Вирусная инфекция у грудничков

Почему важно носить ребенка на руках

У каждого ребенка есть врожденные ожидания. Они заложены на бессознательном уровне и определены всем накопившимся опытом человечества за тысячи лет вынашивания, рождения и ухода за детьми. Малыш ожидает, что мама после рождения будет кормить его грудью, вместе с ним спать, носить на руках, ухаживать, любить его. 

Мамины руки – это первое место, куда попадает ребенок сразу после рождения. В идеале, если не требуются медицинские вмешательства. Быть на маминых руках – это врожденная потребность, один из кирпичиков формирования привязанности и доверия к маме и миру, а не способ манипулирования взрослым, как это сейчас модно считать. Представьте: только что родившийся кроха ждет момента, как бы заставить родителей подчиниться ему, как бы сделать так, чтобы мама носила его. Звучит крайне странно.

Итак, почему же важно брать и носить кроху как можно чаще:

  • На ручках у мамы ребёнку спокойно. Именно этим объясняется факт того, что когда его берут на руки, во многих ситуациях малыш сразу же успокаивается: чувствует запах мамы, ее сердцебиение. Равномерные шаги мамы и покачивания напоминают ребенку его пребывание в утробе.  
  • «Ручки» способствуют развитию нервной, иммунной и эндокринной систем ребёнка, головного мозга. Правильные позы для ношения помогают развитию позвоночника и тазобедренных суставов, опорно-двигательного аппарата. Даже простые прикосновения и поглаживания стимулируют улучшение кровообращения. 
  • Прикосновения способствуют выработке в организме малыша определенных нейромедиаторов – химических веществ, которые снижают уровень гормонов стресса. Поэтому, поглаживания или ношения на руках воспринимаются мозгом крохи как сигналы безопасности.
  • Когда мама берет ребенка на руки, это еще  говорит малышу о том, что он нужен и важен, любим.

Для мамы ношение младенца на руках имеет свой психологический смысл. Так она знакомится с ребенком, узнает его, учится замечать и отвечать на его потребности. Между ними устанавливается и зрительный контакт еще на этапе младенчества, мама и ребенок как бы «подключаются» друг к другу. Таким образом, ребенок имеет возможность изучать мамино лицо и ее реакции на происходящие события. Так и он сам учится реагировать на происходящее и оценивать его по маминой реакции.

Волшебную силу ручек  доказывает факт выхаживания недоношенных детей. В некоторых отделениях по уходу за такими младенцами практикуют подход, при котором родителям разрешается приходить и каждый день определенное количество времени носить малыша на руках. Отмечено, что такие малыши быстрее набирают вес и поправляются, лучше компенсируются после перенесенных травм и заболеваний.

Желание быть на руках мамы – это не блажь и манипуляция, а вполне естественное желание. А вот желание мамы побыстрее спустить ребенка с рук и приучить его чуть ли не с рождения к самостоятельности в некоторых случаях может обернуться для него психологической травмой. 

Привычка брать чужие вещи

В определенный период взросления дети нередко начинают брать чужие вещи. Иногда это происходит из чувства зависти и обделенности, иногда ребенок берет чужое, потому что хочет его кому-то подарить (взял телефон у друзей семьи, чтобы подарить маме) или кому-то помочь (взял у кого-то деньги, чтобы облегчить материальные трудности семьи).

Помните, что примерно с 6-ти лет дети уже понимают, о чем говорят взрослые, и могут идентифицировать семейные проблемы (например, если мама вечно жалуется на недостаток денег). Поэтому их привычка брать чужое может быть обусловлена желанием поправить состояние дел.

Но с этим также можно и нужно бороться, и вот как:

1. Научите ребенка понимать цену деньгам. Рассказывайте ему, сколько что стоит, переводя цену в эквивалент доступных ему вещей (например, курточка стоит столько же, сколько 20 машинок, 30 шоколадок и т.п.).

2. Предложите ребенку начать копить деньги, чтобы у него самого появилась возможность что-то себе покупать. Можете давать ребенку определенную сумму на карманные расходы, чтобы он учился планировать свои расходы.

3. Спрячьте семейные деньги там, где ребенок не сможет их найти и взять.

4. Даже если вы уличили ребенка в воровстве, не вешайте на него преступных ярлыков, попытайтесь понять его мотивы, расскажите, что ругаете не его, а его плохой поступок.

5. Не говорите ребенку, что вы стыдитесь его из-за подобной промашки, не сравнивайте малыша с другими детьми, которые никогда не брали чужого.

6. Если ребенок взял без спроса чужую вещь, не возвращайте ее хозяину сами – пусть это сделает сам ребенок, а заодно извинится за свой поступок. Необходимость нести ответственность за содеянное лучше всего отучает от плохих привычек.

Теперь вы знаете, как справиться с вредными привычками вашего ребенка. Проявляйте терпеливость и сдержанность в этой нелегкой борьбе, не злитесь на малыша и не ругайте его за недостатки. Помните, что ваша задача – деликатно помочь малышу избавиться от плохой привычки, так, чтобы не вызвать у него комплексов и фобий. Удачи вам!

Руки

Нередко у ребенка шелушится кожа на руках, в частности на пальцах. Обычно это происходит в таких случаях:

Время года. Чаще всего кожа на руках шелушится зимой или в холодное время года. Морозный ветер сильно сушит кожу малышей. Резкие перепады температуры приводят к утрате влаги и нежелательному шелушению.
Дефицит витаминов. Зимой и в начале весны практически у всех детей наблюдается дефицит витаминов А и Е. Кожа на руках становится тусклой, утрачивает эластичность, на ней появляется шелушение.
Чрезмерное мытье рук

Ребенка важно приучить мыть руки после прогулок, после посещения туалета или перед приемом пищи. Но в этом вопросе нельзя доходить до крайностей, чтобы частое мытье не высушило нежную кожу.
Контакты с химией

Активно провоцируют шелушение кожи рук антисептики в виде спреев, гелей, влажных салфеток, а также использование антибактериального мыла. Также к проблемам с эпидермисом может привести регулярный контакт малыша с некачественными игрушками, окрашенными с использованием агрессивных средств.

Также кожа на руках у детей шелушится при наличии аллергии, глистной инвазии, инфекции, при различных дерматозах, грибковых заболеваниях или патологиях соединительной ткани.

Отягчающие обстоятельства

Ему требуется все больше времени, чтобы «закачаться», а уснув, он просыпается все чаще, особенно после полуночи и ближе к утру. Часто такие дети утром вскакивают ни свет, ни заря, поскольку не умеют досыпать сами.

Как маме уложить ребенка без укачивания в такой ситуации?

Да никак. Либо он больше не уснет и целый день будет накалять свою нервную систему, либо вы все же смилуетесь и покачаете его, убив на это остатки своего утреннего сна. В любом случае, ваш день пойдет насмарку.

Почему так происходит?

К 4 месяцу у маленького человечка меняется структура сна, меняется продолжительность каждой фазы его циклов:

  1. Именно под утро большую часть его теперь составляют поверхностный и быстрый сон, при которых кроха просыпается, как говорится, от малейшего шороха;
  2. А заснуть уже не может, поскольку организм не имеет навыка «самоукладывания», ему необходимо качание.

Ведь именно с 4 месяцев у малютки начинают вырабатываться устойчивые привычки.

С другой стороны, нервная система малыша уже достаточно созрела для того, чтобы он мог засыпать  без укачивания.

Поэтому, если вам интересно не только как, но и когда можно отучить ребенка от укачиваний перед сном, то знайте, что в районе 4-6 месяцев это вполне можно пробовать сделать.

Постоянное укачивание ребенка может приводить к следующим последствиям:

Нервная система таких детишек по мере роста сильно перегружается тем, что ребенок не в состоянии уснуть без укачивания. И даже при смене циклов сна, малышу будет требоваться качание;

Также актуальная статья по этой теме: Ребенок хочет спать, но не может уснуть>>>.

Вот и получается, что вы будете вынуждены не отдыхать во время сна ребенка, а постоянно его подкачивать.

С каждым месяцем будет все труднее укачивать мальца, поскольку он постоянно растет, набирает вес. Ваши руки и позвоночник постоянно перегружаются;

Поэтому вопрос – как отучить от укачивания ребенка в год, по мне, сильно припаздывает по срокам: заниматься этим лучше пораньше: свой организм тоже нужно беречь.

Чем позже ребенка начинают отучать от укачивания, тем с большим сопротивлением приходится столкнуться родителям.

Правда, есть случаи, когда  ребенок нуждается в укачивании, вы это видите и понимаете, что сейчас точно не получится.

Чаще всего это те детки, которые:

  1. Родились раньше срока;
  2. Столкнулись с тяжелыми родами;
  3. Родились при помощи кесарева сечения;
  4. Обладают очень подвижным, холеричным темпераментом (о том, как воспитывать таких малышей, читайте в статье Ребенок-холерик>>>).

Нервная система таких младенцев более чувствительная. Здесь целесообразнее будет спросить не как, а когда уже можно отучить ребенка от укачиваний перед сном?

Совет в этом случае, такой: следуйте за материнской интуицией, смотрите на поведение и состояние ребеночка.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость. Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела. Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу. И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Отучаем ребенка от рук – в каком возрасте?

Существует множество теорий насчет того, когда необходимо отучать детей от мамочкиных ручек.

Некоторые родители начинают сокращать количество тактильных контактов, когда деткам исполняется полгода. К этому моменту малыш уже пытается сесть, больше интересуется окружающей действительностью. Мамы вводят прикорм, а значит, уменьшается и число кормления грудью.

Однако не всегда родительское решение совпадает с готовностью малыша. Некоторые дети так сильно психологически привязаны к матери, что испытывают спокойствие лишь в ее присутствии.

Другие крохи просто избалованы неправильным поведением добрых домочадцев и не хотят менять устоявшуюся привычку.

Аргументы против совместного сна

Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

  • Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
  • Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
  • Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
  • Малыш родился недоношенным.

Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:

  • Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
  • Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
  • Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.

Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

Когда отучение действительно необходимо?

Молодую маму, привязанную к своему малышу, легко могут сбить с толку соседки, подруги, родственники и даже педиатр, давая как дельные советы по воспитанию, так и совершенно бесполезную информацию. Наслушавшись разных мнений, познакомившись с современными методиками воспитания, молодая женщина невольно убеждается в том, что тесный контакт с грудничком на протяжении нескольких месяцев – едва ли не патология. Мамы ходят видеть своих детей не только здоровыми, но и самостоятельными и успешными. Некоторые психологи считают, что «ручные» дети патологически привязаны к матерям и даже став взрослыми, не утрачивают инфантильности.

Не стоит принимать чужое мнение близко к сердцу. Принимать решение нужно, руководствуясь только родительской интуицией.

Отучение малыша от рук актуально в нескольких случаях:

  1. Мама грудного ребенка может сильно уставать. В этом случае целесообразно обсудить ситуацию с супругом. Если есть возможность, лучше нанять помощницу по дому. Если таковой возможности нет, рекомендуется «подключить» бабушек и тетушек. Это даст возможность матери уделять больше внимания своему малышу. Но если ни один из вариантов невозможен, то пребывание грудничка на руках нужно ограничивать. Ведь ребенку нужнее спокойна и отдохнувшая мама.
  2. К сожалению, многим молодым мамам приходится выходить на работу, не дожидаясь окончания «четвертого триместра». В этом случае раннее дистанцирование от матери оправдывается. Но отказывать младенцу в тактильном контакте не стоит. Педагоги и педиатры рекомендуют приучать его к другим людям – бабушкам, няням, сестрам. А в свободное от работы время эмоциональный контакт можно наладить.
  3. Бывает, что мамы патологически боятся за своих малышей. Даже дома, вместо того, чтобы позволить крохе поиграть на полу, держать его на ручках. В этом случае, страх мамы передается ребенку, он начинает воспринимать мир как потенциально опасное место. И как результат – просятся на ручки всегда и везде.
  4. После шести месяцев малыш уже должен активно познавать мир, а не сидеть на руках. Поэтому, начиная с пяти- шести месяцев нужно плавно отучать его от маминых рук, привлекая к изучению мира и поощряя навыки ползания.

Ирина, мама Игната, 1 год: «Я сама виновата, что приучила сына к ручкам. У нас дома живет собака, и вместо того, чтобы отдать ее кому-то, я держала Игнатика все время на руках. Ведь как ни мой собаке лапы, а микробы все равно есть! В 5 месяцев, когда он начал ползать, я ограничивала его только детской, куда собаку не пусками. В итоге ему 1 год, и он просится на ручки и в гостях в незнакомой обстановке, и даже на улице, когда видит собаку. Отучаем, конечно, но сейчас это уже очень проблематично».

Держать на руках — неудобно

Согласна, не всегда есть возможность проводить все свое время только с младенцем. И не всегда это удобно:

Другим домашним тоже нужно ваше внимание.
Никто не отменял готовку, стирку, глажку, уборку (читайте полезную статью Как все успевать после родов молодой маме>>>).
Когда ребенок все время засыпает на руках, это мешает полноценному маминому сну ночью, ведь он в первые месяцы просыпается на ночные кормления по нескольку раз за ночь.

То есть, обеспечивая ребенку максимально комфортные условия, вы в буквальном смысле связываете себя.

К тому же, не так уж редки ситуации, когда вы по состоянию здоровья просто не можете позволить себе такую роскошь.

Как отучить младенца засыпать на руках? Дать ему вариации засыпать и расслабляться в других условиях, при этом ощущая себя в безопасности и тепле:

Позвольте ему засыпать и спать рядом с вами, на одной кровати (при этом вам не придется постоянно просыпаться и вставать, чтобы покормить малыша).

Попробуйте носить кроху в слинге.

Это даст вам возможность сделать что-то по дому, но не нарушит вашего физического и психологического единения.

Оставляя кроху в кроватке, показывайте ему, что мама все равно рядом: подходите на каждый его зов, гладьте, говорите с ним.

Вы для него — гарант порядка вещей и событий, их безопасности для него.

Создать ощущение защищенности поможет и ваша нательная вещь, которую вы оставите с ребенком в кроватке, ведь рядом постоянно будет мамин запах.

Расскажу об этих заболеваниях.

Дисфункции мочевого пузыря — целая группа состояний, обычно проявляющихся и дневными жалобами.

Мочевые инфекции — проявляются увеличенным количеством бактерий и лейкоцитов в анализах мочи

Хронические заболеваний почек — сопровождаются также отставанием в физическом развитии или даже потерей массы тела, повышением артериального давления, отеками, нарушениями в анализах мочи — повышением уровня белка и красных кровяных клеток. 

Доктор легко исключит это состояние по вашим жалобам, результатам осмотра, довольно простым  анализам мочи и крови.

Врождённый клапан задней уретры  — врожденная аномалия в виде  складок слизистой оболочки на выходе из мочевого пузыря, которые   препятствуют его опорожнению.

Проявляется неполным опорожнением мочевого пузыря — даже после мочеиспускания можно нащупать  наполненный мочевой пузырь. Также проявляется слабой или прерывистой струей,  затрудненным началом мочеиспускания, повторными мочевыми инфекциями.

Эктопия уретры у девочек— неправильное расположение выхода мочеиспускательного канала. Основная жалоба — постоянное подтекание мочи.

Тяжелые запоры.

Ссылки на мои заметки по этой теме:

И отличное видео о причинах запоров — на английском, но там все понятно и без перевода…

Серповидно-клеточная анемия — очень редкое в России заболевание крови.

Судороги — проявляются в стереотипных приступах — определенные движения, остановка взора, мгновенная потеря тонуса мышц.

Сахарный диабет — проявляется в повышенной жажде, учащенном мочеиспускании, быстрой потере массы тела, сахаре в моче.

Несахарный диабет — редкое состояние, которое проявляется жаждой, большим объемом выделяемой за сутки мочи очень низкой плотности.

Спинальный дизрафизм  — группа заболеваний спинного мозга и позвоночника, которые могут проявляться в нарушениях работы тазовых органов, в том числе и мочевого пузыря.

Обструктивное апноэ сна — кратковременные эпизоды нехватки кислорода в мозге могут заставить ребенка обмочиться.

Кстати, в начале сентября моя коллега замечательный ЛОР и фониатр Анна Колесникова рассказывала об этой проблеме в своем инстаграме https://www.instagram.com/lor_kolesnikova/

Острицы — проявляются обычно зудом в области ануса вечером и ночью.

Первичная  полидипсия — состояние, когда ребенок просто очень много пьет. Возникает по разным причинах, часто бывает психогенным.

Воспитывать, но не баловать

Практически всех родителей беспокоит вопрос: как не избаловать ребенка, как не допустить того, чтобы он стал «ручным» настолько, что не будет отпускать от себя мать ни на минуту? Мы договорились, что ребенка следует брать на руки, если он нездоров, если он плохо себя чувствует и в том случае, когда ему скучно и он нуждается в общении. Но ведь малыш может очень быстро привыкнуть к тому, что его носят на руках, и станет требовать этого постоянно! Как этого избежать?

Чтобы ночь была спокойной…Как быть, если малыш не желает засыпать в своей кроватке и плачет по ночам? Опять-таки, если вы уверены, что это не беспокойство из-за голода или дискомфорта, то подойдите к нему (не беря в этом случае на руки и не включая яркого света). Погладьте ребенка по голове, спинке или животу, поговорите с ним немного, спойте колыбельную. Если ребенок не заснул в течение нескольких минут, спокойно и уверенно скажите малышу любого возраста, что пора спать, что вы оставляете его одного, для того чтобы он мог спокойно уснуть, и отойдите от кроватки. Таких попыток может быть несколько. Если же ребенок громко протестует против того, чтобы засыпать самостоятельно, то вы можете на некоторое время взять его на руки и посидеть с ним в кресле, не качая. Качать ребенка на руках не следует ни в каком возрасте. Это условие выполнять родителям всегда сложно: мы качаем детей на инстинктивном уровне. Но дело в том, что если ребенок заснул при укачивании, то после того, как вы положите его в кроватку, он может проснуться именно от того, что качание прекратилось. В дальнейшем он может настолько привыкнуть к укачиванию, что засыпание без этого станет для него практически невозможным.

Советы просты — и одновременно трудновыполнимы: доверяйте своей интуиции, приучайте ребенка к самостоятельным играм постепенно, не усердствуйте слишком в стремлении быть все время рядом с ребенком. Как это претворить в практику? Прежде всего, договоритесь со всеми домочадцами, что не будете всей семьей со всех ног кидаться к малышу, как только он подаст голос. Если вы методом исключения выяснили, что ребенок сейчас капризничает потому, что ему хочется, чтобы вы побыли с ним рядом, то попробуйте поиграть с ним, не беря на руки, Лучше всего разместиться рядом с кроваткой или перенести ребенка на ковер. Предлагайте ему несколько вариантов развлечений, соответствующих его возрасту, прикасайтесь к нему, гладьте его по голове и спинке в процессе игры, комментируйте все, что происходит, спокойным и приветливым голосом, напевайте песенку. Продолжительность такой игры может быть от 20 минут до получаса. После этого оставьте ребенка одного, ласково сказав ему, что теперь он поиграет сам, а вы будете рядом. Приучайте его играть самостоятельно, увеличивая постепенно это время. Ребенок должен знать, что вы поблизости и подойдете к нему, как только он позовет вас. Надо сказать, что в первые 3-4 месяца жизни кроха еще не может занять себя, и совершенно бесполезно приучать его к «самостоятельности». Если других причин беспокойства нет и малыш успокаивается только на руках — не стоит отказывать ему и себе в удовольствии побыть вместе.

Способность определять, по какой причине плачет малыш, приходит к маме с опытом. Обычно к возрасту трех месяцев мама уже более-менее разбирается в оттенках настроения своего крохи. В этом возрасте у ребенка уже установился режим дня, и, следовательно, мама может ориентироваться в том, что именно пора делать малышу — спать, есть или играть. Есть еще один немаловажный момент: чем более уравновешена мать, чем более она уверена в своих силах, тем спокойнее ребенок, тем меньше» он склонен к капризности и привычке все время находиться на руках. Поэтому, прежде всего, доверяйте себе, своему материнскому сердцу — оно обязательно подскажет, как вести себя в той или иной ситуации. Позволяйте себе от всего сердца любить ребенка, испытывать радость от общения с ним, но ни в коем случае не становитесь его рабом — это сослужит ему плохую услугу. Уставшая, измученная мать, которая не спускает ребенка с рук, становится раздражительной, а это не может не сказаться на ваших взаимоотношениях с малышом. С другой стороны — ребенок, который не умеет играть самостоятельно, растет слишком зависимым от родителей, что также не лучшим образом отражается на его развитии. Итак, ребенка нужно брать на руки. Обязательно. В тех случаях, когда он не может без вас обойтись, когда ему плохо, когда он очень расстроен или нуждается в общении. В остальных — можно брать, но можно и предложить ему побыть одному

Важно не беспокоиться слишком по этому поводу, доверяя себе и своему малышу

Причины энуреза

В каждом конкретном случае ночной энурез у ребенка объясняется, как правило, не одной какой-то причиной, а сразу комплексом факторов. Это, прежде всего:

  • задержка развития структур головного мозга, контролирующих мочеиспускание;
  • недостаток антидиуретического гормона (АДГ). Под воздействием данного гормона почки снижают содержание воды в моче в ночное время, в результате ночью мочи вырабатывается меньше. Если гормона вырабатывается недостаточно, у ребенка ночью происходит переполнение мочевого пузыря;
  • нарушения сна. Если ребенок спит слишком крепко, он просто не может проснуться, когда ему нужно в туалет. Такого ребенка сложно разбудить, в момент внезапного пробуждения он может испытывать необоснованный страх, нарушение ориентации в пространстве, двигательное перевозбуждение. Энурез нередко сопровождается сноговорением или хождением во сне;
  • заболевания мочевой системы и половых органов (пиелонефриты, циститы и т.д.). Симптомом подобных заболеваний являются более частые позывы в туалет. Вообще, для детей, страдающих энурезом, характерно снижение критического объема мочи: они способны удерживать без мочеиспускания меньшее количество мочи, чем их сверстники;
  • глистные инвазии. Острицы могут заползать в уретру (у девочек), раздражая слизистую и вызывая мочеиспускание;
  • неврологические расстройства и стрессы. Нервное напряжение, испытываемое ребенком, может стать причиной неконтролируемого ночного мочеиспускания. Дети так часто реагируют на конфликты в семье, развод родителей, потерю близких, проблемы в школе. В некоторых случаях энурез является одним из проявлений повышенной возбудимости нервной системы, которая, в свою очередь, может быть следствием родовой травмы;
  • эндокринные нарушения. В этом случае у ребенка, кроме энуреза, могут наблюдаться избыточный вес, потливость, отеки, склонность к аллергии;
  • аденоиды (разрастания носоглоточной миндалины). При аденоидах мозговой центр, отвечающий за мочеиспускание не получает необходимого количества кислорода, что вызывает его расстройство.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector