знаний особенностей зрительного вектора невозможно понять причины истерик у детей.

Как помочь ребенку справиться с этими состояниями? Что делать маме, чтобы у ребенка с 2 лет не возникали истерики?

Вот простые практические советы от системно-векторной психологии:

Прежде всего необходимо насытить жизнь ребенка эмоциональными переживаниями, причем акцент делать на сопереживании и соучастии, пусть вначале это будет даже плюшевый мишка.

С таким ребенком желательно поддерживать игры в театр, в доктора. В этих играх ребенок оживляет и разыгрывает самые разные эмоции и переживания за игрушечных персонажей. Тем самым вы научите его проигрывать разнообразные чувства: радости, сожаления, обиды, злости, жалости и сострадания. И ничего страшного, что эти чувства вместе с карапузом испытывает игрушечный пингвин или бронтозавр.

Проследите за репертуаром мультиков, которые смотрит малыш. Все мультфильмы прежде всего должны проходить через вашу цензуру. Недопустимы всякого рода страшилки, битвы монстров или другие варианты «мочилова», которые все чаще появляются в детских мультиках. Огромное воображение малыша со зрительным вектором быстро вовлекает его в сюжет, но при этом все эти страшилки активизируют в нем врожденные страхи. Если постоянно смотреть такие сюжеты, то у ребенка обязательно будут истерики, а ночью могут сниться страшные сны. А причина очевидна. Так что рекомендуем вам убрать из репертуара такого рода фильмы и игрушки.

Бывает и так, что мама не обладает такой высокой эмоциональностью, как ее малыш, и тогда ребенок испытывает эмоциональный голод. Что же делать с этими эмоциональными троглодитами? Читайте им сказки с выражением – так, чтобы ребенок проживал чувства героев, рассказывайте истории, водите на представления и детские спектакли. Это лучшее, что можно сделать для вашего ребенка, если он истерит по любому поводу и без повода

И не важно, 2 ему года или 3.

Тем самым ребенок не замыкается только на себе. Он дает волю своему воображению, фантазии, проигрывает воображаемые ситуации с игрушками, потом с букашками и животными, затем уже с другими детьми и взрослыми. Когда малышу показывают выход для развития его врожденной фантазии и эмоциональности, ему уже нет смысла закатывать истерики

И даже если такое случается, маме несложно обратить все в игру и перевести внимание малыша с себя на другие предметы, игрушки или людей

Проявления стресса у детей

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Как же быть с истериками?

Когда-то проводили эксперимент с детьми этого возраста. Их сажали смотреть на кубики с одной стороны стола, а напротив сажали куклу и спрашивали: «Какой кубик ты видишь перед собой? А какого цвета кубик видит кукла?». Дети не могли посмотреть на реальность «глазами куклы». Так же они не способны понять, что есть взгляд другого человека. Эта особенность часто проявляется в виде истерик после 1,5-2 лет, если ребенку не установили четких границ с самого рождения. Если до определенного возраста все было можно, а потом вдруг появились запреты и ограничения в разных областях жизни, то малыш не понимает, почему мир так резко изменился, и старается истерикой вернуть его в прежние границы.

Важно в первую очередь выстроить четкие границы, которые вы будете соблюдать изо дня в день. Если сегодня нельзя есть не за столом или ходить босиком по холодному полу, то этого нельзя будет делать и завтра, и послезавтра..

Во-вторых, будьте сами лучшим примером для ребенка в том, как вы устанавливаете и выстраиваете собственные границы, подавайте ему положительный пример во всем. Возможно, сами родители в ответ на то, что не получают желаемого, «закатывают истерику» — обижаются, повышают голос, не разговаривают, хлопают дверью и т.д. (последите за собой).

В-третьих, наберитесь терпения: процесс переучивания более трудный и длительный, чем процесс научения. Истерики будут повторяться и даже поначалу могут стать более яркими — ребенок будет пытаться добиться своего тем способом, который срабатывал до этого.

В-четвертых, делайте все это с любовью

Это очень важно! Ведь истерика — от ощущения ребенка, что мир рушится. Дети очень любят стабильность и повторяемость, а если требования и реакции воспитателей (родителей) не постоянны, меняются, то нет ощущения безопасности мира

Четкие границы в воспитании и четкие «это можно, а это — нельзя» — то, к чему ребенок стремится от природы. Если этого нет, то возрастает его тревожность. Истерика — это «крик о помощи».

Мнение специалиста

Детские истерики — одна из распространенных проблем, с которыми родители обращаются к психологу. Чаще всего с подобной ситуацией сталкиваются родители трехлетних детей, как и было в случае с Антониной. Это связано с тем, что 3 года – это один из так называемых «переломных» моментов в жизни ребенка. Именно в этом возрасте у него возникает потребность контролировать окружающий мир. Очень часто бывает, что малышу гораздо важнее не получить что-то, а доказать себе и окружающим, что он владеет ситуацией. Это, как раз, прекрасно иллюстрирует описанная ситуация, когда ребенок хотел игрушку, хотя «точно такая машина была у него дома». Ему важна не машина, а то, что он может уговорить маму что-то сделать. К слову, несмотря на то, что девочки считаются более эмоциональными, детским истерикам все же больше подвержены именно мальчики.

Очень часто причина столь бурных реакций кроется в неправильном поведении родителей. Самая частая ошибка тут – разрозненный подход к решению этой проблемы между членами семьи. В таком случае ребенку становится сложно определить, как можно себя вести, а как – нет. Например, в ситуации Антонины, бабушка и дедушка были более лояльны по отношению к внуку и шли на уступки. Мама, в свою очередь, совершала отчаянные попытки с этим бороться. Это, кстати, весьма распространенная ситуация: родители выбирают более строгий подход, а бабушки и дедушки имеют склонность баловать внуков. Отец и мать тоже порой не сходятся во взглядах на воспитание

Здесь очень важно, чтобы в случае каких-либо противоречий, родственники обсуждали их без присутствия ребенка. Если, например, отец наказал ребенка за что-то, а мать или бабушка с этим не согласна, то не стоит говорить этого при малыше

Такие вопросы должны решаться сугубо между взрослыми. Вообще, в идеале стоит заранее между собой договориться, как вы будете себя вести при тех или иных обстоятельствах и следовать единой линии поведения. Это поможет ребенку более четко провести для себя черту между дозволенным и непозволительным.

При правильном поведении родителей и остальных членов семьи, решение как успокоить ребенка во время истерики находится само по себе – «переломный» возраст проходит, а вместе с ним заканчиваются и истерики. Безусловно, можно прибегать к предложенным рекомендациям, в некоторых случаях они бывают действительно эффективны

Однако они, скорее, помогают «снять симптомы», что порой тоже очень важно. Главное не забывать о том, что воспитание детей – это очень сложный процесс, на протяжении которого родителям просто необходимо прислушиваться друг к другу и действовать сообща

Истерики у ребенка – помогают ли запреты и наказания?

Любой ребенок тяжело воспринимает запрет, неисполнение своих желаний. Поэтому родителям даже с детьми 2 лет лучше говорить так: «Это нельзя делать, потому что…» То есть обязательно объяснять причину и показывать следствие. Если просто покрикивать на него: «Нет! Нельзя!» — это всегда стресс, который будет проявляться истериками у ребенка, то есть он будет всеми силами своей детской души сопротивляться тому, что его желание не исполняется.

С другой стороны, не следует впадать в другую крайность – исполнять все желания ребенка, тогда получим со стороны малыша манипуляции – истерики, чтобы получить желаемое.

Истерики у ребенка 2-3 лет – советы психолога

Если истерика – обостренные капризы, маме ни в коем случае нельзя сдаваться и идти у ребенка на поводу. Проделав с успехом такой трюк однажды, малыш всегда будет использовать его.

Если ребенок не слушается, это одно, а если причина истерики не в капризах – всегда обращайтесь к специалисту.
Истерику всегда легче предупредить, чем ликвидировать

При первых признаках того, что ребенок сейчас зайдется в приступе, нужно переключить его внимание. Хорошо помогают отвлекающие маневры вроде «смотри-ка, что это у нас тут» или «ой, а мы же сегодня бабушке не звонили, а давай вместе позвоним».
Учите ребенка разговаривать

Малыш должен знать, что он уже большой, и для решения его проблемы нужно не плакать и истерить, а рассказать о проблеме взрослым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector